Псалом 141

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Add notice: From Wiki)
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
 
(11 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}
+
{{О_статье
 +
|ТИП СТАТЬИ=4
 +
|СУПЕРВАЙЗЕР=
 +
|УРОВЕНЬ=
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|АВТОР1=
 +
|АВТОР2=
 +
|АВТОР3=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ПРОЕКТ=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
|ПОДТЕМА=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=23/11/2010
 +
}}
-
'''Сто сороковой псалом''' — 140-й псалом из книги [[Псалтырь]] (в [[Масора|масоретской]] [[Псалтирь#Нумерация псалмов|нумерации]] — 141-й). Известен по первым словам «Господи, воззвах» ([[Церковнославянский язык|церк.-слав.]]) и «Dirigatur» ([[Латинский язык|лат.]]). Используется в большинстве восточно-христианских обрядов ([[византийский обряд|византийский]], западно- и восточно-сирский, [[армянский обряд|армянский]], эфиопский) в качестве обязательного псалма на [[вечерня|вечерне]] и/или как входящий вместе с псалмами 141, 129, 116 в группу «Господи, воззвах». В [[Православная церковь|Православной церкви]] используется также на [[литургия преждеосвященных даров|литургии преждеосвященных даров]] в качестве самостоятельного песнопения («Да исправится молитва моя»).
+
'''Сто сорок первый псалом''' — 141-й псалом из Книги [[Теhилим (Псалмы), библейская книга|псалмов]], в [[Септуагинта|Септуагинте ]]140-й.  
-
== Авторство и содержание псалма ==
+
Этот псалом когда-то читали в предвечерней молитве. Просьба к Всевышнему уберечь праведника от соблазнов, от злодеев, которые уговаривают присоединиться к ним.
-
Как указывает надписание, автором псалма является царь [[Давид]]. По общему мнению толкователей Давид написал его, когда скрывался от царя [[Саул]]а ({{Библия|1Цар|22}}). Псалом представляет собой молитву находящегося в опасности человека, в которой он просит с одной стороны об избавлении от этой опасности, с другой — о том, чтобы опасная ситуация не спровоцировала его на совершение греха. В тексте псалма содержится важная мысль, что [[молитва]] не менее ценна Богу, чем ветхозаветные вечерние [[жертвоприношение|жертвоприношения]] и [[каждение]] (см. {{Библия|Чис|28:4}} и {{Библия|Исх|30:8}}).
+
=== История использования в Православной церкви ===
 +
Известен по первым словам «Господи, воззвах» ([[Церковнославянский язык|церк.-слав.]]) и «Dirigatur» ([[Латинский язык|лат.]]). Используется в большинстве восточно-христианских обрядов ([[византийский обряд|византийский]], западно- и восточно-сирский, [[армянский обряд|армянский]], эфиопский) в качестве обязательного псалма на [[вечерня|вечерне]] и/или как входящий вместе с псалмами 141, 129, 116 в группу «Господи, воззвах». В [[Православная церковь|Православной церкви]] используется также на [[литургия преждеосвященных даров|литургии преждеосвященных даров]] в качестве самостоятельного песнопения («Да исправится молитва моя»).
-
== «Господи, воззвах» ==
 
-
=== История использования в Православной церкви ===
 
В связи с тем, что в тексте молитва сравнивается именно с вечерним жертвоприношением, псалом 140 уже в [[IV век]]е занимает место в чине [[вечерня|вечерни]]. В [[Апостольские постановления|Апостольских постановлениях]] ([[380 год]]) он упоминается как вечерний псалом, [[Иоанн Златоуст]] в своих комментариях называет этот псалом поющимся ежедневно. До введения в чин вечерни [[псалом 103|предначинательного 103 псалма]] псалом 140 открывал вечерню.
В связи с тем, что в тексте молитва сравнивается именно с вечерним жертвоприношением, псалом 140 уже в [[IV век]]е занимает место в чине [[вечерня|вечерни]]. В [[Апостольские постановления|Апостольских постановлениях]] ([[380 год]]) он упоминается как вечерний псалом, [[Иоанн Златоуст]] в своих комментариях называет этот псалом поющимся ежедневно. До введения в чин вечерни [[псалом 103|предначинательного 103 псалма]] псалом 140 открывал вечерню.
Строка 18: Строка 30:
В студийской традиции «Господи, воззвах» обогатилось обширным сводом [[стихира|стихир]], исполнявшихся ежедневно. Тайная молитва входа переместилась к моменту пения последних стихир, а сам вечерний вход клириков в алтарь стал совершаться после окончания «Господи, воззвах» — во время пения ещё более древнего песнопения «[[Свете тихий]]».
В студийской традиции «Господи, воззвах» обогатилось обширным сводом [[стихира|стихир]], исполнявшихся ежедневно. Тайная молитва входа переместилась к моменту пения последних стихир, а сам вечерний вход клириков в алтарь стал совершаться после окончания «Господи, воззвах» — во время пения ещё более древнего песнопения «[[Свете тихий]]».
-
=== В современном богослужении Православной церкви ===
 
В современном богослужении «Господи, воззвах» представляет собой блок псалмов 140, [[псалом 141|141]], [[псалом 129|129]] и [[псалом 116|116]] со [[стихира]]ми. В приходской практике обычно поются только первые два стиха 140 псалма («''Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое; воздеяние рук моих — как жертва вечерняя''») с припевом «Услыши мя, Господи», а затем отдельные стихи из псалмов со стихирами. Количество стихир переменно (4, 6, 8, 10), зависит от дня недели, праздника, времени года и т. д. и определяется [[Типикон]]ом. Максимальное число стихир на «Господи, воззвах» — 10, полагается только на воскресных великих вечернях (то есть в субботу вечером), вечером первых пять воскресений [[Великий пост|Великого поста]] (эти вечерни вседневные, но на них поётся великий [[прокимен]]), накануне [[Вознесение Господне|Вознесения Господня]]. На вечернях других (кроме Вознесения) двунадесятых праздников полагается 8 стихир и т. д. Типиконом же определяется сочетание стихир в случае, когда с воскресеньем совпадают праздники в честь почитаемых святых. От количества стихир на «Господи, воззвах» происходит название служб в честь этих святых («на шесть», «на восемь»).
В современном богослужении «Господи, воззвах» представляет собой блок псалмов 140, [[псалом 141|141]], [[псалом 129|129]] и [[псалом 116|116]] со [[стихира]]ми. В приходской практике обычно поются только первые два стиха 140 псалма («''Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое; воздеяние рук моих — как жертва вечерняя''») с припевом «Услыши мя, Господи», а затем отдельные стихи из псалмов со стихирами. Количество стихир переменно (4, 6, 8, 10), зависит от дня недели, праздника, времени года и т. д. и определяется [[Типикон]]ом. Максимальное число стихир на «Господи, воззвах» — 10, полагается только на воскресных великих вечернях (то есть в субботу вечером), вечером первых пять воскресений [[Великий пост|Великого поста]] (эти вечерни вседневные, но на них поётся великий [[прокимен]]), накануне [[Вознесение Господне|Вознесения Господня]]. На вечернях других (кроме Вознесения) двунадесятых праздников полагается 8 стихир и т. д. Типиконом же определяется сочетание стихир в случае, когда с воскресеньем совпадают праздники в честь почитаемых святых. От количества стихир на «Господи, воззвах» происходит название служб в честь этих святых («на шесть», «на восемь»).
Строка 57: Строка 68:
* [http://www.pravenc.ru/text/166335.html «Господи, воззвах» — статья в Православной энциклопедии]
* [http://www.pravenc.ru/text/166335.html «Господи, воззвах» — статья в Православной энциклопедии]
* [http://www.pravenc.ru/text/168638.html "Да исправится молитва моя — статья в Православной энциклопедии]
* [http://www.pravenc.ru/text/168638.html "Да исправится молитва моя — статья в Православной энциклопедии]
 +
 +
== Примечания, ссылки ==
 +
* [http://machanaim.org/tanach/in_tnh.htm#ktuvim Еврейские переводы на русский язык с комментарием]
{{Викитека|Псалтирь#Псалом 140}}
{{Викитека|Псалтирь#Псалом 140}}
Строка 62: Строка 76:
{{Псалмы}}
{{Псалмы}}
-
[[Категория:Псалтыри]]
+
-
[[Категория:Псалмы|140]]
+
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
 +
 +
[[Категория:Псалмы]]
 +
{{checked_final}}

Текущая версия на 19:22, 12 августа 2011

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Дата создания: 23/11/2010


Сто сорок первый псалом — 141-й псалом из Книги псалмов, в Септуагинте 140-й.

Этот псалом когда-то читали в предвечерней молитве. Просьба к Всевышнему уберечь праведника от соблазнов, от злодеев, которые уговаривают присоединиться к ним.

Содержание

История использования в Православной церкви

Известен по первым словам «Господи, воззвах» (церк.-слав.) и «Dirigatur» (лат.). Используется в большинстве восточно-христианских обрядов (византийский, западно- и восточно-сирский, армянский, эфиопский) в качестве обязательного псалма на вечерне и/или как входящий вместе с псалмами 141, 129, 116 в группу «Господи, воззвах». В Православной церкви используется также на литургии преждеосвященных даров в качестве самостоятельного песнопения («Да исправится молитва моя»).


В связи с тем, что в тексте молитва сравнивается именно с вечерним жертвоприношением, псалом 140 уже в IV веке занимает место в чине вечерни. В Апостольских постановлениях (380 год) он упоминается как вечерний псалом, Иоанн Златоуст в своих комментариях называет этот псалом поющимся ежедневно. До введения в чин вечерни предначинательного 103 псалма псалом 140 открывал вечерню.

Вечерня Иерусалимской церкви V — VII веков, реконструированная по грузинскому переводу иерусалимского Лекционария, содержала 140, 141, 129 и 116 псалмы с припевами и гимнами, то есть группа «Господи, воззвах» уже сформировалась к этому периоду. В сочетании с «Правилом повседневного псалмопения святого Саввы» (самая ранняя рукопись X века, но оригинал предположительно датировался периодом до арабского завоевания) иерусалимские «Господи, воззвах» выглядели как вышеуказанные четыре псалма, к которым добавлялись припевы: в понедельник, вторник и четверг — «Аллилуйя», в среду и пятницу — короткие тропари, в воскресения и праздники — стихиры. Таким образом, к VII веку «Господи, воззвах» сложился в виде, близком к современному.

В Константинопольской соборной традиции псалом 140 использовался, помимо традиционной группы «Господи, воззвах», в качестве входного антифона. Во время пения псалма духовенство с кадилом и зажжёнными свечами входило в алтарь, а затем совершалось каждение алтаря. В начале пения 140 псалма предстоятель читал тайную молитву входа: «Вечер и заутре и полудне…». Подобный порядок пения 140 псалма атрибутируется патриарху Анфиму I (535 — 536). Впрочем, к концу XII века константинопольская соборная практика была вытеснена студийским монашеским правилом, основанном на ранней традиции Иерусалимской церкви.

В студийской традиции «Господи, воззвах» обогатилось обширным сводом стихир, исполнявшихся ежедневно. Тайная молитва входа переместилась к моменту пения последних стихир, а сам вечерний вход клириков в алтарь стал совершаться после окончания «Господи, воззвах» — во время пения ещё более древнего песнопения «Свете тихий».

В современном богослужении «Господи, воззвах» представляет собой блок псалмов 140, 141, 129 и 116 со стихирами. В приходской практике обычно поются только первые два стиха 140 псалма («Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое; воздеяние рук моих — как жертва вечерняя») с припевом «Услыши мя, Господи», а затем отдельные стихи из псалмов со стихирами. Количество стихир переменно (4, 6, 8, 10), зависит от дня недели, праздника, времени года и т. д. и определяется Типиконом. Максимальное число стихир на «Господи, воззвах» — 10, полагается только на воскресных великих вечернях (то есть в субботу вечером), вечером первых пять воскресений Великого поста (эти вечерни вседневные, но на них поётся великий прокимен), накануне Вознесения Господня. На вечернях других (кроме Вознесения) двунадесятых праздников полагается 8 стихир и т. д. Типиконом же определяется сочетание стихир в случае, когда с воскресеньем совпадают праздники в честь почитаемых святых. От количества стихир на «Господи, воззвах» происходит название служб в честь этих святых («на шесть», «на восемь»).

Особое внимание уделяется последней в ряду стихире, поющейся после слов «и ныне…» и посвящённой Богородице (отсюда название «Богородичен»). Богородичны на воскресных вечернях содержат поэтическое изложение догмата Халкидонского собора о двух природах во Христе, в связи с чем называются догматиками.

Во время пения «Господи, воззвах» диакон (или священник, если служит без диакона) совершает полное каждение храма, иллюстрирующее слова псалма и напоминающее, что в древности псалом 140 находился в начале богослужения. Если на вечерне полагается вечерний вход, то он начинается во время пения богородична (или догматика): первыми идут свещеносцы с зажжёнными свечами, диакон с кадилом (и Евангелием, если оно будет читаться на вечерне) и священник. Вечерний вход напоминает о древнем обряде внесения светильника в собрание, вокруг которого собственно и образовалась вечерня.

На литургии преждеосвященных даров, первая часть которой представляет собой видоизменённую вечерню, «Господи, воззвах» поётся в том же порядке, что и на обычной вечерне. Типиконом указано в этом случае пение стихир «на десять», в приходской практике обычно поются стихиры в таком количестве, чтобы диакон успел совершить полное каждение храма.

В богослужении Древневосточных церквей

На вечерне армянского, западно-сирского, восточно-сирского обрядов псалом 140 входит в состав группы «Господи, воззвах». Состав этой группы неодинаков в этих обрядах, что объясняется их самостоятельным развитием после V века. В праздничной и воскресной вечернях эфиопского обряда группы «Господи, воззвах» нет, но сам псалом 140 присутствует, а в великопостной вечерне он заменяется покаянным 50 м псалмом. В собственно вечерне коптского обряда 140го псалма нет, а в последовании вечернего каждения используются только первые два стиха этого псалма с припевом «Аллилуйя».

В богослужении Католической церкви

В дореформенном чине вечерни римского обряда для каждого дня недели полагался свой набор псалмов, но стихом и респонсорием для большинства дней был стих Пс.140:2. Предполагается, что этот стих может быть остатком пения всего псалма 140, сопровождавшего каждение. В амвросианском обряде псалом 140 пелся на вечернях в пятницы Великого поста, тем самым соединялся обряд возжжения света с последующим каждением.

«Да исправится молитва моя»

На литургии преждеосвященных даров, совершаемой в определённые дни Великого поста, псалом 140 поётся дважды: первый раз — в составе «Господи, воззвах» (как на обычной вечерне, см. выше), второй раз — после чтения паремий. Это второе пение по своим начальным словам называется «Да исправится молитва моя», сопровождается коленопреклонением народа (а на последнем стихе — и священника) и является одной из ярких особенностей литургии преждеосвященных даров.

Предполагается, что это песнопение имеет антиохийское происхождение. Одно из наиболее ранних упоминаний о том, что «Да исправится молитва моя» исполнялась в Константинополе именно на литургии преждеосвященных даров, относится к 615 году. В константинопольской соборной традиции это песнопение было изначально прокимном, чтец пел его с амвона, а духовенство сидело в алтаре. В студийской монашеской традиции, вытеснившей к концу XII века соборную константинопольскую, «Да исправится молитва моя» перестало быть обычным прокимном, во время его исполнения постепенно утвердился обычай народного коленопреклонения и священнического каждения.

В современной практике «Да исправится молитва моя» выглядит так:

  • Стих: «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку моею — жертва вечерняя» (Пс.140:2).
  • Рефрен: «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку моею — жертва вечерняя» (Пс.140:2)
  • Стих: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления мое го, внегда воззвати ми к Тебе» (Пс.140:1).
  • Рефрен.
  • Стих: «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих» (Пс.140:3).
  • Рефрен.
  • Стих: «Не уклони сердце мое в словесе лукавствия, непщевати вины о гресех» (Пс.140:4)
  • Рефрен
  • Стих: «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку моею — жертва вечерняя» (Пс.140:2).

Различные богослужебные книги предписывают петь стихи чтецу (Служебник, Триодь постная, Типикон), священнику (Ирмологий), нескольким певцам (Служебник), а рефрен — хору. Священник во время пения кадит престол, затем Святые Дары на жертвеннике, а во время пения последнего стиха отдаёт кадило диакону, а сам преклоняет колена перед престолом (в греческих Церквах кадит народ). Все молящиеся стоят на коленях в течение всего песнопения.

Известны многочисленные авторские напевы и гармонизации для «Исправится молитва моя», в ряду композиторов, работавших над этим песнопением, можно отметить: Д. С. Бортнянского, Б. Галуппи, М. И. Глинку, А. Т. Гречанинова, П. Г. Чеснокова.

Источники

Примечания, ссылки

Логотип Викитеки
В Викитеке есть тексты по теме
Псалом 141



Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация