Бендеры - еврейская община
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Равикович Руслан | |
д-р Арье Ольман
|
|
05/01/2011 - 30.05.2012 | |
Бенде́ры [Бендэры] (молд. Bender, укр. Бендери, рум. Tighina; от персидского "гавань", "пристань") — город в Приднестровской Молдавской Республике (Молдавия). Главный порт на реке Днестр, крупнейший железнодорожный узел Приднестровской железной дороги.
Первое упоминание о городе Бендеры, входящего в состав Молдавского княжества, присутствует в грамоте молдавского господаря Александра I Доброго (Александру чел Бун) от 8 октября 1408 года, выданной львовским купцам, где город упоминался под названием "Тягянакача".
С 1503 по 1806 гг. город и прилегающие 18 сел были превращены в турецкую райю под названием Бендеры. Сам город продолжал входить в состав Молдавского княжества, но был под вассальным господством Османской империи.
16 мая 1812 года, между Российской и Османской Империями был подписан Бухарестский мирный договор, который завершил Русско-турецкую войну 1806—1812 годов, и в соответствии с которым территория между Прутом и Днестром, позже названная Бессарабия, отошла к Российской империи. Бендеры, указом от 29 апреля 1818 года были объявлены уездным городом Бессарабской области, а с 1873 г. Бессарабской губернии Российской империи.
C 02.12.1917 г. по 18.02.1918 Бендеры в составе Молдавской Народной Республики (Молдавской Демократической Республики).
27 марта (9 апреля) 1918 года, Сфатул Цэрий (рум. Sfatul Ţării - Совет Края) Молдавской Демократической Республики проголосовал за присоединение Бессарабии к Румынии.
Румынское правительство организовало созыв Сфатул Цэрий с целью принятия решения о безоговорочном объединении Бессарабии с Румынией, и на заседании 25 - 26 ноября 1918 года, при отсутствии кворума, 36 голосами было принято решение о безусловном присоединении Бессарабии к Румынии. Город Бендеры переименовывался в Тигина (рум. Tighina), назначался уездным городом – жудецул Тигина (рум. Județul Tighina) округа Бессарабия (рум. Basarabia), а с 1938 года Днестровского края (рум. ţinut Nistreană – цинут Нистрянэ) Королевства Румынии.
Оккупация румынскими властями города Бендеры продолжалась 22 года, с 1918 по 1940 гг.
2 августа 1940 г. была образована Молдавская Советская Социалистическая Республика (молд. Република Советикэ Сочиалистэ Молдовеняскэ), в состав которой вошел уезд и г. Тигина, обратно переименованный в "Бендеры".
Во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., в 1941 году, город снова был оккупирован румынско-немецкими захватчиками, переименован в "Тигина" и вошел в состав Губернаторства Бессарабия Румынского Королевства. Бендеры были освобождены 23 августа 1944 года в ходе Ясско-Кишинёвской операции. С 1991 года город входит в состав непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.
Первые данные о еврейском населении Бендер относятся к 1769 г., когда город находился в самой Бендерской крепости. В 1770 г. была построена синагога (ивр. בֵּית כְּנֶסֶת - бейт кнесет). С перенесением города на новое место, в расстоянии версты от крепости, синагога посещалась лишь в день Йом-Кипура (ивр. יוֹם כִּפּוּר), а в 40-х годах XIX века, по постановлению первого местного раввина, цадика Арье Лейба Вертгейма (внука венского раввина Шимшона Вертгейма), синагога, ввиду ее ветхости, была разрушена, а камень употреблен на постройку богоугодного заведения.
Заняв в 1810 г. место раввина, Вертгейм основал погребальное братство Хевра-кадиша (ивр. חברת קדישא), в книге которого первая запись датирована тем же годом. Потомки основанной им династии цаддиков были раввинами в Бендерах до Второй мировой войны.
По ревизии 1847 г. бендерское еврейское общество состояло из 553 семейств; в 1861 г. проживало евреев: 2349 мужчин, 2263 женщин; в 1897 г. жителей 31797, из которых евреев было 10654 человек, 10384 русских, 6112 украинцев и 2338 молдаван . В 19 в. – начале 20 в. численность еврейского населения города увеличивалась за счет переезда в Бендеры евреев из других районов Российской империи.
Царским указом от 29 апреля 1918 года, город Бендеры объявлялся уездным городом Бессарабской губернии Российской империи. С этого момента растет его значение, как административного центра. Тогда и потянулись сюда представители еврейской национальности, люди – очень талантливые в торговых и хозяйственных делах.
Не следует забывать и о Черте осёдлости, которая была определена для евреев указом Екатерины II от 1791 года и существовала до 1917 года. Эта черта охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа (местечки), где евреи могли проживать и работать. Одной из таких дозволенных территорий являлась Бессарабия, а с ней и уездный город - штетл Бендеры.
Город был с разными верами, но даже местные жители не еврейской национальности и иудейского вероисповедания знали, что в еврейский праздник Пурим (ивр. פּוּרִים) друзья носят угощение, а музыканты ходят по дворам и славят хозяина. Знали, что в праздник Рош-а-Шана (ивр. רֹאשׁ הַשָּׁנָה) евреи идут молиться к воде, знали, что в сентябрьский Судный день Йом-Кипур (ивр. יוֹם כִּפּוּר) евреям сутки нельзя принимать пищу, по субботам (Шаббат - שַׁבָּת) евреям до такой степени запрещено работать, что нельзя было даже растопить печь и подогреть пищу. Вот и бегали мальчишки из бедных семей по богатым еврейским домам растапливать печь, чтобы получить за это пару лей.
Евреи очень редко вступали в браки с иноверцами.
Основными занятиями евреев Бендер, как и других мест Бессарабии, были портняжный промысел и торговля. Позднее, среди них появились свои врачи, учителя, инженеры.
До Второй мировой войны, в городе работало около 31 синагоги и молельных домов, касса взаимопомощи при ссудо-сберегательном товариществе, две «талмуд-торы», двадцать «хэдэров», два частных мужских и женских училища, еврейская больница, при которой находились поликлиника, аптека, дом престарелых. В 1910 году в Бендерах действовала сионистская группа «Халуцэй Цион», а в 1917 году открылась еврейская больница для лечения больных туберкулёзом и в этом же году Цви Шварцман открыл частную гимназию с преподаванием на иврите. В городе было два кинотеатра, множество еврейских аптек, типографий, маленьких заводиков и фабрик, множество магазинчиков и торговых лавок, фотоателье и парикмахерских, кафе и постоялых дворов. Всем этим заведовали местные евреи.
Согласно переписи 1930 г., община насчитывала 8294 еврея (26,5% населения).
В 1959 г. еврейское население Бендер составляло 5986 человек, в 1989 г. — 4595.
В 1989 году была организована Ассоциация Еврейских Организаций и Общин Молдовы, а вслед за ней и Общество еврейской культуры г. Бендеры (Бендерский еврейский культурный общинный центр «Шошана») и Благотворительный центр организации «Джойнт» — «Хэсэд Иосеф». Позднее, в городе были организованы: общество ветеранов войны, общество бывших узников гетто и нацистских концлагерей, женская организация «Хава», молодежный клуб «Гилель» и многие другие, включая общинный совет. А еврейское население города, к этому году, составляло 4,6 тыс. человек.
В 1992 г., во время вспышки военных действий между молдаванами и русскоязычными жителями Восточного Приднестровья, в результате специальной операции Еврейского агентства из Бендер были вывезены около тысячи еврейских жителей. По оценке Еврейского агентства, в 1994 г. в Бендерах оставалось свыше 1,5 тысяч евреев (1,2% населения). Большое количество евреев Бендер репатриировались в Израиль или выехали в другие страны в конце 1980-х – начале 2000-х г.г.
в 1997 году, в Бендерах проживало около 1 тыс. (1,0 %)
Сейчас на территории города существуют только три еврейские организации:
- 1. Постоянное Представительство Еврейского Агентства «СОХНУТ» в Молдове, которое находится по ул. Ткаченко 18, в здании гостиницы «Приетения» — директор Владимир Юрьевич Игельник;
- 2. Религиозная организация «Бендерская еврейская синагога и община Хабад — Любавич», которое находится по ул. Суворова 30 — председатель и габбай синагоги Михаил Фишелевич Тульчинский;
- 3. Бендерский филиал Тираспольского общинно-благотворительного и культурного центра «Хэсэд», находящееся также по ул. Ткаченко 18, в здании гостиницы «Приетения», директор (г. Тирасполь) — Анна Михайловна Кондращенко, представитель в г. Бендеры Любовь Струкова.
Содержание |
До Второй мировой войны
Синагог (ивр. בֵּית כְּנֶסֶת) в городе было больше, чем церквей, и не потому, чтобы охватить большую территорию и количество молящихся евреев. Синагоги делились по состоятельности прихожан. В одних молились богатые, в других бедные, в третьих ремесленники — каждая профессиональная группа имела свою синагогу, и в каждом районе города евреи имели свои молельные дома.
В 1861 году в местечке уже было пять синагог, а в 1910 году в Бендерах функционировали десять синагог и молитвенных домов. Если в конце 1920-х годов в Бендерах действовала тридцать одна синагога, то к 1940 году их оставалось только три.
В 1946 году тут ещё имелась одна синагога (бывшая синагога садигурских хасидов), раввином которой в 1946—1960 годах был Израиль Моисеевич Бронфман (1915—1988).
В 2011 году действует только одна синагога еврейской религиозной общины «Хабад-Любавич», находящаася по ул. Суворова 30. Эта старинная синагога 1 марта 2009 г. была осквернена и находится сейчас в аварийном состоянии.
В конце ул. Харузинской была синагога для бедняков, которых пренебрежительно называли «лыныш». Фасад этой синагоги выходил на центральную улицу, а полтора этажа спускались в район «Глинища». Сама постройка была не под прямым углом — два угла внутреннего помещения были острыми, а два тупыми. В 1947 году, после Великой Отечественной войны, здание этой синагоги отремонтировали и сделали там спортивный зал общества «Спартак». После переоборудования получился вместительный зал чуть больше баскетбольной площадки. Сбоку зала был ещё один этаж, где по еврейским обычаям молились женщины — здесь поставили столы для игры в теннис. В 1960 г. эту синагогу снесли, а на её месте построили жилой дом — пятиэтажку под номером Ленина 28. Еврейские домики, которые находились возле синагоги, также снесли и построили 2 жилых дома — пятиэтажки с номерами Ленина 26 и Ленина 30. Глинище исчезло, а холм, на которым находились домики Трейгера, Бендерского, Вайнштока, Натензона теперь плавно переходит в ул. Маяковского.
Ленина 28.jpg
Дом по ул. Ленина 28 (на месте бывшей синагоги) |
Ленина 28 (весь).jpg
|
По ул. Суворова 28 находится здание бывшей хасидской синагоги «Садигурер Клойз», построенной в 1814 году и принадлежавшей общине садигурских хасидов. Во время Великой Отечественной войны здание использовалось фашистами как конюшня, а после войны было восстановлено как синагога. В 50-е годы было национализировано и благодаря ходатайству председателя городского спорткомитета - Переца Леонида Ивановича, в начале 60-х годов, в здание была открыта спортивная школа рабочей молодежи. С 70-х годов и по настоящее время здесь раполагается Бендерская школа бокса.
Синагога хабадская.jpg
Хабадской синагоги «Садигурер Клойз» до ВОВойны |
Школа бокса2.jpg
Здание бывшей хабадской синагоги «Садигурер Клойз» в наши дни |
Школа бокса1.jpg
Здание бывшей хабадской синагоги «Садигурер Клойз» (вид сбоку) |
По ул. Суворова 30 находится здание бывшего еврейского молитвенного дома, построенное в 1812 году. Обладателем этого дома до 1939 года было Общество Еврейских Приказчиков. После Великой Отечественной войны предполагалось использовать здание как торговый склад, в котором должны были храниться, кроме всего прочего, и свиные туши. Но благодаря усилиям все того-же - первого послевоенного председателя городского спорткомитета Переца Леонида Ивановича, дабы не осквернять молитвенный дом, здание переоборудовали в жилое, а в подвале разместили велосипедный клуб. В 1989 году, после реконструкции, здесь вновь была открыта и действует синагога еврейского религиозного движения Хабад-Любавич. Здание единственной, функционирующей в городе синагоги, было осквернено в 2009 году и находится в аварийном состоянии.
Синагога приказчиков1.jpg
Синагога приказчиков |
Синагога приказчиков2.jpg
Синагога приказчиков (сбоку) |
После Великой Отечественной войны, старое здание Центральной синагоги, находящее на углу ул. Суворова и ул. Лазо, перестроили под школу № 3. Сейчас в этом здании Фармацевтический пункт «Аптека на Суворова», различные магазины, оптово-розничный склад, Бендерское епархиальное духовное училище им. Г. Бонулеску-Бодони.
Здание бывшей Центральной синагоги:
Центральная синагога 1.jpg
|
Центральная синагога 2.jpg
|
Центральная синагога 3.jpg
|
Центральная синагога 4.jpg
|
Центральная синагога 5.jpg
|
Центральная синагога 6.jpg
|
Центральная синагога 7.jpg
|
Центральная синагога 8.jpg
|
Рядом с центральной синагогой располагалась так называемая старая синагога, которая сгорела во время Великой Отечественной войны, а рядом с ней, примерно там, где сейчас находится двухэтажное здание парикмахерской «Чародейка» (на углу ул. Лазо и ул. Суворова), располагалась новая синагога.
Рядом со старой синагогой решили построить новую синагогу. Когда были построены две стенки, одна из них рухнула. Для правильно проектирования и строительства, из Италии был приглашен инженер. Он приехал и постоил шикарную синагогу в романском стиле: звездное небо из листового золота, большая мраморная лестница. Когда кончалось строительство синагоги в 1896 году, у общины не хватило выделенных и собранных денег, чтобы завершить строительство. Жители города обвинили габбая в том, что он присвоил себе часть выделенных на синагогу денег. Был собран Раввинский совет, на котором этот габбай поклялся на торе, что ни одной копейки с этих денег не взял себе, а если человек клянется на Торе, то других доказательств не требуется, поэтому все обвинения были с него сняты. После этого, богатые евреи и коммерсанты города поехали в Одессу и обратились за помощью к вдове, жене миллионера Бродского Израиля Марковича, Хае, и она выдела деньги на окончание строительства. Это была самая красивая синагога в Бендерах. Однако она горела два раза, поэтому до наших дней не сохранилась.
Новая романская синагога.jpg
Новая синагога в романском стиле |
Старая синагога.jpg
На этом месте располагалось здание Романской синагоги |
На ул. Суворова находятся два здания бывших синагог — синагога жестянщиков, в которой сейчас располагается магазин № 10, и синагога текстильщиков, в которой сейчас располагается МОУ «Бендерская станция юных техников».
Синагога жестянщиков.jpg
Здание бывшей синагоги жестянщиков |
Синагога жестянщиков 1.jpg
Здание бывшей синагоги жестянщиков (сбоку) |
Синагога текстильщиков.jpg
Здание бывшей синагоги текстильщиков |
Синагога текстильщиков 1.jpg
Здание бывшей синагоги текстильщиков (сбоку) |
По ул. Суворова 42 находится здание бывшей синагоги бондарей, в котором сейчас располагается МОУ «Бендерская специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 1»
Здание бывшей синагоги бондарей:
Синагога бондарей.jpg
1914 без пристроенного спортивного зала |
Синагога бондарей1.jpg
|
Синагога бондарей 3.jpg
|
Синагога бондарей 7.jpg
|
Синагога бондарей 8.jpg
|
Синагога бондарей 9.jpg
|
Синагога бондарей 10.jpg
|
Синагога бондарей 11.jpg
|
Синагога бондарей 13.jpg
|
Синагога бондарей 14.jpg
|
Синагога бондарей 15.jpg
|
Синагога бондарей 16.jpg
|
Синагога бондарей 17.jpg
|
Синагога бондарей 18.jpg
|
Синагога бондарей 19.jpg
|
На той стороне квартала ул. Суворова, где располагается парикмахерская «Чародейка», чуть дальше парикмахерской, была синагога портных.
На углу ул. Московской и ул. Котовского была синагога мясников, а по ул. Котовского, в середине квартала между ул. Московской и ул. Ленина была синагога шляпочников.
Также синагога была по ул. Суворова, в середине квартала между ул. Лазо и ул. Гагарина (на той стороне, где кафе «Юбилейное»).
На углу ул. Суворова и ул. Лазо, примерно там, где сейчас находится здание МУП «Бендерырынокторг», была синагога раби Иосолэ Юсим.
По ул. Котовского, в середине квартала между ул. Гагарина и ул. Лазо находилась синагога Шапошника, а рядом с ней синагога и баня Балабана (сейчас в этом здании находится МУП УВКХ «Водоканалхоз»).
Синагога Юсим.jpg
На этом месте располагалось здание синагоги раби Иосолэ Юсим |
Синагога мясников.jpg
На этом месте располагалось здание синагоги мясников |
Синагога шляпочников.jpg
Здание бывшей синагоги шляпочников |
В квартале ул. Суворова, между ул. Первомайской и Горького, стоит здание бывшей синагоги столяров и плотников. На ул. Котовского, между ул. Московской и Комсомольской, была синагога Талмуд — Тора.
Два здания, в которых некоторое время располагались Хоральные синагоги стоят и сейчас. Это — здание, где сейчас располагается Бендерский городской суд по ул. Пушкина и здание Бендерского дворца детско-юношеского творчества по ул. Калинина.
Здание Бендерского городского суда, бывшей Хоральной синагоги в 1922 году и в наши дни:
Хоральная синагога2.jpg
|
Хоральная синагога 1а.jpg
|
Хоральная синагога 1б.jpg
|
Хоральная синагога 1в.jpg
|
Хоральная синагога 1г.jpg
|
Хоральная синагога 1д.jpg
|
Хоральная синагога 1е.jpg
|
Хоральная синагога 1ж.jpg
|
Здание ДДЮТ, бывшей Хоральной синагоги и Банка Мануса:
Хоральная синагога Мануса 4.jpg
|
Хоральная синагога мануса 6.jpg
|
Хоральная синагога мануса 7.jpg
|
Хоральная синагога Мануса 8.jpg
|
Хоральная синагога Мануса 9.jpg
|
Хоральная синагога Мануса 10.jpg
|
Хоральная синагога Мануса 11.jpg
|
Хоральная синагога Мануса 12.jpg
|
Хоральная синагога Мануса 13.jpg
|
Хоральная синагога Мануса 14.jpg
|
Хоральная синагога Мануса 15.jpg
|
Хоральная синагога Мануса 16.jpg
|
В городе имелся частный еврейский лицей. Это двухэтажное красивое здание, располагавшееся на углу Пушкинской (во время румынской оккупации Пушкин) и Павловской улиц (во время румынской оккупации Режеле Фердинанд I), ранее принадлежало гимназии Веры Константиновны Герасименко. В 1917 году его приобрела еврейская община, председателем которой был во время румынской оккупации адвокат и садовладелец Оскар Савельевич Нутов. Там открыли частный еврейский лицей с преподаванием на иврите, директором которого был назначен Цви Шварцман. Также в этом здании находился и спортивный клуб «Маккаби». Потом, примерно в 30-х годах, румынские оккупационные власти закрыли этот лицей, а здание выкупил еврей коммерсант — Хаим Капуста. После войны к зданию лицея пристроили производственные цеха обувной фабрики. Сейчас это здание принадлежит ЗАО "Бендерская обувная фабрика «Данастр» и находится на углу современных улиц Пушкина и Московской 21.
Здание бывшего лицея Шварцмана:
Лицей Шварцмана.jpg
1920 |
Гимназия Шварцмана.jpg
|
Гимназия Шварцмана 1.jpg
|
Гимназия Шварцмана 2.jpg
|
Гимназия Шварцмана 3.jpg
|
На углу ул. Комсомольской и ул. Котовского находилось здание Талмуд — Тора.
Здание Талмуд-Торы.jpg
Здание Талмуд-Тора |
Талмуд-тора.jpg
Ученики и учителя Талмуд-Тора, 1937 год |
Недалеко от автовокзала, на ул. Калинина, сохранилось сильно перестроенное здание начальной школы «Русского союза». Учились в ней в основном дети русской и еврейской бедноты, которые составляли большинство на прилегающих улицах.
На улице Комсомольской, занимая почти весь квартал между ул. Суворова и ул. Котовского, и сейчас стоит старинное здание — Дом Бортника, в 3-х комнатах которого размещалась шкоала примарэ евреяскэ № 5 (рум. Şcoala primară evreiască nr. 5).
Шкоалэ примарэ № 5.jpg
Здание бывшей Шкоала примарэ № 5 |
Шкоалэ примарэ № 5 1.jpg
|
По улице Ткаченко, рядом с бывшей шкоалой професионалэ (рум. Şcoala Profesională) и индустриальным лицеем (рум. Liceul Industrial) — ныне административный корпус «Судоремонтзавода», стоял дом, где была семилетняя школа. Потом её закрыли, а здание приобрела еврейская община и открыла там мастерские ОРТ — Общества Ремесленного Труда (Общества по распространению ремесленного и земледельческого труда среди евреев), где обучались мальчики слесарному и токарному делу.
В июне 1940 г., после того, как Бессарабия была присоединена к Советскому Союзу, многие владельцы предприятий, общественные и религиозные деятели были высланы в отдаленные районы Советского Союза. В их числе было много евреев, среди них раввин Б. Ш. Ефтата.
Репрессии и Холокост
Жители города Бендеры еврейской национальности, в середине ХХ века, были подвергнуты трем репрессиям — депортацииям. В двух из них, организованных советской властью, изгоняли «кулаков» и «врагов народа», независимо от национальности. Ещё в одной депортации, по времени расположенной между этими двумя и организованной немецко-румынскими оккупантами, изгнанию подверглись только евреи. Первая депортация началась 11 июня 1941 года, за неделю до начала войны 1941—1945 годов, и продолжалась с небольшими перерывами до начала июля 1941-го, то есть до прихода в Молдавию румынских и германских войск. Вторая депортация была в августе — сентябре 1941 года. Третья прошла в два этапа: она началась 6 — 7 июля 1949 года, а завершилась 1 апреля 1951 года.
23 августа 1939 года был подписан пакт Молотова-Риббентропа — договор о ненападении между Германией и Советским Союзом. В секретном дополнительном протоколе к этому договору разграничивались сферы влияния в Восточной Европе и, в частности, подчёркивался интерес СССР к Бессарабии.
В ходе Бессарабской операции, 28 июня 1940 года, территория Бессарабии вошла в состав СССР. 2 августа 1940 года на VII сессии Верховного Совета СССР был принят Закон об образовании союзной Молдавской Советской Социалистической Республики. В её состав вошли 6 районов бывшей Молдавской АССР и 6 уездов Бессарабской губернии включая Бендерский. С этого времени начались репресси…
Первая депортация началась в Молдавии (с Черновицкой и Измаильской областями УССР) — в ночь с 12 на 13 июня 1941 года. В соответствии с «Директивой НКВД СССР о выселении социально-чуждого элемента из республик Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии и Молдавии», в 1941 г. выселению подлежали следующие категории лиц: 1) участники контрреволюционных партий и антисоветских националистических организаций; 2) бывшие жандармы, охранники, руководящий состав полиции, тюрем, а также рядовые полицейские и тюремщики при наличии компрометирующих документов; 3) помещики, крупные торговцы, фабриканты и чиновники буржуазных государственных аппаратов; 4) бывшие офицеры и белогвардейцы, в том числе офицеры царской армии и офицеры, служившие в территориальных корпусах Красной Армии (образованных из частей и соединений бывших национальных армий независимых государств Литвы, Латвии и Эстонии после их включения в состав СССР); 5) уголовники; 6) проститутки, зарегистрированные в полиции и продолжающие заниматься прежней деятельностью; 7) члены семей лиц, учтенных по пунктам 1-4; 8) члены семей участников контрреволюционных националистических организаций, главы которых осуждены к высшей мере наказания (ВМН) либо скрываются и перешли на нелегальное положение; 9) бежавшие из бывшей Польши и отказавшиеся принимать советское гражданство; 10) лица, прибывшие из Германии в порядке репатриации, а также немцы, зарегистрированные на выезд и отказывающиеся выехать в Германию.
Согласно вышеперечисленных пунктов, с территории Молдавской СССР, включая Черновицкую и Измаильскую области УССР, были высланы в лагеря военнопленных НКВД СССР, а также в Казахскую ССР, Коми АССР, Красноярский край, Омскую и Новосибирскую области только «главы семей» и члены семей.
Всего из Молдавии, в 1941 году, было выслано 30 389 человек, включая известные потери в пути.
1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу, что и послужило началом Второй мировой воны. 22 июня 1941 года, нацистская Германия, нарушив Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, подписанный 23 августа 1939 года, объявила войну Советскому Союзу.
Холокост — массовое уничтожение евреев нацистской Германией во главе с Адольфом Гитлером — не обошел и этот живописный город. 21 июля 1941 года Бендеры заняли немецкие и румынские войска. Часть еврейского населения успела эвакуироваться. Сразу же после оккупации в Бендерах было создано гетто. 31 августа 1941 года, в Бендерах, Германия и Румыния подписали соглашение о депортации евреев в концентрационные лагеря Транснистрии. В переулке у судоремонтных мастерских было расстреляно и сброшено в воду 300 человек. Это как раз неподалеку от нынешнего мемориала. Во рву Бендерской крепости казнили ещё 700 евреев. Потом этот ров прозвали «Бендерским Бабьим яром». Там теперь установлена мемориальная плита. В противотанковом рву у еврейского кладбища, в предместье «Кавказ» расстались с жизнью ещё 1000 человек. Многи были расстреляны в районе еврейского кладбища в предместье Балка. Остальные жители города еврейской нвциональности были депортированы в лагеря Транснистрии.
В Бендерах до войны проживало около 12 тысяч евреев, в 1942-м осталось в живых всего несколько человек, а в 1943 году проживало только два еврея. Ещё в 1966 году группа бендерчан, приехавших из Израиля, обратилась в Бендерский горсовет с просьбой установить памятник жертвам Холокоста. Уже был готов проект, но не было денег для его осуществления, а от администрации последовал отказ. Но пришли иные времена, и в 2002 году появился памятник благодаря усилиям усилиям бывшего директора «Хэсэд Иосиф» Владимира Борисовича Гурьева, ему активно помогали директор ППЕА «СОХНУТ» в Молдове Владимир Юрьевич Игельник и директор СДЮСШОР борьбы им. Г. Баданова Иосиф Абрамович Герис. Подопечный благотворительного центра «Хэсэд Иосиф» Александр Лейбович выиграл конкурс на лучший проект, который воплотили в камне главный архитектор Тирасполя Александр Нарольский и скульптор Михаил Соловей. Председатель Бендерской еврейской общины Юрий Менделевич Гринфельд материально обеспечил осуществление проекта. Для памятника был выбран чёрный гранит, словно окропленный кровью.
Открытие обелиска проходило в парке Октябрьский очень торжественно. В память расстрелянных, чьи тела были сброшены в Днестр, на воду легли венки из цветов.
Памятник Жертвам Холокоста 2002.jpg
Памятник Жертвам Холокоста |
Памятник Жертвам Холокоста 2002 1.jpg
|
Мемориальная плита.jpg
Мемориальная плита |
Мемориальная плита 1.jpg
|
Бендеры были освобождены 23 августа 1944 года. После освобождения города, многих, оставшихся в живых, евреев, возвратившихся после войны из лагерей Транснистрии в свои дома, ждала новая волна репрессиий.
Третья депортация в Молдавии прошла уже после окончания войны, в два этапа: она началась 6-7 июля 1949 года, а завершилась 1 апреля 1951-го. Очевидцы рассказывают, что в некоторых случаях ворвавшиеся ночью к спавшим людям эмгэбисты и их сподручные — добровольные помощники — говорили или кричали: «Для вас война ещё не окончилась!».
Уже с 1944 года в республиках проводилось выявление и ликвидация «вражеских элементов». В «Справке о количестве учтенного в Молдавской ССР кулацкого и другого враждебного элемента», подписанной министром госбезопасности Молдавии Мордовцом 17 февраля 1944 года, числилось 40 854 «кулаков», «бывших помещиков и членов политпартий», «руководителей и активных проводников нелегальных сект» и т. д. и членов их семей. Руководители Молдавии, желая отличиться перед Москвой, демонстрировали свою активность и требовали высылки этого «элемента».
3 декабря 1948 г. министр государственной безопасности республики И. Мордовец докладывал своему шефу в Москве В. С. Абакумову: "В связи с проведением коллективизации и ограничения кулацких хозяйств при организации колхозов Центральный Комитет КП(б) Молдавии намерен поставить вопрос перед Центральным Комитетом ВКП(б) о разрешении выселить с территории Молдавской ССР 8 000 кулацкого и другого контрреволюционного националистического элемента. По этому поводу секретарь ЦК КП(б) якобы имел предварительную договоренность в ЦК ВКП(б). Докладывая Вам об этом, считаю, со своей стороны, что проведение этого мероприятия вызывается необходимостью по нижеследующим причинам:
1. Только по предварительным данным в республике учтено кулацкого и другого контрреволюционного элементов глав семей — 9 259, а всего с членами семей — 33 640 человек.
2. В данный момент при организации колхозов кулацкие хозяйства в колхоз не принимаются, а там, где они были приняты в колхоз, исключаются. За последнее время отмечены случаи:
— распродажи кулаками своего хозяйства и выезда за пределы республики;
— группирования кулаков, исключенных из колхозов;
— попытки, а в отдельных случаях уход за границу.
3 .Только за 1948 г. было попыток к террору и террористических проявлений — 13, совершено террористических актов над советско-партийным активом — 4, диверсионных проявлений 15.
Вскоре вопрос о проведении массовых депортаций из Молдавии был решен. 6 февраля 1949 года Совет Министров СССР принял постановление о выселении с территории Молдавии «бывших помещиков, крупных торговцев, активных пособников немецким оккупантам, лиц, сотрудничавших с немецкими органами полиции, участников профашистских партий и организаций, белогвардейцев, а также семей вышеперечисленных категорий». Руководство МГБ выбрало название операции «Юг».
Для перевозки депортируемых из сел до железнодорожных станций было собрано несколько тысяч машин. Чтобы не вызывать тревоги у населения, Совет Министров республики принял специальное постановление, в котором объявлялось о мобилизации грузового транспорта для вывозки зерна.
Операция «Юг» началась в 2 часа ночи 6 июля и закончилась в 8 часов вечера 7 июля 1949 года. Её проведение обеспечивали, судя по докладу, 4 496 человек оперативного состава, в том числе 484 оперработника органов МГБ Молдавской ССР и 4 012 прикомандированных из других республик и областей СССР. Кроме них, в операции участвовали 13 774 солдат и офицеров войск МГБ и 24 705 человек советско-партийного актива.
Согласно решению правительства, писали Мордовец и Ермолин, первоначально из Молдавии предполагалось выселить 11 280 семей (40 850 человек). Однако в процессе подготовки к операции МГБ Молдавской ССР подготовило дело на выселение 12 860 семей, в числе которых примерно 2436 евреев, из них 260 евреев из Бендер. в Южно-Казахстанскую, Джамбульскую и Актюбинскую области Казахской ССР, а также Алтайский край, Курганскую, Тюменскую и Томскую области РСФСР.
Кладбище
На старинном кладбище, находившемся у крепости, памятников не осталось, а на новом кладбище, которое работает и сейчас, наиболее ранняя могила относилась к 1781 г. Народ приходил сюда массами, чтобы помолиться на могиле Вертгейма и в мавзолее над ней зажечь лампаду, при чем каждый посетитель опускал в особый ящик записку с изложением своего горя и нужды, рассчитывая при этом на заступничество покойного цадика в его пользу пред Богом.
Еврейские знаменитости, родившиеся в Бендерах
- Агадати, Барух (Борис Львович Каушанский) — израильский танцовщик, создатель израильского национального танца («Хора Агадати»), кинорежиссёр и продюсер
- Бараш, Михаил — американский скрипач и предприниматель, основатель и глава Barash Communications Technologies
- Баух, Ефрем (Эфраим) Исаакович — молдавский и израильский русский писатель и поэт, председатель правления объединения языковых Союзов писателей Израиля
- Берг, Лев Семёнович — советский физикогеограф и биолог, академик АН СССР
- Вайнштейн, Осип Львович — советский историк, доктор исторических наук
- Гилад, Зрубавел — израильский поэт (иврит)
- Гликман, Тимофей Абрамович (Тимофей Грек) — русский писатель, переводчик, филолог-эллинист
- Голигорский, Соломон Давидович — советский уролог и нефролог
- Горенкo Анна (Карпа) — поэтесса (Израиль)
- Григоров, Наум Леонидович — советский астрофизик, заслуженный деятель науки РСФСР
- Дубоссарский, Борис Семёнович — молдавский скрипач, заслуженный деятель искусств МССР (1989)
- Карская, Ида Григорьевна — французский живописец, график и коллажист
- Кишинёвский, Марк Хаимович — советский химик, заслуженный деятель науки Молдавской ССР
- Койфман, Игаль (Игорь) — молдавский и израильский шашист, чемпион мира по русским шашкам, четырёхкратный чемпион мира по стоклеточным шашкам среди юниоров
- Леонидов, Леон — американский хореограф, балетмейстер и продюсер
- Маник (Лейдерман), Шика — еврейский поэт (идиш)
- Нейман, Ежи (Юрий Чеславович) — американский математик и статистик, член Национальной АН США
- Окунев (Окунь), Яков Маркович — русский писатель, журналист, фантаст
- Постан, Моисей Ефимович — британский историк-медиевист, основоположник экономической истории средневековья
- Рабинович, Зина — еврейская детская писательница и поэтесса (идиш, иврит)
- Райзман, Мирон (Морис) — французский шахматист, семикратный чемпион Франции, двукратный чемпион Парижа
- Тойбиш (Тобиаш), Лейбл — еврейский публицист, лексикограф (идиш)
- Эдлис, Юлиу Филиппович — драматург, прозаик
Известные евреи-бендерчане
- Карчевский, Ханина Исаакович — композитор-песенник и педагог, основоположник израильской национальной песни и музыкального образования в Израиле; вырос в Бендерах
- Кахана, Мозеш (Моисей Генрихович) — молдавский и венгерский писатель
- Копанский, Яков Михайлович — молдавский историк, провёл юность и учился в школе в Бендерах
- Люксембург, Эли (Илья Мотелевич) — писатель (Израиль)
- Чапкис, Григорий Николаевич — украинский хореограф и танцовщик
Источники
- Статья "Бендеры" в Еврейской энциклопедии Брокгауза-Ефрона
- Бендеры - еврейская община — статья из Большой советской энциклопедии
- Бендеры - еврейская община — статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
- Сайт о Бендерах
Литература
- Бендеры / Редакторы: А. Сорокская, В. Гальперин, А. Садагурская. — Кишинёв: Тимпул, 1979. — 64 с.
- Бендеры / Автор-сост.: Л. А. Литвиненко. — Кишинёв: Тимпул, 1983. — 144 с.
- Бендеры — 1944—1994 / Авторы-сост.: Е. А. Лобанов, З. П. Дмитриенко. — Бендеры: БИКМ, 1994. — 20 с.
- Бендеры. Прошлое, настоящее, будущее / Автор-сост.: А. Паламарь. — Тирасполь: Тритон, 1998. — 70 с.
- Бендеры. Прошлое, настоящее, будущее / Авторы-сост.: С. Горбенко, А. Паламарь. — Тирасполь: Тритон, 2003. — 76 с.
- Бендеры. Рекомендательный указатель литературы / Автор-сост.: М. Г. Парканская; Под ред.: М. А. Орловой и др. — Кишинёв: ГБ МССР им. Крупской, Бендерская ЦГБ, 1975 — 69 с.
- Дни и ночи Бендерской трагедии: Документальное издание / Авторы-сост.: З. П. Дмитриенко, И. Г. Смирнова, В. И. Перстнёв; Под ред.: А. Н. Москалёва, С. А. Горбенко. — 2-е изд., испр. — Бендеры: Полиграфист, 2007. — 80 с.
- Путешествие в историю города Бендеры. Бендерский историко-краеведческий музей / Авторы-сост.: Е. А. Лобанов и др. — Бендеры: БИКМ, 1995. — 64 с.
- Славные имена на карте города. Рекомендательный биобиблиографический путеводитель / Автор-сост.: М. Г. Парканская; Под ред.: Л. А. Иванченко и др. — Бендеры: МУ «ЦБС», 2003.
- Аствацатуров Г. О. Бендерская крепость. — Бендеры: Полиграфист, 1997. — 176 с.
- Аствацатуров Г. О. Бендерская крепость. — 2-е изд., испр. — Бендеры: Полиграфист, 2007. — 176 с.
- Бабилунга Н. В., Бомешко Б. Г. Бендеры: расстрелянные, непокорённые. — Тирасполь: ПГКУ им. Т. Г. Шевченко, 1993. — 80 с.
- Берг Р. Л. Суховей. Воспоминания генетика. — Москва: Памятники исторической мысли, 2003.
- Благотворительный фонд «DOR LE DOR» Газета Еврейское местечко. — Кишинев: 2009.
- Вилков Г. 55-й Подольский пехотный полк. История подвига служения отечеству. — Бендеры: МВД ПМР, 2007. — 28 с.
- Воловой Г. П. Кровавое лето в Бендерах. Хроника Приднестровской трагедии. — Бендеры: Полиграфист, 1993. — 152 с.
- Зайцев А. В. Бендерское вооружённое…. — Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1971. — 88 с.
- Кирпичникова Е. Моя бабушка: Семейная тайна. — Париж: 1981.
- Корытник Н. Ф. Породнённые города. — Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1983. — 120 с.
- Корытник Н. Ф. Бендеры. — Кишинёв: Тимпул, 1998. — 124 с.
- Корытник Н. Ф., Смогоржевский В. Н. Днестр — река жизни. — Бендеры: Полиграфист, 2004. — 112 с.
- Кругликов В. Бендеры. Лето-92. Война (Фотоальбом). — 2-е изд. — Бендеры: Полиграфист, 2007. — 68 с.
- Кучеренко В. В. Бендеры — жизнь тому назад. — Бендеры: Полиграфист, 2008. — 368 с.
- Лизунов П. В. Великий Манус: Взлёт и падение петербургского биржевого короля. Английская набережная, 4. — Санкт-Петербург: Лики России, 1995.
- Лобанов Е. А. Слава твоя, Бендеры. — Бендеры: БИКМ, 1995. — 64 с.
- Лобанов Е. А. Бендеры. Страницы истории. 1408—1812. — Бендеры: Полиграфист, 2003. — 272 с.
- Лобанов Е. А. Почётные граждане города Бендеры. — Бендеры: Полиграфист, 2006. — 104 с.
- Медведев Е. Кровавое лето в Бендерах (записки походного атамана).
- Почтаренко Д. Варницкий плацдарм. — Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1990. — 104 с.
- Савченко Г., Хаит С. Бендеры. — Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1967.
- Статья «Бендеры» в Электронной еврейской энциклопедии
- Худяков В. В. В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты. — Бендеры: Полиграфист, 1999. — 464 с. — ISBN 5-88568-090-6
- Шпаков П. А. Бендеры сегодня. — Бендеры: Полиграфист, 1998. — 317 с.
- Газета Истоки жизни. — Кишинев: Universul, 2009.
- Книга Бендеры. — Израиль: 1975.
- Elena Postică, Maria Praporşcic, Vera Stăvilă Cartea Memoriei. — Кишинев: Editura Ştiinţa, 2005.
Ссылки
Бендеры в Викисловаре? | |
Бендеры в Викицитатнике? | |
Бендеры на Викискладе? |