Шаатнез (ткань из смеси шерсти и льна)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
основные понятия |
Портал Иудаизм |
Основы веры
Бог • Монотеизм Тора • Танах • Мишна • Талмуд • Мишне Тора • Шульхан Арух • Зогар Праотцы • Моше • Давид Шаббат • Рош Ха-Шана • Йом-Кипур Синай • Масличная гора См. также
Евреи • Еврейство • Сионизм • Маген Давид |
Шаатнез (ивр. שַׁעַטְנֵז) — ткань, которая состоит из смеси шерсти и льна, а также одежда, сшитая из такой ткани.
Содержание |
Источник запрета на шаатнез
Библейская заповедь в иудаизме запрещает евреям носить одежду, изготовленную из смеси шерстяного (имеющего животное происхождение) и льняного волокна (имеющего растительное происхождение):
«Не надевай шаатнез — шерсть и лён вместе»— Второзаконие 22:11
Область действия запрета
Коэны были освобождены от этого запрета; в Мишне говорится, что это освобождение действует во время участия коэнов в Храмовой службе (Килаим 9:1), отчего некоторые исследователи полагают, что запрет на шаатнез — это запрет-табу на использование предметов, специально предназначенных для священнодействия.
Законоучители Талмуда запретили не только носить ткань шаатнез, но также сидеть и лежать на таких тканях и использовать их каким-либо иным способом. Однако цицит из шерсти можно помещать на льняной одежде.
Причины запрета
Запрет на шаатнез — частный случай запретов килаим, относящихся к законам типа хуким («уставы»), которым нет рационального объяснения и причины которых остаются для нас неизвестными. Несмотря на это, еврейская традиция положительно относится к попыткам их осмысления, и на протяжении всей истории еврейские мудрецы пытались и пытаются найти им объяснения.
Из различных предположений о причинах запрета на шаатнез, выдвинутых еврейскими мыслителями, наиболее вескими являются подчеркивающие непозволительность изменять порядок Творения. В книге Берешит говорится о том, что каждое животное создано «по своему подобию» и между особями существует определенная разница, которую необходимо соблюдать, поскольку нельзя нарушать экологическое единство природы[1].
Так, Маймонид утверждал, что смешение разных видов животных или растений — это нарушение законов природы и этических предписаний и также полагал, что жрецы языческих культов в библейские времена носили шаатнез, поэтому евреям это было запрещено. Нахманид считал, что запрет предостерегает человека от вмешательства в природные процессы, от стремления улучшить получаемое от природы и является греховным вызовом Творцу. Раши, отвергая попытки рационалистических объяснений, предложенных различными учеными, в том числе Филоном Александрийским и Натаном бен Иехиэлем Римским, говорит: «Эти предписания представляют собою указы Всевышнего, причины которых напрасно будет искать»[2].
Дополнительно
В настоящее время существуют лаборатории, в которых при помощи специальных методов определяют наличие шаатнеза в ткани.
Ссылки
- Статья «Шаатнез» в Электронной еврейской энциклопедии
Примечания
- ↑ Шаатнез: Закон о смесях
- ↑ Статья «Килаим» в Электронной еврейской энциклопедии
См. также
- 613 заповедейУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.