Колена Израилевы
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
основные понятия |
Портал Иудаизм |
Основы веры
Бог • Монотеизм Тора • Танах • Мишна • Талмуд • Мишне Тора • Шульхан Арух • Зогар Пятикнижие • Пророки • Писания Праотцы • Моше • Давид Шаббат • Рош Ха-Шана • Йом-Кипур Синай • Масличная гора См. также
Евреи • Еврейство • Сионизм • Маген Давид |
Колена Израилевы (ивр. שִׁבְטֵי יִשְׂרָאֵל, шивтей Исраэль) — племена потомков двенадцати сыновей Яакова, образовавшие израильский народ.
Содержание |
Сыновья Яакова
При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Йакова (Берешит 49:28). У Яакова были две жены — Лея, Рахель, и служанки жён — Билhа (Валла) и Зилпа (Зелфа).
- Сыновья Леи: Реувен (Рувим), Шимон (Симеон), Леви (Левий), Иеhуда, Исахар, Звулyн (Зевулен).
- Сыновья Рахели: Иосиф, Биньямин (Вениамин).
- Сыновья Билhи: Дан, Нафтали (Неффалим).
- Сыновья Зилпы: Гад, Ашер
12 колен при обоих вариантах подсчета
У Иосифа были двое сыновей: Менаше (Манассия) и Эфраим (Ефрем), которых Яаков возвёл в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа (Берешит 48:5; ср. ИбН. 14:4), что увеличило потенциальное число колен до 13.
Большинство списков Израилевых колен в Торе, как правило, приводит названия всех 13 потенциальных колен, но всегда с оговоркой, исключающей колено Леви как посвящённое служению Богу. Так, оно не входит в счет боеспособных мужчин (Чис. 1:47), не указано его место в порядке следования колен при переходах на пути в Ханаан (там же, 2:33); оно не получает удела в Земле Обетованной и в Заиорданье (там же, 26:57, 62 и др.). Лишённое земельного надела колено Леви, фактически не включается в общий счёт, и выделение его из сообщества колен для выполнения только ему разрешённых функций восстанавливает первоначальное число двенадцати Израилевых колен. Предписания, касающиеся числа колен без их перечисления, также указывают 12 как их традиционное число (Шмот 28:9-12, 21).
При этом в тех случаях, когда колено Леви включено в счет (камни на нагруднике первосвященника) Эфраим и Менаше считаются за одно колено. Таким образом, число колен остается 12 при обоих вариантах подсчета.
Колена в Стране Израиля
В Земле обетованной каждое колено получило свой удел.
После смерти в 928 г. до н. э. Шломо единое Израильское царство распалось на два царства: Иудею на юге (земли колен Иуды и Вениамина) и Израиль на севере (территория проживания остальных десяти колен).
В 732—722 до н. э. Израильское царство было захвачено Ассирией; большая часть его населения была уведена в плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали (См. Десять потерянных колен и Ассирийский плен).
В эпоху Второго Храма большинство еврейских семейств, видимо, уже не могло доказать свою принадлежность к тому или другому колену, хотя происхождение некоторых персонажей апокрифической литературы ещё возводится к отдельным Израилевым коленам (Юдифи к Шимону, Товита к Нафтали). Согласно Новому завету, Иоанн Креститель был священнического рода (Лука 1:5), некая пророчица Анна происходила из колена Ашера (Лука 2:36), апостол Павел из Тарса — из колена Биньямина (Рим. 11:1).
На сегодняшний день, сознание причастности копределенному колену сохранилось лишь у потомков колена Леви (Левиты), часть которых (коэны) хранит память о своём происхождении из рода Аарона.
Анализ колен
Число "12"
В делении израильтян на 12 колен библейская критика усматривает позднейшую генеалогическую конструкцию, призванную объяснить общность истории израильских племен их кровной связью. Согласно одной точке зрения, союз израильских племен существовал уже в период странствований по Синаю, но завоевание Ханаана велось ими порознь и в разное время. По другой гипотезе, объединение колен возникло в конце эпохи Судей — начале эпохи монархии, но сознание национального единства, опиравшееся на этническую близость и общность истории, веры и культа, зародилось еще до проникновения израильтян в Ханаан. Традиция, согласно которой 12 Израилевых колен определились как народ уже в эпоху порабощения израильтян, пришельцев из Земли ханаанской, и их потомков в Египте, считается исторически необоснованной.
Число 12, принятое в Торе для Израилевых колен, носит во многих архаических традициях (особенно ближневосточных) сакрально-мифологический характер и принадлежит к наиболее употребительным в мифопоэтических культурах числовым шаблонам, часто принятым также в Торе и для других племенных родословий (ср. Быт. 22:20–24; 25:13–16). Союзы из 12 (или 6) племен известны и у других народов (в Малой Азии, Италии и Греции) и носят в науке название амфиктионий. Они обычно складывались вокруг общего культового центра и обладали устойчивой числовой структурой.
Так, если одно из племен выходило из союза или поглощалось другим племенем, число 12 сохранялось либо путем разделения одного из племен на два, либо путем принятия в союз нового племени. Использование аналогичного способа заметно и в Библии.
Когда, например, потомки или колено Леви рассматриваются как одно из 12 Израилевых колен, род Иосифа считается одним племенем (Быт. 46:8–25; 49:1–27), но когда Леви не упоминается, потомки Иосифа рассматриваются как два отдельных колена (Чис. 26:5–51). Для поддержания двенадцатичленной структуры колено Шимона числится как отдельное племя и после того, как было поглощено коленом Иехуды (ИбН. 19:1), в то время как колено Менашше продолжает считаться одним племенем и после его фактического распадения на два отдельных клана.
Два племени
При текстологическом анализе частей Торы, относящихся к образованию Израилевых колен, выявляется противопоставление двух групп племен, прародительницами которых были две жены Иакова и их служанки:
- с одной стороны, Реувен, Шимон, Леви и Иеhуда (старшие сыновья Лии), а также Йосеф и Биньямин (сыновья Рахили),
- с другой — Иссахар и Звулун (младшие сыновья Лии), Дан и Нафтали (сыновья Билхи, служанки Рахили), Гад и Ашер (сыновья Зилпы, служанки Лии).
Тексты, считающиеся более древними, дают основание предположить, что колена, происходившие от шести сыновей первой группы, составляли первоначально ядро объединения, ставшего известным как колена Израилевы. Согласно одной из теорий, разделение сыновей Иакова на группы по их старшинству и акцент на происхождении от различных матерей (Быт. 29:32–30:24; 35:16–18), видимо, указывает на позднейшее присоединение некоторых колен к сообществу или же на более позднее проникновение их в Ханаан, а, возможно, и на то, что уже на раннем этапе имелись различия в статусе колен внутри сообщества.
Возможно, в пользу гипотезы, что народ Израиля первоначально состоял из меньшего числа колен, говорит Песнь Деборы (Суд. 5), относимая к 12 в. до н. э., в которой названы лишь девять колен Израилевых, но из которой следует, что в войне против Явина, царя Хацора, возглавленной Деборой, принимали участие только шесть с половиной колен. Большинство ученых отвергают теорию, которая, ссылаясь на языческие или мифологические элементы в именах сыновей от служанок (Гад — божество счастья; ср. Ис. 65:11; Ашер — мужская форма от Ашеры; Дан — от древнегреческого мифологического Данай), утверждает, что возникшие от них колена в действительности были иноземного происхождения.
Структура колен
Колена были автономными общинами, управляемыми согласно традиционному патриархально-племенному укладу. Они состояли из родов или кланов (мишпахот), делившихся на семьи (баттей ав). Во главе колена стоял князь (наси, рош матте), во главе рода — старейшина (закен, аллуф). Время от времени главы колен и родов созывались, видимо, для отправления правосудия, управления делами колен и т. п. (Чис. 11:16; Исх. 18:21–26; Втор. 1:15–16 и др.). Из повествований Библии о помазании на царство Давида и об отказе северных племен признать правление Рехавама (II Сам. 2:4; I Ц. 12:1, 16) можно заключить, что на ранних этапах монархии предводители колен и родов избирали и устраняли царей. Одной из основных обязанностей глав племенных объединений было сохранение в пределах колена земельных наделов отдельных семейств в соответствии с законами о наследовании, запрещавшими, между прочим, выход замуж дочерей-наследниц за членов другого колена (Чис. 27:8–11; 36:7–9).
Наряду с племенными, вероятно, существовали межплеменные институты при центральных святилищах, однако сведения о них чрезвычайно скудны. В период странствований по пустыне израильтянами руководили племенные князья и старейшины, помогавшие Моше (Моисею) (Исх. 19:7; Чис. 11:16–17; Втор. 27:1 и др.). Собрания вождей и старейшин Израилевых колен созывались и в период заселения Ханаана, а также в эпоху Судей (ИбН. 22:30; 24:1; I Сам. 8:4). Однако в эту эпоху сознание национально-религиозного единства и межплеменные связи Израилевых колен настолько ослабли, что они не могли объединиться ради достижения общих военно-политических целей и даже открыто враждовали друг с другом (Суд. 8:1–17; 12:1–6). Лишь к концу эпохи Судей, когда израильтяне испытывали военное давление на западе со стороны филистимлян, а на востоке — со стороны заиорданских народов, или когда вопиюще беззаконный поступок людей одного колена вызывал возмущение всех остальных (см. Биньямин и Гива), они объединялись для ведения совместных военных или карательных действий (I Сам. 11:7; Суд. 19–20). Вражда также забывалась, когда какому-либо колену угрожала опасность исчезновения (Суд. 21:13–23).
Монархия, противостоящая традиционному сепаратистскому общинно-племенному укладу колен, стремилась к ослаблению племенного сознания за счет внедрения идеи единого царства, управляемого богоизбранным царем. Давид, по-видимому, еще был вынужден организовать войско и администрацию, согласно традиционному делению народа на 12 колен (I Хр. 12, 27), но предпочтение им колена Иехуды вызвало ряд бунтов в стране. Шломо (Соломон) поставил 12 «правителей» над народом (I Ц. 4:7), установив границы подвластных им территорий вне связи с границами наделов Израилевых колен. С уводом десяти колен в Ассирию деление народа на колена утратило реальное значение, хотя из текста II Хр. 30:10–12 можно заключить, что некоторая часть населения осталась на своих местах.
Жители Иудеи, продолжавшие жить на родине до пленения вавилонского, долгое время сохраняли доказательства своего происхождения и даже во времена Эзры и Нехемии искали (особенно духовенство) в реестрах знатных фамилий своих родоначальников среди глав кланов, упоминаемых в ТАНаХе (Эз. 2; Нех. 7:5). В эсхатологическом видении Иехезкеля возрожденный Израиль представлен как народ, состоящий из 12 колен (47:13; 48:1–7, 23–29), в число которых, следуя традиции, пророк не включает колено Леви.
В Новом Завете
Новый Завет свидетельствует, что в тот период некоторые евреи знали о своем происхождении из того или иного колена.В нем упомянуто, что некая пророчица Анна происходила из колена Ашера (Лука 2:36), а апостол Павел из Тарса — из колена Вениамина (Рим. 11:1).
Число апостолов христианской церкви — двенадцать — носит символический характер и связано с числом сыновей Иакова и, соответственно, Израилевых колен.
В Апокалипсисе сказано о коленах Израилевых следующее: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых» (Откр.7:4)
Десять потерянных колен
Ссылки
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Колена Израилевы в ЭЕЭ