Менора

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск


Файл:Menorah 0307.jpg
Реконструкция Меноры (в натуральную величину). Старый город Иерусалима. Изготовлена Институтом изучения Храма 

Мено́ра (ивр. מְנוֹרָה‎ — менора́, букв. «светильник») — золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма.

Является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённой национальной и религиозной еврейской эмблемой. Менора изображена и на гербе Государства Израиль.

Содержание

Менора в Скинии

Описание Меноры

Согласно Библии, предписание об изготовлении Меноры (как и всей священной утвари в Скинии), а также её описание были даны Богом Моисею на горе Синай (Исх.25:9).

« И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки, из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжёт он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою. И щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота. Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми этими принадлежностями. Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе.[1]
»

См. также Исх.30:7,8, Исх.37:17—24; Чис.8:2—4

Менора была выкована цельной из таланта (33—36 кг)[2] золота и состояла из центрального ствола с основанием и шести отходящих от ствола ветвей — по три справа и слева[3]. Каждая из ветвей членилась двумя и завершалась третьим «бокальчиками» (гвиим), состоявшими из скульптурных изображений завязи (кафтор) миндалевидного плода и цветка (перах), а на стволе «бокальчики» помещались под тремя разветвлениями и наверху. Горелки были съёмными, но неясно, служили ли ими верхние «бокальчики» или особые лампадки (нерот).

Лампады каждой ветви имели направление к центру. Мудрецы Талмуда[4] считали, что основание Меноры было в виде ножек высотой в три ладони при общей высоте Меноры в 18 ладоней (1,33 — 1,73 м.)[5]. Вероятно, ножек было три[6]. Ветви Меноры расходились на 9 ладоней, такова же была ширина треножника[7]. Наверх вели три ступени, по которым священник должен был подняться, чтобы зажечь фитили[8]. На второй ступени помещались оливковое масло, золотые лопатки, золотые щипцы и остальные принадлежности. В Скинии эта лестница была из акации, но Соломон заменил её мраморной[9].

Всего на Меноре было 22 гвиим (бокальчиков), 11 кафторим (завязей), 9 прахим (цветков). Маймонид описывает «бокальчики» широкими у отверстия и узкими у дна (вероятно, в стиле цветочных ваз), «завязь» была слегка угловата с заострёнными верхушками. Цветок же представлял собою чашечку с отвёрнутыми краями[10].

По преданию, эти указания оказались для Моисея такими сложными, что Всевышнему пришлось самому сотворить светильник.[11]

Описание Меноры в Библии изобилует образами, явно заимствованными из ботаники: ветви, стебель, венчики, завязи, цветки, миндалевидные чашечки, лепестки. По словам израильских исследователей, Эфраима и Ханы а-Реувени[12]

« Древние еврейские первоисточники, например Вавилонский Талмуд, указывают на прямую связь между менорой и определённым видом растения. На самом деле, существует растение, характерное для Земли Израиля, которое обладает удивительным сходством с менорой, хотя и не всегда имеет семь разветвлений. Это род шалфея (salvia), называющийся на иврите мориа[13]. Различные виды этого растения произрастают во всех странах мира, но некоторые из растущих в Израиле диких его разновидностей очень явно напоминают менору »

В ботанической литературе в Израиле принято сирийское название этого растения — марва (Salvia Judaica или Salvia Hierosolymitana). Независимо от того, был ли этот вид шалфея первоначальным образцом для создания меноры или нет, представляется более чем вероятным, что она представляла собой стилизованную форму дерева.

Файл:Lily white.jpg
Белая лилия

Менора имела семь ветвей, заканчивающихся семью светильниками, орнаментированными в виде золотых цветков. Израильский исследователь Ури Офир полагает, что это были цветы белой лилии (Lilium candidum)[14], который по форме напоминает Маген Давид.[15] Светильник располагался в центре цветка, таким образом, что священник зажигал огонь, как бы, в центре Маген Давида.

В Скинии Менора помещалась в святилище перед южным краем завесы (парохет), скрывавшей от глаз Святая святых, симметрично Столу хлебов предложения (шулхан ха-паним)[16], стоявшему перед северным краем завесы[17], таким образом, что её ветви указывали на юг и на север[18].

Свет Меноры наполнял Святилище и освещал священников во время службы.

Масло для меноры

Для зажигания Меноры годилось лишь то масло, которое получают при первом отжиме олив. Эти первые капли были совершенно чисты и не содержали осадка. Масло, полученное при последующих отжимах, уже требовало очистки, и его для Меноры использовать не разрешалось[19].

Зажигание меноры

Первосвященник зажигал Менору в сумерки и очищал её горелки утром[20], Менора должна была гореть всю ночь[21]. Две западных лампады горели до окончания утренней службы, после которой они очищались и наполнялись маслом[22]. Иосиф Флавий сообщает, что во Втором Храме три светильника горели также и днём[23]. Пламя Меноры названо Нер тамид (буквально «постоянный светильник»)[24]. Каждый вечер священники наполняли лампады Меноры маслом. Количество масла было всегда одинаковым (пол лога) — его было вполне достаточно для самой длинной зимней ночи[25], и поэтому летом, когда ночь короче, определённое количество масла наутро оставалось.

По преданию, особое чудо ежедневно происходило с одним из семи светильников Меноры, «Западным светильником» (Нер а-Маарави). Вероятно, имелся в виду средний светильник, ближайший к западу от трёх восточных лампад[26]. Этот светильник назывался также Нер Элохим («Лампа Всевышнего») или Шамаш («Служка»).[27] В него наливали столько же масла, как и в другие светильники, но священник, приходивший утром очистить Менору после ночного горения, всегда находил этот светильник ещё горящим, а шесть остальных — погасшими. О величине чуда мнения в Талмуде расходятся: одни считают, что западная лампада горела до полудня; другие, что она горела весь день, и вечером священник зажигал остальные светильники от, всё ещё горевшего, «Западного светильника»[28]; а по некоторым мнениям, «Западный светильник» приходилось зажигать лишь раз в году. Талмуд рассказывает[29], что это чудо прекратилось за 40 лет до разрушения Второго Храма.

История Меноры

Период Первого Храма

В Храме, построенном Соломоном (X век до н. э.), справа и слева от Меноры Моисея[30] (вдоль северной и южной стен зала) располагались ещё по пять золотых светильников, которые отлил Хирам для Храма Соломона[31]. Были также и серебряные[32], но их описание отсутствует.

Меноры упомянуты в составе храмовой утвари, захваченной вавилонянами при втором взятии Иерусалима[33]. Тем не менее, судя по некоторым источникам[34], в тот период менорой назывался любой светильник, и лишь позднее[35] это слово снова стало обозначать лишь храмовый семисвечник.

Когда Навуходоносор разрушил Храм Соломона в 586 году до н. э., сказано, что «изломал все золотые сосуды, которые сделал для зала Храма Господня Соломон, царь Израильский»  (4Цар.24:13). Вероятно при этом были уничтожены и золотые меноры. Позднее меноры не упоминаются в перечне предметов из Храма, возвращённых в Иерусалим при Кире[36]. Легенда, впрочем, гласит, что подлинные меноры были спрятаны в потайном месте и возвращены во Второй Храм вернувшимися из изгнания евреями[37].

Период Второго Храма

Была ли менора во Втором Храме уже с начала его строительства или нет — не известно, однако это вполне возможно и косвенно подтверждается видением жившего тогда пророка Зехарии (Зах.4:2). Во всяком случае, во время Бен-Сиры (около 180 г. до н. э.) менора в Храме была[38]. При этом, в отличие от Храма Соломона, в храмовой службе использовалась только одна Менора.

Файл:Francesco Hayez 018.jpg
Фрагмент картины Франческо Хайеса «Разрушение Храма»

Эта золотая менора была захвачена вместе с остальной храмовой утварью Антиохом IV Эпифаном в 169 г. до н. э. и отправлена в Сирию[39]. Во время восстания Маккавеев в 164—163 гг. до н. э. Иехуда Маккавей, очистив Храм, обновил всю его утварь и возобновил зажигание меноры[40]. С этим связана история еврейского праздника Ханука, который ежегодно празднуется в память об этих событиях.

По мнению мудрецов Талмуда, первоначально новая утварь была железной, а «когда же они [жители Иерусалима] стали богаче — из золота»[41], хотя Иосиф Флавий утверждает, что новая менора была золотой[42]. Эта менора была затем и в Храме Ирода[43]. Известно также, что в кладовых Храма находились и другие подобные светильники[44].

По свидетельству Талмуда[45], во время осады Иерусалима римлянами в 70 году н. э., Менора, в числе других предметов храмовой утвари, была спрятана священниками «в земле»[46]. После ожесточённых боёв возле и внутри Храма спрятанные реликвии должны были к тому же оказаться погребёнными под его развалинами. Римлянам, вероятно, удалось впоследствии обнаружить часть храмовой утвари, в том числе были обнаружены и два светильника «совершенно схожих с стоявшими в храме»[44]. Однако, многое должно было остаться необнаруженным.

После разрушения Храма

Файл:Arch of Titus Menorah.png
Разграбление римлянами Иерусалима.
Копия рельефа с Арки Тита (музей Beth Hatefutsoth).

По свидетельству Иосифа Флавия, при взятии Иерусалима Титом в 70 году Менора и Стол хлебов предложения были захвачены римлянами и были отправлены в Рим вместе с другими трофеями. В Риме император Веспасиан поместил их в построенный им храм богине Мира[47].

В память этой победы Титу ещё при жизни была воздвигнута в Риме триумфальная арка, от которой, однако, не сохранилось никаких следов[48]. Уже после смерти Тита (81 г.), в царствование Домициана, была сооружена ещё одна арка, посвящённая завоеванию Иудеи. Эта знаменитая арка, известная в качестве «Арки Тита», находится на императорских форумах в Риме и сохранилась до настоящего времени. На ней, среди прочего, есть барельеф с изображением пленных евреев, несущих Менору[49]. Это наиболее известное и детальное изображение храмовой Меноры, сохранившееся до наших дней. Именно оно, впоследствии, легло в основу государственного герба Израиля. Тем не менее, ряд исследователей и раввинов[50] утверждают, что это изображение отличается от описания Меноры в Библии и еврейских источниках[51]. Судя по этим отличиям, римляне захватили не храмовую Менору, а лишь один из храмовых светильников. Возможно, однако, что часть этих отличий объясняется тем, что основание храмовой Меноры было повреждено и заменено впоследствии другим. Также не исключена возможная небрежность римского художника, который изображал Менору по памяти.

Файл:Genseric sacking Rome 455.jpg
Нашествие Гензериха на Рим. Эскиз К. Брюллова, ок. 1834

Существуют разные версии о дальнейшей судьбе храмовой Меноры. Менора могла быть захвачена во время первого разграбления Рима вестготами под началом Алариха в 410 году. Однако более вероятно, что Менора, золотой Стол и другие священные сосуды были захвачены при разграблении Рима вандалами в 455 году, после чего были увезены ими в свою столицу Карфаген.[52]

Прокопий Кесарийский, рассказывая о возвращении вандалов из набега, упомянул о гибели одного из их кораблей : «Из кораблей, что были у Гизериха, один, который вёз статуи, говорят, погиб, со всеми же остальными вандалы вошли благополучно в гавань Карфагена»[53]. Реликвии могли утонуть с этим кораблём, однако более подробные сведения отсутствуют.

По другой версии, судьбу Меноры и Стола возможно проследить вплоть до 534 года, когда они могли быть захвачены в Карфагене византийской армией под командованием полководца Велизария и переправлены в Константинополь, во дворец византийских императоров. Велизарий за победу над вандалами удостоился триумфа, то есть торжественного шествия, на котором везли захваченные сокровища. «В их числе были и иудейские сокровища, которые наряду с многим другим после взятия Иерусалима привёз в Рим Тит, сын Веспасиана.»[54]

Файл:Menora Titus.jpg
Изображение Меноры с арки Тита

Согласно Прокопию по совету одного из иудеев, предсказавшего несчастья от реликвий, император Юстиниан приказал отправить иудейские сокровища в христианские храмы в Иерусалиме. Если даже Менора возвратилась в Иерусалим, скорее всего она была переплавлена в золото в одном из многочисленных разграблений города в средние века. Это могло случиться при разорении Иерусалима персидским царём Хосровом в 614 году, тогда же была захвачена христианская святыня Животворящий Крест. Менора могла быть уничтожена и много позже, при захвате города арабами.

Сегодня репродукцию Меноры (в натуральную величину) можно увидеть в Старом городе в Иерусалиме. Эта менора построена Институтом изучения Храма в соответствии с галахическими и историческими источниками.[55]

В начале 2002 года главные раввины Израиля Йона Метцгер и Шломо Амар получили аудиенцию у главы римско-католической церкви Иоанна Павла II. Среди прочих вопросов раввины интересовались и судьбой меноры, так как по одной из существующих версий, она может находиться в подвалах Ватикана. По утверждению официальных лиц из папской канцелярии, золотая менора давно утеряна.

Главный сефардский раввин Шломо Амар грустно прокомментировал эти заверения: «Моё сердце подсказывает мне, что это неправда».

— Антон Иваницкий, Судьба главной иудейской святыни остается неизвестной.

Использование в качестве еврейского символа

Со времени разрушения Храма, менора утратила своё практическое значение в повседневной еврейской жизни. В числе других предметов храмовой утвари, Талмуд[56] запрещает делать точную копию храмовой Меноры, поэтому у большинства светильников, изготовленных в более позднюю эпоху, отсутствуют сложные декоративные элементы, по этой же причине наряду с семисвечником встречаются и изображения меноры с четырьмя, шестью или девятью ветвями.

Происхождение символа

Живя в христианском окружении, евреи ощущали потребность отмечать соответствующим символом свою религиозно-национальную принадлежность. Начиная со II века, менора становится символом иудаизма, главным образом, в противовес кресту, который превратился в символ христианства. По этой причине она является своего рода опознавательным знаком. Если на древнем захоронении обнаруживается изображение меноры, это однозначно свидетельствует о том, что захоронение — еврейское.

Вот некоторые возможные причины избрания меноры в качестве сугубо еврейского символа:

  1. Из всех предметов храмовой утвари своим символическим значением Менора уступает лишь Ковчегу, в котором хранились Скрижали Завета. Однако, Ковчег Завета народ не видел. В конечном счёте, только Первосвященник удостаивался видеть Ковчег, и то — лишь раз в году на Йом Киппур. Даже в тех военных походах, в которые евреи брали его с собой, Ковчег был скрыт от посторонних глаз. В то время как Менора во время трёх Праздников Паломничества (Песах, Шавуот и Суккот) выставлялась напоказ всему народу.
  2. Менора была единственным предметом храмовой утвари, который был сделан из единого куска золота.
  3. По преданию, Менора также была единственным предметом храмовой утвари, который был сделан чудесным образом Самим Всевышним, поскольку Моисей и Веселеил (Бецалель) не могли сделать её самостоятельно по тем указаниям, которые они получили от Бога.
  4. В иудаизме свече придаётся особенное значение, как сказано: «Душа человека — светильник Господень»  (Прит.20:27).
  5. Также исследователи отмечают, что ни в одном языческом культе того периода подобный семисвечник не использовался. Это, в частности, послужило причиной того, что на арке Тита, посвящённой завоеванию Иудеи, именно Менора занимает центральное место на барельефе, изображающем пленённых евреев.

В древности

Долгое время учёные сомневались в том, что описание меноры принадлежит эпохе, не ранее V или IV веков до н. э. Однако, с тех пор как в Каппадокии были найдены ассирийские печати с изображением светильника с семью разветвлениями, древнее происхождение меноры не оспаривается.

Семисвечники были обнаружены при раскопках древних святилищ Сирии и Ханаана (главным образом — в слоях, относящихся к XVIII—XV вв. до н. э.). Однако, это были глиняные светильники в форме мисочки с семью углублениями для фитилей, либо с семью чашечками. Лишь изредка эти светильники имели ножки.

Файл:Menorah-antignos.jpg
монета (Матитьягу) Антигона II последнего царя Иудеи из династии Хасмонеев (37 г до н. э.)

Древнейшие изображения еврейской меноры имеются на монетах (Матитьягу) Антигона II последнего царя Иудеи из династии Хасмонеев (37 г до н. э.), на фрагменте штукатурки, обнаруженном при раскопках Верхнего города Иерусалима времён Ирода I (37-4 гг. до н. э.), на солнечных часах из раскопок у Храмовой горы (начало I в. н. э.), на стене коридора гробницы Ясона в Иерусалиме (30 г н. э.), на нескольких глиняных лампах, найденных при раскопках древнего Хеврона (70-130 гг. н. э.), и на рельефе арки Тита в Риме (после 70 г н. э.).

Эти изображения разнятся в деталях, однако все они отображают три основные части меноры — ствол, шесть ветвей и основание. На относительно ранних изображениях ветви меноры завершают «бокальчики» (либо на одном уровне, либо образуя дуговую линию), на более поздних — ветви заканчиваются на одном уровне и их соединяет поперечная планка для установки лампад.

Начиная со II века, в диаспоре среди евреев распространяется обычай украшать изображениями меноры стены гробниц и саркофаги. В некрополе Бет-Шеарима (II—IV вв.), где были захоронены и евреи из стран диаспоры, именно на их саркофагах имеются изображения меноры. Римские катакомбы (конец II—IV вв.) изобилуют изображениями как креста, так и меноры.

В Израиле менора изображалась на мозаичных полах синагог, на фресках и росписях. Менора символизировала веру в будущий приход Мессии, каббалисты приписывали ей мистическое значение. По этой причине, изображения меноры нередки на стеклянных сосудах, печатках, камеях, амулетах и т. п. При этом, на предметах, изготовленных в Израиле, по сторонам меноры обычно изображали шофар и совок, а на изготовленных в странах диаспоры — лулав и этрог.

Начиная с середины IV в. н. э., глиняные светильники с рельефным изображением семи- и девятисвечника появляются в античных городах. Подобные керамические лампы были обнаружены в Карфагене, Афинах, Коринфе.

Бронзовая менора (высота 12,5 см), украшавшая, видимо, ковчег для свитков Торы, была обнаружена при раскопках синагоги V века в Эйн-Геди.

В Средние века менора становится также распространённым элементом иллюминированных рукописей, а также окладов.

Позже Менора стала в синагогах характерным рисунком для «Мизрах» (по 7 слов (Псал. 113:3) соответствуют 7 её ветвям), иногда она служит орнаментом и на Ковчеге для свитков. На амулетах порою встречаются 7 слов или 7 стихов, которым также придают вид меноры.

Новое время

Файл:Menora vor der Knesset.jpg
Бронзовая Менора у здания Кнессета
Файл:Birobidjan mainsquare.jpg
Монумент в форме меноры на площади в Биробиджане
Файл:YarmulkeAndMenorah.jpg
Менора из коллекции президента США Трумэна

В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённым еврейским национальным и религиозным символом. Она является популярным декоративным элементом в украшении синагог, в частности, в витражах, украшениях ковчега для свитков Торы, футляра Торы и архитектурных деталях. Её часто изображают на марках, монетах и сувенирах.

  • Когда лидеры воссозданного государства Израиль разрабатывали и принимали официальный герб, они искали древний и в то же время достоверно отражающий принадлежность к еврейству символ. Выбор естественным образом пал на менору, которая и стала основным элементом государственного герба Израиля.
  • Отлитое из бронзы пятиметровое скульптурное изображение меноры, установлено напротив входа в здание Кнессета в Иерусалиме. Автор — английский скульптор Бенно Элкана (1877—1960). Изваяние украшает 29 литых барельефов со сценами из истории еврейского народа. Эта менора в 1956 году была преподнесена в дар Израилю Британским парламентом. На постаменте выгравировано:
« Менора — это символ света, веры и надежды, который вёл еврейский народ в течение четырёх тысяч лет через страдания… В его миссии — сохранение веры в справедливость… »
  • Изображение меноры является также частью настенной мозаики в здании Кнессета, выполненной М. Шагалом.
  • Количество цветов радуги на флаге ЕАО соответствует количеству свеч в меноре. В данном случае подчёркивается связь меноры как иудейского символа с радугой как символа Завета Бога с Ноем — отцом всех народов.[57]

Мнения о значении Меноры

Менора всегда занимала воображение комментаторов Библии и учёных, по их мнению, все её детали были глубоко символичны. Известны многочисленные мистические интерпретации Меноры и её семи ветвей.

Менора в Иудаизме символизирует: Божественный свет, Мудрость, Божественную защиту, Возрождение, Еврейский народ, Жизнь, Иудаизм, Преемственность, Чудо.

  • Древняя модель мира включала в себя семь небес, состоящих из семи планет и семи сфер. Еврейский философ Филон Александрийский придерживался подобной модели и утверждал, что семь планет — это высшие небесные объекты, доступные восприятию наших органов чувств. Он также считал, что золото меноры и свет меноры символизируют Божественный свет или Логос (Слово).
  • Иосиф Флавий писал:
«Светильник, состоящий из семидесяти составных частей, напоминает знаки, через которые проходят планеты, а семь светочей на нем указывают на течение планет, которых также семь.»

— Иосиф Флавий, Иудейские Древности III, 7:7

То есть, по его мнению, что семь ветвей меноры — это Солнце, Луна и планеты: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн.
«Менора была расположена напротив занавеса для того, чтобы подчеркнуть великолепие Ковчега завета и степень оказываемого ему почёта. Ведь сам вид обители, озаряемой беспрерывным сиянием светильника, сокрытого за занавесом, способен оказывать мощное [психологическое] воздействие.»

Маймонид, «Путеводитель заблудших», 3:45

Тем самым, с точки зрения Маймонида, менора имела сугубо эстетическое значение.
«Менора символизирует второй вид награды — награду духовную, ибо сказано: „Душа человека — светильник Господень…“[58]. А её семь свечей олицетворяли собой семь наук, коренящихся в Божественной Торе. Все её свечи были обращены в сторону срединной свечи, а она в свою очередь была направлена к Святая Святых, символизируя тем самым, что истинная мудрость должна гармонично сочетаться с фундаментальными принципами Торы, хранящейся в Ковчеге. Менора была полностью изготовлена из чистого золота, демонстрируя тем самым, что истинная мудрость не должна быть запятнана никакими чуждыми идеями, идущими вразрез с еврейской религией. Чашечки, шары и цветки олицетворяли собой взаимосвязь различных наук и знаний, которые словно ветви на дереве разветвляются одна от другой. А сама менора была выкована из цельного слитка золота, символизируя тем самым, что все виды наук сливаются в едином источнике.»

Дон Ицхак Абарбанель

Таким образом, по мнению Абарбанеля, семь лампад меноры — это «семь наук», то есть «семь свободных искусств» (тривиум и квадриум) средневекового университета. Тем самым, менора олицетворяет науку, «коренящуюся в божественной Торе» и потому существующую в полной гармонии с еврейской религией.
  • Один из наиболее подробных анализов символического значения меноры приводит знаменитый каббалист и мистик рабби Моше Альшех (XVI век):
«Менора символизирует человека, способного принимать Божественный свет с помощью Торы и добрых дел. Именно по этой причине она была высотой в 18 ладоней, в соответствии со средним ростом человека. И хотя человек создан из грубой материи, предохраняя себя от грязи низменных и безнравственных поступков, оберегаясь от совершения греха, он может полностью очиститься и избавить себя от разного рода примесей, и, тем самым, уподобиться столь дорогому металлу как золото. Единственный способ стать подобным меноре из чистого золота — принять на себя страдания, подвергнуться испытаниям, обладающим целительной силой, очищающим человеческую душу от всякой нечистоты. И об этом сказано: „…будет выкована из цельного слитка чистого золота“ (25:36) — посредством ударов, наносимых молотом, олицетворяющих собою „удары судьбы“, испытания. <...> существуют три способности, к обузданию которых должен беспрестанно стремиться человек: (а) половой инстинкт; (б) речь… (в) еда и питье. О каждой из них говорится в тексте. „Основание“ (букв. „чресла“) означает половой инстинкт <...> И в этом отношении человек должен обладать крайней сдержанностью и смирением, для того, чтобы не росло его вожделение. А о речи сказано: „ствол“, поскольку это гортань, участвующая в образовании звуков, составляющих связную речь. Ствол меноры также должен быть выкован из чистого золота, символизируя тем самым, что слова человека должны быть немногими и потому драгоценны как чистое золото. <...> А о третьей способности сказано: „чашечки“ — намёк на бокалы, наполненные вином. А „шары“ — это еда и одежда, ибо намёк на это содержится в буквальном значении этого слова — „яблоко“ (в котором есть и мякоть и кожура, олицетворяющие собой соответственно еду и внешнее облачение). Цветки и их побеги олицетворяют собой все порождения человека — результаты его деятельности, намекая тем самым, что он не должен стремиться к получению выгоды за счёт другого, а довольствовался только тем, чего ему удалось достичь собственным трудом. Сердце того, кто поступает подобным образом, никогда не преисполнится гордыней.»

Моше Альшех

  • Мальбим, в своём комментарии к Торе, цитирует отрывок из дидактической поэмы средневекового поэта-философа р. Йедайа б. Авраам а-пнини Бедерши (XIV в.):
«Тора и Человек сообща составляют земной Светильник Господень. Тора — это пламя, порождающее ослепительные искры света от Господа, Восседающего в небесах. А две составляющие человека, тело и душа, представляют собой факел, питающийся от этого света. Тело его — фитиль, а душа его — чистое оливковое масло. Действуя сообща, факел и пламя наполняют весь дом Господень своим сиянием.»

— р. Йедайа б. Авраам а-пнини Бедерши, "Бхинат олам" (гл. 17)

  • Рав Шимшон Рафаэль Гирш в своём комментарии связывает многочисленные толкования меноры воедино:
«Если мы соберём все факты, касающиеся значения меноры в концепциях иудаизма… тогда „знание и понимание“ составят… лишь один аспект… символического значения света в Священном Писании…

…свет, который излучает менора, символизирует дух понимания и действия, который даруется человеку Б-гом[59]

Если мы представим менору в её физической форме, тогда её основание, которое несёт один цветок, её ствол и ветви с чашечками в форме цветов миндаля с их шишками и цветами, создаёт полное впечатление дерева, которое, стремясь вверх от корней, растёт, чтобы стать носителем этого света… Если, в то же время, мы примем в расчёт, что менора была единственным в Святилище предметом, сделанным целиком из металла, и более того, из золота, мы сможем легко увидеть, что, благодаря материалу, из которого она была изготовлена, она должна была символизировать твёрдость, стойкость, неизменность, но что её форма предполагала рост и развитие. Таким образом два аспекта меноры, материал и форма, представляют собой рост и развитие таких качеств, как твёрдость, стойкость и выносливость, которые навсегда должны оставаться неизменными…»

— Рав Шимшон Рафаэль Гирш, [1]

  • Число «7» в еврейской культуре обозначает разнообразие и гармонию естественных сил мироздания. Это полнота и законченность, проявившиеся в семи днях творения, средняя ветвь, при этом, олицетворяет Субботу.
  • Вместе с тем, число «6» — это число направлений в материальном мире (север, юг, восток, запад, верх и низ), а «семь» — символизирует время.
  • Огонь семисвечника также служил символом того, что миру недостаточно Божественного света «сверху», нужен ещё «свет снизу», создаваемый человеком. Человек не должен удовольствоваться тем светом, той духовностью, мудростью и святостью, которые Всевышний ниспосылает миру, он должен обязательно добавлять к этому свою собственную мудрость и святость. Человек мог бы сказать: «Что моя мудрость и святость по сравнению с мудростью и святостью Всевышнего? Разве могу я улучшить то, что создал Бог?» Но Всевышний для того и дал людям заповедь зажигать менору, чтобы они знали: весь свет солнца, луны и звёзд, весь духовный свет Божественной гармонии, существующей в мире, не исключает необходимости его исправления. Однако исправить мир может только человек, когда он добавляет в мир свет, и символ этого — зажигание меноры. И это «небольшое» исправление может повлиять на мир существенным образом.
  • Тора — свет и огонь, и поэтому менора должна быть изготовлена из золота, чтобы быть похожей на застывший огонь.
  • Тора — единое целое, не прибавить к ней ни буквы, ни идеи и не убавить от неё ничего. Так и менора должна быть изготовлена из цельного куска золота: при чеканке от неё нельзя было отсечь ни крошки. Даже сам Бецалель, самый искусный мастер, не знал, как это сделать.
  • Менора символизирует одновременно единство и многообразие человеческой природы: у всех нас общие истоки, мы все стремимся к общей цели, но идём к ней разными путями.
  • Ветви меноры напоминают дерево и, таким образом, символизируют Древо Жизни.
  • Менора может также рассматриваться как перевёрнутое дерево, чьё ветви-корни получают питания с небес.
  • Каббалисты рассматривали менору как один из главных символов сфирот. При этом семь ветвей воплощают семь нижних сфирот; центральный ствол символизирует сфиру Тиферет (Слава) — источник «изобилия», которое перетекает в остальные шесть сфирот. Масло символизирует внутреннюю душу сфирот, источник которой — Эйн Соф (Вечный источник).
  • 67-й Псалом, который был назван равом Исааком Арамой (XV век) «Псалом Меноры», и который, по легенде, был выгравирован на щите Давида, часто записывается в форме Меноры на амулетах, камеях и в сефардских молитвенниках.
  • В практической Каббале менора рассматривается как эффективное средство защиты от злых сил.
  • По хасидской традиции форма меноры происходит от шестикрылых ангелов-серафимов (ש.ר.פ.- от корня «гореть», «сжигать»). Хасидские мистики считают, что Всевышний явился Моисею в облике серафима и заповедовал ему запечатлеть этот образ в виде семисвечника.

Ханукия

Менора также может иметь девять подсвечников, но в этом случае она называется ханукия́ (ивр. חֲנֻכִּיָּה‎) или менора́т Ханука́ (ивр. מְנוֹרַת חֲנֻכָּה‎, «ханукальный светильник»).

Основная статья: Ханукия

Ханукию зажигают в течение восьми дней праздника Ханука. Восемь её светильников, в которые когда-то наливали масло, а сейчас, как правило, вставляют свечи, символизируют чудо, которое произошло во времена восстания и победы Маккавеев над греками. По преданию, единственного кувшина с освящённым маслом, найденного в осквернённом Храме, хватило на восемь дней горения меноры. Девятый светильник, называемый шамаш (שמש) — помощник, предназначен для зажигания остальных свечей.

Изначально ханукальный светильник отличался своей формой от меноры и представлял собой ряд масляных светильников или подсвечников с задней пластиной, которая позволяла вешать его на стену. Специальные ханукальные подсвечники начали изготовлять лишь начиная с X века. В принципе допускается любая форма ханукии, главное чтобы при этом восемь светильников находились на одном уровне, а их свет не сливался в одно пламя.

Впоследствии, в синагогах появился обычай зажигать на Хануку копии храмовых светильников. Считалось, что это делается в пользу бедных и пришельцев, которые не имели возможность зажигать ханукию. В результате, многие ханукальные светильники в еврейских домах также приобрели форму меноры с двумя дополнительными подсвечниками.

Семисвечник в христианстве

Первоначально в алтарях древних христианских храмов возжигали две свечи как символ двух естеств во Христе. Постепенно при формировании алтаря по подобию Скинии на престол стали ставить семисвечник, подобный меноре. Предлогом для этого установления были, в частности, апокалиптические видения св. Иоанна Богослова:

«и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому… Он держал в деснице Своей семь звёзд… Тайна семи звёзд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звёзд суть ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.»

— Откр. 1:12-20

«и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих»

— Откр. 4:5

Число семь фигурирует в Апокалипсисе также в качестве семи ангельских труб, семи печатей таинственной книги, семи громов и семи чаш гнева Божия.[60]

В общем случае семисвечник понимается как символ Духа Божьего, дающего семь даров Премудрости из одного источника[61]. Позже семисвечнику стали приписывать символику семи церковных Таинств.

Сноски и источники

  1. Здесь и далее по изданию «Мосад а-рав Кук», Иерусалим, 1975 г. Перевод — рав Давид Йосифон.
  2. Статья «Весовая система древних евреев» в Электронной еврейской энциклопедии
  3. Относительно формы ветвей Меноры известно мнение Маймонида, который считал, что они были прямыми. Тем не менее, на всех известных изображениях меноры её ветви изогнуты.
  4. Талмуд, Менахот 28б
  5. Однако, в таком случае не ясно, как технически было возможно создать такую большую менору из относительно небольшого количества золота.
  6. Раши пишет в своём комментарии к Исх. (25:31): «Это нога (основание) внизу, сделанная в виде ларца, от которого вниз отходят три ноги». А также Маймонид, «Мишне Тора», разд. «Галахот Бет а-Бхира», III, 2
  7. Шилтей а-Гибборим, гл. 31
  8. Иерусалимский Талмуд, Тамид III, 9
  9. Подробное описание Меноры, данное в Талмуде (Менахот 28б), выглядит следующим образом: из 18 ладоней высоты Меноры 3 ладони приходились на долю треножника, служившего ей основанием, считая в том числе и перах — рельефный цветок; две ладони расстояния до чашечки, завязи и цветка, занимавших вместе одну ладонь. Затем следовали снова пространство в две ладони, ладонь, занятая завязью и ветвью с каждой стороны стебля и выше соединения, опять ладонь расстояния, ладонь для завязи и ветви с каждой стороны и завязи, сверху; ещё ладонь для расстояния и ладонь для завязи и т. д., две ладони расстояния, 3 ладони, занятые пучком чашечки, завязи и цветка на каждой ветке и внутри стебля.
  10. Маймонид, «Мишне Тора», разд. «Галахот Бет а-Бхира», III 1—11
  11. Мидраш Бамидбар Раба 15:4
  12. основатели заповедника библейской природы Неот Кдумим
  13. Так называется место (страна Мориа), куда отправился Авраам, когда Бог повелел ему принести в жертву Исаака. Впоследствии на этом месте (гора Мориа) царь Соломон воздвиг Храм.
  14. из всех лилий она единственная, которая произрастает в Израиле в естественных условиях
  15. Он ссылается на древний перевод Библии Онкелоса на арамейский, где слово פרח (цветок) переведено как שושן (лилия). Ури Офир приводит также и другое доказательство своей правоты. В Книге Царств рассказывается о том, как царь Соломон приказал поставить по обе стороны от входа в Храм две огромных медных колонны, высотой около 9 метров. Эти колонны назывались Яхин и Боаз. В верхней их части был венец диаметром около двух метров в виде лилии (3Цар.7:17—22). Это подтверждает версию о том, что и на Меноре чашечки имели форму лилий (Маймонид, «Мишне Тора», разд. «Бет а-Бхира», (III 3) «цветы [на меноре] такие же, как цветы на колоннах»)
  16. Исх. 26:35; 40:24; Чис. 4:7
  17. Исх. 26:35; 40:24
  18. Талмуд, Менахот 98б; Маймонид, «Мишне Тора», разд. «Бет а-Бхира», III 1—11
  19. Это масло, однако, можно было использовать для мучного приношения (минха).
  20. Исх. 30:7-8
  21. Исх. 27:20; 30:7; Лев. 24:1; Чис. 8:1, а также I Сам. 3:3
  22. Иерусалимский Талмуд, Тамид III, 9; Вавилонский Талмуд, Йома 33а
  23. Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» III, 8:3
  24. Исх. 27:20; Лев. 24:2-4
  25. Талмуд, Менахот 89а
  26. Раши к Талмуд, Шаббат 22б
  27. По другой версии, западным светильником назывался второй по счёту светильник с восточной стороны.
  28. Талмуд, Менахот 86б
  29. Талмуд, Йома, 39б
  30. Тосефта, Сота, XIII
  31. I Цар. 7:49-50; II Хрон. 4:7; Талмуд, Менахот 98б
  32. I Хрон. 28:15
  33. Иеремия 52:19
  34. Так, в II Цар. (4:10) светильник в доме простого горожанина также назван «менора».
  35. судя по всему — в конце эпохи Второго Храма
  36. Езд. 1:7-11
  37. Бамидбар Раба, 15:10
  38. Бен-Сира 26:17
  39. I Книга Маккавеев 1:21
  40. I Книга Маккавеев 4:49-50
  41. Талмуд Авода Зара 43б
  42. Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» XII, 5:4
  43. Иосиф Флавий, «Иудейская Война» V, 5:5
  44. 44,0 44,1 Иосиф Флавий, «Иудейская Война» VI, 8:3
  45. Талмуд, Гитин 56б
  46. Это также следует из описания Иосифа Флавия («Иудейская Война» VI, 4:7)
  47. Иосиф Флавий, «Иудейская Война» VII, 5:7
  48. Известна только красовавшаяся на ней надпись, случайно оказавшаяся в одной анонимной рукописи, заключающей в себе, между прочим, собрание латинских надписей.
  49. Евреи и в наши дни отказываются проходить под ней, поскольку она символизирует для евреев поражение и изгнание.
  50. в том числе бывший главный раввин Израиля рав Герцог, последний Любавический Ребе Менахем Мендель Шнеерсон, рав Йосеф Капах и др.
    • Так, менора на этом барельефе имеет широкое восьмигранное основание, в то время как храмовая Менора имела основание в виде треножника.
    • У основания меноры на барельефе видны драконообразные животные, чего на храмовой Меноре быть не могло.
    • Также на этом изображении главный ствол не имеет четырёх чашечек, а боковые ветви не вырастают из венчиков.
    • Из главного ствола выходят гладкие ветви, которые покрываются миндалевидными чашечками, лишь удаляясь от ствола и при том неравномерно, а их количество возрастает, в зависимости от длины ветви.
    • Судя по этому изображению, менора имела 1,10—1,20 м в вышину, хотя храмовая Менора, по преданию, была высотой 18 ладоней (1,33—1,73 м).
  51. Йоханан Леви, «עולמות נפגשים», стр. 255
  52. Прокопий Кесарийский, «Война с вандалами», I.5
  53. Прокопий Кесарийский, «Война с вандалами», II.9
  54. Тем не менее, в отличие от храмовой Меноры, эта менора не из чистого золота, а из бронзы, покрытой чистым золотом. Её размеры определялись по наибольшему из возможных вариантов локтя (58 см.), в то время, как мнения на этот счёт у исследователей расходятся.
  55. Рош а-Шана 24а; Авода Зара 43а; Менахот 28б
  56. http://russia-today.ru/2003/no_17/17_symbols_2.htm
  57. Притчи Соломона 20:27
  58. Зехария 4:6
  59. Православный храм. Горнее место, семисвечник, жертвенник, ризница
  60. ср. «И произойдёт отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастёт от корня его; и почиёт на нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11:1), «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его» (Притчи 3:1)

Литература

  • Еврейская Энциклопедия, Спб. : Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Изд-ва Брокгауз-Ефрон, 1908 г.
  • The Tabernacle Menorah, American Schools of Oriental Research, Dissertation Series 2 (Scholars Press, 1976).

Ссылки


bg:Менора

ca:Menorà ceb:Menora cs:Menora da:Menorahet:Menoraa fa:منوره fi:Menorahr:Menora hu:Menóraja:メノーラー ka:მენორა ko:메노라 lad:Menora lb:Menora lt:Menora ms:Menorah nl:Menora nn:Menora no:Menorá pl:Menora pt:Menorá ro:Menoră sh:Menora sk:Menora sq:Menora sr:Менора sv:Menora tr:Yedi Kollu Şamdanur:مینورہzh:猶太教燈臺


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация