Тхелет
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
Тхе́лет (ивр. תכלת, синета) — краситель животного происхождения, применявшийся в древности для крашения ткани в синий цвет, а также уже покрашенная ткань. Важен для некоторых библейских обрядов, как цицит и одежда первосвященника. Секрет изготовления тхелета был утрачен в древности, и делались неоднократные попытки его восстановить.
Содержание |
Тхелет в Библии
В Библии тхелет упоминается 49 раз, в основном в Пятикнижии. В более поздних книгах синета упомнается как часть убранства или одежды важного человека, как, например, в Есф.8:15 о Мардохее. Иногда их привозили с островов, как в Иез.27:7: «голубого («тхелет») и пурпурового («аргаман») цвета ткани с островов Елисы».
Кисти на одежде
Центральная часть заповеди ношения цицит в книге Чисел — сделать в них голубую нить, как сказано Чис.15:38-39: «Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих... и вставляли в цицит краёв одежды синюю нить... и глядя на неё вы вспомните все заповеди Господни».
Одежда первосвященника
Тхелет участвовал в одежде первосвященника во времена скинии и Иерусалимского храма в следующих деталях: целиком голубая накидка ефода «меиль»(англ.)русск.(Исх.28:31), в самом ефоде (Исх.28:31), в наперснике (Исх.28:15), в декоративных гранатовых яблоках (Исх.28:33), голубым шнуром крепилась золотая пластинка на лбу («циц»(англ.)русск.) (Исх.28:37), голубые нити в поясе (Исх.39:29). Остальные употребления тхелета в одежде первосвященника спорны[1].
Храмовая утварь и её походное покрытие
Постоянные покрывала (Исх.26:1), петли (Исх.26:4), завесы (Исх.27:16, Исх.26:31), походные покрывала (Чис.4:6-12).
Талмуд и поздние еврейские источники
Библейский рассказ не сообщает откуда именно происходит техелет. Талмуд посвящает техелету и заповеди о кисточках (цицит) главу «га-Тхелет» в трактате Менахот[2], а также упоминает в ряде других мест.
Основные сведения, сообщаемые Мудрецами Талмуда таковы. Техелет, годный в ритуальных целях, должен вырабатываться из существа, называемого ивр. חלזון («khilazon», улитка, моллюск)[3], хотя в более поздних кодексах и высказывалось мнение, что запрещена только нестойкая растительная фальсификация[4]. Улитка «хилазон» — существо морское, хотя изредка попадает и на сушу[5][6], раз в семьдесят или семь лет[7]. Ареал хилазона — удел колена Завулона[5], то есть северная часть средиземноморского побережья Земли Израиля от Хайфы до Тира. В некоторых более поздних источниках в качестве источника хилазона предлагались Галилейское озеро[8], Красное море, Италия[9]. Выражение ивр. ים המלך («Солёное море») у Маймонида [10] означает, по всей видимости, Средиземное море, а не Мёртвое море, в современном иврите[11].
Талмуд отмечает сходство хилазона с рыбой, а его цвет с цветом моря[7], неба, сапфира, сельдерея[12], более поздние источники сравнивают его с червём, раковиной, промежуточным звеном между рыбой и растительностью, и даже с человеком. Ловили его сетями[13]. Во многих источниках упоминается твёрдое покрытие тела, которое надо взламывать перед крашением и немедленно использовать[14][15].
Про само крашение упоминается, что тхелетом красили шерсть до ткания[16], в ходе самого крашение «кровь хилазона» помещали в большой чан («куб»), добавляли разные химические добавки, периодически отбирали пробу в скорлупу яйца для проверки готовности[17][18]. Талмуд уделяет место борьбой с подделками тхелета, которые делались с помощью растения, называемого там «кала-илан». Можно брать у специалиста, которому можно доверять, впрочем существует и химическая проверка на стойкость красителя выдерживанием в щелочной среде, для чего используется моча. Другой вариант: крашенная шерсть выдерживается в кислом тесте. Впрочем все эти проверки недостаточно надёжны и не могут доказать кошерность, а только наоборот[19][17][20][21]. Растения не описывается Талмудом, но старинный словарь иврита ивр. ערוך («Arukh») описывает его как «индика», что позволяет отождествить его с индигоферой и даёт представление об оттенке тхелета[22].
Другое важное сведение из Талмуда, что перевоз тхелета через границу подверг несколько мудрецов опасности со стороны римских чиновников. По-видимому, перевоз такого сырья контролировался римской властью[23][K 1].
Античные источники
Связь библейского термина «тхелет» с другими древними источниками можно установить через греческие переводы эллинистического периода, где «тхелет» всегда переводится как «гиацинт» (др.-греч. Ὑάκινθα, лат. Hyacinthus ). Последний под тем же названием упоминается как один из оттенков, который можно получить тем же моллюском, что для античного пурпура. Об этом писали Плиний Старший[24], Витрувий[25] и другие[26][27].
Описания античных авторов позволяют понять, какой именно моллюск использовался, и его два главных цвета: пурпурный и пурпурно-голубой[28].
Потеря и восстановление пурпура
Археологи открыли много следов древних производств красителей из моллюсков, прежде всего в Средиземноморье. Некоторые древние фабрики найдены и в Палестине, где есть крупинки древних красителей, а также раковины, притом рассортированные по сортам[28]. Археологические находки включают также окрашенные образцы тканей, иногда с красителем животного происхождения.
Секрет выделки античного пурпура был утрачен при падении Константинополя в 1453 году. Примерно через двести лет после этого произошла серия переоткрытий искусства античного пурпура. Первооткрывателем нового времени стал, по-видимому, англичанин Уильям Коул (William Cole) из Бристоля уже в 1684 году [29], затем секрет был вновь открыт итальянцем Бартоломео Бизио(итал.)русск. из Венеции в 1832 году[30] и французом Лаказ-Дютье, Феликс Жозеф Анри Лаказ-Дютье в 1858 году[31]. Между двумя последними завязалась дискуссия на тему о библейском голубом. Бизио, видимо, получил пурпур из одного вида моллюсков и пурпурно-голубой оттенок из другого и счёл этот второй библейским голубым, в то время как Лаказ-Дутье настаивал, что это получается только пурпур. Некоторые авторы поддерживали Бизио[32][33], но господствующими стали взгляды Лаказ-Дутье[28].
Развитие органической химии сделало возможны сначала синтез растительного индиго Адольфом Байером в 1883 году, затем на рубеже XIX-XX веков сотрудник Байера Пауль Фридлендер(англ.)русск. сумел синтезировать и выделить пурпур из моллюсков. Знаменитый краситель оказался производным индиго, а именно дибромидом (два атома водорода в индиго замещены на атомы брома)[34][35].
К этому моменту уже существовало много синтетических красителей, поэтому крашение пурпуром представляло главным образом, исторический интерес. Многие исследователи отмечали влияние разных факторов на оттенок ткани: какой именно моллюск берётся, какого пола, подвергалась ли ткань нагреву и попадал к в куб сильный солнечный свет[36]. Долгое время крашение выполнялось с помощью химикатов, которых не было в древности, например, дитионит натрия.
Fig18j.JPG
Сосуд для крашения с суспензией экстракта из моллюска Hexaplex trunculus |
F Kuepe-hochformat.jpg
Прозрачный раствор лейкооснования после химического восстановления |
Sei&Wol-03-10 (2).jpg
Крашенный пурпуром шелк |
Wolle Seide (9).jpg
Крашенная пурпуром шерсть |
Tyrian-Purple-2D-skeletal.png
Химическое строение 6,6'-диброминдиго |
Уже в 1990-х годах удалось обнаружить латинскую рукопись из Флренции с более полным описанием древнего процесса крашения индиго, и английский инженер Джон Эдмондс сумел первый раз в новое время воспроизвести процесс древнего крашения без применения реагентов, недоступных до наступления нового времени. Сначала был окончательно расшифрован древний процесс крашения из растительного индиго[37][38], а затем и животного происхождения. Процесс включал в себя ферментацию мяса моллюсков в течение многих часов в сосуде закрытом от воздуха при 50 градусах в слабо-щелочной водной среде. В таких условиях развивается анаэробный микроорганизм, видимо, типа Клостридий, который производит химическое восстановление нерастворимого пурпурного порошка в растворимое жёлтоватое лейкооснование. Ткань пропитывают этим основанием и выносят на воздух, под действием кислорода лейкооснование снова переходит в нерастворимый пурпур, прочно связанный с тканью (Кубовое крашение(англ.)русск.)[39]. Эдмондс взял для простоты мясо обычных доступных моллюсков, не связанных с пурпруром. Несколько позже Цви Корену удалось провести крашение с одним мясом багряных улиток с подщелачиванием[40]. Таким образом, процесс производства и крашения пурпура был полностью восстановлен.
Потеря и восстановление тхелета
Секрет изготовления тхелета был окончательно утрачен в VII веке, когда Палестина подверглась мусульманскому завоеванию[40]. С этого момента цицит делался только из белой нитки, без голубой нитки предписанной Торой. Восстановление тхелета имело не только исторический, но и религиозный интерес, так как он испoльзуется в Торе больше всех других красителей и связан с заповедью, исполняемой религиозными евреями и сегодня.
Из каракатицы
Первую целенаправленную попытку восстановить тхелет для религиозной практики сделал раввин и хасидский ребе (адмор) Гершон Хенох Лайнер(англ.)русск. (1839–91) из династии Ижбица-Радзынь(англ.)русск.[41]. После проведения исследовательской работы в ихтиологическом музее в Неаполе он пришёл к выводу, что источником тхелета была сепия, испускаемая каракатицой из своего чернильнoго мешка. Лайнер написал три книги по тхелету, которые вызвали живую полемику. Радзыньские хасиды и члены некоторых других хасидских групп приняли восстановление тхелета. Радзыньская династия(англ.)русск. прервалась в 1942 году, когда тогдашний ребе был убит нацистами в ходе Холокоста. Хасидский способ изготовления тхелета был потерян, но затем восстановлен уже в Израиле и продолжает производиться поныне под эгидой тех же хасидов.
Радзынський тхелет отличается неустойчивостью к стирке и тёмным оттенком. Химической анализ, проведённый упомянутым выше Паулем Фридлендером, показал, что на ткани находится неорганический краситель Берлинская лазурь[42]. Как выяснилось, когда хасидский способ крашения стал известен, сепия обрабатывалась серной кислотой с добавлением железных гвоздей. Сепия в таких условиях полностью разрушалась, выделявшийся при этом азот связывался и давал минеральную смесь гексацианоферратов (II) от KFe[Fe(CN)6] до Fe4[Fe(CN)6]3. Сепия, таким образом, являлась не источником цвета, а источником азота, как многие природные органические вещества.
Из Янтины
Следующая попытка восстановления тхелета для ритуального использования была предпринята раввином Ицхаком Айзиком Герцогом, будущим главным раввином Израиля и отцом президента. И.А. Герцог получил также прекрасное светское образование и в качестве темы для диссертации (Ph.D.) в Лондоне выбрал тхелет. Она была издана отдельной книгой, как в оригинале[43], так и в переводе на иврит[44]. В диссертации содержалось всестороннее исследование вопроса как с точки зрения гуманитарных, так и естественных наук. Корень слова «тхелет» по Герцогу, восходит к названию цвета в санскрите и он же встречается в названии растения «кала-илан»[45]. Герцог получил образцы тхелета по Лайнеру и заказал их химический анализ. Результаты анализа и другие соображения привели Герцога к заключению, что хасидский тхелет не является аутентичным[46]. Герцог знал об идентификации брюхоногих молюсков как источника античного пурпура («аргаман» в Танахе), но не признал их источником тхелета ввиду несоответствия цвета[47].
В качестве кандидата в моллюск «хилазон» из Талмуда Герцог предложил плавающего на поверхности моря моллюска Янтина (Janthina janthina)(англ.)русск.[48]. Последний имеет преимущество, так как сам окрашен в голубой цвет и его изредка выбрасывает на сушу. Он иногда выбрасывает облачко голубой краски, который, однако, не является известным красителем.
В 1990-ые годы биолог Dr.S.W.Kaplan сумел покрасить веществом Янтины ткань, предварительно протравленную квасцами, хотя крашение вышло нестойкое[49]. Результаты не были опубликованы в научной литературе, но Каплан по-прежнему является одиноким сторонником теории Янтины, хотя его сайт Real Tekhelet был закрыт[K 2].
Из Hexaplex trunculus
Сходство описаний пурпурного крашения и крашения тхелетом и их соседство в библейских текстах привели к возникновению гипотезы, что они делались из морских пурпурных улиток или даже из одного и того же вида Гекаплекс трункулус (Hexaplex trunculus, он же мурекс трункулус)(англ.)русск., что утверждал уже Бизио.
Уже в 1944 году немецкий химик Дриссен установил, что пурпурное лейкооснование в растворе достаточно неустойчиво, в частности, если раствор находится на солнце, происходит фотохимическая деброминация (отщепление атомов брома под действием солнечного света)[50]. При этом фактически получается растительный индиго или смесь дибромо-, монобромо- и небромированного индиго, а цвет соответственно при этом теряет глубину вплоть до чисто голубого. С другой стороны голубоватый пурпур можно получить просто сортируя моллюсков по полу, размеру и даже загрязнению среды обитания.
Hexaplex trunculus.jpg
|
Mušle.jpg
|
Mušle (2).jpg
|
Уже в начале 1980-х годов И.И.Зайдерман выдвинул гипотезу, что тхелет - голубоватый пурпур[26]. Примерно в то же время появились работы Отто Эльснера и Эуда Спаниера, которые, переоткрыв процесс Дриссена, получили чисто голубой цвет[51][52][36]. Эльснер показал также, что самцы моллюска дают голубоватый пурпур, а самки — обычный[36]. Начиная с 1985 года раввин Элияу Тавгер написал несколько статей, поддерживающих точку зрения, что именно этот вариант является тхелетом по галахе (еврейскому религиозному закону)[53]. В промышленной зоне поселения Кфар-Адумим, рядом с городом Маале-Адумим на основе некоммерческого объединения «Птиль Тхелет» было создано в 1993 году предприятие, вырабатывающие голубые нити для выполнения заповеди цицит. Моллюски импортируются из стран Средиземноморья: Греции, Испании, где их употребляют в пищу.
Археологические находки на территории Палестины содержат ткани, про которые можно предположить, что они крашены тхелетом или под тхелет. Так, еще основопольник израильской археологии Игаэль Ядин определил остатки шерстяной ткани из пещер Мёртвого моря как подделку тхелета[54], выполненную смесью растительного индиго (талмудический «кала-илан») и других красителей красного цвета, главным образом ализарина из марены[55]. Совсем недавно Цви Корен, применив метод HPLC, первый раз в истории определил, что кусок мантии из остатков царского дворца в Масаде окрашен красителем выделенным из моллюска и, возможно, является остатком одежд царя Ирода Великого. Его цвет — пурпурно-голубой, а не чисто голубой[56][57][58].
Wool techelet.jpg
Шерсть, выдержанная в лейко-растворе на свету, приобретает на воздухе голубой цвет |
BlueClothMasada.JPG
Крашенная моллюском ткань из Масады |
Таким образом, в науке практически сложился консензус, что галахический тхелет производился из морских пурпурных улиток Hexaplex trunculus(англ.)русск., хотя его точный оттенок может ещё быть уточнён. Данная теория нашла определённое количество сторонников также среди раввинов[59][60].
Применение тхелета
Постепено приобретает распространение в ритуальной части одежды религиозных евреев. Тхелет не используется для крашения обычной одежды как и все природные красители животного происхождения. Тхелет нашёл в последнее время ограниченное применение в живописи[61][62].
Примечания
- ↑ М. Бурштин, 1988, pp. 20-21
- ↑ Начиная со страницы 38А
- ↑ Тосефта Менахот 9:6: ивр. תכלת אין כשרה אלא מן החלזון שלא מן החלזון פסולה («Тхелет годен только из хилазона, а не из хилазона — не годен») и др.
- ↑ М. Бурштин, 1988, pp. 25-27
- ↑ 5,0 5,1 Например, в Мегила 6А: ивр. ולי נתת ימים ונהרות אמר לו כולן צריכין לך ע"י חלזון (« [Сказал Завулон]: А мне в удел дал только моря! Ответил [Бог] ему: все будут нуждаться в тебе из-за хилазона») и Раши там же: ивр. חלזון עולה מן הים להרים וצובעין בדמו תכלת ונמכר בדמים יקרים («Хилазон выходит из моря в горы и его кровью красят голубым цветом и продаётся за большие деньги»)
- ↑ М. Бурштин, 1988, pp. 28-29
- ↑ 7,0 7,1 Талмуд Менахот 44А
- ↑ Зогар, раздел Трума, 149Б и др.
- ↑ Перевод Ионатана бен Узиэль[убрать шаблон] к Иез.27:7
- ↑ Законы о цицит 2:2
- ↑ М. Бурштин, 1988, pp. 29-32
- ↑ М. Бурштин, 1988, pp. 44-48
- ↑ Талмуд Шабат 74Б
- ↑ Талмуд Шабат 75А
- ↑ М. Бурштин, 1988, pp. 34-37
- ↑ Талмуд Шабат 75А
- ↑ 17,0 17,1 Талмуд Менахот 42Б
- ↑ М. Бурштин, 1988, pp. 49-57
- ↑ М. Бурштин, 1988, pp. 58-59
- ↑ Талмуд Менахот 43А
- ↑ Талмуд Зевахим 95Б
- ↑ М. Бурштин, 1988, pp. 69-72
- ↑ Талмуд Санхедрин 12
- ↑ Естественная история, Книга 21, 22:45-46 и Книга 9, 61:130-64:140
- ↑ De Architectura (ed. H. L. Jones, Loeb Classical Library, Cambridge, London 1930) Book VII, c. VII-XIV, p. 113-129 [especially: chapter XIII]
- ↑ 26,0 26,1 Ziderman I.I., 1986
- ↑ Ziderman I.I., 2008
- ↑ 28,0 28,1 28,2 Ziderman I.I., 2001
- ↑ A. J. Turner, 1970
- ↑ Bizio, Bartolomeo // Atti dell’ I. R. Istituto Veneto di Scienze Lettere ed Arti. — Venezia: 1860-61.
- ↑ H. Lacaze-Duthiers Мемуар о пурпуре = Memoire sur la Pourpre // Annales des Sciences Naturelles: Zoologie. — 1859. — Т. 12. — С. 5-84.
- ↑ De Negri, A. and G // Atti della R. Universita Di Genova. — 1875. — Т. 3.
- ↑ Dedekind, Alexander К искусству пурпура = Ein Beitrag zur Purpurkunde. — 1898-1911. — Т. 1-4.
- ↑ (1909) "Zur Kenntnis des Farbstoffes des antiken Purpurs aus Murex brandaris". Monatshefte für Chemie 30: 247. DOI:10.1007/BF01519682.
- ↑ Sachs, F. & Kempf, R. (1903). "Über p-Halogen-o-nitrobenzaldehyde.". Berichte der Deutschen Chemischen Gesellschaft 36: 3299–3303.
- ↑ 36,0 36,1 36,2 Elsner, O., 1992
- ↑ Padden A.N et al, 1999
- ↑ Padden A.N et al, 2000
- ↑ J.Edmonds, 2000
- ↑ 40,0 40,1 Koren, Z.C., 2005a
- ↑ Статья «Избица-Радзынь, хасидская династия » в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ М. Бурштин, 1988, pp. 413-416
- ↑ Isaac Herzog, 1987
- ↑ М. Бурштин, 1988, pp. 347-437
- ↑ М. Бурштин, 1988, p. 357
- ↑ М. Бурштин, 1988, pp. 411-416
- ↑ М. Бурштин, 1988, pp. 421-423
- ↑ М. Бурштин, 1988, pp. 425-428
- ↑ Л.Китросский, 2003
- ↑ Driessen, L. A., 1944
- ↑ Elsner, O. and Spanier, E., 1985
- ↑ Elsner, O. and Spanier, E., 1987
- ↑ E.Tavger Статьи Э. Тавгера (иврит). Ptil Tekhelet (1993). Проверено 5 мая 2011.
- ↑ Abrahams, D. H. and Edelstein, S. M., 1963
- ↑ Koren, Z.C., 2005b
- ↑ Mandel J., 2011
- ↑ Kraft, D., 2011
- ↑ Koren, Z.C., 1997
- ↑ M.Epstein, 2006
- ↑ Shabtai Rappoport Simanim, Masora ve-Zihuj ha-Tekhelet (иврит). Проверено 5 мая 2011.
- ↑ Boesken Kanold, Inge, 2005
- ↑ Inge Boesken Kanold Artwork (англ.). Purple. Проверено 5 мая 2011.
Комментарии
- ↑ В Талмуд изпользует эзопов язык: «опасность со стороны орла», который, будучи символом римской власти, означает Рим. См., например, современное издание Талмуда под редакцией раввина Адина Штейнзальца. Раши к тому же месту считает, что орёл — это персидские солдаты
- ↑ Частное сообщение
Литература
- Бурштин, Менахем ивр. מנחם בורשטין Тхелет = ивр. התכלת (Ha-tekhelet). — Иерусалим: ивр. .א. גיטלר ושות, 1988. — 437 с. — ISBN 965-222-115-5
- Abrahams, D. H. and Edelstein, S. M. Исследование образцов текстиля с колористической точки зрения (англ.) = A study of the textiles from the color standpoint // И.Ядин The Finds from the Bar-Kokhba Period in the Cave of Letters : Сборник. — Иерусалим: Israel Exploration Society, 1963. — С. 270–79.
- Boesken Kanold, Inge Ферментативное кубовое крашение античным пурпуром: крашение или живопись Мурексом трункулусом на пергаменте (англ.) = The Purple Fermentation Vat: Dyeing or Painting parchment with Murex trunculus // Dyes in History and Archaeology. — Лондон: JG Publishing : Archetype Publications, 2005. — Т. 20. — С. 150-154. — ISBN 1-873132-29-8.
- Driessen, L. A. О характерной реакции Античного пурпура на ткани (нем.) = Uber eine charakteristische Reaction des antiken Purpurs auf der Faser // Melliand Textilberichte. — 1944. — № 26:66.
- Edmonds, John Тайна Античного Пурпура, он же Тирийский пурпур = The Mystery of Tyrian or Imperial Purple Dye. — Historic Dyes Series. — American Chemical Society, 2000. — Т. 7. — 41 с. — ISBN 0953413365
- Elsner, Otto and Spanier, Ehud Крашение экстрактом мурекса = The Dyeing with Murex Extracts. — Tokio: 7th International Wool Textile Research Conference, 1985. — Т. 5. — С. 118-130.
- Elsner, Otto and Spanier, Ehud Античный пуроур и библейкий голубой. Прошлое, настоящее и будущее тхелета = The Royal Purple and the Biblical Blue. The Past, Present and Future of Tekhelet. — Иерусалим: Keter, 1987. — С. 167-177.
- Elsner, Otto = Solution of the Enigmas of Dyeing Tyrian Purple and the Biblical Tekhelet. — Dyes in History and Archaeology. — 1992 Т. 10. — С. 11-16.
- Epstein, Menachem Найден ли тхелет? (англ.) = Has Tekhelet been Found? // Hakirah, Inc. a non-profit private foundation Hakirah, The Flatbush Journal of Jewish Law and Thought : Yearbook. — Иерусалим: 2006. — Т. 3. — С. 165-180. — ISBN 0-9765665-2-4.
- Herzog, Isaac (автор), Spanier, Ehud (редактор) Имперский пурпур и библейский голубой: аргаман и тхелет = The Royal Purple and the Biblical Blue: Argaman and Tekhelet. — Иерусалим: Keter Publishing House, 1987. — С. 17-131. — 220 с.
- Kitrossky, Levi Знаем ли мы тхелет? (англ.) = Do We Know Tekhelet? // NDS Chidushei Torah@NDS : Yearbook. — Иерусалим: 2003. — Т. 4. — С. 43-60.
- Koren, Zvi C. Открытие не имеющее прецедента: Королевский Пурпур на ткани двухтысячелетней давности из Массады (англ.) = The unprecedented discovery of the Royal Purple Dye on the Two Thousand Year-Old Royal Massada Textile // American Institute for conservation of Historic and Artistic Works The Textile specialty Group postprints. — Washington D.C.: 1997. — Т. 7. — С. 23-24.
- Koren, Zvi C. Первое в восточном Средиземноморье за полтора тысячи лет оптимальное полностью натуральное пурпурное крашение только на Мурексе (англ.) = The First Optimal All-Murex All-Natural Purple Dyeing in the Eastern Mediterranean in a Millennium and a Half // Dyes in History and Archaeology. — London: Archetype Publications, 2005a. — Т. 20. — С. 136–149.
- Koren, Zvi C. Хроматографический анализ избранных исторических образцов древнего Израиля (англ.) = Chromatographic Analyses of Selected Historic Dyeings from Ancient Israel // Janaway R. and Wyeth P. Scientific Analysis of Ancient and Historic Textiles: Informing, Preservation, Display and Interpretation. : сборник. — London: Archetype Publications, 2005b. — С. 194-201.
- Kraft, Dina Вновь открытый древний цвет вызывает интерес в Израиле (англ.) = Rediscovered, Ancient Color Is Reclaiming Israeli Interest // New York Times : Newspaper. — NY, NY: 2011. — С. A7.
- Mandel, Jonah Цвет тхелета (англ.) = The color ‘techelet’ // Jerusalem Post : Newspaper. — Jerusalem: 2011. — В. 03.04.2011.
- Padden A.N, Dillon V. M., Edmonds J., Collins M. D., Alvarez N. and John P. Умеренный индиго-восстанавливающий термофил из красильной вайды Clostridium isatidis (англ.) = An indigo-reducing moderate thermophile from a woad vat, Clostridium isatidis sp. nov. // International Journal of Systematic Bacteriology. — 1999. — Т. 49. — С. 1025-1031.
- Padden, A.N., John, P., Collins, M.D., Hutson, R. & Hall, A.R. Индиго-восстанавливающий Clostridium isatidis выделен из множества источников, включая образцы кубового крашения викингами в десятом веке из красильной вайды (англ.) = Indigo-reducing Clostridium isatidis isolated from a variety of sources, including a tenth century Viking woad vat. // Journal of Archaeological Science. — 2000. — Т. 27. — С. 953-956.
- Turner A.J. Английский пурпур. Библиографическая заметка (англ.) = Purpura anglicana: A Bibliographical Note // Society for the Bibliography of Natural History Journal of the Society for the Bibliography of Natural History. — NY, NY: Edinburgh University Press, 1970. — Т. 5. — С. 361. — ISSN 0260-9541.
- Ziderman, I.Irving 10 // 3600 лет крашения пурпурной улиткой: идентификация гиацинтового пурпура (техелет). = 3600 Years of Purple-Shell Dyeing: Characterization of Hyacinthine Purple (Tekhelet).. — Historic Textile and Paper Materials. — American Chemical Society, 1986. — С. 187–198. — ISBN 9780841209008
- Ziderman, I.Irving Библейский краситель тхелет и его использование в еврейском текстиле (англ.) = The Biblical Dye Tekhelet and its Use in Jewish Textiles // Dyes in History and Archeology. — Archetype Books, 2008. — Т. 21. — С. 36-44. — ISBN 978-1904982074.
- Ziderman, I.Irving Возрождение библейского тхелета из полосатого Мурекса (Ph. trunculus): химические аномалии (англ.) = Revival of Biblical Tekhelet Dyeing with Banded Dye-Murex (Ph. trunculus): Chemical Anomalies // Dyes in History and Archeology. — Лондон: Archetype Publications, 2001. — Т. 16-17. — С. XXVII, 87-90.
Ссылки
- Цицит в «Еврейской Энциклопедии Брокгаузa и Эфрона»
- Цвета и цветовая символика в «Еврейской Энциклопедии Брокгаузa и Эфрона»
- Статья «Цицит» в Электронной еврейской энциклопедии
- Статья «Крашение» в Электронной еврейской энциклопедии
- Статья «Избица-Радзынь, хасидская династия » в Электронной еврейской энциклопедии
- DYES AND DYEING in JewishEncyclopedia.com. (англ.)
- PURPLE in JewishEncyclopedia.com. (англ.)
- Online Library Tekhelet (англ.)
- Beged Ivri сайт, посвящённый восстановлению древнееврейской одежды, использует тхелет по Лайнеру (англ.)
- Tekhelet foundation (англ.)
- Real Tekhelet - Closed site (англ.)
- Страница Джона Эдмондса (англ.)
- Применение техелета в живописи и исследования, сайт художницы Инги Боескен-Канольд (англ.)
Мультимедия
- Джон Эдмондс демонстрирует древнее крашения из моллюсков, видео BBC (англ.)
- Телевизионное интервью проф. Цви Корена Шоу Лондона и Киршенбаума (иврит)
- Интервью проф. Цви Корен Радио Торонто (англ.)
- The Mystery Of Tekhelet Part I of III (англ.)
- The Mystery Of Tekhelet Part II of III (англ.)
- The Mystery Of Tekhelet Part III of III (англ.)Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.