Бендеры - еврейская община

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Ravicovici (Обсуждение | вклад)
Ravicovici (Обсуждение | вклад)
Строка 17: Строка 17:
Главный порт на реке Днестр, крупнейший железнодорожный узел Приднестровской железной дороги.  
Главный порт на реке Днестр, крупнейший железнодорожный узел Приднестровской железной дороги.  
-
Первое упоминание о городе Бендеры, входящего в состав Молдавского княжества, присутствует в грамоте молдавского господаря Александра I Доброго (Александру чел Бун) от 8 октября 1408 года, выданной львовским купцам, где город упоминался под названием "''Тягянакача''".
+
[[Файл:Бендерская крепость.jpg|thumb|left|250px|Бендерская крепость 1538—1540 гг.]] Первое упоминание о городе Бендеры, входящего в состав Молдавского княжества, присутствует в грамоте молдавского господаря Александра I Доброго (Александру чел Бун) от 8 октября 1408 года, выданной львовским купцам, где город упоминался под названием "''Тягянакача''".
-
С 1503 по 1806 гг. город и прилегающие 18 сел были превращены в турецкую райю под названием Бендеры. Сам город продолжал входить в состав Молдавского княжества, но был под вассальным господством Османской империи.
+
[[Файл:Бендерская крепость и Маген Давид (3).jpg|thumb|right|250px|Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида]]С 1503 по 1806 гг. город и прилегающие 18 сел были превращены в турецкую райю под названием Бендеры. Сам город продолжал входить в состав Молдавского княжества, но был под вассальным господством Османской империи.
16 мая 1812 года, между Российской и Османской Империями был подписан Бухарестский мирный договор, который завершил Русско-турецкую войну 1806—1812 годов, и в соответствии с которым территория между Прутом и Днестром, позже названная Бессарабия, отошла к Российской империи. Бендеры, указом от 29 апреля 1818 года были объявлены уездным городом Бессарабской области, а с 1873 г. Бессарабской губернии Российской империи.
16 мая 1812 года, между Российской и Османской Империями был подписан Бухарестский мирный договор, который завершил Русско-турецкую войну 1806—1812 годов, и в соответствии с которым территория между Прутом и Днестром, позже названная Бессарабия, отошла к Российской империи. Бендеры, указом от 29 апреля 1818 года были объявлены уездным городом Бессарабской области, а с 1873 г. Бессарабской губернии Российской империи.
C 02.12.1917 г. по 18.02.1918 Бендеры в составе Молдавской Народной Республики (Молдавской Демократической Республики).
C 02.12.1917 г. по 18.02.1918 Бендеры в составе Молдавской Народной Республики (Молдавской Демократической Республики).
-
27 марта (9 апреля) 1918 года, Сфатул Цэрий (рум. ''Sfatul Ţării'' - Совет Края) Молдавской Демократической Республики проголосовал за присоединение Бессарабии к Румынии. Румынское правительство организовало созыв Сфатул Цэрий с целью принятия решения о безоговорочном объединении Бессарабии с Румынией, и на заседании 25 - 26 ноября 1918 года, при отсутствии кворума, 36 голосами было принято решение о безусловном присоединении Бессарабии к Румынии. Город Бендеры переименовывался в Тигина (рум. ''Tighina''), назначался уездным городом – жудецул Тигина (рум. ''Județul Tighina'') округа Бессарабия (рум. ''Basarabia''), а с 1938 года Днестровского края (рум. ''ţinut Nistreană'' – цинут Нистрянэ) Королевства Румынии.
+
27 марта (9 апреля) 1918 года, Сфатул Цэрий (рум. ''Sfatul Ţării'' - Совет Края) Молдавской Демократической Республики проголосовал за присоединение Бессарабии к Румынии. [[Файл:Бендерская крепость и Маген Давид (2).jpg|thumb|left|200px|Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида]]Румынское правительство организовало созыв Сфатул Цэрий с целью принятия решения о безоговорочном объединении Бессарабии с Румынией, и на заседании 25 - 26 ноября 1918 года, при отсутствии кворума, 36 голосами было принято решение о безусловном присоединении Бессарабии к Румынии. Город Бендеры переименовывался в Тигина (рум. ''Tighina''), назначался уездным городом – жудецул Тигина (рум. ''Județul Tighina'') округа Бессарабия (рум. ''Basarabia''), а с 1938 года Днестровского края (рум. ''ţinut Nistreană'' – цинут Нистрянэ) Королевства Румынии.
Оккупация румынскими властями города Бендеры продолжалась 22 года, с 1918 по 1940 гг.
Оккупация румынскими властями города Бендеры продолжалась 22 года, с 1918 по 1940 гг.
Строка 31: Строка 31:
С 1991 года город входит в состав непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.
С 1991 года город входит в состав непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.
-
Первые данные о еврейском населении Бендер относятся к 1769 г., когда город находился в самой Бендерской крепости. В 1770 г. была построена [[синагога]] (ивр. ''בֵּית כְּנֶסֶת'' - бейт кнесет). С перенесением города на новое место, в расстоянии версты от крепости, синагога посещалась лишь в день Йом-Кипура (ивр. ''יוֹם כִּפּוּר''), а в 40-х годах XIX века, по постановлению первого местного раввина, цадика Арье Лейба Вертгейма (внука венского раввина Шимшона Вертгейма), синагога, ввиду ее ветхости, была разрушена, а камень употреблен на постройку богоугодного заведения.
+
[[Файл:Бендерская крепость и Маген Давид (4).jpg|thumb|right|250px|Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида]]Первые данные о еврейском населении Бендер относятся к 1769 г., когда город находился в самой Бендерской крепости. В 1770 г. была построена [[синагога]] (ивр. ''בֵּית כְּנֶסֶת'' - бейт кнесет). С перенесением города на новое место, в расстоянии версты от крепости, синагога посещалась лишь в день Йом-Кипура (ивр. ''יוֹם כִּפּוּר''), а в 40-х годах XIX века, по постановлению первого местного раввина, цадика Арье Лейба Вертгейма (внука венского раввина Шимшона Вертгейма), синагога, ввиду ее ветхости, была разрушена, а камень употреблен на постройку богоугодного заведения.
-
На старинном кладбище, находившемся у крепости, памятников не осталось, а на новом кладбище, которое работает и сейчас, наиболее ранняя могила относилась к 1781 г. Народ приходил сюда массами, чтобы помолиться на могиле Вертгейма и в мавзолее над ней зажечь лампаду, при чем каждый посетитель опускал в особый ящик записку с изложением своего горя и нужды, рассчитывая при этом на заступничество покойного цадика в его пользу пред Богом. Заняв в 1810 г. место раввина, Вертгейм основал погребальное братство Хевра-кадиша (ивр. ''חברת קדישא''), в книге которого первая запись датирована тем же годом. Потомки основанной им династии цаддиков были раввинами в Бендерах до Второй мировой войны.
+
На старинном кладбище, находившемся у крепости, памятников не осталось, а на новом кладбище, которое работает и сейчас, наиболее ранняя могила относилась к 1781 г. Народ приходил сюда массами, чтобы помолиться на могиле Вертгейма и в мавзолее над ней зажечь лампаду, при чем каждый посетитель опускал в особый ящик записку с изложением своего горя и нужды, рассчитывая при этом на заступничество покойного цадика в его пользу пред Богом. [[Файл:Бендерская крепость и Маген Давид.jpg|thumb|left|200px|Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида]]Заняв в 1810 г. место раввина, Вертгейм основал погребальное братство Хевра-кадиша (ивр. ''חברת קדישא''), в книге которого первая запись датирована тем же годом. Потомки основанной им династии цаддиков были раввинами в Бендерах до Второй мировой войны.
По ревизии 1847 г. бендерское еврейское общество состояло из 553 семейств; в 1861 г. проживало евреев: 2349 мужчин, 2263 женщин; в 1897 г. жителей 31797, из которых евреев было 10654 человек, 10384 русских, 6112 украинцев и 2338 молдаван . В 19 в. – начале 20 в. численность еврейского населения города увеличивалась за счет переезда в Бендеры евреев из других районов Российской империи.
По ревизии 1847 г. бендерское еврейское общество состояло из 553 семейств; в 1861 г. проживало евреев: 2349 мужчин, 2263 женщин; в 1897 г. жителей 31797, из которых евреев было 10654 человек, 10384 русских, 6112 украинцев и 2338 молдаван . В 19 в. – начале 20 в. численность еврейского населения города увеличивалась за счет переезда в Бендеры евреев из других районов Российской империи.
-
Царским указом от 29 апреля 1918 года, город Бендеры объявлялся уездным городом Бессарабской губернии Российской империи. С этого момента растет его значение, как административного центра. Тогда и потянулись сюда представители еврейской национальности, люди – очень талантливые в торговых и хозяйственных делах.
+
[[Файл:Бендерская крепость и Маген Давид (1).jpg|thumb|right|200px|Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида]]Царским указом от 29 апреля 1918 года, город Бендеры объявлялся уездным городом Бессарабской губернии Российской империи. С этого момента растет его значение, как административного центра. Тогда и потянулись сюда представители еврейской национальности, люди – очень талантливые в торговых и хозяйственных делах.
Не следует забывать и о Черте осёдлости, которая была определена для евреев указом Екатерины II от 1791 года и существовала до 1917 года. Эта черта охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа (местечки), где евреи могли проживать и работать. Одной из таких дозволенных территорий являлась Бессарабия, а с ней и уездный город - штетл Бендеры.
Не следует забывать и о Черте осёдлости, которая была определена для евреев указом Екатерины II от 1791 года и существовала до 1917 года. Эта черта охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа (местечки), где евреи могли проживать и работать. Одной из таких дозволенных территорий являлась Бессарабия, а с ней и уездный город - штетл Бендеры.
Город был с разными верами, но даже местные жители не еврейской национальности и иудейского вероисповедания знали, что в еврейский праздник [[Пурим]] (ивр. ''פּוּרִים'') друзья носят угощение, а музыканты ходят по дворам и славят хозяина. Знали, что в праздник [[Рош hа-Шана|Рош-а-Шана]] (ивр. ''רֹאשׁ הַשָּׁנָה'') евреи идут молиться к воде, знали, что в сентябрьский Судный день [[Йом-Кипур]] (ивр. ''יוֹם כִּפּוּר'') евреям сутки нельзя принимать пищу, по субботам ([[Шаббат]] - ''שַׁבָּת'') евреям до такой степени запрещено работать, что нельзя было даже растопить печь и подогреть пищу. Вот и бегали мальчишки из бедных семей по богатым еврейским домам растапливать печь, чтобы получить за это пару лей.  
Город был с разными верами, но даже местные жители не еврейской национальности и иудейского вероисповедания знали, что в еврейский праздник [[Пурим]] (ивр. ''פּוּרִים'') друзья носят угощение, а музыканты ходят по дворам и славят хозяина. Знали, что в праздник [[Рош hа-Шана|Рош-а-Шана]] (ивр. ''רֹאשׁ הַשָּׁנָה'') евреи идут молиться к воде, знали, что в сентябрьский Судный день [[Йом-Кипур]] (ивр. ''יוֹם כִּפּוּר'') евреям сутки нельзя принимать пищу, по субботам ([[Шаббат]] - ''שַׁבָּת'') евреям до такой степени запрещено работать, что нельзя было даже растопить печь и подогреть пищу. Вот и бегали мальчишки из бедных семей по богатым еврейским домам растапливать печь, чтобы получить за это пару лей.  
-
Евреи очень редко вступали в браки с иноверцами.
+
[[Файл:Бендерская крепость и Маген Давид (5).jpg|thumb|left|250px|Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида]]Евреи очень редко вступали в браки с иноверцами.
Основными занятиями евреев Бендер, как и других мест Бессарабии, были портняжный промысел и торговля. Позднее, среди них появились свои врачи, учителя, инженеры.
Основными занятиями евреев Бендер, как и других мест Бессарабии, были портняжный промысел и торговля. Позднее, среди них появились свои врачи, учителя, инженеры.

Версия 17:29, 31 мая 2012

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Равикович Руслан
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 05/01/2011 - 30.05.2012


Бенде́ры [Бендэры] (молд. Bender, укр. Бендери, рум. Tighina; от персидского "гавань", "пристань") — город в Приднестровской Молдавской Республике (Молдавия). Главный порт на реке Днестр, крупнейший железнодорожный узел Приднестровской железной дороги.

Бендерская крепость 1538—1540 гг.

Первое упоминание о городе Бендеры, входящего в состав Молдавского княжества, присутствует в грамоте молдавского господаря Александра I Доброго (Александру чел Бун) от 8 октября 1408 года, выданной львовским купцам, где город упоминался под названием "Тягянакача".

Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида

С 1503 по 1806 гг. город и прилегающие 18 сел были превращены в турецкую райю под названием Бендеры. Сам город продолжал входить в состав Молдавского княжества, но был под вассальным господством Османской империи.

16 мая 1812 года, между Российской и Османской Империями был подписан Бухарестский мирный договор, который завершил Русско-турецкую войну 1806—1812 годов, и в соответствии с которым территория между Прутом и Днестром, позже названная Бессарабия, отошла к Российской империи. Бендеры, указом от 29 апреля 1818 года были объявлены уездным городом Бессарабской области, а с 1873 г. Бессарабской губернии Российской империи.

C 02.12.1917 г. по 18.02.1918 Бендеры в составе Молдавской Народной Республики (Молдавской Демократической Республики).

27 марта (9 апреля) 1918 года, Сфатул Цэрий (рум. Sfatul Ţării - Совет Края) Молдавской Демократической Республики проголосовал за присоединение Бессарабии к Румынии.

Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида

Румынское правительство организовало созыв Сфатул Цэрий с целью принятия решения о безоговорочном объединении Бессарабии с Румынией, и на заседании 25 - 26 ноября 1918 года, при отсутствии кворума, 36 голосами было принято решение о безусловном присоединении Бессарабии к Румынии. Город Бендеры переименовывался в Тигина (рум. Tighina), назначался уездным городом – жудецул Тигина (рум. Județul Tighina) округа Бессарабия (рум. Basarabia), а с 1938 года Днестровского края (рум. ţinut Nistreană – цинут Нистрянэ) Королевства Румынии.

Оккупация румынскими властями города Бендеры продолжалась 22 года, с 1918 по 1940 гг.

2 августа 1940 г. была образована Молдавская Советская Социалистическая Республика (молд. Република Советикэ Сочиалистэ Молдовеняскэ), в состав которой вошел уезд и г. Тигина, обратно переименованный в "Бендеры".

Во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., в 1941 году, город снова был оккупирован румынско-немецкими захватчиками, переименован в "Тигина" и вошел в состав Губернаторства Бессарабия Румынского Королевства. Бендеры были освобождены 23 августа 1944 года в ходе Ясско-Кишинёвской операции. С 1991 года город входит в состав непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.

Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида

Первые данные о еврейском населении Бендер относятся к 1769 г., когда город находился в самой Бендерской крепости. В 1770 г. была построена синагога (ивр. בֵּית כְּנֶסֶת - бейт кнесет). С перенесением города на новое место, в расстоянии версты от крепости, синагога посещалась лишь в день Йом-Кипура (ивр. יוֹם כִּפּוּר), а в 40-х годах XIX века, по постановлению первого местного раввина, цадика Арье Лейба Вертгейма (внука венского раввина Шимшона Вертгейма), синагога, ввиду ее ветхости, была разрушена, а камень употреблен на постройку богоугодного заведения. На старинном кладбище, находившемся у крепости, памятников не осталось, а на новом кладбище, которое работает и сейчас, наиболее ранняя могила относилась к 1781 г. Народ приходил сюда массами, чтобы помолиться на могиле Вертгейма и в мавзолее над ней зажечь лампаду, при чем каждый посетитель опускал в особый ящик записку с изложением своего горя и нужды, рассчитывая при этом на заступничество покойного цадика в его пользу пред Богом.

Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида

Заняв в 1810 г. место раввина, Вертгейм основал погребальное братство Хевра-кадиша (ивр. חברת קדישא), в книге которого первая запись датирована тем же годом. Потомки основанной им династии цаддиков были раввинами в Бендерах до Второй мировой войны.

По ревизии 1847 г. бендерское еврейское общество состояло из 553 семейств; в 1861 г. проживало евреев: 2349 мужчин, 2263 женщин; в 1897 г. жителей 31797, из которых евреев было 10654 человек, 10384 русских, 6112 украинцев и 2338 молдаван . В 19 в. – начале 20 в. численность еврейского населения города увеличивалась за счет переезда в Бендеры евреев из других районов Российской империи.

Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида

Царским указом от 29 апреля 1918 года, город Бендеры объявлялся уездным городом Бессарабской губернии Российской империи. С этого момента растет его значение, как административного центра. Тогда и потянулись сюда представители еврейской национальности, люди – очень талантливые в торговых и хозяйственных делах.

Не следует забывать и о Черте осёдлости, которая была определена для евреев указом Екатерины II от 1791 года и существовала до 1917 года. Эта черта охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа (местечки), где евреи могли проживать и работать. Одной из таких дозволенных территорий являлась Бессарабия, а с ней и уездный город - штетл Бендеры.

Город был с разными верами, но даже местные жители не еврейской национальности и иудейского вероисповедания знали, что в еврейский праздник Пурим (ивр. פּוּרִים) друзья носят угощение, а музыканты ходят по дворам и славят хозяина. Знали, что в праздник Рош-а-Шана (ивр. רֹאשׁ הַשָּׁנָה) евреи идут молиться к воде, знали, что в сентябрьский Судный день Йом-Кипур (ивр. יוֹם כִּפּוּר) евреям сутки нельзя принимать пищу, по субботам (Шаббат - שַׁבָּת) евреям до такой степени запрещено работать, что нельзя было даже растопить печь и подогреть пищу. Вот и бегали мальчишки из бедных семей по богатым еврейским домам растапливать печь, чтобы получить за это пару лей.

Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида

Евреи очень редко вступали в браки с иноверцами.

Основными занятиями евреев Бендер, как и других мест Бессарабии, были портняжный промысел и торговля. Позднее, среди них появились свои врачи, учителя, инженеры.

До Второй мировой войны, в городе работало около 31 синагоги и молельных домов, касса взаимопомощи при ссудо-сберегательном товариществе, две «талмуд-торы», двадцать «хэдэров», два частных мужских и женских училища, еврейская больница, при которой находились поликлиника, аптека, дом престарелых. В 1910 году в Бендерах действовала сионистская группа «Халуцэй Цион», а в 1917 году открылась еврейская больница для лечения больных туберкулёзом и в этом же году Цви Шварцман открыл частную гимназию с преподаванием на иврите. В городе было два кинотеатра, множество еврейских аптек, типографий, маленьких заводиков и фабрик, множество магазинчиков и торговых лавок, фотоателье и парикмахерских, кафе и постоялых дворов. Всем этим заведовали местные евреи.

Согласно переписи 1930 г., община насчитывала 8294 еврея (26,5% населения).

В 1959 г. еврейское население Бендер составляло 5986 человек, в 1989 г. — 4595.

В 1989 году была организована Ассоциация Еврейских Организаций и Общин Молдовы, а вслед за ней и Общество еврейской культуры г. Бендеры (Бендерский еврейский культурный общинный центр «Шошана») и Благотворительный центр организации «Джойнт» — «Хэсэд Иосеф». Позднее, в городе были организованы: общество ветеранов войны, общество бывших узников гетто и нацистских концлагерей, женская организация «Хава», молодежный клуб «Гилель» и многие другие, включая общинный совет. А еврейское население города, к этому году, составляло 4,6 тыс. человек.

В 1992 г., во время вспышки военных действий между молдаванами и русскоязычными жителями Восточного Приднестровья, в результате специальной операции Еврейского агентства из Бендер были вывезены около тысячи еврейских жителей. По оценке Еврейского агентства, в 1994 г. в Бендерах оставалось свыше 1,5 тысяч евреев (1,2% населения). Большое количество евреев Бендер репатриировались в Израиль или выехали в другие страны в конце 1980-х – начале 2000-х г.г.

в 1997 году, в Бендерах проживало около 1 тыс. (1,0 %)

Сейчас на территории города существуют только три еврейские организации:

  • 1. Постоянное Представительство Еврейского Агентства «СОХНУТ» в Молдове, которое находится по ул. Ткаченко 18, в здании гостиницы «Приетения» — директор Владимир Юрьевич Игельник;
  • 2. Религиозная организация «Бендерская еврейская синагога и община Хабад — Любавич», которое находится по ул. Суворова 30 — председатель и габбай синагоги Михаил Фишелевич Тульчинский;
  • 3. Бендерский филиал Тираспольского общинно-благотворительного и культурного центра «Хэсэд», находящееся также по ул. Ткаченко 18, в здании гостиницы «Приетения», директор (г. Тирасполь) — Анна Михайловна Кондращенко, представитель в г. Бендеры Любовь Струкова.

Содержание

До Второй мировой войны

В июне 1940 г., после того, как Бессарабия была присоединена к Советскому Союзу, многие владельцы предприятий, общественные и религиозные деятели были высланы в отдаленные районы Советского Союза. В их числе было много евреев, среди них раввин Б. Ш. Ефтата.

Холокост

Памятник жертвам Холокоста в Бендерах (2002 г.)

21 июля 1941 г. Бендеры были оккупированы немецкими и румынскими войсками.

Часть еврейского населения успела эвакуироваться.

Сразу же после оккупации в Бендерах было создано гетто.

Тогда же 58 евреев были расстреляны во рву крепости, многие евреи были убиты в предместье Бендер.

31 августа 1941 г. Германия и Румыния подписали в Бендерах соглашение о депортации евреев в концентрационные лагеря в Транснистрию.

Бендеры были освобождены 23 августа 1944 года. После освобождения города многие из эвакуировавшихся и уцелевших в Транснистрии евреев вернулись в город.

Еврейские знаменитости, родившиеся в Бендерах

Известные евреи-бендерчане

Источники

Литература

  • Бендеры / Редакторы: А. Сорокская, В. Гальперин, А. Садагурская. — Кишинёв: Тимпул, 1979. — 64 с.
  • Бендеры / Автор-сост.: Л. А. Литвиненко. — Кишинёв: Тимпул, 1983. — 144 с.
  • Бендеры — 1944—1994 / Авторы-сост.: Е. А. Лобанов, З. П. Дмитриенко. — Бендеры: БИКМ, 1994. — 20 с.
  • Бендеры. Прошлое, настоящее, будущее / Автор-сост.: А. Паламарь. — Тирасполь: Тритон, 1998. — 70 с.
  • Бендеры. Прошлое, настоящее, будущее / Авторы-сост.: С. Горбенко, А. Паламарь. — Тирасполь: Тритон, 2003. — 76 с.
  • Бендеры. Рекомендательный указатель литературы / Автор-сост.: М. Г. Парканская; Под ред.: М. А. Орловой и др. — Кишинёв: ГБ МССР им. Крупской, Бендерская ЦГБ, 1975 — 69 с.
  • Дни и ночи Бендерской трагедии: Документальное издание / Авторы-сост.: З. П. Дмитриенко, И. Г. Смирнова, В. И. Перстнёв; Под ред.: А. Н. Москалёва, С. А. Горбенко. — 2-е изд., испр. — Бендеры: Полиграфист, 2007. — 80 с.
  • Путешествие в историю города Бендеры. Бендерский историко-краеведческий музей / Авторы-сост.: Е. А. Лобанов и др. — Бендеры: БИКМ, 1995. — 64 с.
  • Славные имена на карте города. Рекомендательный биобиблиографический путеводитель / Автор-сост.: М. Г. Парканская; Под ред.: Л. А. Иванченко и др. — Бендеры: МУ «ЦБС», 2003.
  • Аствацатуров Г. О. Бендерская крепость. — Бендеры: Полиграфист, 1997. — 176 с.
  • Аствацатуров Г. О. Бендерская крепость. — 2-е изд., испр. — Бендеры: Полиграфист, 2007. — 176 с.
  • Бабилунга Н. В., Бомешко Б. Г. Бендеры: расстрелянные, непокорённые. — Тирасполь: ПГКУ им. Т. Г. Шевченко, 1993. — 80 с.
  • Берг Р. Л. Суховей. Воспоминания генетика. — Москва: Памятники исторической мысли, 2003.
  • Благотворительный фонд «DOR LE DOR» Газета Еврейское местечко. — Кишинев: 2009.
  • Вилков Г. 55-й Подольский пехотный полк. История подвига служения отечеству. — Бендеры: МВД ПМР, 2007. — 28 с.
  • Воловой Г. П. Кровавое лето в Бендерах. Хроника Приднестровской трагедии. — Бендеры: Полиграфист, 1993. — 152 с.
  • Зайцев А. В. Бендерское вооружённое…. — Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1971. — 88 с.
  • Кирпичникова Е. Моя бабушка: Семейная тайна. — Париж: 1981.
  • Корытник Н. Ф. Породнённые города. — Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1983. — 120 с.
  • Корытник Н. Ф. Бендеры. — Кишинёв: Тимпул, 1998. — 124 с.
  • Корытник Н. Ф., Смогоржевский В. Н. Днестр — река жизни. — Бендеры: Полиграфист, 2004. — 112 с.
  • Кругликов В. Бендеры. Лето-92. Война (Фотоальбом). — 2-е изд. — Бендеры: Полиграфист, 2007. — 68 с.
  • Кучеренко В. В. Бендеры — жизнь тому назад. — Бендеры: Полиграфист, 2008. — 368 с.
  • Лизунов П. В. Великий Манус: Взлёт и падение петербургского биржевого короля. Английская набережная, 4. — Санкт-Петербург: Лики России, 1995.
  • Лобанов Е. А. Слава твоя, Бендеры. — Бендеры: БИКМ, 1995. — 64 с.
  • Лобанов Е. А. Бендеры. Страницы истории. 1408—1812. — Бендеры: Полиграфист, 2003. — 272 с.
  • Лобанов Е. А. Почётные граждане города Бендеры. — Бендеры: Полиграфист, 2006. — 104 с.
  • Медведев Е. Кровавое лето в Бендерах (записки походного атамана).
  • Почтаренко Д. Варницкий плацдарм. — Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1990. — 104 с.
  • Савченко Г., Хаит С. Бендеры. — Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1967.
  • Статья «Бендеры» в Электронной еврейской энциклопедии
  • Худяков В. В. В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты. — Бендеры: Полиграфист, 1999. — 464 с. — ISBN 5-88568-090-6
  • Шпаков П. А. Бендеры сегодня. — Бендеры: Полиграфист, 1998. — 317 с.
  • Газета Истоки жизни. — Кишинев: Universul, 2009.
  • Книга Бендеры. — Израиль: 1975.
  • Elena Postică, Maria Praporşcic, Vera Stăvilă Cartea Memoriei. — Кишинев: Editura Ştiinţa, 2005.

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация