Тхелет

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Architect1 (Обсуждение | вклад)
Architect1 (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
 +
{{О_статье
 +
|ТИП СТАТЬИ=1
 +
|СУПЕРВАЙЗЕР=
 +
|УРОВЕНЬ=
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|АВТОР1=Леви Китросский
 +
|АВТОР2=
 +
|АВТОР3=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ПРОЕКТ=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
|ПОДТЕМА=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=05/05/2011
 +
}}
 +
'''Тхе́лет''' ({{lang-he|תכלת}}, синета) — краситель животного происхождения, применявшийся в древности для крашения ткани в синий цвет, а также уже покрашенная ткань. Важен для некоторых библейских обрядов, как [[цицит]] и одежда [[первосвященник]]а. Секрет изготовления тхелета был утрачен в древности, и делались неоднократные попытки его восстановить.
'''Тхе́лет''' ({{lang-he|תכלת}}, синета) — краситель животного происхождения, применявшийся в древности для крашения ткани в синий цвет, а также уже покрашенная ткань. Важен для некоторых библейских обрядов, как [[цицит]] и одежда [[первосвященник]]а. Секрет изготовления тхелета был утрачен в древности, и делались неоднократные попытки его восстановить.

Версия 23:35, 5 мая 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Леви Китросский
Дата создания: 05/05/2011


Тхе́лет (ивр. תכלת‎, синета) — краситель животного происхождения, применявшийся в древности для крашения ткани в синий цвет, а также уже покрашенная ткань. Важен для некоторых библейских обрядов, как цицит и одежда первосвященника. Секрет изготовления тхелета был утрачен в древности, и делались неоднократные попытки его восстановить.

Содержание

Тхелет в Библии

В Библии тхелет упоминается 49 раз, в основном в Пятикнижии. В более поздних книгах синета упомнается как часть убранства или одежды важного человека, как, например, в Есф.8:15 о Мардохее. Иногда их привозили с островов, как в Иез.27:7: «голубого («тхелет») и пурпурового («аргаман») цвета ткани с островов Елисы».

Кисти на одежде

Центральная часть заповеди ношения цицит в книге Чисел — сделать в них голубую нить, как сказано Чис.15:38-39: «Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих... и вставляли в цицит краёв одежды синюю нить... и глядя на неё вы вспомните все заповеди Господни».

Одежда первосвященника

Файл:Meil2.jpg
Реконструкция накидки первосвященника из Института Храма

Тхелет участвовал в одежде первосвященника во времена скинии и Иерусалимского храма в следующих деталях: целиком голубая накидка ефода «меиль»(англ.)русск.(Исх.28:31), в самом ефоде (Исх.28:31), в наперснике (Исх.28:15), в декоративных гранатовых яблоках (Исх.28:33), голубым шнуром крепилась золотая пластинка на лбу («циц»(англ.)русск.) (Исх.28:37), голубые нити в поясе (Исх.39:29). Остальные употребления тхелета в одежде первосвященника спорны[1].

Храмовая утварь и её походное покрытие

Постоянные покрывала (Исх.26:1), петли (Исх.26:4), завесы (Исх.27:16, Исх.26:31), походные покрывала (Чис.4:6-12).

Талмуд и поздние еврейские источники

Библейский рассказ не сообщает откуда именно происходит техелет. Талмуд посвящает техелету и заповеди о кисточках (цицит) главу «га-Тхелет» в трактате Менахот[2], а также упоминает в ряде других мест.

Основные сведения, сообщаемые Мудрецами Талмуда таковы. Техелет, годный в ритуальных целях, должен вырабатываться из существа, называемого ивр. חלזון‎ («khilazon», улитка, моллюск)[3], хотя в более поздних кодексах и высказывалось мнение, что запрещена только нестойкая растительная фальсификация[4]. Улитка «хилазон» — существо морское, хотя изредка попадает и на сушу[5][6], раз в семьдесят или семь лет[7]. Ареал хилазона — удел колена Завулона[5], то есть северная часть средиземноморского побережья Земли Израиля от Хайфы до Тира. В некоторых более поздних источниках в качестве источника хилазона предлагались Галилейское озеро[8], Красное море, Италия[9]. Выражение ивр. ים המלך‎ («Солёное море») у Маймонида [10] означает, по всей видимости, Средиземное море, а не Мёртвое море, в современном иврите[11].

Талмуд отмечает сходство хилазона с рыбой, а его цвет с цветом моря[7], неба, сапфира, сельдерея[12], более поздние источники сравнивают его с червём, раковиной, промежуточным звеном между рыбой и растительностью, и даже с человеком. Ловили его сетями[13]. Во многих источниках упоминается твёрдое покрытие тела, которое надо взламывать перед крашением и немедленно использовать[14][15].

Файл:Indigofera tinctoria2.jpg
Один из видов индигоферы

Про само крашение упоминается, что тхелетом красили шерсть до ткания[16], в ходе самого крашение «кровь хилазона» помещали в большой чан («куб»), добавляли разные химические добавки, периодически отбирали пробу в скорлупу яйца для проверки готовности[17][18]. Талмуд уделяет место борьбой с подделками тхелета, которые делались с помощью растения, называемого там «кала-илан». Можно брать у специалиста, которому можно доверять, впрочем существует и химическая проверка на стойкость красителя выдерживанием в щелочной среде, для чего используется моча. Другой вариант: крашенная шерсть выдерживается в кислом тесте. Впрочем все эти проверки недостаточно надёжны и не могут доказать кошерность, а только наоборот[19][17][20][21]. Растения не описывается Талмудом, но старинный словарь иврита ивр. ערוך‎ («Arukh») описывает его как «индика», что позволяет отождествить его с индигоферой и даёт представление об оттенке тхелета[22].

Другое важное сведение из Талмуда, что перевоз тхелета через границу подверг несколько мудрецов опасности со стороны римских чиновников. По-видимому, перевоз такого сырья контролировался римской властью[23][K 1].

Античные источники

Связь библейского термина «тхелет» с другими древними источниками можно установить через греческие переводы эллинистического периода, где «тхелет» всегда переводится как «гиацинт» (др.-греч. Ὑάκινθα, лат. Hyacinthus ). Последний под тем же названием упоминается как один из оттенков, который можно получить тем же моллюском, что для античного пурпура. Об этом писали Плиний Старший[24], Витрувий[25] и другие[26][27].

Описания античных авторов позволяют понять, какой именно моллюск использовался, и его два главных цвета: пурпурный и пурпурно-голубой[28].

Потеря и восстановление пурпура

Археологи открыли много следов древних производств красителей из моллюсков, прежде всего в Средиземноморье. Некоторые древние фабрики найдены и в Палестине, где есть крупинки древних красителей, а также раковины, притом рассортированные по сортам[28]. Археологические находки включают также окрашенные образцы тканей, иногда с красителем животного происхождения.

Секрет выделки античного пурпура был утрачен при падении Константинополя в 1453 году. Примерно через двести лет после этого произошла серия переоткрытий искусства античного пурпура. Первооткрывателем нового времени стал, по-видимому, англичанин Уильям Коул (William Cole) из Бристоля уже в 1684 году [29], затем секрет был вновь открыт итальянцем Бартоломео Бизио(итал.)русск. из Венеции в 1832 году[30] и французом Лаказ-Дютье, Феликс Жозеф Анри Лаказ-Дютье в 1858 году[31]. Между двумя последними завязалась дискуссия на тему о библейском голубом. Бизио, видимо, получил пурпур из одного вида моллюсков и пурпурно-голубой оттенок из другого и счёл этот второй библейским голубым, в то время как Лаказ-Дутье настаивал, что это получается только пурпур. Некоторые авторы поддерживали Бизио[32][33], но господствующими стали взгляды Лаказ-Дутье[28].

Развитие органической химии сделало возможны сначала синтез растительного индиго Адольфом Байером в 1883 году, затем на рубеже XIX-XX веков сотрудник Байера Пауль Фридлендер(англ.)русск. сумел синтезировать и выделить пурпур из моллюсков. Знаменитый краситель оказался производным индиго, а именно дибромидом (два атома водорода в индиго замещены на атомы брома)[34][35].

К этому моменту уже существовало много синтетических красителей, поэтому крашение пурпуром представляло главным образом, исторический интерес. Многие исследователи отмечали влияние разных факторов на оттенок ткани: какой именно моллюск берётся, какого пола, подвергалась ли ткань нагреву и попадал к в куб сильный солнечный свет[36]. Долгое время крашение выполнялось с помощью химикатов, которых не было в древности, например, дитионит натрия.

Уже в 1990-х годах удалось обнаружить латинскую рукопись из Флренции с более полным описанием древнего процесса крашения индиго, и английский инженер Джон Эдмондс сумел первый раз в новое время воспроизвести процесс древнего крашения без применения реагентов, недоступных до наступления нового времени. Сначала был окончательно расшифрован древний процесс крашения из растительного индиго[37][38], а затем и животного происхождения. Процесс включал в себя ферментацию мяса моллюсков в течение многих часов в сосуде закрытом от воздуха при 50 градусах в слабо-щелочной водной среде. В таких условиях развивается анаэробный микроорганизм, видимо, типа Клостридий, который производит химическое восстановление нерастворимого пурпурного порошка в растворимое жёлтоватое лейкооснование. Ткань пропитывают этим основанием и выносят на воздух, под действием кислорода лейкооснование снова переходит в нерастворимый пурпур, прочно связанный с тканью (Кубовое крашение(англ.)русск.)[39]. Эдмондс взял для простоты мясо обычных доступных моллюсков, не связанных с пурпруром. Несколько позже Цви Корену удалось провести крашение с одним мясом багряных улиток с подщелачиванием[40]. Таким образом, процесс производства и крашения пурпура был полностью восстановлен.

Потеря и восстановление тхелета

Секрет изготовления тхелета был окончательно утрачен в VII веке, когда Палестина подверглась мусульманскому завоеванию[40]. С этого момента цицит делался только из белой нитки, без голубой нитки предписанной Торой. Восстановление тхелета имело не только исторический, но и религиозный интерес, так как он испoльзуется в Торе больше всех других красителей и связан с заповедью, исполняемой религиозными евреями и сегодня.

Из каракатицы

Файл:Techelet.JPG
Нити, окрашенный тхелетом из Sepia officinalis

Первую целенаправленную попытку восстановить тхелет для религиозной практики сделал раввин и хасидский ребе (адмор) Гершон Хенох Лайнер(англ.)русск. (1839–91) из династии Ижбица-Радзынь(англ.)русск.[41]. После проведения исследовательской работы в ихтиологическом музее в Неаполе он пришёл к выводу, что источником тхелета была сепия, испускаемая каракатицой из своего чернильнoго мешка. Лайнер написал три книги по тхелету, которые вызвали живую полемику. Радзыньские хасиды и члены некоторых других хасидских групп приняли восстановление тхелета. Радзыньская династия(англ.)русск. прервалась в 1942 году, когда тогдашний ребе был убит нацистами в ходе Холокоста. Хасидский способ изготовления тхелета был потерян, но затем восстановлен уже в Израиле и продолжает производиться поныне под эгидой тех же хасидов.

Радзынський тхелет отличается неустойчивостью к стирке и тёмным оттенком. Химической анализ, проведённый упомянутым выше Паулем Фридлендером, показал, что на ткани находится неорганический краситель Берлинская лазурь[42]. Как выяснилось, когда хасидский способ крашения стал известен, сепия обрабатывалась серной кислотой с добавлением железных гвоздей. Сепия в таких условиях полностью разрушалась, выделявшийся при этом азот связывался и давал минеральную смесь гексацианоферратов (II) от KFe[Fe(CN)6] до Fe4[Fe(CN)6]3. Сепия, таким образом, являлась не источником цвета, а источником азота, как многие природные органические вещества.

Из Янтины

Файл:Yitzhak HaLevi Herzog 1945 portrait.jpg
Раввин И.А. Герцог
Файл:Janthina.jpg
Янтина, выброшенная на сушу. В море моллюск плавает, пользуясь, плотиком, созданным из пузырьков, проклеенных специальной секрецией.

Следующая попытка восстановления тхелета для ритуального использования была предпринята раввином Ицхаком Айзиком Герцогом, будущим главным раввином Израиля и отцом президента. И.А. Герцог получил также прекрасное светское образование и в качестве темы для диссертации (Ph.D.) в Лондоне выбрал тхелет. Она была издана отдельной книгой, как в оригинале[43], так и в переводе на иврит[44]. В диссертации содержалось всестороннее исследование вопроса как с точки зрения гуманитарных, так и естественных наук. Корень слова «тхелет» по Герцогу, восходит к названию цвета в санскрите и он же встречается в названии растения «кала-илан»[45]. Герцог получил образцы тхелета по Лайнеру и заказал их химический анализ. Результаты анализа и другие соображения привели Герцога к заключению, что хасидский тхелет не является аутентичным[46]. Герцог знал об идентификации брюхоногих молюсков как источника античного пурпура («аргаман» в Танахе), но не признал их источником тхелета ввиду несоответствия цвета[47].

В качестве кандидата в моллюск «хилазон» из Талмуда Герцог предложил плавающего на поверхности моря моллюска Янтина (Janthina janthina)(англ.)русск.[48]. Последний имеет преимущество, так как сам окрашен в голубой цвет и его изредка выбрасывает на сушу. Он иногда выбрасывает облачко голубой краски, который, однако, не является известным красителем.

В 1990-ые годы биолог Dr.S.W.Kaplan сумел покрасить веществом Янтины ткань, предварительно протравленную квасцами, хотя крашение вышло нестойкое[49]. Результаты не были опубликованы в научной литературе, но Каплан по-прежнему является одиноким сторонником теории Янтины, хотя его сайт Real Tekhelet был закрыт[K 2].

Из Hexaplex trunculus

Сходство описаний пурпурного крашения и крашения тхелетом и их соседство в библейских текстах привели к возникновению гипотезы, что они делались из морских пурпурных улиток или даже из одного и того же вида Гекаплекс трункулус (Hexaplex trunculus, он же мурекс трункулус)(англ.)русск., что утверждал уже Бизио.

Уже в 1944 году немецкий химик Дриссен установил, что пурпурное лейкооснование в растворе достаточно неустойчиво, в частности, если раствор находится на солнце, происходит фотохимическая деброминация (отщепление атомов брома под действием солнечного света)[50]. При этом фактически получается растительный индиго или смесь дибромо-, монобромо- и небромированного индиго, а цвет соответственно при этом теряет глубину вплоть до чисто голубого. С другой стороны голубоватый пурпур можно получить просто сортируя моллюсков по полу, размеру и даже загрязнению среды обитания.

Уже в начале 1980-х годов И.И.Зайдерман выдвинул гипотезу, что тхелет - голубоватый пурпур[26]. Примерно в то же время появились работы Отто Эльснера и Эуда Спаниера, которые, переоткрыв процесс Дриссена, получили чисто голубой цвет[51][52][36]. Эльснер показал также, что самцы моллюска дают голубоватый пурпур, а самки — обычный[36]. Начиная с 1985 года раввин Элияу Тавгер написал несколько статей, поддерживающих точку зрения, что именно этот вариант является тхелетом по галахе (еврейскому религиозному закону)[53]. В промышленной зоне поселения Кфар-Адумим, рядом с городом Маале-Адумим на основе некоммерческого объединения «Птиль Тхелет» было создано в 1993 году предприятие, вырабатывающие голубые нити для выполнения заповеди цицит. Моллюски импортируются из стран Средиземноморья: Греции, Испании, где их употребляют в пищу.

Археологические находки на территории Палестины содержат ткани, про которые можно предположить, что они крашены тхелетом или под тхелет. Так, еще основопольник израильской археологии Игаэль Ядин определил остатки шерстяной ткани из пещер Мёртвого моря как подделку тхелета[54], выполненную смесью растительного индиго (талмудический «кала-илан») и других красителей красного цвета, главным образом ализарина из марены[55]. Совсем недавно Цви Корен, применив метод HPLC, первый раз в истории определил, что кусок мантии из остатков царского дворца в Масаде окрашен красителем выделенным из моллюска и, возможно, является остатком одежд царя Ирода Великого. Его цвет — пурпурно-голубой, а не чисто голубой[56][57][58].

Таким образом, в науке практически сложился консензус, что галахический тхелет производился из морских пурпурных улиток Hexaplex trunculus(англ.)русск., хотя его точный оттенок может ещё быть уточнён. Данная теория нашла определённое количество сторонников также среди раввинов[59][60].

Применение тхелета

Файл:AFIRST TK Inge.JPG
Первое применение тхелета (голубоватого пурпура) в живописи у Инге Бёскен Канольд, восстановление проводилось на прямо на бумаге

Постепено приобретает распространение в ритуальной части одежды религиозных евреев. Тхелет не используется для крашения обычной одежды как и все природные красители животного происхождения. Тхелет нашёл в последнее время ограниченное применение в живописи[61][62].

Примечания

  1. М. Бурштин, 1988, pp. 20-21
  2. Начиная со страницы 38А
  3. Тосефта Менахот 9:6: ивр. תכלת אין כשרה אלא מן החלזון שלא מן החלזון פסולה‎ («Тхелет годен только из хилазона, а не из хилазона — не годен») и др.
  4. М. Бурштин, 1988, pp. 25-27
  5. 5,0 5,1 Например, в Мегила 6А: ивр. ולי נתת ימים ונהרות אמר לו כולן צריכין לך ע"י חלזון‎ (« [Сказал Завулон]: А мне в удел дал только моря! Ответил [Бог] ему: все будут нуждаться в тебе из-за хилазона») и Раши там же: ивр. חלזון עולה מן הים להרים וצובעין בדמו תכלת ונמכר בדמים יקרים‎ («Хилазон выходит из моря в горы и его кровью красят голубым цветом и продаётся за большие деньги»)
  6. М. Бурштин, 1988, pp. 28-29
  7. 7,0 7,1 Талмуд Менахот 44А
  8. Зогар, раздел Трума, 149Б и др.
  9. Перевод Ионатана бен Узиэль[убрать шаблон] к Иез.27:7
  10. Законы о цицит 2:2
  11. М. Бурштин, 1988, pp. 29-32
  12. М. Бурштин, 1988, pp. 44-48
  13. Талмуд Шабат 74Б
  14. Талмуд Шабат 75А
  15. М. Бурштин, 1988, pp. 34-37
  16. Талмуд Шабат 75А
  17. 17,0 17,1 Талмуд Менахот 42Б
  18. М. Бурштин, 1988, pp. 49-57
  19. М. Бурштин, 1988, pp. 58-59
  20. Талмуд Менахот 43А
  21. Талмуд Зевахим 95Б
  22. М. Бурштин, 1988, pp. 69-72
  23. Талмуд Санхедрин 12
  24. Естественная история, Книга 21, 22:45-46 и Книга 9, 61:130-64:140
  25. De Architectura (ed. H. L. Jones, Loeb Classical Library, Cambridge, London 1930) Book VII, c. VII-XIV, p. 113-129 [especially: chapter XIII]
  26. 26,0 26,1 Ziderman I.I., 1986
  27. Ziderman I.I., 2008
  28. 28,0 28,1 28,2 Ziderman I.I., 2001
  29. A. J. Turner, 1970
  30. Bizio, Bartolomeo  // Atti dell’ I. R. Istituto Veneto di Scienze Lettere ed Arti. — Venezia: 1860-61.
  31. H. Lacaze-Duthiers Мемуар о пурпуре = Memoire sur la Pourpre // Annales des Sciences Naturelles: Zoologie. — 1859. — Т. 12. — С. 5-84.
  32. De Negri, A. and G  // Atti della R. Universita Di Genova. — 1875. — Т. 3.
  33. Dedekind, Alexander К искусству пурпура = Ein Beitrag zur Purpurkunde. — 1898-1911. — Т. 1-4.
  34. (1909) "Zur Kenntnis des Farbstoffes des antiken Purpurs aus Murex brandaris". Monatshefte für Chemie 30: 247. DOI:10.1007/BF01519682.
  35. Sachs, F. & Kempf, R. (1903). "Über p-Halogen-o-nitrobenzaldehyde.". Berichte der Deutschen Chemischen Gesellschaft 36: 3299–3303.
  36. 36,0 36,1 36,2 Elsner, O., 1992
  37. Padden A.N et al, 1999
  38. Padden A.N et al, 2000
  39. J.Edmonds, 2000
  40. 40,0 40,1 Koren, Z.C., 2005a
  41. Статья «Избица-Радзынь, хасидская династия » в Электронной еврейской энциклопедии
  42. М. Бурштин, 1988, pp. 413-416
  43. Isaac Herzog, 1987
  44. М. Бурштин, 1988, pp. 347-437
  45. М. Бурштин, 1988, p. 357
  46. М. Бурштин, 1988, pp. 411-416
  47. М. Бурштин, 1988, pp. 421-423
  48. М. Бурштин, 1988, pp. 425-428
  49. Л.Китросский, 2003
  50. Driessen, L. A., 1944
  51. Elsner, O. and Spanier, E., 1985
  52. Elsner, O. and Spanier, E., 1987
  53. E.Tavger Статьи Э. Тавгера (иврит). Ptil Tekhelet (1993). Проверено 5 мая 2011.
  54. Abrahams, D. H. and Edelstein, S. M., 1963
  55. Koren, Z.C., 2005b
  56. Mandel J., 2011
  57. Kraft, D., 2011
  58. Koren, Z.C., 1997
  59. M.Epstein, 2006
  60. Shabtai Rappoport Simanim, Masora ve-Zihuj ha-Tekhelet (иврит). Проверено 5 мая 2011.
  61. Boesken Kanold, Inge, 2005
  62. Inge Boesken Kanold Artwork (англ.). Purple. Проверено 5 мая 2011.

Комментарии

  1. В Талмуд изпользует эзопов язык: «опасность со стороны орла», который, будучи символом римской власти, означает Рим. См., например, современное издание Талмуда под редакцией раввина Адина Штейнзальца. Раши к тому же месту считает, что орёл — это персидские солдаты
  2. Частное сообщение

Литература

Ссылки

Мультимедия

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках