Шаатнез (ткань из смеси шерсти и льна)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Заповеди» с помощью HotCat)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}{{Иудаизм}}
+
{{О_статье
 +
|ТИП СТАТЬИ=4
 +
|СУПЕРВАЙЗЕР=
 +
|УРОВЕНЬ=
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|АВТОР1=
 +
|АВТОР2=
 +
|АВТОР3=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ПРОЕКТ=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
|ПОДТЕМА=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
 +
}}
 +
 
 +
{{Иудаизм}}
'''Шаатнез''' ({{lang-he|שַׁעַטְנֵז}}) — ткань, которая состоит из смеси [[Шерсть|шерсти]] и [[Лен|льна]], а также одежда, сшитая из такой ткани.
'''Шаатнез''' ({{lang-he|שַׁעַטְנֵז}}) — ткань, которая состоит из смеси [[Шерсть|шерсти]] и [[Лен|льна]], а также одежда, сшитая из такой ткани.

Версия 11:58, 7 мая 2011

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


основные понятия

     

    Портал Иудаизм
п·о·р

Шаатнез (ивр. שַׁעַטְנֵז‎) — ткань, которая состоит из смеси шерсти и льна, а также одежда, сшитая из такой ткани.

Содержание

Источник запрета на шаатнез

Библейская заповедь в иудаизме запрещает евреям носить одежду, изготовленную из смеси шерстяного (имеющего животное происхождение) и льняного волокна (имеющего растительное происхождение):

«Не надевай шаатнез — шерсть и лён вместе»

Второзаконие 22:11

Область действия запрета

Коэны были освобождены от этого запрета; в Мишне говорится, что это освобождение действует во время участия коэнов в Храмовой службе (Килаим 9:1), отчего некоторые исследователи полагают, что запрет на шаатнез — это запрет-табу на использование предметов, специально предназначенных для священнодействия.

Законоучители Талмуда запретили не только носить ткань шаатнез, но также сидеть и лежать на таких тканях и использовать их каким-либо иным способом. Однако цицит из шерсти можно помещать на льняной одежде.

Причины запрета

Запрет на шаатнез — частный случай запретов килаим, относящихся к законам типа хуким («уставы»), которым нет рационального объяснения и причины которых остаются для нас неизвестными. Несмотря на это, еврейская традиция положительно относится к попыткам их осмысления, и на протяжении всей истории еврейские мудрецы пытались и пытаются найти им объяснения.

Из различных предположений о причинах запрета на шаатнез, выдвинутых еврейскими мыслителями, наиболее вескими являются подчеркивающие непозволительность изменять порядок Творения. В книге Берешит говорится о том, что каждое животное создано «по своему подобию» и между особями существует определенная разница, которую необходимо соблюдать, поскольку нельзя нарушать экологическое единство природы[1].

Так, Маймонид утверждал, что смешение разных видов животных или растений — это нарушение законов природы и этических предписаний и также полагал, что жрецы языческих культов в библейские времена носили шаатнез, поэтому евреям это было запрещено. Нахманид считал, что запрет предостерегает человека от вмешательства в природные процессы, от стремления улучшить получаемое от природы и является греховным вызовом Творцу. Раши, отвергая попытки рационалистических объяснений, предложенных различными учеными, в том числе Филоном Александрийским и Натаном бен Иехиэлем Римским, говорит: «Эти предписания представляют собою указы Всевышнего, причины которых напрасно будет искать»[2].

Дополнительно

В настоящее время существуют лаборатории, в которых при помощи специальных методов определяют наличие шаатнеза в ткани.

Ссылки

  • Статья «Шаатнез» в Электронной еврейской энциклопедии

Примечания

  1. Шаатнез: Закон о смесях
  2. Статья «Килаим» в Электронной еврейской энциклопедии

См. также

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация