Шаатнез (ткань из смеси шерсти и льна)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Заповеди» с помощью HotCat)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}{{Иудаизм}}
+
{{О_статье
 +
|ТИП СТАТЬИ=2
 +
|СУПЕРВАЙЗЕР=
 +
|УРОВЕНЬ=
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|АВТОР1=
 +
|АВТОР2=
 +
|АВТОР3=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ПРОЕКТ=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
|ПОДТЕМА=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
 +
}}
 +
 
 +
 
'''Шаатнез''' ({{lang-he|שַׁעַטְנֵז}}) — ткань, которая состоит из смеси [[Шерсть|шерсти]] и [[Лен|льна]], а также одежда, сшитая из такой ткани.
'''Шаатнез''' ({{lang-he|שַׁעַטְנֵז}}) — ткань, которая состоит из смеси [[Шерсть|шерсти]] и [[Лен|льна]], а также одежда, сшитая из такой ткани.
== Источник запрета на шаатнез ==
== Источник запрета на шаатнез ==
-
Библейская заповедь в [[иудаизм]]е запрещает евреям носить одежду, изготовленную из смеси шерстяного (имеющего животное происхождение) и льняного волокна (имеющего растительное происхождение): {{начало цитаты}}«Не надевай шаатнез — шерсть и лён вместе»{{конец цитаты|источник=[[Второзаконие]] 22:11}}
+
Библейская заповедь запрещает евреям носить одежду, изготовленную из смеси шерстяного и льняного волокна: {{начало цитаты}}«Не надевай шаатнез — шерсть и лён вместе»{{конец цитаты|источник=[[Второзаконие]] 22:11}}
 +
 
 +
Запрет на ''шаатнез'' — частный случай запретов [[килаим]] ("запрещенные смеси").
== Область действия запрета ==
== Область действия запрета ==
-
[[Коэны]] были освобождены от этого запрета; в [[Мишна|Мишне]] говорится, что это освобождение действует во время участия коэнов в [[Иерусалимский Храм|Храмовой службе]] ([[Килаим]] 9:1), отчего некоторые исследователи полагают, что запрет на ''шаатнез'' — это запрет-[[табу]] на использование предметов, специально предназначенных для священнодействия.
 
-
Законоучители Талмуда запретили не только носить ткань ''шаатнез'', но также сидеть и лежать на таких тканях и использовать их каким-либо иным способом. Однако [[цицит]] из шерсти можно помещать на льняной одежде.
+
Законоучители [[Талмуд|Талмуда]] расширили запрет на шаатнез:
 +
* во-первых, запрет Торы (ми-де-орайта; см. [[Галаха]]), распространяется лишь на ткани из нитей льна и шерсти, соединенных посредством прядения или ткачества, в то время как запрет мудрецов (ми-де-раббанан), распространяется и на ткани, в которых эти нити соединены иным способом (сшиты, связаны и т. п.);
 +
* во-вторых, библейский запрет распространяется только на одежду, в то время как законоучители Талмуда запретили сидеть и лежать на тканях, попадающих под определение шаатнез, равно как и использовать их каким-либо иным способом.  
 +
 
 +
=== Исключения из запрета Шатнеза ===
 +
 
 +
* Одежда, которую [[Коhен]]ы носили во время Храмовой службы, не подпадале под этот запрет ([[Килаим]] 9:1).
 +
* [[Цицит]], в которых есть [[Тхелет]] (голубая нить) изготавливаются только из шерсти, и при этом их можно помещать также и на льняной одежде.
 +
 
 +
Некоторые исследователи на основании этого полагают, что запрет на ''шаатнез'' — это запрет-[[табу]] на использование предметов, специально предназначенных для священнодействия; однако еврейская традиция не дает такого объяснения.
== Причины запрета ==
== Причины запрета ==
-
Запрет на ''шаатнез'' — частный случай запретов [[килаим]], относящихся к законам типа [[хуким]] («''уставы''»), которым нет рационального объяснения и причины которых остаются для нас неизвестными. Несмотря на это, еврейская традиция положительно относится к попыткам их осмысления, и на протяжении всей истории еврейские мудрецы пытались и пытаются найти им объяснения.
 
-
Из различных предположений о причинах запрета на ''шаатнез'', выдвинутых еврейскими мыслителями, наиболее вескими являются подчеркивающие непозволительность изменять порядок Творения. В книге [[Книга Бытия|Берешит]] говорится о том, что каждое животное создано «по своему подобию» и между особями существует определенная разница, которую необходимо соблюдать, поскольку нельзя нарушать экологическое единство природы<ref>[http://www.meod.by/print/ru/tradition/kashrut/shaatnez/ Шаатнез: Закон о смесях]</ref>.
+
Запреты килаим в целом относятся к законам типа [[хуким]] («''уставы''»), которым нет рационального объяснения и причины которых остаются для нас неизвестными. При этом еврейская традиция положительно относится к попыткам их осмысления и объяснения.
-
Так, [[Маймонид]] утверждал, что смешение разных видов животных или растений — это нарушение законов природы и этических предписаний и также полагал, что жрецы [[Идолопоклонство|языческих культов]] в библейские времена носили ''шаатнез'', поэтому евреям это было запрещено. [[Нахманид]] считал, что запрет предостерегает человека от вмешательства в природные процессы, от стремления улучшить получаемое от природы и является греховным вызовом Творцу. [[Раши]], отвергая попытки рационалистических объяснений, предложенных различными учеными, в том числе [[Филон Александрийский|Филоном Александрийским]] и [[Натан бен Иехиэль Римский|Натаном бен Иехиэлем Римским]], говорит: ''«Эти предписания представляют собою указы Всевышнего, причины которых напрасно будет искать»''<ref>{{ЭЕЭ|12074|Килаим}}</ref>.
+
* [[Маймонид]] полагал, что жрецы [[Идолопоклонство|языческих культов]] в библейские времена носили ''шаатнез'', поэтому евреям это было запрещено.  
 +
* [[Нахманид]] считал, что запрет предостерегает человека от разрушительного вмешательства в природные процессы
 +
* [[Раши]], отвергая попытки рационалистических объяснений, предложенных различными учеными, в том числе [[Филон Александрийский|Филоном Александрийским]] и [[Натан бен Иехиэль Римский|Натаном бен Иехиэлем Римским]], говорит: ''«Эти предписания представляют собою указы Всевышнего, причины которых напрасно будет искать»''<ref>{{ЭЕЭ|12074|Килаим}}</ref>.
 +
* Тора противопоставлят евреев-иври, скотоводов, символом которых является шерсть, получаемая от овец, - и египртян, земледельцев, символом которых является лен, произраставший в Египте. Таким образом запрет на шаатнез подчеркивает недопустимость  смешения "ивритского" и "египетского" начал.
== Дополнительно ==
== Дополнительно ==
 +
В настоящее время существуют лаборатории, в которых при помощи специальных методов определяют наличие ''шаатнеза'' в ткани.
В настоящее время существуют лаборатории, в которых при помощи специальных методов определяют наличие ''шаатнеза'' в ткани.
-
 
-
== Ссылки ==
 
-
* {{ЭЕЭ|14702|Шаатнез}}
 
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 30: Строка 55:
[[Категория:Иудаизм]]
[[Категория:Иудаизм]]
-
[[Категория:Заповеди]]{{WikiCopyRight}}
+
[[Категория:Заповеди]]
 +
 
 +
{{ElevenCopyRight|14702|ШААТНЕЗ}}
 +
 
 +
{{WikiCopyRight}}

Текущая версия на 21:57, 10 апреля 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Шаатнез (ивр. שַׁעַטְנֵז‎) — ткань, которая состоит из смеси шерсти и льна, а также одежда, сшитая из такой ткани.

Содержание

Источник запрета на шаатнез

Библейская заповедь запрещает евреям носить одежду, изготовленную из смеси шерстяного и льняного волокна:

«Не надевай шаатнез — шерсть и лён вместе»

Второзаконие 22:11

Запрет на шаатнез — частный случай запретов килаим ("запрещенные смеси").

Область действия запрета

Законоучители Талмуда расширили запрет на шаатнез:

  • во-первых, запрет Торы (ми-де-орайта; см. Галаха), распространяется лишь на ткани из нитей льна и шерсти, соединенных посредством прядения или ткачества, в то время как запрет мудрецов (ми-де-раббанан), распространяется и на ткани, в которых эти нити соединены иным способом (сшиты, связаны и т. п.);
  • во-вторых, библейский запрет распространяется только на одежду, в то время как законоучители Талмуда запретили сидеть и лежать на тканях, попадающих под определение шаатнез, равно как и использовать их каким-либо иным способом.

Исключения из запрета Шатнеза

  • Одежда, которую Коhены носили во время Храмовой службы, не подпадале под этот запрет (Килаим 9:1).
  • Цицит, в которых есть Тхелет (голубая нить) изготавливаются только из шерсти, и при этом их можно помещать также и на льняной одежде.

Некоторые исследователи на основании этого полагают, что запрет на шаатнез — это запрет-табу на использование предметов, специально предназначенных для священнодействия; однако еврейская традиция не дает такого объяснения.

Причины запрета

Запреты килаим в целом относятся к законам типа хуким («уставы»), которым нет рационального объяснения и причины которых остаются для нас неизвестными. При этом еврейская традиция положительно относится к попыткам их осмысления и объяснения.

  • Маймонид полагал, что жрецы языческих культов в библейские времена носили шаатнез, поэтому евреям это было запрещено.
  • Нахманид считал, что запрет предостерегает человека от разрушительного вмешательства в природные процессы
  • Раши, отвергая попытки рационалистических объяснений, предложенных различными учеными, в том числе Филоном Александрийским и Натаном бен Иехиэлем Римским, говорит: «Эти предписания представляют собою указы Всевышнего, причины которых напрасно будет искать»[1].
  • Тора противопоставлят евреев-иври, скотоводов, символом которых является шерсть, получаемая от овец, - и египртян, земледельцев, символом которых является лен, произраставший в Египте. Таким образом запрет на шаатнез подчеркивает недопустимость смешения "ивритского" и "египетского" начал.

Дополнительно

В настоящее время существуют лаборатории, в которых при помощи специальных методов определяют наличие шаатнеза в ткани.

Примечания

  1. Статья «Килаим» в Электронной еврейской энциклопедии

См. также

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШААТНЕЗ в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация