Шаатнез (ткань из смеси шерсти и льна)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Architect (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Шаатнез» в «Шаатнез (ткань из смеси шерсти и льна)») |
||
(1 промежуточная версия не показана) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{О_статье | {{О_статье | ||
- | |ТИП СТАТЬИ= | + | |ТИП СТАТЬИ=2 |
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
|УРОВЕНЬ= | |УРОВЕНЬ= | ||
Строка 14: | Строка 14: | ||
}} | }} | ||
- | + | ||
'''Шаатнез''' ({{lang-he|שַׁעַטְנֵז}}) — ткань, которая состоит из смеси [[Шерсть|шерсти]] и [[Лен|льна]], а также одежда, сшитая из такой ткани. | '''Шаатнез''' ({{lang-he|שַׁעַטְנֵז}}) — ткань, которая состоит из смеси [[Шерсть|шерсти]] и [[Лен|льна]], а также одежда, сшитая из такой ткани. | ||
== Источник запрета на шаатнез == | == Источник запрета на шаатнез == | ||
- | Библейская заповедь | + | Библейская заповедь запрещает евреям носить одежду, изготовленную из смеси шерстяного и льняного волокна: {{начало цитаты}}«Не надевай шаатнез — шерсть и лён вместе»{{конец цитаты|источник=[[Второзаконие]] 22:11}} |
+ | |||
+ | Запрет на ''шаатнез'' — частный случай запретов [[килаим]] ("запрещенные смеси"). | ||
== Область действия запрета == | == Область действия запрета == | ||
- | |||
- | Законоучители Талмуда | + | Законоучители [[Талмуд|Талмуда]] расширили запрет на шаатнез: |
+ | * во-первых, запрет Торы (ми-де-орайта; см. [[Галаха]]), распространяется лишь на ткани из нитей льна и шерсти, соединенных посредством прядения или ткачества, в то время как запрет мудрецов (ми-де-раббанан), распространяется и на ткани, в которых эти нити соединены иным способом (сшиты, связаны и т. п.); | ||
+ | * во-вторых, библейский запрет распространяется только на одежду, в то время как законоучители Талмуда запретили сидеть и лежать на тканях, попадающих под определение шаатнез, равно как и использовать их каким-либо иным способом. | ||
+ | |||
+ | === Исключения из запрета Шатнеза === | ||
+ | |||
+ | * Одежда, которую [[Коhен]]ы носили во время Храмовой службы, не подпадале под этот запрет ([[Килаим]] 9:1). | ||
+ | * [[Цицит]], в которых есть [[Тхелет]] (голубая нить) изготавливаются только из шерсти, и при этом их можно помещать также и на льняной одежде. | ||
+ | |||
+ | Некоторые исследователи на основании этого полагают, что запрет на ''шаатнез'' — это запрет-[[табу]] на использование предметов, специально предназначенных для священнодействия; однако еврейская традиция не дает такого объяснения. | ||
== Причины запрета == | == Причины запрета == | ||
- | |||
- | + | Запреты килаим в целом относятся к законам типа [[хуким]] («''уставы''»), которым нет рационального объяснения и причины которых остаются для нас неизвестными. При этом еврейская традиция положительно относится к попыткам их осмысления и объяснения. | |
- | + | * [[Маймонид]] полагал, что жрецы [[Идолопоклонство|языческих культов]] в библейские времена носили ''шаатнез'', поэтому евреям это было запрещено. | |
+ | * [[Нахманид]] считал, что запрет предостерегает человека от разрушительного вмешательства в природные процессы | ||
+ | * [[Раши]], отвергая попытки рационалистических объяснений, предложенных различными учеными, в том числе [[Филон Александрийский|Филоном Александрийским]] и [[Натан бен Иехиэль Римский|Натаном бен Иехиэлем Римским]], говорит: ''«Эти предписания представляют собою указы Всевышнего, причины которых напрасно будет искать»''<ref>{{ЭЕЭ|12074|Килаим}}</ref>. | ||
+ | * Тора противопоставлят евреев-иври, скотоводов, символом которых является шерсть, получаемая от овец, - и египртян, земледельцев, символом которых является лен, произраставший в Египте. Таким образом запрет на шаатнез подчеркивает недопустимость смешения "ивритского" и "египетского" начал. | ||
== Дополнительно == | == Дополнительно == | ||
+ | |||
В настоящее время существуют лаборатории, в которых при помощи специальных методов определяют наличие ''шаатнеза'' в ткани. | В настоящее время существуют лаборатории, в которых при помощи специальных методов определяют наличие ''шаатнеза'' в ткани. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
Строка 45: | Строка 55: | ||
[[Категория:Иудаизм]] | [[Категория:Иудаизм]] | ||
- | [[Категория:Заповеди]]{{WikiCopyRight}} | + | [[Категория:Заповеди]] |
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|14702|ШААТНЕЗ}} | ||
+ | |||
+ | {{WikiCopyRight}} |
Текущая версия на 21:57, 10 апреля 2012
Регулярная исправленная статья | |
Шаатнез (ивр. שַׁעַטְנֵז) — ткань, которая состоит из смеси шерсти и льна, а также одежда, сшитая из такой ткани.
Содержание |
Источник запрета на шаатнез
Библейская заповедь запрещает евреям носить одежду, изготовленную из смеси шерстяного и льняного волокна:
«Не надевай шаатнез — шерсть и лён вместе»— Второзаконие 22:11
Запрет на шаатнез — частный случай запретов килаим ("запрещенные смеси").
Область действия запрета
Законоучители Талмуда расширили запрет на шаатнез:
- во-первых, запрет Торы (ми-де-орайта; см. Галаха), распространяется лишь на ткани из нитей льна и шерсти, соединенных посредством прядения или ткачества, в то время как запрет мудрецов (ми-де-раббанан), распространяется и на ткани, в которых эти нити соединены иным способом (сшиты, связаны и т. п.);
- во-вторых, библейский запрет распространяется только на одежду, в то время как законоучители Талмуда запретили сидеть и лежать на тканях, попадающих под определение шаатнез, равно как и использовать их каким-либо иным способом.
Исключения из запрета Шатнеза
- Одежда, которую Коhены носили во время Храмовой службы, не подпадале под этот запрет (Килаим 9:1).
- Цицит, в которых есть Тхелет (голубая нить) изготавливаются только из шерсти, и при этом их можно помещать также и на льняной одежде.
Некоторые исследователи на основании этого полагают, что запрет на шаатнез — это запрет-табу на использование предметов, специально предназначенных для священнодействия; однако еврейская традиция не дает такого объяснения.
Причины запрета
Запреты килаим в целом относятся к законам типа хуким («уставы»), которым нет рационального объяснения и причины которых остаются для нас неизвестными. При этом еврейская традиция положительно относится к попыткам их осмысления и объяснения.
- Маймонид полагал, что жрецы языческих культов в библейские времена носили шаатнез, поэтому евреям это было запрещено.
- Нахманид считал, что запрет предостерегает человека от разрушительного вмешательства в природные процессы
- Раши, отвергая попытки рационалистических объяснений, предложенных различными учеными, в том числе Филоном Александрийским и Натаном бен Иехиэлем Римским, говорит: «Эти предписания представляют собою указы Всевышнего, причины которых напрасно будет искать»[1].
- Тора противопоставлят евреев-иври, скотоводов, символом которых является шерсть, получаемая от овец, - и египртян, земледельцев, символом которых является лен, произраставший в Египте. Таким образом запрет на шаатнез подчеркивает недопустимость смешения "ивритского" и "египетского" начал.
Дополнительно
В настоящее время существуют лаборатории, в которых при помощи специальных методов определяют наличие шаатнеза в ткани.
Примечания
См. также
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.