Нидерланды (История евреев Нидерландов)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 20:51, 13 января 2010; Ast-al (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Часть серии статей об
     

Хронология еврейской истории
Библейская хронология
Библейская история
История антисемитизма
Христианство и антисемитизм

Периоды еврейской истории:

Категории:

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма
Течения в иудаизме

п·о·р


Большая часть истории евреев в Нидерландах охватывает период между концом XVI века и Второй мировой войной.

Содержание

Ранняя история

Регион, известный в настоящее время как Нидерланды, был частью испанской империи, а в 1581 году северные провинции Нидерландов объявили независимость. Основным мотивом было желание исповедовать протестанство, запрещённое в Испании. Так, религиозная терпимость стала эффективным и важным элементом конституции нового независимого государства. Это, безусловно, привлекло евреев, которые во многих странах страдали от преследований из-за своей религии. В особенности это касалось евреев Испании и Португалии — сефардских евреев. Они бежали от испанской инквизиции, поставившей их перед выбором: принять христианство или уехать из страны. Большинство евреев уехали в Северную Америку или в Оттоманскую империю. Небольшая группа направилась на север, вначале в основном в Антверпен, а к концу XVI века евреи стали поселятся в Амстердаме, образовав к 1700 году самую большую общину в Западной Европе (10 тыс. человек). Сефардских евреев и сегодня можно отличить по фамилиям: Перейра, Кардозо, Нунес, Де Пинто и Вас Диас.

О проживании евреев в провинции Холланд до 1593 года ничего не известно. Тем не менее, в некоторых источниках упоминается присутствие евреев в других провинциях Нидерландов в более ранний период, что было связано с их изгнанием из Франции в 1321 году и гонений на евреев в провинциях Эно и Рейн. Присутствие первых евреев в провинции Гелдерланд зафиксировано в 1325 году. Евреи также поселились в Наймейхене (старейшее поселение), Дусбурге, Зютфене и Арнеме (в 1404). В 1349 году император Священной Римской империи в Германии Людовик IV поручил герцогу Гельдерна принять евреев в своём княжестве. Они заплатили налоги и находились под защитой закона. На суде в Арнеме, где упоминается врач — еврей, судья выступил в защиту евреев от враждебности местного населения. Дата поселения евреев в провинции Утрехт неизвестна, однако, из записей раввинов в отношении кашрута следует, что еврейская община появилась там во времена Священной Римской империи. В 1444 году евреи были изгнаны из города Утрехт, но в деревне Маарссен, в двух часах от Утрехта, к ним сохраняли терпимость. Их положение было крайне нелёгким. До 1789 года евреям было запрещено ночевать в Утрехте, по этой причине община Маарссена в этот период стала одной из важнейших для евреев Нидерландов. В провинцию Зейланд евреи были допущены герцогом Баварии Альбертом.

Погром 1349 года

Известно о погроме, совершённом на территории Нидерландов в период средневековья. После того, как в 1348 году разразилась эпидемия чумы, евреев обвинили в том, что они, якобы, отравили водоёмы и колодцы, из-за чего и появилась эта болезнь. Вследствие этого в 1349 году были заживо сожжены все евреи, живущие в окрестностях реки Эйссел и в городах Арнем, Наймейхен и Утрехт.

В XV веке положение евреев немного улучшилось: в отличие от других стран Европы евреи не должны были жить в отдельных, ограждённых стенами районах (гетто), иметь отличительные знаки на одежде. Однако евреев не допускали к большинству профессий, им строго запрещалось высказываться по поводу христианства и жить они могли только среди своей общины. В XV веке евреи вновь получили разрешение давать деньги под проценты (рента иногда достигала более 40 % в год). Следует отметить, что в этот период в Нидерландах проживало небольшое количество евреев.

Лишение Филиппа II суверенитета и гарантия свободы вероисповедания

В 1477 году после того как Мария Бургундская и сын императора Фридриха III эрцгерцог Максимилиан вступили в брак, Нидерланды были объединены с Австрией и их имущество было передано короне Испании. В XVI веке. в связи с преследованиями королей Испании Карла V и Филиппа II, Нидерланды участвовали в серии отчаянных и героических боёв. В 1522 году Карл V издал указ о борьбе с христианами, которые подозревались в слабой вере и евреями провинций Гелдерланд и Утрехт, которые отказались перейти в христианскую веру. Он повторил эти указы в 1545 и 1549 годах. В 1571 году герцог Альба уведомил власти Арнема, что все евреи, живущие там должны быть арестованы и задержаны до тех пор, пока не будет определено место их проживания. Однако, в 1581 году депутатами Объединенных Провинций была принята памятная декларация о независимости (Акт отречения)[1], Филипп II был лишён суверенитета, а свобода вероисповедания была гарантирована 13-ой статьёй закона Утрехтской унии. Вследствие этого Нидерланды оказались местом убежища для преследуемых евреев из Испании и Португалии.

Марраны и сефардские евреи

Сефарды (испанские евреи) были изгнаны из Испании и Португалии в конце 1492 года, но многие из них оставались на Пиренейском полуострове, тайно практикуя иудаизм (см. Марраны). Во вновь приобретших независимость Голландских провинциях, евреям предоставилась возможность исповедовать иудаизм открыто, и многие из них стали переселяться на голландские земли, в первую очередь — в Амстердам. С появлением евреев в Амстердаме стало набирать силу их торговое влияние в городе.

В 1593 году марраны прибыли в Амстердам после того как им было отказано селиться в Мидделбурге и Харлеме. Они играли важную роль в торговле и обладали большим экономическим потенциалом. Их усердный труд способствовал процветанию страны. Евреи встали на сторону дома Оранских, получив взамен покровительство королевской семьи. В тот период экономика Голландии бурно развивалась. Особенно развитие коснулось Амстердама — центра голландской торговли, куда евреи везли на продажу свои товары и через который они поддерживали отношения с другими странами, наиболее успешно с Левантом и Марокко. Император Марокко назначил послом в Гааге некоего Самуила Паллаче (1591—1626) при посредничестве которого в 1620 году, были налажены торговые связи со странами Варварского берега.

Файл:SPAmster.JPG
Португальская синагога в Амстердаме
Файл:Espinoza estatua.jpg
Памятник Бенедикту Спинозе возле его дома в Гааге

Отношения между Голландией и Южной Америкой были налажены, в основном, благодаря евреям, способствовавшим созданию Голландской Вест-Индийской компании в 1621 году, в которой они занимали некоторые важные посты. Амбициозные планы голландцев по завоеванию Бразилии были осуществленны португальским капитаном Франциско Ривейро, у которого предположительно были еврейские связи в Голландии. Несколько лет спустя, голландские переселенцы в Бразилии обратились к населению Голландии с призывом, пытаясь привлечь ремесленников, среди которых евреи составляли значительную часть. Около 600 евреев покинули Амстердам в 1642 году, в сопровождении двух выдающихся учёных — Исаака Абоаба да Фонсека и Моисея Рафаэля де Агилар. Евреи также поддерживали Голландию в её борьбе с Португалией за присутствие в Бразилии.

Амстердамские евреи развивали и поддерживали торговые связи с разными европейскими странами. В письме от 25 ноября 1622 года, король Дании Кристиан IV приглашает евреев Амстердама селиться в Глюкштадте, где наряду с другими привилегиями им была предоставлена свобода вероисповедания.

Кроме торговцев, среди испанских евреев в Амстердаме было много врачей: Шмуэль Абарбанель, Дэвид Нието, Илия Монтальто, семья Буено, в частности, Джозеф Буено консультировал Принца Морица Оранского во время его болезни в апреле 1623 года. Евреям разрешалось учиться в университете, где они изучали только медицину, поскольку они могли заниматься медицинской практикой. К юридической практике они не допускались, а присяга, которую они были вынуждены принять, не допускала профессорства. Евреев также не принимали в торговые гильдии. По закону, принятому в Амстердаме (города тогда пользовались автономией), они были из них исключены. Это не касалось ремесел и профессий, которые имели отношение к религии и еврейской жизни: книгопечатание, книготорговля, продажа мяса, птицы, бакалейных товаров и лекарств. В 1655 году в порядке исключения евреям разрешили открыть сахарный завод. Известным сефардским евреем Амстердама того времени был Бенедикт (Барух) Спиноза, который был отлучён от еврейской общины в 1656 году после публикации своих идей о природе Бога в своей знаменитой работе «Этика».

Ашкеназы

Многих ашкеназов также привлекали новые независимые голландские провинции, особенно к концу XVII в. Однако большинство из них были мигрантами, спасавшимися от преследований в других частях северной Европы пиком которых стала Тридцатилетняя война (1618—1648 гг.) и Восстание Хмельницкого в Польше в 1648 г. Так как большинство эмигрантов были бедными, их не ждали с распростёртыми объятиями. В частности, их переезд в большом количестве ставил под угрозу экономический статус Амстердама. И, за небольшим исключением, их прогоняли. Те, кому удалось остаться — поселялись в основном в сельской местности где, как правило, были коробейниками и уличными торговцами. Таким образом, во всех голландских провинциях существовало большое количество малых еврейских общин.

Во многих фамилиях ашкеназских евреев можно увидеть их происхождение: Полак, Московиц, Гамбургер, Фан Праах. Позднее ашкеназские евреи также использовали в качестве фамилии название зверей и фруктов, например: Де Хонд (hond — собака), Де Хаан (haan — петух), Схап (schaap — овца), Аппэл (appel — яблоко) и Цитрун (сitroen — лимон).

Со временем многие из немецких евреев стали состоятельными людьми благодаря розничной торговле и шлифованию алмазов, сохраняя в этой сфере монополию вплоть до 1870 года. Когда Вильгельм IV стал штатгальтером (1747) евреи нашли другого защитника в лице Виллема III. Он состоял в очень близких отношениях с главой семьи Де Пинто и не раз приезжал на его виллу Тюлпэнбюрх недалеко от Аудеркерк вместе со своей женой. В 1748 году, когда французская армия стояла на границе и в казне было пусто, Де Пинто собрал большую сумму и предоставил её государству. Государственный секретарь Ван Хохендорп, писал ему: «Вы спасли страну». В 1750 году де Пинто понизил ренту на погашение государственного долга с 4 до 3 %.

Во время правления Виллема V страна была обеспокоена внутренними распрями, однако евреи остались верны ему. В день его совершеннолетия и вступления на престол 8 марта, 1766 года во всех синагогах были проведены службы в его честь. Уильям V не забывал о своих подданных евреях. 3 июня 1768 года он посетил как немецкую, так и португальскую синагоги, участвовал в свадебных церемониях ряда известных еврейских семей.

Французская революция и Наполеон

В 1795 г. Великая французская революция принесла свои плоды и в Нидерланды, в том числе и эмансипацию евреев. 2 сентября 1796 г. Национальное собрание провозгласило резолюцию: «Ни одному еврею не должно быть отказано в правах или привилегиях, которые связаны с гражданством Батавской Республики и которыми он может пожелать воспользоваться». Моисей Мореско был назначен членом муниципалитета в Амстердаме, Моисей Ассер членом суда там же. Старые консерваторы во главе которых стоял главный раввин Яков Моисей Лёвенштамм не стремились к эмансипации. Действительно, эти права по большей своей части давали довольно сомнительные преимущества, культура государства была не настолько развита, чтобы евреи могли быть полноценными членами общества. Кроме того, эта эмансипация была предложена им партией, которая свергнула с престола их любимого принца Оранского, семье которого они были настолько преданы, что главный раввин Гааги Саруко получил прозвище «Оранжевый священник», а мужчин при старом режиме называли «оранжевое стадо». Тем не менее, революция заметно улучшила положение евреев и в 1799 г. еврейские общины наравне с христианскими общинами получили субсидии из казны. В 1798 г. Йонас Даниэль Мейер ходатайствовал французскому министру иностранных дел от имени евреев Германии и 22 августа 1802 г. посол Нидерландов Схиммелпеннинк вручил французскому министру ноту по этому же вопросу.

В период с 1806—1810 гг. Нидерландами правил Луи Бонапарт, намерением которого было настолько изменить положение евреев в обществе, чтобы их вновь приобретенные права стали реальной ценностью. Так, например, в некоторых городах (Утрехт и Роттердам) был перенесён день ярмарки с субботы на понедельник, была отменена обязательная в суде клятва More Judaico — стала действовать одна форма клятвы для евреев и христиан . Чтобы приучить евреев к военной службе он сформировал два батальона из 803 рядовых и 60 офицеров, которые были ранее отстранены от несения военной службы, даже от должности охранника города.

Однако короткий срок его правления не позволил осуществить все его планы. Он хотел объединить ашкеназов и сефардов, но это ему не удалось. Также в его планах было создание школ для еврейских детей, которые были исключены из государственных школ. Организация Общественной Пользы (Maatschappij tot Nut van 't Algemeen), основанная в 1784 г., также не желала принимать евреев в свои члены.

Среди выдающихся евреев этого периода были Мейер Литтвальд Лехермон, Ассер, Абраам Каподозе и физики Хайлброн, Давидс (который ввел в употребление вакцианацию), Штайн Ван Лаун (теллур) и многие другие.

XIX век-начало XX

Файл:Veghel Synagogue.JPG
Синагога в городе Веххель. В Веххеле была небольшая деревенская община, достигшая наибольшего количества членов около 1900 г. В последующие годы община сократилась до 30 человек, а во время Холокоста была полносью уничтожена.

30 ноября 1813 г. Виллем VI прибыл в Схевенинген, а 11 декабря он был торжественно коронован и стал носить имя король Виллем I. 5 января 1814 г. главный раввин Гааги Лехманс организовал специальную службу благодарения Богу на которой молился о защите союзнических армий. Многие евреи сражались в Ватерлоо, где погибли тридцать пять еврейских офицеров. Виллем VI сам лично занимался организацией еврейской общины. 26 февраля 1814 г. был принят закон об отмене французского режима. Процветание евреев в независимых Нидерландах продолжалось в течение всего 19-го века. В 1900 в Амстердаме проживали 51000 евреев, из которых бедняками были 12500. В Гааге соответственно 846 из 5754, в Роттердаме 1750 из 10000, в Гронингене 613 из 2400, в Арнеме 349 из 1224 (газета «Joodsche courant», 1903 г, № 44). Общая численность населения Нидерландов в 1900 году составляла 5.104.137 человек, 2 % из которых были евреи.

До Второй мировой войны Нидерланды и, в частности, Амстердам оставались важным центром поселения евреев. В последние десятилетия XIX века, а также в первые десятилетия XX века еврейская община Амстердама продолжала расти вследствие того, что евреи из «медины» («деревенские» евреи — евреи, которые жили за пределами больших городов, таких как Амстердам, Роттердам и Гаага в многочисленных малых общинах на всей сельской местности Нидерландов) в массовом порядке покидали свои общины, в поиске «лучшей жизни» в крупных городах.

Голландский евреи были верными сторонниками голландской монархии вплоть до конца XIX века. Большинство в начале 20 стали социалистами и до Холокоста полностью интегрировались в социалистическую колонну.

С начала XIX века до Второй мировой войны численность евреев в Нидерландах значительно выросла. В период между 1830—1930 гг. еврейское присутствие в Нидерландах увеличилось почти на 250 % (цифры предоставленые еврейской общиной переписи Нидерландов).

Население евреев в Нидерландах 1830—1966[2]
Год Количество евреев Источник
1830 46,397 Перепись населения*
1840 52,245 Перепись населения*
1849 58,626 Перепись населения*
1859 63,790 Перепись населения*
1869 67,003 Перепись населения*
1879 81,693 Перепись населения*
1889 97,324 Перепись населения*
1899 103,988 Перепись населения*
1909 106,409 Перепись населения*
1920 115,223 Перепись населения*
1930 111,917 Перепись населения*
1941 154,887 Нацистская оккупация**
1947 14,346 Перепись населения*
1954 23,723 Комитет по демографии евреев***
1960 14,503 Перепись населения*
1966 29,675 Комитет по демографии евреев***
(*) Записано со слов лиц, обозначавших свою принадлежность к иудаизму во время описи населения Ниделрандов.
(**) Лица, у которых по крайней мере одна бабушка или один дедушка — евреи. В другой описи населения нацистов общее число лиц, имеющих по крайней мере дедушку или бабушку еврея было установлено на отметке 160,886: 135,984 лица, у которых трое или четвео прародителей — евреи (считались «полными евреями»); 18,912 евреев с 2 прародителями евреями («полуевреи»), 3,538 из которых были членами общины; 5,990 c 1 евреем прародителем («евреи на четверть»)")[3]
(***) Количество членов еврейской общины Нидерландов (только евреи по Галахе)

Холокост

Часть серии статей о

Категории:

холокост · нацизм · геноцид

Вторая мировая война

Портал:Холокост Проект:Холокост

п·о·р
Файл:Westerbork-monument1.jpg
Монумент рядом с бывшим концентрационным лагерем Вестерборк: каждый из камней представляет человека, оставшегося в Вестерборке и погибшего в лагере нацистов
Файл:Amsterdam Anne Frank.jpg
Статуя в Амстердаме в память об Анне Франк — еврейской девочке, автора «Дневника Анны Франк» скрывавшейся во время Второй мировой войны

В 1939 году в Нидерландах проживало около 140 000 евреев, в их числе около 25 000 немецких евреев-беженцев, которые покинули Германию в 1930-х гг (другие источники утверждают, что около 34000 евреев бежало в Нидерланды между 1933—1940 гг, в основном из Германии и Австрии [4]). Нацистские оккупационные силы указывали, что число евреев в Голландии в 1941 г. составляло 154 000. В переписи, проведённой нацистами, около 121 000 человек назвали себя членами голландско-израильской общины (ашкеназы); 4300 человек причислили себя к членам португальско-израильской общины (сефарды). Около 19 000 человек сообщили о двух еврейских дедушках/бабушках (хотя считается, что у многих из них было три еврейские дедушки/бабушки, но из-за страха быть признанными нацистскими властями евреями, а не полуевреями они скрывали этот факт). Около 6000 человек заявили об одном еврейском дедушке или бабушке. Примерно 2500 евреев причислили себя к христианской церкви (преимущественно к Голландской реформистской, Кальвинистской реформатской или Римско-католической).

В 1941 г. большинство голландских евреев жили в Амстердаме. Данные переписи, проведённой в том же году, показывают расселение евреев в Голландии в период начала Второй мировой войны (указывается число евреев, основанное не на «расовых» стандартах, используемых нацистами, а по самоопределению):

  • Гронинген — 4,682
  • Фрисланд — 851
  • Дренте — 2,498
  • Оверэйсел — 4,345
  • Гелдерланд — 6,663
  • Утрехт — 4,147
  • Северная Голландия- 87,026 (в том числе Амстердам — 79,410)
  • Южная Голландия — 25,617
  • Зейланд- 174
  • Северный Брабант — 2,320
  • Лимбург- 1,394

Всего — 139,687

К 1945 г. только около 35 000 из них остались в живых. Точное число «полных евреев» переживших Холокост составляет примерно 34 379 (8500 из которых находились в смешанных браках, что позволило им избежать депортации и смерти в нацистских концентрационных лагерях), число «полуевреев», которые оставались в Нидерландах к концу Второй мировой войны составляет 14 545 человек, а «на четверть евреев» — 5990 [2]. Около 75 % Голландского еврейства погибло. Факторы, повлиявшие на гибель такого количества людей это, во-первых, отсутствие военного режима в Нидерландах, побег королевы в Англию, во-вторых, нехватка убежищ. Нидерланды очень густонаселенная страна и поэтому было мало возможностей найти убежище в лесах или других естественных укрытиях.

В первый год оккупации Нидерландов евреи были обязаны регистрироваться в государственных учреждениях и им было запрещено заниматься некоторыми видами деятельности. Начиная с января 1942 г. некоторые голландские евреи были переселены в Амстердам, а остальных депортировали прямо в Вестерборк, концентрационный лагерь неподалеку от деревни Хоогхален. Он был основан в 1939 году правительством Нидерландов с целью предоставления убежища для евреев, спасавшихся от преследований нацистов. Однако, в действительности Вестерборк стал выполнять функции перебросочного центра из которого евреев направляли в нацистские лагеря смерти в Центральной и Восточной Европе. Наряду с концентрационным лагерем Вестерборк в Нидерландах действовало ещё четыре концентрационных перебросочных лагеря в Фюхте, Оммене, Амерсфорте и Схоорле[2].

Основная статья: Концентрационные лагеря в Нидерландах

Все неголландские евреи были также депортированы в Вестерборк. Кроме того, свыше 15 000 евреев были отправлены в трудовые лагеря. Депортация евреев из Нидерландов в Польшу и Германию началась 15 июня 1942 г. и завершилась 13 сентября 1944 г.. В конечном итоге около 101 000 евреев были депортированы 98 этапами из Вестерборка в Освенцим (57 800; 65 этапов), Собибор (34 313; 19 этапов), Берген-Бельзен (3 724; 8 этапов) и Терезин (4 466; 6 этапов), где большинство из них были убиты. Ещё 6000 евреев были депортированы из других мест (например, из Фюхта, Нидерланды) в концентрационные лагеря Германии, Польши и Австрии (например, Маутхаузен). Только 5 200 выжили. Голландцы помогли укрыться около 25 000-30 000 евреям (см. Корри тен Боом), но только 16 500 из них выжили. Другие, среди которых было много членов сочувствующего Германии Движения Национал-Социалистов (NSB), наоборот, содействовали немцам в поисках и арестах евреев. Одни делали это по службе-многие учреждения (Амстердамская городская администрация, Голландская муниципальная полиция, и Голландские железные дороги) сотрудничали с нацистами и способствовали депортации евреев, другие из-за страха или безразличия, а некоторые (преступники) за денежное вознаграждение. От 7 000 до 8 000 евреев смогло выжить, скрываясь в Испании, Великобритании и Швейцарии или состоя в браке с неевреями (что и спасло их от депортации или смерти).

Однако процент спасшихся евреев был разным в разных частях Нидерландов. Так, например, в Гронингене было истреблено более 90 % еврейского населения, а в Эйндховене погибло чуть больше 40 % еврейского населения.

Одной из самых известных жертв Холокоста в Нидерландах была Анна Франк. Вместе с её сестрой Марго Франк, она была убита нацистами в марте 1945 г. в концентрационном лагере Берген-Бельзен. Мать Анны Франк, Эдит Франк-Холландер, погибла в Освенциме. Отец Анны Франк, Отто Франк, пережил войну. Жертвами нацистов также стали Этти Хиллесум и известный импрессарио и бизнесмен Абраам Ицек Тушински, построивший знаменитый театр Тушински в Амстердаме

В отличие от многих других стран, где было уничтожено практически все, что имело отношение к жизни и культуре еврейской общины, в Амстердаме сохранилось большое количество раввинских записей, поэтому история голландского еврейства исключительно хорошо документирована.

1945—1960 гг

Еврейское население Нидерландов в послевоенное время характеризуется высокой миграцией, низкой рождаемостью и большим количеством смешанных браков. После Второй мировой войны тысячи выживших евреев эмигрировали в Израиль (там сейчас проживает около 6000 голландских евреев) и Соединенные Штаты. В 1947 г. через два года после окончания Второй мировой войны общее число евреев в Нидерландах по данным переписи населения составляло лишь 14 346 (по сравнению с 154 887 по переписи 1941 г.). Позднее в 1954 г. эта цифра была скорректирована еврейскими организациями до 24 000. Тем не менее, эти цифры намного меньше указанных в также спорной переписи населения проведенной нацистской Германией в 1941 г., так как записывали на основе «расы». То есть сотни христиан еврейского происхождения оказались в списках евреев. Рауль Хильберг в своей книге «Perpetrators, Victims, Bystanders: The Jewish catastrophe, 1933—1945» приводит следующие данные: «В Нидерландах проживало 1572 протестантов еврейского происхождения (по данным на 1943 г.) и около 700 евреев-католиков (в период нацистской оккупации)»

Расселение евреев в Нидерландах в 1954 г. (провинции, число евреев):

  • Гронинген — 242
  • Фрисланд — 155
  • Дренте — 180
  • Оверэйсел — 945
  • Гелдерланд — 997
  • Утрехт — 848
  • Северная Голландия- 15,446 (в том числе Амстердам — 14,068)
  • Южная Голландия — 3 934
  • Зейланд- 59
  • Северный Брабант — 620
  • Лимбург- 297

Всего — 23 723

Период 60-х — 70-х гг

В шестидесятых-семидесятых годах XX века наблюдалось заметное снижение рождаемости среди голландских евреев и увеличение числа смешанных браков. Если в 1945—1949 гг. число таких браков от общего числа браков среди евреев составляло 41 % среди мужчин и 28 % среди женщин, то в девяностых оно возросло до примерно 52 %. Среди так называемых евреев по отцовской линии смешанные браки достигают 80 %. [4]. В ответ на эту тенденцию была предпринята попытка создать дополнительную возможность для незамужних евреек найти неженатого еврея и, наоборот, для чего и были созданы такие сайты знакомств как Jingles, Jentl и Jewell. Согласно результатам исследования, проведенного еврейской социальной службой (Joods Maatschappelijk Werk) большой процент голландских евреев получили университетское образование и уровень трудоустройства среди еврейских женщин выше, чем среди неевреек.

80-е гг. и до наших дней

Еврейское население в Нидерландах стало более «интернациональным» с притоком израильских и российских евреев в 80-х и 90-х. Приблизительно каждый третий еврей, живущий в Голландии  неголландского происхождения. Число израильских евреев, проживающих в Нидерландах (в основном в Амстердаме) исчисляется тысячами (по одним источникам число израильских иммигрантов в Нидерландах составляет 5000 — 7000, по другим около 12 000[5]), однако лишь сравнительно небольшое число этих евреев относятся к какой-либо из религиозных еврейских общин. За последние два десятилетия около 10 000 голландских евреев эмигрировали в Израиль .

В настоящее время в Нидерландах проживает от 41000 до 45000 евреев. Большая часть из них являются евреями по Галахе (традиционное еврейское право), то есть по материнской линии (70 % — около 30000 человек) и около 30 % или 10 000 — 15 000 евреев по отцовской линии. Их число составляло 12,470 в апреле 2006 г.[6][7]. Большинство нидерландских евреев живут в крупных городах на западе страны, таких как Амстердам, Роттердам, Гаага, Утрехт; около 44 % всех голландских евреев живут в Амстердаме, который считается центром еврейской жизни. В 2000 году 20 % еврейского населения Нидерландов было старше 65 лет, показатели рождаемости были низкими. Исключением является растущее ортодоксальное еврейское население, особенно в Амстердаме.

В настоящее время в Нидерландах находится около 150 синагог, примерно в 50 из которых проводятся религиозные службы.[8]. Самые большие еврейские общины находятся в Амстердаме, Роттердаме и Гааге. Небольшие общины встречаются по всей стране: в Алкмаре, Алмере, Амерсфорте, Амстелвене, Буссуме, Дельфте, Гарлеме, Хилверсуме, Ляйдене, Схидаме, Утрехте и Заандаме в западной части страны; в Бреде, Эйндховене, Маастрихте, Мидделбурге, Остерхоуте и Тилбурге в южной части страны; в Аалтене, Апелдорне, Арнеме, Ассене, Девентере, Дутинхеме, Энсхеде, Гронингене, Херенвене, Хенгело, Леувардене, Неймегене, Винтерсвайке, Зютфене и Зволле в восточной и северной частях страны.

Современный антисемитизм

С притоком беженцев из арабских стран (Марокко, Ирана, Ирака и др) в Нидерландах стал развиваться антисемитизм. Религиозные евреи всё чаще стали слышать в свой адрес угрозы[3], известны случаи вандализма: [4],[5], [6], в результате которых была усилена охрана еврейских организаций. [7]. Согласно раппорту организации CIDI (Центр информации и документации Израиль) в Нидерландах случаи антисемитизма за прошедшие несколько лет заметно участились. В период 2005—2007 гг. был замечен рост инцидентов на 64 % [8].

Религия

Файл:Synagoge Gerard Doustraat.JPG
Синагога на улице Gerard Doustraat в Амстердаме, Нидерланды
основные понятия

     

    Портал Иудаизм
п·о·р
Файл:Emanuel de Witte - Interieur van de Portugese synagoge te Amsterdam.jpg
Интерьер португальской синагоги в Амстердаме, 1680, Эмануэль де Витте, коллекция Государственного музея, Амстердам.

9,000 из 30.000 Нидерландских евреев (30 %) являются членами одной из семи основных еврейских религиозных организаций. Также существуют небольшие независимые синагоги.

Ортодоксальный иудаизм

Большинство евреев в Нидерландах, принадлежащих к еврейской общине — члены нидерландско-израильского религиозного сообщества NIK - Nederlands Israëlitisch Kerkgenootschap, которое является частью ортодоксального направления иудаизма (ашкеназы). NIK насчитывает около 5.000 членов в 36 общинах (из них только в Амстердаме и окрестностях 13) в 4 подведомственных областях (Амстердама, Гааги, Роттердама и межпровинционального раввината), являясь значительно больше союза либеральных синагог (LJG) и в тринадцать раз больше португальского-израильского религиозного сообщества (PIK). Только в Амстердаме NIK регулирует тринадцать действующих синагог. NIK был основан в 1814 году, и на пике своего расцвета в 1877 году, объединял 176 еврейских общин. Перед второй мировой войной это количество сократилось до 139 и на сегодня составляет 36 общин. Кроме регулирования 36 общин, NIK также несет ответственность за более чем 200 еврейских кладбищ на всей территории Нидерландов (от общего числа еврейских кладбищ 250).

Члены небольшой общины португальских евреев (PIK) — португальско-израильское религиозное сообщество — сефарды, в её состав входят около 270 семей, и с главным центром в Амстердаме. Эта община была основана в 1870 году. На протяжении истории сефардские евреи в Нидерландах, в отличие от своих собратьев по религии ашкеназов, находились в основном в общинах Амстердама, Гааги, Роттердама, Наардена и Мидделбурга. Только одна община — в Амстердаме пережила Холокост и по-прежнему активна.

Хабад также активно работает в Нидерландах. Из трех еврейских школ в Амстердаме — все расположены в районе Баутенфелдерт (Рош-Пина, Маймонида и Хэйдер), школа Хэйдер связана с направлением ультрарелигиозных евреев харедим. Хабад имеет одиннадцать раввинов, в Алмере, Амерсфорте, Амстелфейне, Амстердаме, Харлеме, Маастрихте, Роттердаме, Гааге и Утрехте. Руководителями синагог в Нидерландах являются раввин Йицхак Форст и Биньомин Якобс. Последний также является главным раввином межпровинциального опперраббината (голландская организация раввинов) и вице-президентом Хейдера. Хабад обслуживает около 2500 евреев в провинции Холланд, а также неизвестное число в остальной части Нидерландов. В Амстердаме действует «русская синагога», прихожанами которой являются в основном выходцы из стран бывшего СССР [9]

Реформистский иудаизм

Несмотря на то, что количество евреев в Нидерландах уменьшается, в последние десятилетия по всей стране наблюдается рост либеральных еврейских общин. Религиозное течение, привнесённое в начале 1930-х годов немецко-еврейскими беженцами, в настоящее время объединяет около 3500 евреев Нидерландов, являющихся прихожанами одной из нескольких либеральных синагог по всей стране. Либеральные синагоги находятся в Амстердаме (основана в 1931 году; 725 семей — около 1700 членов), Роттердаме (1968), Гааге (1959; 324 семей), Тилбурге (1981), Утрехте (1993), Арнеме (1965; 70 семей) , Энсхеде (1972), Алмере (2003) и Херенвейне (2000; около 30 человек), общиной руководят шесть раввинов. Союз либерально-религиозных евреев в Нидерландах (Verbond voor Liberaal-Religieuze Joden in Nederland (LJG)), в котором состоят все вышеупомянутые общины, связан с всемирным союзом прогрессивного иудаизма. 29 октября 2006 года LJG изменила свое название на Nederlands Verbond voor Progressief Jodendom (NVPJ) (голландский союз прогрессивного иудаизма). В NVPJ шесть раввинов: Рубен Бар-Эфраим, Менно тен Бринк, Сонни Герман, Давид Лилиенталь, Авраам Сутэндорп и Эдвард ван Фоолен.

В Амстердаме в настоящее время строится новая либеральная синагога, в 300 метрах от нынешней. Это необходимо, поскольку здание стало слишком мало для растущего количества членов общины. Либеральная синагога в Амстердаме получает примерно 30 телефонных звонков в месяц от людей, желающих перейти в иудаизм. Количество людей, в действительности переходящих в веру гораздо меньше. Число перешедших в либеральный иудаизм составляет 200—400 человек, в соотношении с 3500 членами существующей общины.

В Амстердаме также находится Beit Ha’Chidush — прогрессивная религиозная община, основанная в 1995 году как светскими, так и религиозными евреями, посчитавшими, что пришло время для более открытого, разнообразного и обновлённого иудаизма. Община принимает в свои члены людей с самым разным багажем, в том числе гомосексуалистов и «евреев на половину» (тех, у кого еврей-отец; первая еврейская община в Нидерландах которая допустила это). Организация Beit Ha’Chidush связана с реконструктивистским течением в иудаизме и организацией «Еврейское Обновление» в Соединенных Штатах, а также общиной либерального иудаизма в Соединенном Королевстве. Раввин общины — уроженка германии Элиза Клафек, стала первой женщиной-раввином Нидерландов. Община использует синагогу Ауленбургер в самом центре Амстердама.

Klal Israel является независимым еврейским сообществом, основано в конце 2005 года. Берёт свои корни из прогрессивного иудаизма. Община проводит службы в двух синагогах: раз в две недели в Делфте, и один раз в месяц в Ассене.

Консервативный иудаизм

Течение иудаизма Масортим появилось в Нидерландах в 2004 году, с образованием общины в городе Алмере . В 2005 г. в Masorti Nederland (Масортим Нидерланды) состояло около 75 человек, в основном проживающих в Almere. Члены общины так же присутствуют в Веспе, Утрехте, Амстердаме и Лейдене.

Еврейская музыка и искусство

Файл:Amsterdam Klezmer Band Job Chajes.jpg
Основатель Amsterdam Klezmer Band, саксофонист и певец на идиш, Йоб Хайес
  • Amsterdam Klezmer Band [10] (нид.)

Образование и молодёжные организации

Еврейские школы

В Нидерландах работают три еврейские школы, которые расположены в Амстердаме. Они относятся к нидерландско-израильскому религиозному сообществу (NIK). Рош Пина — это крупнейшая еврейская школа в Нидерландах для детей в возрасте от 4 до 12 лет. Классы в школе смешанные (мальчики и девочки вместе), в 2007 г. в ней обучалось 285 детей [9]. Maimonides является второй по величине еврейской средней школой, в 2005 году там было примерно 160 учеников. Основана она была именно как еврейская школа, но несмотря на её принадлежность к NIK, в ней используют светскую учебную программу [10]. В школе Cheider учатся около 200 еврейских детей всех возрастов и это единственная из трех школ, которая полностью придерживается ортодоксальных еврейских традиций (харедим). Девочки и мальчики учатся в отдельных классах. [11].

Еврейские молодёжные организации

В Нидерландах есть несколько еврейских организаций, концентрирующихся на еврейской молодёжи:

  • Bne Akiwa Holland (Bnei Akiva), Сионистская молодёжная религиозная организация
  • CIJO, the youth organisation of CIDI (Centrum Informatie en Documentatie Israël), Политическая еврейская молодёжная организация.
  • Gan Israel Holland, Голландский филиал молодёжной организации Хабада.
  • Haboniem-Dror, социалистическое сионистское молодёжное движение.
  • Ijar, организация еврейских студентов
  • Moos, независимая еврейская молодёжная организация
  • Netzer Holland, Сионистская молодёжная организация при боддержке NVPJ
  • NextStep, еврейская молодёжная организация при Een Ander Joods Geluid

Здравоохранение

В Нидерландах находятся два еврейских дома престарелых, которые работают в соответствии с еврейскими законами, в частности, там предусмотрено кошерное питание, имееются синагоги. Один из них Бейт Шалом расположен в Амстердаме. В нём в данный момент живут около 350 евреев преклонного возраста [12]. Второй (Mr L.E. Visserhuis) расположен в Гааге, где проживают около 50 евреев [13].

В больнице Амстельланд в Амстельфейне есть еврейское отделение, которое было основано после слияния больницы Tulp Hospital и Central Israelite Patient Care в 1978 году. Это единственное лечебное учреждение в Западной Европе, где уход и лечение пациентов проходит в соответствии с еврейскими законами. Пациентам предоставляется исключительно кошерное питание.

Sinai Centrum (Центр Синай) является еврейской психиатрической больницей, которая имеет филиалы в трех городах — Амстердаме, Амерсфорте (основное здание) и Амстелвейне. Основное внимание здесь уделяется психическому здоровью, а также уходу за людьми с нарушениями интеллекта[14]. В настоящее время это единственная еврейская психиатрическая больница в Европе. Изначально услуги в основном предоставлялись еврейскому населению пережившему Холокост и людям страдающим психическими расстройствами как последствиями пережитого во время Второй мировой войны. В настоящее время Центр также оказывает помощь жертвам войн и геноцида нееврейского происхождения.

Еврейские СМИ

  • Еврейские теле и радиопередачи в Нидерландах производятся компанией NIKMedia. Частью NIKMedia является телекомпания Joodse Omroep, транслирующая документальные фильмы, рассказы и интервью на различные темы еврейской жизни каждое воскресенье и понедельник на телеканале Недерланд 2. (за исключением периода с конца мая по начало сентября). NIKMedia также подготавливает интервью и музыкальные программы для радиоканала Radio 5.
  • Еженедельная газета Nieuw Israëlitisch Weekblad является старейшей из выходящих на сегодняшний день (еврейских) еженедельников в Нидерландах, количество подписчиков около 6000. Она является важным источником информации для многих голландских евреев, с упором на еврейские темы как на национальном, так и на международном уровне.
  • NVPJ издаёт свой собственный журнал Levend Joods Geloof (живая еврейсквая вера), рассчитанный на более либеральную еврейскую аудиторию[17]. Журнал выходит шесть раз в году; на эту же группу читателей рассчитан журнал под названием Chidushim, организации Бейт Хa'Хидуш.[18]
  • Существует несколько еврейских вебсайтов, публикующих на своих страницах новости для евреев в Нидерландах. Наиболее известным на сегодня является вебсайт Joods.nl, с информацией как о еврейских общинах Нидерландов, так и об Израиле, еврейской культуре и молодёжи.

Амстердам

Основная статья: Еврейский Амстердам

Еврейская община Амстердамa сегодня насчитывает около 15 000 человек. Большое количество евреев живут в районах Баутенфелдерт, Ауд-Зауд и Ривиренбюрт. Баутенфелдерт считается хорошим районом из-за низкой преступности, и тихого окружения.

Особенно много евреев живёт в районе Баутенфелдерт. В этом районе есть несколько кошерных ресторанов, две пекарни, израильские магазины, пиццерия и кошерные отделы в обычных супермаркетах. В этом районе расположены также еврейский дом престарелых, ортодоксальная синагога и три еврейские школы.

Культурные особенности

Уникальным для Нидерландов является факт сосуществования ашкеназских и сефардских общин в непосредственной близости друг от друга. Имея разные культурные традиции, общины в основном были отделены друг от друга, но в результате их географического соседства появились межкультурные влияния, не возникавшие в других местах. Примечательно и то, что когда небольшие группы евреев только начинали создавать общины, они были вынуждены пользоваться услугами раввинов и других участников службы (левиты, коэны) из обеих культур, в зависимости от того, кто был доступен на данный момент.

Близкое соседство двух культур неизбежно привело к большему количеству смешанных браков, чем было известно в других странах, и, вследствие этого, многие евреи голландского происхождения носят фамилии, которые, кажется, опровергают их принадлежность к своей общине. Особенно необычно, что все голландские евреи на протяжении веков называли детей в честь бабушек или дедушек, что считается исключительно сефардской традицией. (Ашкеназы в других странах традиционно избегали называть ребёнка именем живущих родственников.)

В 1812 году, когда Нидерланды находились под правлением Наполеона, все жители Нидерландов, включая евреев, были обязаны регистрировать свои фамилии в гражданских органах власти. Только сефарды строго следовали этому предписанию. В результате этой регистрации и других существующих записей стало ясно, что так как ашкеназы избегали гражданскую регистрацию, многие из них на протяжении сотен лет пользовались неофициальной системой фамилий.

Так же, во время правления Наполеона в 1809 году был принят закон, обязывающий голландские еврейские школы вести преподавание на голландском и иврите. Это привело к исключению других языков и, как следствие, идиш — разговорный язык ашкеназских евреев и португальский язык — бывший язык сефардов, практически вышли из обращения в среде голландских евреев. Некоторые слова на идише вошли в голландский язык, особенно в Амстердаме (который также называют Мокум, от ивритского слова маком: город, место) где исторически большая еврейская община оказала значительное влияние на местный диалект. Есть несколько других слов на иврите, употребляемых в местном диалекте, в том числе: «мазаль» — слово на иврите, означающее счастье и удача; «Тоф» (на иврите — тов), означающее «хорошо» (как и в מזל טוב — мазаль тов), а «хоохэм» (на иврите — хахам: мудрый, хитрый, остроумный, умный), где голландское «g» произносится аналогично восьмой букве еврейского алфавита, гортанной Хэт.

Влияние экономики на жизнь евреев

Евреи играли важную роль в развитии голландских колоний, а также в международной торговле. Многие евреи живущие в бывших Голландских колониях являются выходцами из Голландии. Тем не менее, Голландия стала уступать контроль над торговыми путями более сильным колониальным державам и в XVIII веке экономика пошла на спад. Многие ашкеназские евреи жившие в сельских районах перестали иметь средства к существованию и в поисках работы переселялись в города. Это вызвало крах большого количества маленьких еврейских общин. Целые общины перебирались в города, где количество евреев значительно увеличилось. В 1700 г. еврейское население Амстердама составляло 6 200 человек (примерно поровну ашкеназов и сефардов). К 1795 г. эта цифра составила 20 335, причем подавляющее большинство из них были бедными ашкеназами. Часто им приходилось жить в специальных еврейских кварталах, многие из которых были перенаселены. К середине девятнадцатого века усиливается миграция в другие страны, где еврейская эмансипация создавала для них больше возможностей. см. Chuts).

Персоналии

Примечания

  1. [1]
  2. информация взята с 2001 DEMOS report. Проверено 18 июля 2007 (нид.)
  3. DEMOS March 2001. Проверено 18 июля 2007 (нид.)
  4. Ашкеназские евреи Амстердама. Edward van Voolen. Проверено 21 июля 2007(англ.)
  5. Kleijwegt, Margalith (2007-07-14). Trots en schaamte (Гордость и стыд). Vrij Nederland(нид.)
  6. Демографический обзор — евреи в Нидерландах. Demos. Проверено 8 декабря 2006 (нид.)
  7. Евреи по отцу в поисках самоидентификации. IB Magazine. Проверено 7 июня 2007 (нид.)
  8. Религиозные здания исчезают. Telegraaf, 17 января 2008. Проверено 17 января 2008 (нид.)
  9. Совет совместного контроля Рош Пина. Проверено 13 Мая 2007 г. (нид.)
  10. Страница еврейской средней школы Maimonides . Проверено 13 Мая 2007 г. (нид.)
  11. Страница школы Cheider. Проверено 13 Мая 2007 г. (нид.)
  12. Еврейский дом престарелых Бейт Шалом. Проверено 15 мая 2007 г (нид.)
  13. Еврейский дом престарелых Mr. L.E. Visserhuis. Проверено 15 мая 2007 г (нид.)
  14. Центр Синай Проверено 12 июля2007 г(нид.)
  15. Joods Journaal. Проверено 20 июля 2007(нид.)
  16. Hakehillot Magazine. Проверено 12 июля 2007 (нид.)
  17. Levend Joods Geloof. Проверено 12 июля 2007 (нид.)
  18. Chidushim Magazine. Проверено 12 июля 2007 (нид.)

См. также

Ссылки

cs:Židé v Nizozemskunl:Geschiedenis van de Joden in NederlandУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках