Вавилонский Талмуд
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
20/12/2010 | |
ТАЛМУ́Д (תָלְמוּד, `учение`), свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару в их единстве. Талмуд — уникальное произведение, включающее запись дискуссий амораев, мудрецов Израиля периода, последовавшего за завершением редактирования Мишны (начало 3 века), как тех, кто проживал в Вавилонии, так и тех, кто проживал в Земле Израиля. Талмуд построен в основном как толкование высказываний прежних поколений мудрецов: Мишны и барайт.
Вавилонский Талмуд называется также Гмара (арамейск. «учеба», «лемигмар» – «учить»). Некоторые исследователи считают, что это слово заменило название «талмуд», чтобы ввести в заблуждение христианских цензоров. Слово "талмуд" означает "учеба", "изучение" и "толкование".
Творческая деятельность амораев развивалась в иешивах Эрец-Исраэль и Вавилонии самостоятельным образом, что, однако, не исключало обмена мнениями и постановлениями. Следствием этого процесса явилось создание двух Талмудов — Талмуда Бавли (Вавилонского Талмуда) и Талмуда Иерушалми (Иерусалимского Талмуда).
Вавилонский Талмуд создавался вавилонскими амораями в 3–7 вв., он включил значительную часть учения законоучителей Эрец-Исраэль. Вавилонский Талмуд включает высказывания амораев, мудрецов Вавилонии и мудрецов Израиля от периода окончания редакции Мишны (3 в. н.э. и до конца 5 века н.э.). Кроме этого, в него входят отрывки – добавления редакторов, связывающие и проясняющие текст, написанные в немного более позднюю эпоху вавилонскими редакторами, учениками Равины и рава Аши (Аси), савораями. Помимо Мишны Талмуд приводит также другие высказывания таннаев, не вошедшие в Мишну, брайты (или барайты), часть из которых приводится также в мидрашах таннаев: Мехилта, Сифра и Сифри, в Тосефте и в других местах.
Вавилонский Талмуд очень объемен. Традиционное издание Вавилонского Талмуда, с собранием толкований и различных постановлений законоучителей составляет 20 томов, в виленском издании Вавилонского Талмуда насчитывается 2, 711 страниц.
Иерусалимский Талмуд — произведение амораев Эрец-Исраэль, созданное в период между началом 3 в. и концом 4 в. в иешивах Тверии, Кесарии и Циппори. Первоначальное его название, сохранившееся в трудах гаонов, — Талмуд Эрец-Исраэль. По-видимому, в более позднее время возникло название Иерусалимский Талмуд, связывающее сочинение законоучителей Эрец-Исраэль с именем священного города.
Исторический фон создания Талмудов
Содержание Вавилонского Талмуда
Вавилонский Талмуд построен как объяснение и расширение шести трактатов Мишны (ШАС). В его языке сочетаются иврит и восточный диалект арамейского. Талмудического комментария нет на разделы Мишны «Зраим» и «Тагорот» за исключением Трактата Брахот (из раздела «Зраим» и трактата Нида из раздела «Тагорот»). По мнению Раши амораи в Вавилонии не занимались последовательно галахот этих разделов, поскольку они, в основном, были связаны с землей Израиля.
Содержание трактатов Иерусалимского Талмуда
Малые трактаты
Вавилонский Талмуд и Иерусалимский Талмуд: сравнительная характеристика
Талмуд и Мишна
Структура текста Талмуда
Агада в Талмуде
Формирование и редакция Талмуда
Окончательная (устная) редакция вавилонского Талмуда была произведена в конце 5 века равом Аши (Аси), и после него в бейт мидраше последнего представителя рода Равина. Однако даже после его окончательного редактирования, савораи производили некоторые редакторские изменения (в основном изменения, касающиеся стиля и разъяснения и подведение итога - вывод, только малая их часть представляют собой в самом деле существенные дополнения).
Запись Вавилонского Талмуда была произведена в более позднюю эпоху, когда гаонам Вавилонии потребовалось пересылать его в такие отдаленные страны, как Испания и Северная Африка.
Савораи
Версии и рукописи Талмуда
Канонизация и распространение Талмуда
Издания Талмуда
Комментирование Талмуда
Авторитетность Вавилонского Талмуда
После завершения редактирования Вавилонский Талмуд стал главным предметом изучения во всей еврейской диаспоре. Только немногие занимались изучением другого произведения амораев- Иерусалимского талмуда. Исследователи объясняют это тем, что савораи подвергли Вавилонский талмуд основательному редактированию и сделали его удобным для изучения, а также тем большим влиянием, который оказывали на еврейский народ гаоны Вавилонии, стремившиеся сделать Вавилонский талмуд книгой, пользующейся исключительным авторитетом в области галахи.
Содержание Вавилонского талмуда является галахически обязательным для всей еврейской диаспоры.
Со времени завершения редактирования Талмуда и до эпохи Просвящения литературное творчество народа Израиля в основном, напрямую или опосредовано было сосредоточено вокруг комментирования Талмуда (как например через литературу респонсов, аггаду и т.п.).
Преподавание и изучение Талмуда
В течении многих поколений Вавилонский Талмуд составлял главный предмет изучения в большинстве ешив. Талмуд представляет собой плодородную почву для развития как теоретических возможностей галахи, таких как пилпул (метод доказательства в талмуде) так и псика – конкретного вынесения галахических решений.
Сегодня Вавилонский Талмуд представляет собой главный предмет учебы в большинстве религиозных учебных заведений, в мире ешив. Однако в колелях часто больше сосредоточены на изучении собственно галахических сочинений.
Антиталмудическая полемика
Ссылки
Статья «Талмуд» в Электронной еврейской энциклопедии