История еврейского народа в Новейшее время (XIX—XX вв.)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Статья-полуфабрикат:
На настоящий момент эта статья является полуфабрикатом для дальнейшей работы. Вы можете помочь проекту, превратив еe в нормальную полноценную статью |
Содержание |
Новейшее время (XIX—XX вв.)
- Проникновение евреев во все сферы общественной и культурной жизни и, как следствие, активизация антисемитских движений. Зарождение еврейского национального движения и начало строительства «национального очага» в Земле Израиля. Катастрофа европейского еврейства (Холокост).
Формирование национальных идеологий в Европе привело к замедлению процесса интеграции евреев в окружающем обществе. Как реакция на их деятельность и активное присутствие в разных сферах жизни национальных государств, получили распространения антисемитские концепции. Вместе с тем, под влиянием общего национального пробуждения народов Европы возникло сионистское движение, положившее начало созиданию еврейского «национального очага» в Палестине. Рост антисемитизма на рубеже XIX—XX веков привел к размаху сионистского движения, особенно среди ассимилированного еврейства.
В Западной Европе
Эмансипация евреев в Западной Европе началась с Великой французской революции. В 1791 г. евреи Франции получили общие гражданские права. В Германии равноправие евреев было обещано в разных странах в годы национально-освободительного подъема 1812—1814 гг. В 1858 г. евреи допущены в английский парламент. Фактически постепенное уравнение в правах немецких евреев завершилось в 1848—1862 гг. Германской конституцией 1871 г. признано равноправие евреев.
На начало XX в. везде в Западной Европе евреи пользовались всеми гражданскими и политическими правами.
Наряду с уравнением в гражданских правах в Западной Европе евреи с конца XVIII в. приобщаются к европейскому просвещению и, начиная с Мозеса Мендельсона, выдвигают ряд деятелей, учёных и литераторов, работающих как в среде еврейской массы в целях её просвещения, так и на общеполитической и литературной почве (Ласкер, Лассаль, Маркс, Кремье, Биконсфильд, Берне, Гейне и др.).
В то же время евреи нередко теряли привилегию на свои особенные религиозно-общественные законы. Вырабатывая ответ на новую ситуацию, эмансипированные евреи в странах Европы пришли к разным формам существования религиозной традиции, вплоть до индифферентного отношения к ней. Так возникли консервативный и реформистский иудаизм и началась ассимиляция евреев среди других народов в рамках их национальных государств.
В Восточной Европе
Особое значение в этот период приобретает еврейский центр в Восточной Европе. Сформировавшаяся ещё в Средние века самобытная культура восточноевропейского еврейства становится основой наиболее значимых социально-культурных явлений в еврейском обществе Нового времени в целом. Идеологии и движения, возникшие в Восточной Европе, экспортируются в другие общины мира благодаря массовой миграции евреев из этого региона на Запад и в Палестину, начавшейся в конце XIX века.
В Румынии постановление Берлинского конгресса 1878 о предоставлении равноправия евреев не было приведено в исполнение.
В России
Во внутренней жизни русских евреев в течение XIX в. произошли значительные перемены. С начала 1860-х гг. значительно усиливалось стремление евреев к общеевропейскому образованию, чему благоприятствовала освободительная, в отношении евреев, политика правительства 1860-70-х гг. Появился класс еврейской интеллигенции, принимавшей деятельное участие в русской литературе общественной жизни и свободных профессиях. Политическая реакция 1881 ознаменовалась в отношении евреев рядом еврейских погромов в южных губерниях и изданием новых ограничительных законов 1882 и 1891 г. Репрессии против евреев крайне вредно отразились на их экономическом положении и содействовали чрезвычайному развитию пауперизма и эмиграционного движения.
В Америке
В Америку в течение XIX в. переселилось более 1 миллиона евреев.
В Азии
В Африке
В Австралии и Океании
В Стране Израиля
Катастрофа европейского еврейства (Холокост)
Период после Второй мировой войны
Вскоре после окончания Второй мировой войны завоевало независимость Государство Израиль. Несмотря на враждебность всех соседних стран и коммунистического блока, вылившуюся в целую серию войн, оно успешно развивается и принимает алию - миллионы репатриантов из всего мира.
В других странах еврейские общины были активными участниками общей истории.
В странах Запада евреи в общем имеют статус, равный со всеми прочими гражданами и на равных участвуют в общественной жизни.
В арабских и мусульманских странах конфликт с Израилем вызвал волну насилия против евреев, приведшую к почти полной их эмиграции в Израиль и на Запад. Остатки еврейских общин в этих странах постепенно исчезают.
В странах коммунистического блока евреи оказались заложниками коммунистической политики государственного антисемитизма, наложившегося на традиционный антисемитизм. После краха коммунизма большая часть евреев этих стран уехали в Израиль и на Запад.
В последнее время во всём мире усиливается антисемитизм. Наряду с возрождением старых антисемитских движений появляются новые, связанные с массовой иммиграцией в страны Запада из мусульманских стран.
Следует ожидать, что в ближайшие десятилетия многие евреи из разных стран приедут в Израиль и (меньше) в США и Канаду.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.