Такканот (постановления галахических авторитетов)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Такканот (תַּקָּנוֹת, ед. число תַּקָּנָה, таккана), постановление галахических авторитетов (см. Галаха) или другого правомочного органа (см. ниже такканот hа-кахал), обладающие законной силой и служащие одной из основ права еврейского.
Содержание |
Закон, опирающийся на такканот
Закон, опирающийся на такканот, представляет собой легально обоснованное нововведение в универсальную галахическую систему, в то время как закон, проистекающий из Мидраша, выявляет скрытое содержание существующего закона.
Это различие между двумя источниками закона закреплено терминологически: закон, выведенный путем библейской экзегезы, по большей части принадлежит к категории законов, называемых ми-де-орайта, в то время как законы, проистекающие из такканот, всегда относятся к категории, называемой ми-де-раббанан.
Право издания такканот
Основополагающий письменный Закон — Тора — наделяет галахистов правом издавать такканот, подобно тому как в других юридических системах определенные органы наделяются правом выступать в качестве законодателей (например, кабинет министров наделяется правом издания постановлений или муниципалитет — правом издания вспомогательных городских законов).
Право галахистов издавать такканот усматривается во Второзаконии: «По закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе» (17:11) или: «Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, дедов твоих, и они скажут тебе» (32:7).
Законодательная деятельность
Законодательная деятельность галахических ученых называется такканот, иногда — гзера.
Последний термин, как правило, относится к постановлениям, преследующим цель предотвратить правонарушения, то есть к постановлениям запретительного характера, требующим воздержания от совершения определенного поступка, в то время как термин такканот обычно определяет постановления позитивного характера, требующие совершения определенных поступков.
Однако это терминологическое различие не проводится строго. Относительно такканот действует правило: «Не следует предписывать ограничения (гзерот), которые невыполнимы для большинства общины» (БК. 79б)
Основные цели галахического законодательства
Галахическое законодательство преследует две основные цели. Во-первых, оно призвано заполнить юридические пробелы, возникающие в результате изменения условий жизни, и дать ответ на проблемы, которым нет решения в существующей Галахе; в этом случае такканот служат дополнением к ней. Во-вторых, галахическое законодательство стремится к усовершенствованию и обогащению Галахи в соответствии с возникающими потребностями; в этих случаях нельзя сказать, что существующий закон не дает ответа на проблему, однако, когда в сложившихся обстоятельствах применение существующего закона порождает сложности общественного, экономического или нравственного порядка, такканот служат средством упрощения юридических решений. Некоторые области Галахи целиком основаны на такканот, в то время как в других ее областях роль такканот широко варьируется. Введение такканот в первую очередь зависит от того, могут ли насущные проблемы быть решены при помощи метода интерпретации (объяснения); лишь тогда, когда проблема не может быть разрешена путем интерпретации существующей Галахи, законоучители прибегают к нововведениям, которые представляют собой такканот.
Вопрос, не являются ли такканот добавлением к законам Торы, широко обсуждался галахистами. На этот вопрос были даны два основных ответа. Шломо Адрет полагал, что запрет вводить новые или исключать существующие законы Торы относится лишь к тем раввинам, которые не имеют на это соответствующих полномочий, однако не относится к галахическим авторитетам, которые имеют право интерпретировать и развивать Галаху, что вытекает из Торы (Втор. 17:8–11). Другой ответ был дан Маймонидом (Майм. Яд., Мамрим 2:9), который полагал, что библейский запрет добавлять или отменять закон Торы относится ко всем галахистам, которые, следовательно, обладают правом вводить и отменять законы лишь в сфере соподчиненного законодательства, в которой, в отличие от вечных законов Торы, юридические постановления носят преходящий характер («временные меры» — хораат шаа, лефи шаа); галахистам таким образом возбраняется устанавливать неизменные постановления. Введенное Маймонидом различение имеет чисто теоретический характер.
Основополагающий принцип законодательной деятельности как в области Галахи, так и в издании такканот состоит в том, что Тора была передана в руки галахических авторитетов, которые таким образом наделялись исключительным правом в сфере законодательства. Амораи установили ряд правил и руководств, которые определили сферу и юридическую силу законодательной деятельности галахических ученых.
Шев ве-ал таасе (воздержание от исполнения мицвы). Бет-дин имеет право посредством такканот отменить выполнение определенного позитивного предписания Торы. Наиболее известное постановление такого рода — отмена трубления в шофар в Рош hа-Шана, выпадающий на субботу.
Хефкер бет-дин — хефкер. Согласно этому правилу, в вопросах гражданского права галахисты могут вводить даже такие такканот, которые содержат в себе отмену законов Торы (кум ве-асе). Этот принцип лежит в основе многочисленных такканот в различных областях гражданского права (собственность, завещания, наследование и т. п.), которые позволяют решать имущественные вопросы не в пользу тех лиц, права которых специально оговорены в Торе. Так, на основании этого правила галахисты постановили, что имущество женщины, состоящей в браке согласно законам ми-де-раббанан (см. выше), но не в соответствии со строгим законом, тем не менее наследуется ее мужем, а не ее родителями или членами ее клана, как предписано библейским законом.
Кум ве-асе. В уголовном праве галахические авторитеты вправе издавать такканот, даже если такие постановления связаны с отменой законов Торы, в случаях, когда такие решения диктуются условиями времени, то есть, по словам вавилонских амораев, когда необходимо действовать с целью защиты Торы. В силу этого правила считалось позволительным приговаривать к телесным наказаниям и даже к смертной казни, когда социальные и нравственные обстоятельства требовали этого, вопреки тому, что Тора возбраняет бичевание и тем более смертную казнь в случаях, когда эти наказания не предписаны библейским законом.
Экстраординарные меры для возвращения народа к вере допускают постановления, которые связаны с отменой законов Торы в соответствии с принципом кум ве-асе. Правомочность таких постановлений выводится из библейского повествования о жертвоприношении пророка Илии на горе Кармел — вопреки запрету жертвоприношений где бы то ни было, за исключением Иерусалимского храма — с целью отвратить людей от служения Ваалу (см. Ваала культ) и вернуть их к почитанию Бога Израиля (I Ц. 18:19–28). Юридическая правомочность такканот такого рода суммирована Маймонидом (Майм. Яд., Мамрим 2:4) следующим образом: «И если члены бет-дина сочли подобающим временно отменить позитивное предписание или нарушить запрет с тем, чтобы вернуть людей к служению Богу или спасти многих из народа Израиля от преткновения в других делах, они поступают согласно потребности, возникшей в данное время. Как врач лечит руку или ногу больного с тем, чтобы вылечить его всего, так иногда бет-дин распоряжается временно преступить некоторые из предписаний, чтобы все предписания были бы выполнены, как это постановили законоучители прежних времен (Иома 85а): «Оскверни из-за него одну субботу, дабы многие субботы были соблюдены».
Постановления, для которых «есть причина и оправдание» (в сфере ритуальных повелений и запретов), — это постановления, не подпадающие ни под одно из вышеперечисленных правил и которые, согласно объяснениям галахических авторитетов, основываются на особых принципах социального характера. Классический пример такканот такого рода — постановления относительно женщины-агуны, имевшие большое общественное и гуманистическое значение. Так, в случае, когда муж женщины пропал, невозможно его отыскать и потому нет достаточных свидетельств его смерти, необходимых по закону Торы для разрешения вступления женщины в новый брак, галахические ученые издали ряд такканот, которые позволяют преодолеть это препятствие. Амораи стремились найти юридическое оправдание таких такканот. Так, в частности, постановления относительно агунот оправдываются тем, что, во-первых, предполагается, что женщина сама должна быть уверена в смерти мужа перед тем, как вновь выйти замуж, и, во-вторых, что люди не будут лгать относительно обстоятельств, истинное положение которых непременно откроется.
Мишна устанавливает, что «один бет-дин не может отменить постановления другого, если только не превосходит его в учености и в числе судей» (Эд. 1:5). Тем не менее, один бет-дин может отменить такканот, вынесенные другим, даже не обладая указанными преимуществами перед первым. Это возможно, когда, во-первых, суд, установивший данную таккану, прямо оговорил, что она может быть отменена любым судом, который пожелает сделать это; во-вторых, когда обнаруживается, что таккана, которая, как предполагалось, получит распространение среди всех евреев, на самом деле действует среди меньшинства; в-третьих, когда первоначальное основание постановления теряет свою силу. Правило, согласно которому один бет-дин не вправе отменять постановления другого, сообщило устойчивость и постоянную юридическую силу законодательным постановлениям ученых авторитетов и превратило такканот в неотъемлемую часть еврейского правового кодекса.
Талмуд относит различные такканот к древнейшим временам, приписывая их введение патриархам, Моисею, Самуилу, Давиду, некоторым пророкам и т. п. Одна из основных задач Кнесет hа-гдола (см. Великий собор) состояла в законодательной деятельности. Талмуд приписывает членам Кнесет hа-гдола многочисленные такканот в разных сферах Галахи (Бр. 33а; ББ. 15а; Иев. 2:4, 21а); многие такканот считаются нововведениями Эзры. Такканот, введенные Синедрионом в период Второго храма, и наси и бет-дином после разрушения Храма, сыграли важнейшую роль в формировании методов галахического законодательства. В середине 2 в. Синедрион, заседавший тогда в Уше, принял ряд такканот, известных как «такканот Уша», преимущественно касавшихся семейного права (взаимные обязанности мужа и жены, родителей и детей: ТИ., Кт. 49б, е; БК. 88б; ББ. 139б), что объясняется определенной дезинтеграцией семейной жизни в годы гонений императора Адриана. Ряд такканот датируется концом периода таннаев и приписывается отдельным законоучителям — Иосе бен Халафте, Иехуде hа-Наси и другим, однако подавляющее большинство такканот более ранних и этого периодов анонимны, что затрудняет изучение истории становления еврейского права.
Амораи установили правила, касающиеся введения такканот (см. выше), и были авторами многочисленных постановлений во всех областях Галахи. Амораи интерпретировали предписание: «И делай справедливое и доброе перед очами Господа...» (Втор. 6:18) — как руководство законодательной практики, установив необходимость иногда дополнять «заповеди Господа Бога и уставы Его» (Втор. 6:17) путем введения постановлений, отвечающих требованиям социальной и экономической справедливости.
В эпоху гаонов в жизни евреев Вавилонии произошли значительные общественные и экономические изменения: мусульманские власти ввели большие налоги на землю, которой владели евреи, и нередко даже экспроприировали еврейскую земельную собственность; вследствие этого евреи постепенно оставили земледелие и занялись ремеслами и торговлей. Переход к новым занятиям вызвал к жизни многочисленные правовые проблемы, на которые Галаха не имела ответа. В тех случаях, когда юридическое решение не могло быть введено путем интерпретации существующих hалахот, гаоны прибегали к введению такканот. С упадком вавилонского гаоната и развитием независимых от Вавилонии центров еврейской жизни в Северной Африке и в Испании, позднее в Германии, Франции, а затем в Италии, Турции, на Балканах, в Польше, Литве и т. д. такканот, вводимые местными галахическими авторитетами, отражали специфические условия еврейской жизни в том или ином еврейском центре и действовали преимущественно в рамках данной общины. Классическим примером этого служат запрет полигамии, запрет посланцу читать переданное с ним письмо, запрет напоминать прошедшему насильственное обращение в другую веру об этом факте и т. п.
Начиная с 11 в. в еврейском праве начинают различаться две основные юридические формы законодательства — законодательство, основанное на галахическом авторитете, то есть законы, устанавливаемые судами или раввинами, и законы, вводимые общиной, — такканот hа-кахал (см. ниже). Зачастую между двумя законодателями — учеными и общинами — существовала тесная кооперация, и многие такканот были введены ими совместно.
Среди наиболее ранних такканот, введенных во вновь возникших еврейских центрах, — постановления конца 10 в. – начала 11 в. рабби Гершома бен Иехуды Меор hа-Гола, жившего в Германии. Его многочисленные такканот оставили глубокий отпечаток, особенно в области семейного права. Таковы, в первую очередь, его предписания, запрещающие полигамию (взгляд на полигамию как нежелательное явление в еврейской семейной жизни обнаруживается уже в Талмуде; см. Моногамия и полигамия) и развод с женой против ее воли (в противоположность древней галахе; это постановление до сравнительно недавнего времени не было принято в ряде крупных еврейских центров на Востоке). Вскоре после смерти рабби Гершома был введен ряд такканот, приписываемых Раши. Позднее, в 12 в., на двух раввинских конференциях в Труа под председательством рабби Яакова бен Меира Тама были введены многочисленные такканот, касающиеся разных сфер еврейского права, — «такканот Шум» (Шум — аббревиатура от названий городов Шпеер, Вормс, Майнц), которые были приняты еврейскими общинами Германии и Франции, а позднее — Польши, Литвы и других стран Восточной Европы. Затем в Германии множество такканот было введено разными раввинскими конференциями (например, в Майнце в конце 14 в.) и отдельными раввинами (например, Меиром из Ротенбурга в 13 в., Яаковом Вейлем в 15 в. и другими). Разные такканот были приняты в начале 17 в. на большом собрании раввинов во Франкфурте-на-Майне, последнем съезде такого рода в Германии.
В 11–13 вв. выдающиеся ученые Испании были широко вовлечены в законодательное творчество. В отличие от ашкеназских земель (см. Ашкеназы), где такканот обычно принимались на широких межрегиональных съездах, в Испании — ввиду специфических социально-политических условий — такканот по большей части вводились отдельными галахистами или общинами. Многие такканот, введенные в Испании, также затрагивали общие вопросы (например, такканот Толедо и Молины, касающиеся вопросов семейного права). Многочисленные такканот были приняты на конференции представителей общин Арагона, которая состоялась около середины 14 в., по-видимому, в Барселоне. Сохранилось полное собрание такканот, принятых на съезде представителей кастильских общин в Вальядолиде в 1432 г. под эгидой придворного кастильского раввина Аврахама Бенвенисте; собрание этих такканот подразделено на пять разделов, причем около половины постановлений затрагивает общие юридические вопросы; сохранилось также собрание такканот испанских изгнанников в Фесе, изданных в период с конца 15 в. до конца 17 в. В Италии множество такканот были введены на конференциях представителей итальянского еврейства, состоявшихся в течение 15 в. (в Форли, Флоренции и других городах); такканот местного характера были введены также на Крите, Корфу и в других местах.
К концу 16 в. в Польше был создан Ваад четырех земель, который, среди прочего, на протяжении примерно 200 лет выступал в качестве высшего законодательного органа польского еврейства. С 17 в. центральным органом еврейской автономии в Литве стал Ваад hа-кехилот hа-ришонот би-мединат Лита. В то время как сохранилось лишь незначительное число такканот, принятых польским ваадом, до нас дошло полное собрание такканот, принятых литовским ваадом с 1723 г. по 1761 г. Наряду с польским и литовским ваадами и аналогичным органом в Моравии, действовавшим в 1650–1748 гг., большое число такканот было введено местными раввинскими судами и отдельными раввинами.
Распространение эмансипации и упразднение еврейской юридической автономии с конца 18 в. привело к резкому сокращению — вплоть до полного прекращения — издания такканот. Определенные изменения произошли с 1930-х гг., когда в Эрец-Исраэль возникли и развились национальные еврейские учреждения, в частности, Главный раввинат, созданный в 1921 г. Главный раввинат и действующий при нем Верховный раввинский апелляционный суд вскоре стали выступать с законодательной инициативой. Так, в 1943 г. были введены процессуальные такканот, цель которых состояла в упорядочении судебной процедуры в судах Эрец-Исраэль; в 1944–50 гг. был введен ряд такканот, касающихся вопросов брака, и т. д.
Такканот hа-кахал — законодательные постановления, вынесенные общиной или ее полномочными представителями, в отличие от введенных галахическими учеными авторитетами или раввинскими судами. Постановления такого рода обнаруживаются уже среди древних hалахот. Было установлено, что бней hа-ир (граждане города) правомочны издавать постановления, обязательные для всех еврейских жителей города, относительно цен на товары, весов и мер, платы работникам и штрафов за нарушение этих постановлений (Тос. БМ. 11:23; ББ. 8б). В тех же источниках говорится о правомочности профессиональных и других объединений в городе (например, ремесленных и торговых гильдий) издавать постановления, обязательные для членов этих объединений (Тос. БМ. 11:24–26). Пока существовал доминирующий еврейский центр — сначала в Эрец-Исраэль, а затем в Вавилонии, законодательные постановления локального характера были незначительны, однако развитие независимых центров еврейской жизни с конца 10 в. привело к значительному увеличению законодательства такого рода.
Наиболее ранними проявлениями негалахической законодательной правомочности были власть царя и вышеупомянутые права бней hа-ир, которые были приняты и обоснованы галахическими авторитетами, установившими, что большинство вправе обязывать индивидуума к соответствующему поведению во всех его делах. Однако законодательные права общества не распространялись на вопросы, связанные с ритуальными запретами и разрешениями, — в этой сфере община не обладала правом издания такканот, которые противоречат Галахе. Такканот hа-кахал преследовали те же цели, что и постановления галахических авторитетов или раввинских судов: дополнить существующую Галаху там, где она не дает ответа на возникающие проблемы, или санкционировать отступления от существующей Галахи, когда этого требуют изменившиеся обстоятельства жизни.
Галахические авторитеты наделили такканот hа-кахал полной юридической силой. Вместе с тем были приняты меры, которые должны были предотвратить возможность превращения таких такканот в самостоятельную правовую систему, параллельную Галахе. С этой целью галахические авторитеты требовали, чтобы принятию такканот hа-кахал предшествовало их одобрение «выдающейся личностью» (адам хашув) — ученым из этой общины или, по другому мнению, одним из ее лидеров (парнас; см. Кагал). Это требование далеко не всегда соблюдалось общинным руководством и нередко рассматривалось скорее как обычай, нежели как закон. Другим требованием было, чтобы такканот hа-кахал, даже если они отступают от принятой галахи, не отклонялись от общих принципов еврейского права — справедливости и равенства. Эти принципы служили общей основой Галахи и такканот hа-кахал и обеспечивали принципиальную возможность интеграции последних в еврейскую правовую систему. Дополнительной гарантией служил тот факт, что интерпретация этих такканот обычно осуществлялась галахическими авторитетами, которые истолковывали такие постановления по аналогии и в духе существующей Галахи и при помощи методов, принятых в еврейском праве. Общинные лидеры, со своей стороны, никогда не рассматривали свои такканот как способ уклонения от выполнения требований Галахи; напротив, в своей законодательной деятельности общинные руководители стремились сохранить и поддержать образ жизни, основанный на галахическом праве.
Респонсы 11 в. позволяют заключить, что в этот период такканот hа-кахал принимались большинством и были обязательными для оппозиционного меньшинства. В 12 в. рабби Яаков бен Меир Там (см. выше) считал, что большинство не обладает правом требовать от несогласного меньшинства подчинения такканот, и лишь после того, как меньшинство принимает такканот, может заставлять отдельных лиц выполнять постановление путем наложения на них штрафа или наказания. Эта точка зрения не была поддержана большинством ученых, которые полагали, что таккана, принятая большинством, обязывает также и меньшинство, потому что иначе никакое постановление не сможет быть проведено в жизнь. Галахисты стремились оградить меньшинство от возможного произвола большинства. С этой целью был выработан принцип, чтобы такканот hа-кахал относились в равной мере ко всем и не были бы направлены против интересов какой-либо отдельной группы и не имели бы обратной силы.
Такканот hа-кахал устанавливались делегированными представителями общины. Некоторые галахисты считали, что принятие постановлений должно осуществляться в присутствии всех членов общины, чтобы гарантировать согласие большинства ее членов. Однако большинство галахических авторитетов полагало, что поскольку представители общины, избираемые для попечения над всеми ее делами, представляют ее большинство, они могут издавать такканот в отсутствие членов общины.
Сохранились многочисленные такканот hа-кахал, служащие ценным источником изучения истории еврейского права и жизни еврейских общин в разных странах. С началом эмансипации и Хаскалы и связанной с этим дезинтеграцией традиционного общественного уклада и упадка авторитета Галахи такканот hа-кахал постепенно вышли из употребления.
Такканот сыграли важную историческую роль в жизни еврейства. Благодаря такканот еврейские общины получили возможность вводить обязывающие общественно-правовые нормы и тем самым обеспечивать единый общественный порядок в рамках региона или страны. Вместе с тем такканот были действенным инструментом приведения Галахи в соответствие с меняющимися экономическими, социальными и политическими условиями жизни.