История Страны Израиля
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | |||||||||||||
|
Древнейшая история
Первыми людьми на территории Земли Израиля были питекантропы, которые жили на берегу реки Иордан ещё 750 тыс. лет до н. э. и уже умели добывать огонь.[1]
Во времена среднего палеолита здесь жили неандертальцы, чьи останки найдены в пещерах горы Кармель.
Первые люди современного типа появились в этом регионе примерно 75 тысяч лет назад и некоторое время делили территории с неандертальцами.[2] Приблизительно до XX тысячелетия тому назад люди здесь жили на сезонных стоянках и в пещерных укрытиях.[3] Верхний палеолит начался в Земле Израиля на 10 тысяч лет раньше, чем в соседних регионах.[4]
В эпоху мезолита, в X—VIII тысячелетия до н. э., эта территория входила в ареал натуфийской культуры, носители которой впервые в истории начали культивировать злаки.
Примерно на рубеже VIII—VII тысячелетий до н. э. в этих местах (впервые в мире) началась неолитическая революция, и появились первые поселения. Приблизительно этим периодом датируется появление первого известного истории города, окружённого стеной — Иерихона.
Ханаанеи, первые семитские племена, появились здесь примерно в IV-III тысячелетии до н. э.[2] Следующие 2-3 тыс. лет страна находилась под управлением Древнего Египта, важным форпостом которого являлся город Лахиш. В XVIII веке до н. э. Земля Израиля испытала нашествие гиксосов. Непосредственно перед древнееврейским вторжением II тыс. до н. э.[5] территория Земли Израиля называлась Ханаан.
История древнего Израиля и Иудеи
Земля Израиля (иврит Эрец-Исраэль) священна для еврейского народа со времён библейских патриархов — Авраама, Ицхака и Яакова. Учёные относят этот период к началу II тысячелетия до н. э.[6] Согласно Библии, Земля Израиля была завещана евреям Богом, с тем, чтобы стать Землёй Обетованной — здесь находятся все священные места еврейского народа.
Первые древнееврейские племена (колена) появляются здесь около 1230 года до н. э.[2]. Этим периодом датируются обнаруженные здесь 250 еврейских поселений.[7][3] В XII веке до н. э. в Ханаане поселились филистимляне, чьим именем потом назвали страну римские завоеватели (Палестина - страна филистимлян).[8] Они жили только в южной части прибрежной полоске, на которой теперь располагается Сектор Газы.
Двигаясь с юго-востока через Моав, евреи под руководством Йеhошуа бен Нуна захватили страну, от Иерихона до Верхней Галилеи. Это заняло, очевидно, несколько десятилетий. В следующие полтора века, известные как Эпоха Судей, еврейские племена осваивали территорию, вели войны с соседними народами и друг с другом. Южные племена попали в зависимость от филистимлян.
Установление царской власти, завоевание независимости и возникновение Израильского царства со столицей в Иерусалиме, разделившегося позднее на две части, датируется концом XI — серединой X веков до н. э. Эти государственные образования правили в регионе с перерывами следующие тысячу лет.
В 721 до н. э. Ассирия завоевала Израиль, а на его территории поселяет депортированные народы своей империи (г.о. кутим). Так обособился регион Самария, что обусловило легкость последующей эллинизации, а затем и арабизации этих земель (самарийский город Кесария Палестинская стал римским, а Рамалла — арабским центром Земли Израиля). В 586 до н. э. Иудею завоевал вавилонский царь Навуходоносор II, однако вскоре новые хозяева Междуречья персы возвращают иудеев из Вавилонского плена. В IV веке до н. э. хозяевами Земли Израиля становятся сначала эллинистические Селевкиды, а затем римляне.
Римский и византийский периоды
Римский период начался в 66 до н. э., когда Помпей присоединил Страну Израиля в числе прочих территорий Восточного Средиземноморья. С 63 года до н. э. Иудея стала вассалом Рима. Первоначально местная иудейская региональная элита в лице династии Хасмонеев приветствовала новых властителей, считая, что они будут меньше вмешиваться во внутренние дела страны. Однако римляне вскоре привели к власти более лояльную себе идумейскую династию, самым известным представителем которой стал царь Ирод Великий.
В 40 году до н. э. Страна Израиля была разделена на Иудею, Самарию, Галилею и Перею (Заиорданье). С 70 года н. э. (после подавления восстания Иудея лишилась автономного статуса и была превращена в римскую провинцию.
Рост апокалиптических ожиданий мессии и попытка римского императора Адриана построить храм Юпитера в Иерусалиме вызвали в 132 году Восстание Бар-Кохбы, которое было подавлено в 135 году. Десятки тысяч повстанцев погибли, а значительное количество евреев было изгнанно римлянами из страны. Провинция Иудея была переименована в Сирия Палестина, чтобы навсегда стереть память об еврейском присутствии в этих местах.
Основное еврейское население в этот период переместилось из Иудеи в Галилею.[9] Однако, несмотря на гонения, наиболее важные для иудаизма религиозные тексты, Мишна и Талмуд, были составлены именно в этот период (II—V века).
Тем временем, после раздела Римской империи в 395 году, Земля Израиля стала провинцией Византии. Несмотря на значительное уменьшение численности евреев ко второй половине V века, в Галилее даже в этот период сохранялось еврейское большинство.
Раннее средневековье
В 614 году персидские войска, при поддержке местных евреев, завоевали Земля Израиля, присоединив её к империи Сасанидов. Короткий персидский период сопровождался восстановлением еврейского влияния в регионе.[10]
После победы византийского императора Ираклия над Персией в 629 году Земля Израиля снова стала провинцией Византии. В 629—630 годах, в результате массовых убийств и гонений на евреев, их присутствие в регионе достигло своего минимума за всю трёхтысячелетнюю историю; но оно никогда не прекращалось полностью.[9]
Арабский период (638—1099)
Первое вторжение арабов в Палестину датируется 634 годом. Земля Израиля была завоёвана у Византии мусульманами. В 638 году патриарх Софроний передал ключи от Иерусалима халифу Омару.[11] В арабский период в Иерусалиме на Храмовой горе были построены мечети Аль-Акса и Купол Скалы[12]. Местное, некогда эллинизированное, население арабизировалось.
В последующие шесть веков контроль над этой территорией переходил от мусульман[13] к Аббасидам,[14] к крестоносцам и обратно.
Эпоха арабского владычества в Палестине делится на четыре периода:
- завоевание и освоение страны (638—660 годы);
- династия Омейядов (661—750);[15]
- династия Аббасидов (750—969);[16]
- династия Фатимидов (969—1099).[17]
Период крестоносцев (1099—1291)
В 1099 европейские крестоносцы штурмом взяли Иерусалим, а их предводитель Готфрид Бульонский учредил Иерусалимское королевство. Власть королевства помимо Земли Израиля распространялась на Ливан и приморскую Сирию.
В этот период в Палестине были построены многочисленные замки (в том числе в Газе, Яффе[18], Акре, Арсуре, Цфате и Цезарии). Однако малочисленность рыцарства, вражда рыцарских орденов, нерегулярность поддержки со стороны европейских метрополий привели к изгнанию крестоносцев.
В 1187 году Салах ад-Дин взял Иерусалим, а в 1291 году пала последняя крепость крестоносцев Акра.
Египетские мамлюки 3 сентября 1260 года отразили монгольское нашествие, а затем последовательно захватили замки крестоносцев в северной Палестине: в 1265 Цезарию и Арсуф, а в 1266 Цфат (Сафед).[19]
В Новое время
В 1516 году территория Земли Израиля была завоевана турками-османами. В течение 400 лет она оставалась частью огромной Османской империи, охватывавшей значительную часть юго-восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку.[20]
Христиане и иудеи, согласно мусульманским законам, имели статус «зимми» — то есть пользовались относительной гражданской и религиозной свободой, но не имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях и были обязаны платить особые налоги. В этот период евреи Земли Израиля жили главным образом за счёт благотворительных поступлений из-за границы (халука).
В течение XVI века большие еврейские общины пускали корни в Земле Израиля в четырёх святых городах: Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии.
В 1695 году географ и лингвист Адриаан Реланднаписал книгу "Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata",[21] где представлена карта Палестины и таблица численности населения по населённым пунктам. По его сведениям, страна была в основном малонаселённая, основное население в Иерусалиме, Акко, Цфате, Яффо, Тверии и Газе. Большинство населения — евреи, почти все остальные — христиане, очень мало мусульман, в основном бедуины. Единственное исключение — Наблус (сейчас Шхем), где преобладали мусульмане.[22][23]
В начале XVIII века была предпринята одна из самых значительных попыток алии из Европы и обновления еврейского религиозно-национального центра в Иерусалиме. Рабби Иехуда Хасид прибыл в 1700 году во главе около тысячи своих последователей из различных стран Европы в Иерусалим, где еврейская община насчитывала 1200 человек, в том числе 200 ашкеназов. Однако сам Иехуда Хасид после прибытия в страну внезапно умер. Между его последователями и обременённой долгами ашкеназской общиной Иерусалима возникли трения, приведшие к сожжению ашкеназской синагоги кредиторами-арабами (1720) и выселению евреев-ашкеназов из города. Долгое время после этих событий еврейские иммигранты из Европы селились главным образом в Хевроне, Цфате и Тверии.
В начале XVIII века против турецкого господства поднял восстание арабский шейх из Назарета Дахир аль-Омар. В 1799 году в Палестину вторгся Наполеон; ему удалось овладеть Газой, Рамлой, Лодом и Яффой. Однако французы не сумели овладеть крепостью Акко и были вынуждены отступить в Египет.
В 1800 году население Земли Израиля не превышало 300 тыс., 5 тыс. из которых составляли евреи (главным образом, сефарды). Большая часть еврейского населения была сосредоточена по-прежнему в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Главные места концентрации христианского населения (около 25 тыс.) были в Иерусалиме, Назарете и Вифлееме. Остальное население страны составляли мусульмане.
В период 1800-31 гг. территория страны делилась на два вилайета. Центрально-восточный горный район, простиравшийся от Шхема на севере до Хеврона на юге (включая Иерусалим), относился к Дамасскому вилайету; Галилея и прибрежная полоса — к вилайету Акко. Большая часть Негева находилась в этот период вне османской юрисдикции.
В 1832 г. территория Земли Израиля была завоёвана Ибрахим-пашой, сыном вице-короля Египта. Его резиденция расположилась в Дамаске. Земля Израиля, северная граница которой достигала Сидона, стала единой провинцией с центром в Дамаске.
Египтяне, правившие страной восемь лет (1832-40), провели некоторые реформы по европейскому образцу. В это время в Палестине проводились широкие исследования в области библейской географии и археологии. В 1838 г. египетское правительство разрешило Англии открыть консульство в Иерусалиме (ранее консульства европейских держав существовали только в портовых городах — Акко, Хайфе и Яффе, а также в Рамле). Спустя 20 лет все крупные государства Запада, включая США, имели в Иерусалиме консульские представительства.
В XIX веке Иерусалим снова превратился в важнейший еврейский центр Эрец-Исраэль. Цфат, соперничавший с Иерусалимом за духовное первенство, сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унёсшего жизни около 2 тысяч евреев, и пришёл в упадок.
В 1841 году Земля Израиля и Сирия вернулись под непосредственный контроль Турции. К этому времени численность еврейского населения Земли Израиля удвоилась, в то время, как христианского и мусульманского — осталась без изменения.
К 1880 году население Земли Израиля достигло 450 тысяч человек, из которых 24 тысячи составляли евреи. Большинство евреев страны по-прежнему жили в четырёх городах: Иерусалиме (где евреи составляли более половины всего 25-тысячного населения), Цфате (4 тыс.), Тверии (2,5 тыс.) и Хевроне (800), а также в Яффе (1 тыс.) и Хайфе (300). Иерусалим стал крупнейшим городом в стране.
Более старую часть еврейского населения страны составляла сефардская община, в которую влились иммигранты из Северной Африки, Бухары, Ирана и других стран. Ашкеназская община состояла главным образом из восточноевропейских евреев, которые делились на хасидов и их противников — прушим (митнагдим). Подавляющее большинство евреев придерживалось строгой ортодоксии и подчинялось авторитету раввинов.
Несмотря на поддержку из фондов халуки, евреи должны были тяжело трудиться под гнётом налогов, взимавшихся турецкими чиновниками. Тем не менее численность еврейского населения Эрец-Исраэль продолжала расти, особенно за счёт алии из Европы. Поток алии увеличился после открытия пароходного сообщения между Одессой и Яффой.
Стремление евреев в Сион и зарождение политического Сионизма
Среди евреев, живших в диаспоре, всегда было распространено сильное желание возвратиться к к Сиону. Эти надежды и устремления отражены в ТАНАХе: «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.» (Ис.2:3) и являются центральной темой еврейских молитв. Начиная с XII века преследование евреев христианской церковью привело к их притоку в Святую землю. В 1492 году этот поток существенно пополнился евреями, изгнанными из Испании, которые основали еврейскую общину Цфата.
Первая большая волна современной еврейской иммиграции, известная как Первая алия (ивр. עלייה), началась в 1881 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством от погромов в России.[24]
Основателем политического сионизма — движения, которое ставило своей целью основание еврейского государства на земле Израиля, поднимая еврейский вопрос на международной арене — считается Теодор (Беньямин-Зеэв) Герцль.[25][26] В 1896 году Герцль опубликовал свою книгу «Еврейское государство» (нем. Der Judenstaat), в котором изложил своё видение будущего еврейского государства. Уже в следующем году Герцль руководил первым Всемирным еврейским конгрессом в Базеле, где была основана Всемирная сионистская организация (ВСО).[27]
Вторая алия (1904—1914 годы) началась после Кишинёвского погрома. Приблизительно 40 тысяч евреев поселилось в Палестине.[24] Большинство иммигрантов первой и второй алии были ортодоксальными евреями,[28] но вторая алия включала также и социалистов, основавших киббуцное движение[29]
Британский мандат в Палестине (1918—1948)
Во время Первой мировой войны секретарь иностранных дел Великобритании Артур Бальфур издал документ, получивший впоследствии название Декларации Бальфура. В нём декларировалось, что Британия «смотрит положительно на основание в Палестине национального дома для еврейского народа».[30] Как следствие этого, еврейские добровольцы-сионисты сформировали еврейский легион, который оказал британским войскам помощь в завоевании Земли Израиля.
В 1919—23 годах (Третья алия) в Палестину прибыли 40 тысяч евреев, в основном из Восточной Европы. Поселенцы этой волны были обучены сельскому хозяйству и могли развивать экономику. Несмотря на квоту иммиграции, установленную британскими властями, еврейское население выросло к концу этого периода до 90 тысяч. Болота Изреэльской долины и долины Хефер были осушены и земля сделана пригодной для сельского хозяйства. В этот период были основана федерация профсоюзов, Ѓистадрут.
В то время страну населяли преимущественно арабы-мусульмане, однако самый крупный город, Иерусалим, был преимущественно еврейским.[31] Арабское население было недовольно нарастающей еврейской иммиграцией. Евреи выкупали большие земельные участки у крупных арабских землевладельцев и сгоняли с земель мелких арендаторов. Еврейские предприниматели предпочитали брать на работу еврейских рабочих.
Арабское сопротивление вылилось в 1920 году в Палестинские бунты, что привело к формированию новой еврейской военной организации — «Ѓаганы́» (на иврите «Оборона»).[32]
В 1922 году Лига Наций вручила Великобритании мандат на Палестину, объясняя это необходимостью «установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома».[33]
Из-за Яффских бунтов в самом начале Мандата, Британия ограничила еврейскую иммиграцию и часть территории, планировавшаяся для еврейского государства, была отдана под образование Трансиордании.[34]
В 1924—1929 (Четвёртая алия) в Палестину приехали 82 тысячи евреев, в основном в результате всплеска антисемитизма в Польше и Венгрии. Эта группа состояла во многом из семей среднего класса, которые переехали в растущие города, основав малые предприятия торговли и общественного питания и лёгкую промышленность. Впоследствии, однако, приблизительно 23 тысячи эмигрантов этой волны покинули страну.
Подъём нацистской идеологии в 1930-х годах в Германии привёл к Пятой алие, которая была наплывом четверти миллиона евреев, спасавшихся от Гитлера. Этот наплыв закончился Арабским восстанием 1936—1939 годов и изданием Британией «Белой книги» в 1939 году, которая фактически сводила на нет иммиграцию евреев в Палестину. Страны мира отказывались принимать евреев, спасавшихся от Холокоста, что вместе с запретом Великобритании на переселение в Палестину фактически означало смерть для миллионов. Для обхода запрета на иммиграцию в Палестину была создана тайная организация «Моссад ле-Алия Бет», которая помогала евреем нелегально добраться до Земли Израиля и спастись от гибели.[24]
По окончании Второй мировой войны, еврейское население Земли Израиля составляло 33% по сравнению с 11% в 1922 году[35][36]
Создания государства Израиля и первые годы независимого существования
В 1947 году британское правительство, вовлечённое в нарастающий конфликт с еврейским населением[37] отказалось от мандата на Палестину.[38] ООН 29 ноября 1947 года приняла план раздела Земли Израиля (резолюция ГА ООН № 181). Этот план предусматривал прекращение британского мандата в Палестине к 1 августа 1948 года и рекомендовал создание на её территории двух государств: еврейского и арабского. Иерусалим и Вифлеем, должны были стать территорией под международным контролем.[39] Принятие этого плана стало возможным благодаря его поддержке со стороны крупнейших держав — СССР[40][41][42] и США.[43][44]
Еврейское агентство, которое, выполняло в то время некоторые функции правительства еврейского населения Земли Израиля, решило принять план ООН.[45] Арабские руководители категорически отвергли план ООН[46] и заявили, что приложат все усилия, чтобы помешать его реализации. Усилились многочисленные столкновения между нерегулярными еврейскими и арабскими формированиями.
Государственный департамент США и ЦРУ, а также некоторые политики еврейского ишува убеждали Бен Гуриона не провозглашать образование независимого государства. Тем не менее, 14 мая 1948 года, за один день до окончания британского мандата на Палестину, Давид Бен-Гурион провозгласил создание независимого еврейского государства на территории, выделенной согласно плану ООН.[47] На следующий день Лига арабских государств объявила Израилю войну и Сирия, Египет, Ливан, Ирак и Трансиордания напали на Израиль. В Израиле эта война называется «Война за независимость».[47] В результате её территория Земли Израиля оказалась разделена между Израилем, Египтом и Иорданией. В июле 1949 было принято соглашение о прекращении огня. Линия прекращения огня 1949 года (Зелёная черта) стала фактической границей Израиля.
Возникла проблема беженцев, которая и в начале XXI века не решена. От 520 до 900 тысяч арабов (по разным оценкам) покинуло свои дома на территории, оказавшейся по итогам Войны за независимость израильской. По данным израильской исторической науки, большинство из них ушли добровольно или под давлением арабских лидеров. Часть из них выселили израильские власти за враждебные действия. Некоторые переселились в населённые пункты, тоже оставшиеся в Израиле. Вернуться, как правило, им не разрешили. В арабском мире эти события получили название «аль-На́кба» (араб. النكبة) — «Катастрофа».
Арабы, прибывшие в арабские страны (в т.ч. на части Страны Израиля, оккупированные Египтом и Иорданией) были расселены в лагерях беженцев без права натурализации. Некоторые из них смогли получить гражданство Иордании. Арабские страны требуют от Израиля впустить обратно всех потомком арабских беженцев и выплатить им компенсации.[48][49]
В то же время и в течение нескольких лет после Войны за независимость около миллиона евреев бежало или эмигрировало из арабских стран, как правило, оставив там своё имущество. Большая часть из них прибыла в Израиль.[50] Лишь в начале XXI века их потомки организовались, добились поддержки правительства Израиля и выдвинули встречные претензии к арабским и мусульманским странам.
Трансиордания аннексировала большую части территорий запланированного ООН арабского государства - Иудею, Самарию и Восточный Иерусалим. После этого она стала называться Иорданией, а захваченные земли - провинцией Западный берег реки Иордан. Египет получил контроль над Сектором Газы.
11 мая 1949 года Государство Израиль было признано в качестве члена ООН[51].
Арабские активисты почти сразу перешли к террористическим методам борьбы на оккупированных Израилем территориях, предполагавшихся для создания арабского государства. Большая часть терактов была организована и направлялась сотрудниками египетской разведки с территории сектора Газа и Иудеи и Самарии.
Арабов поддерживали международные организации и страны социалистического лагеря. В 1967 году в результате Шестидневной войны большая часть территории британской Земли Израиля оказалась под контролем Израиля. В результате Первой палестинской интифады, начавшейся в 1987 году, были начаты переговоры ООП с Израилем, которые привели к Соглашениям в Осло. В 1994 году была создана Палестинская автономия во главе с Ясером Арафатом. Столицей Палестинской автономии стал город Рамалла.
В 2005 году Израиль эвакуировал все еврейские поселения и вывел свои войска из сектора Газа.
См. также
Примечания
- ↑ Установлена дата приручения огня человеком
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Земля Израиля. «Кругосвет». Проверено 7 июля 2008.
- ↑ 3,0 3,1 Земля Израиля древняя. Кругосвет. Проверено 7 июля 2008.
- ↑ Эммануэль Анати «Земля Израиля до древних евреев» (М., «Центрполиграф», 2007)
- ↑ Завоевание Палестины древнееврейскими племенами
- ↑ Walking the Bible Timeline (англ.). Walking the Bible. Public Broadcast Television. Проверено 29 сентября 2007.
- ↑ Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 61-62
- ↑ Густав Гече. Библейские истории
- ↑ 9,0 9,1 Palestine: History (англ.). The Online Encyclopedia of the Roman Provinces. The University of South Dakota (22-02-2007). Проверено 5 июля 2007.
- ↑ Регионы и периферия В. и. Сирия и Земля Израиля
- ↑ Ancient Palestine (англ.). Microsoft Encarta (2007). Проверено 30 сентября 2007.
- ↑ Первый мусульманский период в Палестине
- ↑ Palestine: The Rise of Islam (англ.) (2007). Проверено 19 сентября 2007.
- ↑ Palestine: Abbasid rule (англ.) (2007). Проверено 19 сентября 2007.
- ↑ Palestine: The Rise of Islam (англ.) (2007). Проверено 19 сентября 2007.
- ↑ Palestine: 'Abbasid rule (англ.) (2007). Проверено 19 сентября 2007.
- ↑ Период правления династий Тулунидов и Ихшидидов
- ↑ Замки и владения тамплиеров в Палестине
- ↑ Мамелюкский период
- ↑ Palestine: The Crusades (англ.) (2007). Проверено 19 сентября 2007.
- ↑ (Статья в "Википедии" со ссылкой на "Британнику" утверждает, что он никогда не выезжал из Нидерландов. Так что упоминания о его путешествии в Страну Израиля сомнительны. Скорее всего, Реланд свёл все доступные ему материалы путешественников. Также следует отметить, что написание его имени, напоминающее итальянское, на самом деле является его склонением в латинском языке, на котором написана книга. Л.Гроервейдл).
- ↑ Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata
- ↑ A TOUR OF PALESTINE; THE YEAR IS 1695
- ↑ 24,0 24,1 24,2 Immigration (англ.). Jewish Virtual Library. The American-Israeli Cooperative Enterprise. Проверено 12 июля 2007. The source provides information on the First, Second, Third, Fourth, and Fifth Aliyot in their respective articles. The White Paper leading to Aliyah Bet is discussed here.
- ↑ Kornberg 1993 «How did Theodor Herzl, an assimilated German nationalist in the 1880s, suddenly in the 1890s become the founder of Zionism?»
- ↑ Herzl 1946, p. 11
- ↑ Chapter One: The Heralders of Zionism (англ.). Jewish Agency for Israel. Проверено 12 июля 2007.
- ↑ Stein 2003, p. 88
- ↑ Romano 2003, p. 30
- ↑ Balfour Declaration 1917 (англ.). The Avalon Project at Yale Law School. Yale University (02-11-1917). Проверено 7 июля 2008.
- ↑ J. V. W. Shaw, «A Survey of Palestine, Vol 1: Prepared in December 1945 and January 1946 for the Information of the Anglo-American Committee of Inquiry», Reprinted 1991 by The Institute for Palestine Studies, Washington, D.C., p.148
- ↑ Scharfstein 1996, p. 269. «During the First and Second Aliyot, there were many Arab attacks against Jewish settlements… In 1920, Hashomer was disbanded and Haganah („The Defense“) was established.»
- ↑ League of Nations: The Mandate for Palestine, July 24, 1922 (англ.). Modern History Sourcebook. Fordham University (24 июля 1922 года). Проверено 5 июля 2008.
- ↑ Liebreich 2005, p. 34
- ↑ The Population of Palestine Prior to 1948 (англ.). MidEastWeb. Проверено 5 июля 2008.
- ↑ Population Statistics (англ.). Israeli - Palestinian ProCon.org. Проверено 7 июля 2008.
- ↑ Fraser 2004, p. 27
- ↑ Background Paper No. 47 (ST/DPI/SER.A/47). United Nations (20 апреля 1949). Проверено 2 августа 2008.
- ↑ План ООН по разделу Земли Израиля в энциклопедии Кругосвет
- ↑ Сталин и Израиль
- ↑ «Рука Москвы» и создание Израиля
- ↑ Сталин и создание государства Израиль
- ↑ Вашингтонская битва за рождение Израиля
- ↑ Гарри Трумен и его роль в создании государства Израиль
- ↑ History: Foreign Domination (англ.). МИД Израиля (1 октября 2006). Проверено 6 июля 2007.
- ↑ Bregman 2002, p. 40–1
- ↑ 47,0 47,1 Part 3: Partition, War and Independence (англ.). The Mideast: A Century of Conflict. National Public Radio (2 октября 2002). Проверено 13 июля 2007.
- ↑ Stephen Van Evera. Nature of the Flashpoint. Center for International Studies. Massachusetts Institute of Technology. Проверено 11 сентября 2007.
- ↑ Reveron & Murer 2006
- ↑ General Progress Report and Supplementary Report of the United Nations Conciliation Commission for Palestine, Covering the Period from 11 December 1949 to 23 October 1950. The United Nations Conciliation Commission (23 октября 1950). Проверено 2 августа 2008. (U.N. General Assembly Official Records, Fifth Session, Supplement No. 18, Document A/1367/Rev. 1)
- ↑ Two Hundred and Seventh Plenary Meeting. The United Nations (11 мая 1949). Проверено 23 июня 2008.
Источники и ссылки
- КЕЭ, том 3, кол. 62–218
- КЕЭ, том 3, кол. 340–377
- ИСТОРИЯ ИЗРАИЛЯ. Книги 1,2 ([1]) Говард М.Сакер, Иерусалим, издательство "Библиотека Алия", выпуски 173, 174, 1994
- Становление израильской республики. Глава 14 из книги Говарда Сакера "История Израиля. От Войны за независимость до Шестидневной войны"
- ФОРМИРОВАНИЕ ИЗРАИЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, Говард М.Сакер, Иерусалим, издательство "Библиотека Алия", выпуск 194
- Краткая история Земли Израиля за последние 10 тыс. лет
- История Земли Израиля
- Elliott A Green The Name Rome Gave the Land of Israel (англ.). focusonjerusalem.com. Архивировано из первоисточника 19 января 2013. Проверено 17 января 2013.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк в ЭЕЭ
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Государство Израиль. Исторический очерк в ЭЕЭ
|
||
---|---|---|
Идеологии |
Общий • Социалистический • Ревизионистский • Реформистский • Религиозный • Культурный • Федеративный • Антисионизм • Постсионизм • Неосионизм • Христианский • Мусульманский • |
|
Организации |
Ховевей Цион • Всемирный еврейский конгресс • Всемирная сионистская организация • Гистадрут • Еврейский национальный фонд • Еврейское агентство • Ваад Леуми • Сионистская организация Америки • Религиозные сионисты Америки • Антидиффамационная лига • ВИЦО • Сионистский форум • Бейтар • Еврейское движение сопротивления • Хагана • Иргун • Лехи • Пальмах • Поалей Цион • Авода • Ликуд • Херут • Бней Акива • Гуш Эмуним • Ха-шомер ха-цаир • Ха-ноар ха-овед ве-ха-ломед |
|
Прочее |
История (сионизма • Израиля • Палестины) • Хронология сионизма • Список сионистских деятелей • Конфликты (арабо-израильский • палестино-израильский) • Сион • Земля Израиля • Иерусалим • Ишув • Израиль • Закон о возвращении • Алия • Территориализм • Харедим и сионизм • Еврейская эмансипация • Хома у-мигдал • Израильские поселения • |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Хронология Арабо-израильского конфликта | Арабо-израильский конфликт | Палестино-израильский конфликт |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ref