Орлова, Хана
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
22/01/2013 | |
Хана Орлова | |
חנה אורלוף | |
Род деятельности: |
Скульптор |
---|---|
Дата рождения: |
12 июля 1888 |
Место рождения: |
Константиновка, Украина |
Гражданство: | |
Дата смерти: |
18 декабря 1968 (80 лет) |
Место смерти: |
Тель-Авив |
Хана Орлова (חנה אורלוף; Orloff, Chana; 12 июля 1888, Царе-Константиновка, ныне Константиновка, Харьковская область, — 18 декабря 1968, Париж) — французский скульптор и график, представительница так называемой парижской школы.
Содержание |
Биография
Родилась в Украине во времена царя.
В 1905 г. переехала вместе с семьей в Эрец-Исраэль. Жила в Яффе, зарабатывала на жизнь шитьем. Цви Нишри (Орлов), пионер физкультурного образования в Израиле, был её братом.[1] Она вступила в рабочее движение Ѓа-поэль hа-цаир. После пяти лет в стране она получила место учительницы кройки и шитья в гимназии «Герцлия».
В 1910 г. уехала в Париж изучать моделирование одежды, но сменила направление и поступила в скульптурный класс Школы декоративных искусств ("Русской школы" Мари Васильевой) на Монпарнасе. С 1912 г. занялась скульптурой. Была дружна с А. Модильяни, Х. Сутином, Ж. Паскеном, Марком Шагалом, Жаком Липшицем, Осипом Цадкиным. В 1913 г. впервые выставила две работы в Осеннем салоне.
В 1916 году вышла замуж за Ари Жюстмана, родившегося в Варшаве писателя и поэта. У них родился сын, но Ари умер во время пандемии "испанского гриппа" в 1919 году.
В 1925 г. была награждена орденом Почетного Легиона; спустя год получила французское гражданство.
На творческое формирование Орловой оказали влияние Э. А. Бурдель и, особенно, Ш. Деспьо. Ей присуща (при лиричности характера) типичная для художников парижской школы экспрессивность. Во многих произведениях Орловой проступают черты кубизма.
Стремясь сохранить в скульптуре цельность массы материала и выявить его декоративные возможности, Орлова избегает детализации, но, вместе с тем, скупой разработкой плоскостей и объемов добивается выразительного психологического обобщения.
Многообразны используемые Орловой материалы: дерево («Люсьена Вогель», 1922), бетон («Пер Крог», 1924), кожа («Видхопф», 1924), мрамор («Мадам Фарр», 1925), бронза («Молодой американец», 1925), камень («Мадемуазель Э. Шаз», 1925) и другие.
Столь же разнообразна тематика ее произведений — портреты, групповые композиции, обнаженная натура, образы детей, животных. Одна из излюбленных ее тем — материнство («Материнство», 1920, дерево; «Материнство», 1924, бетон, и другие).
Творчество
В 1920-х гг. ею созданы монументальный бронзовый бюст П. Гиршбейна, портрет-статуэтка Иды Шагал, дочери М. Шагала (1923, бетон), бюст Р. Рубина (1926, бронза).
Позднее Орлова выполнила в бронзе ряд портретов своих выдающихся современников: Д. Бен-Гуриона, Ш. Аша, Ш. Левина, Ханны Ровиной и других. Графические работы Орловой чаще всего — эскизы к скульптуре.
В феврале 1935 г. состоялась выставка произведений Орловой в Тель-Авиве.
Во время Второй мировой войны
Когда нацисты захватили Париж, Орлова уехала в Швейцарию с сыном еврейским художником Жоржем Карсом. В феврале 1945 года Карс покончил с собой в Женеве,[2] после чего Орлова вернулась в Париж с сыном.
Они обнаружили, что многие работы Орловой были похищены или уничтожены.
После Второй мировой войны
После Второй мировой войны и создания государства Израиль Орлова несколько раз посетила его.
Тель-Авивский музей изобразительных искусств провёл выставку из 37 её скульптур в 1949 году. Она оставалась в Израиль около года, чтобы завершить скульптуру Давида Бен-Гуриона и группу «Мать и дитя» (камень) в кибуце Эйн-Гев в память Ханы Тукман, погибшей во время войны за независимость.
Орлова создала статую в Рамат-Гане (бронза, 1953), посвященную бойцу ЭЦЕЛ Д. Грюнеру (1912-47). В дополнение к памятникам, Орлова создала скульптурные портреты Давида Бен-Гуриона и будущего премьер-министра Израиля Леви Эшколя; архитекторов Пьера Шаро и Огюста Перре; художников Анри Матисса, Амедео Модильяни, Пабло Пикассо и Пера Крога и поэтов Хаим Нахман Бялик и Пьера Maк-Орлана.
В 1961 г. в музеях Израиля состоялась ретроспективная выставка Орловой, на которой были представлены ее произведения, созданные за 50 лет творчества.
Она умерла в больнице Шиба 16 декабря 1968 года.
См. также
- Изобразительное искусство в Израиле
Примечания
- ↑ Raful Eitan История солдата: жизнь и время израильского героя войны = A Soldier's Story: The Life and Times of an Israeli War Hero. — SP Books, 1992. — ISBN 1-56171-094-6
- ↑ Hersh Fenster, Undzere Farpainikte Kinstler, Paris, 1951, p. 200
Библиография
- Kikoïne, Yankel, Chana Orloff, Paris, Musée Bourdelle, 1988, ISBN 2-901784-12-7.
- Musée Rodin, Chana Orloff; sculptures et dessins, Paris, Musée Rodin, 1971,
- Richard de la Fuente, Véronique, Dada à Barcelone, 1914-1918: Chronique de l'avant-garde artistique parisienne en exil en Catalogne pendant la grande guerre: Francis Picabia, Manolo Hugue, Serge Charchoune, Marie Laurencin, Olga Sacharoff, Franck Burty, Chana Orloff, Albert Gleizes, Kees Van Dongen, Arthur Cravan, Otto Lloyd, Pau Gargallo, S et R Delaunay, Céret, Albères, 2001, ISBN 2-9517196-0-4.
- The Tel-Aviv Museum, Chana Orloff: Exposition Retrospective, 120 Sculptures, 60 Designs, Tel-Aviv Museum, 1969.
Источники и ссылки
- Статья "Chana Orloff" в английском разделе Википедии
- Статья "חנה אורלוף" в ивритском разделе Википедии
- Biography in the Encyclopedia of Jewish Women at the Jewish Women's Archive
Орлова, Хана на Викискладе? |
Beit Bialik0018.JPG
Портрет Хаима Нахмана Бялика (1926) в Бейт-Бялик |
Oley Hagardom.JPG
"Всходящие на эшафот" - памятник героям борьбы за независимость, казнённым британскими властями на шоссе Жаботинского в Рамат-Гане |
Chana Orloff- Mother and her Child.jpg
Мать и дитя - памятник в кибуце Эйн-Гев |
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ОРЛОВА Ханна в ЭЕЭ