История еврейских общин в Западной Азии в XI—XV вв.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск


Содержание

В Грузии

Еврейские путешественники XII в. (Биньямин из Туделы, Птахия из Регенсбурга видели в Грузии нормально живущую еврейскую общину, имевшую связи с экзилархами Вавилона. Ошущалось духовное влияние евреев на соседнее население. Наряду с раввинистами существовали заметные караимские общины.

После монгольского нашествия еврейская община сильно уменьшилась и обеднела. Часть её бежала в горы и в районы, оставшиеся незахваченными монголами, и в другие страны.

Бедственное положение грузинских евреев после монгольского нашествия способствовало превращению их в крепостных. Ещё сильнее этот процесс пошёл после разорения страны Тамерланом. Крепостное состояние грузинских евреев сохранялось на протяжении почти 500 лет.

Евреи-беженцы вынуждены были идти в крепостные к феодалам, монастырям или царю. Они выплачивали своим господам годичный оброк. Одним из условий принятия крепостного состояния евреями было обязательство господина не принуждать их к переходу в христианство. Крепостные евреи занимались в основном сельским хозяйством, ткачеством и крашением, торговлей вразнос и другими отхожими промыслами.

Крепостные грузинские евреи жили оторванными друг от друга небольшими группами. Единого религиозно-духовного центра не было. Это привело к снижению уровня религиозных знаний грузинского еврейства.

Грузинская церковь переманивала евреев, выкупая из крепости перешедших в христианство. Были случаи принуждения к крещению со стороны хозяев, в нарушение обязятельств.

В городах оставалась неболшая группа евреев, сумевших сохранить свободу или выкупиться. Они несколько лучше сохраняли еврейские знания.

В течение всего периода крепостного состояния грузинских евреев продолжались добровольные и насильственные (угоны завоевателями) миграции еврейского населения.[1]

В Азербайджане

Между Первым и Вторым крестовыми походами власти Азербайджана устроили гонения на евреев. В XI веке пришли турки-сельджуки, завоёвывая новые территории и грабя население, в том числе евреев. Многие евреи в этот период ушли на север, в Дагестан.

В XII веке среди евреев Азербайджана и Курдистана началось мессианское движение, вылившееся в восстание под руководством Давида Алрои. Оно было подавлено. В Азербайджане в течение длительного времени после этого существовала еврейская секта «менахемитов» — последователей Алрои, продолжавших верить в его мессианское предназначение.

Вторжение монголов в XIII в. нанесло большой ущерб региону, в том числе евреям. Во второй половине XIII в. Ильханиды — монгольские ханы превратили Азербайджан в центральную область своей империи. Религиозная терпимость ранних Ильханидов-буддистов привлекла в Азербайджан многих евреев. При них появились евреи-чиновники и министры, например, Саад ад-Давла. После перехода Ильханидов в ислам за ними последовали многие высокопоставленные евреи.

Данные XIV в. говорят об Азербайджане как об одном из центров литературной активности караимов. В конце XIV в. на Азербайджан напал Тамерлан и нанёс большой урон всей стране и еврейской общине.

Количество евреев в стране в последующие века, постоянно уменьшалось в результате непрекращающегося перехода в ислам и миграции.

В Турции

Азиатская часть территории Турции (Анатолия) до того, как попала под власть турок, была частью Византии. Евреи (романиоты и караимы) были там фактически бесправны и подвергались преследованиям. Численность их в этот период сильно сократилась.

Юго-восток (район Эдессы) был под контролем арабских правителей Сирии. Его в конце XI века захватили крестоносцы. Они изгоняли евреев, которые переселялись в другие районы страны или в соседние страны. В XII веке этот район захватили мамелюки, и он стал частью Сирии.

Турки впервые появились в конце XI века. В течение XII века они вели войны с византийцами и крестоносцами, контролируя болшую часть территории Анатолии.

Под властью турок-сельджуков условия жизни были намного благоприятнее, чем при византийцах. Евреи начали заниматься международной торговлей на дальних расстояниях. Возникла интеллектуальная активность в сфере религии и литературы.

Страна испытала на себе также вторжение монголов в 1243 году. После этого она стала вассалом монгольской империи (впоследствии - ильханов Ирана). В начале XV века напал Тамерлан. После его ухода в первой четверти XIV века возник Османский султанат, постепенно завоевавший всю страну.

Это завоевание, сопровождавшееся резней, насилием и грабежами, было поначалу воспринято евреями как бедствие. Однако вскоре выяснилось, что османы готовы предоставить евреям общинную автономию и свободу экономической деятельности. Евреям были предоставлены отдельные кварталы. Султан Орхан особым указом разрешил построить в Бурсе (вопреки Омаровым законам) новую синагогу. В середине XIV века еврей из Мардина по имени Наджиб аль-Даула Авраам бен Ешуа занимал государственную должность.[2]

В Турцию в конце XIV в. – начале XV в. переселялись ашкеназы из Венгрии, Франции и германских земель, а также итальянские евреи.

В 1453 г. турки захватили остаток Византии - Константинополь (Стамбул), не тронув евреев. Они переселили туда (насильно и грубо) множество евреев из Малой Азии и из Греции (главным образом из Салоник), Болгарии, Македонии и Албании. Те, кого переселяли таким образом в Стамбул, получили статус сюргюн (`изгнанные`), утрачивая тем самым некоторые права. В частности, им и их потомкам категорически запрещалось покидать город.

Вскоре, однако, в Стамбул начали добровольно съезжаться ашкеназы из Баварии, Австрии и других германских государств, а также из Венгрии и Италии. Прибыли сефарды из Испании и Португалии (в том числе марраны), бежавшие от преследований инквизиции, караимы из Эдирне. Османские власти приветствовали их прибытие и выделили им большие участки земли в одном из предместий города. Значительную помощь оказывала единоверцам романиотская община Стамбула.

В 1492 г. и в последующие годы в Османской империи обосновалось чрезвычайно большое число сефардов, изгнанных из Испании. Изгнанникам был оказан благожелательный в целом прием. Почти все они прибыли морским путем в Стамбул и Салоники. Оттуда сефарды переселялись в другие города.

В Курдистане

Первые фиксированные сведения о курдских евреях оставил Биньямин из Туделы, который около 1170 г. обнаружил в Курдистане между городом Амадия и Гиляном (провинция в Иране) более ста еврейских общин. Амадия ныне в Ираке; Биньямин из Туделы насчитал там две тысячи еврейских жителей (в другом варианте рукописи — двадцать пять тысяч).

Он же первым сообщил о возникшем в среде курдских евреев мессианском движении во главе с Давидом Алрои и утверждал, что оно было подавлено около 1160 г. В начале 1180-х гг. Птахия из Регенсбурга указал, что в Мосуле (названном им Новая Ниневия) проживало шесть тысяч евреев, и отметил знание ими Библии. В 1191 г. глава общины Мосула наси Давид бен Ходая (1150?–1220) предал отлучению приверженцев Маймонида.

В период крестовых походов многие евреи из Сирии и Страны Израиля бежали в Вавилония|Вавилонию и, видимо, в Курдистан (что могло укрепить местную общину). Йеhуда Алхаризи, посетивший в 1217 г. города Курдистана, в сочинении «Тахкемони» («Ты умудряешь меня»), описывая бедных духом богачей мосульской общины, в противовес им упоминает сочинителей пиютов (пайтаним) и благородных мужей города Эрбиль.

В середине XIII в. в Эрбиле поселился гаон Эли бен Зхария. В 1275 г. Иосеф hа-Коhен бен Эли бен Ахарон переписывал там труд Маймонида «Море невухим» («Наставник колеблющихся»). В послании от 1289 г. живший в Мосуле эксиларх рабби Давид бен Даниэль и 11 руководителей местной иешивы грозили отлучением рабби Шломо Пти, лидеру каббалистов Акко, вдохновлявшему оппонентов Маймонида.

В периоды опустошительных нашествий монголов (1258), а затем Тимура (конец XIV в.) и притеснений эпохи правления Тимуридов (правили до 1470 г.), часть местного населения, включая евреев, бежала в горные районы (где, видимо, укреплялись старые и возникали новые поселения).

Сведений о курдских евреях в XIV–XV вв. не сохранилось.

Распространенная в Иракском Курдистане традиция утверждает, что среди ассирийцев имеется много семей еврейского происхождения. Они примерно в XV в. были насильно обращены в христианство, но еще в начале 20 в. соблюдали часть еврейских обрядов, не ассимилировались среди других ассирийцев и сохраняли в тайне свое происхождение.[3]

В Ираке

С 945 г. по 1055 г. Ирак находился под фактической властью персидской шиитской династии Бундов (Бувейхидов), эмиры которой преследовали всех не-шиитов. В 1055–1150 гг. страну захватили турки-сельджуки. Их сменили аббасидские халифы, правившие до 1258 года, когда пришли монголы. Они правили страной до 1335 г. В 1376 г., после краткого правления джелаиридов, Ирак попал под власть турецкой династии Османов. В 1393 г. пришёл Тамерлан, включивший Ирак в свою империю. В 1470 году страну вновь захватили турки-османы.

Большинство евреев Ирака было занято в торговле, поддерживая связи с Турцией, Ираном, Сирией, а также с Индией, Йеменом и другими странами. Остальные были по преимуществу ремесленниками.

В период высокого средневековья торговые пути в Европу были перерезаны крестоносцами. Мусульманские владыки ограничили самоуправление еврейской общины. Периодически наступали периоды религиозных репрессий. В это время евреев обкладывали тяжёлыми поборами, вводили унижающие порядки (ношение отличительных знаков и т.п.), заставляли переходить в ислам.

Время от времени гнёт слабел, и тогда община восстанавливалась. Кратковременное улучшение наступило при переходе власти к сельджукам (1055–1150). Династия Аббасидов, вернувшись к власти в середине XII века, вновь признала за евреями право общинной автономии.

Во времена халифа ал-Муктафи (1136–60). Биньямин из Туделы застал в Багдаде (примерно в 1170 г.) сорок тысяч евреев, а в Басре — десять тысяч (по другой версии — две тысячи евреев). По его словам, «халиф [ал-Мустанджид, 1160–70, или ал-Муста‘ди, 1170–80] благосклонен к евреям и многие из них занимают государственные должности». При монгольском хане Хулагу и его преемниках положение евреев значительно улучшилось, из которых выдвинулись высшие государственные чиновники - пока монгольские ханы не приняли ислам.

Нашествие монголов в XIII веке и Тамерлана в XIV сопровождалось массовыми убийствами, разрушениями, грабежом и угоном людей в рабство. После этого Ирак впал в нищету и хозяйственную стагнацию, продолжающуюся по сей день. На положении евреев это отразилось очень плохо.

Под властью Османской империи (с 1508 года) евреи пользовались относительной свободой и их экономическое положение было устойчивым.

В XI в. иешивы Суры и Пумбедиты, основанные в III в., были вытеснены иешивой Багдада, куда стекались ученики из многих стран.

Мессианские движения XI–XII вв. (Давид Алрои и другие) нарушили нормальное течение жизни еврейства Ирака. Они вызывали раздоры внутри общин, приводили к образованию новых сект, а порою и к отступничеству от иудаизма, отражались на материальном положении евреев.

В Сирии и Ливане

В это время территория современного Ливана была частью Сирии. На протяжении всего периода страной правили мусульманские власти. С 969 г. - египетская династии Фатимидов. В конце XII в. – первой половине XIII в. правил Салах ад-Дин и его преемники. С 1260 года и до конца периода - египетские мамлюки.

В XI веке в южных районах страны бунтовали бедуинские племена, затем эти районы и Ливан были захвачены крестоностцами. В 1260 году в страну вторглись монголы Чингизхана. В 1400-1401 годах было нашествие Тамерлана. Всё это приводило к многочисленным человеческим потерям и экономическому упадку.

Евреи Сирии занимались главным образом ремеслом. Некоторые из них стали крупными чиновниками, коммерсантами, финансистами.

В 1170-х гг. Биньямин из Туделы побывал в Сирии. Согласно приводимым им сведениям, в Халебе насчитывалось около пяти тысяч евреев, в Дамаске — около трех тысяч (по данным Птахии из Регенсбурга, посетившего страну в это же время, — около десяти тысяч), в том числе несколько сотен караимов; в Тире около 400 евреев, в Бейруте — 50 еврейских семейств, в Сидоне — 20, а также небольшое число евреев (ремесленников и торговцев) в деревнях друзов. Он отметил, что многие евреи Триполи погибли при землетрясениях в середине XII в.

Экономический подъем под властью Салах ад-Дина и его преемников способствовали процветанию еврейских общин. Иехуда Алхаризи встретил в 1217 г. в Дамаске и Халебе немало евреев, занимавших высокие государственные должности. Среди приближенных Айюбидов были также еврейские ученые, поэты, врачи.

В 1291 г. мамлюки отвоевали у крестоносцев прибрежные районы Сирии. Они разрушили там города, включая Тир и убили многих евреев Бейрута. В Сидоне и Триполи число евреев резко сократилось, а община Тира перестала существовать. Жившие там евреи переселились в Дамаск и Халеб.

До начала XIV в. экономическое положение евреев, особенно в Халебе, было сравнительно устойчивым. Среди них насчитывалось немало зажиточных торговцев и ремесленников, влиятельных государственных чиновников, известных ученых.

При нашествия Тамерлана в 1400–1401 гг. многие евреи погибли или потеряли все свое достояние. Лучшие ремесленники были уведены в плен в Среднюю Азию. Несмотря на благоприятную экономическую ситуацию, восстановление еврейских общин страны растянулось почти на столетие. Многие из них так и не были воссозданы.

Даже в конце XV в., согласно сообщениям Мешулама из Вольтерры, рабби Овадии Бертиноро и других путешественников, в Сирии насчитывалось не более 1200 еврейских семей (около семи тысяч человек). В том числе в Дамаске 400–500 семей, не считая караимов и самаритян. Многие евреи жили в нищете, занимались коробейничеством или нелегально продавали мусульманам вино.

Сохранялась общинная автономия. Официальным главой евреев Сирии власти признавали жившего в Дамаске заместителя каирского нагида. Общины сирийских городов поддерживали прочные связи с евреями Египта и с йешивой Иерусалима, являвшейся основным органом еврейского самоуправления в Стране Израиля. После 1071 года место ее пребывания было перенесено в Дамаск.

Главы иешивы, носившие титул гаона стали играть в конце XI - начале XII в. важную роль в жизни сирийского еврейства. Значительным авторитетом пользовались также представители династии вавилонских эксилархов, резиденцией которых также был Дамаск

Периодически власти начинали религиозные преследования. В начале XI в. халиф ал-Хаким приказал насильственно обращать евреев в ислам, разрушать синагоги или превращать их в мечети. Однако уже через несколько лет он отменил свои распоряжения, вернул синагоги евреям и разрешил им строить новые.

Под властью крестоносцев, завоевавших Ливан в первой четверти XII в. еврейские общины продолжали существовать.

В конце XIII в. – начале XIV в. мамлюкские султаны запретили евреям занимать государственные должности (1301). Хотя нехватка опытных администраторов заставила султана отменить это распоряжение, оно способствовало переходу в ислам части евреев, принадлежавших к высшим слоям общества.

В 1321 г. мусульмане разрушили синагогу Дамаска. В 1327 г. синагога Халеба была превращена в мечеть. В 1354 г. власти возобновили действие указа об удалении немусульман с государственных должностей, однако вскоре вновь отменили его. Позднее был возобновлен еще ряд предписаний, ставивших евреев в унизительное положение.

Мусульманские фанатики периодически возводили на евреев наветы, обещая освободить их от наказания в случае перехода в ислам. В 1392 г. евреев обвинили в поджоге центральной мечети Дамаска. Один из обвиняемых был сожжен заживо, руководители общины подверглись пыткам, а синагога была вновь превращена в мечеть (возвращена евреям по распоряжению султана два года спустя).

В Аравии

По свидетельству арабских авторов и документов каирской генизы, многие евреи жили в Центральной Аравии до XI века.[4]

При мусульманских властях евреи Йемена были лишены права владеть землей и (за редким исключением) заниматься земледелием. Они стали в основном ремесленниками, а также торговцами. Из материалов Каирской генизы известно о существовании налаженных торговых связей евреев Адена с Индией. Евреи Йемена оказывали материальную поддержку иешивам вавилонских гаонов.

Религиозные гонения усилились к концу периода Фатимидов и достигли кульминации в указе имама Абд ан-Наби ибн Махди о насильственном обращении евреев Йемена в ислам (1165). В это время усилилось мессианское брожение среди евреев Йемена. Это побудило нагида общины Я‘акова бен Нетан’эля ал-Фаюми обратиться за советом к Маймониду. Он в ответ направил евреям Йемена «Иггерет Тейман» («Йеменское послание», примерно 1172 г.). Послание публично читалось во всех общинах Йемена. Преследованиям евреев был положен конец с установлением власти Айюбидов над большей частью страны (1174–1228).

Появление в 1495 г. в Хадрамауте (крайний восток Йемена) лжемессии вновь вызвало мессианские брожения.

Последние в средние века письменные упоминания о евреях Омана относятся к началу X века. В XIX веке англичане застали в Омане небольшую еврейскую общину, занятую торговлей и ремеслом.[5] Тем самым, следует предположить наличие евреев в Омане и в промежутке между этими периодами.

Биньямин из Туделы записал в XII веке, что почти 500 евреев жили в Кайсе и 5000 в аль-Катифе, на Бахрейне. Он также рассказал, что эти евреи контролировали местную добычу жемчуга.[6]

Источники

Литература

  • S. Assaf, in: Tarbiz, 1 (1930), no. 1, 124; 1 (1930) no. 2, 63;
  • A. Ben-Jacob, Kehillot Yehudei Kurdistan (1961), 139.
  • A. Galanté, Histoire des Juifs d'Anatolie, 2 (1939), 127–42;
  • EIS2, 1 (1960), 782–3 (includes bibliography);
  • M. Gil, Be-Malkhut Ishma'el, 1 (1997), 295–96;
  • Stillman, Norman A. The Jews of Arab Lands. The Jewish Publication Society of America; Philadelphia, 1979;
  • G. Le Strange, Lands of the Eastern Caliphate (1930), 108, 125;
  • P.R. Trebilco, Jewish Communities in Asia Minor (1987).

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация