История еврейского народа в Новейшее время (XIX—XX вв.)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная исправленная статья | |
Л.Гроервейдл | |
12.08.2010 | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Содержание |
Новейшее время (XIX—XX вв.)
- Проникновение евреев во все сферы общественной и культурной жизни и, как следствие, активизация антисемитских движений. Зарождение еврейского национального движения и начало строительства «национального очага» в Земле Израиля. Катастрофа европейского еврейства (Холокост).
Формирование национальных идеологий в Европе привело к замедлению процесса интеграции евреев в окружающем обществе. Как реакция на их деятельность и активное присутствие в разных сферах жизни национальных государств, получили распространения антисемитские концепции. Вместе с тем, под влиянием общего национального пробуждения народов Европы возникло сионистское движение, положившее начало созиданию еврейского «национального очага» в Палестине. Рост антисемитизма на рубеже XIX—XX веков привел к размаху сионистского движения, особенно среди ассимилированного еврейства.
В Западной Европе
Эмансипация евреев в Западной Европе началась с Великой французской революции. В 1791 г. евреи Франции получили общие гражданские права. В Германии равноправие евреев было обещано в разных странах в годы национально-освободительного подъема 1812—1814 гг. В 1858 г. евреи допущены в английский парламент. Фактически постепенное уравнение в правах немецких евреев завершилось в 1848—1862 гг. Германской конституцией 1871 г. признано равноправие евреев.
На начало XX в. везде в Западной Европе евреи пользовались всеми гражданскими и политическими правами.
Наряду с уравнением в гражданских правах в Западной Европе евреи с конца XVIII в. приобщаются к европейскому просвещению и, начиная с Мозеса Мендельсона, выдвигают ряд деятелей, учёных и литераторов, работающих как в среде еврейской массы в целях её просвещения, так и на общеполитической и литературной почве (Ласкер, Лассаль, Маркс, Кремье, Биконсфильд, Берне, Гейне и др.).
В то же время евреи нередко теряли привилегию на свои особенные религиозно-общественные законы. Вырабатывая ответ на новую ситуацию, эмансипированные евреи в странах Европы пришли к разным формам существования религиозной традиции, вплоть до индифферентного отношения к ней. Так возникли консервативный и реформистский иудаизм и началась ассимиляция евреев среди других народов в рамках их национальных государств.
В Восточной Европе
Особое значение в этот период приобретает еврейский центр в Восточной Европе. Сформировавшаяся ещё в Средние века самобытная культура восточноевропейского еврейства становится основой наиболее значимых социально-культурных явлений в еврейском обществе Нового времени в целом. Идеологии и движения, возникшие в Восточной Европе, экспортируются в другие общины мира благодаря массовой миграции евреев из этого региона на Запад и в Палестину, начавшейся в конце XIX века.
В Румынии постановление Берлинского конгресса 1878 о предоставлении равноправия евреев не было приведено в исполнение.
В Македонии
В России
Во внутренней жизни русских евреев в течение XIX в. произошли значительные перемены. С начала 1860-х гг. значительно усиливалось стремление евреев к общеевропейскому образованию, чему благоприятствовала освободительная, в отношении евреев, политика правительства 1860-70-х гг. Появился класс еврейской интеллигенции, принимавшей деятельное участие в русской литературе общественной жизни и свободных профессиях. Политическая реакция 1881 ознаменовалась в отношении евреев рядом еврейских погромов в южных губерниях и изданием новых ограничительных законов 1882 и 1891 г. Репрессии против евреев крайне вредно отразились на их экономическом положении и содействовали чрезвычайному развитию пауперизма и эмиграционного движения.
В Америке
В Америку в течение XIX в. переселилось более 1 миллиона евреев.
В Азии
Британский лейтенант Дж. Р. Вэлстед упоминает в своих мемуарах "Путешествия в Аравию", том. 1, о евреях Маската.[1] Он пишет: "Есть немного евреев в Маскате, которые в основном приехали туда в 1828 году, будучи изгнаны из Багдада... из-за жестокости и вымогательства паши Дауда". Лейтенант Вэлстед заявляет, что евреи не подвергались дискриминации в Омане, как в других арабских странах, таких как Йемен и Сирия, и не должны носить знаков, идентифицировавших их в качестве евреев. Он пишет также, что евреи не обязаны жить в одном определённом районе, и они не должны уходить с дороги, если мусульманин идёт на той же улице, как это было в Йемене. Евреи в Маскате заняты во многих профессиях, многие из них участвуют в изготовлении серебряных украшений, банковском делео, и торговле спиртными напитками. Несмотря на толерантность в отношении евреев, в своей книге "Сохар: Культура и общество в Оманском городе" автор Фредерик Барт предполагает, что еврейская община исчезла к 1900 году.[2][3]
В Африке
В Египте
Реформы Мухаммада-Али и открытие Суэцкого канала (1869) принесли процветание экономике Египта. Следствием этого было увеличение еврейского населения страны, в первую очередь, за счет притока евреев из Европы. Согласно переписи 1897 г., в Египте жили двадцати пять тысяч евреев.
В конце 19 в. в крупнейших городах Египта были созданы сионистские организации. Значительное число евреев, изгнанных из Эрец-Исраэль турками в период Первой мировой войны, прибыло в Египет, в результате чего усилились связи между египетским еврейством и национальным движением в Эрец-Исраэль.
Между двумя мировыми войнами в Египте издавалось множество еврейских периодических изданий на разных языках (на арабском — «Ал-хакика», «Аш-шамс», на ладино — «Мицраим», на французском — «Орор», «Израэль», «Трибюн жюив»). Часть этих изданий имела сионистское направление. Продолжался численный рост еврейской общины, повышались ее культурный уровень и социальная активность.
Многие египетские евреи были связаны с египетским национальным движением. Во время Второй мировой войны Египет оставался нейтральным, хотя фактически служил оперативной базой британских сил на Ближнем Востоке. Приближение в 1942 г. армии Роммеля усилило прогерманские и антибританские настроения в стране, что вызвало опасения за судьбу египетского еврейства.
Находившиеся в Египте еврейские палестинские формирования, входившие в британскую армию, еще больше укрепили связи египетского еврейства с еврейским ишувом в Эрец-Исраэль.
В Австралии и Океании
В Стране Израиля
Катастрофа европейского еврейства (Холокост)
Период после Второй мировой войны
Вскоре после окончания Второй мировой войны завоевало независимость Государство Израиль. Несмотря на враждебность всех соседних стран и коммунистического блока, вылившуюся в целую серию войн, оно успешно развивается и принимает алию - миллионы репатриантов из всего мира.
В других странах еврейские общины были активными участниками общей истории.
В странах Запада евреи в общем имеют статус, равный со всеми прочими гражданами и на равных участвуют в общественной жизни.
В арабских и мусульманских странах конфликт с Израилем вызвал волну насилия против евреев, приведшую к почти полной их эмиграции в Израиль и на Запад. Остатки еврейских общин в этих странах постепенно исчезают.
В странах коммунистического блока евреи оказались заложниками коммунистической политики государственного антисемитизма, наложившегося на традиционный антисемитизм. После краха коммунизма большая часть евреев этих стран уехали в Израиль и на Запад.
В последнее время во всём мире усиливается антисемитизм. Наряду с возрождением старых антисемитских движений появляются новые, связанные с массовой иммиграцией в страны Запада из мусульманских стран.
Следует ожидать, что в ближайшие десятилетия многие евреи из разных стран приедут в Израиль и (меньше) в США и Канаду.
Источники и ссылки
- Н. Арарат, Еврейство и сионизм
- Макс Даймонт, Евреи, Бог и история
- С.М. Дубнов, Краткая история евреев
- С.М. Дубнов, Новейшая история евреев
- Пол Джонсон. "Популярная история евреев"
- Яаков Изакс, Наш народ. История еврейского народа
- Курс лекций «История еврейства», Д-р Элиягу Иешурун, составитель русской версии: проф. Йегуда Айзенберг
- Феликс Кандель, Очерки времен и событий из истории российских евреев
- р. Моше Ойербах, учебник «История еврейского народа»
- Сесиль Рот, История евреев с древнейших времён по Шестидневную войну, Иерусалим, 1967
- Зеэв Султанович, Живая связь. Еврейская история, традиции и культура
- Рут Сэмюэлс, По тропам еврейской истории
- Курс лекций по истории еврейского народа, подготовлен научным коллективом под руководством профессора Одеда Шремера
- В. В. Энгель, Курс лекций по истории евреев в России
- Очерки по истории еврейского народа под редакцией С.Эттингера
- Ресурс по истории еврейского народа
- Исторические карты и иллюстрации
- Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"
- История еврейского народа,подборка статей и очерков
- Электронная еврейская энциклопедия.
- Jewish Encyclopedia
- Jewish virtual library
- The Jews of Africa
- Stillman, Norman A. The Jews of Arab Lands. The Jewish Publication Society of America; Philadelphia, 1979
Примечания
- ↑ J.R. Wellsted. Travels in Arabia
- ↑ Frederik Barth. Sohar: Culture and Society in an Omani Town
- ↑ "The Jews of Oman" in Jewish Virtual Library на основании Oman Studies Centre for Documentation and Research on Oman and the Arabian Gulf
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.