Йосеф (сын Яакова), родоначальник колен еврейского народа
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | |||||||||||
|
Иосиф | |
---|---|
«Двенадцать колен Израилевых» (Иосиф). М. Шагал. Витражи для синагоги медицинского центра «Хадасса». 1960-62. Иерусалим |
|
Пол: | мужской |
Отец: | Иаков |
Мать: | Рахиль |
Супруг: | Асенефа |
Дети: | Манаше, Эфраим |
Йосеф (Иосиф) (יְהוֹסֵף, יוֹסֵף Иехосеф), сын Иакова и Рахили, родившей его после семилетнего бесплодия (Быт. 29:30–31; 30:22–24); отец Менашше и Эфраима, родоначальников двух колен Израилевых.
Содержание |
Биография Йосефа
Юные годы
Библия повествует, что 17-летний Йосеф, пасший, как и его братья, скот Иакова, вызвал их ненависть тем, что «доводил... худые слухи о них» до сведения отца, благоволившего к нему, а особенно — заносчивыми рассказами о своих снах, в одном из которых ему поклонялись солнце, луна и одиннадцать звезд (то есть весь дом Иакова; Быт. 37:2–11). Однажды, когда Иаков послал Йосефа навестить братьев в их кочевье, вид приближающегося Йосефа вызвал в братьях такую вспышку ненависти, что они замыслили убить его. Реувен, втайне надеясь спасти Йосефа, предложил бросить его в находившуюся неподалеку яму. В отсутствие Реувена мимо становища проходил торговый караван, направлявшийся в Египет, и братья, по предложению Иеhуды, продали Йосефа за 20 мер серебра. Чтобы скрыть злодеяние, братья, разорвав и выпачкав кровью одежды Йосефа, принесли их отцу как свидетельство того, что Йосеф был растерзан в пути хищниками; горе Иакова по поводу гибели любимого сына было безутешно.
В Египте
Йосеф был продан Потифару (распространенное египетское имя Па-ди-па-ре — `Тот, кого дал бог солнца`), сановнику при дворе фараона (Быт. 37:36; 39:1). Йосеф быстро снискал благоволение господина, который назначил его своим домоправителем (Быт. 39:2–6). Однако вскоре Потифар, по навету своей жены, безуспешно пытавшейся соблазнить Йосефа, заточил его в тюрьму (Быт 39:7–20).
В заключении Йосеф добился расположения начальника тюрьмы, поставившего его над всеми узниками. Однажды Йосеф истолковал сны находившихся в заточении начальника пекарей и начальника виночерпиев фараона, первому предсказав скорую казнь, второму — освобождение и восстановление в должности. Предсказание Йосефа сбылось, однако начальник виночерпиев, несмотря на просьбу Йосефа походатайствовать за него перед фараоном, вспомнил о нем лишь через два года, когда никто из мудрецов не смог истолковать сон фараона. Доставленный ко двору Йосеф истолковал сон как предзнаменование семи лет изобилия, на смену которым придут семь неурожайных лет, и посоветовал назначить чиновника с широкими полномочиями для создания в течение изобильных лет продовольственных запасов в закромах фараона, которые позволят предотвратить голод в последующие неурожайные годы (Быт. 41:1–36). Фараон, впечатленный разумностью плана, поручил его осуществление самому Йосефу, которому тогда исполнилось 30 лет (Быт. 41:37–40, 46). Йосеф стал самым высоким сановником при дворе фараона: его предсказания сбылись и на этот раз, и план был блестяще выполнен. Благодаря ему в период тяжелой засухи Египет стал житницей для окружающих стран. За зерно землевладельцы отдавали фараону свои поля, и таким образом все земли Египта перешли в его личное владение.
Возвращение братьев
С наступлением голодных лет десять братьев Йосефа прибыли в Египет, чтобы купить зерно, и предстали перед Йосефом, которого они не узнали. Йосеф не открылся братьям, обошелся с ними крайне сурово и, обвинив в соглядатайстве, содержал их три дня под стражей. Затем, потребовав, чтобы братья в доказательство своей невиновности привезли к нему младшего брата Биньямина, Йосеф оставил заложником Шим‘она и отпустил братьев домой с купленным зерном.
Жестокий голод и уговоры сыновей побудили Иакова согласиться на разлуку с Биньямином. По прибытии братьев Йосеф освободил Шимона и пригласил их на трапезу. Приказав управителю тайно положить уплаченные братьями за зерно деньги в их мешки, а в мешок Биньямина спрятать серебряную чашу, Йосеф отпустил их. Однако не успели братья на рассвете следующего дня выехать из города, как посланный Йосефом слуга обвинил их в воровстве. Чаша была обнаружена у Биньямина, и ошеломленные братья вновь предстали перед Йосефом, который потребовал обращения виновного в рабство. Однако, когда Иехуда предложил взять на себя вину Биньямина, Йосеф не смог больше сдерживаться и открылся братьям. В своем великодушии он даже высказал мнение, что его продажа в рабство братьями была актом Провидения для спасения всей семьи в голодные годы. Велев братьям спешить в Ханаан, чтобы перевезти в благоденствующий Египет отца и все семейство, Йосеф отпустил их.
Когда сыновья рассказали престарелому Иакову о случившемся, тот направился к Беер-Шеве, возле которой Бог утвердил его в намерении переселиться в Египет. В Гошене в дельте Нила Иакова встретил Йосеф после 22 лет разлуки, и с разрешения фараона семейство Иакова поселилось в этой области.
Смерть Йакова
Иаков прожил в земле Гошен 17 лет и, почувствовав близость смерти, благословил двух сыновей Йосефа и заповедал Йосефу и братьям похоронить его в пещере Махпела.
После смерти отца Йосеф жил еще 54 года и умер ста десяти лет. Перед смертью Йосеф выразил уверенность, что Бог исполнит Свое обещание патриархам отдать Ханаан их потомкам, и заставил братьев поклясться, что они перевезут его останки в Землю обетованную (Быт. 50:22–26).
Повествование об Йосефе является наиболее детализированным в книге Бытие и представляет собой цельную и высокохудожественную биографию. Хотя история Йосефа имеет секулярный характер (нет упоминаний о чудесах, откровении и т. п.), она проникнута идеей зависимости событий от воли Провидения. Благородство Йосефа и его возвышение, являющееся результатом безвинного страдания, введены в перспективу истории о миграции израильтян в Египет, их последующего закабаления и эвентуального избавления — Исхода.
Реалии, отраженные в рассказе
Библейский рассказ рисует подлинную атмосферу Древнего Египта. В нем фигурируют египетские имена (Потифар, Цафнат-Па‘неах) и некоторые мотивы и жанровые формы египетского фольклора (как, например, в «Сказке о двух братьях», датируемой 13 в. до н. э.).
Назначение Йосефа «господином всей земли египетской» по мановению руки фараона, не посоветовавшегося ни с придворными, ни с богами, отражает суверенный статус египетского властелина, почитавшегося как божество. Особый интерес в этом отношении представляет описание захвата фараоном плодородных земель Египта.
Покупка зерна в Египте семитскими кочевниками — весьма распространенное явление, отраженное в египетских источниках 2-й половины 2 тысячелетия до н. э.
Некоторые исследователи пытаются отнести историю Йосефа к периоду владычества гиксосов в Египте, однако большинство не связывают ее с каким-либо специфическим периодом, а рассматривают как отражение встречи египетского мира с семитами, поселившимися в Египте и занявшими в нем высокие административные посты.
Йосеф в аггадической литературе
Йосеф выступает как образец целомудрия, сыновней любви, преданности своему роду и поведения человека на высоком посту, хотя иногда критикуется за ложные доносы на братьев, достойным наказанием за что являются его злоключения. В известном отношении история Йосефа в Египте становится символом изменчивой судьбы Израиля на чужбине.
Йосеф в художественной литературе
Образ Йосефа и его жизнь испокон веков вдохновляли еврейское, христианское и мусульманское искусство. Йосефу посвящено множество произведений литературы, изобразительного искусства и музыки. Нравоучительное житие Йосефа вошло в псевдоэпиграф конца 2 в. до н. э. Заветы двенадцати патриархов. В 20 в. одним из значительных событий мировой культуры стала тетралогия Томаса Манна «Иосиф и его братья» (1933–43).
Дети Яакова/Израиля | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Леа | Реувен (1) ● | Шимон (2) ● | Леви (3) ● | Иеhуда (4) ● | Иссахар (9) ● | Зевулун (10) ● | Дина (дочь) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рахель | Иосиф (11) ● | Биньямин (12) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Билhа (служанка Рахели) | Дан (5) ● | Нафтали (6) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зилпа (служанка Леи) | Гад (7) ● | Ашер (8) |
Литература
- F. Vigouroux, «La Bible et les découvertes modernes en Palestine, en Egypte et en Assyrie», tome II, Paris: Berche et Tralin, 1877 (2-е издание: 1879).
- A. П. Лопухин, «Библейская история при свете новейших исследований и открытий», Спб., 1889—1895 (т. I, кн. IV — «Иосиф и его время»).
- Лекции П.Полонского о Йосефе
Ссылки
Йосеф (сын Яакова), родоначальник колен еврейского народа на Викискладе? |