Картография (еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск

Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Картография. Наиболее ранние из сохранившихся картографических изображений земной поверхности — топокадастровые чертежи или рисунки, отражавшие древние представления об устройстве мира, — выполнены вавилонянами на глиняных табличках и датируются приблизительно 2300 г. до н. э. Единственное в Библии упоминание карты или схемы города содержится в пророчестве Иехезкеля (4:1), жившего в конце 6 в. до н. э., о предстоящем падении Иерусалима; эту схему пророк нацарапал на кирпиче.

Интерес к истории и природе Святой земли, а также к описанным в Библии и евангелиях событиям выразился уже с первых веков после возникновения христианства не только в сравнительном изобилии изображающих ее карт, но и в их технически высоком уровне и богатом художественном оформлении. Однако в оригинале сохранились лишь фрагменты одной, самой поздней из четырех известных ныне карт Палестины, выполненных во 2–6 вв. н. э., так называемой Медевской карты. На них (уцелевшие части мозаичного пола византийской церкви, датируемые 565 г., обнаружены в 1884 г. в Медве) изобразительно представлены в разных масштабах и с ориентировкой на восток большие части Эрец-Исраэль и прилегающие к ней районы Нижнего Египта, Синая и южной Сирии. Названия местностей и различные пояснения даны на греческом языке. (Подробнее см. Медва.)

Самая ранняя из этих карт, приписываемая древнегреческому астроному и картографу Птолемею Клавдию из Александрии (2 в. н. э.; самые ранние из дошедших до нас копий — 12 в.), служит важным источником сведений о топографии Палестины в период Антонинов и образцом для более поздних карт страны. На так называемой Пёйтингеровой таблице (обнаруженная в 16 в. копия оригинала 3 в., по-видимому, начертанная в 13 в. на узкой и длинной полосе пергамента, 682×33 см) нанесены (без какого-либо масштаба) очертания провинций Римской империи, в том числе и Палестины, и сеть мощеных дорог, связывавших их населенные пункты (указаны условными значками). Обозначены также стоянки на пути и длина каждого отрезка дорог (в римских милях).

Два схематичных, грубо набросанных чертежа Эрец-Исраэль, приложенных к сочинению Иеронима о собственных еврейских именах и названиях местностей в Ветхом и Новом заветах, возможно, сделанных автором, сохранились в копии 13 в. На уцелевшем фрагменте одного их них сохранилось изображение северной части Эрец-Исраэль: район горы Хермон и истоков реки Иордан. На других изображена вся страна, а также Египет, Сирия и Месопотамия. Эрец-Исраэль занимает большую часть карты и помещена в ее центре; граничащим с ней странам отведено второстепенное место на полях. Указаны только названия и топографические особенности местностей, упоминаемых в Библии и евангелиях.

Эпоха раннего средневековья, в целом характеризуемая снижением интереса к картографированию, отличается количественным и качественным расцветом картографии Эрец-Исраэль. Карты мира, составлявшиеся почти исключительно монахами, по-прежнему отводили Святой земле несоразмерно большое место. Например, на так называемой Англосаксонской (Коттонской) карте (конец 10 в.) Палестина занимает шестую часть мира. На многих других даже более поздних картах Святая земля изображена чрезвычайно подробно и в большом масштабе, а другие страны представлены схематически. Как правило, карты этого периода ориентированы на восток, где, по представлениям их составителей, находился рай, часто изображавшийся как реальность. На значительно обогативших картографию Святой земли картах времен крестовых походов и последующих столетий (вплоть до 16 в.) Иерусалим как центр мироздания помещен всегда посередине. Чаще используются условные знаки для обозначения топографических данных: гор, пещер, источников, деревьев, различных строений и т. п.

На так называемых Портуланах, морских навигационных картах, которыми в 13–16 вв. пользовались в основном средиземноморские торговцы-мореплаватели, Палестина хотя и изображается весьма подробно и красочно, уже не имеет преувеличенных размеров. Приводимые графические обозначения и текстовые примечания о физической характеристике страны и святых для христианства местах, городах и созданных крестоносцами укреплениях Иерусалимского королевства делали эти карты ценным пособием для отправлявшихся в Палестину ополченцев и паломников. Такова, например, карта английского монаhа-хрониста Мэтью Париса (Матвея Парижского; 1250), на которой обозначен путь из Англии в Святую землю, а расположенные вдоль него церкви и монастыри указаны как стоянки. Пояснения к карте дают представление о состоянии путей сообщения в самой Палестине и приводят сведения о караванных путях в Сирию. Некоторые города, в частности Акко, в то время наиболее значительный оплот крестоносцев в Святой земле, представлены очень подробно.

Серия карт Палестины и Ближнего Востока, техникой и стилем далеко опередившая картографию средневековья, приложена к «Книге секретов для верных кресту, дабы помочь им вновь завоевать Святую землю» Марино Санудо (или Сануто) Старшего из Венеции (около 1320 г.). Его карта Палестины (ориентирована на восток) отличается насыщенностью актуальной для того времени топографической информации и обозначением по краям географических координат, что сделало ее образцом для картографии эпохи Возрождения и более поздних времен.

На картах арабских картографов, порою более точных и исчерпывающих, чем современные им карты европейцев, Эрец-Исраэль не отведено главенствующего места. Наиболее интересную и совершенную из них составил в 12 в. арабский географ и путешественник ал-Идриси, в картографических трудах которого заметно влияние и западноевропейских традиций. Составленные арабами карты ориентированы, как правило, на юг, то есть в сторону Мекки, священного города мусульман.

Ознакомление картографов эпохи Возрождения с географическими трудами Птолемея Клавдия, секуляризация научной деятельности и открытие новых земель, сильно повлиявшие на развитие картографии в целом, существенно изменили и подход к картографированию Эрец-Исраэль. Иерусалим перестал считаться центром мира, и ему более не отводилось главное место на изображающих мир картах. Обозначение на картах масштабной координатной сетки не позволяло придавать Палестине преувеличенных размеров. Однако в отличие от карт мира, более или менее детально изображавших современную действительность, карты Святой земли (в основном следовавшие карте Санудо) обрисовывали топографический фон событий, описанных в Библии, евангелиях и произведениях Иосифа Флавия.

С возникновением Реформации и появлением переводов Библии на живые европейские языки повысился спрос на карты Палестины, и после изобретения книгопечатания они были изданы первыми. Их популярность и порожденная ею конкуренция привели к повышению уровня художественного оформления как самих карт, так и окаймлявших их рамок и картушей с названием карт и пояснениями к ним. Уточнялась и физико-географическая информация карт.

Весьма широкое распространение получила составленная на рубеже эпохи Возрождения карта Бернхарда из Брейденбаха, посетившего Палестину в 1483–84 гг. В характерных зарисовках с натуры изображены не только достопримечательности Святой земли, но и частично Сирии, Ливана, Египта и даже Аравийского полуострова. Хотя карта в целом ориентирована на восток, Иерусалим представлен на ней в ориентировке на запад, как бы дан вид на Святой город с Масличной горы.

В 16 в. – начале 18 в. изготовлением карт Эрец-Исраэль занимались видные географы и ученые Нидерландов, Франции, Германии и Англии, такие как Г. Меркатор, А. Ортелий, А. Блау, Н. Сансон, Г. Делиль, Р. Бонн, Ж. Б. Д’Анвиль, С. Мюнстер, Т. Фуллер, Дж. Спид, К. Сакстон и другие. Подобная деятельность развернулась в Италии, Испании и Португалии. Большинство карт этого периода изображали, как многие карты предыдущих веков, Святую землю библейских и раннехристианских времен.

Первая серия карт Палестины, отвечающих требованиям уточненных методов измерения (в частности триангуляции), разработанных в 18 в., так называемые «карты Жакотена», была выполнена группой картографов, прикомандированных во главе с полковником П. Жакотеном к французскому экспедиционному корпусу, оккупировавшему в 1798 г. Египет и «Южную Сирию», как называли тогда Эрец-Исраэль. Комплект из 47 карт, составленный под руководством Жакотена, включает, наряду с картографическим изображением Египта и Синая, шесть подробных карт Приморской равнины Эрец-Исраэль, Изреельской долины и Галилеи в новом для того времени масштабе 1:100 000. Размечен также приблизительный рельеф обследованных районов страны; наряду с французскими указаны и арабские названия ряда местностей. Изданными в 1810 г. картами Жакотена руководствовались в течение полувека все исследователи географии Палестины.

К труду английского востоковеда Э. Робинсона «Библейские исследования в Палестине и прилегающих к ней районах» (тт. 1–3, 1841) приложена карта в масштабе 1:400 000, выполненная известным немецким картографом Г. Кипертом. В 1848 г. экспедиция военного флота США во главе с У. Ф. Линчем произвела картографическую съемку Иордана и Мертвого моря. Работы этих и многих других исследователей суммированы в 19-томном труде немецкого географа К. Риттера «Землеведение» (в русском переводе П. П. Семенова-Тян-Шанского — «Землеведение Азии», части 1–5, 1856–79), к которому приложен исчерпывающий список известных карт Палестины с древнейших времен до середины 19 в. Существенный вклад в картографию Эрец-Исраэль внесли также труды К. В. М. Ван де Велде (1852) и Х. Б. Тристрама (1865).

Систематическое картографирование Эрец-Исраэль, рассчитанное на удовлетворение требований как топографического, так и археологического исследования страны, было предпринято в 1871 г. основанным в 1865 г. в Англии Палестинским исследовательским фондом (Палестайн эксплорейшн фанд). Картографическим работам представителей Фонда предшествовало обследование (финансированное британским адмиралтейством) приморской полосы и прилегающих к ней районов страны, проведенное в 1858–62 гг., а также детальная съемка Иерусалима и окрестностей (1864). Работу собственно экспедиции Фонда по картографированию страны (закончена в 1877 г.; съемки Заиорданья начаты в 1881 г.) возглавлял вначале лейтенант К. Р. Кондер, а затем лейтенант (впоследствии фельдмаршал) Г. Г. Китченер. Изданный экспедицией в начале 1880-х гг. комплект из 26 карт (масштаб 1:63 000) охватывает историческую территорию страны от реки Касимия (Литани) в Ливане до южной оконечности Мертвого моря. Измерения производились триангуляцией и нивелированием. Рельеф обозначен штриховкой и цветом. Арабские названия тщательно проверены; приведены также ивритские, греческие и латинские наименования.

Незадолго до Первой мировой войны другая экспедиция Фонда под руководством капитана С. Ф. Ньюкома провела картографирование Синайского полуострова и Негева. Британское мандатное правительство Палестины с созданием в 1921 г. Геодезического управления приступило к топографическому картографированию страны, сначала в масштабе 1:20 000, а в 1930-х гг. — 1:100 000. Во время Второй мировой войны многие евреи Эрец-Исраэль служили в особой геодезическо-картографической роте британской армии и специализировались в современных методах картографирования.

Образцы ранних картографических изображений Эрец-Исраэль, выполненных евреями, крайне редки. Сохранились восходящие к 12–16 вв. схематичные чертежи контура страны, ее границ, наделов колен Израилевых, маршрута их скитаний по пустыне после исхода из Египта, приводимые в комментариях средневековых раввинистических авторитетов к Библии или Талмуду, а также в записках еврейских путешественников по Палестине и другим странам Ближнего Востока. Наиболее ранним из них следует, видимо, считать приписываемую Маймониду схему пределов Эрец-Исраэль, включенную в текст респонса своему ученику (1177). Аналогичные две схемы, якобы выполненные Раши, содержатся в датируемой 1233 г. копии его комментария к стихам 34:3–12 книги Числа. Составленные неизвестными еврейскими путешественниками 14–16 вв. схематичные чертежи хранятся в разных европейских и американских музеях.

Схематичные карты Эрец-Исраэль с подробным перечислением ее городов, сел, гор, рек и т. п. приложил к своим путевым запискам итальянский раввин и путешественник Моше бен Мордехай Басола (1480–1560), посетивший Эрец-Исраэль в 1521–22 гг. Схемы пределов и топографии страны, помещенные в тексте комментариев Раши и тосафистов (см. Тосафот) к различным местам в трактатах Талмуда (например, Гит. 76: Бх. 55а; Ар. 15а) гораздо более позднего происхождения, так же как схематичные карты константинопольского раввина Э. Мизрахи (1523), пражского раввина Иосефа бен Иссахара (конец 16 в.) и некоторых видных галахистов 18–19 вв., в том числе карта, приписываемая Виленскому Гаону (см. Элияху бен Шломо Залман).

Вклад еврейских картографов в европейскую картографию отмечается с появлением портуланов (см. выше). В 14–15 вв. на острове Мальорка занималась картографией семья картографов-евреев Крескес. Глава семьи, Аврахам Крескес (умер в 1387 г.), «магистр карт и компасов» при дворе арагонского короля, вместе с сыном Иехудой (по прозвищу Еврей Карт) составил в 1375–77 гг. для дона Хуана, престолонаследника Франции, так называемый Каталанский атлас, шесть листов которого не только богаты объективной географической информацией, но и снабжены прекрасными иллюстрациями. Габриэль де Валлсеча составил в 1439 г. карту мира, которой впоследствии пользовался Америго Веспуччи. Три карты-портулана составил в 15 в. Иехуда Ибн Зара (Абензара). В книге Т. Шо «По стране берберов и Леванту. Путешествия и наблюдения» (английский; Оксфорд, 1738) приведена выполненная рабби Э. Мизрахи схематичная карта Эрец-Исраэль с надписями на иврите и добавлены английские названия местностей, а также стрелка, указывающая на север.

В эпоху Возрождения работал в Нидерландах один из виднейших голландских картографов Г. де Йоде (де Юдеис, то есть `из евреев`; 1515–94), дело которого продолжили его сыновья Корнелий и Питер.

Старейшая печатная карта с надписями на иврите (Амстердам, 1621) — копия одной из карт Христиана Адрихома (1590) изготовлена Яаковом бен Аврахамом Цаддиком (Юстус; 2-я половина 17 в.). Его карта Эрец-Исраэль, на которой указан, так же как на многих других картах того времени, маршрут блуждания сынов Израиля по пустыне, отпечатана в Амстердамской пасхальной хаггаде (1695).

В 19 в. увеличилось число карт Эрец-Исраэль с надписями на иврите, большинство которых скопировано с карт на других языках. В 1829 г. такую карту опубликовал Иехосеф Шварц, описавший в книге «Твуот hа-арец» («Плоды земли», 1845) пределы и топографию Эрец-Исраэль, наделы колен и прочее. Среди составителей карт Эрец-Исраэль в 20 в. следует отметить географов А. Я. Бравера (1884–1975) и И. Преса (1874–1955). Картографией страны занимался также В. Жаботинский.

С середины 1950-х гг. картографирование, проводимое Геодезическим управлением Государства Израиль (Махлекет hа-медидот; с 1970 г. — Агаф hа-медидот) при израильском Министерстве труда, основывается на фотограмметрических съемках с воздуха. Наряду с серией топографических карт в масштабе 1:50 000 издается топокадастровая серия в масштабе 1:10 000, а также значительное число карт меньшего масштаба. Весьма расширился объем тематических карт.

Составление современных карт страны основано главным образом на съемках со спутников; необходимые для подготовки карт вычисления, а также часть чертежных работ выполняются электронно-вычислительными машинами. Важнейшим в Государстве Израиль картографическим трудом, подводящим итоги как развитию картографии Эрец-Исраэль, так и всей имеющейся в настоящее время физической и тематической информации по географии страны, является «Атлас Исраэль» («Атлас Израиля», 1956–64; 3-е издание — 1984). Картографы Израиля участвуют в деятельности Международного картографического объединения и занимают в нем видное место.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КАРТОГРАФИЯ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация