Якобсон, Александр Анатольевич

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 04:38, 19 апреля 2012; Karkaix (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Александр Якобсон
Файл:Alexander Yakobson.jpg
Род деятельности:

Историк, публицист, политик

Дата рождения:

5 октября 1959(1959-10-05) (65 лет)

Место рождения:

Москва, СССР

Гражданство:

Израиль Израиль

Александр Якобсон (родился 5 октября 1959 года) — израильский историк, публицист и политический деятель.

Содержание

Биография

Александр Якобсон родился в Москве. Отец – Анатолий Александрович Якобсон, российский поэт, переводчик, историк, правозащитник[1]. Мать — Майя Александровна Улановская, участник диссидентского движения в СССР, переводчик. Александр Якобсон репатриировался в Израиль с родителями в возрасте 13 лет. Учился в Иерусалимском университете, где получил 1-ю, 2-ю и 3-ю степени[2]. Первую степень по истории и политологии получил в 1985 году. Вторую степень получил в 1989 году. Работа для получения степени Магистра (2-й степени) — о связи между Римскими императорами и их предшественниками — была написана под руководством профессоров Ханны М. Коттон и Йоси Гейгера. В течение 1990—1994 годов учился в докторантуре[3]. Тема Ph.D. диссертации: «Выборы, системы выборов и функция выборных собраний в поздней Римской республике»; научные руководители — Ханна М. Коттон и Израиль Шацман[4]. Получил премию имени Алекса Бергера «За выдающуюся докторскую диссертацию в области социальных наук»[4].

В 1994—1995 годах работал (пост-докторат) (англ.) в Кельнском университете. Это работа финансировалась из Фонда Ротшильда (англ.).[4] В 1995 году начал читать лекции в Хайфском университете, где проработал до 1997 года. В 1998 году начал читать лекции по древней истории в Иерусалимском университете[5]. В 2000 году стал старшим лектором по древней истории в Иерусалимском университете[6]. С 2004 года был членом Академической комиссии исследовательского центра Леонида Невзлина, а с 2007 по 2009 год — её председателем[3].

В сентябре 2011 года Якобсон читает лекции в рамках специальной программы «Надежда. Лидерство в политике» (ивр. תוכנית "תקוה" במנהיגות פוליטית‎) Междисциплинарного центра в Герцлии. В рамках этой программы также читают лекции Дорит Бейниш, Рут Габизон, Натан Щаранский, Уриэль Райхман (англ.), Петер Беркович (англ.) и другие известные специалисты в области государства и права[2].

Политическая деятельность

Якобсон вступил в партию Шинуй (под руководством Амнона Рубинштейна, в ту, какой она была тогда, до раздела вследствие появления партии Мерец, после чего возникла «Шинуй» под руководством Томи Лапида) будучи студентом в 1982 году. После этого, в составе группы под руководством Рубинштейна, он вступил в партию «Мерец». Был активистом «Мереца» в то время, когда были подписаны Соглашения в Осло[5], а также членом руководства «Мерец» до 2000 года[2]. В те годы его статьи в русско-язычной газете Вести выходили с подписью «Член руководства Мерец». Основной темой его статей была защита мирных договоров. После того, как в сентябре — октябре 2000 года разразилась Интифада Аль-Аксы, Якобсон вышел из «Мереца», так как считал, что израильский лагерь мира вообще и партия «Мерец» в частности обязаны недвусмысленно заявить, что Арафат виновен в войне[5]. Был парламентским помощником Амнона Рубинштейна и его политическим консультантом в то время, когда Рубинштейн был министром: связи в 1986—1987 годах, энергии и инфраструктуры (англ.) в 1992—1993 годах и министром образования и культуры (англ.) в 1993—1994 годах[2].

Якобсон регулярно пишет статьи в газетах на политические темы[2], в основном о праве наций на создание государства. Начиная с процесса Осло и до 2000 года часто писал в газете «Вести», где его голос был одним из очень немногих в защиту договоров Осло[5] и вопреки мнению большинства русско-язычной общины и сотрудников газеты (которые придерживались правых взглядов)[7]. В 2003—2004 годах писал публицистические статьи в газете «Маарив». Начиная с 2004 года пишет публицистические статьи в газете «Га-Арец» и дает интервью на телевидении на русском и иврите. В статьях и интервью он, в частности, объясняет свою политическую позицию. Так например, в статье «Нет политического дома»[8] в «Га-Арец» он пишет:

«Условия мира, которые я поддерживаю — два государства для двух народов, „Зелёная черта“ с обменом территориями, раздел Иерусалима по линиям, разделяющим арабское и еврейское население».

Исследования

Основными темами исследований Александра Якобсона являются: демократия, национальная политика, общественное мнение и выборы в древнем Риме, в основном в поздней Римской республике. В последние годы он, в основном, занимается правлением в Римской Империи: императоры Октавиан Август, Тиберий, отношение общества к правлению императоров, статус императорской семьи. Кроме того, он исследовал сионизм и современную национальную политику[6].

Древние времена

Выборы и управление системой выборов в Риме — исследование политической системы в поздней республике

Это название первой книги Александра Якобсона, изданной в 1999 году. Книга — результат работы для доктората, а также нескольких лет дополнительных исследований для ответа на вопрос: как влияли выборы на народ, элиту и на характер власти. Начиная с 80-х годов среди исследователей существуют разногласия по поводу характера власти в Римской республике и роли народа при этой власти. До этого времени бытовало мнение, что сенат и аристократия правили, а у народа не было реальной силы; хотя народные собрания и проводились, их роль была незначительной. В 80-е годы известный историк Фергус Миллар (англ.) выступил против этой точки зрения, утверждая, что у народа было больше силы, чем принято считать. Мнение Фергуса Миллара по этому вопросу описано в его книге[9]. Якобсон в определенной степени присоединяется к направлению, установленному Милларом, в критике принятой точки зрения. Якобсон проверил, как избирались магистраты и занимались важные должности, и в результате пришел к выводу, что у народа было больше силы, чем принято считать. Этот вывод основан, кроме прочего, на изучении способов, с помощью которых претенденты попадали в сенат, в числе которых был подкуп. Якобсон полагает, что если претенденты «ухаживали» за народом, значит у народа было больше силы, чем принято считать. В докторате он утверждал, что у народа было существенное влияние, а в книге писал об этом подробнее и пытался показать, что электоральная сила плебса давала ему также силу политическую. Большинство исследований Якобсона вращаются вокруг этой темы.

Одна из его статей — на тему о том, как оправдывали демократическое правление в Афинах[10][1].

В статье «Мы и они: Империя, память и самоопределение в речи Клавдия о вхождении галлов в римский сенат», вошедшей в книгу «О памяти. Междисциплинарный подход» под редакцией Дорона Мендельса (англ.)[11], Якобсон задает вопрос: кто такой римлянин? Рим предоставлял гражданство представителям других национальностей, проживающим на территории империи (а в конце — всем свободным гражданам). Якобсон исследовал вопрос, в чем смысл этого явления с точки зрения личности и культуры «присоединившихся» и с точки зрения самоопределения римлян. Он изучает это на примере вхождения галлов (которые уже получили римское гражданство раньше) в сенат. Император Клавдий был против; в своей речи в сенате он объяснял причины этого[12].

Сионизм и национальный вопрос

Израиль и другие народы: государство еврейской нации и права человека

Это — вторая книга Александра Якобсона; ее он написал вместе с профессором Амноном Рубинштейном. Книга вышла в свет в издательстве Шокан в 2003 году и была переведена на английский и французский языки. Книга рассматривает вопрос соответствия между Израилем в качестве Еврейского государства и Израилем в качестве демократического государства и пытается ответить на вопрос, есть ли противоречие между «еврейским» и «демократическим». По мнению авторов, сейчас это противоречие уже не существенно[13]. Легитимация еврейского государства основывается, по их мнению, на универсальном принципе (который должен относиться к двум народам на этой территории) права народов на национальное самоопределение. Поэтому международное сообщество постановило в плане раздела 1947 года, что для того, чтобы предоставить независимость двум народам, живущим на этой территории, надо организовать здесь два национальных государства: «еврейское государство» и «арабское государство» (по тексту постановления о разделе). Якобсон и Рубинштейн сравнивают характерные черты Израиля как еврейского государства с нормами, принятыми в современном демократическом мире. В частности, они сравнивают израильский Закон о возвращении с законами о репатриации — возвращения на национальную родину — существующими в нескольких демократических странах. Особый упор они делают на случаи Греции и Армении — двух классических народов диаспоры. Менее известные примеры — это Польша и Венгрия, Ирландия и даже Финляндия (по отношению к этнически финскому населению в бывшем Советском Союзе)[13]. Когда у государства есть диаспора — население, живущее в других странах, с которым государство считает себя связанным с культурной и исторической точек зрения — оно часто осуществляет официальную связь с этой диаспорой и даже предоставляет ее представителям помощь и особые права. Авторы приходят к выводу, что основные характерные черты Израиля как национального еврейского государства, соответствуют современным критериям либеральной демократии и защиты прав меньшинств. Вместе с тем, они критикуют некоторые другие существующие в Израиле точки зрения, как по вопросу статуса арабского меньшинства (которое они предлагают официально считать национальным меньшинством), так и по вопросу о религии в государстве[6].

Интересные факты

Давид Самойлов, друживший с Анатолием Александровичем, отцом Александра Якобсона, и знавший Александра с детства, рассказывает в дневнике об одной из встреч с ним:

«У нас в Опалихе Толя Якобсон со своим гениальным младенцем. Я научил его игре — фамилии предметов (стол — Ножкин, Крышкин и т.д.). Он мгновенно это трансформировал. Забор — Некрасов, кулак — Ломоносов, земля — Чернышевский, болото — Вяземский, рука — Державин, шахматы — Ахматова, почтальон — Ходасевич».

(Цитируется по мемуарам Георгия Ефремова «Заметки о Давиде Самойлове»[14]).

Монографии

  • Elections and Electioneering in Rome: A study in the Political System of the Late Republic, Historia Einzelschriften, Steiner Verlag, Stuttgart 1999, ISBN 978-3-515-07481-0.
  • אלכסנדר יעקובסון ואמנון רובינשטיין, ישראל ומשפחת העמים: מדינת לאום יהודית וזכויות האדם, שוקן, תל אביב ISBN 965-19-0588-3 2003.
  • French version: Israël et les nations. L’État-nation juif et les droits de l-homme, Presses Universitaires de France, Paris 2006, ISBN 978-2-130-55306-9.
  • English version: Israel and the Family of Nations: The Jewish Nation-State and Human Rights, Routledge, London and New York 2008, ISBN 978-0-415-46441-3.

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 Александр Якобсон, «Разговор о демократии: от Протагора до 19 декабря, «Новый мир», 1999 №12, на сайте «Журнальный зал». Ответы Якобсона «Новому миру» по поводу демократической перспективы России. Здесь, в частности, краткий пересказ статьи «Что понимает плотник в политике? Демократия и её оправдание в басне Протагора» (рус.)
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 תוכנית תקוה במנהיגות פוליטית, סגל ומרצים Программа «Надежда. Лидерство в политике», руководство и лекторы (иврит)
  3. 3,0 3,1 Александр Якобсон. Резюме на сайте Еврейского университета в Иерусалиме (англ.)
  4. 4,0 4,1 4,2 Книга «Elections and electioneering in Rome: a study in the political system of the Late Republic», глава «Acknowledgements», Google Books (англ.)
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Якобсон Александр, биография, Изруспедия, портал IzRus (17.5.2010) (рус.)
  6. 6,0 6,1 6,2 Доктор Александр Якобсон, биография на сайте Центра Мецилах (иврит) — Центр Сионистской, еврейской, либеральной и гуманистической мысли (иврит)
  7. Виктория Мартынова, Русское слово в Израиле, «Еврейское Слово» (2006, №4) (рус.)
  8. אלכסנדר יעקובסו אין בית פוליטי הארץ 25.2.2011 (Александр Якобсон, «Нет политического дома», «Га-Арец», (25.2.2011)) (иврит)
  9. F. Millar, The Crowd in Rome in the Late Republic, University Of Michigan Press, 1998 (англ.)
  10. מה מבין נגר בפוליטיקה? הדמוקרטיה והצדקתה במשל פרוטגורס (זמנים 64) (סתיו 1998), 33-23 «Что понимает плотник в политике? Демократия и её оправдание в басне Протагора», «Времена» №64 (осень 1998), стр. 23 — 33 (иврит)
  11. «Us and them: Empire, memory and identity in Claudius' speech on bringing Gauls into the Roman Senate», в книге «On Memory. An Interdisciplinary Approach» под редакцией Дорона Мендельса (англ.) , Peter Lang, Bern 2007, стр. 19 — 36, ISBN 978-3-03911-064-3 (англ.)‏‏
  12. Ovidiu Creanga, Putting Public Memory On Stage, H-NET Reviews, Октябрь 2008 (краткое содержание всех статей книги «О памяти. Междисциплинарный подход») (англ.)
  13. 13,0 13,1 Michael Galchinsky, «Israel and the Family of Nations: The Jewish Nation-State and Human Rights» на сайте журнала «Current Intelligence» (20.9.2010) (англ.)
  14. Георгий Ефремов, «Жёлтая пыль, Заметки о Давиде Самойлове», журнал «Дружба Народов», 2003, №10 на сайте «Русский Журнал» (рус.)

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках