Россия. ЕВРЕИ НА ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО 14 в.
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Россия. ЕВРЕИ НА ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО 14 в.
На землях Восточной Европы, примыкающих к Черному и Азовскому морям (часть из них входит ныне в состав Российской Федерации, часть — Украины), евреи впервые появились не позднее 2–1 вв. до н. э. в греческих полисах (впоследствии в составе Боспорского царства, Римской империи); их разговорным языком был греческий. Еврейские общины имели кладбища, синагоги, общественные строения; среди евреев были знатные горожане и воины (надгробная плита воина-еврея 1 в. н. э. найдена в Тамани). Миграции привели в регион новые этнолингвистические группы евреев; в боспорских еврейских памятниках 3–4 вв. наряду с греческим языком используется иврит. По сведениям Иеронима, в конце 4 в. в Боспорском царстве жили евреи — потомки тех, кто был изгнан во времена ассирийского и вавилонского пленений, а также участников восстания Бар-Кохбы. На еврейских надгробиях 5 в. (Северный Кавказ входил тогда в состав алано-гуннской державы) греческие надписи не встречаются, остаются только еврейские символы. То же — на еврейских надгробиях Таманского полуострова 6–8 вв.; в конце этого периода появляется значительное количество еврейских памятников с традиционной символикой (менора, жезл Аарона, шофар), на оборотной стороне которых — обозначения родовых знаков тюрок-кочевников (тамг), что отражает известный из еврейских письменных источников факт перехода в иудаизм правителей и знати Хазарии (см. также Надгробие). Таманский полуостров все это время остается крупным центром сосредоточения евреев; византийский хронист Феофан под 671 г. отмечает: «... в городе Фанагория и его окрестностях около живущих там евреев проживают также и многие другие племена».
Следующий период истории восточноевропейских евреев связан с судьбой Хазарской державы, сложившейся на Северном Кавказе, распространившей в 8–9 вв. свою власть на огромную территорию востока Европы и, в частности, обложившей данью некоторые славянские племена. Судя по этнониму «жид», обозначающему евреев у славянских народов (а также у их соседей — венгров, румын, литовцев и других), ранние контакты славян с евреями установились через хазар (как полагают, слово «жид» происходит от хазарского джихид, восходящего к персидскому джухуд от ивритского иехуди). По данным написанного на изысканном литературном иврите так называемого Киевского письма из генизы Каира, в начале 10 в. в Киеве существовала еврейская община (под письмом — подписи двенадцати человек); в городе находился и хазарский наместник, контролировавший переписку. Под покровительством хазарских правителей расцвела торговля между Востоком и Западом. Ее осуществляли, в частности, и еврейские купцы — раданиты, владевшие, как сообщает географ 9 в. Ибн-Хурдадбих, несколькими языками, в том числе славянским. Раданиты вели торговлю рабами, шелком, мехами и оружием, а также восточными пряностями. Возможно, подписавшие Киевское письмо были потомками раданитов. «Герой» письма Яаков бар Ханукка и его не названный по имени брат, убитый разбойниками в торговом путешествии, были богатыми купцами. Некоторые киевские евреи в начале 10 в. носили хазарские (например, Манар, Манас) и славянские (например, Гостята) имена. В конце 10 в. Хазарский каганат был разгромлен войсками киевского князя Святослава, и еврейские общины на востоке Европы оказались под властью князей Древней Руси.
Помимо письменных сообщений, сведения о ранних контактах восточных славян и евреев отражены в былинах, записанных в 19 в. в северных губерниях России и отражающих (с неизбежными искажениями) реалии Киевской Руси 10–13 вв. По некоторым предположениям, известная былина о богатом новгородском «госте» (купце) Садко имеет еврейское происхождение. Былины «киевского цикла» повествуют о сражениях русских богатырей с «жидовинами» (вероятно, хазарами), Днепр в некоторых из них называется «Израй-река» (предположительно, от этнонима Израиль). Византийский император и историк 10 в. Константин Багрянородный в работе «Об управлении империей» приводит второе название Киева — Самбат, что исследователи связывают с еврейским именем Шабтай или рекой Самбатион. Летописи упоминают Жидовские ворота, Жидовский и Хазарский кварталы в Киеве. В 986 г., отмечает летописное предание, некие хазарские евреи безуспешно склоняли киевского князя Владимира к переходу в иудаизм; Владимир предпочел византийское христианство (988). Из православной литературы (житийной и полемической) видно, что религиозные споры с иудеями занимали большое место в жизни киевского клира вплоть до монгольского нашествия в 1240 г. Киевские евреи перевели с иврита на древнерусский библейские книги Даниэль и Эсфирь, отрывки из книг Иосифа Флавия, популярное историческое сочинение Иосиппон, а также апокрифы «Исход Моисея», цикл легенд о Соломоне, «Слово Зоровавеля». Эти переводы дошли до нового времени в поздних христианских копиях (см. также Православие. Русская православная церковь). Можно полагать, что в начале 12 в. киевские евреи обладали не только культурным, но и значительным экономическим влиянием, что вызывало недовольство как их конкурентов — купцов, так и городских низов. В 1113 г. киевские евреи, которым покровительствовал князь Святополк II, после его смерти подверглись разгрому со стороны восставших против княжеской администрации горожан; в 1124 г. в городе был большой пожар, от которого пострадал и Жидовский квартал.
Евреи жили не только в столице, но и в других княжествах Руси. На территории Тмутараканского княжества (Таманский полуостров) они принимали активное участие в политических распрях. В 1079 г. восставшие жители (летопись именует их хазарами, но среди них были и евреи) захватили в плен князя Олега Святославича и отправили его в Византию (в 1094 г. Олег вернулся в Тмутаракань и сурово расправился с повстанцами). За пределами торгового пути Запад-Восток летописи упоминают евреев очень редко. Во Владимире-на-Клязьме во второй половине 12 в. при дворе Андрея Боголюбского служил еврей Ефрем Моизич; по другим сообщениям, иудаизм исповедовал и княжеский ключник Анбал Ясин («ясин» — «осетин», может быть, просто «кавказец»); оба приняли участие в боярском антикняжеском заговоре 1174 г. Во Владимире-Волынском, согласно летописи, евреи, любимцы князя Владимира Васильковича, горько оплакивали его смерть (1288). Один из документов князя Федора Смоленского (1284) заверен печатью, изготовленной гравером Моисеем — по мнению историков, евреем. Еще один не названный по имени «жидовин» был откупщиком налогов после захвата города Кашина (Ростовского княжества) татарами и, по словам летописца, «ввел в тягость» горожан.
В еврейских средневековых источниках Восточная Европа (вплоть до Праги) именовалась Ханаан; ученые того времени мифологически связывали славян с обитателями библейского Ханаана и славянский язык называли кнаанит. Евреи с востока Европы посылали порой своих детей учиться в иешивы Запада; так, Ицхак из Русии учился в Вормсе, а Ашер бен Синай — в Толедо. Талмудист (см. Талмуд) первой половины 12 в. Моше из Киева учился, по всей видимости, у Яакова бен Меира Тама (есть свидетельства, что они были лично знакомы) и переписывался с Шмуэлем бен Али hа-Леви Гаоном, главой иешивы в Багдаде. Раши в своих комментариях к Пятикнижию счел нужным перевести отдельные слова первоисточника не только на старофранцузский и идиш, но и на кнаанит (он приводит по-славянски слова «червяк», «перина» и другие). Но талмудическая образованность у евреев Руси отнюдь не была всеобщей, и византийские евреи средневековья с удивлением отмечали, что к северу от империи живут евреи, не знающие ни одного языка, кроме кнаанит. Один из этих евреев, побывавший у своего родственника в Салониках и совершивший паломничество в Иерусалим, рассказывал, что из-за незнания языков путешествие для него было трудным.
Славяноязычная еврейская община Киевской Руси основательно пострадала от татарского нашествия; сильный урон нанесли ей и междоусобные войны князей. Однако на землях Великого княжества Литовского (см. Литва), включавшего в 14 в. Смоленск, территории современной Белоруссии и северной Украины, оставались евреи, говорившие (а иногда писавшие) по-славянски. С конца 14 в. на этих территориях поселяются ашкеназы; их приток усилился в 15–16 вв. Малочисленная община говоривших на кнаанит ассимилировалась в среде носителей идиш, однако еще в середине 15 в., как сообщают респонсы, часть еврейских жителей Бреста называла его «Брест», по-славянски, а другая — «Бриск», как это принято на идиш. От «кнаанитской» общины сохранились в ашкеназской среде личные имена, преимущественно женские: Злате (ср. чешское злата, то есть золотая), Зейде (ср. белорусское дзед, то есть дед), Слове (славянское слава), Хволе (славянское хвала), Бадане (ср. белорусское багдана, то есть `Богом данная`), Черна, Чарна (то есть черная) и другие. Мужские имена «ханаанских» евреев дошли до поздних времен в составе фамилий, например, Живов (от древнего имени Жив, соответствовавшего Хаим, Хай). Крымчаки, ассимилировавшие некоторую часть еврейской славяноязычной общины, сохранили до 20 в. женские имена Прва (от древнеславянского първа, то есть первая), Зденка (`жданая`, ср. чешское Зденка) и другие.