Рабейну Там
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||||
|
Яаков бен Меир (иврит יעקב בן מאיר), известен также как Рабейну Там ( רבנו תם) (1100—1171) — один из основателей тосафистской школы, лидер еврейства Франции, поэт.
Время деятельности Рабейну Там в истории иудаизма |
---|
Биография
Второй сын Меира бен Шмуэля и Йохевед, средней дочери Раши. Родился в деревни Рамеру (Ramerupt) в провинции Шампань во Франции. Его учителями были его отец и старший брат. Жил в Рамеру, Труа и Блуа.
После взросления очень бысто приобрёл известность как ведущий мудрец своего поколения. Авраам бен Давид, испанский хронист отмечает в «Сефер а-кабала» заслуги Рабейну Тама, но не Раши. К нему обращались с вопросами со всей Франции, включая Прованс, и даже из Италии. Рабейну Тамом был создан раввинский суд, который он назвал крупнейшим судом своего поколения. Велико было влияние рабейну Тама на решения многих общинных вопросов, связанных с образованием, статусом женщин, улучшением еврейской жизни.
В 1146 при втором крестовом походе, был почти убит погромщиками, однако заступничество важного вельможи из крестоносцев его спасло.
В 1171 присутствовал при кровавом навете в Блуа, где осудили на смерть 40 евреев. После этого события, день, когда это произошло — 20 сивана, был объявлен национальным трауром у ашкеназских евреев. Известен 31 пиют, написанный рабейну Тамом, где чувствуется подражание испанским поэтам, что привело испанских поэтов начать полемику с ним.
Похоронен на старом еврейском кладбище Рамеру вместе с братом.
Влияние на развитие Устного Закона
В еврейской традиции имя Рабейну Там связывается с постановлением по поводу порядка пергаментов в тфилин (филактериях), противоречащего мнению его деда, Раши.
Археологические исследования, однако, показывают древность обеих традиций.
Источники
- КЕЭ, том 8, кол. 743–744
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Рабейну_Там Статья "Рабейну Там" из Википедии
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Там Я‘аков бен Меир в ЭЕЭ
Там Яаков бен Меир
ТАМ Я‘аков бен Меир (раббену Там, `наш учитель Там` /на иврите буквально `совершенный`, а также `кроткий`; см. Быт. 25:27/; родился, по-видимому, в 1100 г., Рамрю, Северная Франция, – умер в 1171 г., Труа), внук Раши, тосафист (см. Тосафот) и крупнейший еврейский ученый 12 в. Зарабатывал на жизнь ростовщичеством (см. Ссуда денежная) и виноделием. Эти типичные для французских евреев в этот период занятия заставляли Тама поддерживать контакты с французской знатью и властями, с которыми у него были многочисленные конфликты. Отношение Тама к неевреям в его галахических постановлениях (см. Галаха) в значительной степени объясняется его прямым знакомством с ними. Во время второго крестового похода Там подвергся нападению крестоносцев и чудом избежал смерти (1146), после чего покинул Рамрю.
Еще при жизни Там был признан величайшим еврейским ученым своего поколения. К нему прибывали ученики из таких отдаленных от Франции мест, как Богемия и Россия. Там требовал признания своего бет-мидраша высшей галахической инстанцией и настаивал на признании своего авторитета учеными Прованса и Германии. Там осознавал себя лидером своего поколения и стремился укрепить еврейскую общинную жизнь.
В своих галахических решениях Там выказывал глубокий консерватизм в вопросах, связанных с установлением новых обычаев, однако это не помешало ему отменить те обычаи, которые казались ему лишенными смысла, и ввести новые установления, соответствующие меняющимся условиям жизни. «Такканот раббену Тама» имели большое влияние на жизнь еврейских общин.
Тосафот к Вавилонскому Талмуду основаны на объяснениях, постановлениях и глоссах Тама. Основное сочинение Тама – «Сефер ха-яшар» («Книга праведного»; впервые издана в Вене, 1811 г.), первая часть которой состоит из респонсов, а вторая – из новелл (однако это лишь малая часть его респонсов, многие из которых еще до сих пор не опубликованы). Основная тенденция в новеллах Тама – подтверждение талмудических текстов и доказательство того, что в эти тексты не нужно вносить изменения. «Сефер ха-яшар» дошла до нас в крайне плохой сохранности и даже после огромной работы, проделанной издателями, в ней еще осталось много темных и труднообъяснимых мест. Последующим поколениям ученых были известны «Сефер ха-псаким» («Книга постановлений»; см. Раввинистическая литература) и комментарии к Пятикнижию Тама, которые не сохранились. Его «Хилхот сефер ха-Тора» («Законы, относящиеся к свитку Торы») напечатаны в Махзоре Витри.
Там был первым еврейским ученым во Франции, который под влиянием испанских и провансальских поэтов писал рифмованные стихотворения (см. Пиют). Он обменивался стихами с Аврахамом Ибн Эзрой. Там также слагал пиюты во франко-германском стиле (см. также Еврейская литература средних веков и Возрождения).
Относительно «тфиллин шел раббену Там» и «тфиллин шел Раши» – обе традиции очень древние, как показывают находки в Кумране.