Исторические исследования Хазарского каганата
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
21.06.2011 | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Исследования истории хазар начались с изучения письменных источников ещё на заре исторической науки - в XVII - XVIII веках. Корпус письменных источников был существенно пополнен в XX веке в результате поиска в арабских источниках и открытия материалов Каирской генизы.
Лингвистические исследования внесли свою долю в научные знания о происхождении хазар. К сожалению, возникшее в последние годы увлечение любительской лингвистикой затронуло и хазарскую тематику. Множество работ, трактующих письменные памятники хазар чисто эвристически, игнорируя общепринятые методы лингвистической науки, способствуют возникновению путаницы в общественном сознании. См., например, Александр М. Кобринский. В стороне от беллетристики (о Хазарском каганате)
С конца XIX века археологические раскопки играют всё большую роль в исследованиях истории Хазарского царства. Раскопки Саркела на месте затопления Цимлянского водохранилища в 1950-х годах дали решающий материал для хазарских исследований. С тех пор археологические данные регулярно пополняются. В начале XXI века археологам удалось найти столицу Хазарского царства Итиль.
Идеологическое влияние на исследование хазарской истории всегда было сильным и оказывало негативное влияние на качество результатов. Спекуляции на материале хазарской истории всегда преследовали какие-либо политико-идеологические цели. В последнее время они свелись в основном к обслуживанию антисемитской пропаганды. См., например, Занд, Шломо и книга "Кто и как изобрел еврейский народ"
Содержание |
Основные источники
История хазар отражена в различных письменных источниках, большая часть из которых оставлена соседними с хазарами народами, имевшими устойчивую письменную традицию. Освещение хазарской истории не является равномерным. Источники IV-VI вв. хазар практически не знают, так как те в это время находились в тени более могущественных народов.
В более поздних хрониках, сведения о хазарах применительно к данной эпохе есть, но они зачастую анахроничны. В период VII-VIII вв., когда хазарская держава находилась на пике могущества, преобладают сведения, связанные с хазарскими завоеваниями. Многие из этих данных были записаны позднее, не ранее сер. IX века. Во 2-й пол. IX в. с формированием арабской географической науки появились описания внутреннего устройства Хазарии.
Самым информативным в источниковедческом плане является X век, так как от него дошли, во-первых, собственно хазарские памятники, а во-вторых, несколько произведений, написанных современниками событий и специально посвящённых описанию иностранных государств, в том числе Хазарии (Ибн Фадлан, Константин Багрянородный).
Хазарские источники
Текстов на хазарском языке не обнаружено, хотя какие-то хазарские летописи, скорее всего, существовали, так как о них есть упоминания. Тем не менее, собственные хазарские памятники существуют. Они представлены т. н. Еврейско-хазарской перепиской, включающей в себя два письма на иврите, из которых одно написано хазарским царём Иосифом (ок.961), а другое его подданным — анонимным евреем (ок. 949). В обоих документах приводятся сведения о происхождении хазар, обстоятельствах принятия ими иудаизма, правящих царях и их деятельности, а также географии Хазарии.
Недавно был открыт ещё один источник еврейско-хазарского происхождения — автограф рекомендательного письма из иудейской общины Киева (X в.) Некоторые из его подписантов наряду с еврейскими носили хазарские (тюркские) имена, что стало подтверждением практики прозелитизма в каганате. Последняя фраза в письме написана разновидностью древнетюркских рун. Подобные надписи (очень краткие) обнаружены в ходе археологических исследований. Дешифровать их пока не удаётся.
Арабо-персидские источники
Самый большой и разнообразный массив сведений как в количественном, так и в качественном плане содержится в источниках из стран Халифата. Они представлены двумя жанровыми группами: историческими и географическими произведениями, которые отражают, соответственно, два рода контактов между Хазарией и исламским миром.
Исторические сочинения посвящены хазаро-иранским и хазаро-арабским столкновениям, а географические — мирному взаимодействию, основанному на торговле. В первом случае речь идёт об эпохе VII — VIII вв., когда арабы сталкивались с хазарами в битвах за Закавказье, во втором — о IX — сер. Х в., когда через Хазарию была налажена торговля и в Итиле возникла мусульманская община.
Для более раннего периода (VI века) арабы черпали сведения из Сасанидских хроник, которые до наших дней не сохранились. Среди авторов-историков нужно назвать Белазури, ал-Йакуби, ат-Табари, ал-Куфи, Халифу ибн Хайата и др.
Сведения о роли хазар на Кавказе в эпоху заката Каганата можно почерпнуть из более поздней по времени становления региональной историографии граничащих с Хазарией прикаспийских областей. К сожалению, она сохранилась плохо. В середине XIX века азербайджанским учёным М.А. Казем-бегом была опубликована средневекоая персидская хроника Дербенд-Наме. Хроники Дербента и соседних областей частично уцелели в составе сочинения турецкого автора Мюнаджи-Баши, опубликованного в 1930-х годах русским учёным В.Ф. Минорским.
Многие вопросы хазарской истории было бы невозможно реконструировать без географических произведений. Эта группа источников обладает исключительной источниковедческой ценностью, поскольку сочинения, во-первых, создавались современниками событий, а во-вторых, были специально посвящены описанию внутреннего устройства чужих народов, чего не было в христианской историографии.
До наших дней эти произведения дошли в поздних и сокращённых редакциях, благодаря тому, что каждое поколение географов воспроизводило в современных работах информацию предшественников. По представлениям арабов, Хазария располагалась в предпоследней из обитаемых областей — шестом климате Земли.
Её территория первоначально представлялась страной демонических народов Гога и Магога, но по мере развития контактов, на смену фантастическому взгляду пришёл реальный. Именно из арабской географии известны подробности хазарского двоевластия (о лишённом власти кагане и беке), некоторые обстоятельства иудаизации хазар и степень распространения иудаизма, описания хазарских городов, из которых подробнее всего охарактеризована столица.
Огромную важность имеют прямые и косвенные указания об этнической принадлежности хазар. Среди географических работ наибольшее значение имеют «книги путей и стран», посвящённые описанию торговых маршрутов. Первым из сохранившихся произведений этого рода является труд Ибн Хордадбеха (сер. IX в). К этому же времени восходит информация Ибн Русте.
Обстановка X века отражена у географов т. н. «классической школы»: Истахри, Ибн Хаукаля, Мукаддиси). К этому кругу примыкают труды знаменитых путешественников X века — Ибн Фадлана и Мас’уди, которые побывали у границ Хазарии. (Первый в 922 году посетил Волжскую Булгарию, а второй в 940-е гг. Южный Прикаспий).
В сочинении "Фарс-наме" историка и географа XII века Ибн аль-Балхи повествуется о том, что сасанидский шах Хосров I Аноширван (531-579) поместил около своего трона три других золотых трона - для китайского и византийского императора и царя хазар на случай их визита.[1]
Византийские источники
Греческие известия о хазарах относительно немногочисленны, поскольку византийская историография этого времени переживала состояние упадка. Для первого периода истории каганата имеют значение два произведения, восходящие к общему источнику: «Летопись Феофана», написанная в нач. IX век и «Бревиарий» (Краткая история) патриарха Никифора, созданный чуть ранее. Византийцы сохранили наиболее чёткое определение момента возвышения хазар, которое они связывали с разгромом Великой Болгарии. Этот взгляд (подкреплённый хазарским преданием в письме Иосифа) перешёл в современную науку. Сведениями о поздней Хазарии мы обязаны императору Константину Багрянородному. В 948—952 он написал в качестве наставления для своего сына Романа трактат «Об управлении империей». где собрал информацию о народах, окружающих Византию, и дал откровенные советы, как себя с ними вести. Среди сообщений о Хазарии там есть подтверждение арабских данных об иудаизации хазар и двоевластии, уникальные свидетельства о построении Саркела, хазарско-венгерских, хазаро-печенежских и хазаро-аланских отношениях, а также едва ли не единственное упоминание о каких-то смутах в каганате (в связи с мятежом каваров).
Другой важный источник сведений представлен житийной литературой, герои которой, несмотря на специфику жанра, действуют в реальной политической обстановке. Памятники сохранились как в греческих, так и в славянских редакциях. О Хазарии упоминают Житие Иоанна Готского (для событий кон. VIII века), Житие Стефана Сурожского (2-я пол. VIII в.) и, особенно Житие Константина-Кирилла (пространная редакция), где описан визит миссионера в Хазарию в 860—861 и приводится христианская версия хазарской полемики.
В византийской литературе топоним Хазария сохранялся дольше всего. Это название закрепилось за Восточным Крымом. Позже оно перешло в итальянские документы и применялось вплоть до XVI века.
Закавказские источники
Важное значение имеют источники на древнеармянском и древнегрузинском языках. Они отражают период VII—VIII вв., когда хазары, которых здесь называли «северными варварами», хозяйничали в Закавказье. Армянская историография оставила наиболее ранние описания хазар, в некоторых из них деятельность хазар переносится в первые века н.э., что является анахронизмом. Незаменимыми источниками по начальной хазарской истории являются «Армянская География», созданная в кон. VII в. Ананием Ширакаци, и «История страны агван» Мовсеса Каланкатваци, посвящённая истории Кавказской Албании. Также стоит отметить «Историю» Левонда, где с позиции независимого наблюдателя описываются арабо-хазарские войны. Из грузинских источников ценные сведения о хазарских мероприятиях во 2-й пол. VIII в. содержатся в Летописи Картли и в агиографическом сочинении «Мученичество св. Або Тбилисского».
Сирийские источники
Считается, что первое бесспорно достоверное известие о хазарах содержится в сирийской хронике Псевдо Захария, 2-й пол. VI в. Событийная история хазар получила отражение в трудах поздних авторов Михаила Сирийского (XI в.) и Бар Гебрея (XII в.).
Русские источники
Свидетельств о хазарах восточнославянского происхождения относительно немного. Это связано с тем, что древнерусское летописание началось после падения каганата. Основной источник — «Повесть временных лет», куда данные о хазарах попали, частично из византийской литературы, а в своей оригинальной части, вероятно, из устной традиции. С точки зрения характеристики русско-хазарских отношений информация предельно лаконична, но она проливает важный свет на систему взаимоотношений хазар с зависимыми народами. А такие данные сами по себе очень редки. После 965 года, которым в летописи датируется разгром хазарского войска Святославом, упоминается посольство хазарских иудеев к Владимиру в 986 году, а затем хазары фигурируют только в связи с событиями в Тмутараканском княжестве. Другим древнерусским источником, упоминающим о хазарах, является «Память и похвала князю Владимиру» Иакова Мниха (вторая половина XI в.), где приводятся неизвестные по летописи подробности хазарской политики Владимира. В древнерусской литературе имеется повесть, сохранившаяся в Еллинском летописце XV в., «О царе Казарине и о жене его», являющаяся вариантом византийского произведения о Юстиниане II, женившимся на хазарской принцессе.
Еврейские источники
Отдельные упоминания о хазарах имеются у еврейских авторов. Из современников — у еврейского путешественника Эльдада hа-Дани (2-я пол. IX в.) и в письмах главы вавилонской диаспоры — гаона Саадии (1-я пол. X в.), а также в итальянском хронографе Иосиппон (Х в.). Из поздних источников самым большим по объёму является книга Иеhуды hа-Леви «Кузари», имеющая своим сюжетом религиозную полемику при обращении хазар. Автор стремился доказать торжество иудаизма, и построил повествование в форме вымышленных диалогов хазарского царя с еврейским проповедником. Галеви ссылается на хазарские летописи и называет точную дату хазарского обращения.
Западно-европейские источники
Произведения, созданные в христианской Европе, оригинальных известий о хазарах практически не содержат, но представляют определённый интерес с точки зрения подтверждения некоторых фактов и помогают понять, как сведения о хазарах распространялись во внешнем мире. Впервые в латиноязычных сочинениях хазары упоминаются ок. 700 г. в Равеннском анониме. Несколько раз они упомянуты в Баварском географе. Ок. 864 г. аквитанский монах Христиан из Ставелло, отметил, что хазары исповедуют иудаизм.
Археологические данные
До настоящего времени не существует общепринятых критериев для идентификации собственно хазарского этноса, а территория коренной Хазарии (особенно Нижнее Поволжье) обследована недостаточно. Памятники на основной территории каганата (Подонье, Приазовье, Крым) связываются, по господствующей точке зрения, с салтово-маяцкой археологической культурой. Её носителями в лесостепной зоне было аланское население, а в степной тюркское.[2]
Исследования, начавшиеся в начале XX века, были продолжены в советское и постсоветское время и позволили обнаружить большое количество протогородских центров и укреплений. Из них с городами письменных источников достоверно отождествлены только Саркел — Левобережное Цимлянское городище (затоплено Цимлянским водохранилищем) и Таматарха — Таманское городище. Идентификация Беленджера и Семендера среди дагестанских городищ носит дискуссионный характер.
Что касается столицы Итиля, то долгое время предполагалось, что он мог быть затоплен из-за изменения уровня Каспийского моря,[3] однако к 2008 году у археологов появилось обоснование версии о нахождении Итиля на Самосдельском городище в Астраханской области на месте города времён Золотой Орды. Такая идентификация базируется на открытии городища домонгольских времён, единственного такого рода в Астраханской области. Планиграфия городища совпадает с тем, что известно о Итиле из письменных источников.[4]
К числу проблем хазарской археологии относится более тесная интеграция полевых данных с письменной историей.
Результаты раскопок второй половины XX века
Раскопки объектов, относящихся к Хазарскому каганату (прежде всего экспедиции под руководством М.И. Артамонова и С.А. Плетнёвой) позволили более или менее уверенно установить следующие факты.
- Этнические хазары были меньшинством в возглавляемом ими племенном союзе, впоследствии ставшем государством. Погребения собственно хазар сконцентрированы у городов. Другие племена были как тюркского, так и другого происхождения (например, аланы).
- Завоевание морских портов было предпринято вследствии расцвета экономики и потребности в торговле.
- Завоевание хазарами городов и областей не приводило к разорению и массовому изгнанию населения. На завоёванной территории Великой Болгарии (степях Тамани и Крыма) продолжали оставаться болгары, ведшие прежний образ жизни.
- Города Дагестана, завоёванные арабами у хазар, опустели после этого. Население ушло в степи Донского бассейна, где занялось кочевым скотоводством.
- Хазары захватили районы лесостепи на Днепре, населённые славянами, и создали там в VIII веке военные поселения из алан.
- Принятие хазарамииудаизма и проживание евреев в хазарских городах оставило слабый (или пока не полностью обнаруженный) след в археологических артефактах. Большинство раскопанных погребений этого периода - языческие. Редкие надгробья евреев в городах иногда несут тюркские знаки (тамги), что может означать, что там похоронены геры - тюрки.
- Нашествие русов в 960-х годах IX века сопровождалось разрушениями и пожарами, но города были немедленно восстановлены и жизнь в них продолжилась. Однако впоследствии они подверглись опустошительной агрессии печенегов, а потом половцев (кипчаков). На окраинах государства хазарская культура существовала до конца XI века.[5]
Основные этапы исследований
На истории о хазарах обращали внимание различные авторы в Средние века и в Новое время. Собственно научные исследования начались в XIX веке.
= Ранние исследования в России
В 1830-х годах русский историк В.В. Григорьев собрал всё, что было к этому моменту известно по теме в книге "Россия и Азия". Также обобщающие монографии писали Д.И. Языков и П.В. Голубовский.
Еврейские учёные Ю.Д. Бруцкус и Г.М. Барац, а также Н.А. Мещерский исследовали еврейское влияние на древнерусскую культуру, переданное через хазар.
В течение XIX были опубликованы и введены в научный обиход арабские и прочие исламские источники. Хазарской тематикой активно занимались Д.А. Хвольсон и А.Я Гаркави, участвуя в дискуссиях с караимским учёным Фиркович, Авраам Самуилович, который собрал ценную коллекцию исторических артефактов и документов по теме.
Исследования в Венгрии
В начале XX века венгерские лингвисты - тюркологи по ходу исследований ранней венгерской истории начали углублённо обрабатывать доступные им материалы по хазарскому языку. К этому времени было известно, что часть хазар (кабары) стали частью венгерского народа и внесли свой вклад и в формирование венгерского языка.
Основной вывод этих исследований: хазары говорили на булгарском языке (как и булгары - тюркский народ, побеждённый хазарами). Этот язык в некоторых источниках называется огурским. Его отдалённымпотомком является современный чувашский. Оппоненты этой точки зрения считают, что хазары говорили на одном из вариантов стандартного тюркского языка.
Вопрос о присхождении этнонима "хазар" находится в центре острых дискуссий, где нет ничего похожего на общепринятую точку зрения.[6]
Исследования в двадцатом веке
В 1932 году П.К. Коковцев опубликовал полностью еврейско-хазарскую переписку, до того известную лишь во фрагментах, и подробно доказал её подлинность.
В 20-30-е годы российские и украинские учёные, работая как в СССР, так и в эмиграции, вводили в научный оборот средневековые источники по хазарской истории. Эта работа продолжилась и после Второй мировой войны с участием учёных из стран Восточной европы.
Раскопки под руковдством М.И. Артамонова в 30-х годах дали новый старт исследованиям истории хазар. До конца двадцатого века Артамонов и его ученица С.А. Плетнёва стали ведущими специалистами этой тематике. С 1970-х годов стали накапливаться результаты археологических исследований и текстологических изысканий как с СССР, так и в свободном мире.
Идеологические влияния в хазарских исследованиях
Ещё на заре научного хазароведения его постарались привязать к политическим интересам текущего момента.
Хазарская тема сразу же попала в фокус идеологических дискуссий того времени (славянофилы против западников, сторонники реформ против абсолютистов). В хазарском влиянии искали истоки русской государственной модели.
Историки С.М. Соловьёв и В.О. Ключевский рассматривали русскую историю как борьбу Леса против Степи, то есть культурных оседлых земледельцев против диких кочевых скотоводов. При этом славянам приписывалась роль защитников Европы. Это была господствущая идеология, которой придерживались крупнейшие российские обществоведы того времени (Милюков, Плеханов и т.д.).[7] Тем не менее, Ключевский заметил, что "хазарское иго" положительно повлияло на экономическое развитие славян, открыв им доступ к черноморским и каспийским рынкам.
Основатель современной украинской исторической науки М. Грушевский вообще рассматривал именно хазар как щит Европы (и славян) от азиатских орд. Эту точку зрения разделял Г.В. Вернадский (сын академика В.И. Вернадского). В дальнейшем этот взгляд стал характерным для евро-азиатской школы историков.
В то же время продолжает существовать точка зрения на кочевников как на враждебную разрушительную силу и соответствующая трактовка роли хазар в истории Восточной Европы.
Во время возвращения государственного антисемитизма и русского шовинизма в политику СССР под удар попал прежде всего ведущий археолог-хазаровед М.И. Артамонов. Публикации по теме подверглись цензуре и были сокращены до минимума. Коммунистические идеологи во главе с академиком Рыбаковым внедряли представления о хазарском государстве как о маленьком вредном соседе Руси.
Для маскировки, а возможно, и попав под влияние господствовавшей идеологии, даже крупнейшие учёные (Артамонов, Плетнёва) вставляли в свои труды отрицательные пассажи в адрес хазарской державы по поводам, не дававшим для этого реальных оснований.
По мере развития антисемитизма в официальной советской идеологии отдельным авторам позволялось развивать идеи досоветских времён, в том числе протонацистские, мистические и уж явно немарксистские. Самым известным из таких авторов являлся Л.Н. Гумилёв, начинавший как историк и развивавший идею о желательности для России общественной модели кочевых скотоводов. В последних книгах этого автора уже не было попытки выдержать формат, обязательный для научных трудов, и антисемитские идеологемы подавались в чистом виде.
Наукообразные и антинаучно-популярные труды на хазарскую тематику
Кажущаяся доступность сведений о хазарах порождает книги, написанные без соблюдения общепринятых в научной литературе правил и ограничений. Часто они обслуживают предвзятую точку зрения, когда автору не нравятся евреи или, наоборот, он пытается приписать евреям все исторические достижения и преувеличить их значение везде и всегда.
Таковы, например, труды Артура Кёстлера и Бориса Альтшулера.[8]
Глава караимов Авраам Фиркович, желая вывести свою общину из-под антисемитских российских законов, старался доказать происхождение караимов Крыма от хазар, а не от древних евреев. Он дошёл до сознательных фальсификаций, чем сильно затруднил учёным пользование материалами своей коллекции.
В современную эпоху многие российские и украинские беллетристы, настроенные националистически и антисемитски (например, В. Кожинов), выпускают тексты о вреде "хазарского ига". Как правило, они снабжены произвольными ссылками на исторических персонажей и события.[9]
Литература
- Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005
- Альтшулер Б. Последняя тайна России. Пер. С. Маркин, С. Буланин, М., 1996
- Артамонов М. И. История хазар. — Л.,1962. 2-е Изд. СПб.,2001. ISBN 5-8114-0377-1
- Е. Березанский "Евреи, хазары, Русь". Герцлия, "Исрадон", 2006
- Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X в. — М.-Иерусалим, 2000. ISBN 5-93273-126-5
- В.В. Григорьев. Россия и Азия. СПб., 1876
- Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе: Горган и Поволжье — М.,1962
- Кёстлер, Артур Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие. — СПб, 2001. ISBN 5-8071-0076-X Английский текст (A. Koestler. The Thirteenth Tribe. The Khazar Empire and its Heritage. London. 1976)
- Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка X века. — Л.,1932.
- Магомедов М. Г.Образование Хазарского каганата: По материалам археологических исследований и письменным данным. — М.,1983.
- Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. — М.,1963.
- Москович В., Петрухин В., Федорчук А. Хазары. Khazars. / Сб. статей. Серия Bibliotheca Judaica. Мосты культуры — Гешарим: Москва — Иерусалим, 2005. ISBN 5-93273-196-6
- Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — М.,1990.
- Плетнева С. А. «Хазары». — М.,1976.
- Brook K.A. The Jews of Khazaria. 1st edition. — Northvale, NJ: Jason Aronson, 1999.
- Dunlop D. M. The History of the Jewish Khazars. — Princeton, 1954.
- Golden P. B. Khazar Studies: A Historic-philological Inquiry into the Origins of the Khazares. Budapest, 1980. V. 1-2.
- Ludwig D. Struktur und gesellschaft des Chazaren-Reiches im Licht der schriftlichen Quellen. — Berlin, 1982.
- Poliak A. N. Kazariyaah. Toldot mamlakha yehudit be-Eiropa (Khazaria. The History of a Jewish Kingdom in Europe) (in Hebrew) — Tel Aviv 1944.
Ссылки
- Статья «Хазария» в Электронной еврейской энциклопедии
- Статья Хазарский каганат в БСЭ
- Статья Хазарский каганат в энциклопедии Кругосвет
- Хазарский информационный центр Кевина А. Брука
- Библиография
- Степи Европы в эпоху Средневековья Том-4
- Хронология хазар и соседних народов
- Работы о Хазарии Л. Н. Гумилёва.
- Интервью В. Я. Петрухина о хазарах
- С. П. Толстов Новогодний праздник каландас у хорезмийских христиан
- Хазарский информограф. Сайт об истории хазар
- М. В. Талашов Наследие древних тюрков в хазарии: миф или реальность.
- А. В. Комар, О. В. Сухобоков, Вооружение и военное дело Хазарского каганата
См. также
- Хазары
- Хазарский язык
- Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии
- Pax Chazarica
- Хазары в художественной литературе
Примечания
- ↑ Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне". Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005
- ↑ Археологи часто называют его «болгарским», имея в виду характерный бракихранный антропологический тип. См. Афанасьев Г. Е. Где же археологические свидетельства существования Хазарского каганата? // Российская археология 2001. — № 2. — С.43-55.
- ↑ Гумилёв Л. Н. Хазария и Каспий // Вестник Ленинградского ун-та. — 1964. — N 6. вып. I. — С. 83-95.
- ↑ Интервью агентства РИА Новости с руководителем раскопок на Самосдельском городище Э. Зиливинской, с.н.с. Института этнологии и антропологии РАН
- ↑ С.А Плетнева. Хазары и Хазарский каганат в сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005
- ↑ Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне". Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005, стр. 31
- ↑ Эта же идеологическая (и антиисторическая) модель выражена в "Скифах" А. Блока. - Л.Гроервейдл
- ↑ Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне". Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005
- ↑ Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне". Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005