«Три заклятия» (в Талмуде) и идеология религиозного антисионизма

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 03:03, 6 мая 2011; Architect1 (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Пинхас Полонский
Дата создания: 06/05/2011


«Три заклятия»– отрывок из Вавилонского Талмуда (Кетубот 110б - 111а) устанавливающий базовые принципы жизни еврейского народа в диаспоре и алии в Страну Израиля.

Начиная с конца 19 в. этот отрывок служил антисионистски настроенным раввинам для обоснования их идеологии (наиболее развил это подход Сатмарский ребе, но он есть также и у его предшественников - этот доводиспользовали р. Хаим Соловейчик из Бриска, Рашаб (пятый Любавический ребе), а также некоторые другие раввины).


Содержание

Текст

Вавилонский Талмуд, трактат Кетубот 111а:

Сказал Рабби Йоси бе-Рабби Ханина: Три этих заклятия (три раза повторено в Песне Песней "заклинаю я вас, дочери Иерусалима, оленями и ланями полевыми, не будите и пробуждайте любовь, пока не проснется") - зачем? Одно - чтобы не поднимались евреи стеной из изгнания, одно - что заклял Святой, Благословен Он, евреев, чтобы они не восставали против народов мира и еще одно, что заклял Святой, Благословен Он, народы, чтобы не порабощать евреев слишком сильно.

Текст в контексте

На страницах 110б - 111а, в конце трактата Кетубот, мудрецы Талмуда обсуждают различные подходы к жизни евреев в Стране Израиля и вне ее. В частности, обсуждение опирается на то, что в Песне Песней три раза (2:7; 3:5; 8:4) повторено «заклятие»: «Заклинаю вас, дочери Иерусалима, оленями и ланями полевыми: не будите и пробуждайте любовь, пока не проснется (вар.перевода: пока не пожелается [Свыше])». Эти заклятия, как и другие слова из книг Пророков, используются в Талмуде для понимания смысла и хода современного изгнания.

  • Талмуд рассказывает, что рабби Зейра, который был учеником рава Йеhуды, хотел сделать алию, восхождение в Страну Израиля. Но он боялся, что если его учитель, рав Йеhуда, встретится с ним, то запретит ему подниматься в Страну, и поэтому прятался от рава Йеhуды, избегал встреч с ним и придумывал различные хитроумные способы, как все - таки продолжать учиться у него Торе.
  • Рабби Зейра избегал встреч с равом Йеhудой, т. к. он хотел подняться в Страну Израиля, а рав Йеhуда сказал: всякий, совершающий алию из Вавилона в Страну Израиля, нарушает повелевающую заповедь, ибо сказано (Иеремия, 27:22): «В Вавилон будут они перенесены и там останутся до того дня, – сказал Господь, – когда Я вспомню о них...»

Иными словами, рав Йеhуда считает, что даже отдельному еврею запрещено восходить в Страну Израиля (или даже вообще покидать Вавилон).

  • А что отвечал на это рабби Зейра? Что это о Храмовых сосудах сказано.
  • Рабби Зейра отмечает, что пророк Иеремия говорит о храмовых сосудах, а не о людях, да и вообще об эпохе Вавилонского плена после разрушения Первого Храма (а вовсе не о нынешнем изгнании). Но рав Йеhуда переносит эти слова Иеремии на евреев, живущих в Вавилоне в эпоху Талмуда, а рабби Зейра не согласен с таким толкованием.

Рав Йеhуда приводит другой стих: «Заклинаю вас, дочери Иерусалима, оленями и ланями полевыми…»

  • На возражения рабби Зейры о том, что слова Иеремии относятся только к сосудам в Храме, рав Йеhуда приводит другой стих, который должен обосновать запрет алии, на этот раз из Песни Песней.
  • Талмуд спрашивает: а что же рабби Зейра, который хотел совершить алию, как он толковал этот стих из Песни Песней? И продолжает: А рабби Зейра что считает? Что это запрет только на «поднятие стеной».
  • Таким образом, рабби Зейра утверждает, что этот стих запрещает только «алию стеной» (более точно см. ниже), но не индивидуальную алию.
  • Рабби Зейра толкует этот стих на основании сказанного рабби Йосе от имени рабби Ханины: «Три этих заклятия [из Песни Песней] – зачем? Одно – что заклял Святой, Благословен Он, евреев, чтобы не поднимались стеной из изгнания; одно – что заклял Он евреев, чтобы они не восставали против народов мира; и еще одно – что заклял Он народы мира, чтобы они не порабощали евреев слишком сильно.
  • Таким образом, слова из Песни Песней «…не будите любовь, пока не пожелается» толкуются в том смысле, что любовь между еврейским народом и Богом (проявляющуюся в совершении еврейским народом общенациональной алии, чтобы жить в Стране Израиля и быть ближе ко Всевышнему) нельзя «будить, пока она не пожелается [Свыше]». Отсюда возникает идея запрета «преждевременной алии». Однако по рабби Зейре, это относится только к ситуации «чтобы не поднимались стеной», т. е. такой запрет не мог помешать его личной алие.


Толкование Сатмарского ребе

Сатмарский ребе понимает слова «чтобы не поднимались стеной» как запрет всякой массовой алии и делает вывод: пока Бог лично не взял еврейский народ и не привел его обратно в Страну Израиля, евреям нельзя совершать массовую алию самостоятельно. А поскольку основная идея сионизма – возвращение в Страну Израиля собственными силами, то этим сионизм нарушает запрет.

Сатмарский ребе не только считает эти заклятия строжайшими запретами,- но более того, Холокост, по его мнению, был наказанием за сионизм, за нарушение евреями договора о «Трех заклятиях». И далее он делает вывод, что пока существует Государство Израиль в нынешнем виде, Машиах не может прийти, т. к. сегодня именно сионисты мешают его приходу. Поэтому сатмарские хасиды и ассоциированное с ними движение «Нетурей Карта» («Стражи Города») ведут борьбу за уничтожение Государства Израиль как противоречащего Торе и препятствующего приходу Избавления.

Религиозно-сионистский анализ текста «Трех заклятий»

Сатмарский ребе пытается представить дело так, как будто бы приведенное им понимание «Трех заклятий» соответствует всей еврейской традиции. Однако его оппоненты (прежде всего религиозные сионисты утверждают, что это неверно ввиду следующего:

  • Во - первых, «Три заклятия» – это не галаха (закон, руководство к действию), а агада (иносказательное руководство к правильному пониманию мира), поэтому выводить из нее какой бы то ни было запрет вообще нельзя. В частности, этот отрывок не рассматривается как галаха ни одним из классических комментаторов Талмуда (Риф, Рамбан, Рош, Рашба, Меири); его также не приводят ни в одном галахическом кодексе (Маймонид, Арба Турим, Шулхан Арух).
  • Взглянув на контекст «Трех заклятий», мы сразу видим, что он полностью агадический. Например, тут же сказано: «Тот, кто живет вне Страны Израиля, подобен тому, у кого нет Бога». Означает ли это, что все евреи, в течение двух тысячелетий жившие вне Страны Израиля, действительно должны считаться безбожниками? Разумеется, нет.
  • Когда рав Йеhуда приводит стих из Иеремии, говорящий про храмовые сосуды в определенную эпоху, и применяет его к людям и к совершенно другой эпохе, то он, конечно, не хочет сказать, что это действительно закон Торы. Здесь речь идет не о законах, но о вопросе религиозного руководства в конкретной ситуации в определенный период. Очевидно, что тогдашняя ситуация (после разрушения Страны Израиля в результате поражения восстания Бар Кохбы) привела рава Йеhуду к заключению, что нужно пригасить «сионистскую» активность и укрепить еврейскую жизнь в Вавилоне. Поэтому он в то время вообще запретил своим ученикам совершать алию, подкрепляя свои слова цитатами-аллегориями из пророков, но из этого никак не следует делать практических выводов касательно других поколений и других ситуаций.
  • Во - вторых, само понятие «заклятие» (швуа) не означает запрет в законодательном смысле. Понятие «запрещено» выражается в Талмуде совсем другой терминологией (исур и т.д.). Заклятие – это как бы нечто более глобальное, принцип устройства мира, а не запрет. Более того, здесь сказано, что «Бог заклял народы мира, что они не будут слишком сильно угнетать евреев», а это уже никак нельзя истолковать в рамках галахического запрета.
  • Смысл же этого отрывка в том, что Бог «заклял мир», т. е. устроил его определенным образом, как бы ввел такой особый порядок в мире, который выражается этими тремя принципами. (Как говорит Маhараль: «Изгнание евреев из Страны Израиля неестественно, поэтому Бог должен определенным образом ‘заклясть мироздание’, чтобы этот неестественный порядок мог сохраняться столь длительное время».) Установление Бога состоит в том, что евреи не смогут «подняться стеной», что они не будут восставать против власти народов мира, и что народы мира не будут угнетать евреев слишком сильно – так, чтобы вообще уничтожить еврейский народ. Это как бы «три правила хода истории», которые Бог установил при изгнании евреев.
    • (Отметим, что выражение «не будет восходить в Страну Израиля стеной» говорит не о невозможности массовой алии, а о невозможности захвата Страны Израиля еврейской армией извне. Раши пишет: «Стеной – это всем вместе, и рукой сильной», т. е. так, как это было при Исходе из Египта. Таким образом, «подниматься стеной» – это не просто «всем вместе», но и «с применением силы». Иными словами, будет неправильно (да и невозможно) организовать за границей объединенную еврейскую армию, чтобы эта армия завоевала нам Страну.)

Историческая реализация «Трех заклятий» в процессе создания Государства Израиля

Религиозные сионисты, оппоненты Сатсарского ребе, демонстрируют также реализацию «Трех заклятий» в ходе истории:

  • Разумеется, человеку не следует действовать против установленных Богом правил мироздания, и не стоит пытаться нарушить заклятия. Но если мы посмотрим на ход истории последних двух столетий, то увидим, что деятельность сионизма и создание Государства Израиль отнюдь не были действиями против этих заклятий. Более того, эти заклятия полностью осуществились, т. е. то, как Бог постановил («заклял мир»), так и произошло.
  • А именно, первое заклятие осуществилось, потому что евреи отнюдь не поднимались в Страну Израиля «стеной», военными действиями (не была приведена еврейская армия из - за границы для захвата Страны), и даже не было одновременной алии всего народа или хотя бы его большей части. Сначала в Страну прибывали отдельные люди и группы, а уже потом, внутри Страны Израиля, они организовались в государство и добились независимости.
  • Второе заклятие – «чтобы евреи не восставали против власти народов мира» – тоже осуществилось, потому что создание Государства Израиль не было осуществлено против воли народов мира. Наоборот, народы мира в лице Лиги Наций (в 1920 г.)[9], а потом и ООН (в 1947 г.), приняли решение о создании Государства Израиль. В этом смысле, решения Лиги Наций и ООН, как бы поначалу странно это ни звучало, могут иметь религиозное значение как «разрешение народов мира» и «реализация заклятия».
    • (Интересно отметить, что в этой перспективе именно Сатмарские хасиды и «Нетурей Карта», которые считают «Три заклятия» запретами и постоянно повторяют, что евреям запрещено восставать против власти народов мира, – сегодня сами же и нарушают декларируемый ими запрет. Ведь решение о создании Государства Израиль было принято ООН, «народами мира», и, значит, борьба «Нетурей Карта» против Государства Израиль и есть по сути своей «восстание против власти народов»!)
  • И, наконец, третье заклятие – «народы мира не будут угнетать евреев слишком сильно» – реализовалось в том, что, несмотря на все преследования, евреи остались живы, и преследователи из народов мира не смогли уничтожить еврейский народ.

Итак, «три заклятия» – это не галаха, не законы, но лишь агада, отражающая общее устройство мира. Кроме того, все три заклятия реализовались в ходе истории.

Религиозные сионисты также отмечают, что стих из Песни Песней, на котором основано все обсуждение, говорит: «не пробуждайте любовь, пока не проснется», – т. е. не устраивайте насильно возвращение в Страну, пока в народе это стремление не возникло само. Но если уж в широких еврейских массах пробудился сионизм, то, значит, любовь пробудилась сама. Ведь к сионизму и созданию Израиля привело не чье - то личное решение (праведное или же, наоборот, злонамеренное), но окружающие события, поведение народов мира, ход истории. А это и означает, что это осуществил Сам Всевышний.

Источники

р.Ури Шерки, П.Полонский. "Израль и человчество. Новый этап развития". Маханаим, 2010.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация