История еврейских общин в Азии в XI—XV вв.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск


Содержание

В Западной Азии

На протяжении всего периода регионом правили мусульманские власти. При этом Сирию (включая Ливан) и Страну Израиля периодически захватывали правители Египта, а Месопотамию - правители Ирана или Турции. В XI веке в регион вторглись крестоносцы, в XII - турки-сельджуки. Нашествие монголов в 1260 году и Тамерлана в 1400-1401 годах сопровождались массовыми убийствами, разрушениями, грабежом и угоном людей в рабство. Результатом стала экономическая стагнация. На положении евреев это отразилось очень плохо.

Периодически власти начинали религиозные преследования. Издавали приказы насильственно обращать евреев в ислам, разрушать синагоги или превращать их в мечети, изгонять евреев с государственной службы. Евреев обкладывали тяжёлыми поборами, вводили унижающие порядки (ношение отличительных знаков и т.п.), заставляли переходить в ислам. В ходу были также мусульманские варианты кровавых наветов, заканчивавшиеся репрессиями и погромами. Это способствовало переходу в ислам части евреев, принадлежавших к высшим слоям общества.

Однако почти всегда под давлением хозяйственной необходимости эти приказы отменялись через несколько лет.

В 1170-х гг. Биньямин из Туделы побывал в странах региона и записал данные о численности евреев по городам и их социальном статусе.

В Турции

Азиатская часть территории Турции (Анатолия) до того, как попала в конце XI века под власть турок, была частью Византии. Евреи (романиоты и караимы) были там фактически бесправны и подвергались преследованиям. Численность их в этот период сильно сократилась.

Юго-восток (район Эдессы) в конце XI века захватили крестоносцы. Они изгоняли евреев, которые переселялись в другие районы страны или в соседние страны. В XII веке этот район захватили мамелюки, и он стал частью Сирии.

Под властью турок-сельджуков условия жизни евреев стали намного благоприятнее.

Страна испытала на себе также вторжение монголов в 1243 году. После этого она стала вассалом монгольской империи (впоследствии - ильханов Ирана). В начале XV века напал Тамерлан.

После его ухода в первой четверти XIV века возник Османский султанат, постепенно завоевавший всю страну. Это завоевание сопровождалось резней, насилием и грабежами. Однако османы предоставили евреям общинную автономию и свободу экономической деятельности, отдельные кварталы. В Турцию в конце XIV в. – начале XV в. переселялись евреи из христианских стран Европы, где их преследовали.

В 1453 г. турки захватили остаток Византии - Константинополь (Стамбул), не тронув евреев. Они переселили туда (насильно и грубо) множество евреев из Малой Азии и с Балкан. Те, кого переселяли таким образом в Стамбул, получили статус сюргюн (`изгнанные`). Им и их потомкам категорически запрещалось покидать город.

Вскоре, однако, в Стамбул начали добровольно съезжаться евреи из германских государств, Венгрии и Италии, Испании и Португалии, караимы из Эдирне. Османские власти приветствовали их прибытие и выделили им большие участки земли в одном из предместий города. В 1492 г. и в последующие годы в Османской империи обосновалось чрезвычайно большое число сефардов, изгнанных из Испании. Им был оказан благожелательный в целом прием.

В Сирии и Ливане

С 969 г. страной правила египетская династии Фатимидов. В конце XII в. – первой половине XIII в. - Салах ад-Дин и его преемники. С 1260 года и до конца периода - египетские мамлюки. В XI веке в южных районах страны бунтовали бедуинские племена, затем эти районы и Ливан были захвачены крестоностцами. Под их властью еврейские общины Ливана продолжали существовать.

Евреи Сирии занимались главным образом ремеслом. Некоторые из них стали крупными чиновниками, коммерсантами, финансистами при Салах ад-Дине и династии Айюбидов. Были также еврейские ученые, поэты, врачи. Экономический подъем под властью Салах ад-Дина и его преемников способствовали процветанию еврейских общин.

Биньямин из Туделы обнаружил в Халебе около пяти тысяч евреев, в Дамаске — около трех тысяч; в Тире около 400 евреев, в Бейруте — 50 еврейских семейств, в Сидоне — 20, а также небольшое число евреев (ремесленников и торговцев) в деревнях друзов. Он отметил, что многие евреи Триполи погибли при землетрясениях в середине XII в.

В 1291 г. мамлюки разрушили города прибрежных районы Сирии, включая Тир и убили многих евреев Бейрута. В Сидоне и Триполи число евреев резко сократилось, а община Тира перестала существовать. Жившие там евреи переселились в Дамаск и Халеб.

До начала XIV в. экономическое положение евреев было сравнительно устойчивым. Среди них было немало зажиточных торговцев и ремесленников, государственных чиновников и ученых.

При нашествия Тамерлана в 1400–1401 гг. многие евреи погибли или потеряли все свое достояние. Восстановление еврейских общин страны растянулось почти на столетие. Многие так и не были воссозданы.

Даже в конце XV в. в Сирии насчитывалось не более 1200 еврейских семей (около семи тысяч человек). В том числе в Дамаске 400–500 семей. Многие евреи жили в нищете.

Сохранялась общинная автономия. Официальным главой евреев Сирии власти признавали жившего в Дамаске заместителя каирского нагида. Общины сирийских городов поддерживали прочные связи с евреями Египта и с йешивой Иерусалима. После 1071 года место ее пребывания было перенесено в Дамаск. Главы иешивы, носившие титул гаона стали играть в конце XI - начале XII в. важную роль в жизни сирийского еврейства. Значительным авторитетом пользовались также представители династии вавилонских эксилархов, резиденцией которых также был Дамаск

В начале XI в. халиф ал-Хаким приказал насильственно обращать евреев в ислам, разрушать синагоги или превращать их в мечети. Через несколько лет он отменил этот приказ. В конце XIII в. – начале XIV в. мамлюкские султаны запретили евреям занимать государственные должности (1301). Нехватка опытных администраторов заставила их отменить это распоряжение.

В 1321 г. мусульмане разрушили синагогу Дамаска. В 1327 г. синагога Халеба была превращена в мечеть. В 1354 г. власти возобновили действие указа об удалении немусульман с государственных должностей, однако вскоре вновь отменили его. Позднее был возобновлен еще ряд предписаний, ставивших евреев в унизительное положение. В 1392 г. евреев обвинили в поджоге центральной мечети Дамаска. Один из обвиняемых был сожжен заживо, руководители общины подверглись пыткам, а синагога была вновь превращена в мечеть (возвращена евреям по распоряжению султана два года спустя).

В Ираке

С 945 г. по 1055 г. Ирак находился под фактической властью персидской шиитской династии Бундов (Бувейхидов), эмиры которой преследовали всех не-шиитов. В 1055–1150 гг. страну захватили турки-сельджуки. Их сменили аббасидские халифы, правившие до 1258 года, когда пришли монголы. Они правили страной до 1335 г. В 1376 г., после краткого правления джелаиридов, Ирак попал под власть турецкой династии Османов. В 1393 г. пришёл Тамерлан, включивший Ирак в свою империю. В 1470 году страну вновь захватили турки-османы.

Большинство евреев Ирака было занято в торговле, поддерживая связи с соседними странами и с Индией, Йеменом и другими странами (торговые пути в Европу были перерезаны крестоносцами). Остальные были по преимуществу ремесленниками.

Мусульманские владыки ограничили самоуправление еврейской общины. Периодически власти начинали религиозные репрессии.

Кратковременное улучшение наступило при переходе власти к сельджукам (1055–1150). Династия Аббасидов, вернувшись к власти в середине XII века, вновь признала за евреями право общинной автономии.

Биньямин из Туделы застал в Багдаде сорок тысяч евреев, а в Басре — десять тысяч (по другой версии — две тысячи евреев). По его словам, «халиф благосклонен к евреям и многие из них занимают государственные должности».

Нашествие монголов в XIII веке и Тамерлана в XIV сопровождалось массовыми убийствами, разрушениями, грабежом и угоном людей в рабство. Это коснулось и евреев.

При монгольском хане Хулагу и его преемниках положение евреев значительно улучшилось, пока монгольские ханы не приняли ислам. Под властью Османской империи (с 1508 года) евреи пользовались относительной свободой и их экономическое положение было устойчивым.

В XI в. иешивы Суры и Пумбедиты были вытеснены иешивой Багдада, куда стекались ученики из многих стран.

Мессианские движения XI–XII вв. вызывали раздоры внутри общин, приводили к образованию новых сект, а порою и к отступничеству от иудаизма, отражались на материальном положении евреев.

В Аравии

По свидетельству арабских авторов и документов каирской генизы, многие евреи жили в Центральной Аравии до XI века.[1]

При мусульманских властях евреи Йемена были лишены права владеть землей и (за редким исключением) заниматься земледелием. Они стали в основном ремесленниками, а также торговцами. Из материалов Каирской генизы известно о существовании налаженных торговых связей евреев Адена с Индией. Евреи Йемена оказывали материальную поддержку иешивам вавилонских гаонов.

Религиозные гонения усилились к концу XII века. В 1165 появился указ о насильственном обращении евреев Йемена в ислам. В это время усилилось мессианское брожение среди евреев Йемена. Нагид общины Я‘аков бен Нетан’эля ал-Фаюми обратился за советом к Маймониду. Ответное послание «Игерет Тейман» («Йеменское послание», примерно 1172 г.) публично читалось во всех общинах Йемена. Преследованиям евреев был положен конец с установлением власти Айюбидов над большей частью страны (1174–1228).

Появление в 1495 г. в Хадрамауте (крайний восток Йемена) лжемессии вновь вызвало мессианские брожения.

Последние в средние века письменные упоминания о евреях Омана относятся к началу X века. В XIX веке англичане застали в Омане небольшую еврейскую общину, занятую торговлей и ремеслом.[2] Тем самым, следует предположить наличие евреев в Омане и в промежутке между этими периодами.

Биньямин из Туделы записал, что почти 500 евреев жили в Кайсе и 5000 в аль-Катифе, на Бахрейне. Он также рассказал, что эти евреи контролировали местную добычу жемчуга.[3]

В Центральной Азии

В Иране

Вторжение Хулагу-хана в Персию привело к фундаментальному изменению в положении евреев персидской диаспоры. При Хулагу и некоторых его преемниках из вновь созданной династии ильханов, концепция дзимму была отменена, и все религии получили равные права. Таким образом. персидским евреям была предоставлена уникальная возможность принять активное участие в делах государства. Во время правления Аргун-хана (1284-91) еврей по имени Саад ад-Давла достиг неожиданной власти и влияния.

При правлении следующего ильхана другой персидский еврей, Фадль Аллах ибн Аби аль-Хайр ибн Али аль-Хамадани пережил аналогичные взлёт и падение. Культурный климат, который позволил этим двум евреям достичь власти в экономической и политической сфере, также привёл к генезису и росту иудео-персидской литературы.[4]

В Южной и Восточной Азии

Источники

Литература

  • S. Assaf, in: Tarbiz, 1 (1930), no. 1, 124; 1 (1930) no. 2, 63;
  • A. Ben-Jacob, Kehillot Yehudei Kurdistan (1961), 139.
  • A. Galanté, Histoire des Juifs d'Anatolie, 2 (1939), 127–42;
  • EIS2, 1 (1960), 782–3 (includes bibliography);
  • M. Gil, Be-Malkhut Ishma'el, 1 (1997), 295–96;
  • Stillman, Norman A. The Jews of Arab Lands. The Jewish Publication Society of America; Philadelphia, 1979;
  • G. Le Strange, Lands of the Eastern Caliphate (1930), 108, 125;
  • P.R. Trebilco, Jewish Communities in Asia Minor (1987).

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация