История еврейских общин в Турции в XI—XV вв.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск


Азиатская часть территории Турции (Анатолия) до того, как попала под власть турок, была частью Византии. На северо-востоке её некоторое время существовала Трапезундская империя - небольшое государство, зависимое от Грузии. Юго-восток был под контролем арабских правителей Сирии. Турки впервые появились в XI веке. На юго-востоке (район Эдессы) побывали крестоносцы. Страна испытала на себе также вторжение монголов и Тамерлана.

Содержание

Византийский период

В период византийского господства (особенно в XIII–XIV вв.) евреи были фактически бесправны и подвергались преследованиям. Тем не менее в Анатолии (Малой Азии) евреи жили до прихода сельджуков и османов.

Западная Анатолия

В городе Айдын на западе Анатолии (древнее название Траллес) еврейская община жила с римских времён.

Согласно семи еврейским документам 820 года, евреи жили в Бурсе в византийский период.

Древняя еврейская община Смирны сократилась в средние века.

В Маниссе (древнегреческая Магнезия) к северо-востоку от Смирны, евреи жили с I века н. э., но об этом нет существенной информации. В византийский период в городе была еврейская община и синагога "Эц ha-Хаим" ("Древо жизни").

Центральная Анатолия

Турки обнаружили небольшую общину греко-говорящих евреев (романиотов) в Амасии, главном городе района в северной части Турции.

В Ангоре (Анкаре) - важном центре торговли с Ираном - небольшое число евреев жило постоянно.

Восточная Анатолия

Восток Анатолии (особенно южная его часть) был отобран у Византии арабскими правителями Северной Месопотамии. Во времена крестовых походов часть региона оказалась захвачена крестоносцами.

Эдесса

В 1098 город Эдесса был завоеван крестоносцами, и евреи были изгнаны. Существует документ от декабря 1101 в Рузафе (150 км к югу от Эдессы). В нём упоминаются евреи крепости Рузафа. Вероятно, эти евреи были беженцами из Эдессы.

Когда Имад аль-Дин Зенги захватил город в 1144, он поселил там 300 еврейских семей. А в 1191 году, когда рабби Самуэль бен Али, глава Багдадской ешивы, направил письмо общинам северной Вавилонии и Сирии, он включил общину "аль-Руха" в число адресатов.

Аль-Харизи (XIII в.) также упомянул местную еврейскую общину и отметил, что местные евреи были вежливы и культурны. Он особо отметил, хазана Иосифа и еще одного человека, Хасана. Он отметил, что евреи Рухи происходили из "Аль-Эйна". Может быть, он сослался на поселение 300 еврейских семей в Эдессе двумя поколениями ранее.

С XII-го века известен караимский ученый Иегуда Хадасси из Эдессы.

Евреи продолжали жить там под оттоманским правлением, когда город был переименован в Уфру.

Мардин

Еврейская община существовала в Мардине со Средних веков. В 1291 Абинадаб бен Саадия Халеви из Мардина скопировал "Море невуким" Маймонида ("Наставник растерянных") на арабском языке.

Нисибус

Нисибус, современный городок Несиб в юго-восточной Анатолии. Долго был процветающим пунктом торговли на коммерческом маршруте от Дальнего Востока до западных стран. В XIII веке, в результате монгольского завоевания, город был разрушен. Путешественник из Магриба Ибн Баттута, который посетил его в первой половине XIV века, рассказывает, что большая часть города была в руинах.

During the period of Islamic rule the Jewish settlement in the town prospered. At the time of the great emigration of the Jews of Babylonia to the lands which bordered on the Mediterranean Sea during the tenth century, however, Jews also left Nisibis. In a document of 989, for example, Netira b. Tobiah ha-Kohen of Nisibis is mentioned as an inhabitant of the town *Damietta in Egypt. During the second half of the 12th century the traveler *Benjamin of Tudela nevertheless found about 1,000 Jews there; his contemporary Pethahiah of Regensburg mentions a large community, the synagogue of the tanna R. Judah b. Bathyra II, and two synagogues which were built, according to tradition, by Ezra the Scribe. After the campaigns of the Mongols the Jewish settlement of the town was also impoverished.


В период исламского правления еврейского поселения в город процветал. Во время Великой эмиграции евреев Вавилона в земли, которые граничили на берегу Средиземного моря в десятом веке, однако, евреи также оставил Nisibis. В документе 989, например, Netira b. Товия ха-Коэн из Nisibis упоминается как житель города * Дамиетта в Египте. Во второй половине 12 века путешественник * Вениамина Тудела тем не менее, найдено около 1000 евреев, его современное Петахии Регенсбурга упоминает большое сообщество, синагога Танна Р. Иуда b. Bathyra II, и двух синагог, которые были построены, по преданию, от книжник Ездра. После кампании монголов еврейского поселения город был также бедных.

Период становления и расцвета Османской империи

В 1326 г. под властью государства турок-османов впервые оказался город с еврейским населением — Бурса (на северо-западе Малой Азии). В 1354 г. они захватили Галлиполи (на западном берегу Мраморного моря), около 1355 г. — Анкару (Ангору), в 1361 г. (по другим данным, в 1362, 1363 или 1369 гг.) — Адрианополь (Эдирне), куда была перенесена ставка османских султанов (с конца 1320-х гг. находилась в Бурсе). Во всех этих местах жили романиоты; в Адрианополе существовала, кроме того, община караимов. Османское завоевание, сопровождавшееся резней, насилием и грабежами, было поначалу воспринято ими как бедствие.

Еврейская община Маниссы была переселена в Стамбул.

Однако вскоре выяснилось, что новые властители терпимо относятся к евреям, готовы предоставить им общинную автономию и свободу экономической деятельности. Евреи Бурсы, бежавшие из города вместе с остальными жителями после его захвата османами, вскоре вернулись и восстановили общину; им был предоставлен отдельный квартал (существовал до 1960-х гг.; см. Кварталы еврейские), причем султан Орхан особым указом разрешил построить в Бурсе (вопреки Омаровым законам) новую синагогу.

В середине XIV века еврей из Мардина по имени Наджиб аль-Даула Авраам бен Ешуа занимал государственную должность.[1]

В Адрианополь в конце XIV в. – начале XV в. переселялись ашкеназы из Венгрии, Франции и германских земель, а также итальянские евреи.

В 1453 г. войска султана Мехмеда II Фатиха захватили Константинополь (турки называли его Стамбулом), где проживало большое число романиотов. При штурме города еврейский квартал сгорел, однако резня, учиненная завоевателями, не коснулась его обитателей; по мнению некоторых исследователей, это говорит о том, что евреи тайно помогали османам. Мехмед II провозгласил Стамбул своей столицей; стремясь восстановить его и превратить в крупнейший экономический центр региона, он приказал переселить в город большое число ремесленников и торговцев из Малой Азии и с Балканского полуострова, в том числе и евреев из Греции (главным образом из Салоник), Болгарии, Македонии и Албании. Распоряжение султана исполнялось насильственным путем, крайне жестокими методами; те, кого переселяли таким образом в Стамбул, получили статус сюргюн (`изгнанные`), утрачивая тем самым некоторые права: в частности, им и их потомкам категорически запрещалось покидать город. Вскоре, однако, новая столица Османской империи вступила в период процветания, и в Стамбул начали добровольно съезжаться ашкеназы из Баварии, Австрии и других германских государств, а также из Венгрии и Италии (известное влияние оказало на них написанное вскоре после падения Константинополя послание руководителя ашкеназской общины Эдирне раввина Ицхака Царфати, в котором описывалось благоденствие евреев под властью турок), сефарды из Испании и Португалии (в том числе марраны), бежавшие от преследований инквизиции, караимы из Эдирне. Османские власти приветствовали их прибытие и выделили им большие участки земли в одном из предместий города; значительную помощь оказывала единоверцам романиотская община Стамбула, которую возглавлял раввин Моше бен Элияху Капсали (1420–1496 или 1497 г.), а после его смерти — раввин Э. Мизрахи.

В 1492 г. и в последующие годы в Османской империи обосновалось чрезвычайно большое число сефардов, изгнанных из Испании; почти все они прибыли морским путем (на итальянских судах) в Стамбул и Салоники. Изгнанникам был оказан благожелательный в целом прием, в связи с чем позднее возникли предания (не подтверждающиеся историческими источниками) о том, что турки прислали за ними свои корабли, а султан Баязид II (1481–1512) сказал об испанском короле Фердинанде (см. Фердинанд и Изабелла): «Можно ли такого монарха назвать мудрым? Он разоряет свою страну и обогащает мою». Из Стамбула и Салоник сефарды переселялись в Эдирне, Бурсу, Измир, Чанаккале, Айдын, Тире, Манису (Магнезию), Милет, Кушадасы (Скала Нова), Родосто, Кыркларели, Галлиполи, Амасью, Анкару, Токат и другие города.

Источники

Библиография

  • A. Ben-Jacob, Kehillot Yehudei Kurdistan (1961), 139.
  • A. Galanté, Histoire des Juifs d'Anatolie, 2 (1939), 127–42;
  • EIS2, 1 (1960), 782–3 (includes bibliography);
  • P.R. Trebilco, Jewish Communities in Asia Minor (1987).

Примечания

  1. Neubauer, Cat, nos. 180, 1249
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация