История еврейских общин в Турции в XI—XV вв.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск


Азиатская часть территории Турции (Анатолия) до того, как попала под власть турок, была частью Византии. На северо-востоке её некоторое время существовала Трапезундская империя - небольшое государство, зависимое от Грузии. Юго-восток был под контролем арабских правителей Сирии. Турки впервые появились в XI веке. На юго-востоке (район Эдессы) побывали крестоносцы. Страна испытала на себе также вторжение монголов и Тамерлана.

Византийский период

Турки обнаружили небольшую общину греко-говорящих евреев (романиотов) в Амасии, главном городе района в северной части Турции. В Ангоре (Анкаре) - важном центре торговли с Ираном - небольшое число евреев жило постоянно. В городе Айдын на западе Анатолии (древнее название Траллес) еврейская община жила с римских времён. Согласно семи еврейским документам 820 года, евреи жили в Бурсе в византийский период.

and in 1191 when R. Samuel b. Ali, head of the Baghdad Academy, addressed a circular letter to the communities in northern Baby

В 1098 город Эдесса был завоеван крестоносцами, и евреи были изгнаны. Существует документ от декабря 1101 в Рузафе (150 км к югу от Эдессы). В нём упоминаются евреи крепости Рузафа. Вероятно, эти евреи были беженцами из Эдессы. Когда Имад аль-Дин Зенги захватили город в 1144, он поселил там 300 еврейских семей. А в 1191 году, когда рабби Самуэль бен Али, глава Багдадской академии, направил письмо для общин в северной Вавилонии и Сирии, он включил аль-Ruha сообщества среди тех, имя. * Аль-Ḥarizi (13 в.) также отметил, еврейской общины и отметил, что местные евреи были вежливы и культурно. Он отметил, газзаном Иосифа и еще один человек, Хасан. Он отметил, что происхождение евреев в Ruha был от "Аль-Эйн. Может быть, он сослался на урегулирование 300 еврейских семей в Эдессе два поколения раньше, который был организован мамлюков правитель Зенги я в 1144. С 12-го века ученый караимской Иегуда Хадасси (из Эдессы) известно. На латинице Новинка! Нажмите на слова вверху, чтобы увидеть альтернативный перевод. Отказаться

Период становления и расцвета Османской империи

В 1326 г. под властью государства турок-османов впервые оказался город с еврейским населением — Бурса (на северо-западе Малой Азии). В 1354 г. они захватили Галлиполи (на западном берегу Мраморного моря), около 1355 г. — Анкару (Ангору), в 1361 г. (по другим данным, в 1362, 1363 или 1369 гг.) — Адрианополь (Эдирне), куда была перенесена ставка османских султанов (с конца 1320-х гг. находилась в Бурсе). Во всех этих местах жили романиоты; в Адрианополе существовала, кроме того, община караимов. Несмотря на то, что в период византийского господства (особенно в XIII–XIV вв.) евреи были фактически бесправны и подвергались преследованиям, османское завоевание, сопровождавшееся резней, насилием и грабежами, было поначалу воспринято ими как бедствие. Однако вскоре выяснилось, что новые властители терпимо относятся к евреям, готовы предоставить им общинную автономию и свободу экономической деятельности. Евреи Бурсы, бежавшие из города вместе с остальными жителями после его захвата османами, вскоре вернулись и восстановили общину; им был предоставлен отдельный квартал (существовал до 1960-х гг.; см. Кварталы еврейские), причем султан Орхан особым указом разрешил построить в Бурсе (вопреки Омаровым законам) новую синагогу. В Адрианополь в конце XIV в. – начале XV в. переселялись ашкеназы из Венгрии, Франции и германских земель, а также итальянские евреи.

В 1453 г. войска султана Мехмеда II Фатиха захватили Константинополь (турки называли его Стамбулом), где проживало большое число романиотов. При штурме города еврейский квартал сгорел, однако резня, учиненная завоевателями, не коснулась его обитателей; по мнению некоторых исследователей, это говорит о том, что евреи тайно помогали османам. Мехмед II провозгласил Стамбул своей столицей; стремясь восстановить его и превратить в крупнейший экономический центр региона, он приказал переселить в город большое число ремесленников и торговцев из Малой Азии и с Балканского полуострова, в том числе и евреев из Греции (главным образом из Салоник), Болгарии, Македонии и Албании. Распоряжение султана исполнялось насильственным путем, крайне жестокими методами; те, кого переселяли таким образом в Стамбул, получили статус сюргюн (`изгнанные`), утрачивая тем самым некоторые права: в частности, им и их потомкам категорически запрещалось покидать город. Вскоре, однако, новая столица Османской империи вступила в период процветания, и в Стамбул начали добровольно съезжаться ашкеназы из Баварии, Австрии и других германских государств, а также из Венгрии и Италии (известное влияние оказало на них написанное вскоре после падения Константинополя послание руководителя ашкеназской общины Эдирне раввина Ицхака Царфати, в котором описывалось благоденствие евреев под властью турок), сефарды из Испании и Португалии (в том числе марраны), бежавшие от преследований инквизиции, караимы из Эдирне. Османские власти приветствовали их прибытие и выделили им большие участки земли в одном из предместий города; значительную помощь оказывала единоверцам романиотская община Стамбула, которую возглавлял раввин Моше бен Элияху Капсали (1420–1496 или 1497 г.), а после его смерти — раввин Э. Мизрахи.

В 1492 г. и в последующие годы в Османской империи обосновалось чрезвычайно большое число сефардов, изгнанных из Испании; почти все они прибыли морским путем (на итальянских судах) в Стамбул и Салоники. Изгнанникам был оказан благожелательный в целом прием, в связи с чем позднее возникли предания (не подтверждающиеся историческими источниками) о том, что турки прислали за ними свои корабли, а султан Баязид II (1481–1512) сказал об испанском короле Фердинанде (см. Фердинанд и Изабелла): «Можно ли такого монарха назвать мудрым? Он разоряет свою страну и обогащает мою». Из Стамбула и Салоник сефарды переселялись в Эдирне, Бурсу, Измир, Чанаккале, Айдын, Тире, Манису (Магнезию), Милет, Кушадасы (Скала Нова), Родосто, Кыркларели, Галлиполи, Амасью, Анкару, Токат и другие города.

Источники

Библиография

  • A. Galanté, Histoire des Juifs d'Anatolie, 2 (1939), 127–42;
  • EIS2, 1 (1960), 782–3 (includes bibliography);
  • P.R. Trebilco, Jewish Communities in Asia Minor (1987).
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация