Страна Израиля
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Эрец-Исраэль (אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל, Палестина, Ханаан, Кнаан) - область на Ближнем Востоке, охватывает примерно территорию современного Сектора Газа, Израиля, Голанских высот, Западного берега реки Иордан, Ливана и западной Иордании.
Страна Израиля - родина еврейского народа. В ней он сформировался как нация, в ней процветало его суверенное государство, в ней сложился его духовный и религиозный облик, в ней он создавал ценности национальной и общечеловеческой культуры и завещал миру Книгу книг — Библию, мировоззрение которой легло в основу не только иудаизма, но и двух наиболее распространенных религий мира — христианства и ислама. Страна Израиля как независимая геополитическая культурная единица не существует вне контекста еврейской истории.
Содержание |
Названия страны
- Эрец-Исраэль (אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל, буквально `Земля (или Страна) народа Израиля`).
В Книге Иису́са Нави́на 11:23 упоминается название Земля Сынов Израиля (ивр ארץ בני ישראל Эрец Бней Исраэль). По всей видимости, тут речь идет только о территории, завоеванной к тому времени евреями. В книге Шемуэля 13:19 в повествовании о войнах царя Шауля (примерно 1030 г. до н. э.), впервые упоминается название Земля Израиля (ивр. ארץ ישראל Эрец Исраэль). К этому времени на всей территории страны по обоим берегам реки Иордан сложилось единое Израильское царство, ставшее в течение следующего столетия великой державой Древнего Востока под властью великих царей Шауля, Давида и Соломона.
- Согласно ТаНаХу, переселившиеся сюда во 2 тысячелетии до н. э. евреи называли эту область Ханааном ивр. כְּנַעַן на иврите). Слово «Ханаан» (Кнаан) происходит от семитского корня כנע, означающего «склоняться вниз», и может означать "страна заходящего солнца". Если эта этимология верна, название дано жителями Заиорданья. По другой версии, слово "Кнаан" происходит от хурритского слова, означающего "пурпур". В этом случае Кнаан - это "страна изготовителей пурпура"[1]. Интересно, что таково же значение слова "Финикия" (Phoenicia) в греческом языке.
- У древних египтян основным наименованием этой земли было Рецену (Ретену), прилагали они к ней и названия Пуенет (Пунт) и Тонетер (Божья земля).
- В 930 до н. э. держава Давида и Соломона распалась на два царства, северное царство стало называться Израиль, а южное царство — Иудея (ивр. Йеhуда/יְהוּדָה). После завоевания Израильского царства Ассирией (722 г. до н. э.) название Иудея постепенно распространилось и привилось как наименование всей территории страны.
Изгнанные вавилонянами в 586 до н. э., евреи вернулись и около 520 до н. э. восстановили Иерусалимский Храм, а затем и независимость страны под властью династии Хасмонеев (Хашмонаим 167 до н. э. — 37 до н. э.). Название Иудея сохранялось и под властью династи Ирода (37 до н. э. — 4 н. э.), навязанной иудеям римскими завоевателями. В 4 н. э. римляне установили свое непосредственное владычество в стране, провозгласив ее римской провинцией — Провинция Иудея (лат. Iudae).
- Палести́на (араб. فلسطين — Филистин, арам. ܦܠܫܬ, ивр. פלשת — Пелешет). Название Палестина происходит от Филистия (ивр. ארץ פלשת, [Э́рец-Пеле́шет]) — названия заселённой в древности филистимлянами[2] (ивр. פלישתים, плиштим, буквально «вторгшиеся»), части средиземноморского побережья нынешнего Израиля.[3][4]
Впервые назвал так эту страну историк Геродот в V в. до н. э., имея в виду прибрежный район, заселенный филистимлянами. Греко-македонские властители Сирии Селевкиды (336 до н. э. — 64) вслед за Геродотом называли южную часть средиземноморского побережья Сирия-Палайстина («Сирия Палестинская»), а затем распространили это название на всю прибрежную полосу, сохраняя название Иудея за внутренними частями страны.
Римский император Адриан подавил в 135 году н. э. восстание евреев против Рима под предводительством Бар-Кохбы. Он изменил название Иерусалима на «Элия Капитолина» и приказал всю территорию между Средиземным морем и рекой Иордан называть «Palaestina» (латинский вариант греческого названия). Переименование было проведено с целью стереть память об Иудейском царстве.[4] Арабские завоеватели с 638 называли страну Фаластын в качестве арабской формы названия Палестина. В разоренной завоевателями и обезлюдевшей Фаластын никогда не было самостоятельного арабского государства, и она даже не была отдельной провинцией средневековых арабских империй, являясь их заброшенной окраиной.
Во времена английского мандата название «Палестина» закрепилось за всей территорией Эрeц Исраэль. В середине XX века от слова «Палестина» было образовано название «палестинцы» («палестинский народ», «арабский народ Палестины»), относившееся к арабам, проживавшим на данной территории, хотя прежде оно определяло всех жителей региона и не носило этнической окраски.
После образования в 1994 г. Палестинской автономии и по сегодняшний день, название «Палестина» закрепилось за территорией Палестинской автономии, находящейся под частичным контролем Израиля [5].
История страны
История
Ранняя история
В 3 тысячелетии до н. э. территория Палестины (Ханаан) была заселена племенами ханаанеев, хеттов, йевусеев, амореев. Именно на территории Ханаана появился алфавит; жители Ханаана первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды; выходцы из этой земли — финикийцы — основали множество колоний на берегах Средиземного моря. Согласно Библии, около 1400 до н. э. страна была завоевана древнееврейскими племенами: Восточный берег Иордана под предводительством пророка Моисея (Моше), а затем Западный берег Иордана под предводительством полководца и пророка Иису́са Нави́на (Йеошуа бин-Нуна). В XIII в. до н. э. в страну вторглись «народы моря» с Крита и других островов Средиземного моря, нападавшие также и на Египет и закрепившиеся в южной части Срелиземноморского побережья, в районе нынешнего сектора Газы. От окрестных семитоязычных народов они получили название плиштим, буквально «вторгшиеся», или филистимляне.
В XI веке до н. э. древнееврейские племена основали Израильское царство, распавшееся в 930 г. до н. э. на два: Израильское царство (существовало до 722 г. до н. э.) и Иудейское царство (до 586 г. до н. э.[6]).
Античность
Впоследствии Палестина была завоёвана древнеперсидским государством Ахеменидов, затем входила в состав эллинистических государств Птолемеев и Селевкидов (в III—II вв. до н. э.).
С 63 г. до н. э. Иудея являлась римской провинцией и разделялась на Иудею, Самарию, Галилею и Перею (Заиорданье). С 395 г. — в составе Византии.
После поражения восстания Бар-Кохбы против римлян в 132 году н. э., римляне изгнали из страны значительное количество евреев и переименовали провинцию Иудея в Сирия Палестина, чтобы навсегда стереть память об еврейском присутствии в этих местах[7]. Основное еврейское население в этот период переместилось из Иудеи в Галилею[8].
В 395—614 годах Палестина была провинцией Византии.
В 614 году Палестина была завоёвана Персией и вошла в состав империи Сасанидов.
После победы над Персией в 629 году, византийский император Ираклий торжественно вступил в Иерусалим — Палестина снова стала провинцией Византии.
Период арабского владычества (638—1099)
Около 636 года — в самом начале исламских завоеваний — Палестина была завоёвана у Византии мусульманами.[9]
В последующие шесть веков контроль над этой территорией переходил от Омейядов[10] к Аббасидам,[11] к крестоносцам и обратно.
Эпоха арабского владычества в Палестине делится на четыре периода:
- завоевание и освоение страны (638—660 г.);
- династия Омейядов (661—750);
- династия Аббасидов (750—969);
- династия Фатимидов (969—1099).
Период крестоносцев (1099—1291)
С 1099 по 1187 г. крестоносцы основали здесь Иерусалимское королевство. Однако уже в 1187 Салах-ад-Дин взял Иерусалим, а в 1291 пала последняя крепость крестоносцев Акра.
Период мамлюков (1291—1516)
В 1260 году Палестина перешла в руки династии Мамлюков.
Под властью Османской империи (1516—1917)
В 1517 году территория Палестины была завоевана турками-османами под предводительством султана Селима I (1512-20). В течение 400 лет она оставалась частью огромной Османской империи, охватывавшей значительную часть юго-восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку.[12]
В 1695 году Палестину посетил географ и лингвист Адриани Риланди, который написал о своём путешествии книгу Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata. Он создал карту Палестины и произвёл перепись населения по населённым пунктам. По его наблюдениям страна была в основном малонаселённая, основное население в Иерусалиме, Акко, Цфате, Яффо, Тверии и Газе. Большинство населения — евреи, почти все остальные — христиане, очень мало мусульман, в основном бедуины. Единственное исключение — Наблус (сейчас Шхем), где преобладали мусульмане.[13][14]
В начале 1799 года в Палестину вторгся Наполеон. Французам удалось овладеть Газой, Рамлой, Лодом и Яффой. Упорное сопротивление турок остановило продвижение французской армии к городу Акко, на помощь туркам пришёл английский флот. Французскому генералу Клеберу удалось одержать победу над турками у Кафр-Канны и у горы Тавор (апрель 1799 г.). Однако из-за отсутствия тяжёлой артиллерии Наполеон не сумел овладеть крепостью Акко и был вынужден отступить в Египет.[7]
В 1800 году население Палестины не превышало 300 тысяч, 5 тысяч из которых составляли евреи (главным образом сефарды). Большая часть еврейского населения была сосредоточена по-прежнему в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Христиане, численность которых составляла около 25 тысяч, были намного более рассеяны. Главные места концентрации христианского населения — в Иерусалиме, Назарете и Вифлееме — контролировались православной и католической церквями. Остальное население страны составляли мусульмане, почти все — сунниты.[7]
В период 1800-31 гг. территория страны делилась на две провинции (вилайеты). Центрально-восточный горный район, простиравшийся от Шхема на севере до Хеврона на юге (включая Иерусалим), относился к Дамасскому вилайету; Галилея и прибрежная полоса — к вилайету Акко. Большая часть Негева находилась в этот период вне османской юрисдикции.[7]
В 1832 г. территория Палестины была завоёвана Ибрахим-пашой, сыном и военачальником вице-короля Египта Мухаммада-Али. Его резиденция расположилась в Дамаске. Палестина, северная граница которой достигала Сидона, стала единой провинцией. Египтяне, правившие страной восемь лет (1832-40), провели некоторые реформы по европейскому образцу, что вызвало сопротивление арабов и восстания в большинстве городов страны, которые были подавлены силой. В период египетского господства проводились широкие исследования в области библейской географии и археологии. В 1838 г. египетское правительство разрешило Англии открыть консульство в Иерусалиме (ранее консульства европейских держав существовали только в портовых городах — Акко, Хайфе и Яффе, а также в Рамле). Спустя 20 лет все крупные государства Запада, включая США, имели в Иерусалиме консульские представительства.[7]
В XIX веке Иерусалим снова превратился в важнейший еврейский центр Эрец-Исраэль. Цфат, соперничавший с Иерусалимом за духовное первенство, сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унёсшего жизни около 2 тысяч евреев, и пришёл в упадок.
В 1841 году Палестина и Сирия вернулись под непосредственный контроль Турции. К этому времени численность еврейского населения Палестины удвоилась, в то время, как христианского и мусульманского — осталась без изменения.[7]
В 1846 году глава католической церкви, Папа римский, восстановил иерусалимский патриархат.
К 1880 году население Палестины достигло 450 тысяч человек (по данным турецкой переписи оседлого населения, чуть больше 270 тысяч человек),[15] из которых 24 тысячи составляли евреи. Большинство евреев страны по-прежнему жили в четырёх городах: Иерусалиме (где евреи составляли более половины всего 25-тысячного населения), Цфате (4 тыс.), Тверии (2,5 тыс.) и Хевроне (800), а также в Яффе (1 тыс.) и Хайфе (300). Иерусалим стал крупнейшим городом в стране.[7] Поток алии увеличился после открытия пароходного сообщения между Одессой и Яффой.[7]
Первая большая волна современной еврейской иммиграции, известная как Первая алия (ивр. עלייה), началась в 1881 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством от погромов в Восточной Европе.[16]
С конца XIX века началось заселение Палестины евреями (хотя незначительное еврейское население существовало там всегда), последователями идеологии сионизма. В 1900 году только в 34 еврейских сельскохозяйственных поселениях с 28176 гектарами земли было 5,3 тыс. человек.
В начале XX века население составляло приблизительно 450 тысяч арабов и 50 тысяч евреев.
Британский мандат
Вторая алия (1904—1914 годы) началась после Кишинёвского погрома. Приблизительно 40 тысяч евреев поселилось в Палестине.[16]
В результате Первой мировой войны в апреле 1920 года на конференции в Сан-Ремо Великобритания добилась мандата на управление территорией Палестины (был утверждён Лигой Наций в июле 1922 году). Английская подмандатная территория Палестина включала в себя также территорию, ныне занимаемую Иорданией. 2 ноября 1917 года английское правительство опубликовало так называемую декларацию Бальфура, в которой содержалось обещание содействовать созданию в Палестине «национального очага для еврейского народа». В 1921 году был выделен отдельный мандатный эмират Трансиордания, из которого впоследствии (в 1946 году) было образовано независимое королевство Иордания.
В 1919—1923 (Третья алия) в Палестину прибыли 40 тысяч евреев, в основном из Восточной Европы. Поселенцы этой волны были обучены сельскому хозяйству и могли развивать экономику. Несмотря на квоту иммиграции, установленную британскими властями, еврейское население выросло к концу этого периода до 90 тысяч. Болота Изреэльской долины и долины Хефер были осушены и земля сделана пригодной для сельского хозяйства.
В то время страну населяли преимущественно арабы-мусульмане, однако самый крупный город, Иерусалим, был преимущественно еврейским.[17]
Из-за Яффских бунтов в самом начале Мандата, Британия ограничила еврейскую иммиграцию и часть территории, планировавшаяся для еврейского государства, была отдана под образование Трансиордании.[18]
В 1924—1929 (Четвёртая алия) в Палестину приехали 82 тысячи евреев, в основном в результате всплеска антисемитизма в Польше и Венгрии. Впоследствии, однако, приблизительно 23 тысячи эмигрантов этой волны покинули страну.
Подъём нацистской идеологии в 1930-х годах в Германии привёл к Пятой алие, которая была наплывом четверти миллиона евреев, спасавшихся от Гитлера. Этот наплыв закончился Арабским восстанием 1936—1939 годов и изданием Британией «Белой книги» в 1939 году, которая фактически сводила на нет иммиграцию евреев в Палестину.
По окончании Второй мировой войны, еврейское население Палестины составляло 33 % по сравнению с 11 % в 1922 году.[19][20]
Создание Израиля
В 1947 году британское правительство отказалось от мандата на Палестину, аргументируя это тем, что оно не способно найти приемлемое решение для арабов и евреев [21].
29 ноября 1947 года Организация Объединённых Наций приняла план раздела Палестины (резолюция Генеральной ассамблеи ООН № 181). Этот план предполагал разделение Палестины на два государства — арабское и еврейское. Иерусалим был объявлен международным городом под управлением ООН, чтобы не допустить конфликта по его статусу. «Ишув» (евреи, проживающие в Израиле) приняли этот план [22], но Лига арабских государств и Высший арабский совет его отвергли [23].
14 мая 1948 года было провозглашено образование на оставшейся части территории подмандатной Палестины государства Израиль [24]. Уже на следующий день сразу семь арабских государств (Египет, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен) напали на новую страну, начав тем самым Первую Арабо-Израильскую войну [24]. После года боевых действий было объявлено перемирие и определены временные границы, названные «Зелёной чертой». Трансиордания аннексировала то, что впоследствии стали называть Западным Берегом и Восточным Иерусалимом, а Египет получил контроль над Сектором Газы. Арабское государство Палестина так и не было создано.
В 1967 году в ходе Шестидневной войны вся территория бывшего мандата оказалась под контролем Израиля. Хотя позже в ходе арабо-израильских переговоров и была создана Палестинская автономия, ситуация продолжает оставаться неурегулированной.
Связь еврейского народа со Страной Израиля
Связь еврейского народа со Страной Израиля — беспримерный феномен в истории человечества. Библейское предание начинает жизнеописание родоначальника еврейского народа, уроженца Ура Халдейского в Месопотамии, словами: «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1), то есть в Землю Израиля, обетованную Богом потомкам Авраама.
Народ, изгнанный из своей земли и веками рассеянный по всему миру, никогда не утрачивал связи с исторической родиной. Мировоззрение еврейского народа основывалось на мессианстве, то есть вере в избавление человечества и возвращение евреев в Эрец-Исраэль. Этим упованием проникнуто всё духовное творчество еврейского народа в многовековой диаспоре, и неоднократно возникавшие мессианские движения стремились свершить чудо избавления. В Стране Израиля, несмотря на жесточайшие преследования и перемещения еврейских демографических и культурных центров, всегда оставалось ядро еврейского населения. Чаяния политической независимости всегда были прочно связаны в еврейском сознании с Эрец-Исраэль, и за всю многовековую историю галута не было предпринято ни одной попытки обрести политическую независимость в какой-либо из стран рассеяния.
В середине 20 в., после двух тысяч лет изгнания, в Эрец-Исраэль было возрождено Государство Израиль, быстро занявшее второе место в мире по численности проживающих в нем евреев
Статья «Земля Израиля (Эрец-Исраэль)» в Электронной еврейской энциклопедии.
См. также «Израиль», «История Израиля».
Границы страны
Границы Земли Израильской определены в Торе (Бемидбар 34:1-15).
Северная граница — чуть севернее современной израильской, по реке Литани. Продолжалась к северо-востоку ещё примерно на шестьдесят километров.
Северо-восточная граница была от плато Голан к восточному берегу озера Кинерет, далее по Иордану с выступами к Мёртвому морю, как написано в стихе 12. В стихе 15 написано, что два с половиной колена получили наделы к востоку от Иордана; в пустыне восточная граница этих колен (Реувенв, Гада и Менаше) не была определена точно и сложилась исторически.
Южная граница - от южного берега Мёртвого моря через Синайскую пустыню к потоку Египетскому (видимо, вади Эль-Ариш).
Западная граница - берег Средиземного моря.
География
Палестина исторически делится на следующие географические области: Прибрежная (у Средиземного моря) равнина, Галилея (северная часть), Самария (центральная часть, севернее Иерусалима) и Иудея (южная часть, включая Иерусалим), Заиорданье (Трансиордания) — восточный берег Иордана. Этими географическими понятиями оперирует, в частности, Библия. В настоящее время территорию Самарии и Иудеи в русскоязычных источниках принято называть «Западный Берег реки Иордан». Галилея, Самария и Иудея состоят из ряда горных групп, долин и пустынь.
Горы на юге — Иудейское плато, в середине Самарийские горы (Гризим, Гевал (Эйвал)), далее Фавор (Тавор) (562 м над уровнем моря), Малый Хермон (515 м), Кармель (551 м), на севере Хермон (2224 м). В глубоких впадинах значительно ниже уровня моря находятся Тивериадское озеро (Кинерет, 212 м ниже уровня моря) и Мёртвое море (самая глубокая сухопутная впадина на земном шаре, на 400 м ниже уровня моря).
Примечания
- ↑ http://books.google.com.au/books?id=cVuNKseq23oC&printsec=frontcover&dq=The+Canaanites+and+Their+Land&source=bl&ots=4ViN2DC4jU&sig=rCfWwmzJwOBVa9T18l3FeqBGWI&hl=en&ei=kzFWTPucNY2Pce_xxL8M&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CBgQ6AEwAA#v=onepage&q&f=false
- ↑ Вторгнувшийся в Ханаан несемитский народ, по всей вероятности, с острова Крит.
- ↑ Статья «Филистимляне» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ 4,0 4,1 Статья «Израиль. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Географический очерк» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Declaration of Principles
- ↑ Историческая карта Земли Израиля
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 7,7 Статья «Израиль. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Palestine: History (англ.). The Online Encyclopedia of the Roman Provinces. The University of South Dakota (22-02-2007). Проверено 5 июля 2007.
- ↑ Ancient Palestine (англ.). Майкрософт (2007). Проверено 30 сентября 2007.
- ↑ Palestine: The Rise of Islam (англ.) (2007). Проверено 19 сентября 2007.
- ↑ Palestine: 'Abbasid rule (англ.) (2007). Проверено 19 сентября 2007.
- ↑ Palestine: The Crusades (англ.) (2007). Проверено 19 сентября 2007.
- ↑ Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata
- ↑ A TOUR OF PALESTINE; THE YEAR IS 1695
- ↑ Palestine // Encyclopaedia Britannica. — 9th ed.. — Edinburgh: Adam and Charles Black, 1885. — Т. XVIII. — P. 178.
- ↑ 16,0 16,1 Immigration (англ.). Jewish Virtual Library. The American-Israeli Cooperative Enterprise. Проверено 12 июля 2007. The source provides information on the First, Second, Third, Fourth, and Fifth Aliyot in their respective articles. The White Paper leading to Aliyah Bet is discussed here.
- ↑ J. V. W. Shaw, «A Survey of Palestine, Vol 1: Prepared in December 1945 and January 1946 for the Information of the Anglo-American Committee of Inquiry», Reprinted 1991 by The Institute for Palestine Studies, Washington, D.C., p.148
- ↑ Liebreich 2005, p. 34
- ↑ The Population of Palestine Prior to 1948 (англ.). MidEastWeb. Проверено 5 июля 2008.
- ↑ Population Statistics" (англ.). Israeli - Palestinian ProCon.org. Проверено 7 июля 2008.
- ↑ Background Paper No. 47 (ST/DPI/SER.A/47). United Nations (1949-04-20). Проверено 31 июля 2007.
- ↑ History: Foreign Domination. Israel Ministry of Foreign Affairs (2006-10-01). Проверено 6 июля 2007.
- ↑ Bregman 2002, p. 40–1
- ↑ 24,0 24,1 Part 3: Partition, War and Independence. The Mideast: A Century of Conflict. National Public Radio (2002-10-02). Проверено 13 июля 2007.
Литература
- Густерин В. П. Города Арабского Востока. — М.: Восток—Запад, 2007. — 352 с. — (Энциклопедический справочник). — 2000 экз. — ISBN 978-5-478-00729-4
Ссылки
- Земля Израиля - Библейский период
- Статьи об истории Палестины: II тысячелетие до н. э. и I тысячелетие до н. э. Всемирная история. Энциклопедия. Том 1. (1956 год)
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Палестина
- Палестина в Османской империи
|
||
---|---|---|
Идеологии |
Общий • Социалистический • Ревизионистский • Реформистский • Религиозный • Культурный • Федеративный • Антисионизм • Постсионизм • Неосионизм • Христианский • Мусульманский • |
|
Организации |
Ховевей Цион • Всемирный еврейский конгресс • Всемирная сионистская организация • Гистадрут • Еврейский национальный фонд • Еврейское агентство • Ваад Леуми • Сионистская организация Америки • Религиозные сионисты Америки • Антидиффамационная лига • ВИЦО • Сионистский форум • Бейтар • Еврейское движение сопротивления • Хагана • Иргун • Лехи • Пальмах • Поалей Цион • Авода • Ликуд • Херут • Бней Акива • Гуш Эмуним • Ха-шомер ха-цаир • Ха-ноар ха-овед ве-ха-ломед |
|
Прочее |
История (сионизма • Израиля • Палестины) • Хронология сионизма • Список сионистских деятелей • Конфликты (арабо-израильский • палестино-израильский) • Сион • Земля Израиля • Иерусалим • Ишув • Израиль • Закон о возвращении • Алия • Территориализм • Харедим и сионизм • Еврейская эмансипация • Хома у-мигдал • Израильские поселения • |