Хол hа-Моэд (полупраздничные дни)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 09:20, 29 марта 2013; Raphael (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья


Хол hа-Моэд (ивр. חֹל [חוֹל] הַמּוֹעֵד‎ - `будни праздника`) - промежуточные дни в Песах и Суккот, не обладающие статусом праздника, но и не будни.

Содержание

В Пятикнижии

Библия не употребляет термин хол hа-моэд, однако в Пятикнижии (Лев. 23:35–37, Чис. 28:17, 18, 29:12) говорится о том, что хотя праздники Песах и Суккот должны продолжаться семь дней, только первый и последний из семи дней Песаха, а также первый день Суккот и день Шмини Ацерет, следующий за семью днями Суккот, определяются как микра’эй кодеш (`речения святые`); только в эти дни, как в субботу, предписывается не совершать созидательного труда (мелаха), а в хол hа-моэд нет запрета на труд.

В течение этих семи дней предписано совершать добавочное жертвоприношениемусаф.

В Талмуде

Только в Талмуде промежуточные дни праздника Песах и Суккот получили название хулло шел моэд, или просто моэд.

Талмуд (МК. 12б) рассказывает о том, как совершали жатву в хол hа-моэд на полях рава Хуны. Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в хол hа-моэд разрешено делать любую работу для нужд праздника, однако некоторые мудрецы придерживались иного мнения и вводили всяческие ограничения (МК. 13б).

В Устном Законе

В Устном Законе обязательные установления микр’аэй кодеш были распространены на хол hа-моэд: было постановлено и в эти дни избегать созидательного труда, но, в отличие от праздников и субботы, только некоторых его видов.

Какой вид труда можно совершать в хол hа-моэд, определяет принцип: «Всякое дело, которому потерянным быть [если не совершить работу], можно делать в хол hа-моэд, а то, которому не быть потерянным, не делают в хол hа-моэд» (Тос., МК. 1:11).

В Устном Законе на хол hа-моэд распространяется установление: «Радуйся в праздники твои» (Втор. 16:14).

Принято в эти дни носить праздничную одежду, проводить время за праздничными трапезами, посещать друзей и т. д.

В мидраше Псикта де-рав Кахана написано: «Дал Ты праздники народу Израиля, и вот они едят, и пьют, и радуются, и приходят в синагоги и в бет-мидраши и умножают молитвы и жертвоприношения», а как антитеза еврейскому празднику представлено было праздничное времяпрепровождение римлян.

Однако, по-видимому, благостный характер хол hа-моэд не всегда сохранялся. Так, один из амораев сетовал: «Был дан хол hа-моэд для еды и питья и изучения Торы, а эти едят, пьют и бесчинствуют» (ТИ., МК. 2:3; 80а). Согласно Мишне (МК. 1:3), в хол hа-моэд не заключают брачных союзов (см. Брак).

В Талмуде этот обычай объясняют тем, что не следует смешивать две радости разной природы.

Согласно другому мнению, свадьба — слишком хлопотная затея для дней хол hа-моэд. Хол hа-моэд посвящены трактаты Моэд Катан Мишны, Тосефты и Талмуда.

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХОЛ hа-МОЭД в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация