Нидерланды (История евреев Нидерландов)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Дата создания: 10/12/2010


Часть серии статей об
     

Хронология еврейской истории
Библейская хронология
Библейская история
История антисемитизма
Христианство и антисемитизм

Периоды еврейской истории:

Категории:

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма
Течения в иудаизме

п·о·р


Регион, известный в настоящее время как Нидерланды ("Нижние страны"), в древности был населен кельтами, а в первые века нашей эры захвачен германскими племенами. Входил в империю Карла Великого, Западнофранкское королевство, Великое герцогство Бургундия. В XV веке в результате династического брака стал принадлежать королю Испании, который был одновременно императором Священной римской империи.

В 1581 году северные провинции Нидерландов объявили независимость. Южные (приблизительно территория современной Бельгии) остались в составе империи Габсбургов и неоднократно переходили из рук в руки в результате войн.

Содержание

История еврейской общины Северных Нидерландов

Большая часть истории евреев в Нидерландах охватывает период между концом XVI века и Второй мировой войной.

Средние века

Вполне вероятно, что самые ранние евреи прибыли в "Нижние страны" во время римского завоевания в начале н.э. Мало что известно об этих первых поселенцах, кроме того, что они были не очень многочисленны. В течение некоторого времени еврейское население состояло из небольших изолированных общин и отдельных семей.[1]

Хотя столица Карла Великого Ахен, присутствие евреев в которой в VIII-X вв. точно установлено, находится на самой границе Нидерландов, нет никаких сведений о проживании их в самих Нидерландах в указанный период.

О проживании евреев в провинции Голландия до 1593 года ничего не известно.

Первые документальные свидетельства относятся к XII в. (сообщение о еврейских ростовщиках в Лимбурге в 1146 г.).

Начиная с XIII в. (c 1200 года), имеются более подробные сведения о евреях в провинциях Гелдерн, Оверэйсел и Лимбург. Евреи переселялись сюда, вероятнее всего, из крупных прирейнских общин.

Присутствие первых евреев в провинции Гелдерланд зафиксировано в 1325 году. Евреи также поселились в Наймейхене (старейшее поселение), Дусбурге, Зютфене и Арнеме (в 1404).

С 1332 г. по 1349 г. группа евреев из Германии (в основном занимавшаяся финансовыми операциями) проживала в Оверэйселе. Как и большинство евреев Нидерландов, они стали жертвами преследований во время «чёрной смерти» 1349–50 гг. Многие евреи были казнены по обвинению в распространении чумы и отравлении колодцев, а другие были убиты в погромах.

В 1349 году были заживо сожжены все евреи, живущие в окрестностях реки Эйссел и в городах Арнем, Наймейхен и Утрехт.

О жизни евреев в Нидерландах с 1350 г. до конца XVI в. известно немного.

В 1349 году император Священной Римской империи в Германии Людовик IV поручил герцогу Гельдерна принять евреев в своём княжестве. Они заплатили налоги и находились под защитой закона. В документах герцогов Гелдерланда сообщается, что евреи проживали в различных местах провинции. На суде в Арнеме, где упоминается врач — еврей, судья выступил в защиту евреев от враждебности местного населения.

Дата поселения евреев в провинции Утрехт неизвестна, однако, из записей раввинов в отношении кашрута следует, что еврейская община появилась там во времена Священной Римской империи. В 1444 году евреи были изгнаны из города Утрехт, но в деревне Маарссен, в двух часах езды от Утрехта, к ним сохраняли терпимость. Их положение было крайне нелёгким. До 1789 года евреям было запрещено ночевать в Утрехте, по этой причине община Маарссена в этот период стала одной из важнейших для евреев Нидерландов.

В провинцию Зейланд евреи были допущены герцогом Баварии Альбертом.

В XV веке положение евреев немного улучшилось. В отличие от других стран Европы евреи не должны были жить в отдельных, ограждённых стенами районах (гетто), иметь отличительные знаки на одежде. Однако евреев не допускали к большинству профессий, им строго запрещалось высказываться по поводу христианства и жить они могли только среди своей общины. В XV веке евреи вновь получили разрешение давать деньги под проценты (рента иногда достигала более 40% в год вследствие большого риска невозврата ссуд). Следует отметить, что в этот период в Нидерландах проживало небольшое количество евреев.

Новая история

Император Священной Римской империи (в 1516–55 гг. также и принц Нидерландов) Карл V проводил антиеврейскую политику. В 1523 г. был издан эдикт против еретиков и евреев Гелдерланда и Утрехта (возобновлен в 1545 г. и 1549 г.).

После раздела империи Карла V Нидерланды оказались под властью Испании (с 1556 г.), а их еврейское население при жестоком и фанатичном короле Филиппе II (1556–98) было практически изгнано. В 1571 году герцог Альба уведомил власти Арнема, что все евреи, живущие там должны быть арестованы и задержаны до тех пор, пока не будет определено место их проживания.

Национально-освободительная война 1566–1609 гг. покончила с господством Испании в Нидерландах, и евреям было вновь разрешено проживание на территории страны. В 1581 году депутатами Объединенных Провинций была принята Утрехтская уния - декларация о независимости.[2] Свобода вероисповедания была гарантирована 13-ой статьёй закона Утрехтской унии. Вследствие этого Нидерланды оказались местом убежища для преследуемых евреев из Испании и Португалии.

В Нидерланды стали прибывать марраны из Испании и Португалии, скрывающиеся от инквизиции. В 1585 г. прибыла также большая группа марранов из Антверпена, захваченного в том же году испанскими войсками.

Хотя веротерпимость была провозглашена в Утрехтской унии, марраны скрывали свое возвращение в иудаизм. В 1593 году группа марранов прибыла в Амстердам после того, как им было отказано во въезде в Мидделбург и Гарлем. Образовалась еврейская община. После этого туда устремился поток марранов из Антверпена. Сефардских евреев и сегодня можно отличить по фамилиям: Перейра, Кардозо, Нунес, Де Пинто и Вас Диас.

Эти люди были достаточно богаты, чтобы представлять интерес как сторонники дома Оранских, который также защищал их. Они играли важную роль в торговле и обладали большим экономическим потенциалом.

Положение в XVII веке

Примерно в 1600 г. в Амстердаме была учреждена сефардская община Бейт-Я‘аков, однако в 1603 г. она была раскрыта властями, а ее раввин (ашкеназ) арестован.

Легализация иудаизма

Но вскоре евреям было официально разрешено основать ряд общин (в 1604 г. в Алкмаре, в 1605 г. — в Роттердаме и Харлеме), а также иметь синагоги, кладбища, печатать еврейские книги. Евреи продолжали селиться и в Амстердаме, несмотря на отсутствие формального разрешения. В 1603 г. в городе была основана община Неве-Шалом во главе с первым в Нидерландах сефардским раввином И. Пардо (умер в 1619 г.), однако статус евреев не был четко определен властями.

В 1619 г. в провинциях Голландия и Западная Фрисландия каждому городу было предоставлено право проводить собственную политику по отношению к евреям; другие провинции последовали этому примеру. Такое положение сохранялось до 1795 г., поэтому судьба евреев в разных городах была разной.

На большей части территории Нидерландов евреям было разрешено исповедовать иудаизм и создавать общины, евреи были уравнены в имущественных правах с остальными гражданами. Однако они не имели политических прав и должны были приносить в суде специальную еврейскую присягу. Были запрещены браки между евреями и христианами. В 1613 г. амстердамский городской совет исключил евреев из большинства цехов и купеческих гильдий.

Исключения были сделаны в отношении отраслей, имевших отношение к иудейской религии: книгопечатание, книготорговля, продажа мяса, птицы, продуктов и лекарств. В 1655 году еврею, в виде исключения, позволили основать сахарноый завод.

Экономическая активность сефардов

Сефарды внесли ощутимый вклад в развитие экономики Нидерландов; благодаря им Амстердам в XVII в. превратился в один из центров мировой торговли. Особый размах получила торговля со странами Средиземноморья и с Южной Америкой.

Имевшиеся у еврейских купцов торговые связи с Левантом и Марокко помогли наладить торговлю с ними из Голландии. Император Марокко имел в Гааге посла по имени Самуэль Паллаче (1591-1626), через которого в 1620 году были налажены торговые связи Нидерландов с берберскими государствами.

Значительна роль евреев и в создании Вест-Индской (Голландской) компании в 1621 году, в которой они занимали некоторые важные посты. В конце XVII в. евреям принадлежала четверть всех акций этой компании. Планы Голландии завоевать Бразилию были реализованы Франсишку Рибейру, португальским капитаном, который, как утверждается, имел еврейских родственников в Голландии.

Когда через несколько лет голландцы в Бразилии позвали из Голландию мастеров всех профессий, многие евреи отправились в Бразилию. Около 600 евреев поехали из Амстердама в 1642 году, в сопровождении двух выдающихся ученых - Исаака Абоаба да Фонсека и Моше Рафаэля де Агилар. В борьбе между Голландией и Португалией за обладание Бразилией евреи поддерживали голландцев.

Евреи наладили торговые связи и внутри Европы. Например, когда король Дании пригласил к себе амстердамских купцов, возникла торговая линия Амстердам-Дания.

Сефарды участвовали в создании и развитии некоторых отраслей промышленности (сахарной, шелковой, табачной, а также в производстве шоколада). Амстердам стал центром алмазообрабатывающей промышленности. Огранка бриллиантов была исключительно еврейским занятием.

Во второй половине XVII в. увеличились банковские вклады евреев, вскоре появились крупные банкиры-евреи, дававшие ссуды правителям Нидерландов. Промышленниками, купцами и крупными банкирами были члены семей Суассо (Суассу), Пинто (Пинту), Перейра, Медина.

Культурный расцвет еврейской общины

XVII в. — период расцвета Нидерландов — был также временем процветания голландского еврейства. Крупнейшим еврейским центром в Нидерландах был Амстердам. В 1619 г. общины Амстердама — Бейт-Я‘аков и Неве-Шалом — открыли училище талмуд-тора (по существу йешиву) «Эц-Хаим», славившуюся высоким уровнем обучения. В ней преподавали известные ученые и общественные деятели:

Выпускники этого учебного заведения стали раввинами в сефардских общинах многих стран. Среди бывших марранов было много писателей и поэтов, писавших на иврите, португальском и испанском языках. Одним из наиболее популярных был испанский поэт и хронист еврейской общины Амстердама Даниэль Леви (Мигель) де Барриос (1635–1701). В двух еврейских клубах изучалась испанская поэзия. Амстердам был крупным центром еврейского книгопечатания. Первая типография (Менаше бен Исраэля) была открыта в 1626 г.

Файл:Espinoza estatua.jpg
Памятник Бенедикту Спинозе возле его дома в Гааге

Напряженный характер религиозной и духовной жизни сефардов в Нидерландах, многие из которых вернулись в иудаизм в зрелом возрасте, приводил к внутриобщинным конфликтам, иногда даже к отлучению от общины, как это было с Уриэлем Акостой и Барухом Спинозой. В 1660-х гг. мессианское движение Саббатая Цви нашло в Нидерландах большое количество приверженцев (саббатианцы одно время даже руководили общиной Амстердама).

Медицина и конкуренция с христианами

Медицина была распространенной профессией среди сефардов Нидерландов. Наиболее известны врачи

  • Самуэль Aбраванель,
  • Давид Ньето,
  • Элияhу Монтальто,
  • А. Закутус Лузитанус (1575–1642),
  • И. Оробио де Кастро (1620–87), а также
  • члены семей
    • Фарар,
    • Де Меца,
    • Де Рокамора,
    • Буэно, давшие по меньшей мере восемь врачей. В их числе были Иосеф (консультировал заболевшего принца Мориса в апреле 1623 г., умер в 1641 г.) и его сын Эфраим Хизкияху (умер в 1665 г.; его портрет, выполненный Рембрандтом, известен под названием «Еврейский врач»).

Евреям было разрешено поступать в Лейденский университет, чтобы изучать медицину, как единственную отрасль науки, которая имела практическое применение для них. Они не имели права заниматься юриспруденцией и должны были давать клятву, что не будут этого делать, за нарушение которой подлежали дисквалификации.

В Амстердаме христианские врачи и фармацевты были объединены в гильдии, куда не принимали евреев. Евреи-врачи занимались частной практикой и имели право лечить всех жителей Нидерландов, хотя при лечении неевреев были обязаны приносить специальную клятву. Евреям-фармацевтам запрещалось (по правилам 1667 г.) продавать лекарства неевреям; это запрещение было отменено лишь в 1711 г.

Внутренние дела еврейской общины

Сефарды пользовались широкой общинной автономией, включавшей право суда над членами общины, а также право на цензуру печатных изданий. Была создана широкая система благотворительных учреждений. В 1675 г. в Амстердаме была построена сефардская синагога — самая большая из всех существовавших в Нидерландах. Между евреями и христианами иногда возникали трения, но в целом взаимоотношения были хорошими. Рембрандт, живший в еврейском квартале Амстердама, создал портреты многих евреев.

Файл:SPAmster.JPG
Интерьер сефардской синагоги Эснога (Esnoga) в Амстердаме, открытой 2 августа 1675 г.

Ашкеназы

Около 1620 г. усилился приток ашкеназов в Нидерланды. До второй половины XVII в. иммиграция евреев, вызванная бедствиями Тридцатилетней войны (1618–48), шла в основном из Германии, затем из Польско-Литовского государства, еврейские общины которого были разгромлены (1648–67) в ходе Хмельнитчины и ряда следовавших одна за другой войн.

Ашкеназы отличались от сефардов по языку, образованию, имущественному положению. Они прибывали в страну без денег, и еврейская община Амстердама не стремилась их принимать. Ашкеназские евреи поначалу селились в сельской местности. В результате, много мелких еврейских общин существовало по всей голландской провинции.

Их основными занятиями были коробейничество, торговля скотом и служба в качестве прислуги в богатых сефардских домах. Отношения между двумя группами еврейского населения были натянутыми.

Во многих фамилиях ашкеназских евреев можно увидеть их происхождение: Полак, Московиц, Гамбургер, Фан Праах. Позднее ашкеназские евреи также использовали в качестве фамилии название зверей и фруктов, например: Де Хонд (hond — собака), Де Хаан (haan — петух), Схап (schaap — овца), Аппэл (appel — яблоко) и Цитрун (сitroen — лимон).

Основными центрами поселения ашкеназов в Нидерландах стали Амстердам, Гаага, Роттердам. Первая ашкеназская община была создана в Амстердаме в 1635 г. выходцами из Германии; в 1660 г. там же появилась община польских евреев. В 1673 г. по приказу городских властей эти общины объединились. В 1672 г. в Амстердаме была освящена Большая ашкеназская синагога.

К концу XVII в. ашкеназы стали принимать активное участие в книгопечатании и обработке алмазов. Их численность к концу века превысила число сефардов.

Положение в XVIII веке

В 1700 году в Амстердаме была самая большая еврейская община в Западной Европе: 10 тыс. человек. В XVIII в. сефарды уже превратились в незначительное меньшинство.

В 1780 г. в Нидерландах проживали три тысячи сефардов и двадцать семь тысяч ашкеназов. Экономическое положение сефардов ухудшилось, особенно после кризиса 1772–73 гг. и застоя в торговле в результате французской оккупации (1795). Положение же ашкеназов упрочилось, среди них появились люди, разбогатевшие на обработке алмазов. Но большинство членов ашкеназской общины были по-прежнему очень бедны.

Евреи имели крепкие связи с правящим домом принцев Оранских. Виллем IV, вступивший в должность стадхольдера в 1747 году, состоял в близких отношениях с семьёй де Пинто, в доме которого неоднократно бывал с женой. В 1748 году, когда французская армия была на границе, а казна была пуста, де Пинто собрал крупную сумму и подарил её государству. Ван Хогендорп, государственный секретарь, писал ему: "Вы спасли государство". В 1750 году де Пинто организовал реструктуризацию государственного долга со снижением роста с 4 до 3% годовых.

При правительстве Виллема V в стране происходили внутренние раздоры, но евреи остались верны ему. В день его совершеннолетия, 8 марта 1766 года во всем синагогах прошла благодарственная служба. 3 июня 1768 года Виллем V посетил и немецкую, и португальскую синагоги и присутствовал на бракосочетаниях членов известных еврейских семей.

После оккупации Нидерландов армией революционной Франции в 1794 г. евреи получили возможность свободно селиться в Брюсселе и Антверпене.

С 1794 г. по 1815 г. Люксембург входил в состав Франции, разрешившей евреям организовать общину, включенную в консисторию Трира. В это время туда переехали некоторые евреи из Лотарингии.

Французская оккупация и образование Батавской республики кардинально улучшили правовое положение евреев Нидерландов: в сентябре 1796 г. после ожесточенных прений Национальное собрание республики провозгласило их полную эмансипацию. Моисей Moреско стал членом муниципалитета Амстердама, Моисей Ассер членом суда.

Свержение Оранской династии усугубило раскол среди евреев Нидерландов. Ашкеназская элита была сторонницей идей французской революции. В 1795 г. был создан клуб «Феликс Либертате», члены которого стремились к эмансипации евреев и упразднению общинной автономии.

Старые консерваторы, во главе которой стоял главный раввин Яков Моисей Лёвенстамм, не хотели прав, составлявших эмансипацию. Действительно, эти права, по большей части, давали сомнительное преимущество. Культура государства была не настолько развита, чтобы евреи могли быть полноценными членами общества. Кроме того, освобождение было предложено им партией, которая изгнала их любимого принца Оранского, чьему дому они по-прежнему были верны.

Сторонники эмансипации, составлявшие меньшинство даже в ашкеназской общине Амстердама, образовали в 1797 г. новую общину Адат-Иешурун. Тем не менее, революция заметно улучшила положение евреев; в 1799 году их общины получили, как и христианские общины, субсидии из казны. В 1798 г. Йонас Даниэль Мейер ходатайствовал французскому министру иностранных дел от имени евреев Германии и 22 августа 1802 г. посол Нидерландов Схиммелпеннинк вручил французскому министру ноту по этому же вопросу.

Начало XIX века. Наполеоновские времена

В период с 1806—1810 гг. Нидерландами правил Луи Наполеон Бонапарт, намерением которого было настолько изменить положение евреев в обществе, чтобы их вновь приобретенные права стали реальной ценностью. Так, например, в некоторых городах (Утрехт и Роттердам) был перенесён день ярмарки с субботы на понедельник, была отменена обязательная в суде клятва More Judaico — стала действовать одна форма клятвы для евреев и христиан . Чтобы приучить евреев к военной службе он сформировал два батальона из 803 рядовых и 60 офицеров, которые были ранее отстранены от несения военной службы, даже от должности охранника города.

Однако короткий срок его правления не позволил осуществить все его планы. Он хотел объединить ашкеназов и сефардов, но это ему не удалось. Также в его планах было создание школ для еврейских детей, которые были исключены из государственных школ. Организация Общественной Пользы (Maatschappij tot Nut van 't Algemeen), основанная в 1784 г., также не желала принимать евреев в свои члены.

Среди выдающихся евреев этого периода были Мейер Литтвальд Лехермон, Ассер, Абраам Каподозе и физики Хайлброн, Давидс (который ввел в употребление вакцианацию), Штайн Ван Лаун (теллур) и многие другие.

XIX век-начало XX

Файл:Veghel Synagogue.JPG
Синагога в городе Веххель. В Веххеле была небольшая деревенская община, достигшая наибольшего количества членов около 1900 г. В последующие годы община сократилась до 30 человек, а во время Холокоста была полностью уничтожена.

30 ноября 1813 г. Виллем VI прибыл в Схевенинген, а 11 декабря он был торжественно коронован и стал носить имя король Виллем I.

5 января 1814 г. главный раввин Гааги Лехманс организовал специальную службу благодарения Богу на которой молился о защите союзнических армий. Многие евреи сражались в битве при Ватерлоо, где погибли тридцать пять еврейских офицеров.

Виллем VI сам лично занимался организацией еврейской общины. 26 февраля 1814 г. был принят закон об отмене французского режима. Процветание евреев в независимых Нидерландах продолжалось в течение всего 19-го века.

В 1900 в Амстердаме проживали 51000 евреев, из которых бедняками были 12500. В Гааге соответственно 846 из 5754, в Роттердаме 1750 из 10000, в Гронингене 613 из 2400, в Арнеме 349 из 1224 (газета «Joodsche courant», 1903 г, № 44). Общая численность населения Нидерландов в 1900 году составляла 5.104.137 человек, 2 % из которых были евреи.

До Второй мировой войны Нидерланды и, в частности, Амстердам оставались важным центром поселения евреев. В последние десятилетия XIX века, а также в первые десятилетия XX века еврейская община Амстердама продолжала расти вследствие того, что евреи из «медины» («деревенские» евреи — евреи, которые жили за пределами больших городов, таких как Амстердам, Роттердам и Гаага в многочисленных малых общинах на всей сельской местности Нидерландов) в массовом порядке покидали свои общины, в поиске «лучшей жизни» в крупных городах.

Голландский евреи были верными сторонниками голландской монархии вплоть до конца XIX века. Большинство в начале 20 стали социалистами и до Холокоста полностью интегрировались в социалистическую колонну.

С начала XIX века до Второй мировой войны численность евреев в Нидерландах значительно выросла. В период между 1830—1930 гг. еврейское присутствие в Нидерландах увеличилось почти на 250 % (цифры предоставленые еврейской общиной переписи Нидерландов).

Население евреев в Нидерландах 1830—1966[3]
Год Количество евреев Источник
1830 46,397 Перепись населения*
1840 52,245 Перепись населения*
1849 58,626 Перепись населения*
1859 63,790 Перепись населения*
1869 67,003 Перепись населения*
1879 81,693 Перепись населения*
1889 97,324 Перепись населения*
1899 103,988 Перепись населения*
1909 106,409 Перепись населения*
1920 115,223 Перепись населения*
1930 111,917 Перепись населения*
1941 154,887 Нацистская оккупация**
1947 14,346 Перепись населения*
1954 23,723 Комитет по демографии евреев***
1960 14,503 Перепись населения*
1966 29,675 Комитет по демографии евреев***
(*) Записано со слов лиц, обозначавших свою принадлежность к иудаизму во время описи населения Ниделрандов.
(**) Лица, у которых по крайней мере одна бабушка или один дедушка — евреи. В другой описи населения нацистов общее число лиц, имеющих по крайней мере дедушку или бабушку еврея было установлено на отметке 160,886: 135,984 лица, у которых трое или четвео прародителей — евреи (считались «полными евреями»); 18,912 евреев с 2 прародителями евреями («полуевреи»), 3,538 из которых были членами общины; 5,990 c 1 евреем прародителем («евреи на четверть»)")[4]
(***) Количество членов еврейской общины Нидерландов (только евреи по Галахе)

Холокост

Часть серии статей о

Категории:

холокост · нацизм · геноцид

Вторая мировая война

Портал:Холокост Проект:Холокост

п·о·р
Файл:Westerbork-monument1.jpg
Монумент рядом с бывшим концентрационным лагерем Вестерборк: каждый из камней представляет человека, оставшегося в Вестерборке и погибшего в лагере нацистов
Файл:Amsterdam Anne Frank.jpg
Статуя в Амстердаме в память об Анне Франк — еврейской девочке, автора «Дневника Анны Франк» скрывавшейся во время Второй мировой войны

В 1939 году в Нидерландах проживало около 140 000 евреев, в их числе около 25 000 немецких евреев-беженцев, которые покинули Германию в 1930-х гг (другие источники утверждают, что около 34000 евреев бежало в Нидерланды между 1933—1940 гг, в основном из Германии и Австрии [5]). Нацистские оккупационные силы указывали, что число евреев в Голландии в 1941 г. составляло 154 000. В переписи, проведённой нацистами, около 121 000 человек назвали себя членами голландско-израильской общины (ашкеназы); 4300 человек причислили себя к членам португальско-израильской общины (сефарды). Около 19 000 человек сообщили о двух еврейских дедушках/бабушках (хотя считается, что у многих из них было три еврейские дедушки/бабушки, но из-за страха быть признанными нацистскими властями евреями, а не полуевреями они скрывали этот факт). Около 6000 человек заявили об одном еврейском дедушке или бабушке. Примерно 2500 евреев причислили себя к христианской церкви (преимущественно к Голландской реформистской, Кальвинистской реформатской или Римско-католической).

В 1941 г. большинство голландских евреев жили в Амстердаме. Данные переписи, проведённой в том же году, показывают расселение евреев в Голландии в период начала Второй мировой войны (указывается число евреев, основанное не на «расовых» стандартах, используемых нацистами, а по самоопределению):

  • Гронинген — 4,682
  • Фрисланд — 851
  • Дренте — 2,498
  • Оверэйсел — 4,345
  • Гелдерланд — 6,663
  • Утрехт — 4,147
  • Северная Голландия- 87,026 (в том числе Амстердам — 79,410)
  • Южная Голландия — 25,617
  • Зейланд- 174
  • Северный Брабант — 2,320
  • Лимбург- 1,394

Всего — 139,687

К 1945 г. только около 35 000 из них остались в живых. Точное число «полных евреев» переживших Холокост составляет примерно 34 379 (8500 из которых находились в смешанных браках, что позволило им избежать депортации и смерти в нацистских концентрационных лагерях), число «полуевреев», которые оставались в Нидерландах к концу Второй мировой войны составляет 14 545 человек, а «на четверть евреев» — 5990 [2]. Около 75 % Голландского еврейства погибло. Факторы, повлиявшие на гибель такого количества людей это, во-первых, отсутствие военного режима в Нидерландах, побег королевы в Англию, во-вторых, нехватка убежищ. Нидерланды очень густонаселенная страна и поэтому было мало возможностей найти убежище в лесах или других естественных укрытиях.

В первый год оккупации Нидерландов евреи были обязаны регистрироваться в государственных учреждениях и им было запрещено заниматься некоторыми видами деятельности. Начиная с января 1942 г. некоторые голландские евреи были переселены в Амстердам, а остальных депортировали прямо в Вестерборк, концентрационный лагерь неподалеку от деревни Хоогхален. Он был основан в 1939 году правительством Нидерландов с целью предоставления убежища для евреев, спасавшихся от преследований нацистов. Однако, в действительности Вестерборк стал выполнять функции перебросочного центра из которого евреев направляли в нацистские лагеря смерти в Центральной и Восточной Европе. Наряду с концентрационным лагерем Вестерборк в Нидерландах действовало ещё четыре концентрационных перебросочных лагеря в Фюхте, Оммене, Амерсфорте и Схоорле[1].

Основная статья: Концентрационные лагеря в Нидерландах

Все неголландские евреи были также депортированы в Вестерборк. Кроме того, свыше 15 000 евреев были отправлены в трудовые лагеря. Депортация евреев из Нидерландов в Польшу и Германию началась 15 июня 1942 г. и завершилась 13 сентября 1944 г.. В конечном итоге около 101 000 евреев были депортированы 98 этапами из Вестерборка в Освенцим (57 800; 65 этапов), Собибор (34 313; 19 этапов), Берген-Бельзен (3 724; 8 этапов) и Терезин (4 466; 6 этапов), где большинство из них были убиты. Ещё 6000 евреев были депортированы из других мест (например, из Фюхта, Нидерланды) в концентрационные лагеря Германии, Польши и Австрии (например, Маутхаузен). Только 5 200 выжили. Голландцы помогли укрыться около 25 000-30 000 евреям (см. Корри тен Боом), но только 16 500 из них выжили. Другие, среди которых было много членов сочувствующего Германии Движения Национал-Социалистов (NSB), наоборот, содействовали немцам в поисках и арестах евреев. Одни делали это по службе-многие учреждения (Амстердамская городская администрация, Голландская муниципальная полиция, и Голландские железные дороги) сотрудничали с нацистами и способствовали депортации евреев, другие из-за страха или безразличия, а некоторые (преступники) за денежное вознаграждение. От 7 000 до 8 000 евреев смогло выжить, скрываясь в Испании, Великобритании и Швейцарии или состоя в браке с неевреями (что и спасло их от депортации или смерти).

Однако процент спасшихся евреев был разным в разных частях Нидерландов. Так, например, в Гронингене было истреблено более 90 % еврейского населения, а в Эйндховене погибло чуть больше 40 % еврейского населения.

Одной из самых известных жертв Холокоста в Нидерландах была Анна Франк. Вместе с её сестрой Марго Франк, она была убита нацистами в марте 1945 г. в концентрационном лагере Берген-Бельзен. Мать Анны Франк, Эдит Франк-Холландер, погибла в Освенциме. Отец Анны Франк, Отто Франк, пережил войну. Жертвами нацистов также стали Этти Хиллесум и известный импрессарио и бизнесмен Абраам Ицек Тушински, построивший знаменитый театр Тушински в Амстердаме

В отличие от многих других стран, где было уничтожено практически все, что имело отношение к жизни и культуре еврейской общины, в Амстердаме сохранилось большое количество раввинских записей, поэтому история голландского еврейства исключительно хорошо документирована.

1945—1960 гг

Еврейское население Нидерландов в послевоенное время характеризуется высокой миграцией, низкой рождаемостью и большим количеством смешанных браков. После Второй мировой войны тысячи выживших евреев эмигрировали в Израиль (там сейчас проживает около 6000 голландских евреев) и Соединенные Штаты. В 1947 г. через два года после окончания Второй мировой войны общее число евреев в Нидерландах по данным переписи населения составляло лишь 14 346 (по сравнению с 154 887 по переписи 1941 г.). Позднее в 1954 г. эта цифра была скорректирована еврейскими организациями до 24 000. Тем не менее, эти цифры намного меньше указанных в также спорной переписи населения проведенной нацистской Германией в 1941 г., так как записывали на основе «расы». То есть сотни христиан еврейского происхождения оказались в списках евреев. Рауль Хильберг в своей книге «Perpetrators, Victims, Bystanders: The Jewish catastrophe, 1933—1945» приводит следующие данные: «В Нидерландах проживало 1572 протестантов еврейского происхождения (по данным на 1943 г.) и около 700 евреев-католиков (в период нацистской оккупации)»

Расселение евреев в Нидерландах в 1954 г. (провинции, число евреев):

  • Гронинген — 242
  • Фрисланд — 155
  • Дренте — 180
  • Оверэйсел — 945
  • Гелдерланд — 997
  • Утрехт — 848
  • Северная Голландия- 15,446 (в том числе Амстердам — 14,068)
  • Южная Голландия — 3 934
  • Зейланд- 59
  • Северный Брабант — 620
  • Лимбург- 297

Всего — 23 723

Период 60-х — 70-х гг

В шестидесятых-семидесятых годах XX века наблюдалось заметное снижение рождаемости среди голландских евреев и увеличение числа смешанных браков. Если в 1945—1949 гг. число таких браков от общего числа браков среди евреев составляло 41 % среди мужчин и 28 % среди женщин, то в девяностых оно возросло до примерно 52 %. Среди так называемых евреев по отцовской линии смешанные браки достигают 80 %. [4]. В ответ на эту тенденцию была предпринята попытка создать дополнительную возможность для незамужних евреек найти неженатого еврея и, наоборот, для чего и были созданы такие сайты знакомств как Jingles, Jentl и Jewell. Согласно результатам исследования, проведенного еврейской социальной службой (Joods Maatschappelijk Werk) большой процент голландских евреев получили университетское образование и уровень трудоустройства среди еврейских женщин выше, чем среди неевреек.

80-е гг. и до наших дней

Еврейское население в Нидерландах стало более «интернациональным» с притоком израильских и российских евреев в 80-х и 90-х. Приблизительно каждый третий еврей, живущий в Голландии  неголландского происхождения. Число израильских евреев, проживающих в Нидерландах (в основном в Амстердаме) исчисляется тысячами (по одним источникам число израильских иммигрантов в Нидерландах составляет 5000 — 7000, по другим около 12 000[6]), однако лишь сравнительно небольшое число этих евреев относятся к какой-либо из религиозных еврейских общин. За последние два десятилетия около 10 000 голландских евреев эмигрировали в Израиль .

В настоящее время в Нидерландах проживает от 41000 до 45000 евреев. Большая часть из них являются евреями по Галахе (традиционное еврейское право), то есть по материнской линии (70 % — около 30000 человек) и около 30 % или 10 000 — 15 000 евреев по отцовской линии. Их число составляло 12,470 в апреле 2006 г.[7][8]. Большинство нидерландских евреев живут в крупных городах на западе страны, таких как Амстердам, Роттердам, Гаага, Утрехт; около 44 % всех голландских евреев живут в Амстердаме, который считается центром еврейской жизни. В 2000 году 20 % еврейского населения Нидерландов было старше 65 лет, показатели рождаемости были низкими. Исключением является растущее ортодоксальное еврейское население, особенно в Амстердаме.

В настоящее время в Нидерландах находится около 150 синагог, примерно в 50 из которых проводятся религиозные службы.[9]. Самые большие еврейские общины находятся в Амстердаме, Роттердаме и Гааге. Небольшие общины встречаются по всей стране: в Алкмаре, Алмере, Амерсфорте, Амстелвене, Буссуме, Дельфте, Гарлеме, Хилверсуме, Ляйдене, Схидаме, Утрехте и Заандаме в западной части страны; в Бреде, Эйндховене, Маастрихте, Мидделбурге, Остерхоуте и Тилбурге в южной части страны; в Аалтене, Апелдорне, Арнеме, Ассене, Девентере, Дутинхеме, Энсхеде, Гронингене, Херенвене, Хенгело, Леувардене, Неймегене, Винтерсвайке, Зютфене и Зволле в восточной и северной частях страны.

Современный антисемитизм

С притоком беженцев из арабских стран (Марокко, Ирана, Ирака и др) в Нидерландах стал развиваться антисемитизм. Религиозные евреи всё чаще стали слышать в свой адрес угрозы[2], известны случаи вандализма: [3],[4], [5], в результате которых была усилена охрана еврейских организаций. [6]. Согласно раппорту организации CIDI (Центр информации и документации Израиль) в Нидерландах случаи антисемитизма за прошедшие несколько лет заметно участились. В период 2005—2007 гг. был замечен рост инцидентов на 64 % [7].

Религия

Файл:Synagoge Gerard Doustraat.JPG
Синагога на улице Gerard Doustraat в Амстердаме, Нидерланды
основные понятия

     

    Портал Иудаизм
п·о·р
Файл:Emanuel de Witte - Interieur van de Portugese synagoge te Amsterdam.jpg
Интерьер португальской синагоги в Амстердаме, 1680, Эмануэль де Витте, коллекция Государственного музея, Амстердам.

9,000 из 30.000 Нидерландских евреев (30 %) являются членами одной из семи основных еврейских религиозных организаций. Также существуют небольшие независимые синагоги.

Ортодоксальный иудаизм

Большинство евреев в Нидерландах, принадлежащих к еврейской общине — члены нидерландско-израильского религиозного сообщества NIK - Nederlands Israëlitisch Kerkgenootschap, которое является частью ортодоксального направления иудаизма (ашкеназы). NIK насчитывает около 5.000 членов в 36 общинах (из них только в Амстердаме и окрестностях 13) в 4 подведомственных областях (Амстердама, Гааги, Роттердама и межпровинционального раввината), являясь значительно больше союза либеральных синагог (LJG) и в тринадцать раз больше португальского-израильского религиозного сообщества (PIK). Только в Амстердаме NIK регулирует тринадцать действующих синагог. NIK был основан в 1814 году, и на пике своего расцвета в 1877 году, объединял 176 еврейских общин. Перед второй мировой войной это количество сократилось до 139 и на сегодня составляет 36 общин. Кроме регулирования 36 общин, NIK также несет ответственность за более чем 200 еврейских кладбищ на всей территории Нидерландов (от общего числа еврейских кладбищ 250).

Члены небольшой общины португальских евреев (PIK) — португальско-израильское религиозное сообщество — сефарды, в её состав входят около 270 семей, и с главным центром в Амстердаме. Эта община была основана в 1870 году. На протяжении истории сефардские евреи в Нидерландах, в отличие от своих собратьев по религии ашкеназов, находились в основном в общинах Амстердама, Гааги, Роттердама, Наардена и Мидделбурга. Только одна община — в Амстердаме пережила Холокост и по-прежнему активна.

Хабад также активно работает в Нидерландах. Из трех еврейских школ в Амстердаме — все расположены в районе Баутенфелдерт (Рош-Пина, Маймонида и Хэйдер), школа Хэйдер связана с направлением ультрарелигиозных евреев харедим. Хабад имеет одиннадцать раввинов, в Алмере, Амерсфорте, Амстелфейне, Амстердаме, Харлеме, Маастрихте, Роттердаме, Гааге и Утрехте. Руководителями синагог в Нидерландах являются раввин Йицхак Форст и Биньомин Якобс. Последний также является главным раввином межпровинциального опперраббината (голландская организация раввинов) и вице-президентом Хейдера. Хабад обслуживает около 2500 евреев в провинции Холланд, а также неизвестное число в остальной части Нидерландов. В Амстердаме действует «русская синагога», прихожанами которой являются в основном выходцы из стран бывшего СССР [8]

Реформистский иудаизм

Несмотря на то, что количество евреев в Нидерландах уменьшается, в последние десятилетия по всей стране наблюдается рост либеральных еврейских общин. Религиозное течение, привнесённое в начале 1930-х годов немецко-еврейскими беженцами, в настоящее время объединяет около 3500 евреев Нидерландов, являющихся прихожанами одной из нескольких либеральных синагог по всей стране. Либеральные синагоги находятся в Амстердаме (основана в 1931 году; 725 семей — около 1700 членов), Роттердаме (1968), Гааге (1959; 324 семей), Тилбурге (1981), Утрехте (1993), Арнеме (1965; 70 семей) , Энсхеде (1972), Алмере (2003) и Херенвейне (2000; около 30 человек), общиной руководят шесть раввинов. Союз либерально-религиозных евреев в Нидерландах (Verbond voor Liberaal-Religieuze Joden in Nederland (LJG)), в котором состоят все вышеупомянутые общины, связан с всемирным союзом прогрессивного иудаизма. 29 октября 2006 года LJG изменила свое название на Nederlands Verbond voor Progressief Jodendom (NVPJ) (голландский союз прогрессивного иудаизма). В NVPJ шесть раввинов: Рубен Бар-Эфраим, Менно тен Бринк, Сонни Герман, Давид Лилиенталь, Авраам Сутэндорп и Эдвард ван Фоолен.

В Амстердаме в настоящее время строится новая либеральная синагога, в 300 метрах от нынешней. Это необходимо, поскольку здание стало слишком мало для растущего количества членов общины. Либеральная синагога в Амстердаме получает примерно 30 телефонных звонков в месяц от людей, желающих перейти в иудаизм. Количество людей, в действительности переходящих в веру гораздо меньше. Число перешедших в либеральный иудаизм составляет 200—400 человек, в соотношении с 3500 членами существующей общины.

В Амстердаме также находится Beit Ha’Chidush — прогрессивная религиозная община, основанная в 1995 году как светскими, так и религиозными евреями, посчитавшими, что пришло время для более открытого, разнообразного и обновлённого иудаизма. Община принимает в свои члены людей с самым разным багажем, в том числе гомосексуалистов и «евреев на половину» (тех, у кого еврей-отец; первая еврейская община в Нидерландах которая допустила это). Организация Beit Ha’Chidush связана с реконструктивистским течением в иудаизме и организацией «Еврейское Обновление» в Соединенных Штатах, а также общиной либерального иудаизма в Соединенном Королевстве. Раввин общины — уроженка германии Элиза Клафек, стала первой женщиной-раввином Нидерландов. Община использует синагогу Ауленбургер в самом центре Амстердама.

Klal Israel является независимым еврейским сообществом, основано в конце 2005 года. Берёт свои корни из прогрессивного иудаизма. Община проводит службы в двух синагогах: раз в две недели в Делфте, и один раз в месяц в Ассене.

Консервативный иудаизм

Течение иудаизма Масортим появилось в Нидерландах в 2004 году, с образованием общины в городе Алмере . В 2005 г. в Masorti Nederland (Масортим Нидерланды) состояло около 75 человек, в основном проживающих в Almere. Члены общины так же присутствуют в Веспе, Утрехте, Амстердаме и Лейдене.

Еврейская музыка и искусство

Файл:Amsterdam Klezmer Band Job Chajes.jpg
Основатель Amsterdam Klezmer Band, саксофонист и певец на идиш, Йоб Хайес
  • Amsterdam Klezmer Band [9] (нид.)

Образование и молодёжные организации

Еврейские школы

В Нидерландах работают три еврейские школы, которые расположены в Амстердаме. Они относятся к нидерландско-израильскому религиозному сообществу (NIK). Рош Пина — это крупнейшая еврейская школа в Нидерландах для детей в возрасте от 4 до 12 лет. Классы в школе смешанные (мальчики и девочки вместе), в 2007 г. в ней обучалось 285 детей [10]. Maimonides является второй по величине еврейской средней школой, в 2005 году там было примерно 160 учеников. Основана она была именно как еврейская школа, но несмотря на её принадлежность к NIK, в ней используют светскую учебную программу [11]. В школе Cheider учатся около 200 еврейских детей всех возрастов и это единственная из трех школ, которая полностью придерживается ортодоксальных еврейских традиций (харедим). Девочки и мальчики учатся в отдельных классах. [12].

Еврейские молодёжные организации

В Нидерландах есть несколько еврейских организаций, концентрирующихся на еврейской молодёжи:

  • Bne Akiwa Holland (Bnei Akiva), Сионистская молодёжная религиозная организация
  • CIJO, the youth organisation of CIDI (Centrum Informatie en Documentatie Israël), Политическая еврейская молодёжная организация.
  • Gan Israel Holland, Голландский филиал молодёжной организации Хабада.
  • Haboniem-Dror, социалистическое сионистское молодёжное движение.
  • Ijar, организация еврейских студентов
  • Moos, независимая еврейская молодёжная организация
  • Netzer Holland, Сионистская молодёжная организация при боддержке NVPJ
  • NextStep, еврейская молодёжная организация при Een Ander Joods Geluid

Здравоохранение

В Нидерландах находятся два еврейских дома престарелых, которые работают в соответствии с еврейскими законами, в частности, там предусмотрено кошерное питание, имееются синагоги. Один из них Бейт Шалом расположен в Амстердаме. В нём в данный момент живут около 350 евреев преклонного возраста [13]. Второй (Mr L.E. Visserhuis) расположен в Гааге, где проживают около 50 евреев [14].

В больнице Амстельланд в Амстельфейне есть еврейское отделение, которое было основано после слияния больницы Tulp Hospital и Central Israelite Patient Care в 1978 году. Это единственное лечебное учреждение в Западной Европе, где уход и лечение пациентов проходит в соответствии с еврейскими законами. Пациентам предоставляется исключительно кошерное питание.

Sinai Centrum (Центр Синай) является еврейской психиатрической больницей, которая имеет филиалы в трех городах — Амстердаме, Амерсфорте (основное здание) и Амстелвейне. Основное внимание здесь уделяется психическому здоровью, а также уходу за людьми с нарушениями интеллекта[15]. В настоящее время это единственная еврейская психиатрическая больница в Европе. Изначально услуги в основном предоставлялись еврейскому населению пережившему Холокост и людям страдающим психическими расстройствами как последствиями пережитого во время Второй мировой войны. В настоящее время Центр также оказывает помощь жертвам войн и геноцида нееврейского происхождения.

Еврейские СМИ

  • Еврейские теле и радиопередачи в Нидерландах производятся компанией NIKMedia. Частью NIKMedia является телекомпания Joodse Omroep, транслирующая документальные фильмы, рассказы и интервью на различные темы еврейской жизни каждое воскресенье и понедельник на телеканале Недерланд 2. (за исключением периода с конца мая по начало сентября). NIKMedia также подготавливает интервью и музыкальные программы для радиоканала Radio 5.
  • Еженедельная газета Nieuw Israëlitisch Weekblad является старейшей из выходящих на сегодняшний день (еврейских) еженедельников в Нидерландах, количество подписчиков около 6000. Она является важным источником информации для многих голландских евреев, с упором на еврейские темы как на национальном, так и на международном уровне.
  • NVPJ издаёт свой собственный журнал Levend Joods Geloof (живая еврейсквая вера), рассчитанный на более либеральную еврейскую аудиторию[18]. Журнал выходит шесть раз в году; на эту же группу читателей рассчитан журнал под названием Chidushim, организации Бейт Хa'Хидуш.[19]
  • Существует несколько еврейских вебсайтов, публикующих на своих страницах новости для евреев в Нидерландах. Наиболее известным на сегодня является вебсайт Joods.nl, с информацией как о еврейских общинах Нидерландов, так и об Израиле, еврейской культуре и молодёжи.

Амстердам

Основная статья: Еврейский Амстердам

Еврейская община Амстердамa сегодня насчитывает около 15 000 человек. Большое количество евреев живут в районах Баутенфелдерт, Ауд-Зауд и Ривиренбюрт. Баутенфелдерт считается хорошим районом из-за низкой преступности, и тихого окружения.

Особенно много евреев живёт в районе Баутенфелдерт. В этом районе есть несколько кошерных ресторанов, две пекарни, израильские магазины, пиццерия и кошерные отделы в обычных супермаркетах. В этом районе расположены также еврейский дом престарелых, ортодоксальная синагога и три еврейские школы.

Культурные особенности

Уникальным для Нидерландов является факт сосуществования ашкеназских и сефардских общин в непосредственной близости друг от друга. Имея разные культурные традиции, общины в основном были отделены друг от друга, но в результате их географического соседства появились межкультурные влияния, не возникавшие в других местах. Примечательно и то, что когда небольшие группы евреев только начинали создавать общины, они были вынуждены пользоваться услугами раввинов и других участников службы (левиты, коэны) из обеих культур, в зависимости от того, кто был доступен на данный момент.

Близкое соседство двух культур неизбежно привело к большему количеству смешанных браков, чем было известно в других странах, и, вследствие этого, многие евреи голландского происхождения носят фамилии, которые, кажется, опровергают их принадлежность к своей общине. Особенно необычно, что все голландские евреи на протяжении веков называли детей в честь бабушек или дедушек, что считается исключительно сефардской традицией. (Ашкеназы в других странах традиционно избегали называть ребёнка именем живущих родственников.)

В 1812 году, когда Нидерланды находились под правлением Наполеона, все жители Нидерландов, включая евреев, были обязаны регистрировать свои фамилии в гражданских органах власти. Только сефарды строго следовали этому предписанию. В результате этой регистрации и других существующих записей стало ясно, что так как ашкеназы избегали гражданскую регистрацию, многие из них на протяжении сотен лет пользовались неофициальной системой фамилий.

Так же, во время правления Наполеона в 1809 году был принят закон, обязывающий голландские еврейские школы вести преподавание на голландском и иврите. Это привело к исключению других языков и, как следствие, идиш — разговорный язык ашкеназских евреев и португальский язык — бывший язык сефардов, практически вышли из обращения в среде голландских евреев. Некоторые слова на идише вошли в голландский язык, особенно в Амстердаме (который также называют Мокум, от ивритского слова маком: город, место) где исторически большая еврейская община оказала значительное влияние на местный диалект. Есть несколько других слов на иврите, употребляемых в местном диалекте, в том числе: «мазаль» — слово на иврите, означающее счастье и удача; «Тоф» (на иврите — тов), означающее «хорошо» (как и в מזל טוב — мазаль тов), а «хоохэм» (на иврите — хахам: мудрый, хитрый, остроумный, умный), где голландское «g» произносится аналогично восьмой букве еврейского алфавита, гортанной Хэт.

Влияние экономики на жизнь евреев

Евреи играли важную роль в развитии голландских колоний, а также в международной торговле. Многие евреи живущие в бывших Голландских колониях являются выходцами из Голландии. Тем не менее, Голландия стала уступать контроль над торговыми путями более сильным колониальным державам и в XVIII веке экономика пошла на спад. Многие ашкеназские евреи жившие в сельских районах перестали иметь средства к существованию и в поисках работы переселялись в города. Это вызвало крах большого количества маленьких еврейских общин. Целые общины перебирались в города, где количество евреев значительно увеличилось. В 1700 г. еврейское население Амстердама составляло 6 200 человек (примерно поровну ашкеназов и сефардов). К 1795 г. эта цифра составила 20 335, причем подавляющее большинство из них были бедными ашкеназами. Часто им приходилось жить в специальных еврейских кварталах, многие из которых были перенаселены. К середине девятнадцатого века усиливается миграция в другие страны, где еврейская эмансипация создавала для них больше возможностей. см. Chuts).

Персоналии

См. также

Источники и ссылки

Примечания

  1. Jewish Virtual Library, "Netherlands" by David Shyovitz
  2. Полный текст нидерландской Декларации независимости
  3. информация взята с 2001 DEMOS report. Проверено 18 июля 2007 (нид.)
  4. DEMOS March 2001. Проверено 18 июля 2007 (нид.)
  5. Ашкеназские евреи Амстердама. Edward van Voolen. Проверено 21 июля 2007(англ.)
  6. Kleijwegt, Margalith (2007-07-14). Trots en schaamte (Гордость и стыд). Vrij Nederland(нид.)
  7. Демографический обзор — евреи в Нидерландах. Demos. Проверено 8 декабря 2006 (нид.)
  8. Евреи по отцу в поисках самоидентификации. IB Magazine. Проверено 7 июня 2007 (нид.)
  9. Религиозные здания исчезают. Telegraaf, 17 января 2008. Проверено 17 января 2008 (нид.)
  10. Совет совместного контроля Рош Пина. Проверено 13 Мая 2007 г. (нид.)
  11. Страница еврейской средней школы Maimonides . Проверено 13 Мая 2007 г. (нид.)
  12. Страница школы Cheider. Проверено 13 Мая 2007 г. (нид.)
  13. Еврейский дом престарелых Бейт Шалом. Проверено 15 мая 2007 г (нид.)
  14. Еврейский дом престарелых Mr. L.E. Visserhuis. Проверено 15 мая 2007 г (нид.)
  15. Центр Синай Проверено 12 июля2007 г(нид.)
  16. Joods Journaal. Проверено 20 июля 2007(нид.)
  17. Hakehillot Magazine. Проверено 12 июля 2007 (нид.)
  18. Levend Joods Geloof. Проверено 12 июля 2007 (нид.)
  19. Chidushim Magazine. Проверено 12 июля 2007 (нид.)


/ref . Maimonides является второй по величине еврейской средней школой, в 2005 году там было примерно 160 учеников. Основана она была именно как еврейская школа, но несмотря на её принадлежность к NIK, в ней используют светскую учебную программу

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация