Социологическая картина американского еврейства (2010)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Общее количество евреев в мире
Hebrew University of Jerusalem, 2010
- На графике не видно, но до Второй Мировой войны мировое количество евреев (синяя линяя) было 17 миллионов, после стало на 6 меньше – 11 миллионов, и до сих пор ещё довольно далеко до его первоначального значения: первый миллион восстановился за 20 лет, после скорость прироста упала ещё ниже и сегодня нас 13 млн.
- Также видно, что общее количество евреев (синяя линяя) состоит из евреев Израиля (голубая линия) и евреев диаспоры (зелёная линия), и в течении всего времени численность израильских евреев активно растет, а число евреев диаспоры так же активно падает. Интересный факт: количество евреев растет пропорционально с количеством мирового населения. А доля евреев в мировом населении падает и довольно быстро.
Доля еврейского населения в мире.
Распределение евреев по странам (в тыс. чел.), Hebrew University of Jerusalem, 2010
- Понятно, что примерно 45% евреев находится в Израиле, и примерно столько же – в США. Эти страны являются абсолютными лидерами. По сравнению с ними остальные содержат ничтожно малую часть евреев. Если бы мы делали этот график 20 лет назад, то была огромная группа - Советский Союз. Но на сегодняшний день его нет, следовательно, кроме Израиля и Америки никаких демографических резервов у еврейского народа нет. Возможны только открытия новых демографических резервов в виде открытия новых видов евреев. (Существуют несколько групп-кандидатов, например, Бней-Менаше на северо-востоке Индии, составляющие 4 млн. человек).
Динамика еврейского населения США
Год | Численность евреев в США |
---|---|
1654 | 25 |
1700 | 200-300 |
1800 | 2.000-2.500 |
1880 | 230.000-280.000 |
1890 | 400.000-475.000 |
1900 | 937.800-1.058.135 |
1910 | 1.508.000-2.349.754 |
1920 | 3.300.000-3.604.580 |
1940 | 4.770.000-4.975.000 |
1950 | 4.500.000-5.000.000 |
1960 | 5.367.000-5.531.500 |
1970 | 5.370.000-6.000.000 |
1980 | 5.500.000-5.920.890 |
1992 | 5.828.000 |
2010 | 5.275.000 |
NJPS 2000
Некоторые социальные особенности США:
- Крупные города в основном расположены на побережьях, а не в центре страны. В них процент пришлых несравненно больше.
- В центральных районах больше коренных жителей.
- Все прибрежные города голосуют за демократов, а центральные глубины – за республиканцев.
- Евреи появились в США относительно позже других национальных групп, и поэтому являлись в некотором смысле чужими. И, как чужие, селились по побережьям, где живут до сих пор. А из предыдущего следует, что евреи голосовали за демократов, и сейчас тоже в основном голосуют за них.
Источники еврейской эмиграции в США
NJPS 2000
Начиная с 1980 гг более 2/3 еврейской эмиграции в США приходится на СССР. Также видно, что 10% прибывает с Израиля, остальное менее существенно.
График годовых доходов на семью
NJPS 2000
- Среди зарабатывающих менее 25 000 в год немало евреев, но всё равно меньше, чем в среднем по Америке. Большая часть евреев этой группы — пенсионеры из бывшего Советского Союза.
- Наиболее тяжело живется группе с доходом примерно 50 000, так как они обязаны платить все налоги, для них не предоставляются субсидии, бесплатное образование и муниципальное жилье, как для более бедного слоя.
- Доход от 100 000 и больше — удел cпециалистов с высшим образованием. Поэтому есть кардинальная разница между еврейским населением (22 %) и средним по Америке (8 %). То есть, по сути, это социальное распределение.
Конфессии американского общества
NJPS 2000
Американское общество в своем самосознании по конфессиональному признаку делятся на следующие группы:
- Протестанты — основное белое население Америки
- Протестанты евангелические. Другие протестанты их называют фундаменталистами. (Эти 2 группы — основное население Америки)
- Католики
- Те, которые ни к кому себя не относят
- Евреи
Соотношения с доходами:
- Среди еврейского населения, 45 % — те, кто имеют доход от 100 000. Примерно четверть с низкими.
- В остальных группах американского населения примерно равные значения в распределении доходов, разве что евангелические протестанты отличаются, у них доходы ниже, потому что они фундаменталистски настроены: у них более низкий уровень образования, они живут в глубинах Америки и более с/х — люди.
- В целом же, евреи резко отличаются от среднего американца.
«Верите ли вы в Бога?»
Вопрос задан с точки зрения абсолютной уверенности и показывает с интересной и неожиданной стороны американское еврейство.
Видно, что по отношению к другим группам, евреи являются наименее религиозными в Америке.
Политические взгляды
NJPS 2000
- Либеральные взгляды – левые (демократы)
- Консервативные взгляды – правые (республиканцы)
- «Moderate» - так называемые средние между ними.
Политические взгляды коррелируют с религиозными, так, например, наибольшее количество консерваторов среди евангелистов. Евреи – самая либеральная и левая группа среди американского общества.
Интересный феномен: евреи с одной стороны – самая богатая группа, но голосует ровно также как самая бедная группа. Это поразительное еврейское свойство разрушать систему, в которой они успешно устраиваются. Евреи голосуют за демократов, при том, что как раз республиканцы зачастую более произраильские.
На этом графике отражены глубокие противоречия евреев со странами, в которых они живут.
Религиозное состояние американского еврейства
В ходе соц.опроса американских евреев просили ответить, что они совершают из ежегодных мероприятий:
Сначала отвечают на вопрос, что они делают (соблюдают) с периодичностью раз в год?
NJPS 2000
Другой вопрос – что евреи совершают из ежедневных заповедей?
NJPS 2000
Округляя, можно сказать, что ⅔ делают что-нибудь раз в год, и лишь ¼ - постоянно.
Религиозные взгляды евреев США
За исследуемый период (1990 – 2000 гг) всего 40% еврейских домов являются членами синагоги. Эти 40% домов составляют 46% взрослых евреев.
- Среди них можно выделить следующие группы:
- Ортодоксы
- Консерваторы
- Реформисты
- Реконструкционисты (реформисты для самих реформистов).
В 1990м году соотношение этих течений было следующее:
по данным NJPS 1990
через десять лет повторное исследование показало следующую картину:
по данным NJPS 2000
За 10 лет, то есть за довольно-таки малый срок, кардинально меняется распределение по этим группам.
Доля консерваторов упала в полтора раза, незначительно выросла доля реформистов, зато доля ортодоксов выросла в полтора раза.
Объясняется это тем, что консерваторы уходят к реформистам, а ортодоксы увеличиваются за счет естественного прироста.
Вообще говоря, в еврействе США были волны реформистов – конец 19 века, и консерваторов – середина 20 века. Группы реформистов и консерваторов росли из-за эмиграций. Сейчас же волны уже стихли, и взяться им неоткуда.
Ортодоксы
Ортодоксы – самая разнообразная группа иудаизма, потому что у консерваторов и реформистов есть свои общие центры, а у ортодоксов нет. Есть только 2 основных направления, которые делятся примерно пополам между классическими ортодоксами и модерн-ортодоксами, но стоит сказать, что среди них уже много разных групп.
В целом, ортодоксы составляют примерно 10% американского еврейства, которое относится к синагоге. Это самая маленькая группа.
Модерн-ортодокс самосформировались в середине 19 века в Германии, в качестве оппозиции для реформизма. Зачинщиком считается Ш.Р. Гирш. Его движение началось где-то в 1915 году в Германии. В США это движение началось после 1915 года. То есть до этого для приехавших евреев были только варианты: реформисты, консерваторы или обычные ортодоксы. Сегодня модерн-ортодокс объединяют около тысячи синагог по всем США. В чем отличие от классических (ешивных) ортодоксов?
- Выступают за необходимость получения светского образования
- Среди них наиболее высокий процент наличия высшего образования и специалистов.
- Настроены просионистски. То есть более менее интегрируются с вязаными кипами в Израиле. Но если вязаные кипы считают образование государства Израиля началом мессианского процесса, то то, что отличает модерн-ортодокс в США – это видение для них ценности получения светского образования как такового, а не только из необходимости зарабатывать деньги.
- Если заглянут в еврейские средневековые источники, можно сказать, что модерн-ортодокс – продолжение линии Нахманида и Маймонида, а классические ортодоксы – продолжение линии Раши и Тосафот.
Отношение евреев США к Израилю
по данным NJPS 2000
Из тех 35%, что посетили Израиль Распределение посетивших Израиль по возрасту.
¾ американского молодого еврейства не посетили Израиль. Можно сказать, с одной стороны, что они еще успеют, а с другой стороны – это меньше поддержки государству Израиль с их стороны.
Дальнейшее исследования были проведено в среднем городе побережья США – Майами. Это не сильно консервативный, не сильно либеральный город. Флорида характеризуется тем, что там население существенно старше, чем среднее.
Большой процент людей – обеспеченные люди, которые уже вышли на пенсию, у них есть дом, они уже отдыхают в теплом климате.
Результаты опроса по поводу посещения Израиля (в расчёт берутся семьи, в которых хотя бы один человек побывал в Израиле): North American Jewish Data Bank: Attitudes of American Jews Toward Israel
- Разрез по религиозным характеристикам показал, что чем более религиозен человек, тем больше он настроен посещать Израиль.
- Если он состоит в еврейском браке (75%), то больше настроен посещать Израиль, чем, если в смешанном (28%, а если супруг обратился в иудаизм – 63%).
- Те, кто члены синагог, общинных центров, а так же те, кто дает пожертвования, чаще склонны посещать Израиль.
Привязанность к Израилю
Всего людей, которые сильно или очень сильно привязаны к Израилю, 62%, из них North American Jewish Data Bank: Attitudes of American Jews Toward Israel
- Среди ортодоксов – 90%.
- В еврейских браках – 71%.
- Среди членов синагог – 76%.
Таким образом, чем больше человек религиозен, тем больше он увлечен жизнью и проблемами Израиля, более сионистски настроен.