Шнеур Залман из Ляд

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 19:36, 28 января 2013; Raphael (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск

Рабби Шнеур-Залман Борухович из Ляд (Шнеер; אלטער רבי, Алтер Ребе — Старый ребе; 1745, местечко Лиозно, Польша, ныне Беларусь, — 1813, село Пены, Слободско-Украинской губернии, ныне Курская область, Россия; похоронен в городе Гадяч, Полтавской губернии, ныне Украина) — раввин, основатель направления хасидизма — Хабад.

Время деятельности Шнеур Залман из Ляд в истории иудаизма

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Содержание

Биография

Молодость

Родился 18-го элула 5505 г. (1745). Шнеур, Залман очень рано проявил выдающиеся способности и познания, и местный раввин в протоколе общины называет мальчика «удивительным ученым хахам и танна».

После женитьбы в 1760 (5520) г. Шнеур, Залман переселился в дом тестя в Витебск и целиком посвятил себя изучению Талмуда и постталмудической литературы и в 18-летнем возрасте, ведя аскетический образ жизни, принялся изучать каббалу и приложил немалые усилия, призывая евреев заняться земледелием.

Придя к выводу, что ему известно «кое-что об учении, но ничего о молитве», Шнеур, Залман в 1765 (5524) г. отправился учиться благочестию у главы хасидского движения Дова Бера из Межирича (Маггид из Межирича). В Межириче (Волынь) он вошел в круг ближайших учеников Маггида, сдружился с его сыном рабби Аврахамом (hа-Мал’ах, 1741–76) и через два года занял должность магида в Лиозно.

Шулхан арух hа-рав

Хотя Шнеур, Залман был одним из самых молодых учеников Маггида, тот весьма высоко оценивал его способности и в 1770 (5530) г. поручил ему написать новый Шулхан Арух Шнеур, Залман работал над этим трудом много лет, однако после его смерти была опубликована примерно треть рукописи (остальная часть погибла во время пожара).

Этот свод религиозного законодательства известен под названием Шулхан арух hа-рав (1814). Сочинение Шнеура Залмана не было сугубо хасидским трудом, однако, как и задумал Маггид из Межирича, имело большое галахическое значение. Этому способствовали блестящий литературный стиль Шнеура Залмана, ясность и глубина изложения. Книга стала авторитетнейшим источником Галахи для хасидов Хабада.

В 1772 (5532) г. основал хасидское учение ХаБаД. Призывал евреев, живших в районе Витебска, к переселению в пределы России. В 5533-5538 гг. (1773—1778) основал и занимался укреплением йешивы в Лиозно, которая была известна как «классы» («1-й класс», «2-й класс», «3-й класс»).

Годы в Вильно

В 1774 г., в ранний период противодействия хасидизму со стороны традиционного еврейства, Шнеур, Залман вместе с главой хасидов Белоруссии Менахемом Мендлом из Витебска (1730–88) отправился в Вильну, чтобы встретиться с рабби Элияху бен Шломо Залманом (Виленским Гаоном) и убедить его в благочестии и преданности хасидов традиции. Они пытались найти почву для взаимопонимания между хасидами и митнагдим. Однако Гаон не пожелал встретиться с ними.

После этого Шнеур, Залман предпринял еще одну попытку примирения с вождями ревнителей традиций, посетив вместе с рабби Аврахамом Калискером (Аврахам бен Александр Кац из Калиски; 1741–1810) город Шклов, — один из важнейших центров талмудизма, однако и эта попытка окончилась неудачей. Когда весной 1777 г. Менахем Мендл из Витебска уехал в Эрец-Исраэль вместе с большим числом своих последователей, Шнеур, Залман вместе с рабби Исраэлем из Полоцка (умер в 1785 г.) остались его представителями в Белоруссии. В 1777–82 гг. Шнеур, Залман жил (по настоянию местной хасидской общины) в Могилеве, продолжая углубленно изучать Талмуд и каббалу.

В 1782 г. рабби Шнеур, Залман вернулся в местечко Лиозно (Могилевской губернии), где стал маггидом. Вокруг него начали собираться молодые люди, которых он обучал, разделив, в зависимости от уровня подготовки, на отдельные группы (хадарим).

В 1783 (5543) г. побеждает в знаменитом диспуте в Минске. В 1788 г. рабби Менахем Мендл в письме из Эрец-Исраэль объявил Шнеура Залмана главой хасидов Белоруссии, что являлось лишь констатацией реального факта, поскольку число его последователей достигло нескольких десятков тысяч человек.

Тания

Основная статья: Тания

Начиная с 5551 г. (1791) его писания — касающиеся как открытой части Торы, так и скрытой ее части, — получают широкое распространение.
В 5554 г. (1794) публикует свою книгу «hИльхот талмуд Тора» (Законы изучения Торы); в 5557 г. (1797) — книгу «Тания».
В 5559 г. (1798), на следующий день после окончания праздника Сукот, был арестован. 19-го кислева того же года вышел на свободу.

В 5561 г. (1800), на следующий день после окончания праздника Сукот, ему было приказано прибыть в Петербург. 11-го ава 5561 г. (1801) вернулся из Петербурга в Ляды (Могилевская губерния).

Последние годы жизни

В конце месяца ав 5572 г. (1812) вместе с семьей и многочисленными хасидами покинул Ляды. 12-го тевета 5573 г. (1813) прибыл в деревню Пена (Курская губерния), где и скончался на исходе субботы, 24-го тевета. Похоронен в г. Гадяч (Полтавская обл.).

После смерти своего учителя Магида из Межерича вернулся в Белоруссию и собрал вокруг себя учеников, которые стали ядром будущего любавичского хасидизма. Шнеур Залман стал автором книги Тания (Ликутей Амарим) и Шулхан Арух арав — книги, которые легли в основу хасидизма.

Учение

Философская система рабби Шнеура Залмана построена, в основном, путем синтеза галахи и каббалы — рационального и мистического течений в еврейской мысли, с замечательным совершенством соединенных им в единую религиозную философию (Хабад).

Подход рабби Шнеура Залмана к философским проблемам может быть определен как эмпирико-психологический. Подход этот основан на библейской максиме «Из плоти моей Бога узрю»[9]. Его этика укоренена в уникальной природе еврейской души, которая «поистине есть частица Б-жества свыше». В этом отношении, равно как и в вере в особое предназначение еврейского народа в плане Творения его подход обнаруживает близкое сходство с подходом Иегуды Галеви, с той лишь разницей, что Галеви говорит о еврейской нации как о целом, тогда как рабби Шнеур Залман более занят индивидуальностью.

Эмпирический подход в сочетании с психологическим методом исследования обычно выражается в попытке определить религию посредством обращения к предметам более определенным, чем рационалистическое умозрение, а именно к реальному опыту. В этом состоит рефлективный метод метафизической интроспекции, цель которой заключается в раскрытии имманентных сущностей и представлений, ведущих первоначально от Бога к человеку, а затем от человека к Богу.

Образцом, которому следовал рабби Шнеур Залман при анализе человеческой природы, было учение каббалистов о Боге в терминах Десяти Сфирот (сехель ~ разум и миддот — эмоциональные качества), идея которого следует библейскому утверждению о том, что «человек был сотворен по образу и подобию Б-жию». Применяя эти принципы и понятия прежде всего к человеку, возможно углубить их понимание по отношению к Богу, — таков обратный метод.

Тора и Мицвот служат центральным звеном в unio mystica человека с Богом, данным в Б-жественном Законе и предписаниях. Ибо Тора и Мицвот суть мудрость и воля Бога и, равно как и два других слагаемых этого учения, Бог и человек, Тора во всех своих аспектах обладает явными и эзотерическими свойствами — благодаря им реализуются отношения человека к Богу и достигается unio mystica — доктрина, истоки которой содержатся в книге Зогар.

(Из «Философия Хабада» р. Нисана Миндела)

Библиография

В список включены только опубликованные книги, а не те, что остались в рукописи

1. hИльхот талмуд Тора

2. Бирхот hа-нэhэнин
3. Тания
4. Сидур
5. Шулхан Арух hа-Рав
6. Биурэй hа-Зоhар
7. Тора op
8. Ликутэй Тора
9. Бонэ Йерушалаим
10. Маамрэй Адмор hа-закэн — hанахот hA-рав
11. Маамрэй Адмор hа-закэн — Этталех Лиозно
12. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5562
13. Маамар Кэ-тапуах ба-ацэй h-аяар
14. Маамар Йесовэвэнhу
15. Маамар Бэ-хохма йибанэ байит
16. Маамар Ани йешэна
17. Маамар Цийон бэ-мишпат типадэ
18. Маамар Пкуда литэн махацит hа-шэкэль

19. Маамар Вэ-hа-арэц hайта тоhу

20. Маамар У-Мошэ нигаш эль hа-арафэль
21. Маамар Ашрэй йошвэй бэйтэха
22. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5568
23. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5565
24. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5566
25. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5567
26. Игрот кодэш
27. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5563
28. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5564
29. Маамрэй Адмор hа-закэн — hа-кцарим
30. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5569
31. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5570
32. Маамрэй Адмор hа-закэн — аль парашийот hа-Тора вэ-hа-моадим
33. Маамрэй Адмор hа-закэн — инъяним
34. Маамрэй Адмор hа-закэн — аль марзаль
35. Маамрэй Адмор hа-закэн — нэвиим
36. Маамрэй Адмор hа-закэн — ктувим

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Шнеур Залман из Ляд в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация