Рабейну Там
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||||
|
Яаков бен Меир (иврит יעקב בן מאיר; известен также как Рабейну Там (רבנו תם) ("наш учитель Там") /на иврите буквально `совершенный`, а также `кроткий`; см. Быт. 25:27/; принятое сокращение РАТ (ר"ת); родился, по-видимому, в 1100 г., Рамрю, Северная Франция, – умер в 1171 г., Труа) — один из основателей тосафистской школы, лидер еврейства Франции, поэт и крупнейший еврейский ученый XII в. Внук Раши.
Время деятельности Рабейну Там в истории иудаизма |
---|
Содержание |
Биография
Второй сын Меира бен Шмуэля и Йохевед, средней дочери Раши. Родился в деревне Рамрю (Ramerupt) в провинции Шампань во Франции. Его учителями были его отец и старший брат. Жил в Рамрю, Труа и Блуа.
Зарабатывал на жизнь ростовщичеством и виноделием. Эти типичные для французских евреев в этот период занятия заставляли Тама поддерживать контакты с французской знатью и властями, с которыми у него были многочисленные конфликты. Отношение Тама к неевреям в его галахических постановлениях в значительной степени объясняется его прямым знакомством с ними.
В 1146 при втором крестовом походе был чуть не убит погромщиками, однако заступничество важного вельможи из крестоносцев его спасло. После этого покинул Рамрю.
Похоронен на старом еврейском кладбище Рамрю вместе с братом.
Дела рабейну Тама
Еще при жизни Там был признан величайшим еврейским ученым своего поколения. К нему прибывали ученики из таких отдаленных от Франции мест, как Богемия и Россия.
Там требовал признания своего бейт-мидраша высшей галахической инстанцией и настаивал на признании своего авторитета учеными Прованса и Германии.
Там осознавал себя лидером своего поколения и стремился укрепить еврейскую общинную жизнь. К нему обращались с вопросами со всей Франции, включая Прованс, и даже из Италии.
Рабейну Тамом был создан раввинский суд, который он назвал крупнейшим судом своего поколения. Велико было влияние рабейну Тама на решения многих общинных вопросов, связанных с образованием, статусом женщин, улучшением еврейской жизни.
В своих галахических решениях Там выказывал глубокий консерватизм в вопросах, связанных с установлением новых обычаев, однако это не помешало ему отменить те обычаи, которые казались ему лишенными смысла, и ввести новые установления, соответствующие меняющимся условиям жизни. «Таканот рабейну Тама» имели большое влияние на жизнь еврейских общин.
Авраам бен Давид, испанский хронист отмечает в «Сефер hа-кабала» заслуги Рабейну Тама, но не Раши.
В 1171 рабейну Там присутствовал при кровавом навете в Блуа, где осудили на смерть 40 евреев. После этого события, день, когда это произошло — 20 сивана, был объявлен национальным трауром у ашкеназских евреев.
В еврейской традиции имя Рабейну Там связывается с постановлением по поводу порядка пергаментов в тфилин (филактериях), противоречащего мнению его деда, Раши.
Однако обе традиции очень древние, как показывают находки в Кумране.
Влияние на развитие Устного Закона
Тосафот к Вавилонскому Талмуду основаны на объяснениях, постановлениях и глоссах Тама.
Основное сочинение Тама – «Сефер hа-яшар» («Книга праведного»; впервые издана в Вене, 1811 г.), первая часть которой состоит из респонсов, а вторая – из новелл (однако это лишь малая часть его респонсов, многие из которых еще до сих пор не опубликованы).
Основная тенденция в новеллах Тама – подтверждение талмудических текстов и доказательство того, что в эти тексты не нужно вносить изменения. «Сефер hа-яшар» дошла до нас в крайне плохой сохранности и даже после огромной работы, проделанной издателями, в ней еще осталось много темных и труднообъяснимых мест.
Последующим поколениям ученых были известны «Сефер hа-псаким» («Книга постановлений») и комментарии к Пятикнижию Тама, которые не сохранились. Его «Ѓилх́от сефер hа-Тора» («Законы, относящиеся к свитку Торы») напечатаны в Махзоре Витри.
Поэзия рабейну Тама
Там был первым еврейским ученым во Франции, который под влиянием испанских и провансальских поэтов писал рифмованные стихотворения. Он обменивался стихами с Абраhамом Ибн Эзрой.
Известен 31 пиют, написанный рабейну Тамом, где чувствуется подражание испанским поэтам, что побудило испанских поэтов начать полемику с ним.
Там также слагал пиюты во франко-германском стиле.
Источники
- КЕЭ, том 8, кол. 743–744
- Статья "Рабейну Там" из Википедии
- Статья "רבנו תם" из ивритского раздела Википедии
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Там Я‘аков бен Меир в ЭЕЭ