Иудаизм
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect1 (Обсуждение | вклад) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{О_статье | {{О_статье | ||
- | |ТИП СТАТЬИ= | + | |ТИП СТАТЬИ=2 |
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
|УРОВЕНЬ= | |УРОВЕНЬ= | ||
Строка 15: | Строка 15: | ||
[[Файл:Judaica.jpg|thumb|230px|Атрибуты иудаизма: [[шофар]], ''яд'' (указка для чтения Торы), [[Танах]], молитвенник, подсвечники, кружка для омовения рук.]] | [[Файл:Judaica.jpg|thumb|230px|Атрибуты иудаизма: [[шофар]], ''яд'' (указка для чтения Торы), [[Танах]], молитвенник, подсвечники, кружка для омовения рук.]] | ||
+ | |||
{{Иудаизм}} | {{Иудаизм}} | ||
+ | |||
'''Иудаи́зм''', '''иуде́йство''' ({{lang-grc|Ἰουδαϊσμός}}), '''«иудейская религия»''' ''(от названия [[Колена Израилевы|колена]] [[Иуда (Ветхий Завет)|Иуды]], давшее название [[Иудейское царство|Иудейскому царству]], а затем, начиная с эпохи [[Второй Храм|Второго Храма]], стало общим названием [[евреи|еврейского народа]] — {{lang-he|יהודה}})'' — религиозное, национальное и этическое мировоззрение [[евреи|еврейского]] народа, одна из древнейших [[монотеизм|монотеистических]] религий человечества. | '''Иудаи́зм''', '''иуде́йство''' ({{lang-grc|Ἰουδαϊσμός}}), '''«иудейская религия»''' ''(от названия [[Колена Израилевы|колена]] [[Иуда (Ветхий Завет)|Иуды]], давшее название [[Иудейское царство|Иудейскому царству]], а затем, начиная с эпохи [[Второй Храм|Второго Храма]], стало общим названием [[евреи|еврейского народа]] — {{lang-he|יהודה}})'' — религиозное, национальное и этическое мировоззрение [[евреи|еврейского]] народа, одна из древнейших [[монотеизм|монотеистических]] религий человечества. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
== Происхождение термина == | == Происхождение термина == | ||
- | Термин «иудаизм» происходит от греческого ''Ἰουδαϊσμός'' ( | + | Термин «иудаизм» происходит от греческого ''Ἰουδαϊσμός'' («йудаисмо́с»), появляющегося в еврейско-эллинистической литературе на рубеже [[I век до н. э.|I в. до н. э.]] ({{Библия|2Макк|2:21}}; {{Библия2|2Макк|4:38}}) и обозначающего еврейскую религию как антитезу эллинистическому язычеству. |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
== Основные черты == | == Основные черты == | ||
- | |||
- | * Иудаизм первым в истории человечества провозгласил [[монотеизм]] | + | * Иудаизм первым в истории человечества провозгласил [[монотеизм]], включая учение о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию (еврейская концепция «Богочеловека») — следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога продвинуть и помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон. |
- | * Понятие о Боге как абсолютно | + | * Понятие о Боге как абсолютно Cовершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, Который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец. |
* Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, — ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого». | * Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, — ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого». | ||
Строка 56: | Строка 37: | ||
* При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности. | * При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности. | ||
- | |||
- | |||
* Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; | * Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; | ||
- | * Учение о приходе [[Машиах]]а ([[Мессия|Мессии]], слово происходит от {{lang-he|מָשִׁיחַ}}, «помазанник», то есть царь), когда {{ВЗ2|И перекуют мечи свои на орала и копья | + | * Учение о приходе [[Машиах]]а ([[Мессия|Мессии]], слово происходит от {{lang-he|מָשִׁיחַ}}, «помазанник», то есть царь), когда {{ВЗ2|И перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут больше учиться воевать … и наполнится вся земля познанием Господа|Ис|2:4}}. |
- | : | + | : [[Машиах]] является царём, прямым потомком царя [[Давид]]а, и, согласно иудейской традиции, должен быть помазан на царство пророком [[Илия (пророк)|Илией]](Элияhу), который был взят на небо живым. |
* Учение о [[Страшный суд|воскресении из мертвых в конце дней]] ([[эсхатология]]), то есть вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. | * Учение о [[Страшный суд|воскресении из мертвых в конце дней]] ([[эсхатология]]), то есть вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. | ||
- | : О воскресении из мертвых говорили многие еврейские пророки, такие как [[Иезекииль (пророк)|Иезекииль]] (Йехезкель), [[ | + | : О воскресении из мертвых говорили многие еврейские пророки, такие как [[Иезекииль (пророк)|Иезекииль]] (Йехезкель), [[Даниил]] (Даниель) и др. Так, пророк [[Даниил]] об этом говорит так: {{ВЗ2|И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление|Дан|12:2}}. |
+ | |||
+ | * Иудаизм предлагает всем людям и народам принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Библией на всё человечество: в то время как еврей обязан соблюдать все [[613 заповедей|613 извлеченных из Пятикнижия предписаний]] ([[мицвот]]), [[Гой|нееврей]], который считается участником завета, заключенного Богом с [[Ной|Ноем]] ({{Библия|Быт|9:9}}), обязан выполнять лишь [[Семь законов потомков Ноя|семь законов Ноевых сынов]] <ref>{{ЭЕЭ|13005|Ноевых сынов законы}}</ref>. В то же время, современный иудаизм принципиально не занимается [[миссионерство]]м, то есть не стремится к [[прозелитизм]]у (на иврите — ''[[гиюр]]'') и рассматривается евреями как их [[национальность|национальная]] религия. | ||
+ | |||
+ | {{также|13 принципов веры}} | ||
== ТаНаХ («Еврейская Библия») == | == ТаНаХ («Еврейская Библия») == | ||
{{main|Танах}} | {{main|Танах}} | ||
- | ''ТаНаХ'' — | + | Священным Писанием иудаизма является ''ТаНаХ'' — Еврейская Библия (у христиан называется [[Ветхий Завет]]). Он описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода [[Второй Храм|Второго Храма]]. [[ТаНаХ]], а также религиозно-философские представления иудаизма послужили основой для становления [[Христианство|христианства]] и [[ислам]]а <ref>{{ЭЕЭ|15449|Библия. Влияние Библии на мировую и еврейскую культуру}}</ref>. |
- | + | == Тождественность религиозного и национального самоопределения == | |
- | + | Одной из основ иудаизма является тождественность религиозного и национального самоопределения (и поэтому, в частности,перешедший в иудаизм далее является евреем). | |
- | + | ||
- | + | На иврите термины «иудаизм» и «еврейство» — синонимы. Термин {{lang-he|יַהֲדוּת}} (''яхадут''), возник в иврите после [[Вавилонское пленение|Вавилонского пленения]]. На [[идиш]]е иудаизм традиционно обозначается термином {{lang-yi|ייִדישקײט}} (''и́дишкейт'' или ''и́дишкайт''), дословно означающим «еврейскость» (от прилагательного {{lang-yi|ייִדיש}}, ''еврейский''), то есть еврейский образ жизни. | |
- | + | ||
+ | В русском языке существуют понятия еврей — иудей, разделяющие национальную принадлежность евреев и религиозную составляющую иудаизма, берущее начало из греческого языка и культуры. В других языках такого разделения нет, понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним термином и не разграничиваются, что соответствует трактовке [[еврейство|еврейства]] самим иудаизмом. | ||
- | + | В некоторых языках наряду с термином «иудаизм», обозначающим еврейскую религию в узком смысле, существует более общий термин, охватывающий всю еврейскую цивилизацию, включая религию, в целом — немецкое '''Judentum''', английское '''Jewry'''. | |
- | + | == Исторические периоды развития == | |
- | + | В религиоведении принято различать в развитии иудаизма три исторических периода:<ref>[http://www.religio.ru/lecsicon/09/237.html Иудаизм] на сайте «Мир религий».</ref> храмовый (в период существования [[Иерусалимский храм|Иерусалимского храма]]), [[талмуд]]ический и [[Раввинистический иудаизм|раввинистический]] (с [[VI век]]а по настоящее время). Современный [[ортодоксальный иудаизм]] сложился на основе движения [[Фарисеи|фарисеев]] (''прушим'')<ref>{{ЭЕЭ|14252|Фарисеи}}</ref>, возникшего в эпоху расцвета [[Маккавеи|Маккавеев]] ([[II век до н. э.]]). | |
- | [[ | + | == Символы == |
+ | |||
+ | {{main|Религиозные символы}} | ||
+ | |||
+ | Наиболее древним символом иудаизма является семисвечник ([[Менора]]), который, согласно [[Библия|Библии]] и традиции, стоял в [[Скиния|Скинии]] и [[Иерусалимский храм|Иерусалимском храме]]. | ||
+ | |||
+ | Один из внешних символов иудаизма с [[XIX век]]а — шестиконечная [[Звезда Давида]]<ref>{{ЭЕЭ|12556|Маген Давид}}</ref>. | ||
+ | <gallery align=center> | ||
+ | Изображение:Star_of_David.svg|[[Звезда Давида]] | ||
+ | Изображение:Menora.svg|[[Менора]] | ||
+ | </gallery> | ||
== Ортодоксальный иудаизм == | == Ортодоксальный иудаизм == | ||
{{main|Ортодоксальный иудаизм}} | {{main|Ортодоксальный иудаизм}} | ||
- | |||
- | |||
+ | '''Ортодоксальный иудаизм''' (от {{lang-grc|ὀρθοδοξία}} — букв. «правильное мнение») — общее название течений в иудаизме, последователи которых являются продолжателями классической формы еврейской религии. Ортодоксальный иудаизм считает обязательным соблюдение еврейского религиозного закона ([[Галаха]]) в том виде, в каком он зафиксирован в [[Талмуд]]е и кодифицирован в своде [[Шулхан арух]]. В ортодоксальном иудаизме есть несколько направлений — [[литваки|литовское]], [[хасидизм]] различного толка, модернистский ортодоксальный иудаизм (от англ. Modern Orthodox Judaism), [[религиозный сионизм]]. Общее количество последователей — около 3-4 млн. человек. | ||
=== Литваки === | === Литваки === | ||
{{main|Литваки}} | {{main|Литваки}} | ||
+ | |||
+ | [[Файл:Молящиеся в синагоге.jpg|thumb|right|250px|''[[Минха]]'', дневная молитва в [[Главная синагога Одессы|Главной синагоге Одессы]]]] | ||
Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма. | Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма. | ||
Строка 111: | Строка 104: | ||
;Ссылки | ;Ссылки | ||
* «литовская школа» — [http://toldot.ru/ Толдот Йешурун — иудаизм и евреи] | * «литовская школа» — [http://toldot.ru/ Толдот Йешурун — иудаизм и евреи] | ||
- | |||
=== Хасидизм === | === Хасидизм === | ||
Строка 126: | Строка 118: | ||
- | === Ортодоксальный модернизм === | + | === Ортодоксальный модернизм и Религиозный сионизм=== |
{{main|Ортодоксальный модернизм в иудаизме}} | {{main|Ортодоксальный модернизм в иудаизме}} | ||
+ | {{main|Религиозный сионизм}} | ||
'''Ортодоксальный модернизм''' придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения. | '''Ортодоксальный модернизм''' придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения. | ||
Строка 133: | Строка 126: | ||
В [[XIX век]]е начальные формы «Современной ортодоксии» создали раввины [[Хильдесхаймер, Азриэль|Азриэль Хильдесхаймер]] (1820—1899) [http://www.fact-index.com/a/az/azriel_hildesheimer.html см.] и [[Гирш, Шимшон-Рафаэль|Шимшон-Рафаэль Гирш]] (1808—1888), которые провозгласили принцип ''Тора вэ дэрех эрец'' — гармоничное сочетание [[Тора|Торы]] с окружающим (современным) миром. | В [[XIX век]]е начальные формы «Современной ортодоксии» создали раввины [[Хильдесхаймер, Азриэль|Азриэль Хильдесхаймер]] (1820—1899) [http://www.fact-index.com/a/az/azriel_hildesheimer.html см.] и [[Гирш, Шимшон-Рафаэль|Шимшон-Рафаэль Гирш]] (1808—1888), которые провозгласили принцип ''Тора вэ дэрех эрец'' — гармоничное сочетание [[Тора|Торы]] с окружающим (современным) миром. | ||
- | |||
- | |||
Иное направление «Современной ортодоксии» — [[религиозный сионизм]] — было создано в [[1850 год]]у равом [[Калишер, Цви|Цви Калишером]], а затем в начале [[XX век]]а разработано равом [[Кук, Авраам Ицхак|Авраамом-Ицхаком Куком]]. | Иное направление «Современной ортодоксии» — [[религиозный сионизм]] — было создано в [[1850 год]]у равом [[Калишер, Цви|Цви Калишером]], а затем в начале [[XX век]]а разработано равом [[Кук, Авраам Ицхак|Авраамом-Ицхаком Куком]]. | ||
Строка 152: | Строка 143: | ||
{{main|Консервативный иудаизм}} | {{main|Консервативный иудаизм}} | ||
- | Современное течение в иудаизме, возникло в середине [[XIX век]]а в [[Германия|Германии]], | + | Современное течение в иудаизме, возникло в середине [[XIX век]]а в [[Германия|Германии]], в дальнейшем его организованные формы приобрели влияние начиная с первой половины [[XX век]]а в [[Соединённые Штаты Америки|США]]. |
+ | |||
+ | Насчитывает около 1 млн. последователей, в основном в США и Канаде. | ||
См. [http://www.mili.org.il/index.php? МИЛИ] — Иерусалимский центр традиционного иудаизма | См. [http://www.mili.org.il/index.php? МИЛИ] — Иерусалимский центр традиционного иудаизма | ||
- | == | + | == Реформистский (Прогрессивный) иудаизм == |
{{main|Иудаизм реформистский}} | {{main|Иудаизм реформистский}} | ||
- | |||
- | + | Либеральное течение в иудаизме, возникло в начале [[XIX век]]а на основе идей [[рационализм]]а и реформы системы заповедей — сохранения «этических» заповедей при отказе от «ритуальных» заповедей. Подчеркивает, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и новое содержание -и поэтому стремится к реформе религиозных обрядов в духе современности. | |
- | + | Насчитывает около 1 млн. последователей, в основном в США и Канаде, но имеет свои отделения также в 36 странах. | |
;Ссылки | ;Ссылки | ||
Строка 171: | Строка 163: | ||
{{main|Реконструктивистский иудаизм}} | {{main|Реконструктивистский иудаизм}} | ||
- | Движение, базирующееся на идеях раввина [[Каплан, Мордехай|Мордехая Каплана]] об иудаизме как цивилизации. | + | Движение, базирующееся на идеях раввина [[Каплан, Мордехай|Мордехая Каплана]] об иудаизме как цивилизации. Его последователи немногочисленны. |
- | == | + | == Гуманистический иудаизм == |
- | + | ||
- | + | Нерелигиозное движение, стремящееся истолковать иудаизм в духе "гуманистической культуры". | |
- | + | ||
+ | См. [http://www.teena.org.il/index.php?a=st&id=368 Движение гуманистического иудаизма]. | ||
+ | |||
+ | Последователи немногочисленны. | ||
=== Иудаизм в русской этнической среде === | === Иудаизм в русской этнической среде === | ||
Строка 192: | Строка 187: | ||
Изображение:Coat_of_arms_of_Israel.svg|[[Менора]], один из символов иудаизма, на гербе Государства Израиль | Изображение:Coat_of_arms_of_Israel.svg|[[Менора]], один из символов иудаизма, на гербе Государства Израиль | ||
</gallery> | </gallery> | ||
- | Среди еврейского населения Израиля (5, | + | Среди еврейского населения Израиля (5,8 млн) около 25 % являются полностью соблюдающими сторонниками ортодоксального иудаизма (из них около половины — сторонники литовского направления и хасидизма, другая половина — сторонники религиозного сионизма), еще около 35 % соблюдают частично, но также считают себя сторонниками ортодоксального иудаизма. |
+ | |||
+ | Сторонников консервативного и реформистского направлений — менее 1 %. | ||
+ | |||
В Государстве [[Израиль]] религия не является государственной (то есть обязательной для граждан), но она и не отделена от государства. Есть вопросы (женитьба, развод, смерть, [[гиюр]] — переход в иудаизм), которые находятся в исключительном ведении религиозных учреждений. Есть также и другие вопросы, которые могут рассматриваться в религиозным судом «[[Бейт дин]]» по обоюдному согласию сторон. В любом случае возможна апелляция в Верховный суд. Некоторые законы Израиля приняты на основании традиционного иудейского права — [[Галаха|Галахи]]. | В Государстве [[Израиль]] религия не является государственной (то есть обязательной для граждан), но она и не отделена от государства. Есть вопросы (женитьба, развод, смерть, [[гиюр]] — переход в иудаизм), которые находятся в исключительном ведении религиозных учреждений. Есть также и другие вопросы, которые могут рассматриваться в религиозным судом «[[Бейт дин]]» по обоюдному согласию сторон. В любом случае возможна апелляция в Верховный суд. Некоторые законы Израиля приняты на основании традиционного иудейского права — [[Галаха|Галахи]]. | ||
Строка 207: | Строка 205: | ||
=== Иудаизм и христианство === | === Иудаизм и христианство === | ||
{{main|Иудаизм и христианство}} | {{main|Иудаизм и христианство}} | ||
- | {{также|Христианство и антисемитизм | + | {{также|Христианство и антисемитизм}} |
+ | |||
В целом иудаизм относится к христианству как к своему «производному» — то есть как к «дочерней религии», призванной нести базовые элементы иудаизма народам мира: | В целом иудаизм относится к христианству как к своему «производному» — то есть как к «дочерней религии», призванной нести базовые элементы иудаизма народам мира: | ||
- | {{начало цитаты}}«<…> и всё происшедшее с Йешуа | + | {{начало цитаты}}«<…> и всё происшедшее с Йешуа hа-Ноцри и с пророком измаильтян, который пришёл после него, было подготовкой пути для царя Машиаха, подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему, как сказано: {{ВЗ2|Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и стянут люди призывать имя Господа и будут служить Ему все вместе|Соф|3:9}}. Каким образом [те двое способствовали этому]? Благодаря им весь мир наполнился вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе, и о заповедях Торы. Одни из этих людей говорят, что заповеди эти были истинными, но в наше время потеряли силу, ибо были даны только на время. Другие — что заповеди следует понимать иносказательно, а не буквально, и уже пришёл Машиах, и объяснил их тайный смысл. Но когда придет истинный Машиах, и преуспеет, и достигнет величия, сразу все они поймут, что научили их отцы ложному и что их пророки и предки ввели их в заблуждение.''»{{конец цитаты|источник=[http://www.machanaim.org/philosof/mishne/tzar.htm Рамбам. [[Мишне Тора]], Законы о царях, гл. 11:4]}} |
В авторитетной раввинистической литературе нет единого мнения, считать ли христианство с его [[Троица|тринитарной]] и [[Христология|христологической]] догматикой, разработанной в [[IV век]]е, [[идолопоклонство]]м ([[язычество]]м) или же приемлемой (для неевреев) формой [[монотеизм]]а, известной в Тосефте как ''[[шитуф]]'' (термин подразумевает поклонение истинному Богу вместе с «дополнительными»)<ref>J. David Bleich. ''Divine Unity in Maimonides, the Tosafists and Me’iri''(in ''Neoplatonism and Jewish Thought'', ed. by L. Goodman, State University of New York Press, 1992), pp. 239—242.</ref>. | В авторитетной раввинистической литературе нет единого мнения, считать ли христианство с его [[Троица|тринитарной]] и [[Христология|христологической]] догматикой, разработанной в [[IV век]]е, [[идолопоклонство]]м ([[язычество]]м) или же приемлемой (для неевреев) формой [[монотеизм]]а, известной в Тосефте как ''[[шитуф]]'' (термин подразумевает поклонение истинному Богу вместе с «дополнительными»)<ref>J. David Bleich. ''Divine Unity in Maimonides, the Tosafists and Me’iri''(in ''Neoplatonism and Jewish Thought'', ed. by L. Goodman, State University of New York Press, 1992), pp. 239—242.</ref>. | ||
+ | |||
[[Христианство]] исторически возникло в религиозном контексте иудаизма: сам [[Иисус Христос|Иисус]] ({{lang-he|יֵשׁוּעַ}}) и его непосредственные последователи ([[апостолы]]) были по рождению и воспитанию иудеями; многие евреи воспринимали их в качестве одной из многочисленных иудейских сект. Так, согласно {{Библия2|Деян|24|24-ой главе Книги Деяний}}, на суде над [[Апостол Павел|апостолом Павлом]] сам Павел декларирует себя как Фарисея, и при этом он именуется от лица первосвященника и иудейских старейшин {{НЗ2|представителем назорейской ереси|Деян|24:5}}. | [[Христианство]] исторически возникло в религиозном контексте иудаизма: сам [[Иисус Христос|Иисус]] ({{lang-he|יֵשׁוּעַ}}) и его непосредственные последователи ([[апостолы]]) были по рождению и воспитанию иудеями; многие евреи воспринимали их в качестве одной из многочисленных иудейских сект. Так, согласно {{Библия2|Деян|24|24-ой главе Книги Деяний}}, на суде над [[Апостол Павел|апостолом Павлом]] сам Павел декларирует себя как Фарисея, и при этом он именуется от лица первосвященника и иудейских старейшин {{НЗ2|представителем назорейской ереси|Деян|24:5}}. | ||
- | С точки зрения иудаизма, личность Иисуса из Назарета не имеет | + | С точки зрения иудаизма, личность Иисуса из Назарета не имеет существенного религиозного значения, и признание его [[Мессия|мессианского]] статуса (и, соответственно, использование титула «Христос» по отношению к нему) неприемлемо <ref>[http://www.skeptik.net/religion/christ/jews_chr.htm Пинхас Полонский. ''Евреи и христианство'']</ref>. В иудейских религиозных текстах той эпохи нет упоминаний о личности, которое можно было бы достоверно отождествить с Иисусом. |
=== Иудаизм и ислам === | === Иудаизм и ислам === | ||
- | |||
- | + | Взаимодействие [[ислам]]а и иудаизма началось в [[VII век]]е с возникновением и распространением ислама на Аравийском полуострове. [[Мухаммед]] утверждал, что вера, которую он провозгласил, есть ничто иное, как чистейшая религия [[Авраам]]а, впоследствии искажённая как иудеями, так и христианами. <ref>Энциклопедия ''[[Энциклопедия Британника|«Britannica»]]'', 1987, Том 22, стр. 475.</ref>. Тем самым, он объявлялиудаизм ложной религией, а еврейское Священно Писание - искаженным, - признавая при этом, что иудаизм является монотеистической религией и поэтому не требует уничтожения. | |
+ | |||
+ | Иудеи признают ислам последовательным [[монотеизм]]ом<ref>{{ЭЕЭ|12576|Маймонид}}</ref>. Иудею даже разрешается, в крайнем случае, молиться в [[мечеть|мечети]]. В Средние века исламская теология и исламская культура оказали достаточно сильное влияние на философию иудаизма<ref>{{ЭЕЭ|11854|Ислам}}</ref>. | ||
Традиционно, евреям, живущим в мусульманских странах, было разрешено исповедовать свою религию и управлять своими внутренними делами.<ref>Lewis, Bernard (1984). The Jews of Islam. Princeton: Princeton University Press. стр.10,20</ref> Они были свободны в выборе места жительства и профессии.<ref>Lewis, стр. 8,62</ref> Период с [[712 год|712]] по [[1066 год]]ы был назван золотым веком еврейской культуры в исламской Андалусии (Испания). Лев Поляков пишет, что евреи в мусульманских странах пользовались большими привилегиями, их общины процветали. Не было никаких законов или социальных барьеров, препятствующих ведению ими коммерческой деятельности. Многие евреи мигрировали в районы, завоёванные мусульманами, и образовали там свои общины.<ref>Поляков, Лев. The History of Anti-semitism. стр.68-71</ref> [[Османская империя]] стала убежищем для евреев, которые были изгнаны с территории Испании католической церковью. | Традиционно, евреям, живущим в мусульманских странах, было разрешено исповедовать свою религию и управлять своими внутренними делами.<ref>Lewis, Bernard (1984). The Jews of Islam. Princeton: Princeton University Press. стр.10,20</ref> Они были свободны в выборе места жительства и профессии.<ref>Lewis, стр. 8,62</ref> Период с [[712 год|712]] по [[1066 год]]ы был назван золотым веком еврейской культуры в исламской Андалусии (Испания). Лев Поляков пишет, что евреи в мусульманских странах пользовались большими привилегиями, их общины процветали. Не было никаких законов или социальных барьеров, препятствующих ведению ими коммерческой деятельности. Многие евреи мигрировали в районы, завоёванные мусульманами, и образовали там свои общины.<ref>Поляков, Лев. The History of Anti-semitism. стр.68-71</ref> [[Османская империя]] стала убежищем для евреев, которые были изгнаны с территории Испании католической церковью. | ||
- | + | Однако с точки зрения мусульманского права, евреи в мусульманских странах находились в неполноправном положении [[зимми]], основанный на законах, которые были разработаны мусульманскими авторитетами во времена [[Аббасиды|Аббасидов]].<ref name="Зимми">{{книга | |
|автор = [[Бат Йеор]]. | |автор = [[Бат Йеор]]. | ||
|часть = Исторический очерк | |часть = Исторический очерк | ||
Строка 238: | Строка 239: | ||
|isbn = 0-8386-3233-5 | |isbn = 0-8386-3233-5 | ||
|тираж = | |тираж = | ||
- | }}</ref> Пользуясь защитой жизни и имущества, они обязаны были признать безраздельное господства ислама во всех сферах жизни общества и платить специальный налог ([[джизья]])<ref name="Зимми"/>. Вместе с тем они освобождались от других налогов ([[закят]]) | + | }}</ref> Пользуясь защитой жизни и имущества, они обязаны были признать безраздельное господства ислама во всех сферах жизни общества и свой подчиненный статус, а также и платить специальный налог ([[джизья]])<ref name="Зимми"/>. Вместе с тем они освобождались от других налогов ([[закят]]). |
Сегодняшний ислам позиционирует иудаизм как враждебную [[религия|религию]] (ассоциируя его с [[сионизм]]ом), что диктуется политическими мотивами — [[Арабо-израильский конфликт|противостоянием]] [[Израиль|Израиля]] и арабо-мусульманского мира. | Сегодняшний ислам позиционирует иудаизм как враждебную [[религия|религию]] (ассоциируя его с [[сионизм]]ом), что диктуется политическими мотивами — [[Арабо-израильский конфликт|противостоянием]] [[Израиль|Израиля]] и арабо-мусульманского мира. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
Строка 452: | Строка 426: | ||
[[zh-min-nan:Iû-thài-kàu]] | [[zh-min-nan:Iû-thài-kàu]] | ||
[[zh-yue:猶太教]] | [[zh-yue:猶太教]] | ||
- | + | {{checked_final}} |
Версия 01:29, 28 января 2011
Регулярная исправленная статья | |
Иудаизм
|
основные понятия |
Портал Иудаизм |
Основы веры
Бог • Монотеизм Тора • Танах • Мишна • Талмуд • Мишне Тора • Шульхан Арух • Зогар Праотцы • Моше • Давид Шаббат • Рош Ха-Шана • Йом-Кипур Синай • Масличная гора См. также
Евреи • Еврейство • Сионизм • Маген Давид |
Иудаи́зм, иуде́йство (др.-греч. Ἰουδαϊσμός), «иудейская религия» (от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма, стало общим названием еврейского народа — ивр. יהודה) — религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества.
Происхождение термина
Термин «иудаизм» происходит от греческого Ἰουδαϊσμός («йудаисмо́с»), появляющегося в еврейско-эллинистической литературе на рубеже I в. до н. э. (2Макк.2:21; 4:38) и обозначающего еврейскую религию как антитезу эллинистическому язычеству.
Основные черты
- Иудаизм первым в истории человечества провозгласил монотеизм, включая учение о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию (еврейская концепция «Богочеловека») — следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога продвинуть и помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.
- Понятие о Боге как абсолютно Cовершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, Который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец.
- Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, — ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого».
- Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) — как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании.
- Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь.
- При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.
- Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение;
- Учение о приходе Машиаха (Мессии, слово происходит от ивр. מָשִׁיחַ, «помазанник», то есть царь), когда «И перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут больше учиться воевать … и наполнится вся земля познанием Господа» (Ис.2:4).
- Машиах является царём, прямым потомком царя Давида, и, согласно иудейской традиции, должен быть помазан на царство пророком Илией(Элияhу), который был взят на небо живым.
- Учение о воскресении из мертвых в конце дней (эсхатология), то есть вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле.
- О воскресении из мертвых говорили многие еврейские пророки, такие как Иезекииль (Йехезкель), Даниил (Даниель) и др. Так, пророк Даниил об этом говорит так: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2).
- Иудаизм предлагает всем людям и народам принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Библией на всё человечество: в то время как еврей обязан соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний (мицвот), нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем (Быт.9:9), обязан выполнять лишь семь законов Ноевых сынов [1]. В то же время, современный иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите — гиюр) и рассматривается евреями как их национальная религия.
ТаНаХ («Еврейская Библия»)
Священным Писанием иудаизма является ТаНаХ — Еврейская Библия (у христиан называется Ветхий Завет). Он описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма. ТаНаХ, а также религиозно-философские представления иудаизма послужили основой для становления христианства и ислама [2].
Тождественность религиозного и национального самоопределения
Одной из основ иудаизма является тождественность религиозного и национального самоопределения (и поэтому, в частности,перешедший в иудаизм далее является евреем).
На иврите термины «иудаизм» и «еврейство» — синонимы. Термин ивр. יַהֲדוּת (яхадут), возник в иврите после Вавилонского пленения. На идише иудаизм традиционно обозначается термином идиш ייִדישקײט (и́дишкейт или и́дишкайт), дословно означающим «еврейскость» (от прилагательного идиш ייִדיש, еврейский), то есть еврейский образ жизни.
В русском языке существуют понятия еврей — иудей, разделяющие национальную принадлежность евреев и религиозную составляющую иудаизма, берущее начало из греческого языка и культуры. В других языках такого разделения нет, понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним термином и не разграничиваются, что соответствует трактовке еврейства самим иудаизмом.
В некоторых языках наряду с термином «иудаизм», обозначающим еврейскую религию в узком смысле, существует более общий термин, охватывающий всю еврейскую цивилизацию, включая религию, в целом — немецкое Judentum, английское Jewry.
Исторические периоды развития
В религиоведении принято различать в развитии иудаизма три исторических периода:[3] храмовый (в период существования Иерусалимского храма), талмудический и раввинистический (с VI века по настоящее время). Современный ортодоксальный иудаизм сложился на основе движения фарисеев (прушим)[4], возникшего в эпоху расцвета Маккавеев (II век до н. э.).
Символы
Наиболее древним символом иудаизма является семисвечник (Менора), который, согласно Библии и традиции, стоял в Скинии и Иерусалимском храме.
Один из внешних символов иудаизма с XIX века — шестиконечная Звезда Давида[5].
Ортодоксальный иудаизм
Ортодоксальный иудаизм (от др.-греч. ὀρθοδοξία — букв. «правильное мнение») — общее название течений в иудаизме, последователи которых являются продолжателями классической формы еврейской религии. Ортодоксальный иудаизм считает обязательным соблюдение еврейского религиозного закона (Галаха) в том виде, в каком он зафиксирован в Талмуде и кодифицирован в своде Шулхан арух. В ортодоксальном иудаизме есть несколько направлений — литовское, хасидизм различного толка, модернистский ортодоксальный иудаизм (от англ. Modern Orthodox Judaism), религиозный сионизм. Общее количество последователей — около 3-4 млн. человек.
Литваки
Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма. Называются литваками, так как основные их духовные центры — иешивы находились, вплоть до Второй мировой войны, преимущественно в Литве (в Литву, точнее Великое княжество Литовское входили земли современной Литвы, Беларуси части Польши и Украины).
«Литовская Школа» появилась хронологически раньше хасидизма и религиозного сионизма.
Литваки являются последователями Виленского Гаона (рабби Элиягу бен Шлоймэ Залмана), великого еврейского ученого-талмудиста. С его благословления была создана первая литвакская иешива современного образца в Воложине.
В России литваки входят в состав КЕРООРа (Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России).
Выдающиеся раввины, ученые и общественные деятели, принадлежащие к течению литваков: рабби Исроэль Мейр а-Коэн (Хафец Хаим), рав Шах,
- Ссылки
- «литовская школа» — Толдот Йешурун — иудаизм и евреи
Хасидизм
Религиозно-мистическое движение, возникшее в XVIII веке. В настоящее время центры хасидизма расположены в Израиле, США, Великобритании и Бельгии.
См. также Хабад
- Ссылки
- Статья в энциклопедии «Кругосвет»
- Статья из «Мир религий»
- Богатая коллекция материалов по хасидизму
- Хабад
Ортодоксальный модернизм и Религиозный сионизм
Ортодоксальный модернизм придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения.
В XIX веке начальные формы «Современной ортодоксии» создали раввины Азриэль Хильдесхаймер (1820—1899) см. и Шимшон-Рафаэль Гирш (1808—1888), которые провозгласили принцип Тора вэ дэрех эрец — гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.
Иное направление «Современной ортодоксии» — религиозный сионизм — было создано в 1850 году равом Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано равом Авраамом-Ицхаком Куком.
Во второй половине XX века главные идеологи движения р. Цви-Иехуда Кук (Израиль) и р. Йосеф-Дов Соловейчик (США).
Видные представители в настоящее время: р. Авраам Шапира (умер в 2007 году), р. Элиезер Беркович (умер в 1992 году), р. Мордехай Элон, р. Шломо Рискин, р. Йехуда Амиталь, р. Аарон Лихтенштейн, р. Ури Шерки.
В русскоязычной еврейской общине принципам современной ортодоксии следует организация Маханаим во главе с Зеевом Дашевским и Пинхасом Полонским.
- Ссылки
- Статья в англ. Вики(англ.)
- Эда
- Идеология современной ортодоксии(англ.)
Традиционный (консервативный) иудаизм
Современное течение в иудаизме, возникло в середине XIX века в Германии, в дальнейшем его организованные формы приобрели влияние начиная с первой половины XX века в США.
Насчитывает около 1 млн. последователей, в основном в США и Канаде.
См. МИЛИ — Иерусалимский центр традиционного иудаизма
Реформистский (Прогрессивный) иудаизм
Либеральное течение в иудаизме, возникло в начале XIX века на основе идей рационализма и реформы системы заповедей — сохранения «этических» заповедей при отказе от «ритуальных» заповедей. Подчеркивает, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и новое содержание -и поэтому стремится к реформе религиозных обрядов в духе современности.
Насчитывает около 1 млн. последователей, в основном в США и Канаде, но имеет свои отделения также в 36 странах.
- Ссылки
- Движение прогрессивного иудаизма
- Что такое прогрессивный иудаизм. Беседа с главным реформистским раввином России Зиновием Коганом
Реконструктивистский иудаизм
Движение, базирующееся на идеях раввина Мордехая Каплана об иудаизме как цивилизации. Его последователи немногочисленны.
Гуманистический иудаизм
Нерелигиозное движение, стремящееся истолковать иудаизм в духе "гуманистической культуры".
См. Движение гуманистического иудаизма.
Последователи немногочисленны.
Иудаизм в русской этнической среде
См. статью Субботники
Святые места
Святой город — Иерусалим, в котором находился Храм. Храмовая гора, на которой возвышался Храм, — в иудаизме считается наиболее святым местом. Другие святые места иудаизма — Пещера Махпела в Хевроне, где похоронены библейские праотцы, Вифлеем (Бейт-Лехем) — город, на пути к которому похоронена праматерь Рахиль, Наблус (Шхем), где похоронен Иосиф, Цфат, в котором развилось мистическое учение Каббалы и Тверия, где долгое время заседал Синедрион.
Статус иудаизма в Израиле
Звезда Давида, один из символов еврейства, на флаге Государства Израиль |
Менора, один из символов иудаизма, на гербе Государства Израиль |
Среди еврейского населения Израиля (5,8 млн) около 25 % являются полностью соблюдающими сторонниками ортодоксального иудаизма (из них около половины — сторонники литовского направления и хасидизма, другая половина — сторонники религиозного сионизма), еще около 35 % соблюдают частично, но также считают себя сторонниками ортодоксального иудаизма.
Сторонников консервативного и реформистского направлений — менее 1 %.
В Государстве Израиль религия не является государственной (то есть обязательной для граждан), но она и не отделена от государства. Есть вопросы (женитьба, развод, смерть, гиюр — переход в иудаизм), которые находятся в исключительном ведении религиозных учреждений. Есть также и другие вопросы, которые могут рассматриваться в религиозным судом «Бейт дин» по обоюдному согласию сторон. В любом случае возможна апелляция в Верховный суд. Некоторые законы Израиля приняты на основании традиционного иудейского права — Галахи.
Взаимоотношения с другими религиями
Иудаизм и язычество
Общее отношение иудаизма к языческим религиям иллюстрирует молитва Алейну Лешабе́ах (современный текст написал вавилонский талмудист Рав Аба Арика, III век), которая завершает молитвословия всех служб еврейского суточного круга:
На нас возложено прославлять Господа всего мира, провозглашать величие Создателя вселенной. Ибо он не сделал нас подобными народам мира, не дал нам быть похожими на племена земные. Он дал нам не их удел, и не ту судьбу, что всем их полчищам. Ибо они поклоняются пустоте и тщете, и молятся божествам, которые не спасают <…> [6].
Конфликт иудаизма с верованиями эллинского мира нашел свое выражение в войне Маккавеев.
Иудаизм и христианство
В целом иудаизм относится к христианству как к своему «производному» — то есть как к «дочерней религии», призванной нести базовые элементы иудаизма народам мира:
«<…> и всё происшедшее с Йешуа hа-Ноцри и с пророком измаильтян, который пришёл после него, было подготовкой пути для царя Машиаха, подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему, как сказано: «Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и стянут люди призывать имя Господа и будут служить Ему все вместе» (Соф.3:9). Каким образом [те двое способствовали этому]? Благодаря им весь мир наполнился вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе, и о заповедях Торы. Одни из этих людей говорят, что заповеди эти были истинными, но в наше время потеряли силу, ибо были даны только на время. Другие — что заповеди следует понимать иносказательно, а не буквально, и уже пришёл Машиах, и объяснил их тайный смысл. Но когда придет истинный Машиах, и преуспеет, и достигнет величия, сразу все они поймут, что научили их отцы ложному и что их пророки и предки ввели их в заблуждение.»— Рамбам. Мишне Тора, Законы о царях, гл. 11:4
В авторитетной раввинистической литературе нет единого мнения, считать ли христианство с его тринитарной и христологической догматикой, разработанной в IV веке, идолопоклонством (язычеством) или же приемлемой (для неевреев) формой монотеизма, известной в Тосефте как шитуф (термин подразумевает поклонение истинному Богу вместе с «дополнительными»)[7].
Христианство исторически возникло в религиозном контексте иудаизма: сам Иисус (ивр. יֵשׁוּעַ) и его непосредственные последователи (апостолы) были по рождению и воспитанию иудеями; многие евреи воспринимали их в качестве одной из многочисленных иудейских сект. Так, согласно 24-ой главе Книги Деяний, на суде над апостолом Павлом сам Павел декларирует себя как Фарисея, и при этом он именуется от лица первосвященника и иудейских старейшин «представителем назорейской ереси» (Деян.24:5).
С точки зрения иудаизма, личность Иисуса из Назарета не имеет существенного религиозного значения, и признание его мессианского статуса (и, соответственно, использование титула «Христос» по отношению к нему) неприемлемо [8]. В иудейских религиозных текстах той эпохи нет упоминаний о личности, которое можно было бы достоверно отождествить с Иисусом.
Иудаизм и ислам
Взаимодействие ислама и иудаизма началось в VII веке с возникновением и распространением ислама на Аравийском полуострове. Мухаммед утверждал, что вера, которую он провозгласил, есть ничто иное, как чистейшая религия Авраама, впоследствии искажённая как иудеями, так и христианами. [9]. Тем самым, он объявлялиудаизм ложной религией, а еврейское Священно Писание - искаженным, - признавая при этом, что иудаизм является монотеистической религией и поэтому не требует уничтожения.
Иудеи признают ислам последовательным монотеизмом[10]. Иудею даже разрешается, в крайнем случае, молиться в мечети. В Средние века исламская теология и исламская культура оказали достаточно сильное влияние на философию иудаизма[11].
Традиционно, евреям, живущим в мусульманских странах, было разрешено исповедовать свою религию и управлять своими внутренними делами.[12] Они были свободны в выборе места жительства и профессии.[13] Период с 712 по 1066 годы был назван золотым веком еврейской культуры в исламской Андалусии (Испания). Лев Поляков пишет, что евреи в мусульманских странах пользовались большими привилегиями, их общины процветали. Не было никаких законов или социальных барьеров, препятствующих ведению ими коммерческой деятельности. Многие евреи мигрировали в районы, завоёванные мусульманами, и образовали там свои общины.[14] Османская империя стала убежищем для евреев, которые были изгнаны с территории Испании католической церковью.
Однако с точки зрения мусульманского права, евреи в мусульманских странах находились в неполноправном положении зимми, основанный на законах, которые были разработаны мусульманскими авторитетами во времена Аббасидов.[15] Пользуясь защитой жизни и имущества, они обязаны были признать безраздельное господства ислама во всех сферах жизни общества и свой подчиненный статус, а также и платить специальный налог (джизья)[15]. Вместе с тем они освобождались от других налогов (закят).
Сегодняшний ислам позиционирует иудаизм как враждебную религию (ассоциируя его с сионизмом), что диктуется политическими мотивами — противостоянием Израиля и арабо-мусульманского мира.
Примечания
- ↑ Статья «Ноевых сынов законы» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Статья «Библия. Влияние Библии на мировую и еврейскую культуру» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Иудаизм на сайте «Мир религий».
- ↑ Статья «Фарисеи» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Статья «Маген Давид» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Русский перевод по: «Сидур Врата молитвы» под редакцией Пинхаса Полонского — М., 1993, стр. 144—145.
- ↑ J. David Bleich. Divine Unity in Maimonides, the Tosafists and Me’iri(in Neoplatonism and Jewish Thought, ed. by L. Goodman, State University of New York Press, 1992), pp. 239—242.
- ↑ Пинхас Полонский. Евреи и христианство
- ↑ Энциклопедия «Britannica», 1987, Том 22, стр. 475.
- ↑ Статья «Маймонид» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Статья «Ислам» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Lewis, Bernard (1984). The Jews of Islam. Princeton: Princeton University Press. стр.10,20
- ↑ Lewis, стр. 8,62
- ↑ Поляков, Лев. The History of Anti-semitism. стр.68-71
- ↑ 15,0 15,1 Бат Йеор. Исторический очерк // «Зимми»: христиане и евреи под властью ислама = The Dhimmi: Jews and Christians Under Islam. — Fairleigh Dickinson University Press, 1985. — ISBN 0-8386-3233-5
Ссылки
Портал «Иудаизм» | |
иудаизм в Викисловаре? | |
Категория:Иудаизм в Викицитатнике? | |
Категория:Иудаизм в Викитеке? | |
Category:Judaism на Викискладе? |
- Статья «Иудаизм» в Электронной еврейской энциклопедии
- Статья «Иудаизм». Энциклопедия «Кругосвет».
- Статья «Иудаизм». «Мир религий».
- Статья «Иудаизм (краткий очерк)». Сайт А. Львова.
- «Еврейская традиция» Школьный учебник
- «История иудаизма до нашей эры» Обзорно-аналитическая статья Юрия Клименковского
- «Иудаизм и Ислам» Обзорно-аналитическая статья
- Словарь терминов, используемых в текстах Иудаизма
- Новейший философский словарь
Литература
- Зигмунд Фрейд. «Этот человек Моисей»
- Никольский Н. М. «Политеизм и монотеизм в еврейской религии» (на белорус. яз., Минск, 1931; рус. вариант в кн.: Никольский Н. М. Избр. произведения по истории религии, М., 1974)
Ресурсы по иудаизму
- Хабад Любавич
- Еврейское Радио Уроки Иудаизма в прямом эфире.
- «Хасидус по-русски» Еврейский портал по изучению иудаизма. Более ста книг по иудаизму он-лайн.
- Еврейская электронная библиотека
- «Кицур шульхан арух»
- «Рассказывает рав Исроэль Зельман».
- Статьи об иудаизме
- http://www.machanaim.org/
- http://www.evrey.com/
- http://www.jewish.ru/
- Лекции по Торе и Каббале в формате MP3
- http://iudaizm.com/
- http://www.machonmeir.org.il/Russian/
ace:Yahudi af:Judaïsme als:Judentum an:Chudaísmo ar:يهوديةarz:يهوديه ast:Xudaísmu az:Yəhudilik ba:Йәһүдилек bar:Judntum bat-smg:Jodaėzmos be:Іудаізм be-x-old:Юдаізм bg:Юдаизъм bn:ইহুদি ধর্ম bo:ཡིའུ་ཐའེ་ཆོས་ལུགས། br:Yuzevegezh bs:Judaizam ca:Judaisme ceb:Hudayismo co:Ghjudaisimu crh:Yeudilik cs:Judaismus cv:Иудейсем cy:Iddewiaeth da:Jødedomdv:ޔަހޫދީދީން el:Ιουδαϊσμόςeo:Judismoet:Judaism eu:Judaismo ext:Judaísmu fa:یهودیت fi:Juutalaisuus fiu-vro:Judaism fo:Jødadómurfrp:Judâismo fur:Ebraisim fy:Joadendom ga:An Giúdachas gl:Xudaísmo hak:Yù-thai-kauhi:यहूदी धर्म hr:Judaizam ht:Jidayis hu:Zsidó vallás hy:Հուդայականություն ia:Judaismo id:Agama Yahudi ie:Judeisme ig:Judaism io:Judaismo is:Gyðingdómurja:ユダヤ教 jv:Agama Yahudi ka:იუდაიზმი kab:Tudayt kl:Juutit kn:ಯಹೂದಿ ಧರ್ಮ ko:유대교 krc:Иудейлик ksh:Jüddedom ku:Cihûtî kw:Yedhoweth la:Religio Iudaica lad:Djudaismo li:Joededom lij:Ebraiximo ln:Boyúda lt:Judaizmas lv:Jūdaisms mk:Јудаизам ml:യഹൂദമതം ms:Agama Yahudi mt:Ġudaiżmu mwl:Judaísmo nah:Judaísmo nds:Jodendom nds-nl:Jodendom new:यहुद धर्म nl:Jodendom nn:Jødedommen no:Jødedom nrm:Judaïsme oc:Judaïsme pdc:Yuddedum pih:Judaism pl:Judaizm pnb:یہودیت ps:يهوديت pt:Judaísmo qu:Hudyu iñiy ro:Iudaism sah:Иудаизм scn:Riliggiuni ebbraica sco:Judaism sh:Judaizamsk:Judaizmus (náboženstvo) sl:Judovstvo so:Yuhuuda sq:Jahudizmi sr:Јудаизам stq:Juudendum sv:Judendom sw:Uyahudi szl:Judajizm ta:யூதம் te:జుడాయిజం th:ศาสนายูดาย tl:Hudaismo tpi:Judaisim tr:Musevilik tt:Yəhüd dine ug:يەھۇدى دىنىur:یہودیت uz:Yahudiylik vi:Do Thái giáo war:Judaismozh:犹太教 zh-classical:猶太教 zh-min-nan:Iû-thài-kàu zh-yue:猶太教