Жена Потифара

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «Ветхого Завета» на «ТаНаХа»)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =

Версия 09:12, 21 января 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Жена Потифара
Пол: женский
Период жизни: сер. II тыс. до н.э.
В иных культурах: Зулейха,
Зулейка (араб.)
Занятие: Знатная дама

Упоминания:

Быт.39:1-20
Супруг: Потифар
Дети: возможно, Асенефа
Связанные события: Соблазнение Иосифа, клевета на Иосифа
Связанные персонажи: Иосиф Прекрасный, Асенефа
Атрибуты: плащ Иосифа, нагота, кровать
Характерные черты: красота, влюблённость, коварство

Жена Потифара — безымянный отрицательный персонаж ТаНаХа (Быт.39:1-20), супруга хозяина Иосифа, находившегося в египетском рабстве, которая возжелала прекрасного юношу и захотела добиться его благосклонности. Когда же он вырвался от неё, она обвинила его в попытке изнасилования, показав плащ, который он потерял, и за это Иосиф был брошен в тюрьму.

Имя эта женщина приобретает только в средневековых легендах, в частности, мидраш Sefer haYashar называет её Зулейка (Зулайхо, Зулейха, Селиха — «соблазнительница»). Под этим же именем, а также как Зефира, она фигурирует в исламской поэзии, в частности, в поэме Фирдоуси «Юсуф и Зулейка».

Содержание

Семья

Потифар, Потифер, Петепре (פּוֹטִיפַר / פּוֹטִיפָר, от егип. p-di-p-r — «принадлежащий Ра (солнцу)») — её супруг, царедворец фараона, начальник царских телохранителей (по мидрашу — палачей[1]), которому измаильтяне продали Иосифа, когда тот был привезен в Египет. Потифар поставил Иосифа во главе своего домашнего хозяйства. Прообразом этого персонажа мог быть Ptahwer — офицер при дворе фараона Аменемхета III (ок. 1842—1797 до н. э.).

В дальнейшем, после того как карьера Иосифа при дворе фараона взлетит вверх, правитель дал ему в жёны Асенефу — «дочь Потифера, жреца Илиопольского»  (Быт.41:45). Данный Потифар, может, приходится тезкой первому владельцу Иосифа; еврейские толкователи спорили, не являются ли оба этих Потифара одним персонажем[2].

История

Библия

  • (Быт. 39:1): Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей.
  • (39:4): И снискал Иосиф благоволение в глазах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его.

(39:6-20): Иосиф же был красив станом и красив лицом. И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала:
— Спи со мной.
Но он отказался и сказал жене господина своего:
— Вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме этом; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я это великое зло и согрешу перед Богом?
Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с ней и быть с ней, случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; она схватила его за одежду его и сказала:
— Ложись со мной.
Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон. Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках её и побежал вон, кликнула домашних своих и сказала им так:
— Посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мной, но я закричала громким голосом, и он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон.
И оставила одежду его у себя до прихода господина его в дом свой. И пересказала ему те же слова, говоря:
— Раб Еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне ругаться надо мной, но, когда я подняла вопль и закричала, он оставил у меня одежду свою и убежал вон.
Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, говоря:
— Так поступил со мной раб твой,
то воспылал гневом; и взял Иосифа господин его и отдал его в тюрьму, где заключены узники царя. И был он там в тюрьме.

Еврейские легенды

Согласно одной иудейской легенде, Потифар не был первым хозяином Иосифа в Египте: сначала его купил один купец из Мемфиса, который благодаря его удаче за три месяца страшно разбогател.

Мидраш[1] рассказывает, что когда Потифар увидел юношу на рынке рабов, он заподозрил, что те его похитили: «Это очень странный раб. Я видел белых людей, продававших черных рабов, но мне не приходилось видеть, чтобы черные люди продавали белого человека. Можете ли вы поручиться, что никто не придет и не потребует его назад?». Ему предъявили купчую с подписями братьев Иосифа, и лишь тогда он успокоился. Домоправителем своим он его сделал, когда заметил, что у Иосифа в руках всё спорится, и вообще, происходят чудеса — например, вино в чаше в руках Иосифа меняется в зависимости от пожелания хозяина. Потифар считал Иосифа волшебником, так как тот что-то пришептывал, но тот объявнил, что не колдует, а молится Богу. Далее мидраш говорит, что Зулеха, положив глаз на Иосифа, обратилась к астрологам, и те ошеломили её известием, что у неё и Иосифа будут общие потомки.

Другая легенда еще более подробна: Иосифа продали не измаильтяне, а семь купцов из Мидьяна, которые достали его из колодца и перепродали измаильтянам. Измаильтяне по пути в Египет весьма плохо с ним обращались, и Иосиф все время плакал и жаловался на судьбу. Потифар, как утверждает легенда, купил Иосифа за 400 талантов серебра, поскольку хотел сделать его своим наложником — за что его покарал архангел Гавриил, сделав из него евнуха. И лишь после этого эпизода в легенде появляется жена Потифара, которая уже зовется Зулейкой. Иосиф подвергается от нее десяти искушениям:

  1. Зулейка грозит ему смертной казнью
  2. Зулейка приказывает высечь его плеткой
  3. Зулейка обещает Иосифу должность Потифара, если он будет выполнять её желания. Параллельно с этим она расхваливает мужу целомудрие Иосифа, так как хочет отвести от него подозрения, и заверяет Иосифа, что Потифар не верит слухам об их интимной связи.
  4. Зулейка обещает Иосифу, что вместе с Потифаром отречется от египетских богов и примет веру праотцев Иосифа. Тот отвечает на это, что его Богу не нужны прелюбодеи
  5. Зулейка говорит Иосифу, что убьет мужа и выйдет замуж за Иосифа. Тот отвечает, что в таком случае выдаст её.
  6. Зулейка посылает Иосифу угощения с приворотным зельем. Но тому накануне было видение, будто какой-то мужчина с едой передает ему меч, и он отказывается есть. Через некоторое время она спрашивает его об этом угощенье, а Иосиф упрекает её, говоря, что может съесть всё, что угодно, так как Бог защитит его. От этого Зулейка становится больной.
  7. Затем Зулейка начала грозить, что повесится, прыгнет в колодец, или бросится в пропасть. Иосиф говорит ей, что «После твоей смерти Астехо, наложница твоего мужа, будет плохо обращаться с твоими детьми и заставит их тебя забыть», из чего Зулейка делает вывод, что он её все-таки любит, так как озабочен судьбой её детей и памятью о ней после смерти.
  8. Зулейка принялась восхищаться его красотой, в особенности глазами, на что Иосиф отвечал ей: «Представляю, как ужасны они будут в могиле!». Затем она восхищается его голосом и просит ему спеть под арфу, тот говорит, что его голос красив только когда он поет для Бога, затем она хвалит его волосы, и т. д.
  9. Затем она угрожает отдать его под суд, уморить голодом или бросить в темницу. Иосиф отвечал ей постоянно, что Бог всегда ему поможет. Она хочет отправить его на каторгу или выколоть глаза, на что Иосиф говорит, что «Господь открывает глаза слепым».
  10. Следом она опять хочет убить мужа, но Иосиф удерживает её.

Когда Иосиф находится в её покоях, она поворачивает идола лицом к стене, чтобы её бог их не видел, Иосиф же отвечает, что его Бог видит все, и зная, за какой мелкий поступок был изгнан из рая Адам, и вспоминая своего брата Рувима, за разврат лишенный права первородства, он боится понести наказание за то, что она ему предлагает.

Затем к Зулейке приходят подруги, которые беспокоятся о её здоровье. Она приказывает Иосифу прислуживать при них. Гостьи так поражены его красотой, что порезали себе пальцы. На лицемерное удивление хозяйки они говорят: «Как можно следить за своими пальцами, когда ты показываешь такого божественно прекрасного мужчину!». Когда она жалуется им на его холодность, подруги советуют его соблазнить.

Однажды она обнимает его, но он вырывается и не отвечает на её мольбы. Она преследует его каждый день на протяжении целого года, приказывает надеть ему на шею железный обруч, чтобы он не мог опускать голову и всегда смотрел ей в лицо. Наконец, во время большого праздника, когда никого не было дома (по мидрашу — всенародные гуляния в честь разлива Нила), она сказалась больной, но когда все ушли, поднялась и нарядилась. Когда появился Иосиф, она опять принялась соблазнять его. На мгновение он поколебался, но перед его глазами нарисовалось лицо матери, затем её сестры Лии, наконец — отец. Иаков будто сказал ему: «Имена твоих братьев будут однажды выгравированы на нагруднике первосвященника. Хочешь ли ты, чтобы там стояло и твое имя? Учти, что тот, кто связывается с шлюхами, роняет свою честь!». Он останавливается, а на упрек Зулейки говорит, что увидел своего отца. Она говорит, что в доме нет никого, он же отвечает, что «ты и твой народ не могут это видеть, я же принадлежу к тем, кому это дано».

Другие предания гласят, что Иосиф не испытывал этого минутного колебания, но большинство преданий все же указывают, что когда он вышел из её покоев, его охватило такое вожделение, что он чуть было не вернулся. Но тут появился Бог, держа в руке Камень Основания[3] и сказал: «Не прикасайся к ней, не то я брошу этот камень и мир рухнет». Иосиф испугался, Зулейка же закричала, что если он ослушается её, то умрет, и выхватывает меч, который прятала, приставляет к горлу Иосифа и повторяет угрозу. Именно тогда он вырывается, оставляя в её руках свой плащ.

Когда возвращаются подруги, они находят её в горе и советуют ей наговорить на Иосифа. Тогда она снимает весь свой роскошный соблазнительный наряд, ложится в постель и снова притворяется больной. Она приглашает нескольких мужчин и в их присутствии обвиняет Иосифа в попытке изнасилования, предъявив в качестве доказательства его разорванный плащ. Мужчины докладывают об этом Потифару. Мужья её подруг подтверждают её слова о том, что он давно её домогался, как они слышали от супруг. Потифар идет к жене и она вытребывает у него наказание (по преданию, он даёт его после интимной близости). Сначала он хотел его убить, но жена советует го бросить в тюрьму, чтобы не потерять на его стоимости — сама же надеется, что в тюрьме Иосиф станет попокладистей.

Потифар приказывает высечь Иосифа, который молит Бога, чтобы тот не дал ему умереть по ложному навету. В этот момент 11-месячный сын Зулейки, доселе всегда молчавший, впервые заговорил, сказав, что его мать лжет и рассказывает, как всё было на самом деле. После этого он опять перестает разговаривать. (По мидрашу — этот ребенок приемная дочь Потифара Асенефа, будущая жена Иосифа, и рассказ её не был связан с чудесами). Удивленный Потифар приказывает прекратить порку. Иосиф предстает перед судьями-жрецами. Они осматривают его платье, и поскольку оно разорвано сзади, а не спереди, они понимают, что оно было порвано, когда он убегал, то есть невиновен. Но они не оправдывают, потому что должны сохранить доброе имя Зулейки. Потифар, уверившийся в его невиновности, извиняется перед ним в тюрьме, говоря, что вынужден это сделать, чтобы не пострадало доброе имя его детей. Иосиф должен отсидеть 10 лет.

Эти еврейские легенды значительно оличаются от рассказа Библии и противоречат друг другу (например, в вопросе полового бессилия Потифара и наличия у него жены с наложницей)[2].

Коран

Файл:Jusuf zuleykha 003.jpg
Юсуф перед женщинами Египта, миниатюра к «Юсуфу и Зулейхе» Джами.

Иосифу (Юсуфу, Йусуфу) в Коране посвящена 12-я сура целиком. Имя Потифара или его жены там не упоминается, но рассказывается вся история Иосифа от его снов (вызвавших ярость братьев) до эпизода, в котором соблазнительница угощает подруг и те ранят себе ножами руки, причем этот эпизод перенесен на конец, вслед за обвинением в изнасиловании, которое Зулейке, как и в иудейских легендах, не удается сделать слишком правдоподобным. Например, родственник жены, который был свидетелем происходящего, рассудил: «Если его рубашка порвана спереди, то она говорит правду, а если сзади, то он говорит правду, а она лжёт». Вельможа увидел, что рубашка Юсуфа разорвана сзади и сказал: «Воистину, всё это — ваши женские козни. Воистину, ваши козни велики! Юсуф, забудь об этом! А ты проси прощения за своё прегрешение, ибо ты совершила грех»[4]. В темницу его заключают после того, как гостьи злодейски порезали себе руки, чтобы просто удержать от женской злобы подальше.

Большинство алимов из толкователей Корана, трактуя аят, где рассказывается о пророке Юсуфе и Зулейхе пишут, что предстал перед Юсуфом образ отца его, Яъкуба, кусающий свой палец, что спасло его от соблазна Зулейхи[5].

Файл:Biblia figurata joseph potiphar.gif
«Иосиф и жена Потифара», миниатюура из «Библии фигурата»


Примечания

  1. 1,0 1,1 Рабби Моше Вейсман. Мидраш рассказывает. Берешит. Иерусалим, 1990. С. 139—148.
  2. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок .D0.B6.D0.B5.D0.BD не указан текст
  3. скала на Храмовой горе, на которой располагался Иерусалимский Храм. Считается, (Талмуд, Йома 54б) что с него Господь начал Сотворение мира.
  4. Св. Коран, 12:28-29, перевод Э. Кулиева
  5. Ассалам

Ccылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация