Талмуд

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Kofman (Обсуждение | вклад)
(История)
Kofman (Обсуждение | вклад)
Строка 18: Строка 18:
Изучение Торы в двух центрах: в Эрец Исраэль и в Вавилонии привело к появлению двух  талмудов  - Вавилонского, сформированного в ешивах Вавилонии, и Иерусалимского - плода учебы мудрецов земли Израиля. Несмотря на то, что оба талмуда основываются на одной и той же Мишне и сформировались в центрах, между которыми были многочисленные связи, они различаются языком, взглядами, содержанием, стилем и в большинстве случаев даже своими галахическими выводами.  
Изучение Торы в двух центрах: в Эрец Исраэль и в Вавилонии привело к появлению двух  талмудов  - Вавилонского, сформированного в ешивах Вавилонии, и Иерусалимского - плода учебы мудрецов земли Израиля. Несмотря на то, что оба талмуда основываются на одной и той же Мишне и сформировались в центрах, между которыми были многочисленные связи, они различаются языком, взглядами, содержанием, стилем и в большинстве случаев даже своими галахическими выводами.  
-
Вавилонский Талмуд называется также Гемара, `учение` — от арамейского גמיר. По мнению некоторых исследователей, название «талмуд» было заменено называнием «Гемара» или «Шас»  (шесть трактов Мишны ), чтобы обмануть христианскую цензуру, выводившую талмуд за рамки закона в большинство эпох. Название «талмуд»  более древние, от эпохи таннаев его смысл:  «учеба, подробное рассмотрение и толкование».
+
Вавилонский Талмуд называется также Гемара, `учение` — от арамейского גמיר. По мнению некоторых исследователей, название «талмуд» было заменено называнием «Гемара» или «Шас»  (шесть трактов Мишны ), чтобы обмануть христианскую цензуру, выводившую талмуд за рамки закона в большинство эпох. Название «талмуд»  более древнее, от эпохи таннаев. Его смысл:  «учеба, подробное рассмотрение и толкование».
После завершения составления двух талмудов  Вавилонский Талмуд стал главным произведением изучавшимся в диаспоре Израиля. Только немногие занимались Иерусалимским Талмудом и его влияние было намного меньшим (в основном среди евреев Ашкеназа и Италии).
После завершения составления двух талмудов  Вавилонский Талмуд стал главным произведением изучавшимся в диаспоре Израиля. Только немногие занимались Иерусалимским Талмудом и его влияние было намного меньшим (в основном среди евреев Ашкеназа и Италии).
Строка 34: Строка 34:
=== Галахические и агадические извлечения ===
=== Галахические и агадические извлечения ===
-
Одна из сфер талмудической учености, развившаяся из необходимости устанавливать галаху – галахические и агадические извлечения. Рабби [[Ицхак Альфаси ]](Северная Африка 1013-1103) пытался извлечь и определить галахически обязывающие мудрецов из всего огромного корпуса текстов Талмуда. Труд Альфаси пользовался большим влиянием и позднее послужил основой для создания других галахических сводов. Другим влиятельным средневековым трудом, следующим структуре Вавилонского Талмуда и до некоторой степени повторяющим образец Альфаси стал труд рабби [[Ашер бен Йехиэль|Ашера бен Йехиэля ]](ум. в 1327).
+
Одна из сфер талмудической учености, развившаяся из необходимости устанавливать галаху – галахические и агадические извлечения. Рабби [[Ицхак Альфаси ]](Северная Африка 1013-1103) пытался извлечь и определить галахически обязывающие высказывания мудрецов из всего огромного корпуса текстов Талмуда. Труд Альфаси пользовался большим влиянием и позднее послужил основой для создания других галахических сводов. Другим влиятельным средневековым трудом, следующим структуре Вавилонского Талмуда и до некоторой степени повторяющим образец Альфаси стал труд рабби [[Ашер бен Йехиэль|Ашера бен Йехиэля ]](ум. в 1327).
 +
 
В пятнадцатом веке испанский раввин [[Яаков ибн Хабиб ]] составляет сочинение [[Аин Яаков]], в которое помещает практически весь агадический материал из Талмуда. Его цель - познакомить широкую публику с частями талмуда посвященными этическим проблемам и опровергнуть многочисленные обвинения, касающиеся содержания талмуда.
В пятнадцатом веке испанский раввин [[Яаков ибн Хабиб ]] составляет сочинение [[Аин Яаков]], в которое помещает практически весь агадический материал из Талмуда. Его цель - познакомить широкую публику с частями талмуда посвященными этическим проблемам и опровергнуть многочисленные обвинения, касающиеся содержания талмуда.
Строка 43: Строка 44:
Самый известный комментарий на Вавилонский Талмуд – комментарий [[Раши]] (рабби [[ Шломо бен Ицхак ]]1040-1105). Это обширный комментарии практически на весь Талмуд , объясняющий слова и логическую структуру каждой сугии. Считается незаменимым для изучающих Талмуд.
Самый известный комментарий на Вавилонский Талмуд – комментарий [[Раши]] (рабби [[ Шломо бен Ицхак ]]1040-1105). Это обширный комментарии практически на весь Талмуд , объясняющий слова и логическую структуру каждой сугии. Считается незаменимым для изучающих Талмуд.
-
Средневековое ашкеназийское еврейство создало еще один крупнейший комментарий, известный как «[[тосафот]]» (добавления) . «Тосафот» плод коллективного труда различных средневековых ашкеназийских комментаторов Талмуда (известных как тосафисты ). Одна из главных целей тосафот - объяснить и проинтерпретировать противоречащие друг другу утверждения в Талмуде. В отличии от Раши, тосафот создают не комментарий ко всему тексту, а скорее комментарий к некоторым избранным темам. Часто комментарий тосафот серьезно отличается от комментария Раши и вступает с ним в полемику.
+
Средневековое ашкеназийское еврейство создало еще один крупнейший комментарий, известный как «[[тосафот]]» (добавления) . «Тосафот» плод коллективного труда различных средневековых ашкеназийских комментаторов Талмуда. Одна из главных целей тосафот - объяснить и проинтерпретировать противоречащие друг другу утверждения в Талмуде. В отличии от Раши, тосафот создают не комментарий ко всему тексту, а скорее комментарий к некоторым избранным темам. Часто комментарий тосафот серьезно отличается от комментария Раши и вступает с ним в полемику.
Среди основателей школы тосафистов были рабби [[ Яаков бен Меир ]](известный как раббейну [[ Там]], внук Раши и племянник раббейну Тама рабби [[ Ицхак бен Шмуэль ]]. Комментарии тосафот были собраны в разные издания различными школами. Во Франции это был сборник рабби [[ Элиэзер из Тука|рабби Элиэзера из Тука ]], в Испании  -  сборник раббейну [[ Ашер|Ашера ]](тосафот hа [[Рош]]). Тосафот печатающиеся в стандартном виленском издании Вавилонского Талмуда - отредактированная версия, составленная из различных средневековых собраний, преимущественно собрания Элиэзера из Тука.  
Среди основателей школы тосафистов были рабби [[ Яаков бен Меир ]](известный как раббейну [[ Там]], внук Раши и племянник раббейну Тама рабби [[ Ицхак бен Шмуэль ]]. Комментарии тосафот были собраны в разные издания различными школами. Во Франции это был сборник рабби [[ Элиэзер из Тука|рабби Элиэзера из Тука ]], в Испании  -  сборник раббейну [[ Ашер|Ашера ]](тосафот hа [[Рош]]). Тосафот печатающиеся в стандартном виленском издании Вавилонского Талмуда - отредактированная версия, составленная из различных средневековых собраний, преимущественно собрания Элиэзера из Тука.  
Строка 49: Строка 50:
Со временем подход тосафистов распространился по всем еврейским общинам, в особенности в Испании.  Это привело к сочинению многих других комментариев в подобном стиле. Среди них комментарии [[Нахманид|Нахманида ]]([[Рамбан|Рамбана]]), [[Шломо бен Адрет|Шломо бен Адрета ]]([[Рашба]]), [[Йом Тов из Севильи|Йом Това из Севильи ]]([[Ритва]]) и [[Ниссим из Героны|Ниссима из Героны ]]([[РАН]]). Обширная онтология, содержащая отрывки из этих комментариев – «[[Шита Мекубецет]]» [[Бецалель Ашкенази|Бецалеля Ашкенази]].  
Со временем подход тосафистов распространился по всем еврейским общинам, в особенности в Испании.  Это привело к сочинению многих других комментариев в подобном стиле. Среди них комментарии [[Нахманид|Нахманида ]]([[Рамбан|Рамбана]]), [[Шломо бен Адрет|Шломо бен Адрета ]]([[Рашба]]), [[Йом Тов из Севильи|Йом Това из Севильи ]]([[Ритва]]) и [[Ниссим из Героны|Ниссима из Героны ]]([[РАН]]). Обширная онтология, содержащая отрывки из этих комментариев – «[[Шита Мекубецет]]» [[Бецалель Ашкенази|Бецалеля Ашкенази]].  
-
Другие комментарии, писавшиеся в Испании и Провансе не испытали на себе влияния стиля тосафистов. Два наиболее значительных из них – «[[Яд Рама]]» рабби [[ Меир Абулафья|Меира Абулафьи ]](дядя каббалиста [[Авраам Абулафья|Авраама Абулафьи]]) и «[[Бейт hа Бехира]]» [[Менахем Меири|Менахема Меири ]], обычно его называют [[Меири]]. Комментарий «Бейт hа Бехира» сохранился ко всему Талмуду, тогда как «Яд Рама»  - только для трактатов Санhедрин, Бава Батра и Гиттин. Подобно комментариям Рамбана и пр. эти комментарии обычно печатаются отдельным изданием, хотя некоторые издания талмуда включают «Шита Мекубецет» в сокращенной форме.
+
Другие комментарии, писавшиеся в Испании и Провансе, не испытали на себе влияния стиля тосафистов. Два наиболее значительных из них – «[[Яд Рама]]» рабби [[ Меир Абулафья|Меира Абулафьи ]](дядя каббалиста [[Авраам Абулафья|Авраама Абулафьи]]) и «[[Бейт hа Бехира]]» [[Менахем Меири|Менахема Меири ]], обычно его называют [[Меири]]. Комментарий «Бейт hа Бехира» сохранился ко всему Талмуду, тогда как «Яд Рама»  - только для трактатов Санhедрин, Бава Батра и Гиттин. Подобно комментариям Рамбана и пр. эти комментарии обычно печатаются отдельным изданием, хотя некоторые издания талмуда включают «Шита Мекубецет» в сокращенной форме.
   
   
В последующие столетия фокус частично сместился от непосредственно интерпретации талмуда к анализу комментариев к нему. Эти позднейшие комментарии включают [[Маhаршал|Маhаршала]] ([[Шломо Лурия]]), [[Маhарама|Маhарама]] ([[Меир Люблин]]) и [[Маhараш|Маhараша]] ([[Шмуэль Эдельс]]). Обычно они печатаются в конце издания трактата.
В последующие столетия фокус частично сместился от непосредственно интерпретации талмуда к анализу комментариев к нему. Эти позднейшие комментарии включают [[Маhаршал|Маhаршала]] ([[Шломо Лурия]]), [[Маhарама|Маhарама]] ([[Меир Люблин]]) и [[Маhараш|Маhараша]] ([[Шмуэль Эдельс]]). Обычно они печатаются в конце издания трактата.
Строка 57: Строка 58:
=== Пилпуль ===
=== Пилпуль ===
-
В течении 15-16 веков возникает новая интенсивная форма изучения талмуда. Для снятия противоречий, содержащихся в различных отрывках Талмуда, используется сложная логическая аргументация. Этот тип учебы получил название «пилпуль» (от ивритскому слова пилпель – специя или перец) – название намекает на остроту ума, которой требовал этот метод. Практикующие метод пилпуля считали, что талмуд не может содержать избыточной информации или противоречий. У всего что кажется избыточным или противоречивым есть смысл. Чтобы снять то, что представлялось противоречием или повторением были изобретены новые категории и различия (хиллуким), разрешающие или объясняющие их новыми логическими средствами.  
+
В течении 15-16 веков возникает новая интенсивная форма изучения талмуда. Для снятия противоречий, содержащихся в различных отрывках Талмуда, используется сложная логическая аргументация. Этот тип учебы получил название «пилпуль» (от ивритского слова "пилпель" "специя" или "перец") – название намекает на остроту ума, которой требовал этот метод. Практикующие метод пилпуля считали, что талмуд не может содержать избыточной информации или противоречий. У всего что кажется избыточным или противоречивым есть смысл. Чтобы снять то, что представлялось противоречием или повторением были изобретены новые категории и различия (хиллуким), разрешающие или объясняющие их новыми логическими средствами.  
В ашкеназском мире основателями метода пилпуль считаются [[Яаков Поллак|Яаков Поллак ]](1460-1541) и [[Шалом Шахна|Шалом Шахна]]. Этот тип учебы достиг расцвета в 16 и 17 веках когда искушенность в подобного рода анализе достигла уровня искусства  и стала самоцелью в ешивах Польши и Литвы. Но популярный новый метод изучения талмуда не остался без критиков, уже в 15 веке, этический трактат Орхот Цадиким критиковал пилпуль за чрезмерное увлечение интеллектуальной игрой. Многие из раввинов 16-17 веков критиковали этот метод. Среди них [[Маhараль из Праги]], [[Иссая Горовиц]], и [[Яир Хаим Бахарах]].  
В ашкеназском мире основателями метода пилпуль считаются [[Яаков Поллак|Яаков Поллак ]](1460-1541) и [[Шалом Шахна|Шалом Шахна]]. Этот тип учебы достиг расцвета в 16 и 17 веках когда искушенность в подобного рода анализе достигла уровня искусства  и стала самоцелью в ешивах Польши и Литвы. Но популярный новый метод изучения талмуда не остался без критиков, уже в 15 веке, этический трактат Орхот Цадиким критиковал пилпуль за чрезмерное увлечение интеллектуальной игрой. Многие из раввинов 16-17 веков критиковали этот метод. Среди них [[Маhараль из Праги]], [[Иссая Горовиц]], и [[Яир Хаим Бахарах]].  
Строка 99: Строка 100:
В талмуде содержится много агадического материала. Часть аггадических отрывков получила широкую известность и стала неотъемлимой частью литературного наследия Израиля. Некоторые из них загадочны и удивительны, как, например, агадот [[Рава бар бар Хана|Равы бар бар Ханы]] в трактате Бава Батра, комментаторы истолковывают их в русле тайного учения. Агадот содержат много исторического материала, хотя его достоверность часто вызывает сомнения. Отрывки из агады, в которых упоминается Иисус, были удалены из изданий талмуда христианскими цензорами и вернулись в него только в новейших изданиях.  
В талмуде содержится много агадического материала. Часть аггадических отрывков получила широкую известность и стала неотъемлимой частью литературного наследия Израиля. Некоторые из них загадочны и удивительны, как, например, агадот [[Рава бар бар Хана|Равы бар бар Ханы]] в трактате Бава Батра, комментаторы истолковывают их в русле тайного учения. Агадот содержат много исторического материала, хотя его достоверность часто вызывает сомнения. Отрывки из агады, в которых упоминается Иисус, были удалены из изданий талмуда христианскими цензорами и вернулись в него только в новейших изданиях.  
-
Мнения комментаторов расходятся в том, какой степенью авторитетности обладает агада. Многие из [[ришоним]], как например раби [[ Шмуэль hа Нагид]], раби [[ Ицхак Абаранель ]]и другие (предположительно также и [[Рамбан]]) считают, что у них нет той авторитетности, какая присуща галахическим частям Талмуда. Но во всяком случае, все согласны в том, что, в принципе, из аггады нельзя учить галаху.  
+
Мнения комментаторов расходятся в том, какой степенью авторитетности обладает агада. Многие из [[ришоним]], как например раби [[ Шмуэль hа Нагид]], раби [[ Ицхак Абаранель ]]и другие (предположительно также и [[Рамбан]]) считают, что у них нет той авторитетности, какая присуща галахическим частям Талмуда. Но во всяком случае, все согласны в том, что, в принципе, из агады нельзя учить галаху.  
Иногда  агада иллюстрирует или выделяет какой либо галахический принцип. Яркий пример этому - сугия «[[печь Ахная]]». [[Рамбам]] в своем предисловии к [[Перек Хелек]] приводит несколько подходов к агаде. Он отвергает ошибочные подходы понимания агады буквально, об агаде нельзя сказать ложь она или правда. Рамбам придерживается подхода, утверждающего, что ее следует понимать аллегорически.
Иногда  агада иллюстрирует или выделяет какой либо галахический принцип. Яркий пример этому - сугия «[[печь Ахная]]». [[Рамбам]] в своем предисловии к [[Перек Хелек]] приводит несколько подходов к агаде. Он отвергает ошибочные подходы понимания агады буквально, об агаде нельзя сказать ложь она или правда. Рамбам придерживается подхода, утверждающего, что ее следует понимать аллегорически.

Версия 05:53, 14 ноября 2010

Файл:Талмудъ (титульный листъ).jpg
Страница из Виленского издания Талмуда (англ.)

Талму́д (ивр. תָלְמוּד‎, «изучение, учёба») — центральный, наряду с Танахом, текст иудаизма, запись дискуссий амораев - мудрецов Израиля периода после записывания Мишны (начало 3 в. н.э.), проживавших в Вавилонии и в Земле Израиля. В талмуде собраны и отредактированы обсуждения амораями устной традиции: высказываний таннаев, Мишны и барайт. Цель обсуждений – прояснение и установление принципов, системы ценностей, из которых впоследствии выводится галаха.

Дискуссии мудрецов происходили параллельно как в Эрец Исраэль, так и в Вавилонии, что привело к написанию двух талмудов: Вавилонского Талмуда и Иерусалимского Талмуда. В силу исторических обстоятельств Вавилонский Талмуд получил большее распространение, чем Иерусалимский, так что в последующих поколениях он становится базой для вынесения галахических постановлений.

Вавилонский Талмуд с комментариями поколений мудрецов живших после завершения Вавилонского Талмуда – савораев, гаонов, ришоним и ахароним - представляет собой важнейший галахический текст наряду с Мишной. Эта книга наиболее изучаемая в ешивах и среди ученых Торы. К Вавилонскому талмуду написано огромное количество комментариев. Талмуд считается очень глубоким и сложным произведением требующим для его понимания больших знаний и искусства. Иерусалимский Талмуд изучается существенно меньше, (в основном в теоретической учебе), и меньше используется для вынесения галахических решений.


см. ст. Вавилонский Талмуд

Иерусалимский Талмуд

Содержание

История

Изначально галаха передается и разрабатывается изустно, еврейская ученость имеет устный характер. см. Устная Тора. Законоучителя излагали и обсуждали положения Устной Торы, многочисленных традиций, передававшихся из поколения в поколение (хотя некоторые делали свои личные записи «мегилот сетарим», например записи судебных решений). Ситуация коренным образом меняется с разрушением Храма и утратой еврейской автономии в 70 г. н.э. и последовавшим за этими событиями сдвигом всех еврейских социальных и правовых норм. Мудрецы столкнулись с новой реальностью: иудаизм без Храма как центра учености и учебы, и Иудея, лишенная автономии. Происходит переворот в юридическом дискурсе, поскольку старая система устной учености не может дольше продолжать существование. В этот период начинают записываться высказывания, рассуждения и дискуссии законоучителей. Создаются самые ранние формы записи устного закона – галахические мидраши, в которых галахическая дискуссия преподносится как истолкование Пятикнижия. Однако начиная с 200 года со времени записывания Мишны рабби Иеhудой hа-Наси начинает преобладать альтарнативная форма записи – тематическая.

Изучение Торы в двух центрах: в Эрец Исраэль и в Вавилонии привело к появлению двух талмудов - Вавилонского, сформированного в ешивах Вавилонии, и Иерусалимского - плода учебы мудрецов земли Израиля. Несмотря на то, что оба талмуда основываются на одной и той же Мишне и сформировались в центрах, между которыми были многочисленные связи, они различаются языком, взглядами, содержанием, стилем и в большинстве случаев даже своими галахическими выводами. Вавилонский Талмуд называется также Гемара, `учение` — от арамейского גמיר. По мнению некоторых исследователей, название «талмуд» было заменено называнием «Гемара» или «Шас» (шесть трактов Мишны ), чтобы обмануть христианскую цензуру, выводившую талмуд за рамки закона в большинство эпох. Название «талмуд» более древнее, от эпохи таннаев. Его смысл: «учеба, подробное рассмотрение и толкование».

После завершения составления двух талмудов Вавилонский Талмуд стал главным произведением изучавшимся в диаспоре Израиля. Только немногие занимались Иерусалимским Талмудом и его влияние было намного меньшим (в основном среди евреев Ашкеназа и Италии). Вслед за Рифом и Рамбамом содержание Вавилонского Талмуда принято считать обязывающим в галахическом смысле во всей диаспоре Израиля, как пишет Рамбам пишет во введении в Мишней Тора: «…поскольку все то, что содержится в Талмуде, принял на себя весь Израиль». Исследователи объясняют это явление тем, что Вавилонский Талмуд прошел основательное редактирование савораями, а также большим влиянием гаонов Вавилонии, стремившихся превратить Вавилонских Талмуд в единственную базу для вынесения галахических решений в народе Израиля. В галахе принято объяснять преимущество Вавилонского Талмуда перед Иерусалимским тем обстоятельством, что он закончен последним, и существует принцип: галаха по последнему (галаха ки батра). В распоряжении редакторов Вавилонского Талмуда имелся Иерусалимский Талмуд, завершенный за несколько столетий до Вавилонского.

Структура

Комментирование и изучение

Со времени его завершения Талмуд становится неотъемлемой частью еврейской учености. В этом разделе отмечены некоторые бызовые направления в изучении Талмуда.

Гаоны

Наиболее ранние комментарии на Талмуд написаны гаонами (прибл. 800-1000) Вавилонии. Наши основные знания об эпохе гаонов получены не из их непосредственных комментариев к отдельным трактатам Талмуда (они сохранились), но из высказываний положений включенных содержащихся в их респонсах , которые проливают свет на многие отрывки из Талмуда. Также для дальнейшего формирования галахической мысли очень важны сделанные ими сокращенные своды еврейского закона, такие как: «Галахот псукот» Йеhудайа Гаона, «Шеелтот» Ахайа Гаона и «Галахот гедолот» Шимона Кийары. После смерти Хай Гаона , центр талмудической учености смещается в Европу и Северную Африку.

Галахические и агадические извлечения

Одна из сфер талмудической учености, развившаяся из необходимости устанавливать галаху – галахические и агадические извлечения. Рабби Ицхак Альфаси (Северная Африка 1013-1103) пытался извлечь и определить галахически обязывающие высказывания мудрецов из всего огромного корпуса текстов Талмуда. Труд Альфаси пользовался большим влиянием и позднее послужил основой для создания других галахических сводов. Другим влиятельным средневековым трудом, следующим структуре Вавилонского Талмуда и до некоторой степени повторяющим образец Альфаси стал труд рабби Ашера бен Йехиэля (ум. в 1327).

В пятнадцатом веке испанский раввин Яаков ибн Хабиб составляет сочинение Аин Яаков, в которое помещает практически весь агадический материал из Талмуда. Его цель - познакомить широкую публику с частями талмуда посвященными этическим проблемам и опровергнуть многочисленные обвинения, касающиеся содержания талмуда.

Комментарии

Текст Талмуда часто загадочен и труден для понимания. В его языке содержится много греческих и персидских слов, значение которых с ходом времени стало неясным. Большая сфера талмудической учености развилась из необходимости объяснить эти слова или неясные отрывки. Некоторые ранние комментаторы, такие, например, как рабейну Гершом из Майнца (10 в) и рабейну Хананель (ранний 11 век) авторы комментариев к разлчиным трактатам. Эти комментарии облегчают понимание текста. Другой важной работой является «Книга ключа» («Сефер а мафтеах») Ниссима Гаона, в предисловии к ней разъясняются различные формы талмудической аргументации, а также истолковываются краткие и темные отрывки при помощи отсылок на параллельные места, где те же идеи изложены более подробно и полно. До нашего времени дошли комментарии (хидушим) Йосефа ибн Мигаша к двум трактатам: Бава Батра и Шевуот, основанные на трудах Хананеля и Альфаси, как и компиляция Зехарьи Агамати («Сефер hа Нер»). Рабби Натан бен Йехиэль создает в 11 веке словарь «Арух», для облегчения понимания трудных слов.

Самый известный комментарий на Вавилонский Талмуд – комментарий Раши (рабби Шломо бен Ицхак 1040-1105). Это обширный комментарии практически на весь Талмуд , объясняющий слова и логическую структуру каждой сугии. Считается незаменимым для изучающих Талмуд.

Средневековое ашкеназийское еврейство создало еще один крупнейший комментарий, известный как «тосафот» (добавления) . «Тосафот» плод коллективного труда различных средневековых ашкеназийских комментаторов Талмуда. Одна из главных целей тосафот - объяснить и проинтерпретировать противоречащие друг другу утверждения в Талмуде. В отличии от Раши, тосафот создают не комментарий ко всему тексту, а скорее комментарий к некоторым избранным темам. Часто комментарий тосафот серьезно отличается от комментария Раши и вступает с ним в полемику.

Среди основателей школы тосафистов были рабби Яаков бен Меир (известный как раббейну Там, внук Раши и племянник раббейну Тама рабби Ицхак бен Шмуэль . Комментарии тосафот были собраны в разные издания различными школами. Во Франции это был сборник рабби рабби Элиэзера из Тука , в Испании - сборник раббейну Ашера (тосафот hа Рош). Тосафот печатающиеся в стандартном виленском издании Вавилонского Талмуда - отредактированная версия, составленная из различных средневековых собраний, преимущественно собрания Элиэзера из Тука.

Со временем подход тосафистов распространился по всем еврейским общинам, в особенности в Испании. Это привело к сочинению многих других комментариев в подобном стиле. Среди них комментарии Нахманида (Рамбана), Шломо бен Адрета (Рашба), Йом Това из Севильи (Ритва) и Ниссима из Героны (РАН). Обширная онтология, содержащая отрывки из этих комментариев – «Шита Мекубецет» Бецалеля Ашкенази.

Другие комментарии, писавшиеся в Испании и Провансе, не испытали на себе влияния стиля тосафистов. Два наиболее значительных из них – «Яд Рама» рабби Меира Абулафьи (дядя каббалиста Авраама Абулафьи) и «Бейт hа Бехира» Менахема Меири , обычно его называют Меири. Комментарий «Бейт hа Бехира» сохранился ко всему Талмуду, тогда как «Яд Рама» - только для трактатов Санhедрин, Бава Батра и Гиттин. Подобно комментариям Рамбана и пр. эти комментарии обычно печатаются отдельным изданием, хотя некоторые издания талмуда включают «Шита Мекубецет» в сокращенной форме.

В последующие столетия фокус частично сместился от непосредственно интерпретации талмуда к анализу комментариев к нему. Эти позднейшие комментарии включают Маhаршала (Шломо Лурия), Маhарама (Меир Люблин) и Маhараша (Шмуэль Эдельс). Обычно они печатаются в конце издания трактата.

Очень полезный инструмент для изучения Вавилонского Талмуда который содержится практически во всех его изданиях - примечания на полях каждого листа : Тора Ор , Эйн Мишпат, Нер Мицва и Масорет hа Шас итальянского раввина Йеhошуа Боаза, дающие ссылки соответственно ко всем библейским стихам и к соответствующим галахическим сводам и талмудическим отрывкам. Многие издания Вавилонского Талмуда включают краткие заметки на полях рабби Акивы Игера, под названием «Гильонот hа Шас» и примечания к тексту Йоэля Сиркиса и Виленского Гаона.

Пилпуль

В течении 15-16 веков возникает новая интенсивная форма изучения талмуда. Для снятия противоречий, содержащихся в различных отрывках Талмуда, используется сложная логическая аргументация. Этот тип учебы получил название «пилпуль» (от ивритского слова "пилпель" – "специя" или "перец") – название намекает на остроту ума, которой требовал этот метод. Практикующие метод пилпуля считали, что талмуд не может содержать избыточной информации или противоречий. У всего что кажется избыточным или противоречивым есть смысл. Чтобы снять то, что представлялось противоречием или повторением были изобретены новые категории и различия (хиллуким), разрешающие или объясняющие их новыми логическими средствами.

В ашкеназском мире основателями метода пилпуль считаются Яаков Поллак (1460-1541) и Шалом Шахна. Этот тип учебы достиг расцвета в 16 и 17 веках когда искушенность в подобного рода анализе достигла уровня искусства и стала самоцелью в ешивах Польши и Литвы. Но популярный новый метод изучения талмуда не остался без критиков, уже в 15 веке, этический трактат Орхот Цадиким критиковал пилпуль за чрезмерное увлечение интеллектуальной игрой. Многие из раввинов 16-17 веков критиковали этот метод. Среди них Маhараль из Праги, Иссая Горовиц, и Яир Хаим Бахарах. В 18 веке метод пилпуля утратил былую популярность. Распространились другие стили учебы, например, школа Виленского Гаона. Термин пилпуль все чаще стал употребляться в отрицательном смысле, в смысле казуистики. Часто авторы объявляли свои комментарии "простыми" (аль дерех hа пшат), чтобы отмежеваться от пилпуля.

Cефардские подходы

Среди сефардских и итальянских евреев 15 века и позднее некоторые законоучителя пытались применить аристотелеву логику, в версии Аверроэса. Этот метод был впервые используется, хотя и без прямых отсылок к Аристотелю, Ицхаком Кампантоном (ум. Испания 463 ) в его «Даркей hа Талмуд», его можно обнаружить в трудах Моше Хаима Луцатто.

Брестский метод

В конце 19 века возникло новое направление в изучении талмуда. Рабби Хаим Соловейчик (1853-1918) из Брест-Литовска (Бриск) разработал свой метод изучения талмуда. Бресткий метод включает редукционистский анализ аргументов раввинов Талмуда или ришоним, объясняет различные мнения, помещая их в категориальную структуру. Бресткий метод – метод аналитического изучения текста, его часто критикуют, называя современной версией метода пилпуль. Однако влияние бресткого метода очень велико, практически большинство современных ешив используют бресткий метод в том или ином виде. Одной из черт этого метода является использование Мишней Тора Маймонида как руководства к интерпретации текста талмуд, в отличие от использования его в качестве источника практической галахи.

Конкурирующие методы: метод ешив Мир и Телз

Разделы и трактаты Талмуда

  • Зраим (ивр. זרעים‎, посевы) — в Вавилонском Талмуде сохранился лишь один трактат, соответствующий этому разделу Мишны, — трактат Брахот («благословения»), который включает в себя галахические дискуссии, касающиеся молитвы Шма, Амида, а также различных благословений и времени молитв. Существует мнение, что в Вавилонии не был создан Талмуд к этому разделу, поскольку тематика этого раздела — обсуждение законов о земледельческих работах и урожае злаковых культур в пределах Эрец-Исраэль — не была там актуальной. А также возможно, что Талмуд к трактатам раздела Зраим существовал, но был утерян.
  • Моэд (ивр. מועד‎, срок) — посвящён законам субботы и праздников. В нём формулируются законы, общие для всех праздников и специфические законы для некоторых из них.
  • Нашим (ивр. נשים‎, женщины) — посвящён законам заключения и расторжения брака, родительским обязанностям, воспитанию детей и обучению их ремёслам. Два трактата этого раздела — Недарим и Назир — не имеют прямого отношения к этой тематике.
  • Незикин (ивр. נזיקין‎, ущербы) — посвящён обсуждению законов о нанесенном материальном ущербе, системе наказаний и штрафов. Здесь же приводятся основные принципы еврейского права. Трактат Авода Зара обсуждает проблемы идолопоклонства, Пиркей авот — трактат, содержащий главным образом этическое учение законоучителей Талмуда.
  • Теорот (ивр. טהרות‎, ритуально-чистые) — целиком посвящён теме ритуальной чистоты и нечистоты. В Вавилонском Талмуде есть только трактат Нидда из этого раздела.


Диалектика талмуда

В Талмуде принято открывать рассуждение мудрецов, касающееся определенной темы (сугии) цитатой из Мишны или брайты. Высказывания из них образуют стержень преемственности и авторитетности. Мудрецы Талмуда в своем большинстве не считают себя вправе спорить с ними, только истолковывать. После введения в виде цитаты чаще всего задается несколько вопросов: откуда взято суждение, приведенное в вводной цитате, не противоречит ли оно суждению, содержащемуся в другом источнике, не содержит ли оно внутреннего противоречия, можно ли выучить из него дополнительные вещи и другие подобные вопросы.

Иногда Талмуд приходит к заключению, что мишну необходимо понимать иначе, чем по простому смыслу,реконструирует изначальный вариант мишны, дополняя или сокращая ее текст. Дискуссия и приведение тех или иных высказываний мудрецов (меймрот) или галахических высказываний (шмуот) намечают направления возможных галахических решений поставленной этической, правовой, общефилософской и пр. проблемы, уточняют контуры проблемы и ее объем.

Талмудическое рассуждение развивается диалектически и ассоциативно, когда на каждый из вопросов дается ответ, в свою очередь вызывающий вопрос. Иногда имена задающих вопросы указываются, иногда нет. Рассуждение в Талмуде не всегда находит разрешение в галахическом постановлении, что вызывает споры в последующих поколениях ученых Торы. Решения даются не на все поставленные проблемы, нерешенные проблемы остаются в статусе «кашья»- затруднение или «тиювта»-возражение.

Талмуд широко пользуется прояснениями галахот по методам «толкований» старца Гилеля и рабби Ишмаэля, так называемые «принципы толкования Торы». В традиции считается, что они были переданы Моше на Синае.

Агада в талмуде

В талмуде содержится много агадического материала. Часть аггадических отрывков получила широкую известность и стала неотъемлимой частью литературного наследия Израиля. Некоторые из них загадочны и удивительны, как, например, агадот Равы бар бар Ханы в трактате Бава Батра, комментаторы истолковывают их в русле тайного учения. Агадот содержат много исторического материала, хотя его достоверность часто вызывает сомнения. Отрывки из агады, в которых упоминается Иисус, были удалены из изданий талмуда христианскими цензорами и вернулись в него только в новейших изданиях.

Мнения комментаторов расходятся в том, какой степенью авторитетности обладает агада. Многие из ришоним, как например раби Шмуэль hа Нагид, раби Ицхак Абаранель и другие (предположительно также и Рамбан) считают, что у них нет той авторитетности, какая присуща галахическим частям Талмуда. Но во всяком случае, все согласны в том, что, в принципе, из агады нельзя учить галаху.

Иногда агада иллюстрирует или выделяет какой либо галахический принцип. Яркий пример этому - сугия «печь Ахная». Рамбам в своем предисловии к Перек Хелек приводит несколько подходов к агаде. Он отвергает ошибочные подходы понимания агады буквально, об агаде нельзя сказать ложь она или правда. Рамбам придерживается подхода, утверждающего, что ее следует понимать аллегорически.

Важность изучения талмуда

Важность изучениея Торы в общем и Талмуда в частности - центральный мотив в иудаизме. Известны многочисленные высказывания мудрецов Израиля в каждом поколении и поколении о важности изучения Торы и об обязанности каждого еврея заниматься ею.

С момента его завершения талмуд составлял главный предмет изучения в большинстве ешив. Талмуд представляет собой плодородную почву для развития как теоретических возможностей галахи, таких как пилпуль (метод доказательства в талмудической учебе), так и псика – конкретного вынесения галахических решений.

Сегодня как и в прежние времена талмуд представляет собой главный предмет учебы в большинстве религиозных учебных заведений, в мире ешив. Однако в колелях часто больше сосредоточены на изучении собственно галахических сочинений.

Издания Талмуда

Установился обычай после первого венецианского издания Даниеля Бромберга(1520) печатать все издания Талмуда с сохранением номеров страниц венецианского издания, даже когда текст разбит на страницы иначе (как, например, в венском издании). Поэтому в любом издании Талмуда сохраняется нумерация 2947 листов, или 5894 страницы. Таким образом сохраняется возможность ссылок на определенный отрывок Талмуда. Ссылка состоит из названия трактата, номера листа, и указания его стороны, лицевой или оборотной.

Первое издание Талмуда на территории Российской империи было предпринято братьями Шапиро в городе Славута. Большая работа по редакции Талмуда проделана перед выпуском знаменитого Виленского издания Талмуда (1880), она была осуществлена коллективом раввинов литовских йешив и издательством «Вдова и сыновья Ромм». Это издание положено в основу почти всех последующих. Единственным текстом кириллицей в этом издании является строчка «Дозволено цензурой».

Цензура и антисемитские обвинения

Часть сугиет были уделены из Гемары из-за опасений преследований со стороны христиан, однако найденные рукописи и старые версии печатных изданий талмуда, как например венецианского издания, были собраны в отдельные сборники и в наши дни печатаются в ряде изданий талмуда. Большая часть купюр и искажений касается основателя христианства, Иисуса. Например, например из подвергнувшегося цензуре трактата Санhедрин были изъяты упоминания о Иисусе (Ешу) и его учителе Иегошуа бен Перахьи, описание того как Иисуса приговаривают к побиванию камнями «за колдовство и подстрекание к отступничеству» (43:А) и др подобные отрывки.

С момента завершения редактирования талмуда против него восставали многочисленные ненавистики Израиля. Они вырывают некоторые высказывания талмуда из их контекста и выставляют их как высказывания выражающие ненависть к нееврею (гою), или подстрекающие к тому, чтобы грабить его или не спасать его жизнь.


Примечания

Литература

Ссылки


als:Talmud

ar:تلمود arz:تلمود az:Talmud be:Талмуд bg:Талмуд bn:তালমুদ bs:Talmud ca:Talmud cs:Talmud da:Talmudel:Ταλμούδeo:Talmudoet:Talmud fa:تلمود fi:Talmudga:An Talmúdhr:Talmud hu:Talmud ia:Talmud id:Talmud is:Talmúdja:タルムード ka:თალმუდი ko:탈무드 lt:Talmudas lv:Talmuds ms:Talmud nl:Talmoed nn:Talmúd no:Talmud oc:Talmud pl:Talmud pms:Talmud pt:Talmude ro:Talmud scn:Talmud sh:Talmudsk:Talmud sl:Talmud sq:Talmud sr:Талмуд sv:Talmud sw:Talmud tl:Talmud tr:Talmudzh:塔木德 zh-yue:塔木德

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация