Шнеур Залман из Ляд
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Mendeleyev (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | Рабби '''Шнеур-Залман''' Борухович '''из [[ Ляды (Витебская область)|Ляд]]''' (Шнеер; אלטער רבי, ''Алтер Ребе'' — Старый ребе; [[1745]], местечко [[Лиозно]], [[Польша]], ныне [[Беларусь]], — [[1813]], село Пены, Слободско-Украинской губернии, ныне [[Курская область]], [[Россия]]; похоронен в городе [[Гадяч]], [[Полтавская область|Полтавской губернии]], ныне [[Украина]]) — [[раввин]], основатель направления [[хасидизм]]а — [[Хабад]]. | |
- | + | {{История иудаизма|=Шнеур-Залман из Ляд|1745|68}} | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | Рабби '''Шнеур-Залман''' из [[ Ляды (Витебская область) | + | |
- | {{История иудаизма|=Шнеур-Залман|1745|68}} | + | |
== Биография == | == Биография == | ||
Строка 23: | Строка 7: | ||
В 5520 г. ([[1760]]) женился. Приложил большие усилия и потратил немалые средства, призывая евреев заняться земледелием. <br /> | В 5520 г. ([[1760]]) женился. Приложил большие усилия и потратил немалые средства, призывая евреев заняться земледелием. <br /> | ||
В 5524 г. ([[1764]]) впервые отправился в [[Межирич]]. В 5527 г. ([[1767]]) занял должность [[магид]]а в [[Лиозно]]. <br /> | В 5524 г. ([[1764]]) впервые отправился в [[Межирич]]. В 5527 г. ([[1767]]) занял должность [[магид]]а в [[Лиозно]]. <br /> | ||
- | В 5530 г. ([[1770]]) начал писать свою книгу [[Шулхан Арух арав]]. <br /> | + | В 5530 г. ([[1770]]) начал писать свою книгу [[Шулхан Арух арав]] (свод еврейских законов в духе хасидского учения). <br /> |
В 5532 г. ([[1772]]) основал хасидское учение [[ХаБаД]]. Призывал евреев, живших в районе [[Витебск]]а, к переселению в пределы России. В 5533-5538 гг. ([[1773]]—[[1778]]) основал и занимался укреплением [[йешива|йешивы]] в Лиозно, которая была известна как «классы» («1-й класс», «2-й класс», «3-й класс»). <br /> | В 5532 г. ([[1772]]) основал хасидское учение [[ХаБаД]]. Призывал евреев, живших в районе [[Витебск]]а, к переселению в пределы России. В 5533-5538 гг. ([[1773]]—[[1778]]) основал и занимался укреплением [[йешива|йешивы]] в Лиозно, которая была известна как «классы» («1-й класс», «2-й класс», «3-й класс»). <br /> | ||
- | В 5534 г. ([[1774]]) вместе с р.[[Менахем Мендель из Витебска| | + | В 5534 г. ([[1774]]) вместе с р. [[Менахем Мендель из Витебска|Менахем-Менделем]] отправился в [[Вильно]], чтобы встретиться с [[Виленский Гаон|Виленским Гаоном]] раби Элияху бен Шломо Залманом, который отказался их принять. <br /> |
- | В 5537 г. ([[1777]]) сопровождает р. | + | В 5537 г. ([[1777]]) сопровождает р. Менахем-Менделя, отправившегося в [[Эрэц-Исраэль]], и вместе с ним доезжает до Могилева-Подольского. <br /> |
В 5543 г. ([[1783]]) принимает участие в знаменитом диспуте в [[Минск]]е и побеждает в этом диспуте. Начиная с 5551 г. ([[1791]]) его писания — касающиеся как открытой части Торы, так и скрытой ее части, — получают широкое распространение. <br /> | В 5543 г. ([[1783]]) принимает участие в знаменитом диспуте в [[Минск]]е и побеждает в этом диспуте. Начиная с 5551 г. ([[1791]]) его писания — касающиеся как открытой части Торы, так и скрытой ее части, — получают широкое распространение. <br /> | ||
- | В 5554 г. ([[1794]]) публикует свою книгу «hИльхот талмуд Тора» ( | + | В 5554 г. ([[1794]]) публикует свою книгу «hИльхот талмуд Тора» (''Законы изучения Торы''); в 5557 г. ([[1797]]) — книгу «Тания». <br /> |
В 5559 г. ([[1798]]), на следующий день после окончания праздника [[Сукот]], был арестован. 19-го [[кислев]]а того же года вышел на свободу. | В 5559 г. ([[1798]]), на следующий день после окончания праздника [[Сукот]], был арестован. 19-го [[кислев]]а того же года вышел на свободу. | ||
- | В 5561 г. ([[1800]]), на следующий день после окончания праздника Сукот, ему было приказано прибыть в [[Петербург]]. 11-го ава 5561 г. ([[1801]]) вернулся из Петербурга в Ляды ([[Могилевская губерния]]). | + | В 5561 г. ([[1800]]), на следующий день после окончания праздника Сукот, ему было приказано прибыть в [[Петербург]]. 11-го ава 5561 г. ([[1801]]) вернулся из Петербурга в [[Ляды (Витебская область)|Ляды]] ([[Могилевская губерния]]). |
- | В конце месяца ав 5572 г. ([[1812]]) вместе с семьей и многочисленными хасидами покинул | + | В конце месяца ав 5572 г. ([[1812]]) вместе с семьей и многочисленными хасидами покинул Ляды. 12-го тевета 5573 г. ([[1813]]) прибыл в деревню Пена (Курская губерния), где и скончался на исходе субботы, 24-го тевета. Похоронен в г. [[Гадяч]] (Полтавская обл.). |
- | После смерти своего учителя [[Магид из Межерича|Магида из Межерича]] вернулся в [[Белоруссия|Белоруссию]] и собрал вокруг себя учеников, которые стали ядром будущего любавичского хасидизма. Шнеур Залман стал автором книги [[Тания]] (Ликутей Амарим) и | + | После смерти своего учителя [[Магид из Межерича|Магида из Межерича]] вернулся в [[Белоруссия|Белоруссию]] и собрал вокруг себя учеников, которые стали ядром будущего любавичского хасидизма. Шнеур Залман стал автором книги [[Тания]] (''Ликутей Амарим'') и ''Шулхан Арух арав'' — книги, которые легли в основу [[хасидизм]]а. |
== Учение == | == Учение == | ||
- | Философская система рабби Шнеура Залмана построена, в основном, путем синтеза галахи и | + | Философская система рабби Шнеура Залмана построена, в основном, путем синтеза галахи и каббалы — рационального и мистического течений в еврейской мысли, с замечательным совершенством соединенных им в единую религиозную философию (Хабад). |
- | Подход рабби Шнеура Залмана к философским проблемам может быть определен как эмпирико-психологический. Подход этот основан на библейской максиме | + | Подход рабби Шнеура Залмана к философским проблемам может быть определен как эмпирико-психологический. Подход этот основан на библейской максиме «Из плоти моей Б-га узрю»[9]. Его этика укоренена в уникальной природе еврейской души, которая «поистине есть частица Б-жества свыше». В этом отношении, равно как и в вере в особое предназначение еврейского народа в плане Творения его подход обнаруживает близкое сходство с подходом Иегуды Галеви, с той лишь разницей, что Галеви говорит о еврейской нации как о целом, тогда как рабби Шнеур Залман более занят индивидуальностью. |
- | Эмпирический подход в сочетании с психологическим методом исследования обычно выражается в попытке определить религию посредством обращения к предметам более определенным, чем рационалистическое умозрение, а именно к реальному опыту. В этом состоит рефлективный метод метафизической интроспекции, цель которой заключается в раскрытии имманентных сущностей и представлений, ведущих первоначально от | + | Эмпирический подход в сочетании с психологическим методом исследования обычно выражается в попытке определить религию посредством обращения к предметам более определенным, чем рационалистическое умозрение, а именно к реальному опыту. В этом состоит рефлективный метод метафизической интроспекции, цель которой заключается в раскрытии имманентных сущностей и представлений, ведущих первоначально от Б-га к человеку, а затем от человека к Б-гу. |
- | Образцом, которому следовал рабби Шнеур Залман при анализе человеческой природы, было учение каббалистов о | + | Образцом, которому следовал рабби Шнеур Залман при анализе человеческой природы, было учение каббалистов о Б-ге в терминах Десяти Сфирот (сехель ~ разум и миддот — эмоциональные качества), идея которого следует библейскому утверждению о том, что «человек был сотворен по образу и подобию Б-жию». Применяя эти принципы и понятия прежде всего к человеку, возможно углубить их понимание по отношению к Б-гу, — таков обратный метод. |
- | Тора и Мицвот служат центральным звеном в unio mystica человека с | + | Тора и Мицвот служат центральным звеном в unio mystica человека с Б-гом, данным в Б-жественном Законе и предписаниях. Ибо Тора и Мицвот суть мудрость и воля Б-га и, равно как и два других слагаемых этого учения, Б-г и человек, Тора во всех своих аспектах обладает явными и эзотерическими свойствами — благодаря им реализуются отношения человека к Б-гу и достигается unio mystica — доктрина, истоки которой содержатся в книге Зогар. |
- | (Из [http://chassidus.ru/philosophy/introduction.htm | + | (Из [http://chassidus.ru/philosophy/introduction.htm «Философия Хабада»] р. Нисана Миндела) |
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Строка 71: | Строка 55: | ||
[[pt:Shneur Zalman de Liadi]] | [[pt:Shneur Zalman de Liadi]] | ||
[[yi:שניאור זלמן פון לאדי]] | [[yi:שניאור זלמן פון לאדי]] | ||
- | |||
- | |||
- |
Версия 16:27, 9 августа 2010
Рабби Шнеур-Залман Борухович из Ляд (Шнеер; אלטער רבי, Алтер Ребе — Старый ребе; 1745, местечко Лиозно, Польша, ныне Беларусь, — 1813, село Пены, Слободско-Украинской губернии, ныне Курская область, Россия; похоронен в городе Гадяч, Полтавской губернии, ныне Украина) — раввин, основатель направления хасидизма — Хабад.
Время деятельности Шнеур Залман из Ляд в истории иудаизма |
---|
Биография
Родился 18-го элула 5505 г. (1745). В 13 лет, когда он отмечал свою «бар-мицву», выдающиеся мудрецы того поколения называли его великим гением, авторитетом в законах Торы.
В 5520 г. (1760) женился. Приложил большие усилия и потратил немалые средства, призывая евреев заняться земледелием.
В 5524 г. (1764) впервые отправился в Межирич. В 5527 г. (1767) занял должность магида в Лиозно.
В 5530 г. (1770) начал писать свою книгу Шулхан Арух арав (свод еврейских законов в духе хасидского учения).
В 5532 г. (1772) основал хасидское учение ХаБаД. Призывал евреев, живших в районе Витебска, к переселению в пределы России. В 5533-5538 гг. (1773—1778) основал и занимался укреплением йешивы в Лиозно, которая была известна как «классы» («1-й класс», «2-й класс», «3-й класс»).
В 5534 г. (1774) вместе с р. Менахем-Менделем отправился в Вильно, чтобы встретиться с Виленским Гаоном раби Элияху бен Шломо Залманом, который отказался их принять.
В 5537 г. (1777) сопровождает р. Менахем-Менделя, отправившегося в Эрэц-Исраэль, и вместе с ним доезжает до Могилева-Подольского.
В 5543 г. (1783) принимает участие в знаменитом диспуте в Минске и побеждает в этом диспуте. Начиная с 5551 г. (1791) его писания — касающиеся как открытой части Торы, так и скрытой ее части, — получают широкое распространение.
В 5554 г. (1794) публикует свою книгу «hИльхот талмуд Тора» (Законы изучения Торы); в 5557 г. (1797) — книгу «Тания».
В 5559 г. (1798), на следующий день после окончания праздника Сукот, был арестован. 19-го кислева того же года вышел на свободу.
В 5561 г. (1800), на следующий день после окончания праздника Сукот, ему было приказано прибыть в Петербург. 11-го ава 5561 г. (1801) вернулся из Петербурга в Ляды (Могилевская губерния).
В конце месяца ав 5572 г. (1812) вместе с семьей и многочисленными хасидами покинул Ляды. 12-го тевета 5573 г. (1813) прибыл в деревню Пена (Курская губерния), где и скончался на исходе субботы, 24-го тевета. Похоронен в г. Гадяч (Полтавская обл.).
После смерти своего учителя Магида из Межерича вернулся в Белоруссию и собрал вокруг себя учеников, которые стали ядром будущего любавичского хасидизма. Шнеур Залман стал автором книги Тания (Ликутей Амарим) и Шулхан Арух арав — книги, которые легли в основу хасидизма.
Учение
Философская система рабби Шнеура Залмана построена, в основном, путем синтеза галахи и каббалы — рационального и мистического течений в еврейской мысли, с замечательным совершенством соединенных им в единую религиозную философию (Хабад).
Подход рабби Шнеура Залмана к философским проблемам может быть определен как эмпирико-психологический. Подход этот основан на библейской максиме «Из плоти моей Б-га узрю»[9]. Его этика укоренена в уникальной природе еврейской души, которая «поистине есть частица Б-жества свыше». В этом отношении, равно как и в вере в особое предназначение еврейского народа в плане Творения его подход обнаруживает близкое сходство с подходом Иегуды Галеви, с той лишь разницей, что Галеви говорит о еврейской нации как о целом, тогда как рабби Шнеур Залман более занят индивидуальностью.
Эмпирический подход в сочетании с психологическим методом исследования обычно выражается в попытке определить религию посредством обращения к предметам более определенным, чем рационалистическое умозрение, а именно к реальному опыту. В этом состоит рефлективный метод метафизической интроспекции, цель которой заключается в раскрытии имманентных сущностей и представлений, ведущих первоначально от Б-га к человеку, а затем от человека к Б-гу.
Образцом, которому следовал рабби Шнеур Залман при анализе человеческой природы, было учение каббалистов о Б-ге в терминах Десяти Сфирот (сехель ~ разум и миддот — эмоциональные качества), идея которого следует библейскому утверждению о том, что «человек был сотворен по образу и подобию Б-жию». Применяя эти принципы и понятия прежде всего к человеку, возможно углубить их понимание по отношению к Б-гу, — таков обратный метод.
Тора и Мицвот служат центральным звеном в unio mystica человека с Б-гом, данным в Б-жественном Законе и предписаниях. Ибо Тора и Мицвот суть мудрость и воля Б-га и, равно как и два других слагаемых этого учения, Б-г и человек, Тора во всех своих аспектах обладает явными и эзотерическими свойствами — благодаря им реализуются отношения человека к Б-гу и достигается unio mystica — доктрина, истоки которой содержатся в книге Зогар.
(Из «Философия Хабада» р. Нисана Миндела)
Ссылки
- Статья «Шнеур Залман из Ляд» в Электронной еврейской энциклопедии
Это незавершённая статья о раввине. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
pt:Shneur Zalman de Liadi