Рабинович, Иосиф Давидович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «}}[[» на «}} [[»)
м (Замена текста — «древнееврейском языке» на «иврите»)
Строка 18: Строка 18:
Иосиф Рабинович родился в [[1837 год]]у в [[Бессарабия|бессарабском]] местечке [[Резина (город)|Резина]], расположенном на правом берегу [[Днестр]]а (ныне райцентр [[Резинский район|Резинского района]] [[Молдова|Молдовы]]). Его отец, Давид Эфроимович, был внуком [[оргеев]]ского [[раввин]]а Вольфа Рабиновича. Мать, Эстер-Сара, происходила из [[Резина (город)|резинской]] [[хасидизм|хасидской]] семьи. В раннем детстве, после смерти матери, Иосиф Рабинович поселился в доме своего деда по материнской линии реб Нуты (ученика хасидского цадика [[ребе]] Янкл-Шимшн из Шофатовки). В доме деда он получил  религиозное воспитание, изучая [[Мишна|Мишну]], [[Гемара|Гемару]], комментарии [[Раши]], и, как и дед, стал [[Хасидизм|хасидом]] [[Рашково (ПМР)|рашковского]] [[ребе]] — реб Зёмы (Залмена Иосифовича) Ра́шкевера. В [[1848 год]]у в возрасте 11 лет Рабинович покинул [[Резина (город)|Резину]] и поселился в доме своей бабушки (по отцовской линии) Ривке в [[Оргеев]]е. Здесь он продолжил обучение у частного учителя Иосифа Кивовича — последователя [[Бершадь|бершадского]] хасидского цадика реб Рефула, и занялся изучением средневекового еврейского мистицизма ([[Каббала|Каббалы]]).
Иосиф Рабинович родился в [[1837 год]]у в [[Бессарабия|бессарабском]] местечке [[Резина (город)|Резина]], расположенном на правом берегу [[Днестр]]а (ныне райцентр [[Резинский район|Резинского района]] [[Молдова|Молдовы]]). Его отец, Давид Эфроимович, был внуком [[оргеев]]ского [[раввин]]а Вольфа Рабиновича. Мать, Эстер-Сара, происходила из [[Резина (город)|резинской]] [[хасидизм|хасидской]] семьи. В раннем детстве, после смерти матери, Иосиф Рабинович поселился в доме своего деда по материнской линии реб Нуты (ученика хасидского цадика [[ребе]] Янкл-Шимшн из Шофатовки). В доме деда он получил  религиозное воспитание, изучая [[Мишна|Мишну]], [[Гемара|Гемару]], комментарии [[Раши]], и, как и дед, стал [[Хасидизм|хасидом]] [[Рашково (ПМР)|рашковского]] [[ребе]] — реб Зёмы (Залмена Иосифовича) Ра́шкевера. В [[1848 год]]у в возрасте 11 лет Рабинович покинул [[Резина (город)|Резину]] и поселился в доме своей бабушки (по отцовской линии) Ривке в [[Оргеев]]е. Здесь он продолжил обучение у частного учителя Иосифа Кивовича — последователя [[Бершадь|бершадского]] хасидского цадика реб Рефула, и занялся изучением средневекового еврейского мистицизма ([[Каббала|Каббалы]]).
-
Когда ему было 16 лет, Рабинович увлёкся современной светской художественной литературой, главным образом на [[иврит|древнееврейском языке]]. Христианством Рабинович впервые заинтересовался, когда его приятель — Ихил-Цви (Меерович) Гершензон, слывший в городе вольнодумцем — подарил ему изданный в [[Лондон]]е и привезённый им из [[Кишинёв]]а [[иврит|древнееврейский]] перевод [[Новый Завет|Нового Завета]]. Книга произвела на Рабиновича такое впечатление, что он решил отойти от хасидиского мистицизма, уединиться в доме отца в местечке Машковичи под [[Оргеев]]ом и целиком посвятить себя изучению [[еврей]]ской философии, в первую очередь [[Маймонид]]а. После женитьбы на Голде Гольденберг в [[1856 год]]у, Рабинович вновь поселился в [[Оргеев]]е, в доме своего тестя Даниэла Гольденберга, возобновил общение с Гершензоном и на полученные в приданое 500 рублей открыл небольшую торговую лавку.
+
Когда ему было 16 лет, Рабинович увлёкся современной светской художественной литературой, главным образом на [[иврит|иврите]]. Христианством Рабинович впервые заинтересовался, когда его приятель — Ихил-Цви (Меерович) Гершензон, слывший в городе вольнодумцем — подарил ему изданный в [[Лондон]]е и привезённый им из [[Кишинёв]]а [[иврит|древнееврейский]] перевод [[Новый Завет|Нового Завета]]. Книга произвела на Рабиновича такое впечатление, что он решил отойти от хасидиского мистицизма, уединиться в доме отца в местечке Машковичи под [[Оргеев]]ом и целиком посвятить себя изучению [[еврей]]ской философии, в первую очередь [[Маймонид]]а. После женитьбы на Голде Гольденберг в [[1856 год]]у, Рабинович вновь поселился в [[Оргеев]]е, в доме своего тестя Даниэла Гольденберга, возобновил общение с Гершензоном и на полученные в приданое 500 рублей открыл небольшую торговую лавку.
В [[1859 год]]у город постиг пожар, уничтоживший 66 хозяйств и семья Рабиновича осталась без средств к существованию. Будучи неплохо подготовленным в области юриспруденции, И. Д. Рабинович занялся правовой практикой, вскоре начав печататься в [[иврит|древнееврейской]] прессе и в первую очередь в [[Одесса|одесском]] издании [[Цедербаум, Александр Осипович|А. O. Цедербаума]] «гаМелиц» — первой древнееврейской газете в [[Российская империя|России]] (1860). В это же время Рабинович открыл в [[Оргеев]]е талмудтору (общинную начальную школу) и стал членом «Общества по распространению просвещения среди евреев в России». Собрав необходимые средства, в [[1866 год]]у он открыл крупное предприятие по оптовой торговле чаем и сахаром по всему Оргеевскому уезду, в [[1869 год]]у был избран (единственным евреем) в оргеевский уездный совет. Однако после насилия над евреями в [[Одесса|Одессе]], Рабинович разочаровался в возможностях просветительского движения и эмансипации. Продав своё дело и собственность в [[Оргеев]]е, [[9 ноября]] [[1871 год]]а И. Д. Рабинович с женой, четырьмя дочерьми и сыном (который уже к тому времени учился в кишинёвской гимназии) переехал в [[Кишинёв]], купил участок земли и в [[1873 год]]у выстроил на ней дом. На духовное состояние Рабиновича в это время повлияла также смерть младшей дочери в результате эпидемии [[холера|холеры]] в [[1872 год]]у.
В [[1859 год]]у город постиг пожар, уничтоживший 66 хозяйств и семья Рабиновича осталась без средств к существованию. Будучи неплохо подготовленным в области юриспруденции, И. Д. Рабинович занялся правовой практикой, вскоре начав печататься в [[иврит|древнееврейской]] прессе и в первую очередь в [[Одесса|одесском]] издании [[Цедербаум, Александр Осипович|А. O. Цедербаума]] «гаМелиц» — первой древнееврейской газете в [[Российская империя|России]] (1860). В это же время Рабинович открыл в [[Оргеев]]е талмудтору (общинную начальную школу) и стал членом «Общества по распространению просвещения среди евреев в России». Собрав необходимые средства, в [[1866 год]]у он открыл крупное предприятие по оптовой торговле чаем и сахаром по всему Оргеевскому уезду, в [[1869 год]]у был избран (единственным евреем) в оргеевский уездный совет. Однако после насилия над евреями в [[Одесса|Одессе]], Рабинович разочаровался в возможностях просветительского движения и эмансипации. Продав своё дело и собственность в [[Оргеев]]е, [[9 ноября]] [[1871 год]]а И. Д. Рабинович с женой, четырьмя дочерьми и сыном (который уже к тому времени учился в кишинёвской гимназии) переехал в [[Кишинёв]], купил участок земли и в [[1873 год]]у выстроил на ней дом. На духовное состояние Рабиновича в это время повлияла также смерть младшей дочери в результате эпидемии [[холера|холеры]] в [[1872 год]]у.
Строка 26: Строка 26:
В начале 1880-х годов под впечатлением от прокатившейся по [[Черта оседлости|черте оседлости]] волны [[еврей]]ских [[погром]]ов, Рабинович увлёкся [[Сионизм|палестинофильством]] и с целью основания еврейской земледельческой колонии посетил [[Палестина|Палестину]], где был потрясён нищетой местного еврейского населения. В [[Иерусалим]]е он пришёл к выводу, что решением еврейского вопроса должно стать обращение евреев в христианство. В [[Бессарабия|Бессарабию]] Рабинович вернулся с идеей создания национальной иудео-христианской религиозной общины на Юге России.
В начале 1880-х годов под впечатлением от прокатившейся по [[Черта оседлости|черте оседлости]] волны [[еврей]]ских [[погром]]ов, Рабинович увлёкся [[Сионизм|палестинофильством]] и с целью основания еврейской земледельческой колонии посетил [[Палестина|Палестину]], где был потрясён нищетой местного еврейского населения. В [[Иерусалим]]е он пришёл к выводу, что решением еврейского вопроса должно стать обращение евреев в христианство. В [[Бессарабия|Бессарабию]] Рабинович вернулся с идеей создания национальной иудео-христианской религиозной общины на Юге России.
-
По возвращении в [[Кишинёв]] в [[1883 год]]у И. Д. Рабинович выпустил на [[иврит|древнееврейском языке]] [[катехизис]] нового учения «Двенадцать тезисов веры» (по аналогии с «Принципами еврейской веры» [[Маймонид]]а), в котором признавались основные догматы христианства в сочетании с отдельными традиционными [[еврей]]скими обрядами. Одновременно занялся образованием первой иудео-христианской общины в Российской империи, чьей целью было создание иудаизма нового типа, сближающего его с ранним христианством.
+
По возвращении в [[Кишинёв]] в [[1883 год]]у И. Д. Рабинович выпустил на [[иврит|иврите]] [[катехизис]] нового учения «Двенадцать тезисов веры» (по аналогии с «Принципами еврейской веры» [[Маймонид]]а), в котором признавались основные догматы христианства в сочетании с отдельными традиционными [[еврей]]скими обрядами. Одновременно занялся образованием первой иудео-христианской общины в Российской империи, чьей целью было создание иудаизма нового типа, сближающего его с ранним христианством.
[[24 декабря]] [[1884 год]]а, с разрешения Министерства внутренних дел и при поддержке местного евангельского пастора Фалтина, И. Рабинович открыл в Кишинёве иудео-христианский молитвенный дом («Собрание израильтян [[Новый Завет|Нового Завета]]»), служба в котором велась на [[идиш]]е. В последующие несколько месяцев он составил собственный распорядок канторской Субботней службы, сочетавший как еврейские, так и христианские элементы. Идея, однако, была враждебно воспринята городским [[еврей]]ским населением и вскоре молитвенный дом был закрыт, а сам Рабинович [[24 марта]] [[1885 год]]a перешёл в [[протестанство]].
[[24 декабря]] [[1884 год]]а, с разрешения Министерства внутренних дел и при поддержке местного евангельского пастора Фалтина, И. Рабинович открыл в Кишинёве иудео-христианский молитвенный дом («Собрание израильтян [[Новый Завет|Нового Завета]]»), служба в котором велась на [[идиш]]е. В последующие несколько месяцев он составил собственный распорядок канторской Субботней службы, сочетавший как еврейские, так и христианские элементы. Идея, однако, была враждебно воспринята городским [[еврей]]ским населением и вскоре молитвенный дом был закрыт, а сам Рабинович [[24 марта]] [[1885 год]]a перешёл в [[протестанство]].

Версия 03:18, 23 апреля 2010

Тип статьи: Регулярная статья
Файл:Rabinowitz Photo 181.jpg
Иосиф Давидович Рабинович


Ио́сиф Дави́дович Рабино́вич (11 (23) сентября 1837, Резина Сорокского уезда Бессарабской области — 17 мая 1899, Кишинёв) — еврейский публицист и общественный деятель, протестантский проповедник, основатель первой в России общины т. н. иудео-христиан.

Биография

Иосиф Рабинович родился в 1837 году в бессарабском местечке Резина, расположенном на правом берегу Днестра (ныне райцентр Резинского района Молдовы). Его отец, Давид Эфроимович, был внуком оргеевского раввина Вольфа Рабиновича. Мать, Эстер-Сара, происходила из резинской хасидской семьи. В раннем детстве, после смерти матери, Иосиф Рабинович поселился в доме своего деда по материнской линии реб Нуты (ученика хасидского цадика ребе Янкл-Шимшн из Шофатовки). В доме деда он получил религиозное воспитание, изучая Мишну, Гемару, комментарии Раши, и, как и дед, стал хасидом рашковского ребе — реб Зёмы (Залмена Иосифовича) Ра́шкевера. В 1848 году в возрасте 11 лет Рабинович покинул Резину и поселился в доме своей бабушки (по отцовской линии) Ривке в Оргееве. Здесь он продолжил обучение у частного учителя Иосифа Кивовича — последователя бершадского хасидского цадика реб Рефула, и занялся изучением средневекового еврейского мистицизма (Каббалы).

Когда ему было 16 лет, Рабинович увлёкся современной светской художественной литературой, главным образом на иврите. Христианством Рабинович впервые заинтересовался, когда его приятель — Ихил-Цви (Меерович) Гершензон, слывший в городе вольнодумцем — подарил ему изданный в Лондоне и привезённый им из Кишинёва древнееврейский перевод Нового Завета. Книга произвела на Рабиновича такое впечатление, что он решил отойти от хасидиского мистицизма, уединиться в доме отца в местечке Машковичи под Оргеевом и целиком посвятить себя изучению еврейской философии, в первую очередь Маймонида. После женитьбы на Голде Гольденберг в 1856 году, Рабинович вновь поселился в Оргееве, в доме своего тестя Даниэла Гольденберга, возобновил общение с Гершензоном и на полученные в приданое 500 рублей открыл небольшую торговую лавку.

В 1859 году город постиг пожар, уничтоживший 66 хозяйств и семья Рабиновича осталась без средств к существованию. Будучи неплохо подготовленным в области юриспруденции, И. Д. Рабинович занялся правовой практикой, вскоре начав печататься в древнееврейской прессе и в первую очередь в одесском издании А. O. Цедербаума «гаМелиц» — первой древнееврейской газете в России (1860). В это же время Рабинович открыл в Оргееве талмудтору (общинную начальную школу) и стал членом «Общества по распространению просвещения среди евреев в России». Собрав необходимые средства, в 1866 году он открыл крупное предприятие по оптовой торговле чаем и сахаром по всему Оргеевскому уезду, в 1869 году был избран (единственным евреем) в оргеевский уездный совет. Однако после насилия над евреями в Одессе, Рабинович разочаровался в возможностях просветительского движения и эмансипации. Продав своё дело и собственность в Оргееве, 9 ноября 1871 года И. Д. Рабинович с женой, четырьмя дочерьми и сыном (который уже к тому времени учился в кишинёвской гимназии) переехал в Кишинёв, купил участок земли и в 1873 году выстроил на ней дом. На духовное состояние Рабиновича в это время повлияла также смерть младшей дочери в результате эпидемии холеры в 1872 году.

В это время Александр Цедербаум перевёл газету «гаМелиц» из Одессы в Санкт-Петербург, предложив Рабиновичу стать постоянным корреспондентом издания в Кишинёве. В 1878 году Рабинович выступал в печати со статьями об улучшении положения раввината и еврейского образования (как необходимых условиях для улучшения благосостояния всего еврейского народа), написанными с позиций движения еврейского просвещения (Хаскала); в статье (памфлете) «Сабри маранан верабанан» в газете «hаБокер Ор» (Утренний свет) призывал к всеобщему привлечению евреев с ранних лет к земледельческому труду. Вместе с доктором Левинтоном он создал городское общество по вспомоществлению еврейской бедноте в обработке земли, занимался улучшением условий синагогальной службы.

В начале 1880-х годов под впечатлением от прокатившейся по черте оседлости волны еврейских погромов, Рабинович увлёкся палестинофильством и с целью основания еврейской земледельческой колонии посетил Палестину, где был потрясён нищетой местного еврейского населения. В Иерусалиме он пришёл к выводу, что решением еврейского вопроса должно стать обращение евреев в христианство. В Бессарабию Рабинович вернулся с идеей создания национальной иудео-христианской религиозной общины на Юге России.

По возвращении в Кишинёв в 1883 году И. Д. Рабинович выпустил на иврите катехизис нового учения «Двенадцать тезисов веры» (по аналогии с «Принципами еврейской веры» Маймонида), в котором признавались основные догматы христианства в сочетании с отдельными традиционными еврейскими обрядами. Одновременно занялся образованием первой иудео-христианской общины в Российской империи, чьей целью было создание иудаизма нового типа, сближающего его с ранним христианством.

24 декабря 1884 года, с разрешения Министерства внутренних дел и при поддержке местного евангельского пастора Фалтина, И. Рабинович открыл в Кишинёве иудео-христианский молитвенный дом («Собрание израильтян Нового Завета»), служба в котором велась на идише. В последующие несколько месяцев он составил собственный распорядок канторской Субботней службы, сочетавший как еврейские, так и христианские элементы. Идея, однако, была враждебно воспринята городским еврейским населением и вскоре молитвенный дом был закрыт, а сам Рабинович 24 марта 1885 годa перешёл в протестанство.

На протяжении последующих нескольких лет Иосиф Рабинович продолжил заниматься миссионерской деятельностью, подвергаясь остракизму как в еврейской печати, так и со стороны православного духовенства города, которые не приняли его попытки совместить основные постулаты христианской веры с идеей избранности еврейского народа и неприятие им позднейших ритуалов христианских церквей как далёких духу раннего апостольского христианства.[1] В конце 1880-х годов отошёл от общественной деятельности и умер в 1899 году от малярии. «Некролог Иосифа Давидовича Рабиновича» (1899) написал философ В. С. Соловьёв, ещё в 1885 году посвятивший ему свою работу «Новозаветный Израиль».[2]

В конце 1960-х — начале 1970-х годов XX века в США вновь начали организовываться иудео-христианские общины, которые образовали новое религиозное движение в среде христианства — мессианский иудаизм.

Священник Александр Мень полагал, что проповедническая деятельность Рабиновича не имела смысла, потому что являла собой попытку ассимилировать еврейские массы.[3]

Литература

  • Кай Кьер-Хансен. "Иосиф Рабинович и мессианское движение". Издание миссионерской организации «Евангельское слово». СПб.: Russian Ministries Библия для всех, 1997.

Примечания

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация