Кук, Цви Иеhуда

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Add notice: From Wiki)
м (Замена текста — «Иехуд» на «Иеhуд»)
Строка 3: Строка 3:
   
   
-
'''Цви Иехуда Кук''' ([[1890]], [[Жеймели]] — [[1982]], [[Иерусалим]]), сын [[Кук, Авраам Ицхак|Авраама Ицхака Кука]] — глава [[иешива|иешивы]] [[Мерказ аРав]], один из крупнейших деятелей [[Религиозный сионизм|религиозного сионизма]], идеолог поселенческого движения. Оказал большое влияние на мировоззрение значительной части религиозной молодёжи Израиля.
+
'''Цви Иеhуда Кук''' ([[1890]], [[Жеймели]] — [[1982]], [[Иерусалим]]), сын [[Кук, Авраам Ицхак|Авраама Ицхака Кука]] — глава [[иешива|иешивы]] [[Мерказ аРав]], один из крупнейших деятелей [[Религиозный сионизм|религиозного сионизма]], идеолог поселенческого движения. Оказал большое влияние на мировоззрение значительной части религиозной молодёжи Израиля.
== Биография ==
== Биография ==
-
Рав Цви Иехуда родился в литовском городке [[Заумель]] у рава [[Кук, Авраам Ицхак|Авраама Ицхака Кука]] и его второй жены Рейзе-Ривки Рабинович-Теомим. Своё имя Цви Иехуда получил в честь деда по матери.
+
Рав Цви Иеhуда родился в литовском городке [[Заумель]] у рава [[Кук, Авраам Ицхак|Авраама Ицхака Кука]] и его второй жены Рейзе-Ривки Рабинович-Теомим. Своё имя Цви Иеhуда получил в честь деда по матери.
-
В [[1904]] репатриировался в [[Палестина|Палестину]], где его отец был назначен главным раввином [[Яффо]] и нового [[Ишув]]а. Его первым учителем [[Талмуд]]а был рав Реувен Готфрид — зять [[Саломон, Йоэль Моше|Йоэля Моше Саломона]] — одного из основателей [[Петах-Тиква|Петах-Тиквы]]. В [[1906]] поступил в [[иерусалим]]скую [[иешива|иешиву]] [[Эц-хаим]], где вскоре проявил себя как способный ученик и сблизился с главой иешивы, равом [[Эпштейном, Зерахом|Зерахом Эпштейном]]. Через некоторое время рав Цви Иехуда вернулся в Яффо, где помогал отцу и продолжал учёбу под его руководством. Здесь он особенно сблизился с р. [[Харлап, Яков Моше|Яковом Моше Харлапом]]. В [[1910 год]]у вместе с отцом создал иешиву [[Шаарей Тора]] и участвовал в редакции отцовской брошюры «Шевет аарец» о [[Шмита|Субботнем годе]].
+
В [[1904]] репатриировался в [[Палестина|Палестину]], где его отец был назначен главным раввином [[Яффо]] и нового [[Ишув]]а. Его первым учителем [[Талмуд]]а был рав Реувен Готфрид — зять [[Саломон, Йоэль Моше|Йоэля Моше Саломона]] — одного из основателей [[Петах-Тиква|Петах-Тиквы]]. В [[1906]] поступил в [[иерусалим]]скую [[иешива|иешиву]] [[Эц-хаим]], где вскоре проявил себя как способный ученик и сблизился с главой иешивы, равом [[Эпштейном, Зерахом|Зерахом Эпштейном]]. Через некоторое время рав Цви Иеhуда вернулся в Яффо, где помогал отцу и продолжал учёбу под его руководством. Здесь он особенно сблизился с р. [[Харлап, Яков Моше|Яковом Моше Харлапом]]. В [[1910 год]]у вместе с отцом создал иешиву [[Шаарей Тора]] и участвовал в редакции отцовской брошюры «Шевет аарец» о [[Шмита|Субботнем годе]].
-
Когда общественные дела стали занимать почти всё его свободное время и на изучение Торы почти не осталось времени, рав Цви Иехуда решил оставить отца на некоторое время. После неудавшейся попытки учиться в [[сефард]]ской иешиве [[Порат Йосеф]], он уезжает в немецкий город [[Гальберштадт]], где изучает Талмуд по традиционной системе (с толкованиями [[Раши]] и [[Тосфот]]). В Гальберштадте молодого раввина застала [[Первая мировая война]] и он был арестован как вражеский (русский) подданный. Однако вскоре рав Цви Иехуда был освобождён и присоединился к отцу в [[Швейцария|Швейцарии]].
+
Когда общественные дела стали занимать почти всё его свободное время и на изучение Торы почти не осталось времени, рав Цви Иеhуда решил оставить отца на некоторое время. После неудавшейся попытки учиться в [[сефард]]ской иешиве [[Порат Йосеф]], он уезжает в немецкий город [[Гальберштадт]], где изучает Талмуд по традиционной системе (с толкованиями [[Раши]] и [[Тосфот]]). В Гальберштадте молодого раввина застала [[Первая мировая война]] и он был арестован как вражеский (русский) подданный. Однако вскоре рав Цви Иеhуда был освобождён и присоединился к отцу в [[Швейцария|Швейцарии]].
-
После [[Британский мандат в Палестине|британского завоевания Палестины]] рав Цви Иехуда возвращается назад и в [[1920]] начинает преподавать в [[Яффо|Яффской]] школе. В [[1921]] начинает турне по Европе с целью развития новой отцовской затеи, организации «Дегель Йерушалаим». Во время этой поездки встречается и сближается с многими религиозными авторитетами европейского еврейства. В [[1922]] женится на Хаве Лее Хутнер, девушке из религиозной семьи, получившей также широкое образование. Был среди создателей иешивы [[Мерказ аРав]] в [[1923]] году и до [[1952]] был её духовным и административным директором. В [[1929]]—[[1933]] много занимался репатриацией в Палестину учеников иешив, оказавшихся на территории [[Советский Союз|Советского Союза]]. Начиная с [[1933]] года активно занимался редакцией и изданием сочинений своего отца. Создание Государства Израиль в 1948 году рав Цви Иехуда рассматривал как начало [[Мессия|мессианского]] избавления (''Атхальта деГеула'').
+
После [[Британский мандат в Палестине|британского завоевания Палестины]] рав Цви Иеhуда возвращается назад и в [[1920]] начинает преподавать в [[Яффо|Яффской]] школе. В [[1921]] начинает турне по Европе с целью развития новой отцовской затеи, организации «Дегель Йерушалаим». Во время этой поездки встречается и сближается с многими религиозными авторитетами европейского еврейства. В [[1922]] женится на Хаве Лее Хутнер, девушке из религиозной семьи, получившей также широкое образование. Был среди создателей иешивы [[Мерказ аРав]] в [[1923]] году и до [[1952]] был её духовным и административным директором. В [[1929]]—[[1933]] много занимался репатриацией в Палестину учеников иешив, оказавшихся на территории [[Советский Союз|Советского Союза]]. Начиная с [[1933]] года активно занимался редакцией и изданием сочинений своего отца. Создание Государства Израиль в 1948 году рав Цви Иеhуда рассматривал как начало [[Мессия|мессианского]] избавления (''Атхальта деГеула'').
В [[1952]] сменил рава Харлапа на должности главы иешивы. Его правой рукой был р. [[Раанан, Шалом Натан|Шалом Натан Раанан]] (1900–1972) — его [[шурин]]. В этот период число учеников иешивы стало стремительно расти за счёт выпускников школ [[Бней Акива]], которые в большом количестве открывались в то время во всех городах развития, куда прибывали новые репатрианты.
В [[1952]] сменил рава Харлапа на должности главы иешивы. Его правой рукой был р. [[Раанан, Шалом Натан|Шалом Натан Раанан]] (1900–1972) — его [[шурин]]. В этот период число учеников иешивы стало стремительно расти за счёт выпускников школ [[Бней Акива]], которые в большом количестве открывались в то время во всех городах развития, куда прибывали новые репатрианты.
== Общественная деятельность ==
== Общественная деятельность ==
-
Рав Цви Иехуда прививал своим ученикам тягу к углубленному изучению [[Тора|Торы]], в сочетании с участием во всех государственных системах — армии, политике, экономике. Вместе с этим, он неоднократно обращался к высшему военному и политическому руководству страны с призывом вести себя в соответствии с законами Торы и резко осуждал отклонение от их соблюдения.
+
Рав Цви Иеhуда прививал своим ученикам тягу к углубленному изучению [[Тора|Торы]], в сочетании с участием во всех государственных системах — армии, политике, экономике. Вместе с этим, он неоднократно обращался к высшему военному и политическому руководству страны с призывом вести себя в соответствии с законами Торы и резко осуждал отклонение от их соблюдения.
-
После [[1967]] года стал призывать израильское правительство заселять освобождённые территории вместо того, чтобы с их помощью торговаться с арабами. Его ученики были первыми, кто начал заселять заново [[Хеврон]], и создавать первые поселения в [[Самария|Самарии]]. Изначально р. Цви Иехуда боялся конфронтации с властями и не поддерживал идею заселения территорий без соответствующего разрешения правительства, однако в дальнейшем поддержал её и даже сам участвовал в демонстрациях, куда его привозил на своей машине [[Ариэль Шарон]]. В последние годы жизни принимал активное участие в политической жизни страны. Поддерживал [[Главный Раввинат Израиля]], на который постоянно покушались [[харедим]], был среди учредителей системы [[иешиват хесдер|иешивот хесдер]], призывал еврейство мира бороться за выезд евреев из СССР, для чего создал организацию «[[Эль Ами]]».
+
После [[1967]] года стал призывать израильское правительство заселять освобождённые территории вместо того, чтобы с их помощью торговаться с арабами. Его ученики были первыми, кто начал заселять заново [[Хеврон]], и создавать первые поселения в [[Самария|Самарии]]. Изначально р. Цви Иеhуда боялся конфронтации с властями и не поддерживал идею заселения территорий без соответствующего разрешения правительства, однако в дальнейшем поддержал её и даже сам участвовал в демонстрациях, куда его привозил на своей машине [[Ариэль Шарон]]. В последние годы жизни принимал активное участие в политической жизни страны. Поддерживал [[Главный Раввинат Израиля]], на который постоянно покушались [[харедим]], был среди учредителей системы [[иешиват хесдер|иешивот хесдер]], призывал еврейство мира бороться за выезд евреев из СССР, для чего создал организацию «[[Эль Ами]]».
-
В [[1982]] после продолжительной болезни рав Цви Иехуда скончался.
+
В [[1982]] после продолжительной болезни рав Цви Иеhуда скончался.

Версия 13:57, 10 марта 2010



Цви Иеhуда Кук (1890, Жеймели — 1982, Иерусалим), сын Авраама Ицхака Кука — глава иешивы Мерказ аРав, один из крупнейших деятелей религиозного сионизма, идеолог поселенческого движения. Оказал большое влияние на мировоззрение значительной части религиозной молодёжи Израиля.

Биография

Рав Цви Иеhуда родился в литовском городке Заумель у рава Авраама Ицхака Кука и его второй жены Рейзе-Ривки Рабинович-Теомим. Своё имя Цви Иеhуда получил в честь деда по матери.

В 1904 репатриировался в Палестину, где его отец был назначен главным раввином Яффо и нового Ишува. Его первым учителем Талмуда был рав Реувен Готфрид — зять Йоэля Моше Саломона — одного из основателей Петах-Тиквы. В 1906 поступил в иерусалимскую иешиву Эц-хаим, где вскоре проявил себя как способный ученик и сблизился с главой иешивы, равом Зерахом Эпштейном. Через некоторое время рав Цви Иеhуда вернулся в Яффо, где помогал отцу и продолжал учёбу под его руководством. Здесь он особенно сблизился с р. Яковом Моше Харлапом. В 1910 году вместе с отцом создал иешиву Шаарей Тора и участвовал в редакции отцовской брошюры «Шевет аарец» о Субботнем годе.

Когда общественные дела стали занимать почти всё его свободное время и на изучение Торы почти не осталось времени, рав Цви Иеhуда решил оставить отца на некоторое время. После неудавшейся попытки учиться в сефардской иешиве Порат Йосеф, он уезжает в немецкий город Гальберштадт, где изучает Талмуд по традиционной системе (с толкованиями Раши и Тосфот). В Гальберштадте молодого раввина застала Первая мировая война и он был арестован как вражеский (русский) подданный. Однако вскоре рав Цви Иеhуда был освобождён и присоединился к отцу в Швейцарии.

После британского завоевания Палестины рав Цви Иеhуда возвращается назад и в 1920 начинает преподавать в Яффской школе. В 1921 начинает турне по Европе с целью развития новой отцовской затеи, организации «Дегель Йерушалаим». Во время этой поездки встречается и сближается с многими религиозными авторитетами европейского еврейства. В 1922 женится на Хаве Лее Хутнер, девушке из религиозной семьи, получившей также широкое образование. Был среди создателей иешивы Мерказ аРав в 1923 году и до 1952 был её духовным и административным директором. В 1929—1933 много занимался репатриацией в Палестину учеников иешив, оказавшихся на территории Советского Союза. Начиная с 1933 года активно занимался редакцией и изданием сочинений своего отца. Создание Государства Израиль в 1948 году рав Цви Иеhуда рассматривал как начало мессианского избавления (Атхальта деГеула).

В 1952 сменил рава Харлапа на должности главы иешивы. Его правой рукой был р. Шалом Натан Раанан (1900–1972) — его шурин. В этот период число учеников иешивы стало стремительно расти за счёт выпускников школ Бней Акива, которые в большом количестве открывались в то время во всех городах развития, куда прибывали новые репатрианты.

Общественная деятельность

Рав Цви Иеhуда прививал своим ученикам тягу к углубленному изучению Торы, в сочетании с участием во всех государственных системах — армии, политике, экономике. Вместе с этим, он неоднократно обращался к высшему военному и политическому руководству страны с призывом вести себя в соответствии с законами Торы и резко осуждал отклонение от их соблюдения.

После 1967 года стал призывать израильское правительство заселять освобождённые территории вместо того, чтобы с их помощью торговаться с арабами. Его ученики были первыми, кто начал заселять заново Хеврон, и создавать первые поселения в Самарии. Изначально р. Цви Иеhуда боялся конфронтации с властями и не поддерживал идею заселения территорий без соответствующего разрешения правительства, однако в дальнейшем поддержал её и даже сам участвовал в демонстрациях, куда его привозил на своей машине Ариэль Шарон. В последние годы жизни принимал активное участие в политической жизни страны. Поддерживал Главный Раввинат Израиля, на который постоянно покушались харедим, был среди учредителей системы иешивот хесдер, призывал еврейство мира бороться за выезд евреев из СССР, для чего создал организацию «Эль Ами».

В 1982 после продолжительной болезни рав Цви Иеhуда скончался.



gl:Zvi Yehuda Kook


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках