Сионизм

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад)
(См. также)
Diamantbeins (Обсуждение | вклад)
Строка 301: Строка 301:
27 ноября 2007 года Эхуд Ольмерт и [[Махмуд Аббас]] согласились начать переговоры и прийти к окончательному соглашению по палестинскому государству к концу 2008 года. Но и эти планы окончились безрезультатно.
27 ноября 2007 года Эхуд Ольмерт и [[Махмуд Аббас]] согласились начать переговоры и прийти к окончательному соглашению по палестинскому государству к концу 2008 года. Но и эти планы окончились безрезультатно.
 +
 +
== Неосионизм и постсионизм ==
 +
После создания Израиля в 1948 г.,  когда первоначальные цели сионизма Герцеля были достигнуты, и особенно после Шестидневной войны 1967 г., когда пришло ощущение того, что Израиль прочно стоит на карте мира, и ему не грозит уничтожение, - возник вопрос в израильском обществе, что делать дальше, куда двигаться и как развиваться.
 +
Фактически, это был вопрос о нормализации - что делать чтобы стать нормальным государством, поскольку было ощущение, что Израиль все еще не является нормальным государством. Однако в вопросе о том, как проводить нормализацию, возникли два противоположных подхода – постсионизм и неосионизм.
 +
=== Постсионизм ===
 +
Постсионизм не был однородным движением
 +
Направление "постсионизм" заявило, что сионизм выполнил свою задачу и больше не нужен, его нужно убрать и превратиться в обычное государство. В связи с этим выдвигается идея перестать считать Израиль государством еврейского народа, объявить его в равной мере государством всех граждан и народов, его населяющих (каковыми, по мнению постсионизма, являются нормальные государства Запада), отменить сионистскую идеологию и просто жить спокойно, как живут все остальные.
 +
 +
В идеологию постсионизма часто входит изменение государственного гимна, флага и т.д., чтобы они отражали не еврейские ценности, а общие ценности всех, кто живет на территории Израиля, в том числе арабского населения.
 +
Эта идеология значительно продвинулась в израильском обществе и привела к процессу Осло (в котором планировалось передать палестинскому государству все территории, занятые в 1967 г., и тем самым "нормализоваться") и созданию Палестинской автономии. Но следствие этой реализации – начавшаяся волна террора, резкая антиизраильская пропаганда в палестинских средствах массовой информации, требующая уничтожения государства Израиля и изгнания евреев со всей территории Эрец-Исраэль, включая район Тель-Авива, который, по мнению палестинцев, тоже является палестинским городом - привело к тому, что большое число тех, кто первоначально поддерживал договор Осло, отошли от этого и от идеологии постсионизма. На сегодняшний момент идеология постсионизма пребывает в кризисе, поскольку попытка ее реализации привела к крушению надежд и иллюзий.
 +
=== Неосионизм ===
 +
Неосионизм выдвинул противоположное направление реализации – углубление еврейского характера Государства Израиль через связь со страной, реализацию еврейских идеалов и ценностей, усиление исторической связи.
 +
Неосионизм также не являлся однородным движением.
 +
Одним из основных движений внутри неосионизма было движение Гуш-Эмуним, которое стремилось к освоению исторических территорий  Эрец-Исраэль, прежде всего в Иудее и Самарии, строительству поселений и т.д. Результатом действий Гуш-Эмуним стали израильские поселения в Иудее и Самарии.
 +
Несколько позже и даже, скорее, в ответ на пропаганду и распространение постсионизма в среде израильской левой интеллигенции и ее продвижения в университетах, возникли другие движения неосионизма, например "Им тирцу", "Махон шалем". Некоторые направления возникали для противодействия конкретной политике Осло, как, например, "Зо арцейну", но это уже было политическим движением, в то время как "Им тирцу" и "Махон шалем" являются, скорее, идеологически движением.
== Примечания ==
== Примечания ==

Версия 13:55, 7 апреля 2013

Тип статьи: Регулярная статья
Дата создания: 12/12/2010


Сиони́зм (ивр. צִיּוֹנוּת‎, цийону́т — от названия горы Сион в Иерусалиме) — это еврейское национальное движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине — в Стране Израиля (Эрец-Исраэль), а также идеологическая концепция, на которой это движение основывается.[1][2]

Идеология сионизма объединяет различные по своей ориентации движения — от лево-социалистических до ортодоксально-религиозных. До Второй мировой войны и Холокоста сионизм был лишь одним из нескольких крупных политических движений еврейского народа (наряду с ратовавшим за культурную автономию рабочим движением Бунд и территориализмом), но после Холокоста он был поддержан абсолютным большинством еврейского народа.

Содержание

Происхождение и значение термина

Слово «сионизм» является производным от топонима Сион (ивр. צִיּוֹן‎ — Цион), при этом Земля Израиля (Эрец-Исраэль) нередко именовалась «дочерью Сиона», а еврейский народ — «сынами Сиона».

Со времени вавилонского пленения Сион стал для еврейского народа в диаспоре символом утраченной родины. В этом значении он часто упоминается в религиозных текстах и светской литературе: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе»  (Пс.136:1)[3]; «Сион, неужто ты не спросишь о судьбах узников твоих…» (Иехуда Галеви).

Во второй половине XIX века эта же семантика топонима была использована в названии палестинофильского движения «Ховевей Цион».

Сам термин «сионизм» был введён в употребление одним из ранних теоретиков сионизма, лидером ортодоксально-религиозного движения «Агудат Исраэль» и идишизма Натаном Бирнбаумом[4]. Впервые он появился в 1890 году на страницах редактировавшегося им журнала «Selbstemancipacion» (с мая 1893 года выходил с подзаголовком «Орган сионистов») как название «партии», которая, в противоположность чисто практической поселенческой программе «Ховевей Цион», стремилась бы обеспечить возвращение еврейского народа в Эрец-Исраэль политическими методами.

Тем не менее, до конца XIX века под сионизмом чаще имели в виду именно практическую деятельность, направленную на создание еврейских сельскохозяйственных поселений в Эрец-Исраэль.[1] В таком значении первоначально употреблял это слово Теодор Герцль. Лишь после Первого Сионистского конгресса, который принял Базельскую программу, соединившую «политический» и «практический» аспекты движения, с созданием Сионистской организации, в которую влилось большинство Ховевей Цион, термин приобрел современное значение.

В некоторых источниках сионизм оценивается как национально-освободительное движение еврейского народа в контексте европейских национально-освободительных движений XIX века.[5] В то же время, некоторые критики сионизма расценивают его как «форму расизма и расовой дискриминации».[6]

Ошибочное использование термина «сионизм»

Часто сионизмом ошибочно называют любое еврейское движение, имеющее национальный характер. Например, требование культурно-национальной автономии, образования еврейской автономии в Крыму, право на эмиграцию в другие страны, помимо Израиля, даже любую борьбу за равноправие евреев.

Термин «сионизм» используется также сторонниками конспирологической теории «жидо-масонского заговора» (см. Сионистское оккупационное правительство).

Цели и идеология

Зарождение сионизма

Предпосылки к возникновению

Предтечи сионизма

Стремление евреев в Сион

Среди евреев, живших в диаспоре, всегда было распространено сильное стремление возвратиться к Сиону. Сион, Земля Израиля и Иерусалим присутствовали в еврейской культуре и традиционных ритуалах как символы Родины.

С XII века на фоне преследования евреев в христианских странах возникло течение возвращения на древнюю Родину. В 1492 году этот поток пополнился еврейскими изгнанниками из Испании, которые основали еврейскую общину в городе Цфат.

В течение XVI века большие еврейские общины укоренились в Святой Земле в четырёх городах: Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии. В 1695 году Страну Израиля посетил географ и лингвист Адриани Риланди, который написал о своём путешествии книгу Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata. Он составил карту страны и произвёл перепись населения по населённым пунктам. По его наблюдениям, Палестина (Страна Израиля) была тогда малонаселённой. Большинство населения составляли евреи, почти все остальные — христиане, очень мало мусульман, в основном кочевники-бедуины. Население концентрировалось в основном в Иерусалиме, Хевроне, Цфате, Тверии и Газе. Единственным исключением был Шхем (Наблус), где преобладали мусульмане.[7][8]

В начале XVIII века была предпринята одна из самых значительных попыток репатриации из Европы и обновления еврейского национально-религиозного центра в Иерусалиме. Во главе этого движения стоял рабби Иехуда Хасид, прибывший в Иерусалим в 1700 году во главе около тысячи своих последователей из различных стран Европы. До их прибытия иерусалимская община насчитывала 1200 человек, в том числе 200 ашкеназов. Сам Иехуда Хасид, прибыв в страну, вскоре умер. Между его последователями и задолжавшей арабам ашкеназийской общиной Иерусалима возникли трения, а арабы-заимодавцы сожгли ашкеназийскую синагогу (1720) и изгнали евреев-ашкеназов из города. Долгое время после этих событий евреи, прибывавшие из Европы, селились главным образом в Хевроне, Цфате и Тверии.[9]

К 1880 году население Палестины достигло 450 тыс. человек, из которых 24 тыс. составляли евреи. Большинство евреев страны проживали в тех же четырёх городах. В Иерусалиме евреи составляли более половины всего 25-тысячного населения. в Цфате жили 4 тыс. евреев, в Тверии — 2,5 тыс., Яффе — 1 тыс., в Хевроне 800 человек и в Хайфе — 300. Иерусалим стал крупнейшим городом в стране.[9] Более старую часть еврейского населения страны составляла сефардская община, в которую влились выходцы из Северной Африки, Бухары, Ирана и других стран. Ашкеназийская община состояла главным образом из евреев Восточной Европы, которые делились на хасидов и их противников — прушим (митнагдим). Подавляющее большинство евреев строго исполняли заповеди веры и подчинялись авторитету раввинов. Евреям приходилось тяжело трудиться. Турецкие чиновники облагали их высокими налогами. Были созданы также фонды поддержки земляков по землячествам — халука.[9]

Поселенческая деятельность в XIX веке

Основные статьи: Ховевей Цион, Первая алия

Первые практические планы создания еврейского государства были изложены в книге рава Цви-Гирша Калишера «Требование Сиона» в 1860 году и в книге Мозеса Гесса «Рим и Иерусалим» в 1862 году. Эти труды привели в 1880-х годах к началу практического (поселенческого) сионизма, движению «Ховевей Цион» («Палестинофилы»).

Первая большая волна современной иммиграции, известная как Первая алия (ивр. עלייה‎), началась в 1881 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством от погромов в Восточной Европе.[10]

История

Основная статья: История Сионизма

Возникновение политического сионизма. Деятельность Т. Герцля (1897—1904)

Основателем политического сионизма — движения, которое ставило своей целью основание еврейского государства на земле Израиля, поднимая еврейский вопрос на международной арене, — считается Теодор (Беньямин-Зеэв) Герцль.[11][12] В 1896 году Герцль опубликовал свою книгу «Еврейское государство» (нем. Der Judenstaat), в которой изложил своё видение будущего еврейского государства. Уже в следующем году Герцль руководил первым Всемирным еврейским конгрессом в Базеле, где была основана Всемирная Сионистская Организация (ВСО).[13]

Становление и развитие движения (1904—1917)

Вторая алия (1904—1914 годы) началась после Кишинёвского погрома. Приблизительно 40 тысяч евреев поселилось в Палестине.[10] Большинство иммигрантов первой и второй алии были ортодоксальными евреями,[14] но вторая алия включала также и социалистов, основавших киббуцное движение.[15]

От Декларации Бальфура до Билтморской программы (1917-42)

Во время Первой мировой войны секретарь иностранных дел Великобритании Артур Бальфур издал документ, получивший впоследствии название Декларации Бальфура. В нём декларировалось, что Британия «смотрит положительно на основание в Палестине национального дома для еврейского народа».[16] Как следствие этого, еврейские добровольцы-сионисты сформировали еврейский легион, который оказал британским войскам помощь в завоевании Палестины.

В 1919—23 годах (Третья алия) в Палестину прибыли 40 тысяч евреев, в основном из Восточной Европы. Поселенцы этой волны были обучены сельскому хозяйству и могли развивать экономику. Несмотря на квоту иммиграции, установленную британскими властями, еврейское население выросло к концу этого периода до 90 тысяч. Болота Изреэльской долины и долины Хефер были осушены и земля сделана пригодной для сельского хозяйства. В этот период была основана федерация профсоюзов, Гистадрут.

Арабские протесты против еврейской иммиграции привели к Палестинским бунтам, и в 1920 году на основе еврейской организации самообороны hа-Шомер была сформирована новая еврейская военная организация — «Хагана» (на иврите «Оборона»).[17]

В 1922 году Лига Наций вручила Великобритании мандат на Палестину, объясняя это, кроме прочего, необходимостью «установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома».[18] Из-за Яффских бунтов в самом начале Мандата, Британия ограничила еврейскую иммиграцию и часть территории, планировавшаяся для еврейского государства, была отдана под образование Трансиордании.[19]

В то время страну населяли преимущественно арабы-мусульмане, однако самый крупный город, Иерусалим, был преимущественно еврейским.[20]

В 1924—29 годах (Четвёртая алия) в Палестину приехали 82 тысячи евреев, в основном в результате всплеска антисемитизма в Польше и Венгрии. Эта группа состояла во многом из семей среднего класса, которые переехали в растущие города, основав малые предприятия торговли и общественного питания и лёгкую промышленность. Впоследствии, однако, приблизительно 23 тысячи эмигрантов этой волны покинули страну.

Подъём нацистской идеологии в 1930-х годах в Германии привёл к Пятой алие, которая состояла в репатриации четверти миллиона евреев, спасавшихся от Гитлера. Этот период закончился Арабским восстанием 1936—39 годов и изданием Британией в 1939 году «Белой книги», которая фактически сводила на нет иммиграцию евреев в Палестину.

Борьба за создание еврейского государства (1940-48)

См. также статьи: Катастрофа европейского еврейства, Еврейские беженцы

Страны мира отказывались принимать евреев, спасавшихся от Холокоста, что вместе с запретом Великобритании на переселение в Палестину фактически означало смерть для миллионов. Для обхода запрета на иммиграцию в Палестину была создана подпольная организация «Моссад ле-Алия Бет», помогавшая евреям нелегально добраться до Палестины и спастись от гибели.[10]

По окончании Второй мировой войны, еврейское население Палестины составляло 33 % по сравнению с 11 % в 1922 году.[21][22]

После 1945 года Великобритания оказалась вовлечена в нарастающий конфликт с еврейским населением.[23] В 1947 году британское правительство заявило о своём желании отказаться от мандата на Палестину, аргументируя это тем, что оно не способно найти приемлемое решение для арабов и евреев.[24] Созданная незадолго до того Организация Объединённых Наций на Второй сессии своей Генеральной Ассамблеи 29 ноября 1947 года приняла план раздела Палестины (резолюция Генеральной ассамблеи ООН № 181). Иерусалим должен был стать международным городом (corpus separatum) под управлением ООН, чтобы не допустить конфликта по его статусу. Еврейский «Ишув» принял этот план[25], но Лига арабских государств и Высший арабский совет отвергли его[26].

Период становления и укрепления Государства Израиль (1948-67)

Давид Бен-Гурион провозглашает независимость Израиля 14 мая 1948 года под портретом Теодора Герцля

Еврейское государство было провозглашено 14 мая 1948 года, за один день до окончания британского мандата на Палестину.[27]

В качестве практической меры реализации сионистских идеалов был принят Закон о возвращении, который предусматривает право любого еврея, а также потомков до второго поколения приехать в Израиль и получить гражданство страны.

Согласно оценке ООН, в ходе Войны за независимость из Израиля бежали около 711 000 арабов. В то же время, свыше 800 000 евреев были в этот период изгнаны из арабских стран.[28] Тем не менее, только судьба арабских беженцев стала основным предметом разногласий в арабо-израильском конфликте.[29][30]

В качестве юридического выражения доктрины сионизма 5 июля 1950 года Кнессетом был принят Закон о возвращении, провозглашающий право каждого еврея репатриироваться в Государство Израиль.

В первые годы существования государства на политической арене Израиля доминировало движение социалистического сионизма (МАПАЙ), возглавляемое первым премьер-министром Израиля, Давидом Бен-Гурионом.[31][32] Эти годы были отмечены массовой иммиграцией евреев, выживших в Катастрофе и спасающихся от преследований в арабских странах. С 1948 по 1958 год население Израиля возросло с 800 000 до 2 000 000.[33] Большинство иммигрантов являлись беженцами и практически не имели при себе имущества. Они были размещены во временных палаточных лагерях, «маабарот». К 1952 году в подобных палаточных городках проживали свыше 200 000 иммигрантов. Необходимость решения этого кризиса заставила Бен-Гуриона пойти на подписание договора с ФРГ о репарациях, что вызвало массовые протесты евреев, возмущённых идеей сотрудничества с Германией.[34]

Современный период (после 1967)

Идеологические течения сионизма

В первой половине XX века в идеологии сионизма выделились несколько крупных течений, самыми заметными из которых являются социалистический сионизм, ревизионистский сионизм и религиозный сионизм.

Движение социалистического сионизма

См. также статью: Киббуц

Движение социалистического сионизма, доминировавшее с момента своего возникновения вплоть до конца 1970-х годов, полагало, что экономика еврейского государства должна строиться на принципах социализма. К этому направлению можно условно отнести и «предтеч и основателей» сионизма Мозеса Гесса и Теодора Герцля.

Основателем этого идеологического направления считается Нахман Сыркин, развивший идеи М. Гесса в статье «Еврейский вопрос и еврейское социалистическое государство» (1898 г.), в которой доказывал, что сионистское движение сможет добиться успеха лишь в том случае, если еврейское государство будет «основано на справедливости, разумном планировании и социальной солидарности».[1] Подобные взгляды исповедовали в диаспоре Цеирей Цион, в Эрец-Исраэль — члены hа-Поэл hа-цаир, видевшие в возвращении евреев в Эрец-Исраэль и их переходе к производительному труду прежде всего средства нравственного самосовершенствования народа и отдельных его представителей. Эти взгляды нашли отражение в работах А. Д. Гордона.

Другой теоретик социалистического сионизма, Бэр Борохов, пытался построить концепцию еврейского национального движения, основанного на марксистском историческом материализме. В отличие от Н. Сыркина, учение которого носило этико-утопический характер, Б. Борохов полагал, что «нормализация социальной структуры еврейского народа в результате переселения большей его части в Эрец-Исраэль создаст отсутствующие в диаспоре условия для развития классовой борьбы, итогом которой и станет возникновение независимого или автономного социалистического еврейского государства».[1] Идеями Б. Борохова руководствовались участники движения Поалей Цион.

Сторонники социалистического сионизма составили костяк второй и третьей алии; из их рядов вышли почти все лидеры ишува 1920-40-х гг., многие основатели Государства Израиль и его первые руководители.

Партия «МАПАЙ» (позже «Авода», потом «Исраэль Ахат»), возглавлявшаяся Бен-Гурионом и бывшая главным выразителем этой идеологии, с течением времени потеряла популярность и сама в значительной степени отошла от социалистической идеологии. Тем не менее, наследие идей социализма (как, например, киббуцы, государственный контроль над экономикой и важная роль профсоюзов) проявляется в Израиле до настоящего времени. Одной из ведущих социалистических партий в Израиле являлась партия МАПАМ (Объединённая рабочая партия), которая пыталась объединить марксизм-ленинизм и коммунистическую риторику с идеологией сионизма. Позже эта партия вошла в блок «Мерец-Яхад».

Движение «ревизионистов»

Основная статья: Ревизионистский сионизм

Идеологическое направление в сионизме, получившее название «ревизионизм» (имеется в виду, что сторонники этого идеологического направления в сионизме осуществили ревизию идеологии сионистов-социалистов, которая в начале XX века была господствующей в сионистском движении), основал и возглавил Владимир (Зеев) Жаботинский (1880—1940).

Согласно воззрениям сионистов-ревизионистов, экономика еврейского государства должна строиться исключительно на принципах свободного рынка. До середины XX века это направление в сионизме было второстепенным, но впоследствии влияние сионистов-ревизионистов значительно возросло, и представляющая это идеологическое течение партия «Херут» (позже «Ликуд») долгое время была одной из правящих партий Израиля.

Религиозный сионизм

Основная статья: Религиозный сионизм

Ещё одно идеологическое течение в сионизме, получившее название «религиозный сионизм», сформулировал раввин Авраам-Ицхак Кук (1865—1935), крупнейший религиозный авторитет начала XX века, бывший главным раввином Страны Израиля в 1921—1935 гг. Он считал, что сионизм не только не противоречит ортодоксальному иудаизму (как считали тогда многие, и до сих пор считают некоторые ультра-ортодоксальные раввины) — но наоборот, должен стать основой для возрождения иудаизма. Выразителем этой идеологии в течение многих лет являлась национально-религиозная партия «Мафдаль», позже вошедшее в состав блока «Ихуд а-Леуми» («Национальное единство»).

Развитие сионистской идеи после 1948 года

Постсионизм

Идеи постсионизма опираются на мнение некоторых израильских интеллектуалов из научных и околополитических кругов, о том, что сионизм выполнил свою главную идеологическую миссию. Поскольку Государство Израиль уже создано, сионистская идеология должна уйти со сцены. Теперь израильтяне, как все нации, которые в достаточной безопасности проживают в своих государствах, должны ставить перед собой «нормальные» цели, такие, как повышение уровня жизни и социального и культурного благосостояния населения.

Постсионизм — это ревизионистский подход, который не приемлет сионистский идеологический постулат создания Государства Израиль и не считает цель сионизма — еврейское демократическое государство — легитимной целью. То есть определение «еврейское» в постсионизме отпадает, речь идет всего лишь о ещё одном государстве, где есть евреи. И это сразу меняет всю картину и весь подход к жизни. Идея, собственно, не нова: утверждается, что для человечества проблемы национального самоопределения давно уже решены.

— Анна Азари, посол Израиля в России[35]

Явление постсионизма весьма сложно и не однопланово — это социальный и социологический процесс. Часто критики склонны ассоциировать постсионизм с антисионизмом.

Идеология и политика постсионизма: слово вместо силы, переговоры вместо противостояния, права человека вместо прав еврейского народа должны были привести к новому Ближнему Востоку. Воплощению идей постсионизма в жизнь в значительной мере препятствуют непрекращающиеся теракты по отношению к евреям и израильтянам вообще.

Отношение к сионизму

Солидарность с сионизмом среди неевреев

Понятие сионизма как политического движения образовалось в современном смысле в конце XIX века. Тем не менее, в виду различных причин не только евреи поддерживали и поддерживают эту идею.

«Мусульманский сионизм» — некоторые мусульманские общественные деятели сочувствуют идеям сионистского движения. Например, глава Исламской ассамблеи Италии, шейх Абдул Хади (Массимо Палацци) [36][37][38], и некоторые другие. Другие исламские деятели, публично высказывающиеся за сионистские идеи: Магди Аллам [39], Тауфик Хамид [40], Ташби Саиид[41] и некоторые другие.

1 января 2006 года в г. Ришон ле-Ционе создана общественная организация Татары за Израиль, выступающая в поддержку права государства Израиль на существование и ставящая своей целью содействие укреплению его безопасности и процветания.[42][43]

Христианский сионизм

Основная статья: Христианский сионизм

Некоторые христианские течения, например диспенсационалисты, видят в создании еврейского государства свершение библейских пророчеств.[44]

Критика и неприятие сионизма

Основная статья: Антисионизм

С самого начала существования сионистского движения у него появился ряд идеологических противников, последователи которых продолжают выступать против идеологии сионизма и после создания еврейского государства.

С понятием «антисионизм» связываются взгляды ряда религиозных групп, политических движений и общественных институтов, в том числе и еврейских, отвергающих и критикующих цели сионизма или методы их достижения.

Из-за разности видения сути сионизма, а именно «объединения и возрождения еврейского народа на его исторической родине», а также включения в понятие «сионизм» его критиками множества иных концепций (вплоть до теории всемирного заговора) «антисионизм» также имеет ряд определений:

  • Протест против существования суверенного еврейского национального образования на территории Израиля;
  • Протест против права евреев на самостоятельную политическую активность (в том числе и по религиозным мотивам);
  • Предпочтение политической (как правило, космополитической) или другой активности на благо еврейскому народу методам сионистского движения.

Негативное отношение к сионизму отдельных групп и идеологов антисионизма объясняется рядом различных мотивов:

  • протестом (внутри Израиля и за рубежом) против определения Израиля в качестве еврейского государства, которое порождает дискриминацию в отношении нееврейского населения;
  • отрицанием права на существование еврейского государства в наше время по религиозным мотивам некоторыми группами в ортодоксальном иудаизме;
  • политическими и/или расистскими (антисемитскими) мотивами.

Иногда возникает определённый синтез этих мотивов, как, например, у президента Ирана Махмуда Ахмадинежата, который занимает антиизраильскую позицию как из-за протеста против дискриминации палестинских арабов, так и по политическим причинам.

В наше время антисионизм выражается, главным образом, в антиизраильской позиции, которая часто характеризуется протестом против существования Израиля в качестве еврейского государства, либо против некоторых аспектов его внешней и внутренней политики. Подобную позицию разделяют также некоторые внутренние противники идеологии сионизма.

В ООН

В 1947 году Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию № 181, предусматривающую создание на территории Палестины двух государств — еврейского и арабского, обеспечив таким образом достижение основной цели сионизма.

11 мая 1949 года Государство Израиль было признано в качестве члена ООН.[45]

Однако 10 ноября 1975 года ХХХ сессия Генеральной Ассамблеи ООН усилиями СССР (при поддержке арабских и «неприсоединившихся» стран) приняла (72 голосами при 35 против и 32 воздержавшихся) Резолюцию 3379, которая квалифицировала сионизм как «форму расизма и расовой дискриминации».[6][46]

16 декабря 1991 года, по требованию Израиля (поставившего отмену резолюции 33/79 условием участия страны в Мадридской конференции) и США, эта резолюция была отменена резолюцией 46/86 Генеральной Ассамблеи ООН. За принятие резолюции проголосовало 111 государств, против — 25, воздержалось — 13 [47].

Вместе с тем, в декларации конференции ООН по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости (англ.), проходившей в Дурбане (ЮАР) в сентябре 2001 года, незадолго до начала интифады Аль-Акса, единственным народом, страдающим от оккупации, был назван палестинский народ.[48]

Атмосфера самой конференции и ее результаты вызвали неоднозначную реакцию в мире. Ряд источников назвал ее трибуной для выражения антисемитизма и ненависти к Израилю[49]. В результате, США и Израиль покинули конференцию в знак протеста против ее итоговой резолюции. Государственный секретарь США Колин Пауэлл, отказавшийся от участия в конференции[50], назвал язык, принятый на конференции, «чудовищным»[51]. В 2009 году «Джессика Ньюрайт, директор нью-йоркского офиса Верховного комиссара ООН по правам человека, признала […], что конференция 2001 года в Дурбане была омрачена актами антисемитизма, и пообещала, что Женевская конференция („Дурбан-2009“) не повторит этой ошибки»[52]. Тем не менее, оценив ситуацию накануне ее открытия, конференцию 2009 года решили бойкотировать такие страны, как Австралия, Канада, Германия, Израиль, Италия, Нидерланды, Новая Зеландия, Польша и США. Многие страны Европейского союза, включая Францию и Великобританию, в конечном счёте посетили конференцию, но послали делегации низкого уровня,[53], а Чехия её покинула.

В СССР

Отношение СССР к сионизму с течением времени менялось, но в целом всегда оставалось негативным: сионистская деятельность преследовалась властями, начиная с 1920-х, и вплоть до перестройки[54]. Соответственно, термин «сионист» имел отрицательное значение в СССР. Официально им обозначали придерживающихся идеологии крайнего национализма, шовинизма и расизма среди евреев[55][56]. На практике советские власти и рядовые антисемиты, как правило, его употребляли не по назначению, в нападках на евреев, от сионизма далёких.

При создании еврейского государства Советский Союз оказал активное содействие его признанию. Поддержка СССР, вероятно, была обусловлена расчетом советского руководства на то, что у власти в Израиле окажутся социалистические и коммунистические партии просоветской направленности.

В 1947 году СССР участвовал в подготовке резолюции № 181 Генеральной Ассамблеи ООН. Советский представитель А. А. Громыко на пленарном заседании 26 ноября решительно высказался за «вариант раздела Палестины на два самостоятельных демократических государства — арабское и еврейское».[57] В результате, 29 ноября 1947 года в ООН был принят план раздела Палестины.

17 мая 1948 года (через три дня после провозглашения) Советский Союз, первым среди всех стран мира, признал государство Израиль де-юре. США, несмотря на сильное еврейское лобби, тогда признали Израиль лишь де-факто (де-юре — в январе 1949 года). Первый министр иностранных дел Израиля Моше Шарет в первой официальной телеграмме Израиля в СССР выражал «глубокую признательность и уважение народа Израиля за стойкую позицию, занятую советской делегацией в ООН в поддержку образования независимого и суверенного еврейского государства».[58]

Во время Войны за независимость Израиля с арабскими странами СССР, при посредничестве Чехословакии, оказал Израилю помощь оружием, в том числе танками.

После активизации антисемитской кампании в СССР его отношение к Израилю резко ухудшилось и социалистические корни сионизма были забыты. Сионизм стал определяться официальной советской идеологией как «наиболее реакционная разновидность еврейского буржуазного национализма, получившая распространение в XX веке среди еврейского населения капиталистических стран, националистическая идеология и политика, выражающая интересы крупной еврейской буржуазии, тесно связанной с монополистической буржуазией империалистических государств. Основное содержание этой идеологии — воинствующий шовинизм, расизм, антикоммунизм и антисоветизм».

21 апреля 1983 был создан Антисионистский комитет советской общественности (АКСО). Его бессменным руководителем был дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник Давид Драгунский.

Советские критики сионизма подчёркивали, что сионизм изначально «был призван отвлечь еврейские трудящиеся массы от революционной борьбы, сохранить господство буржуазии над трудящимися».[55]

В Советской России и СССР в 1919—1989 годы преподавание иврита (за исключением немассового научного изучения на кафедрах востоковедения) было запрещено, многие преподаватели иврита были арестованы (например, будущий депутат Кнессета Юлий Эдельштейн[59]). Выезд евреев на постоянное место жительства в Израиль был крайне затруднён. Существовали т. н. «отказники», которые по тем или иным причинам получали отказ от властей на репатриацию в Израиль. После получения «отказа» многие лица теряли квалифицированную работу (инженеры, врачи и т. д.) и были вынуждены в течение длительного времени работать дворниками, истопниками и т. п.

В 1989 году в Москве Л. Городецким была создана «Сионистская организация» (ивр. אירגון ציוני‎, «Иргун Циони»). Организация занималась, главным образом, изучением иврита. Была открыта воскресная школа для детей (преподавались иврит и еврейская история), издавалась учебная литература, а также велась пропаганда, направленная на репатриацию советских евреев в Израиль.

С приходом к власти в СССР Горбачёва и под давлением правительства США (и лично президента Рейгана) были облегчены правила на эмиграцию из СССР. В 1989 году началась массовая репатриация из СССР в Израиль. Большую роль сыграл факт, что с октября 1989 в США был ограничен приём еврейских беженцев из СССР. Немало росту репатриации способствовали и проявления антисемитизма. Организация «Память» проводила в 1987—90 годах многочисленные акции против т. н. «жидо-масонского заговора». Весной 1990 года получили распространение провокационные, ничем не подтверждённые слухи о грядущих еврейских погромах.

Распад СССР, экономические и политические проблемы в странах СНГ привели к высокому уровню репатриации. В 1989—1990 годах в Израиль прибыло более 200 тыс. репатриантов из СССР. Всего за период «Большой Алии» в Израиль прибыло более миллиона евреев из СССР и СНГ.

Роль сионизма в арабо-израильском конфликте

Основные статьи: Арабо-израильский конфликт, Хронология арабо-израильского конфликта

Первые идеологи сионизма, в том числе и сам Герцль, не рассматривали арабский вопрос как существенный. Это было обусловленно, в частности, тем, что до начала сионистского движения в XIX веке арабское население страны казалось малочисленным. Так, например, Марк Твен, посетивший Святую землю в 1867 году, пишет «едешь часами, везде пусто и голо, нет ни дома, ни деревца, ни кустика…». Именно в это время возник лозунг сионистов «Земля без народа — для народа без земли».

После начала заселения Палестины евреями, в первую очередь европейскими, привезшими сюда свои знания и имущество, в ней явилась потребность в неквалифицированных кадрах, и арабы из соседних районов Османской империи также начали переезжать сюда.[60] В июле 1922 года, когда Лига Наций официально утвердила мандат на управление Палестиной, предоставленный британцам на международной конференции в Сан-Ремо двумя годами ранее, в стране проживали около 600 тысяч арабов и 80 тысяч евреев.[61]

С самого начала политического сионизма его основные идеологи провозгласили, что арабское население, которое в то время проживало в Палестине, должно получить все гражданские и политические права и стать национальным меньшинством в будущем государстве. В 1916 году глава Всемирной сионистской организации, Хаим Вейцман, заключил с шейхом Фейсалом, лидером арабского движения, соглашение о мире и добрососедстве. 14 мая 1948 года эти принципы были провозглашены в Декларации независимости Израиля.[62]

В конце февраля 1920 года арабы Палестины провели серию антиеврейских и антибританских демонстраций в городах и некоторых селах. В апреле 1920 года в Иерусалиме начались беспорядки; демонстранты нападали на евреев как внутри Старого города, так и за его пределами, неподалеку от Яффских ворот. Пять евреев были убиты и около двухсот ранены. В 1921 году арабы напали на еврейское гражданское население Яффы и некоторых других городов.[63] Около ста евреев было убито, более двухсот ранены.

После погромов в августе 1929 года в Иерусалиме, Хевроне, Цфате и других населенных пунктах, в ходе которых были убиты и ранены более пятисот евреев (порядок был восстановлен только благодаря прибытию английского военного подкрепления из Египта), Британия направила в Палестину Комиссию по расследованию. В отчете, поданном комиссией британскому правительству, утверждалось, что основной причиной «ненависти и вражды», которую арабы испытывают к евреям, является еврейская репатриация и приобретение сионистами арабских земель.[61]

В августе 1929 года арабские боевики напали на невооружённую еврейскую общину Хеврона, убили более 60 мужчин, женщин и детей и ранили остальных (раненые были вывезены британской полицией).[64] Еврейское население Хеврона, в котором евреи проживали непрерывно в течение почти трех тысяч лет, было полностью уничтожено, евреи смогли вернуться в свои дома в Хевроне только после занятия его израильской армией во время Шестидневной войны 1967 года.

В ходе погрома в Цфате 29 августа 1929 года погибло от 18 до 21 евреев и до 80 — было ранено.

Ситуация ещё более ухудшилась во время Второй мировой войны, ввиду поддержки некоторыми арабскими лидерами Гитлера и его действий по уничтожению европейского еврейства. Так, лидер палестинских арабов Амин аль-Хусейни приезжал с визитами к Гитлеру и публично благодарил его, как союзника арабов, за «борьбу с мировым еврейством».

В ходе войн произошёл исход арабского населения с территории нынешнего Израиля — некоторые источники склонны расценивать это как этническую чистку, палестинцы называют это словом «Накба» («катастрофа»)[65][66]

В ночь с 9-го на 10 апреля 1948 года отряды бойцов еврейских подпольных организаций «Эцель» и «Лехи» захватили палестинское село Дейр-Ясин, при этом были убиты десятки мирных жителей: по разным оценкам от 110 до 250 человек.[67][68] Бен-Гурион осудил убийства в Дейр-Яссин: «Эту кровавую бойню, порочащую имя каждого честного еврея, учинили гнусные раскольники и террористы». Тем не менее, руководители «Эцель» и «Лехи» Менахем Бегин и Ицхак Шамир занимали впоследствии пост премьер-министра Израиля, а один из непосредственных участников акции в Дейр-Ясин Иегуда Лапидот стал руководителем израильской спецслужбы Натив.

Многие источники перечисляют десятки случаев нападения и убийства со стороны вооружённых арабов на еврейское гражданское население.[69][70][71] В ответ на события в Дейр-Яссине арабские силы убили около 90 евреев — врачей, медсестёр и пациентов, направлявшихся в Иерусалим в больницу «Хадасса».[72]

В течение первых десятилетий существования еврейского государства арабские страны продолжали оспаривать легитимность его создания, а арабские националисты, возглавляемые Насером, продолжали призывать к его уничтожению.[73] В 1967 году Египет, Сирия и Иордания стянули свои войска к границам Израиля, изгнали миротворцев ООН и заблокировали вход израильским кораблям в Красное море и Суэцкий канал. На юге продолжались атаки боевиков-федаинов. В своём выступлении по радио Насер призвал арабские государства сбросить Израиль в море.[74] Эти действия стали для руководства Израиля поводом для превентивной атаки и начала войны (casus belli), вошедшей в историю под названием Шестидневная война.[75] В этой войне Израиль в считанные дни достиг убедительной победы, захватив Синайский полуостров, Сектор Газы, Западный Берег реки Иордан, Восточный Иерусалим и Голанские высоты. Зелёная черта 1949 года стала административной границей между Израилем и новыми территориями. Границы Иерусалима были расширены и на восточную часть города. Закон об Иерусалиме, принятый в 1980 году в очередной раз подтвердил границы города и вызвал международный спор о статусе Иерусалима.

Поражение арабских государств в 1967 году привело к росту арабского радикализма и терроризма — была активизирована деятельность ООП, целью которой было «вооружённая борьба, как единственный путь освобождения Родины».[76][77] В конце 1960-х — начале 1970-х палестинские террористы предприняли по всему миру первую волну атак на израильтян.

В 1978 году состоялся исторический визит в Израиль египетского президента Анвара Садата, который выступил перед Кнессетом. Это событие стало первым признанием государства Израиль со стороны главы арабского государства.[78] Два года спустя, в 1980 году, Анвар Садат и Менахем Бегин подписали Кемп-Девидское соглашение и Египетско-Израильский мирный договор,[79] по которому Израиль возвращал Египту Синайский полуостров и обязывался начать переговоры по созданию Палестинской автономии.

В 1994 году был подписан Израильско-Иорданский мирный договор, что сделало Иорданию второй арабской страной, нормализовавшей отношения с Израилем.[80]

В 2000 году премьер-министр Эхуд Барак вывел войска из Южного Ливана.

В 1987 году волна насилия на территории Палестинской автономии положила начало Первой интифаде (палестинскому восстанию против израильского управления).[81] В результате беспорядков за последующие шесть лет интифады были убиты более тысячи человек.[82] Во время Войны в Персидском заливе в 1991 году многие палестинские арабы и ООП поддерживали Саддама Хуссейна и приветствовали иракские ракетные атаки по Израилю.[83][84]

Файл:Bill Clinton, Yitzhak Rabin, Yasser Arafat at the White House 1993-09-13.jpg
Ицхак Рабин и Ясир Арафат пожимают руки, рядом с президентом Биллом Клинтоном, на подписании соглашений в Осло, 13 сентября 1993 года

После того, как в 1992 году премьер-министром Израиля стал Ицхак Рабин, Израиль продвигал политику компромисса с арабскими соседями.[85][86] Уже в 1993 году Шимон Перес и Махмуд Аббас подписали в Осло мирные соглашения, согласно которым Палестинская национальная администрация получало контроль над некоторыми областями Западного Берега и Сектором Газы.[87] В ответ ООП обязывалась признать право Израиля на существование и прекратить террористическую деятельность.[88]

Поддержка мирных соглашений израильским обществом пошла на спад после бойни в Пещере патриархов в Хевроне и началом атак террористов-смертников.[89]Шаблон:Мёртвая ссылка

В 2000 году премьер-министр Эхуд Барак проводил переговоры с Ясиром Арафатом в июле 2000 года на саммите в Кемп-Девиде при посредничестве президента США Билла Клинтона. На этом саммите Эхуд Барак предложил план создания палестинского государства на 97 % территории Западного Берега и Сектора Газы, однако Арафат отверг его.[90] После провала переговоров палестинские арабы начали Интифаду Аль-Аксы.

В 2001 году премьер-министром Израиля стал Ариэль Шарон. Во время своего пребывания в должности, он осуществил план одностороннего выхода из сектора Газы, в результате которого были разрушены десятки еврейских поселений и более 7 тысяч человек потеряли свои дома. Шарон также начал строительство Забора Безопасности между израильской территорией и Западным Берегом.[91]

27 ноября 2007 года Эхуд Ольмерт и Махмуд Аббас согласились начать переговоры и прийти к окончательному соглашению по палестинскому государству к концу 2008 года. Но и эти планы окончились безрезультатно.

Неосионизм и постсионизм

После создания Израиля в 1948 г., когда первоначальные цели сионизма Герцеля были достигнуты, и особенно после Шестидневной войны 1967 г., когда пришло ощущение того, что Израиль прочно стоит на карте мира, и ему не грозит уничтожение, - возник вопрос в израильском обществе, что делать дальше, куда двигаться и как развиваться. Фактически, это был вопрос о нормализации - что делать чтобы стать нормальным государством, поскольку было ощущение, что Израиль все еще не является нормальным государством. Однако в вопросе о том, как проводить нормализацию, возникли два противоположных подхода – постсионизм и неосионизм.

Постсионизм

Постсионизм не был однородным движением Направление "постсионизм" заявило, что сионизм выполнил свою задачу и больше не нужен, его нужно убрать и превратиться в обычное государство. В связи с этим выдвигается идея перестать считать Израиль государством еврейского народа, объявить его в равной мере государством всех граждан и народов, его населяющих (каковыми, по мнению постсионизма, являются нормальные государства Запада), отменить сионистскую идеологию и просто жить спокойно, как живут все остальные.

В идеологию постсионизма часто входит изменение государственного гимна, флага и т.д., чтобы они отражали не еврейские ценности, а общие ценности всех, кто живет на территории Израиля, в том числе арабского населения. Эта идеология значительно продвинулась в израильском обществе и привела к процессу Осло (в котором планировалось передать палестинскому государству все территории, занятые в 1967 г., и тем самым "нормализоваться") и созданию Палестинской автономии. Но следствие этой реализации – начавшаяся волна террора, резкая антиизраильская пропаганда в палестинских средствах массовой информации, требующая уничтожения государства Израиля и изгнания евреев со всей территории Эрец-Исраэль, включая район Тель-Авива, который, по мнению палестинцев, тоже является палестинским городом - привело к тому, что большое число тех, кто первоначально поддерживал договор Осло, отошли от этого и от идеологии постсионизма. На сегодняшний момент идеология постсионизма пребывает в кризисе, поскольку попытка ее реализации привела к крушению надежд и иллюзий.

Неосионизм

Неосионизм выдвинул противоположное направление реализации – углубление еврейского характера Государства Израиль через связь со страной, реализацию еврейских идеалов и ценностей, усиление исторической связи. Неосионизм также не являлся однородным движением. Одним из основных движений внутри неосионизма было движение Гуш-Эмуним, которое стремилось к освоению исторических территорий Эрец-Исраэль, прежде всего в Иудее и Самарии, строительству поселений и т.д. Результатом действий Гуш-Эмуним стали израильские поселения в Иудее и Самарии. Несколько позже и даже, скорее, в ответ на пропаганду и распространение постсионизма в среде израильской левой интеллигенции и ее продвижения в университетах, возникли другие движения неосионизма, например "Им тирцу", "Махон шалем". Некоторые направления возникали для противодействия конкретной политике Осло, как, например, "Зо арцейну", но это уже было политическим движением, в то время как "Им тирцу" и "Махон шалем" являются, скорее, идеологически движением.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Статья «Сионизм» в Электронной еврейской энциклопедии
  2. СИОНИЗМ
  3. в еврейской традиции Пс. 136:1
  4. Статья «Бирнбаум Натан» в Электронной еврейской энциклопедии
  5. Некоторые источники, где применяется термин «национально-освободительное движение»:
    • Статья «Сионизм» в Электронной еврейской энциклопедии
    • Zionism. Hutchinson Encyclopedia, twelfth edition (Helicon Publishing, 2001)
    • «Сионизм — современное национально-освободительное движение, корни которого восходят к библейским временам» (Rockaway, Robert. Zionism: The National Liberation Movement of The Jewish People, World Zionist Organization, January 21, 1975)
    • Shlomo Avineri. Zionism as a Movement of National Liberation, Hashgama department of the World Zionist Organization, December 12, 2003.
    • «Политический сионизм, национально-освободительное движение еврейского народа, возник в XIX веке в контексте либерального национализма, охватившего тогда Европу.» (Neuberger, Binyamin. Zionism — an Introduction, Israeli Ministry of Foreign Affairs, August 20, 2001)
    • Zionism: one of the earliest examples of a national liberation movement — письменное заявление Всемирного союза прогрессивного иудаизма в комиссию ООН по правам человека, сессия 60, пп. 5 и 9 предварительной повестки дня, 27 января 2004.
    • Avi Shlaim, A debate : Is Zionism today the real enemy of the Jews?, International Herald Tribune, February 4, 2005.
  6. 6,0 6,1 UN General Assembly Resolution 3379
  7. Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata
  8. A TOUR OF PALESTINE; THE YEAR IS 1695
  9. 9,0 9,1 9,2 Статья «Израиль. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк» в Электронной еврейской энциклопедии
  10. 10,0 10,1 10,2 Immigration (англ.). Jewish Virtual Library. The American-Israeli Cooperative Enterprise. Проверено 12 июля 2007. The source provides information on the First, Second, Third, Fourth, and Fifth Aliyot in their respective articles. The White Paper leading to Aliyah Bet is discussed here.
  11. Kornberg 1993 «How did Theodor Herzl, an assimilated German nationalist in the 1880s, suddenly in the 1890s become the founder of Zionism?»
  12. Herzl 1946, p. 11
  13. Chapter One: The Heralders of Zionism (англ.). Jewish Agency for Israel. Проверено 12 июля 2007.
  14. Stein 2003, p. 88
  15. Romano 2003, p. 30
  16. Balfour Declaration 1917 (англ.). The Avalon Project at Yale Law School. Yale University (2 ноября 1917). Проверено 7 июля 2008.
  17. Scharfstein 1996, p. 269. «During the First and Second Aliyot, there were many Arab attacks against Jewish settlements… In 1920, Hashomer was disbanded and Haganah („The Defense“) was established».
  18. League of Nations: The Mandate for Palestine, July 24, 1922 (англ.). Modern History Sourcebook. Fordham University (24 июля 1922). Проверено 5 июля 2008.
  19. Liebreich 2005, p. 34
  20. J. V. W. Shaw. A Survey of Palestine. Vol 1: Prepared in December 1945 and January 1946 for the Information of the Anglo-American Committee of Inquiry. Reprinted 1991 by The Institute for Palestine Studies, Washington, D.C. P. 148
  21. The Population of Palestine Prior to 1948 (англ.). MidEastWeb. Проверено 5 июля 2008.
  22. Population Statistics (англ.). Israeli - Palestinian ProCon.org. Проверено 7 июля 2008.
  23. Fraser 2004, p. 27
  24. Background Paper No. 47 (ST/DPI/SER.A/47). United Nations (20 апреля 1949). Проверено 31 июля 2007.
  25. History: Foreign Domination (англ.). МИД Израиля (1 октября 2006). Проверено 6 июля 2007.
  26. Bregman 2002, p. 40–1
  27. Part 3: Partition, War and Independence (англ.). The Mideast: A Century of Conflict. National Public Radio (2 октября 2002). Проверено 13 июля 2007.
  28. General Progress Report and Supplementary Report of the United Nations Conciliation Commission for Palestine, Covering the Period from 11 December 1949 to 23 October 1950. The United Nations Conciliation Commission (23 октября 1950). Проверено 13 июля 2007. (U.N. General Assembly Official Records, Fifth Session, Supplement No. 18, Document A/1367/Rev. 1)
  29. Stephen Van Evera. Nature of the Flashpoint. Center for International Studies. Massachusetts Institute of Technology. Проверено 11 сентября 2007.
  30. Reveron & Murer 2006
  31. Lustick 1988, pp. 37–9
  32. Israel (Labor Zionism). Country Studies. Library of Congress.
  33. Population, by Religion and Population Group. Israel Central Bureau of Statistics (2006). Проверено 7 августа 2007.
  34. Shindler 2002, pp. 49–50
  35. «Пусть XXI век станет веком мира»
  36. Геополитика.ru. Проверено 3 августа 2009.
  37. Дмитрий Радышевский. Ассенизатор ислама. Проверено 3 августа 2009.
  38. Неординарный мусульманин: шейх Абдул Хади Палацци. Проверено 3 августа 2009.
  39. Magdi Allam Viva Israele (Long Live Israel). — Mondadori, 2007. — ISBN 9788804567776
  40. About Dr. Hamid and His Mission. Проверено 3 августа 2009. (англ.)
  41. Stop Ahmadinejad Before It's Too Late. Проверено 3 августа 2009. (англ.)
  42. В Ришон ле-Ционе открылась общественная организация «Татары за Израиль»
  43. Заявление Международной Ассоциации «Татары за Израиль»
  44. см. en:Christian Zionism
  45. Two Hundred and Seventh Plenary Meeting. ООН (11 мая 1949). Проверено 23 июня 2008.
  46. резолюция
  47. 260 General Assembly Resolution 46-86- Revocation of Resolution 3379- 16 December 1991- and statement by President Herzog 16 Dec 1991, VOLUME 11-12: 1988—1992
  48. Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации (8 сентября 2001). — Принята на Всемирной конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, Дурбан, Южная Африка. Проверено 26 апреля 2009.
  49. Арч Паддингтон, УКОРЫ И УРОКИ ДУРБАНА журнал «Commentary», сентябрь 2001 года
  50. Колин Пауэлл бойкотирует конференцию по борьбе с расизмом
  51. Делегации США и Израиля отозваны из Дурбана, 04.09.2001
  52. ООН: «Дурбан-2» — торжество толерантности, а не фестиваль ненависти, 7 апреля 2009 г.
  53. Ravid, Barak. «Italy pulls out of Durban II over 'anti-Semitic' draft statement» Haaretz, 5 March 2009.
  54. Лейтман С. М. Жернова. — М.: ЭРА, 2001. — 268 с.: портр.
  55. 55,0 55,1 БСЭ, статья Сионизм
  56. Толковый словарь Ожегова, статья Сионист
  57. «Правда», 30 ноября 1947
  58. Хронограф. «Вокруг света» № 5-2008. С. 50
  59. Knesset Member, Yuli-Yoel Edelstein
  60. сто лет лжи и насилия
  61. 61,0 61,1 Статья «Государство Израиль. Израиль и палестинская проблема» в Электронной еврейской энциклопедии
  62. Статья «Декларация независимости Израиля» в Электронной еврейской энциклопедии
  63. Статья «Яффа» в Электронной еврейской энциклопедии
  64. Статья «Хеврон» в Электронной еврейской энциклопедии
  65. Би-би-си | В мире | В Израиле спорят об учебниках истории
  66. Арабы отмечают «День катастрофы»
  67. Deir Yassin: History of the Massacre
  68. Ури Мильштейн. Кровавый навет в Дейр-Ясине — черная книга
  69. Статья «Государство Израиль. Исторический очерк» в Электронной еврейской энциклопедии
  70. Статья «Государство Израиль. Еврейские поселения на контролируемых территориях» в Электронной еврейской энциклопедии
  71. Статья «Кфар-‘Эцион» в Электронной еврейской энциклопедии
  72. Статья «Война за независимость» в Электронной еврейской энциклопедии
  73. Encarta — Six-Day War
  74. Политэкономия: Шесть дней вечной войны
  75. Smith 2006, p. 126. «Nasser, the Egyptian president, decided to mass troops in the Sinai…casus belli by Israel».
  76. NYTimes — The Interregnum
  77. Israel Ministry of Foreign Affairs — The Palestinian National Covenant — July 1968
  78. Bregman 2002, pp. 171–4
  79. Bregman 2002, pp. 186–7
  80. Harkavy & Neuman 2001, p. 270
  81. Intifada. Microsoft Encarta (2007). Проверено 16 сентября 2007.
  82. Stone & Zenner 1994, p. 246. «Toward the end of 1991,… were the result of internal Palestinian terror».
  83. Clyde Haberman. After 4 Years, Intifada Still Smolders. The New York Times (9 декабря 1991). Проверено 28 марта 2008.
  84. Mowlana, Gerbner & Schiller 1992, p. 111
  85. Bregman 2002, p. 236
  86. From the End of the Cold War to 2001 (англ.). Boston College. Проверено 16 июля 2007.
  87. Declaration of Principles on Interim Self-Government Arrangements. U.S. Department of State (13 сентября 1993). Проверено 16 июля 2007.
  88. Israel-Palestine Liberation Organization letters of recognition
  89. Sources of Population Growth: Total Israeli Population and Settler Population, 1991—2003 (англ.). Settlements information. Foundation for Middle East Peace. Проверено 12 декабря 2007.
  90. Gelvin 2005, p. 240
  91. West Bank barrier route disputed, Israeli missile kills 2 (англ.). The Associated Press (via USA Today) (29 июля 2004). Проверено 16 июля 2007.

См. также

Ссылки


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация