Хол hа-Моэд (полупраздничные дни)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→Ссылки: оформление) |
м (→Законы холь hа‐моэд: дополнение) |
||
Строка 41: | Строка 41: | ||
В Устном Законе на хол hа-моэд распространяется установление: «Радуйся в праздники твои»<ref>Втор. 16:14</ref>. Принято в эти дни носить праздничную одежду, проводить время за праздничными трапезами, посещать друзей и т. д. | В Устном Законе на хол hа-моэд распространяется установление: «Радуйся в праздники твои»<ref>Втор. 16:14</ref>. Принято в эти дни носить праздничную одежду, проводить время за праздничными трапезами, посещать друзей и т. д. | ||
- | Согласно [[Мишна|Мишне]] | + | Согласно [[Мишна|Мишне]]<ref>МК. 1:3</ref>, в хол hа-моэд не заключают [[Брак|брачных]] союзов, в Талмуде этот обычай объясняют тем, что не следует смешивать две радости разной природы. Согласно другому мнению, свадьба — слишком хлопотная затея для дней хол hа-моэд. |
+ | |||
+ | В холь hа‐моэд '''не надевают [[тфиллин]]'''. | ||
=== Специальные службы === | === Специальные службы === | ||
- | В Субботу холь hа‐моэд Песаха читают [[Песнь Песней]], а Суккота — [[Книга Екклесиаста|Коhэлет (Книга Екклесиаста)]]. | + | В Субботу холь hа‐моэд Песаха после Торы читают [[Песнь Песней]], а Суккота — [[Книга Екклесиаста|Коhэлет (Книга Екклесиаста)]]. |
=== Отношение к работе в холь hа‐моэд === | === Отношение к работе в холь hа‐моэд === | ||
В [[Устный Закон|Устном Законе]] обязательные установления микр’аэй кодеш были распространены на хол hа-моэд: было постановлено и в эти дни избегать созидательного труда, но, в отличие от праздников и субботы, только некоторых его видов. | В [[Устный Закон|Устном Законе]] обязательные установления микр’аэй кодеш были распространены на хол hа-моэд: было постановлено и в эти дни избегать созидательного труда, но, в отличие от праздников и субботы, только некоторых его видов. | ||
Строка 54: | Строка 56: | ||
Менее важными днями чем «Холь hа-Моэд» считаются дни «[[Рош Ходеш]]» (начало месяца) тоже лучше не работать, так как этот праздник тоже выделен [[Тора|Торой]], но если надо, то работа в эти дни грехом не считается. | Менее важными днями чем «Холь hа-Моэд» считаются дни «[[Рош Ходеш]]» (начало месяца) тоже лучше не работать, так как этот праздник тоже выделен [[Тора|Торой]], но если надо, то работа в эти дни грехом не считается. | ||
+ | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references/> | <references/> |
Версия 10:29, 2 апреля 2013
Источник: | ||||||||
|
Хол hа-Моэд (ивр. חֹל [חוֹל] הַמּוֹעֵד - `будни праздника`) - промежуточные дни в Песах и Суккот, не обладающие статусом праздника, но и не будни.
Эти дни приходятся на 17—20 числа еврейского месяца Нисан. Поскольку в диаспоре праздники из Торы удваиваются, второй день Суккот и Песаха — В Земле Израиля является Холь hа-Моэд, а в диаспоре оказывается праздником (Йом тов).
Содержание |
В Пятикнижии
Библия не употребляет термин хол hа-моэд, однако в Пятикнижии[1] говорится о том, что хотя праздники Песах и Суккот должны продолжаться семь дней, только первый и последний из семи дней Песаха, а также первый день Суккот и день Шмини Ацерет, следующий за семью днями Суккот, определяются как микра’эй кодеш (`речения святые`); только в эти дни, как в субботу, предписывается не совершать созидательного труда (мелаха), а в хол hа-моэд нет запрета на труд.
В течение этих семи дней предписано совершать добавочное жертвоприношение — мусаф.
В Талмуде
Только в Талмуде промежуточные дни праздника Песах и Суккот получили название хулло шел моэд, или просто моэд.
Талмуд[2] рассказывает о том, как совершали жатву в хол hа-моэд на полях рава Хуны. Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в хол hа-моэд разрешено делать любую работу для нужд праздника, однако некоторые мудрецы придерживались иного мнения и вводили всяческие ограничения (МК. 13б).
В мидраше Псикта Де-Рав Кахана написано: «Дал Ты праздники народу Израиля, и вот они едят, и пьют, и радуются, и приходят в синагоги и в бет-мидраши и умножают молитвы и жертвоприношения», а как антитеза еврейскому празднику представлено было праздничное времяпрепровождение римлян.
Однако, по-видимому, благостный характер хол hа-моэд не всегда сохранялся. Так, один из амораев сетовал: «Был дан хол hа-моэд для еды и питья и изучения Торы, а эти едят, пьют и бесчинствуют»[3].
Хол hа-моэд посвящены трактаты Моэд Катан Мишны, Тосефты и Талмуда.
Законы холь hа‐моэд
В Устном Законе на хол hа-моэд распространяется установление: «Радуйся в праздники твои»[4]. Принято в эти дни носить праздничную одежду, проводить время за праздничными трапезами, посещать друзей и т. д.
Согласно Мишне[5], в хол hа-моэд не заключают брачных союзов, в Талмуде этот обычай объясняют тем, что не следует смешивать две радости разной природы. Согласно другому мнению, свадьба — слишком хлопотная затея для дней хол hа-моэд.
В холь hа‐моэд не надевают тфиллин.
Специальные службы
В Субботу холь hа‐моэд Песаха после Торы читают Песнь Песней, а Суккота — Коhэлет (Книга Екклесиаста).
Отношение к работе в холь hа‐моэд
В Устном Законе обязательные установления микр’аэй кодеш были распространены на хол hа-моэд: было постановлено и в эти дни избегать созидательного труда, но, в отличие от праздников и субботы, только некоторых его видов.
Какой вид труда можно совершать в хол hа-моэд, определяет принцип: «Всякое дело, которому потерянным быть [если не совершить работу], можно делать в хол hа-моэд, а то, которому не быть потерянным, не делают в хол hа-моэд»[6].
В холь hа‐моэд запрещены стирка, сельскохозяйственные работы, стрижка, торговые операции. Разрешённые же работы надо выполнять подчеркнуто непрофессионально. Например, зашивая одежду, не следует делать ровный и крепкий шов, как сделал бы портной[7].
Более святыми днями являются праздники Торы (в эти дни запрещена вся работа, кроме приготовления пищи или помощи больным) — Рош hа-Шана, Песах, Шавуот, Суккот, Шмини Ацерет и Симхат Тора. Во времена Храма, по крайней мере в один из трёх праздников года (Песах, Шавуот и Суккот), совершали паломничество в Иерусалим.
Менее важными днями чем «Холь hа-Моэд» считаются дни «Рош Ходеш» (начало месяца) тоже лучше не работать, так как этот праздник тоже выделен Торой, но если надо, то работа в эти дни грехом не считается.
Примечания
- ↑ Лев. 23:35–37, Чис. 28:17, 18, 29:12
- ↑ МК. 12б
- ↑ ТИ., МК. 2:3; 80а
- ↑ Втор. 16:14
- ↑ МК. 1:3
- ↑ Тос., МК. 1:11
- ↑ Шулхан Арух, Глава 102: Холь а-моэд
Ссылки
- Даты Еврейского года
- Past Perfect (англ.)
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Холь ха-моэд в ЭЕЭ
|
||
---|---|---|
Еврейские праздники
|
||
|
||
---|---|---|
Ритуалы | Сукка • Четыре растения (Лулав • Этрог • Хадасса • Арава) • Симхат Бейт ХаШоэйва | Файл:Sukkah Roofs.jpg |
Связанные дни | Холь ха-Моэд • Хошана Рабба • Шмини Ацерет • Симхат Тора |
|
|||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Седер |
|
||||||||
Агада |
|
||||||||
Пасхальная еда |
|
||||||||
Религиозная традиция |
|