Яффе, Мордехай бен-Авраам

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Яффе, Мордехай» в «Яффе, Мордехай бен-Авраам»: Стандартизация)
(Зрелые годы)
Строка 29: Строка 29:
Был главой [[йешивы]] до 1561 г., когда ввиду изгнания евреев из [[Прага|Праги]], отправился в [[Венеция|Венецию]]. Там он занялся изучением |астрономии (1561—1571) и  продолжил работу над книгой.  
Был главой [[йешивы]] до 1561 г., когда ввиду изгнания евреев из [[Прага|Праги]], отправился в [[Венеция|Венецию]]. Там он занялся изучением |астрономии (1561—1571) и  продолжил работу над книгой.  
-
Появление нового труда Каро — [[Шулхан арух]], который представлял собой сокращенную версию «Бейт Йосеф», заставило Яффе задуматься о необходимости собственного труда, но он пришел к убеждению, что книга будет полезна, поскольку включит законы, соблюдаемые ашкеназскими евреями Богемии. Однако, когда до него дошел слух, что и [[Иссерлес, Моше Бен Исраэль|Моше Иссерлес]] намеревается написать подобное сочинение, Яффе прекратил работу над своей книгой.  
+
Появление нового труда Каро — [[Шулхан арух]], который представлял собой сокращенную версию «Бейт Йосеф», заставило Яффе задуматься о необходимости собственного труда, но он пришел к убеждению, что книга будет полезна, поскольку включит законы, соблюдаемые [[ашкеназ]]скими евреями Богемии. Однако, когда до него дошел слух, что и [[Иссерлес, Моше Бен Исраэль|Моше Иссерлес]] намеревается написать подобное сочинение, Яффе прекратил работу над своей книгой.  
-
После десятилетнего пребывания в Италии Яффе переехал в Польшу, которая в этот период была одним из центров учености в еврейском мире. Там он
+
После десятилетнего пребывания в Италии Яффе переехал в Польшу, которая в этот период была одним из центров учености в еврейском мире. Там он в 1572 г. получил пост ''ав [[бейт-дин]]'' (глава еврейского суда) и стал главой [[йешивы]] в [[Гродно]]. В 1588 г. он был приглашен главой иешивы в [[Люблин]], где стал одним из главных руководителей [[Ваад четырех земель|Ваада четырех земель]]. Был среди тех, кто подписал ряд наиболее важных [[такканот]], введенных Ваадом.
-
В 1572 г. он стал получил пост ''ав [[бейт-дин]]'' (глава еврейского суда) и стал главой [[йешивы]] в [[Гродно]]. В 1588 г. он был приглашен главой иешивы в [[Люблин]], где стал одним из главных руководителей [[Ваад четырех земель|Ваада четырех земель]]. Был среди тех, кто подписал ряд наиболее важных [[такканот]], введенных Ваадом.
+
Был затем раввином в [[Кременец|Кременце]]. В 1592 г. он вернулся в Прагу, где стал главой [[бейт-дин]]а и главой йешивы, а в 1599 г. занял аналогичный пост в Познани. С 1599 года до смерти состоял главным раввином в [[Познань|Познани]].
-
 
+
-
Был затем раввином в [[Кременец|Кременце]]. В 1592 г. он вернулся в Прагу, где стал главой [[бейт-дин]]а и главой йешивы, а в 1599 г. занял аналогичный пост в Познани. С 1599 года до смерти состоял главным раввином в [[Познань|Познани]].  
+
== Вклад в еврейскую науку ==
== Вклад в еврейскую науку ==

Версия 17:09, 19 декабря 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Дата создания: 25/04/2011

Яффе, Мордехай бен-Авраам бен-Иосиф бен-Элиезер бен-Авраам (род. в Праге в 1533 г., ум. в Познани в 1612 г.) из Богемии — известнейший кодификатор и талмудический ученый, каббалист, руководитель общины. Потомок раввина Авраама из Богемии.

Содержание

Начало жизни

Отец его, раввин Авраам из Праги (а не р. Авраам из Богемии), умер в 1564 г., дал сыну разностороннее образование.

Мальчиком был послан в Польшу учиться у Шломо Лурии и Моше Иссерлеса. По-видимому, под влиянием Иссерлеса Яффе учился также астрономии и философии. Изучал каббалу под руководством р. Маттитии бен-Соломона Делакрута.

Спустя несколько лет вернулся в Прагу и в 1553 г. стал главой иешивы. Вскоре он увидел, что учеников иешивы интересовал прежде всего пилпул, так что они, по мнению Яффе, «превращали слово живого Бога в ложные, извращенные и дурные слова». Яффе решил как можно меньше времени проводить в обществе учеников и занялся самостоятельным творчеством.

В это время увидел свет труд Иосефа Каро «Бейт Йосеф» («Дом Иосефа», что, по словам Яффе, стало «причиной радости для всех, кто посвятил себя изучению Торы».

Вместе с тем Яффе считал, что «Бейт Йосеф» слишком длинен, поэтому начал писать сочинение «Левуш малхут» («Одеяние царства»). В этом труде он изложил законы в сокращенной форме, следуя принятому в «Бейт Йосеф» принципу опираться на труды Ицхака бен Яакова Алфаси, Маймонида и Ашера бен Иехиэля.

Зрелые годы

Был главой йешивы до 1561 г., когда ввиду изгнания евреев из Праги, отправился в Венецию. Там он занялся изучением |астрономии (1561—1571) и продолжил работу над книгой.

Появление нового труда Каро — Шулхан арух, который представлял собой сокращенную версию «Бейт Йосеф», заставило Яффе задуматься о необходимости собственного труда, но он пришел к убеждению, что книга будет полезна, поскольку включит законы, соблюдаемые ашкеназскими евреями Богемии. Однако, когда до него дошел слух, что и Моше Иссерлес намеревается написать подобное сочинение, Яффе прекратил работу над своей книгой.

После десятилетнего пребывания в Италии Яффе переехал в Польшу, которая в этот период была одним из центров учености в еврейском мире. Там он в 1572 г. получил пост ав бейт-дин (глава еврейского суда) и стал главой йешивы в Гродно. В 1588 г. он был приглашен главой иешивы в Люблин, где стал одним из главных руководителей Ваада четырех земель. Был среди тех, кто подписал ряд наиболее важных такканот, введенных Ваадом.

Был затем раввином в Кременце. В 1592 г. он вернулся в Прагу, где стал главой бейт-дина и главой йешивы, а в 1599 г. занял аналогичный пост в Познани. С 1599 года до смерти состоял главным раввином в Познани.

Вклад в еврейскую науку

Яффе — выдающийся представитель XVI в. — эпохи расцвета талмудической науки и пилпула, когда элементы каббалы и мистицизма все более и более стали овладевать еврейскими умами. Почти все современники Яффе увлекались каббалой, но ни один из них не решился до него внести ее элементы в кодификацию hалахи.

Часто Яффе мотивирует то или иное постановление каббалистическими тайнами, вера в которые y Яффе доходит до того, что он признает молитву к десяти сфирот, которую не только талмудисты вообще, но даже впоследствии хасидские вожди считали противоречащей монотеизму и иудаизму, не признающему посредника между Богом и человеком.

Местами Яффе обнаруживает грубое суеверие, которое он вводит в свой кодекс. Хотя уважение его к Маймониду безгранично, но нападок Маймонида на мистицизм он не принимает во внимание, так как «Маймонид впоследствии сам признал каббалу».

Яффе следует, главным образом, испанской каббале, в особенности р. Иосифу Гикатиле и р. Менахему Реканати. На каббалистическое сочинение «Rekanati» Яффе написал комментарий «Lebusch Or Jekarot».

Яффе признавал веру в переселение душ, но отвергает утверждение Ари и р. Хаиима Виталя, что душа человека иногда перевоплощается в растения и минералы. Наряду с верой в переселение душ, колдовство, в демонов и т. д., Яффе увлекался и метафизикой, и точными науками. Однако они, по его мнению, стоят, гораздо ниже Торы и каббалы, поэтому разрешается человеку заниматься науками лишь после того, как он основательно изучил Талмуд и кодексы.

Большое уважение Яффе питал к комментариям Раши, каждое слово которых заключает эзотерическое и экзотерическое значение.

Когда в 1578 г. в Кракове вышли в свет дополнения Моше Иссерлеса к Шулхан аруху, Яффе пришел к заключению, что эти дополнения, как и сам Шулхан арух, слишком кратки. Это побудило его возобновить работу на книгой, которая должна была стать «серединой между двумя крайностями»: слишком длинный «Бейт Йосеф», с одной стороны, и слишком краткие Шулхан арух и дополнения Иссерлеса — с другой.

«Левуш малхут» содержит десять разделов («одеяний»).

  • Первые пять посвящены законам, изложенным в «Бейт Йосеф»,
  • шестой представляет собой разъяснения к комментарию Раши,
  • седьмой содержит проповеди автора по поводу праздников и бракосочетаний,
  • восьмой — комментарий к «Наставнику колеблющихся» Маймонида,
  • девятый — комментарий к законам Маймонида о еврейском календаре и к астрономическому и географическому трактату Аврахама бар Хийи hа-Наси (1065?–1136?) «Цурат hа-арец» («Форма земли»),
  • десятый раздел представляет собой комментарий на каббалистический комментарий Менахема Реканати (XIII–XIV вв.) к Пятикнижию.

Три последних раздела Яффе называет также «раввинскими одеждами» и утверждает, что их следует изучать именно в таком порядке: «сначала философия, затем — астрономия, а затем — каббала». Яффе видел в каббале «корону, венчающую духовность», и вводил каббалистические элементы в hалахические разделы своего труда, хотя указывал при этом, что hалахот нельзя устанавливать, опираясь на каббалу.

Труд Яффе был опубликован в период между 1590 г. и 1604 г. издательствами Люблина, Праги и Кракова. Большинство галахических авторитетов подвергло его критике. Есть, однако, комментарий Элии Шапиро на первый раздел книги Яффе (Прага, конец XVII в.), который превозносит сочинение «Левуш малхут» и сообщает о всеобщем признании этой книги.

Сочинения

Труды Я. объединены одним заглавием «Lebusch» (намек на Эсф., 8, 15):

  • «Lebusch ha-Techelet»,
  • «Lebusch ha-Chur»,
  • «Lebusch Ateret Zahab»,
  • «Lebusch ha-buz we-ha-Argamon»
  • «Lebusch Ir Schuschan».

Все эти сочинения Яффе представляют кодекс в порядке Арбаа Турим; первый обнимает Тур Орах Хаиим до № 242, второй — Тур Орах-Хаиим с № 242 до конца, третий — Тур Иоре-Деа, четвертый — Тур Эбен га-Эзер и пятый — Тур Хошен га-Мишпат. Кодекс Я., отличающийся литературными достоинствами, сжатостью и ясностью, по своим качествам стоит гораздо выше Шулхан Аруха (Йосеф Каро) и Рамо, не говоря уже ο том, что каждый закон, каждое правило мотивируется исчерпывающим образом. Тем не менее, кодекс Я. почти не пользовался популярностью, быть может, из-за элементов каббалы и философии. Первый и второй тома вышли в Люблине в 1590 г., третий том — в Кракове в 1594, 4-й и 5-й тт. — в Кракове в 1598 и 1599 гг. (есть и пражское, и венецианское издания; библиограф. редкость);

  • «Lebusch Orah» — комментарий на комментарий Раши к Торе;
  • «Lebusch Simchah» — проповеди;
  • «Lebusch Jekarah» — на Реканати;
  • «Lebusch Eder ha-Jekar» — o календаре,
  • «Lebusch Pinnat Jikrat» — к Маймонидову «Moreh Nebuchim» (Люблин, 1594).

Последние три произведения Я. носят еще общее заглавие «Lebusch Or Jekarot».

Литература

  • Grätz, Gesch., евр. пер., т. VII;
  • Perles, Gesch. d. Juden in Posen, в Monatsschrift, XIII, 409—416;
  • S. A. Horodetzki, Rabbi Mordechai Jaffe, в Ha-Eschkol, III, 69—90 и в Le-Korot ha-Rabbanut, 1912;
  • J. E., VII, 58—60; И. Урысон, «Евр. старина», 1912, ΙV;
  • Α. Гаркави, «Историческая справка etc.» в «Восх.», 1894, III;
  • S. B. Nissenbaum, Le-Korot ha-Jehudim be-Lublin; Friedenstein, Ir Gibborim, 1880;
  • Eisenstadt-Winer, DK.

Источники и ссылки


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЯФФЕ Мордехай бен Аврахам в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация