Лурия Шломо бен Йехиэль (Маhаршал)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Kofman (Обсуждение | вклад)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(консолидация)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье
+
{{О_статье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 13: Строка 13:
|ДАТА СОЗДАНИЯ=05/12/2010
|ДАТА СОЗДАНИЯ=05/12/2010
}}
}}
-
'''ЛУРИЯ Шломо бен Иехиэль''' (Luria; родился, по-видимому, в 1510 г., Познань?, – умер в конце 1573, Люблин), законоучитель и комментатор Талмуда. Известен преимущественно как רַשַׁ"ל, Рашал, или מַהֲרְשַׁ"ל, Маhаршал — акроним словосочетания морену hа-рав Шломо Лурия.  
+
'''Лу́рия Шломо бен Йехиэль''' (Luria; родился, по-видимому, в 1510 г., Познань?, – умер в конце 1573, Люблин) - [[поским|законоучитель]] и комментатор [[Талмуд]]а.  
 +
Известен преимущественно как Рашал ({{lang-he|}} רַשַׁ"ל) или Маhаршал ({{lang-he|}} מַהֲרְשַׁ"ל) — акроним словосочетания "морену hа-рав Шломо Лурия".
 +
== Биография ==
 +
Осиротев в раннем детстве, Лурия воспитывался у деда по матери, эрудированного талмудиста Ицхака Клойбера. Позднее его занятиями руководил раввин города [[Острог]] и глава местной [[йешива|иешивы]] Калонимус бен Яков Хаберкастн, на дочери которого Лурия женился.
 +
Уже в молодости Лурия прославился ученостью, и многие [[раввин]]ы, в том числе и из-за рубежа, с той поры стали обращаться к нему за решением вопросов в области [[Галаха|Галахи]].
 +
В 1539 г. Лурия занимал пост раввина в [[Брест]]-Литовске, но, по некоторым сведениям, и до этого был раввином в разных общинах [[Литва|Литвы]]. В 1550 г. он был приглашен в Острог занять должность тестя, переселившегося в этот город. Затем переехал в [[Люблин]], где оставался до конца жизни, возглавлял основанную [[Шалом Шахна|Шаломом Шахной бен Иосефом]] йешиву.
-
 
+
Из-за разногласий с сыном последнего покинул эту иешиву и в 1567 г. основал с особого разрешения властей свою собственную иешиву, в которой вел преподавание по особой методике.
-
 
+
-
== Биография ==
+
-
Осиротев в раннем детстве, Лурия воспитывался у деда по матери, эрудированного талмудиста Ицхака Клойбера. Позднее его занятиями руководил раввин города Острог и глава местной иешивы Калонимус бен Яков Хаберкастн, на дочери которого Лурия женился.
+
-
 
+
-
Уже в молодости Лурия прославился ученостью, и многие раввины, в том числе и из-за рубежа, с той поры стали обращаться к нему за решением вопросов в области Галахи.
+
-
 
+
-
В 1539 г. Лурия занимал пост раввина в Брест-Литовске, но, по некоторым сведениям, [[Шахна, Шалом|Шаломом Шахной бен Иосефом]] иешиву. Из-за разногласий с сыном последнего покинул эту иешиву и в 1567 г. основал с особого разрешения властей свою собственную иешиву, в которой вел преподавание по особой методике.
+
== Методика Маhаршаля ==
== Методика Маhаршаля ==
-
Шломо Лурия выделялся уникальной для своего времени независимостью в толковании галахических постановлений и своеобразием методов критического сопоставления комментаторского и галахического материала с талмудическими источниками. Обнаруживая исключительную глубину мысли, он противился изощренной казуистике [[пилпуль|пилпуля]], распространенной в то время в иешивах Польши, особенно в иешиве Шалома Шахны. В своей иешиве Лурия применял пилпул лишь в педагогических целях. Его решения признавались большинством авторитетов, с которыми он переписывался и обменивался респонсами.  
+
Шломо Лурия выделялся уникальной для своего времени независимостью в толковании галахических постановлений и своеобразием методов критического сопоставления комментаторского и галахического материала с талмудическими источниками. Обнаруживая исключительную глубину мысли, он противился изощренной казуистике ''[[пилпуль|пилпуля]]'', распространенной в то время в йешивах Польши, особенно в иешиве Шалома Шахны. В своей иешиве Лурия применял пилпул лишь в педагогических целях. Его решения признавались большинством авторитетов, с которыми он переписывался и обменивался [[респонс]]ами.  
Однако необычайной твердостью в отстаивании своего мнения, резкими суждениями как о современниках, так и о предшественниках, а также публичным порицанием ученых-ригористов, которые, по его мнению, слишком строго толковали Галаху из корыстных побуждений, Лурия нажил много врагов.
Однако необычайной твердостью в отстаивании своего мнения, резкими суждениями как о современниках, так и о предшественниках, а также публичным порицанием ученых-ригористов, которые, по его мнению, слишком строго толковали Галаху из корыстных побуждений, Лурия нажил много врагов.
-
Не менее настойчиво Лурия выступал против конкретных решений проблем, приводимых И. Каро в его капитальном труде «Бет Иосеф» («Дом Иосефа», 1555), достоинства которого не отрицал, но отвергал метод автора, разрешавшего спорные вопросы по большинству голосов авторитетных кодификаторов и не считавшегося ни с мнением [[тосафот|тосафистов]], ни с толкованием более поздних ученых Германии и Франции. Сокращенную версию «Бет Иосеф» — кодекс [[Шулхан Арух ]]— Лурия вообще не упоминает, хотя едва ли мог не знать ее.  
+
Не менее настойчиво Лурия выступал против конкретных решений проблем, приводимых [[Йосеф Каро|Йосефом Каро]] в его капитальном труде «[[Бет Иосеф]]» («Дом Иосефа», 1555), достоинства которого не отрицал, но отвергал метод автора, разрешавшего спорные вопросы по большинству голосов авторитетных кодификаторов и не считавшегося ни с мнением [[тосафот|тосафистов]], ни с толкованием более поздних ученых Германии и Франции. Сокращенную версию «Бет Иосеф» — кодекс [[Шулхан Арух ]]— Лурия вообще не упоминает, хотя едва ли мог не знать ее.  
 +
== Труды ==
 +
Огромная эрудиция и широта интересов Лурии отразились в составленных им глоссах, комментариях и уточнениях текста к первым тогда печатным изданиям Талмуда, в исследованиях постановлений галахических сводов (от [[Маймонид]]а до [[Каро, Йосеф|Йосефа Каро]]), вопросов литургии, проблем иврита и каббалы, к которой он склонялся.
-
 
-
== Труды ==
 
-
Огромная эрудиция и широта интересов Лурии отразились в составленных им глоссах, комментариях и уточнениях текста к первым тогда печатным изданиям Талмуда, в исследованиях постановлений галахических сводов (от [[Маймонид|Маймонида]] до [[Каро, Йосеф|И. Каро]]), вопросов литургии, проблем иврита и каббалы, к которой он склонялся.
 
Лурия был ярым противником изучения философии и ожесточенно спорил об этом со своим свояком [[Иссерлес, Моше|Моше Иссерлесом]], с которым, впрочем, очень дружил.
Лурия был ярым противником изучения философии и ожесточенно спорил об этом со своим свояком [[Иссерлес, Моше|Моше Иссерлесом]], с которым, впрочем, очень дружил.
-
Из трудов Лурии до нас дошли: «Ям шел Шломо» («Соломоново море»), задуманный как свод всего галахического материала Вавилонского Талмуда, но после выхода в свет «Бет Иосеф» Лурия придал ему форму комментариев ко многим трактатам Талмуда (издан в 1616–18 гг.); «Хохмат Шломо» («Соломонова мудрость», 1582 г. или 1587 г.) — глоссы и краткие примечания к тексту Талмуда; «Аммудей Шломо» («Соломоновы столпы», 1600) — комментарии к «Сефер мицвот гадол» («Большая книга заповедей») Моше бен Я‘акова из Куси; «Иери‘от Шломо» («Соломоновы завесы», 1609) — глоссы на комментарии Раши к Пятикнижию и комментарии Э. Мизрахи к этому труду; «Атерет Шломо» («Соломонов венец», 1599) — комментарии к книге «Ша‘арей Дура» («Врата Дюрена», 1539) Ицхака бен Меира из Дюрена (вторая половина 13 в.); «Респонсы» (1574–75), содержащие также ценные сведения о культурной и общинной жизни польского и литовского еврейства 16 в., статусе раввината и его моральном уровне, а также хронологические данные о еврейских ученых 10–14 вв.
+
Из трудов Лурии до нас дошли: «Ям шел [[Шломо]]» («Соломоново море»), задуманный как свод всего галахического материала Вавилонского [[Талмуд]]а, но после выхода в свет «[[Бет Иосеф]]» Лурия придал ему форму комментариев ко многим трактатам Талмуда (издан в 1616–18 гг.); «Хохмат Шломо» («Соломонова мудрость», 1582 г. или 1587 г.) — глоссы и краткие примечания к тексту Талмуда; «Аммудей Шломо» («Соломоновы столпы», 1600) — комментарии к «Сефер мицвот гадол» («Большая книга заповедей») [[Моше Бен Яаков Из Куси|Моше бен Яакова из Куси]]; «Иериот Шломо» («Соломоновы завесы», 1609) — глоссы на комментарии [[Раши]] к Торе и комментарии [[Мизрахи, Элияху|Э. Мизрахи]] к этому труду; «Атерет Шломо» («Соломонов венец», 1599) — комментарии к книге «Шаарей Дура» («Врата Дюрена», 1539) Ицхака бен Меира из Дюрена (вторая половина 13 в.); «Респонсы» (1574–75), содержащие также ценные сведения о культурной и общинной жизни польского и литовского еврейства 16 в., статусе раввината и его моральном уровне, а также хронологические данные о еврейских ученых 10–14 вв.  
-
 
+
-
Среди многочисленных учеников Лурии особую известность получили М. Яффе и видный посек [[Фалк, Йеhошуа|Йеhошуа Фалк ]](1555–1614).
+
 +
Среди многочисленных учеников Лурии особую известность получили [[Яффе, Мордехай Бен Аврахам|Мордехай Яффе]] и видный [[посек]] [[Фалк, Йеhошуа|Йеhошуа Фалк]](1555–1614).
== Источники ==
== Источники ==
-
 
+
{{ElevenCopyRight|12512|ЛУРИЯ Шломо бен Иехиэль}}
-
[http://www.eleven.co.il/article/12512 Статья о Маhаршале в Электронной Еврейской Энциклопедии]
+
[[Категория:Категории для дальнейшего уточнения:Гаоны:Ришоним:Ахроним]]

Версия 19:16, 2 октября 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Дата создания: 05/12/2010

Лу́рия Шломо бен Йехиэль (Luria; родился, по-видимому, в 1510 г., Познань?, – умер в конце 1573, Люблин) - законоучитель и комментатор Талмуда.

Известен преимущественно как Рашал (ивр. ‎ רַשַׁ"ל) или Маhаршал (ивр. ‎ מַהֲרְשַׁ"ל) — акроним словосочетания "морену hа-рав Шломо Лурия".

Содержание

Биография

Осиротев в раннем детстве, Лурия воспитывался у деда по матери, эрудированного талмудиста Ицхака Клойбера. Позднее его занятиями руководил раввин города Острог и глава местной иешивы Калонимус бен Яков Хаберкастн, на дочери которого Лурия женился.

Уже в молодости Лурия прославился ученостью, и многие раввины, в том числе и из-за рубежа, с той поры стали обращаться к нему за решением вопросов в области Галахи.

В 1539 г. Лурия занимал пост раввина в Брест-Литовске, но, по некоторым сведениям, и до этого был раввином в разных общинах Литвы. В 1550 г. он был приглашен в Острог занять должность тестя, переселившегося в этот город. Затем переехал в Люблин, где оставался до конца жизни, возглавлял основанную Шаломом Шахной бен Иосефом йешиву.

Из-за разногласий с сыном последнего покинул эту иешиву и в 1567 г. основал с особого разрешения властей свою собственную иешиву, в которой вел преподавание по особой методике.

Методика Маhаршаля

Шломо Лурия выделялся уникальной для своего времени независимостью в толковании галахических постановлений и своеобразием методов критического сопоставления комментаторского и галахического материала с талмудическими источниками. Обнаруживая исключительную глубину мысли, он противился изощренной казуистике пилпуля, распространенной в то время в йешивах Польши, особенно в иешиве Шалома Шахны. В своей иешиве Лурия применял пилпул лишь в педагогических целях. Его решения признавались большинством авторитетов, с которыми он переписывался и обменивался респонсами.

Однако необычайной твердостью в отстаивании своего мнения, резкими суждениями как о современниках, так и о предшественниках, а также публичным порицанием ученых-ригористов, которые, по его мнению, слишком строго толковали Галаху из корыстных побуждений, Лурия нажил много врагов.

Не менее настойчиво Лурия выступал против конкретных решений проблем, приводимых Йосефом Каро в его капитальном труде «Бет Иосеф» («Дом Иосефа», 1555), достоинства которого не отрицал, но отвергал метод автора, разрешавшего спорные вопросы по большинству голосов авторитетных кодификаторов и не считавшегося ни с мнением тосафистов, ни с толкованием более поздних ученых Германии и Франции. Сокращенную версию «Бет Иосеф» — кодекс Шулхан Арух — Лурия вообще не упоминает, хотя едва ли мог не знать ее.

Труды

Огромная эрудиция и широта интересов Лурии отразились в составленных им глоссах, комментариях и уточнениях текста к первым тогда печатным изданиям Талмуда, в исследованиях постановлений галахических сводов (от Маймонида до Йосефа Каро), вопросов литургии, проблем иврита и каббалы, к которой он склонялся.

Лурия был ярым противником изучения философии и ожесточенно спорил об этом со своим свояком Моше Иссерлесом, с которым, впрочем, очень дружил.

Из трудов Лурии до нас дошли: «Ям шел Шломо» («Соломоново море»), задуманный как свод всего галахического материала Вавилонского Талмуда, но после выхода в свет «Бет Иосеф» Лурия придал ему форму комментариев ко многим трактатам Талмуда (издан в 1616–18 гг.); «Хохмат Шломо» («Соломонова мудрость», 1582 г. или 1587 г.) — глоссы и краткие примечания к тексту Талмуда; «Аммудей Шломо» («Соломоновы столпы», 1600) — комментарии к «Сефер мицвот гадол» («Большая книга заповедей») Моше бен Яакова из Куси; «Иериот Шломо» («Соломоновы завесы», 1609) — глоссы на комментарии Раши к Торе и комментарии Э. Мизрахи к этому труду; «Атерет Шломо» («Соломонов венец», 1599) — комментарии к книге «Шаарей Дура» («Врата Дюрена», 1539) Ицхака бен Меира из Дюрена (вторая половина 13 в.); «Респонсы» (1574–75), содержащие также ценные сведения о культурной и общинной жизни польского и литовского еврейства 16 в., статусе раввината и его моральном уровне, а также хронологические данные о еврейских ученых 10–14 вв.

Среди многочисленных учеников Лурии особую известность получили Мордехай Яффе и видный посек Йеhошуа Фалк(1555–1614).

Источники

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛУРИЯ Шломо бен Иехиэль в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация