Великобритания (История евреев Великобритании)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
|||
Строка 93: | Строка 93: | ||
{{Европа по темам 2|Иудаизм|цвет=Иудаизм}} | {{Европа по темам 2|Иудаизм|цвет=Иудаизм}} | ||
- | + | {{WikiCopyRight}} | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
Строка 103: | Строка 100: | ||
{{checked_final}} | {{checked_final}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | <!-- | ||
+ | |||
+ | [[Файл: 10872_L.jpg|thumb|250px|left|[[Великобритания]] Прибытие еврейских эмигрантов в Великобританию. Рисунок с фотографии начала 20 в. Еврейская энциклопедия (СПб.]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Великобритания'''. Евреи поселились в Великобритании позже, чем в большинстве других европейских стран. Они прибыли сюда, по-видимому, в 11 в., главным образом из Северной Франции. Небольшое число евреев прибыло из Германии, Италии и Испании, а один или два — из России и мусульманских стран. К середине 12 в. в большинстве крупных английских городов существовали еврейские [[Община Еврейская|общины]]. К этому же веку относятся первые проявления [[Антисемитизм|антисемитизма]] в Великобритании. | ||
+ | |||
+ | Первый известный случай [[Кровавый Навет|кровавого навета]] произошел в 1144 гг. в Норвиче, а за ним последовали несколько таких наветов и в других местах. Несмотря на усиление антисемитских тенденций, еврейское население Англии продолжало увеличиваться. Учитывая важную роль, которую играли евреи в экономической жизни страны, некоторые короли предоставляли евреям защиту (хотя далеко не всегда действенную) от черни и феодалов, однако евреи и их имущество были объявлены собственностью короля. | ||
+ | |||
+ | Относительно спокойное существование евреев Великобритании пришло к концу под влиянием чувств, вызванных в христианском населении [[Крестовые Походы|крестовым походом]] Ричарда I. Во время его коронации [[Кварталы Еврейские|еврейский квартал]] в [[Лондон|Лондоне]] был разграблен и многие евреи убиты (сентябрь 1189 г.). Весной следующего года волна еврейских [[Погромы|погромов]] прокатилась по всей стране. В Йорке почти все евреи во главе с Иом Тов бен Ицхаком из Жуаньи покончили с собой, а остальные были уничтожены погромщиками (16–17 марта 1190 г.). Еврейские общины Великобритании долго не могли оправиться от этого удара. | ||
+ | |||
+ | Церковные постановления, направленные против евреев, применялись в Англии очень сурово. Во время так называемой Баронской войны (1263–67) еврейские общины были ограблены, многие евреи убиты. 18 июля 1290 г. Эдуард I издал указ об изгнании евреев из Великобритании. Большинство евреев-беженцев направилось во Францию, Фландрию и Германию. Число евреев в Великобритании до этого изгнания, по-видимому, не превышало четырех тысяч. Изгнание евреев из Великобритании, первое в истории средневековых изгнаний, было осуществлено более основательно, чем в какой-либо другой стране Европы. | ||
+ | |||
+ | При Генрихе VIII и Эдуарде VI в Лондоне образовалась небольшая община [[Марраны|марранов]], но при вступлении на престол Марии Тюдор (1553) она распалась. В правление Елизаветы в Лондоне и Бристоле вновь несколько лет существовала полулегальная конгрегация марранов. Один из ее членов, Родриго Лопес, был медиком королевы (казнен в 1594 г.). В 1609 г. и эта конгрегация распалась, но к середине 17 в. в Лондоне возникла новая колония марранов. Экономическое возрождение Великобритании при Кромвеле и его антииспанская политика создали более благоприятную атмосферу для купцов-марранов. | ||
+ | |||
+ | В 1655 г. амстердамский раввин [[Менашше|Менашше бен Исраэль]] прибыл в Великобританию с целью получить разрешение на возвращение в страну евреев. Хотя ему не удалось добиться своей цели, практически переселение евреев в Англию встречало все меньше и меньше препятствий. В 1664 г. еврейская община получила от короля официальное обещание защиты, а в 1673 г. — гарантию свободы богослужения. Законность исповедания [[Иудаизм|иудаизма]] в Великобритании была косвенно признана парламентом в 1698 г. Община стала расти, главным образом благодаря иммиграции евреев из Амстердама, а также из Испании и Португалии. Высший слой общины состоял из маклеров и купцов, занимавшихся внешней торговлей. | ||
+ | |||
+ | За сефардскими иммигрантами последовал поток ашкеназских евреев, главным образом из Амстердама и Гамбурга, затем из других частей Германии, а еще позже — из Восточной Европы. Около 1690 г. в Лондоне была создана небольшая ашкеназская община. С 1760 г. время от времени собирался «наблюдательный комитет», состоявший из представителей [[Ашкеназы|ашкеназов]] и [[Сефарды|сефардов]] и рассматривавший вопросы, представлявшие общий интерес. Постепенно он превратился в Лондонский совет депутатов британских евреев (см. [[Борд Оф Депьютиз|Борд оф депьютиз]]), в который вошли также представители провинциальных конгрегаций. | ||
+ | |||
+ | После наполеоновских войн некоторые ашкеназские семьи ([[Голдсмид|Голдсмиды]], [[Ротшильд|Ротшильды]] и другие) стали играть важную роль в экономике и общественной жизни Великобритании. После эмансипации католиков (1829) началось движение за предоставление евреям тех же прав, что и католикам. В 1868 г. [[Дизраэли, Бенджамин|Бенджамин Дизраэли]], крещеный еврей, гордившийся своим еврейским происхождением, стал премьер-министром Великобритании. Это назначение во многом способствовало улучшению общественного и политического положения евреев Великобритании. | ||
+ | |||
+ | К 1890 г. были ликвидированы все религиозные ограничения при получении должностей и титулов, и евреи стали полностью равноправными английскими гражданами. В течение 19 в. английское еврейство начало играть ведущую роль в мероприятиях, направленных на защиту интересов евреев разных стран (см. [[Монтефиоре, Мозес|Мозес Монтефиоре]], [[Дамасское Дело|Дамасское дело]], [[Англо-Еврейская Ассоциация|Англо-еврейская ассоциация]]). | ||
+ | |||
+ | Сионистское движение | ||
+ | [[Великобритания]]. В 1880–90-х гг. в Великобритании образовалось несколько небольших групп Ховевей Цион, однако движение не приняло здесь сколько-нибудь значительного размаха. В Лондоне Т. Герцль впервые выступил с публичным изложением основных тезисов программы политического сионизма (ноябрь 1895 г.), однако его идеи были поначалу отвергнуты как руководством еврейской общины страны (Борд оф депьютиз), так и большинством местных организаций Ховевей Цион. В то же время Т. Герцля поддерживали такие влиятельные представители британского еврейства, как писатель и общественный деятель И. Зангвил, журналист Я. де Хаас (1872–1937), сефардский [[Хахам|хахам]] [[Гастер, Мозес|М. Гастер]]; выступление Т. Герцля на массовом митинге в лондонском районе Ист-Энд, где проживало много евреев (июль 1896 г.), было с энтузиазмом встречено слушателями. Восемь делегатов из Великобритании участвовали в работе 1-го Сионистского конгресса. В марте 1898 г. британские Ховевей Цион, возглавляемые Г. Бентвичем (1856–1932) и А. Голдсмидом (1846–1904), присоединились к всемирной Сионистской организации. К лету 1898 г. в Великобритании насчитывалось 26 сионистских обществ; в январе 1899 г. в стране была основана Сионистская федерация, которую возглавил сэр Ф. А. Монтефиоре (внучатый племянник [[Монтефиоре, Мозес|М. Монтефиоре]]). В 1900 г. в Лондоне состоялся 4-й Сионистский конгресс. Большинство сионистов Великобритании поддержало план Уганды; многие из них вслед за И. Зангвилом покинули в 1905 г. всемирную Сионистскую организацию и вступили в Еврейское территориальное общество. В 1907 г. Еврейский национальный фонд был зарегистрирован как британская кампания. | ||
+ | |||
+ | В 1914 г. вице-председателем Сионистской федерации Великобритании стал Х. Вейцман, живший здесь с 1904 г. Вокруг него сложился кружок единомышленников, среди которых выделялись [[Зиф, Израэл Мозес|И. Зиф]], С. Маркс (1888–1964), Г. Сакер (1881–1971). Их деятельность способствовала активизации сионистского движения в стране. В годы Первой мировой войны под руководством Х. Вейцмана в Великобритании действовал неформальный политический центр мирового сионизма, в который входили Н. Соколов, И. Членов, Дж. Коуэн (1868–1932, до 1917 г. — председатель Сионистской федерации Великобритании), Г. Бентвич, а позднее — В. Жаботинский, Ахад-hа-Ам и другие. При активной поддержке сионистского движения Великобритании, главного раввина страны Дж. Герца (1872–1946) и ряда представителей британского еврейства, занимавших высокое положение в обществе (лорд Л. Ротшильд, см. [[Ротшильд|Ротшильд, семья]]; [[Сэмюэл, Герберт Луи|Г. Сэмюэл]]), они вели энергичную кампанию за признание права евреев на создание национального очага в Палестине, а с начала 1917 г. вступили по этому поводу в переговоры с британским правительством, завершившиеся (несмотря на попытки руководства Борд оф депьютиз и Англо-еврейской ассоциации сорвать их) опубликованием Декларации Бальфура. В 1917–18 гг. в Великобритании было сформировано несколько подразделений Еврейского легиона. В Сионистскую комиссию, работавшую в 1918–19 гг. в Эрец-Исраэль (см. выше), входили три представителя сионистского движения Великобритании — Дж. Коуэн, И. Зиф и Л. Саймон (1881–1965). | ||
+ | |||
+ | После окончания Первой мировой войны Великобритания, под контролем которой находилась Эрец-Исраэль, стала главным политическим центром сионизма. В 1920 г. в Лондоне прошла сионистская конференция, на которой Х. Вейцман (с февраля 1917 г. — председатель Сионистской федерации Великобритании) был избран президентом всемирной Сионистской организации. Штаб-квартира ее правления переместилась в Лондон; здесь же выходил издававшийся всемирной Сионистской организацией еженедельник «hа-Олам». В 1921–26 гг. в Лондоне находилось правление Керен hа-иесод. | ||
+ | |||
+ | Одновременно укрепляла свои позиции Сионистская федерация Великобритании (с 1928 г. — Сионистская федерация Великобритании и [[Ирландия|Ирландии]]). В 1922 г. в нее входили 74 собственно сионистские ассоциации, 62 религиозные общины и около 40 обществ друзей сионизма и им подобных организаций. С 1917 г. федерация ежемесячно издавала свой печатный орган «Зайонист ревью». После Первой мировой войны в Великобритании начали действовать отделения всех международных сионистских организаций, политических партий и молодежных движений. С 1929 г. в Лондоне находился исполнительный комитет союза сионистов-ревизионистов; здесь же В. Жаботинский и его единомышленники создали на основе союза Новую сионистскую организацию. Сионистское движение Великобритании сыграло в 1920–30-х гг. ведущую роль в противоборстве проарабской политике, которую правительства страны проводили в Эрец-Исраэль. Так, после антиеврейских арабских беспорядков 1929 г. Сионистская федерация Великобритании организовала в Лондоне демонстрацию протеста, на которую вышло около десяти тысяч человек. Тогда же был создан Палестинский парламентский комитет, распространявший среди британских законодателей информацию о положении в Эрец-Исраэль, принципах и целях сионизма. Серия массовых митингов протеста против Белой книги лорда Пасфилда (см. выше), состоявшихся в 1930 г. – начале 1931 г., стала важной составной частью кампании давления, вынудившей британское правительство отказаться от многих положений этого документа. Со времени Первой мировой войны сионистское движение стало ведущей политической силой в еврейских общинах Великобритании; в частности, под его влиянием Борд оф депьютиз принял в 1929 г. участие в создании «расширенного» Еврейского агентства (см. выше). | ||
+ | |||
+ | В 1930-х гг. в сионистском движении Великобритании преобладала тенденция к сплочению. В 1935 г. разрозненные студенческие группы и юношеские движения образовали Федерацию сионистской молодежи; некоторые ее руководители (например, [[Эвен, Абба Шломо|А. Эвен]] и [[Харман|А. Харман]]) стали впоследствии видными политическими деятелями Израиля. В 1938 г. к работе политического комитета Сионистской федерации Великобритании (входившей во Всемирную конфедерацию общих сионистов) были привлечены представители Поалей Цион и Мизрахи. Тогда же «Зайонист ревью» стал выходить еженедельно. После прихода нацистов к власти в Германии Сионистская федерация Великобритании стала одним из инициаторов создания Британского фонда помощи немецкому еврейству. Г. Сэмюэл и С. Маркс координировали усилия еврейских организаций США и Великобритании по спасению евреев Германии. Совместно с лидерами ишува британские сионисты вели борьбу против ограничений иммиграции в Эрец-Исраэль, введенных мандатными властями во второй половине 1930-х гг. В составе еврейской делегации на Сент-Джеймсской конференции (см. выше) была большая группа лидеров сионистского движения Великобритании. В кампании протеста, развернутой им после опубликования в мае 1939 г. Белой книги М. Макдональда (см. выше), приняло в той или иной форме участие значительное большинство британского еврейства, а также многие неевреи. В декабре 1939 г. [[Бродецкий, Зелиг|З. Бродецкий]], один из руководителей всемирной Сионистской организации, стал председателем Борд оф депьютиз. | ||
+ | |||
+ | В 1939–45 гг., несмотря на трудности военного времени, сионистское движение Великобритании продолжало действовать с прежним размахом. Его представители приняли деятельное участие в формировании Еврейской бригады, в операциях по спасению европейского еврейства от гитлеровского геноцида, в создании еврейского подполья в оккупированных нацистами странах, в распространении сведений о масштабах Катастрофы. В Лондоне работали политический комитет Еврейского агентства и его вновь созданный отдел информации. В 1942 г. к Сионистской федерации Великобритании присоединились местные отделения Поалей Цион и Партии еврейского государства. Британские сионисты присоединились к Билтморской программе (см. выше) сразу после ее принятия; в 1944 г. их примеру, несмотря на сопротивление антисионистских кругов, последовал Борд оф депьютиз. | ||
+ | |||
+ | В августе 1945 г. в Лондоне прошла первая после окончания войны всемирная сионистская конференция. Незадолго до этого к власти в Великобритании пришла лейбористская партия, с которой сионисты ранее поддерживали тесные контакты (с 1940 г. — через лейбористский Политический комитет по Палестине); в предвыборной программе этой партии говорилось о поддержке требований сионистов. Однако через несколько месяцев лейбористский министр иностранных дел Э. Бевин заявил о том, что мандатные власти Палестины будут по-прежнему придерживаться положений Белой книги М. Макдональда, и британские сионисты (в том числе многие сторонники лейбористской партии) вступили в открытую конфронтацию с правительством, развернув при поддержке подавляющего большинства евреев Великобритании широкую кампанию борьбы за создание в Эрец-Исраэль еврейского государства. Эта кампания (включавшая такие акции, как демонстрация в Лондоне под лозунгом «Кризис в Палестине» в декабре 1945 г. и марш протеста против ареста руководителей ишува и Еврейского агентства в июле 1946 г.) стала одной из причин, побудивших правительство Великобритании отказаться от мандата на Палестину, а ООН — принять резолюцию о ее разделе. | ||
+ | |||
+ | После создания Государства Израиль Великобритания утратила значение всемирного центра сионизма, однако британские сионисты сохранили прочные позиции как в еврейских общинах, так и в политической жизни страны. По инициативе Сионистской федерации Великобритании в 1950 г. была создана Англо-израильская торговая палата; в Лондоне и других городах возникли лиги англо-израильской дружбы. Важным направлением работы сионистов стало создание сети школ с обучением на иврите. Первая такая школа открылась в 1954 г., а к 1969 г. их было уже 11 (3 500 учащихся). Начали действовать курсы по изучению иврита для взрослых, стал выходить журнал на иврите «Тарбут». | ||
+ | |||
+ | Сионистская федерация развернула несколько программ подготовки потенциальных репатриантов к переселению в Израиль, что, однако, не привело к существенному увеличению алии из Великобритании. Во время Шестидневной войны британские сионисты провели ряд митингов солидарности с еврейским государством; за 1967 г. в пользу Израиля было собрано 11 млн. фунтов стерлингов (в 1966 г. — 2,6 млн.). Десять тыс. евреев Великобритании выразили готовность лично участвовать в боевых действиях; две тыс. из них выехали в Израиль. Всего в 1967–72 гг. из Великобритании в Израиль переселилось свыше восьми тыс. человек; многие из них были участниками Британского движения за алию, зародившегося в 1968 г. В последующие годы алия из страны значительно уменьшилась. | ||
+ | |||
+ | В 1979 г. к Сионистской федерации Великобритании присоединились ортодоксальная Федерация синагог и Прогрессивная религиозная организация сионистов, созданная представителями реформистских и консервативных общин, в 1981 г. — Сефардская организация Великобритании. К 1982 г. число членов федерации достигло 60 тыс. человек; она объединяет свыше 500 различных организаций — сионистские ассоциации (действуют почти во всех городах страны, где проживают евреи), религиозные общины, общества «друзей сионизма и Израиля». В 1952–78 гг. официальным органом федерации был еженедельник «Джуиш обсервер энд Миддл Ист ревью», с 1983 г. вновь начал выходить ежемесячник «Зайонист ревью». В 1983 г. вышедшие из Сионистской федерации Великобритании Организация общих сионистов и партия Херут образовали вместе с Мизрахи (до этого — единственной крупной сионистской группировкой, не входившей в федерацию) Национальный сионистский совет; он стал вторым по численности и влиянию сионистским объединением страны. Алия из Великобритании в конце 1980-х – начале 1990-х гг. была невелика (в среднем около 500 человек в год). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | В 1841 г. стала выходить [[«Джуиш Кроникл»|«Джуиш кроникл»]] — первое (в настоящее время старейшее в мире) периодическое еврейское издание на английском языке. В 1855 г. в Лондоне был открыт Еврейский колледж для подготовки раввинов. В 1859 г. был основан Еврейский совет попечителей (Еврейский комитет социальной помощи — с 1964 г.). Союз ашкеназских синагог значительно укрепился после учреждения в 1870 г. (на основе парламентского акта) Объединенной синагоги. В 1840 г., несмотря на сильную оппозицию, в Великобритании появилось реформистское движение (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]). В начале 20 в. сформировалось еще более радикальное движение за религиозные преобразования — Еврейская либеральная синагога. Однако в этот период большинство английского еврейства оставалось ортодоксальным. | ||
+ | |||
+ | Тем временем, еврейская община Великобритании все расширялась, хотя центр ее оставался преимущественно в Лондоне. Вспышка преследований евреев в России в 1881 г. вызвала массовую иммиграцию в Великобританию, которая, однако, не прошла без сопротивления и была приостановлена Законом об иммиграции иностранцев от 1905 г. В 1880–1914 гг., главным образом в результате массовой эмиграции из Восточной Европы, еврейское население Великобритании возросло с 65 до 300 тыс. человек. | ||
+ | |||
+ | Иммигранты из Восточной Европы, принадлежавшие в основном к бедным ортодоксальным слоям, создали компактные перенаселенные [[Гетто|гетто]] в восточном Лондоне, Манчестере, Лидсе, Ливерпуле и Глазго. Занимались они преимущественно различными ремесленными промыслами. Иммигранты создали газеты на [[Идиш Язык|идиш]] и [[Иврит Язык|иврите]], а также различные общества взаимопомощи. Со временем выходцы из Восточной Европы стали играть решающую роль в религиозной и культурной жизни еврейства Великобритании. Некоторые из них быстро добились успехов в экономической и социальной областях, переселились из гетто в пригороды и влились в англо-еврейский средний класс. | ||
+ | |||
+ | Политическая эмансипация евреев Великобритании достигла своей кульминационной точки в 1885 г., когда Н. Ротшильд стал первым евреем, получившим звание пэра. Л. Л. Кохен (1832–1887) и сэр Б. Л. Кохен (1844–1909) были одними из ведущих членов парламента от консервативной партии, хотя в целом евреи Великобритании по-прежнему тяготели к либеральной партии (а после Первой мировой войны — к лейбористской партии). В 1903 г. министр колоний предложил [[Герцль, Теодор|Т. Герцлю]] проект заселения евреями территории Уганды (см. [[Уганды План|Уганды план]]). Проект вызвал ожесточенные споры в [[Сионистская Организация|Сионистской организации]] и был впоследствии отвергнут. | ||
+ | |||
+ | Первая мировая война положила конец большой иммиграции евреев в Великобританию. Вспышка ксенофобии в первые годы войны привела и к некоторому усилению антисемитизма. Соотношение между численностью евреев, служивших в английской армии (50 тыс.), и численностью еврейского населения Великобритании было выше, чем доля евреев в общем населении страны. 10 тыс. евреев были убиты и ранены, около 1600 были награждены орденами и медалями. Еврейские батальоны королевских стрелков участвовали в боях за освобождение Эрец-Исраэль от власти Турции (см. [[Еврейский Легион|Еврейский легион]]). В 1917 г. правительство Великобритании опубликовало [[Бальфура Декларация|Декларацию Бальфура]], в которой заявило о своем доброжелательном отношении к созданию национального очага еврейского народа в Эрец-Исраэль. В 1920 г. Великобритания получила от [[Лига Наций|Лиги Наций]] мандат на управление Палестиной на основе этой декларации. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | Сионистское движение в Великобритании началось в 1887 г., с основанием местного отделения [[Ховевей Цион]]. Сионизм получил мощную поддержку со стороны новых иммигрантов, особенно после появления политического сионизма (1897). В 1899 г., несмотря на сопротивление многих ведущих деятелей еврейской общины Великобритании, была создана Британская сионистская федерация. Лишь после опубликования Декларации Бальфура руководство общины стало относиться к сионизму более благосклонно, хотя некоторые из наиболее видных лидеров общины и сочли нужным публично отмежеваться от «еврейского национализма». | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | В 1930-е гг. Великобритания приняла около 90 тыс. беженцев, главным образом евреев, из Европы. До введения нацистами жестких ограничений на вывоз имущества из Германии беженцы 30-х гг. ввезли в Великобританию приблизительно 12 млн. фунтов стерлингов. Иммигранты оказали значительное влияние на научную, литературную и культурную жизнь страны. Беженцы-евреи активизировали религиозную жизнь английского еврейства в ее ортодоксальных и либеральных кругах и фактически возродили еврейскую культурную деятельность в Великобритании. | ||
+ | |||
+ | Экономическая депрессия начала 30-х гг. и влияние политических течений в странах Европы способствовали появлению английского фашизма. Начались нападения «чернорубашечников», которыми руководил Освальд Мосли, на евреев и их имущество, а также провокационные шествия через еврейские районы. Однако деятельность фашистов пресекалась властями. | ||
+ | |||
+ | С начала Второй мировой войны, вследствие эвакуации из больших городов и призыва в армию, произошли рассредоточение и перегруппировка еврейского населения Великобритании. В районах эвакуации возникли новые общины; некоторые из них продолжали существовать и после войны. Бомбардировки разрушили старый лондонский еврейский район Ист-Энд. | ||
+ | |||
+ | Конфликт [[Ишув|ишува]] и сионистского движения с правительством Великобритании, которое отреклось от своих обязательств создать еврейский национальный очаг в Палестине, начался уже в 1920-х гг. и достиг особого накала накануне Второй мировой войны, когда ворота Эрец-Исраэль были почти окончательно закрыты английскими мандатными властями перед евреями, и евреям было запрещено покупать земли почти во всей стране в соответствии с Белой книгой 1939 г. Все же во время войны с гитлеровской Германией ишув сотрудничал с Великобританией во всех областях, связанных с ведением войны, и значительная часть еврейской молодежи Эрец-Исраэль вступила добровольцами в британскую армию, а в 1944 г. была сформирована [[Еврейская Бригада|Еврейская бригада]]. | ||
+ | |||
+ | В конце войны ишув и сионистское движение начали интенсивную борьбу против британских властей, которая на некоторых этапах принимала форму вооруженного восстания. Эта борьба, и особенно убийство министра Великобритании по делам Ближнего Востока лорда Мойна и повешение двух британских сержантов подпольной военной организацией Эцел (см. [[Иргун Цваи Леумми|Иргун цваи леумми]]) в ответ на казнь членов этой организации, вызвали антисемитские выступления в некоторых провинциальных городах Великобритании и обострили противоречия внутри еврейской общины. | ||
+ | |||
+ | Однако в целом английское еврейство энергично протестовало против Белой книги, а после завершения Второй мировой войны — против запрещения английскими властями прибытия в подмандатную Палестину евреев, уцелевших после [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]] европейского еврейства. После выборов в 1943 г. большинство членов Борд оф депьютиз поддерживало создание еврейского государства. С провозглашением Государства Израиль Англо-еврейская ассоциация, раньше относившаяся отрицательно к сионизму, также заняла доброжелательную позицию по отношению к новому государству. | ||
+ | |||
+ | По окончании Второй мировой войны еврейской общине Великобритании пришлось приложить большие усилия к реорганизации еврейской системы обучения, пришедшей в упадок в период войны. Реорганизованная образовательная сеть включала: средние школы (созданные еще в 1929 г.); начальные школы с продленным днем обучения (созданные сионистским движением в 1950-х гг.), в которых наряду с общими предметами изучаются еврейские дисциплины; независимые ортодоксальные школы (преподавание религиозных предметов ведется на языке идиш); издавна существовавшие провинциальные еврейские начальные школы с продленным днем обучения; частную школу Кармел-колледж в Уоллингфорде, близ Оксфорда. | ||
+ | |||
+ | Однако доля традиционного еврейского обучения в общем комплексе образования еврейских детей в Великобритании стала сокращаться. В 1962 г. лишь 57% еврейских детей школьного возраста получали еврейское образование, большинство — в вечерних и воскресных школах; с тех пор положение мало изменилось. Высшее еврейское образование, в том числе на иврите, дается в [[Иешива|иешивах]], а также в колледжах с соответствующими отделениями. Еврейские издания на английском языке расходятся массовым тиражом и оказывают сильное влияние на еврейскую общественность страны. Ведущая роль принадлежит еженедельнику «Джуиш кроникл». | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | Существование Государства Израиль является главным противовесом тенденции к отходу от еврейского самосознания, проявляющейся в среде британского еврейства. Оказание помощи Израилю стало основной общественной и общинной обязанностью евреев Великобритании и в некоторой степени заменило организованную религиозную жизнь прежних времен. Особенно активно выступили евреи Великобритании в поддержку Израиля во время [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] (1967) и [[Война Судного Дня|Войны Судного дня]] (1973). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | Еврейство Великобритании активно выступало за право евреев СССР на [[Алия|алию]]. В 1970 г. 40 евреев были избраны в палату общин парламента Великобритании; в состав палаты лордов входят 29 евреев. Многие евреи занимают ответственные посты. Даже крайне правые группировки отмежевываются от антисемитизма, а проарабские элементы в нападках на Израиль стараются избегать явных антисемитских выпадов. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | Еврейское население Великобритании в 1972 г. насчитывало 410 тыс. человек, причем оно постоянно уменьшается вследствие [[Брак Смешанный|смешанных браков]] и низкой рождаемости (приблизительно на 20% ниже рождаемости среди остального населения Англии). Почти 75% евреев живут в пяти самых крупных городах. В 60-е гг. начался процесс переселения еврейского населения из городских центров в новые пригороды вокруг больших городов. Поселение относительно небольших еврейских групп среди численно преобладающего нееврейского населения и сопряженная с этим процессом изоляция от центров еврейской жизни подвергают их сильному влиянию ассимилирующих факторов. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | Наиболее явным симптомом такого влияния является все повышающийся процент смешанных браков, оцениваемый в зависимости от местности и общественного круга в 12–25%. Число евреев, занимающихся полуквалифицированным и физическим трудом, существенно сократилось; в то же время постоянно растет число евреев, владеющих свободными профессиями. Резко сократилось участие евреев в крупных финансовых предприятиях и одновременно увеличилась доля евреев-промышленников. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | Общинная организация евреев в Великобритании отличается широкой сетью политических, благотворительных, религиозных, образовательных, молодежных и спортивных еврейских учреждений. Молодежные организации включают: различные клубы для спорта и общественной работы; сионистские организации со специальными программами образования, отдыха и развлечения; различные курсы; студенческие общества при университетах и колледжах и т. д. | ||
+ | |||
+ | Отношение правительства Великобритании к Израилю прошло различные фазы. В первые годы существования Израиля, образовавшегося в процессе борьбы с Великобританией, отношение это было недружелюбным. В отличие от США и СССР, Великобритания голосовала в ООН (1947) против создания еврейского государства в Палестине и не признавала Государство Израиль в течение 9 месяцев. Лишь в феврале 1949 г. Э. Бевин, министр иностранных дел Великобритании, упорно проводивший проарабскую политику в палестинском вопросе, был вынужден под давлением общественного мнения признать Израиль де-факто, но отношения между Великобританией и Израилем продолжали быть холодными. | ||
+ | |||
+ | Еще в 1955 г. английское правительство придерживалось мнения, что Израиль должен уступить часть [[Негев|Негева]] Египту. Однако менее чем через год Израиль и Великобритания совместно открыли военные действия против Египта после национализации правительством Насера Суэцкого канала (см. [[Синайская Кампания|Синайская кампания]]). | ||
+ | |||
+ | Тенденция Великобритании к предоставлению независимости колониям (включая арабские княжества) и ослабление ее влияния на Ближнем Востоке привели ко все более уравновешенному отношению Великобритании к Израилю. В [[Шестидневная Война|Шестидневную войну]] Насер ложно обвинил Великобританию и США в участии в военных действиях против Египта и порвал с ними дипломатические отношения. Великобритания сыграла важную роль в формулировании резолюции № 242 в Совете безопасности ООН об урегулировании арабо-израильского конфликта. | ||
+ | |||
+ | В [[Война Судного Дня|Войну Судного дня]], под угрозой «нефтяного бойкота» арабских государств, консервативное правительство Великобритании заняло явно антиизраильскую позицию, которая выразилась в выступлениях его представителей в комиссиях Европейского общего рынка и в наложении эмбарго на поставку Израилю уже закупленного оружия (главным образом танков), что вызвало бурный протест оппозиции. С приходом к власти лейбористской партии эта позиция несколько смягчилась. | ||
+ | |||
+ | Какова бы ни была политическая линия Великобритании по отношению к Израилю, оба государства интенсивно и бесперебойно поддерживают дружественные связи в области культуры и экономики. Великобритания — один из крупнейших импортеров израильских цитрусовых и продуктов цитрусового производства. Общая стоимость израильского экспорта в Великобританию в 1974 г. достигла 156,8 млн. долларов, а импорта из Великобритании в Израиль — 543,4 млн. долларов. | ||
+ | |||
+ | В 1970–80-х гг. численность еврейского населения Великобритании заметно сократилась и к 1990 г. составила 300–315 тыс. человек (0,5% всего населения). Главной причиной сокращения еврейского населения явился низкий уровень брачности и рождаемости, не обеспечивающий естественное воспроизводство; значительна была доля смешанных браков (по различным подсчетам, 12–30%). Если в 1960–65 гг. среднее число браков, заключенных по еврейским религиозным канонам, составляло в Великобритании 3664 в год, а в 1975–79 гг. — 2782, то в 1982 г. таких браков было зарегистрировано 1138, в 1986 г. — 1097, в 1989 г. — 1057. Число разводов среди евреев в 1980-х гг. (около четырехсот в год) вдвое превысило аналогичный показатель 1960-х гг. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | В начале 1970-х гг. уровень рождаемости у евреев (десять на тысячу) составил менее 2/3 среднего показателя по стране (16 на тысячу), однако к началу 1990-х гг. этот разрыв несколько сократился (11 на тысячу против 14). Согласно данным обследований, проведенных в еврейских общинах ряда городов, на рубеже 1970–80-х гг. средняя британская еврейская семья состояла из 2,4–3 человек. В 1960-х гг. в Великобритании рождалось в среднем 5100 еврейских детей в год, в 1970-х гг. — 4300, в начале 1980-х гг. — 3400, за этот же период число [[Погребение|погребений]], проведенных в соответствии с еврейской религиозной традицией, уменьшилось почти на 10% (в 1976 г. — около пяти тысяч, в 1989 г. — 4535). Уровень смертности среди евреев в 1970 г. (13 на тысячу) был заметно ниже, чем в среднем по стране, а к 1990 г. эти показатели сравнялись (12 на тысячу). Происходит общее постарение еврейского населения Великобритании: представители экономически активных возрастных групп (от 20 до 65 лет) в 2005 г. составляли лишь 49% британского еврейства (в 1980-х гг. — 57%). Медианный возраст евреев Великобритании в 1984–88 гг. превышал 41 год. | ||
+ | |||
+ | В конце 1980-х – начале 1990-х гг. приблизительно 70% евреев Великобритании — около 215 тыс. (по другим данным, 201 тыс.) — проживали в Лондоне и его окрестностях, в том числе 72 тыс. — в самом городе, 125 тыс. — в пригородах (Большой Лондон), 18 тыс. — в близлежащих округах. С перемещением значительного большинства лондонских евреев в сравнительно благополучные пригороды и в сельскую местность (эта тенденция действовала и в других крупных городах) Ист-Энд окончательно утратил значение основного центра расселения евреев в Великобритании. По приблизительной оценке, в Манчестере и его окрестностях в 1990 г. проживали 30 тыс. евреев, в Лидсе — 14 тыс. (по другим сведениям, 10 500), в Глазго — 11 тыс., в Брайтоне — десять тысяч, в Бирмингеме — шесть тысяч, в Ливерпуле — пять тысяч; еще в 12 городах страны насчитывалось не менее тысячи евреев в каждом. В 1970–80-х гг. численность еврейского населения росла лишь в городах так называемого солнечного пояса (на крайнем юге страны) — Брайтоне и других. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | Число репатриантов из Великобритании в Израиль, составлявшее в 1970-х гг. 500–1000 человек в год, достигло пика в 1982 г. (1286 человек), после чего непрерывно уменьшалось (1984 г. — 786 человек, 1986 г. — 531, 1988 г. — 508, 1989 г. — 433 человека). В 1982 г. в Израиле насчитывалось 13 352 еврея британского происхождения — вдвое больше, чем в 1972 г. В то же время Великобритания — одна из стран, куда эмигрируют израильтяне; так, в 1988 г. только в Лондоне и его окрестностях их было, по данным израильского посольства, около 30 тыс. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | В 1970-х и особенно в 1980-х гг. жизненный уровень большинства британских евреев повысился, социальный статус укрепился. По приблизительным оценкам, во второй половине 1970-х гг. владельцы частных фирм, высший административный персонал и работники умственного труда составляли около 50% экономически активного еврейского населения Великобритании (по стране в целом — 20%), квалифицированные рабочие, низший административный персонал и священнослужители — 35%. Не входил в категорию наемных рабочих 21% самодеятельного еврейского населения (против 7% общего самодеятельного населения страны); студенты и учащиеся старших классов средних школ составляли 36% евреев в возрасте 15–24 лет и лишь 13,8% этой возрастной группы в целом. Экономические трудности начала 1980-х гг. и особенно 1990–92 гг., приведшие к банкротству ряда принадлежавших евреям компаний, несколько затормозили развитие указанных процессов, но не привели к изменению общих тенденций. Вместе с тем значительное увеличение безработицы в 1970–80-х гг. обусловило заметный рост числа нуждающихся среди евреев: в середине 1980-х гг. только в Лондоне около четырех тысяч человек получали от общин благотворительную помощь. | ||
+ | |||
+ | Евреи играют весьма активную роль в общественно-политической жизни Великобритании. В 1974 г. в палату общин было избрано 46 евреев (35 лейбористов и 11 консерваторов), в 1979 г. — 32 еврея (21 лейборист и 11 консерваторов), в 1983 г. — 28 евреев (17 консерваторов и 11 лейбористов), в 1987 г. — 23 еврея (16 консерваторов и 7 лейбористов), в 1992 г. — 21 еврей (11 консерваторов, 9 лейбористов и один либеральный демократ; наименьшее число евреев-депутатов после Второй мировой войны). Среди депутатов Европейского парламента от Великобритании — один еврей (лейборист). Евреи-парламентарии не выступают единым блоком (даже при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы местной общины или связанных с Израилем); распределение политических симпатий еврейского электората в основном соответствует общим социально-политическим тенденциям: так, со второй половине 1970-х гг. обозначилась явная тенденция к поправению еврейских избирателей. В кабинет, сформированный Маргарет Тэтчер после победы консерваторов на выборах 1979 г., вошел в качестве министра промышленности сэр Кит Джозеф (1918–94); в 1974 г. реально претендовал на пост лидера партии, избрание на который автоматически сделало бы его кандидатом в премьер-министры). В 1983 г. Н. Лоусон стал канцлером казначейства (министром финансов), сэр Леон Бритен — министром внутренних дел (занимал этот пост до 1986 г.); позднее Д. Янг (родился в 1932 г.; в 1980–84 гг. — председатель административного комитета Всемирного союза [[Орт|ОРТ]]) был назначен министром без портфеля (1984 г., одновременно с получением титула барона; в дальнейшем — министр труда), М. Рифкинд (родился в 1946 г.) — министром по делам Шотландии (1986 г.; в 1990–92 гг. — министр транспорта). В 1986 г. в правительство Великобритании входили пять евреев (часть которых не поддерживала связей с общиной), однако вскоре их число сократилось до трех. В кабинет Дж. Мейджора, образованный после выборов 1992 г., был включен М. Рифкинд (министр обороны), позднее (в 1993 г.) — М. Хауард (родился в 1941 г.; министр внутренних дел). В 1970–80-х гг. многие евреи назначались или избирались и на другие важные посты, как в центральной государственной администрации (например, лорд Эзра /родился в 1919 г./ был председателем Национального совета по углю, сэр Монти Финистон — президентом Сталелитейной корпорации, сэр Марк Хениг — председателем Совета по туризму, сэр Зелман Коуэн /родился в 1919 г./ — председателем Совета по печати, С. Янг — председателем британской радиовещательной корпорации Би-би-си), так и в общественных учреждениях ([[Берлин, Исайя|сэр Исайя Берлин]] в 1977–78 гг. был президентом Британской академии), местных органах власти, судах и муниципалитетах. Участились случаи возведения евреев в рыцарское достоинство: в январе 1988 г. главный раввин Великобритании [[Якобовиц, Иммануэль|И. Якобовиц]] получил титул барона, став тем самым пожизненным членом верхней палаты британского парламента, в которую по должности входят высшие иерархи англиканской церкви. | ||
+ | |||
+ | В 1983 г., согласно официальным данным, 78 899 глав семей британских евреев принадлежали к различным религиозным общинам, в том числе 4,4% — к крайне ортодоксальным (включая хасидские дворы), 22,4% — к реформистским и [[Консервативный Иудаизм|консервативным]] (входящим в Объединение реформистских синагог Великобритании и Союз либеральных и прогрессивных синагог), 70,5% — к умеренно ортодоксальным, представленным Объединенной синагогой Лондона и Федерацией синагог Великобритании, 2,7% — к сефардским. В 1980-х гг. обозначилась тенденция к постепенному размыванию центристского (умеренно ортодоксального) религиозного течения: в 1990 г. к нему принадлежали 64% членов религиозных общин, к крайней ортодоксии — 6,9%, к реформистским и консервативным синагогам — 24%, к сефардским — 3%. Одновременно продолжались ассимиляционные процессы, начавшиеся в предшествующие десятилетия: по приблизительным оценкам, восемь–девять тысяч человек ежегодно по тем или иным причинам порывали всякие связи с еврейством. | ||
+ | |||
+ | В Великобритании действуют сотни еврейских организаций — отделения всех сионистских партий и движений (объединенные с 1983 г. в Национальный сионистский совет), общества друзей Израиля, культурные, просветительские, молодежные, женские, спортивные ассоциации и клубы. Основным представительным органом британского еврейства остается Борд оф депьютиз; функционируют также представительные советы регионов и крупных городов. Подавляющее большинство еврейских организаций страны стоит на произраильских позициях. В 1984 г. из 40 млн. фунтов стерлингов, внесенных британскими евреями в виде пожертвований, 24 млн. (60%) получил Объединенный израильский призыв, 6,6 млн. (16,5%) было выделено на помощь нуждающимся (что приблизительно соответствовало размерам помощи, предоставленной еврейским общинам центральными и местными властями), 5,9 млн. (15%) — на образование, 1,1 млн. (2,75%) — молодежным объединениям и учреждениям культуры. | ||
+ | |||
+ | Критикуя отдельные акции израильского правительства (например, [[Ливанская Война|Ливанскую войну]] или меры, предпринятые для подавления интифады), британские евреи неоднократно выражали полную солидарность с Израилем, выступали в его поддержку, особенно перед войной в Персидском заливе и во время нее (август 1990 г. – февраль 1991 г.). В 1970–80-е гг. еврейские организации Великобритании последовательно вели борьбу за права советских евреев, неоднократно принимавшую форму массовых акций (демонстрация у посольства Советского Союза в Лондоне в октябре 1983 г. и другие). | ||
+ | |||
+ | Разветвленная система еврейского образования в Великобритании включает несколько десятков учебных заведений. В 1970–80-х гг. число учащихся еврейских средних школ (все они, кроме одной, находятся под эгидой ортодоксальных общин) составляло около 12500 человек (в том числе 8500 человек в Лондоне и четыре тысячи за его пределами). Еще 13–15 тыс. еврейских детей в возрасте 5–15 лет посещали вечерние и воскресные школы, различные курсы (где занятия часто вели молодые, неподготовленные преподаватели), около десяти тысяч не получали никакого еврейского образования. Во многих университетах Великобритании есть кафедры иудаистики (см. [[Наука О Еврействе|Наука о еврействе]]), в основном небольшие (в 1980-х гг. многие из них пострадали в результате сокращения государственных расходов на высшую школу); в Оксфорде есть Центр еврейских исследований. В Лондоне и Манчестере функционируют еврейские [[Музеи|музеи]]. В стране регулярно проводятся фестивали еврейского кино и еврейской музыки; во второй половине 1980-х гг. состоялись два фестиваля идишской культуры, вызвавшие широкий интерес. В 1994 г. в Великобритании выходили 25 еврейских периодических изданий, транслировались пять постоянных радиопрограмм для евреев. | ||
+ | |||
+ | Во второй половине 1970-х гг. в Великобритании значительно усилили свои позиции крайне правые силы — Национальный фронт, Британская национальная партия и родственные им группировки, взявшие на вооружение националистические и расистские, в том числе и антисемитские, лозунги. На выборах в районные советы в 1976 г. Национальный фронт получил свыше 75 тыс. голосов (в некоторых округах за него голосовали 10–20% избирателей), на выборах в советы округов в 1977 г. — свыше 205 тыс. голосов, в том числе в Большом Лондоне — около 119 тыс. (5%), на парламентских выборах 1979 г. — 191 тыс. (вместе с Британской национальной партией — 1,3% голосов); тем не менее, действующая в Великобритании мажоритарная система выборов не позволила правым радикалам завоевать ни одного места в парламенте или муниципальных органах. Несмотря на то, что основным объектом пропагандистских атак и насильственных действий со стороны крайне правых являются проживающие в Великобритании выходцы из стран «третьего мира» (прежде всего из Африки, Вест-Индии, Индии и Пакистана), совместный антирасистский фронт еврейских организаций и объединений иммигрантов не возник, во многом из-за того, что лидеры последних большей частью выступают с антисионистских, а иногда и с антисемитских позиций. Однако в 1980-х – начале 1990-х гг., с изменением общей обстановки в стране, влияние правых экстремистов сошло на нет: на парламентских выборах 1983 г. Национальный фронт и Британская национальная партия получили 0,7% голосов, а в 1992 г. их поддержали лишь двенадцать тысяч человек. | ||
+ | |||
+ | Другим источником антисемитизма в Великобритании в 1970–80-х гг. были левацкие группы и объединения арабских студентов, провозгласившие своей целью противоборство сионизму и Израилю. | ||
+ | |||
+ | Общее поправение британского общества в 1980-х гг. привело к ослаблению крайне левых движений; однако еще в середине 1980-х гг. находившийся под их сильным влиянием Совет Большого Лондона (упразднен в марте 1986 г.) финансировал антиизраильскую и антисионистскую деятельность, в том числе и левацких еврейских групп (и одновременно оказывал помощь еврейским школам, музею и многим общинным организациям). События 1980-х – начала 1990-х гг. на Ближнем Востоке (Ливанская война, интифада и другие) время от времени провоцировали антиизраильские и антисионистские выступления студенческих организаций; Национальный союз студентов занимал по отношению к этим выступлениям нейтральную позицию. | ||
+ | |||
+ | Несмотря на уход с политической сцены как правых, так и левых сил, насаждавших антисемитизм, в Великобритании не исчезли юдофобские настроения. Их усилению способствовали два крупных скандала, в которых были замешаны евреи. В августе 1990 г. завершился судебный процесс, в ходе которого четыре еврея (в том числе один крещенный в детстве), руководившие концерном «Гиннес», были признаны виновными в мошенничестве, подделке финансовой отчетности, хищениях и приговорены к тюремному заключению и крупным штрафам. В конце 1991 г. – начале 1992 г., после смерти (по всей видимости, самоубийства) финансового и газетного магната Р. Максвелла (1923–91), поддерживавшего тесные связи с Израилем, были раскрыты крупные злоупотребления: в частности, он использовал не по назначению пенсионный фонд работников своей компании. Вне видимой связи с «делом “Гиннеса”» в 1990 г. в Великобритании резко увеличилось число антисемитских инцидентов: зарегистрировано 29 случаев осквернения кладбищ, синагог и памятников жертвам [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]] (в Лондоне, Манчестере, Ньюкасле, Кардиффе и других местах), семь евреев подверглись избиению. Хотя по своему размаху эти акции были несравнимы с происходившими в то же время нападениями на иммигрантов из стран «третьего мира», учащение антисемитских инцидентов вызвало беспокойство в общине; ее руководство было обвинено в том, что оно закрывает глаза на усиление юдофобии и не ведет борьбу с ней. В мае 1990 г. премьер-министр Тэтчер выступила с заявлением о том, что правительство не допустит разгула антисемитизма в стране. Однако, пресекая преступления насильственного характера, британские власти не привлекают к ответственности издателей и распространителей антисемитской литературы, имеющей широкое хождение в стране. Великобритания стала, в частности, одним из центров военно-исторического ревизионизма (антисемитское интеллектуальное течение, отрицающее Катастрофу европейского еврейства; см. [[Антисемитизм. Антисемитизм в 1970–80-е гг. Страны Запада. Основные течения в современной антисемитской идеологии на Западе]]). В ноябре 1991 г. в Лондоне состоялся всемирный съезд ревизионистов, главным оратором на котором был британский историк Д. Ирвинг. В декабре 1991 г. заместитель министра обороны Э. Кларк принял участие в презентации книги Д. Ирвинга «Война Гитлера», в которой утверждается, что Великобритании следовало в 1940 г. или 1941 г. заключить мир с нацистской Германией, не принимая во внимание угрозу уничтожения европейского еврейства (в 1993 г. Кларк одобрительно отозвался о подготовленной Дж. Чармли политической биографии У. Черчилля, где обосновывался этот же тезис). Не решен в Великобритании вопрос о розыске и наказании скрывающихся в стране нацистских военных преступников, хотя соответствующий закон и был после долгих проволочек утвержден парламентом. | ||
+ | |||
+ | Отношения между Великобританией и Израилем в 1970-х – первой половине 1990-х гг. складывались в основном благоприятно. Великобритания как правило не поддерживала антиизраильские резолюции в ООН. В 1980 г. представители Великобритании приняли активное участие в подготовке Венецианской декларации Европейского экономического сообщества, в которой говорилось, что Организация освобождения Палестины (ООП) должна стать полноправным участником мирного процесса на Ближнем Востоке, однако затем поддержала предложенный президентом США Р. Рейганом план урегулирования ближневосточного конфликта, в котором ООП фактически игнорировалась. Развитие двусторонних контактов в политической сфере приостановилось в 1982 г. в связи с англо-аргентинской войной из-за Фолклендских островов (Израиль был обвинен в поставке Аргентине оружия) и Ливанской войной, поводом к которой стало покушение 3 июня 1982 г. арабских террористов на жизнь израильского посла в Великобритании Ш. Аргова (1929–2003). Однако в дальнейшем связи между двумя странами вновь укрепились: несколько крупных государственных деятелей Израиля, включая президента [[Герцог, Хаим|Х. Герцога]] и премьер-министра [[Перес|Ш. Переса]], нанесли визиты в Великобританию; в мае 1986 г. М. Тэтчер стала первым премьер-министром Великобритании, посетившим Израиль с официальным визитом. Правительство Великобритании последовательно отказывалось поддерживать контакты с ООП на высоком уровне, пока эта организация не признает Израиль и не откажется от террористической деятельности (исключением стала встреча заместителя министра иностранных дел Д. Херда с главой политического отдела ООП Ф. Каддуми в Тунисе в 1983 г., вызвавшая протест со стороны Израиля). | ||
+ | |||
+ | Лейбористы (крупнейшая оппозиционная партия Великобритании) в сентябре 1982 г. официально признали ООП законным представителем палестинского народа и призвали к созданию в Эрец-Исраэль демократического и светского арабского государства. После того, как в декабре 1988 г. председатель ООП Я. Арафат объявил о принятии ею резолюций Совета безопасности ООН №242 и №338 и осудил терроризм, министр иностранных дел Д. Херд встретился с членом руководства ООП А. Б. Шарифом (март 1990 г.). Во время войны в Персидском заливе Великобритания была активным участником антииракской коалиции; ракетные атаки Ирака на Израиль во время этой войны и сдержанная реакция последнего обусловили существенное улучшение отношения британской общественности к еврейскому государству. Важным фактором развития связей между Великобританией и Израилем стал начавшийся во второй половине 1991 г. мирный процесс на Ближнем Востоке; британское правительство выступило за одновременное прекращение [[Бойкот Арабский|бойкота арабского]] и еврейского поселенчества на контролируемых Израилем территориях Иудеи, Самарии и сектора Газы. В начале 1995 г. премьер-министр Дж. Мейджор посетил Израиль с официальным визитом. | ||
+ | |||
+ | В 1990-х – начале 2000-х гг. численность еврейского населения Великобритании неуклонно сокращалась и, согласно переписи населения 2001 г., составила 267 тысяч человек. Основными причинами этого явления стали: эмиграция евреев из Великобритании, низкая рождаемость, [[Ассимиляция|ассимиляция]], приводящая к смешанным бракам. В 1990 г. в Израиль из Великобритании приехали 488 человек, в 1991 г. — 472, в 1992 г. — 459, в 1993 г. — 647, в 1994 г. — 626, в 1995 г. — 669, в 1996 г. — 547, в 1997 г. — 487, в 1998 г. — 399, в 1999 г. — 383, в 2000 г. — 326, в 2001 г. — 308, в 2002 г. — 277, в 2003 г. — 330. В 1996 г. в Великобритании родились 2897 еврейских детей, в 2000 г. — 2647, в 2002 г. — 2665. Смертность среди евреев превышает рождаемость; в 1996 г. в Великобритании умерли 4167 евреев, в 2000 г. — 3610, в 2003 г. — 3592. В 1995 г. 38% еврейских молодых людей и 50% еврейских девушек моложе 30 лет состояли в смешанных браках. В дальнейшем число смешанных браков продолжало расти и является одним из самых высоких в Европе. Часто такие браки заключаются в реформистских синагогах (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]). Численность еврейского населения сокращается несмотря на то, что с начала 1970-х гг. около 30 тысяч израильтян поселились в Великобритании. | ||
+ | |||
+ | Две трети английских евреев жили в начале 2000-х гг. в районе Большого Лондона; 30 тысяч — в Манчестере, 10 тысяч — в Лидсе, 6500 — в Глазго. Общины, насчитывающие несколько тысяч евреев, существуют в Бирмингеме, Ливерпуле, Лестере, Брайтоне, Эдинбурге, Ньюкасле, Бормуте. Около 20% евреев живут небольшими группами в населенных пунктах, где нет еврейских общинных центров. Они больше подвержены ассимиляции, чем евреи в больших городах. | ||
+ | |||
+ | Большинство английских евреев принадлежат к среднему классу. 52% самодеятельного еврейского населения занимаются торговлей и коммерцией (в то время как в целом по стране в этих отраслях занято 9%), 22% работающих евреев — представители высшего административного персонала. В 2004 г. 36% самодеятельного еврейского населения имели высшее образование, в то время как в целом по стране этот показатель составляет 20%. Много евреев в списке 100 богатейших семей Великобритании (в том числе несколько бывших израильтян и евреев — выходцев из Советского Союза). Часть евреев Великобритании принадлежит к беднейшим слоям населения, 9% из них получают материальную помощь из общинных фондов. | ||
+ | |||
+ | Евреи Великобритании активно участвуют в политической жизни страны. К началу 2005 г. в палате общин из 630 членов был 21 еврей (3%), в палате лордов из 649 — 47 (7%), в то время как евреи составляют только 0,5% от всего населения страны. Ведущий политический деятель-еврей — М. Ховард, глава находящейся в оппозиции консервативной партии. Генеральный атторней, юридический советник правительства, возглавляющий прокуратуру, — лорд П. Голдсмит. | ||
+ | |||
+ | В стране существует разветвленная система еврейских общинных и религиозных организаций, многочисленных культурных учреждений, благотворительных фондов. Более половины евреев Великобритании в начале 2000-х гг. считали себя религиозными и в той или иной форме соблюдали различные обряды иудаизма: 10% составляли ультраортодоксы, 32% — умеренно ортодоксальные, 15% посещали либеральные или реформистские синагоги. 43% евреев Великобритании не относили себя ни к одному из направлений иудаизма. Из них 20% определяли себя как «просто евреи», 23% — как светские евреи. В 2001 г. 87 790 еврейских семей входили в 362 различные религиозные конгрегации, что на 6% меньше этого показателя в 1996 г. | ||
+ | |||
+ | В Великобритании стремительно растет число детей, посещающих еврейские школы. Так, если в 1992 г. 50% еврейских детей школьного возраста посещали еврейские учебные заведения различных типов, то в 2002 г. их число составило более 75%. Процент посещающих еврейские дневные школы в 2002 г. вырос до 78%. Еще более высокий процент в Большом Лондоне. В 1999 г. там насчитывалось 135 средних еврейских школ. Число учеников в еврейских школах в 1992/93 учебном году составляло 14 660, в 2002/2003 году оно выросло до 25 420. Число [[Хедер|хедеров]] и классов в синагогах, где еврейские дети получают религиозное образование, в 2002 г. составляло 130. Всего в 2002–2003 гг. более 32,8 тыс. еврейских детей посещали еврейские образовательные учреждения различных типов. 47% дневных еврейских школ — ультраортодоксальные, 45% — умеренно ортодоксальные, 8% — светские или относятся к реформистскому иудаизму. Быстрое развитие еврейской образовательной системы в первую очередь объясняется стремлением британских евреев укрепить в детях чувство еврейской самоидентификации, избежать ассимиляционных процессов. На желание родителей отдавать детей в еврейские школы повлиял также высокий уровень большинства еврейских учебных заведений. В конце 1990-х – начале 2000-х гг., после начала интифады ал-Акса (см. [[Палестинская Автономия|Палестинская автономия]]), большую роль в этом процессе сыграло усиление антисемитизма, с проявлениями которого еврейские дети часто сталкивались в государственных и частных школах. | ||
+ | |||
+ | Одна из крупнейших еврейских организаций Великобритании — Объединенная синагога, в рамках которой функционируют синагоги умеренно ортодоксального направления — 64 в Лондоне и многие в провинции. Другие организации, объединяющие синагоги различных типов: Испанская и португальская еврейская конгрегация (сефардская); Федерация синагог (ультраортодоксы); Ассамблея традиционных синагог; Реформистская синагога Великобритании и т. д. Наряду с Борд оф депьютиз есть еще одна головная организация — Еврейский совет общинных лидеров. Для защиты от возможных нападений еврейские общины создали Организацию общинной безопасности, которая может мобилизовать около трех тысяч добровольцев. | ||
+ | |||
+ | В Великобритании действует широкая система различных благотворительных организаций и фондов: Еврейская забота, [[Объединённый Еврейский Призыв|Объединенный еврейский призыв]], [[Вицо|ВИЦО]]. 46% собираемых средств идет на поддержку различных израильских проектов. Многочисленные акции и кампании, направленные на поддержку Израиля, собирают большое число участников. Так, в мае 2002 г. состоялся крупнейший в истории страны митинг солидарности с Израилем в Лондоне, в котором участвовало 45–55 тысяч человек. В Великобритании функционируют различные сионистские и израильские организации, в том числе: Английская сионистская федерация; Английское движение алии; Еврейский национальный фонд; общества друзей израильских университетов, отделения политических партий. | ||
+ | |||
+ | В Великобритании есть несколько еврейских музеев: Еврейский музей в Лондоне, Лондонский музей еврейской жизни, музей Бевис Маркс в восточном Лондоне, посвященный еврейской жизни начала 20 в., Еврейский музей Манчестера, Художественная галерея Бен Ури, где выставляют произведения израильских и еврейских художников. | ||
+ | |||
+ | Иудаику изучают в Великобритании во многих университетах, в том числе в Лондонском университете, Оксфорде, Кембридже, Манчестерском, Лидсском, Уэльсском университетах. Еврейский колледж при Лондонском университете — крупный центр по изучению иудаики, он готовит раввинов и общинных деятелей умеренно ортодоксального направления. Самый большой научный центр по изучению иудаики в Европе — Центр изучения иудаики в Оксфорде. Центр публикует «Джорнал оф джуиш стадиз». Институт еврейских политических исследований проводит исследования, опросы общественного мнения по различным вопросам культуры, политики, социальным проблемам, которые интересуют еврейскую общину Великобритании. | ||
+ | |||
+ | [[«Джуиш Кроникл»|«Джуиш кроникл»]] — наиболее популярная газета, ее читают 75% еврейского населения Великобритании. Другая популярная газета, распространяемая бесплатно, — еженедельная «Лондон джуиш ньюс». На севере Великобритании выходит «Джуиш телеграф». Ежемесячник «Джуиш куортерли» посвящен новостям культуры и актуальным политическим событиям. | ||
+ | |||
+ | В конце 1990-х – начале 2000-х гг. наблюдалось беспрецедентное за последнее десятилетие усиление антисемитизма. Хотя ответственными за него были в первую очередь представители мусульманской общины Великобритании, численность которой 1,6 миллиона человек, это явление не могло бы распространиться без попустительства и даже солидарности со стороны части английского общества. С антиизраильских, а иногда неприкрыто антиеврейских позиций выступали центральные периодические издания: «Гардиан», «Нью стейтсмен», государственная телерадиовещательная кампания Би-Би-Си. Бурные антиизраильские демонстрации с нападками на евреев происходили в университетских кампусах и не встречали отпора ни со стороны администрации вузов, ни студентов. Некоторые высшие учебные заведения Великобритании, например Манчестерский научно-технический университет, предпринимали попытки бойкота израильских академических структур. 29 мая 2006 г. на ежегодной конференции Национальной ассоциации преподавателей высших учебных заведений Великобритании, объединяющей 67 тысяч человек, было принято решение о бойкоте израильских университетов и их преподавателей в знак протеста против якобы проводимой Израилем и израильскими вузами «политики апартеида». Против этого решения выступили израильские и американские ученые, правительство Израиля, а также большинство университетских преподавателей Великобритании. Британская Ассоциация университетских преподавателей, которая вела переговоры об объединении с Национальной ассоциацией, поставила условие — отмену бойкота. 11 июня 2006 г. решение о бойкоте было отменено. | ||
+ | |||
+ | В 1998 г. в Великобритании было зафиксировано 232 антисемитских выступления, в 2000 г. — 405, в 2001 г. — 310, в 2002 г. — 350, в 2003 г. — 375. Резко возросло число нападений на евреев с применением насилия: в 2002 г. было отмечено 47 подобных инцидентов, в 2003 г. — 44. Участились случаи вандализма на еврейских кладбищах, по отношению к еврейским центрам, синагогам (подробнее см. статью [[Антисемитизм В 1990–2000-Е Гг|Антисемитизм в 1990–2000-е гг.]]). | ||
+ | |||
+ | С начала 2000-х гг. отношения между Великобританией и Израилем значительно ухудшились. После начала интифады ал-Акса британская пресса, представители правительства критиковали Израиль за «излишне жестокие меры», предпринимаемые правительством [[Шарон, Ариэль|А. Шарона]] для ее подавления. В период, предшествовавший войне в Ираке, Т. Блэр неоднократно допускал враждебные жесты в отношении Израиля. Официальные британские представители сравнивали Израиль с Ираком и требовали «одинаково строгого подхода к нарушителям резолюций ООН», но согласие правительства Шарона с планом ближневосточного урегулирования «Дорожная карта», поддержка Т. Блэром одностороннего размежевания привели к улучшению отношений между двумя странами. Это было отмечено во время официальных визитов А. Шарона в Великобританию в сентябре 2003 г. и Т. Блэра в Израиль в декабре 2004 г. Выступая 22 декабря 2004 г. в Иерусалиме, Т. Блэр призвал палестинцев покончить с террором, без чего любые переговоры невозможны, а в конце речи воскликнул: «Я друг Израиля и горжусь этим!» В то же время между двумя странами существуют серьезные разногласия. Так, официальные лица критикуют израильский план строительства защитной стены в Иудее и Самарии. | ||
+ | |||
+ | Успешно развиваются экономические отношения между Великобританией и Израилем. Так, в 1990 г. Израиль экспортировал в Великобританию товаров на сумму 841,6 миллионов долларов, а импорт из Великобритании составил 1 317 300 000 долларов. В 2000 г. экспорт израильских товаров вырос до 1 358 400 000 долларов, импорт британской продукции — 2 714 600 000 долларов. | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|10872|ВЕЛИКОБРИТАНИЯ}} | ||
+ | |||
+ | [[Категория:ДИАСПОРА]] | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Регионы и страны]] | ||
+ | --> |
Версия 13:53, 12 июня 2012
Текст унаследован из Википедии | |
основные понятия |
Портал Иудаизм |
Основы веры
Бог • Монотеизм Тора • Танах • Мишна • Талмуд • Мишне Тора • Шульхан Арух • Зогар Праотцы • Моше • Давид Шаббат • Рош Ха-Шана • Йом-Кипур Синай • Масличная гора См. также
Евреи • Еврейство • Сионизм • Маген Давид |
Британские иудеи (часто называемые англоевреями) — подданные Соединённого Королевства еврейского происхождения, поддерживающие отношения с иудейской общиной. Великобритания является второй после Франции страной Западной Европы по численности проживающих в ней евреев, а иудейская община страны находится на седьмом месте в списке крупнейших иудейских общин мира.
В связи с особым географическим положением и историей Соединённого Королевства развитие еврейской общины Великобритании шло несколько другими путями в сравнении с остальными странами континентальной Европы. В частности, англоевреи практически никогда в истории не подвергались серьёзным вспышкам насилия на почве религиозной дискриминации, что, помимо географической удаленности от континентальной части Европы, вероятно объясняется относительной однородностью британского общества.
Британские иудеи занимают видное место в развитии Великобритании, в течение всей истории страны представители англоевреев ставились крупными политиками, бизнесменами, деятелями искусства и науки. Официальной статистики по численности англоевреев в настоящее время не существует, согласно проводимым неофициальным исследованиям британская община в 1993 году насчитывала чуть более 296 тысяч человек, около двух третей из которых постоянно проживали в Лондоне.
Содержание |
История
Первое письменное упоминание о еврейских поселениях в Британии датируется 1066 годом, когда несколько иудеев прибыли на острова вместе с Вильгельмом Завоевателем, считавшего, что коммерческие навыки переселенцев пойдут на пользу столице Англии. Тем не менее, существуют мнения, что иудеи проживали в стране ещё со времён Римской империи.
В 1290 году специальным указом короля Эдуарда I все англоевреи были высланы из Англии главным образом в Польшу, в которой они находились под защитой специального закона. Несмотря на строгое исполнение королевского указа долгое время в подполье существовала небольшая община оставшихся в стране. Гонения на иудеев не распространялись на Шотландию, поскольку в то время она была независимым от Англии государством с другим монархом и своими законами.
В середине XVII века Оливер Кромвель отменил запрет Эдуарда I и неофициальным образом дал понять, что государство не будет преследовать иудеев, были установлены контакты с проживавшим в Голландии известным раввином Манассия бен Израиль, который передал лорду-протектору просьбу общины вернуться в Англию. В 1655 году Кромвель отменил запрет на поселения иудеев на территории Англии и евреи небольшими группами начали возвращаться в страну. С того времени британская община иудеев росла и развивалась, так же, как развивалась и своеобразная религиозная терпимость англичан, ставшая вскоре отличительной чертой английского общества.
В 2006 году еврейская община Великобритании отпраздновала 350-летие знакового решения Кромвеля[1].
Демография
Население
В начале Первой мировой войны в Соединённом Королевстве проживало более 500 тысяч евреев, с тех пор и до 2005 года их численность постоянно снижалась[2].
По данным переписи 2001 года число проживающих в стране иудеев составило 266 740 человек. Данная цифра не включает в себя людей, идентифицировавших себя евреями «по этническому признаку» и воспитанных в еврейской традиции, но не принявших для себя иудаизм как религию. Всего же по данным переписи населения 2001 года в Великобритании проживало 270 499 евреев[3]. Ещё около 20 000 человек могли выпасть из статистической переписи 2001 года, поскольку проживали в удалённых районах, а также вследствие того, что вопрос о религиозной принадлежности был впервые в истории переписей населения включён в опросник, а ответ на него не являлся обязательным. Единственным районом Великобритании, где статистика 2001 года показала отсутствие иудеев, были острова архипелага Силли. С другой стороны, значительное количество ортодоксальных евреев в северо-восточном и северо-западном районах Лондона и Манчестере предпочли не отвечать на вопрос о религиозной принадлежности.
С 2005 года впервые за последние 40 лет число родившихся в иудейской общине превысило количество смертей[4] и с этого времени число англоиудеев выросло с 275 000 до 280 000 человек.[2] Достоверно известно, что немало членов иудейских общин Великобритании (включая и районы проживания ультраортодоксов) по совету своих религиозных лидеров не отвечают на вопросы переписи о религиозной принадлежности, что приводит к серьёзному расхождению статистических данных с фактическим положением дел и не даёт возможности определить точное число иудеев, проживающих в стране. Одной из главных причин нежелания заявлять о своей религии, возможно, являются массовые гонения евреев из Западной Европы в 40-50-х годах прошлого века и эти чёрные страницы истории ещё свежи в памяти беженцев и их потомков. Общее число англоиудеев, вероятно, более чем в два раза выше данных официальной переписи. Об этом можно говорить с высокой долей достоверности, исходя из высокого показателя рождаемости в семьях ортодоксальных евреев, а также большого числа англичан, являющихся евреями по происхождению, но не исповедующих иудаизм (анкета переписи населения содержит вопрос о религии, но не включает в себя вопрос о национальной самоидентификации)[5].
В настоящее время около двух третей евреев в Великобритании проживает в Большом Лондоне, смежных районах Южного Хартфордшира и юго-западной части Эссекса. Крупнейшие общины за пределами Лондона находятся в Манчестере (около 30 тысяч) и Лидсе (немногим менее 7 тысяч человек). Меньшие по численности общины англоиудеев находятся в Гейтсхеде, Глазго, Ливерпуле, а также в других бывших индустриальных городах Великобритании. Число англоиудеев в возрастной группе 65 лет и старше составляет 24 % от общего числа евреев страны и 16 % от всего населения Англии и Уэльса. Более того, согласно переписи населения 2001 года евреи были единственной группой, в которой число людей в возрастной группе старше 75 лет превышало число людей в группе от 65 до 74 лет[5].
Религиозные течения иудаизма в Британии
В Великобритании действует около 350 синагог и по оценкам порядка 70 % англоиудеев связаны с одной из них. Примерно каждый пятый англоиудей посещает синагогу раз в неделю.
Статистические данные принадлежности британских евреев к различным течениям выглядят следующим образом[6]:
- синагоги ортодоксального модернизма (умеренно ортодоксальные): Объединённая синагога Лондона и Федерация синагог Великобритании (ашкенази), испанская и португальская синагоги (сефарды) — 61 %;
- прогрессивные синагоги: движение за реформу иудаизма (прежде известное, как движение за реформу синагог Великобританиия) и либеральный иудаизм — 27 %;
- крайне ортодоксальные синагоги (харедим) — 11 %;
- ассамблея консервативных синагог (масортим) 2 %.
Общественные организации
Известные британские иудеи
Benjamin Disraeli, 1st Earl of Beaconsfield - Project Gutenberg eText 13619.jpg
Бенджамин Дизраэли |
Barney Barnato00.jpg
Барни Барнато |
Jack Straw meeting with Rumsfeld at Pentagon, May 19, 2005, cropped.jpg
Джек Строу |
David Miliband.jpg
|
Replace this image male.png
Майкл Леви |
Sacha Cohen.jpg
|
AmyWinehouseBerlin2007.jpg
|
Davidwarner.jpg
|
Sir Alan Sugar at the BAFTA's.jpg
сэр Алан Шугер |
Helena Bonham Carter 2005.jpg
|
Mickjones.jpg
|
Elizabeth Taylor trailer.jpg
Элизабет Тейлор |
Terry Hall.jpg
Терри Холл |
Mark Ronson in Preston.JPG
Майк Ронсон |
SophieOkonedo08TIFF.jpg
|
Примечания
- ↑ EJP looks back on 350 years of history of Jews in the UK: European Jewish Press. Retrieved 21 July 2006.
- ↑ 2,0 2,1 Pigott, Robert. «Jewish population on the increase», BBC News, May 21, 2008. «The UK’s Jewish population is growing for the first time since World War II, research suggests. The rise appears to be due to a growth in the size of ultra-orthodox Jewish families, according to researchers at the University of Manchester. The population fell to a historic low of 275,000 in 2005, but that figure has since increased to 280,000 in 2008.»
- ↑ «Jews in Britain: a snapshot from the 2001 Census», Institute for Jewish Policy Research 2007
- ↑ 2005 and 2006 Annual Reports of CPRG of Board of Deputies
- ↑ 5,0 5,1 Великобритания: Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ A Community of Communities, Institute for Jewish Policy Research, 2000.
Ссылки
- Великобритания: Электронная еврейская энциклопедия
- Reassessing what we collect website — Jewish London History of Jewish London with objects and images
- Jews in Britain: A Snapshot from the 2001 Census, Institute for Jewish Policy Research, May 2007
- Articles on British Jewish history
|
|
---|---|
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Армения¹ • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан¹ • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия¹ • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция¹ • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония |
|
Зависимые территории | |
Акротири и Декелия • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен |
|
Непризнанные и частично признанные государства (де-факто независимые) | |
Абхазия • Косово • Нагорно-Карабахская Республика • Приднестровье • Южная Осетия |
|
¹ В основном в Азии |
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.