Иссерлейн, Исраэль бен Птахия
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Иссерлейн» в «Иссерлейн, Исраэль бен Птахия») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Иссерлейн''' (также Иссерлайн, Иссерлин) Исраэль бен Птахия (Isserlein; также Isserlin, Иссерлин, Иссерлайн; 1390, Регенсбург, – 1460, Винер-Нейштадт), раввинский авторитет, один из последних [[Ришоним|ришоним]]. Воспитывался в доме известного австрийского талмудиста рабби Ахарона Блюмлейна (Плюмеля; умер в 1421 г.), своего дяди по матери, в Винер-Нейштадте; затем учился в [[Иешива|иешивах]] Германии и Италии. Был долгое время раввином в Марбурге, с 1445 г. — в Винер-Нейштадте, где также возглавлял [[Бет-Дин|бет-дин]] и иешиву, ставшую центром еврейской учености в Австрии. Слава эрудита и тонкого аналитика привлекала к Иссерлейну множество учеников. Вел обширную переписку с еврейскими учеными многих стран. | + | '''Иссерлейн''' (также Иссерлайн, Иссерлин) Исраэль бен Птахия (Isserlein; также Isserlin, Иссерлин, Иссерлайн; 1390, Регенсбург, – 1460, Винер-Нейштадт), раввинский авторитет, один из последних [[Ришоним|ришоним]]. |
+ | === Биографические сведения === | ||
+ | |||
+ | Воспитывался в доме известного австрийского талмудиста рабби Ахарона Блюмлейна (Плюмеля; умер в 1421 г.), своего дяди по матери, в Винер-Нейштадте; затем учился в [[Иешива|иешивах]] Германии и Италии. Был долгое время раввином в Марбурге, с 1445 г. — в Винер-Нейштадте, где также возглавлял [[Бет-Дин|бет-дин]] и иешиву, ставшую центром еврейской учености в Австрии. Слава эрудита и тонкого аналитика привлекала к Иссерлейну множество учеников. Вел обширную переписку с еврейскими учеными многих стран. | ||
+ | === Главный труд === | ||
Главный труд Иссерлейна — сборник 354 [[Респонсы|респонсов]] «Трумат hа-дешен» («Уборка золы», то есть обряд очистки [[Жертвенник|жертвенника]]; числовое значение букв в слове дешен равно в сумме 354; см. [[Гематрия]]). В нем Иссерлейн в форме ответов на как бы обращенные к нему вопросы (большей частью составленные им самим) предлагает решения детально разбираемых актуальных галахических проблем (см. [[Галаха]]). | Главный труд Иссерлейна — сборник 354 [[Респонсы|респонсов]] «Трумат hа-дешен» («Уборка золы», то есть обряд очистки [[Жертвенник|жертвенника]]; числовое значение букв в слове дешен равно в сумме 354; см. [[Гематрия]]). В нем Иссерлейн в форме ответов на как бы обращенные к нему вопросы (большей частью составленные им самим) предлагает решения детально разбираемых актуальных галахических проблем (см. [[Галаха]]). | ||
+ | === Другие труды Иссерлейна === | ||
- | Другие труды Иссерлейна — «Псаким у-хтавим» («Решения и записки», 267 респонсов, собранные и изданные одним из его учеников в 1519 г. вместе с «Трумат hа-дешен»), «Шеарим» («Врата», несохранившееся сочинение о ритуальных запретах и дозволениях), «Беурим» («Разъяснения» — суперкомментарии к комментариям [[Раши]] на Пятикнижие, 1519). В своих галахических решениях Иссерлейн руководствовался главным образом постановлениями [[Талмуд|Талмуда]] и решениями законоучителей Франции и Германии. Из сефардских (см. [[Сефарды]]) авторитетов он ссылается на установления [[Алфаси, Ицхак Бен Яаков|Ицхака Алфаси]] и [[Маймонид|Маймонида]], изредка — на [[Нахманид|Нахманида]]. | + | Другие труды Иссерлейна — «Псаким у-хтавим» («Решения и записки», 267 респонсов, собранные и изданные одним из его учеников в 1519 г. вместе с «Трумат hа-дешен»), «Шеарим» («Врата», несохранившееся сочинение о ритуальных запретах и дозволениях), «Беурим» («Разъяснения» — суперкомментарии к комментариям [[Раши]] на Пятикнижие, 1519). |
+ | |||
+ | В своих галахических решениях Иссерлейн руководствовался главным образом постановлениями [[Талмуд|Талмуда]] и решениями законоучителей Франции и Германии. Из сефардских (см. [[Сефарды]]) авторитетов он ссылается на установления [[Алфаси, Ицхак Бен Яаков|Ицхака Алфаси]] и [[Маймонид|Маймонида]], изредка — на [[Нахманид|Нахманида]]. | ||
+ | === Приотитетное отношение к изучению Талмуда и трудов ранних галахистов === | ||
В противоположность усиливавшейся в его время тенденции полагаться в основном на поздних [[Поским|поским]], Иссерлейн стремился оживить интерес к изучению Талмуда и трудов ранних галахистов. Иссерлейн придерживался строгого толкования Галахи, особенно в тех случаях, когда она основана на прямых библейских предписаниях, склоняясь вместе с тем к умеренности в том, что касалось сосуществования с христианской средой. | В противоположность усиливавшейся в его время тенденции полагаться в основном на поздних [[Поским|поским]], Иссерлейн стремился оживить интерес к изучению Талмуда и трудов ранних галахистов. Иссерлейн придерживался строгого толкования Галахи, особенно в тех случаях, когда она основана на прямых библейских предписаниях, склоняясь вместе с тем к умеренности в том, что касалось сосуществования с христианской средой. | ||
+ | === Образ жизни Иссерлейна === | ||
- | Иссерлейн вел аскетический образ жизни. В известной мере его можно считать продолжателем традиции [[Хасидей Ашкеназ]], и влияние [[«Сефер-Хасидим»|«Сефер-хасидим»]] чувствуется во многих его постановлениях. Считая раввинскую деятельность призванием, Иссерлейн отказался получать плату за свой труд и требовал того же от других | + | Иссерлейн вел аскетический образ жизни. В известной мере его можно считать продолжателем традиции [[Хасидей Ашкеназ]], и влияние [[«Сефер-Хасидим»|«Сефер-хасидим»]] чувствуется во многих его постановлениях. Считая раввинскую деятельность призванием, Иссерлейн отказался получать плату за свой труд и требовал того же от других. |
- | + | Он сурово порицал раввинов, прибегавших к угрозе [[Херем|херема]], чтобы заставить членов общины подчиняться их постановлениям. | |
+ | === Значение произведений Иссерлейна === | ||
- | |||
+ | Произведения Иссерлейна являются ценным источником для изучения общинного уклада, быта и духовной жизни евреев Германии 15 в. Иссерлейну приписывают также авторство ряда [[Пиют|пиютов]] и молитв. | ||
- | + | {{ElevenCopyRight|11867|ИССЕРЛЕЙН}} |
Версия 07:53, 7 мая 2012
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Иссерлейн (также Иссерлайн, Иссерлин) Исраэль бен Птахия (Isserlein; также Isserlin, Иссерлин, Иссерлайн; 1390, Регенсбург, – 1460, Винер-Нейштадт), раввинский авторитет, один из последних ришоним.
Содержание |
Биографические сведения
Воспитывался в доме известного австрийского талмудиста рабби Ахарона Блюмлейна (Плюмеля; умер в 1421 г.), своего дяди по матери, в Винер-Нейштадте; затем учился в иешивах Германии и Италии. Был долгое время раввином в Марбурге, с 1445 г. — в Винер-Нейштадте, где также возглавлял бет-дин и иешиву, ставшую центром еврейской учености в Австрии. Слава эрудита и тонкого аналитика привлекала к Иссерлейну множество учеников. Вел обширную переписку с еврейскими учеными многих стран.
Главный труд
Главный труд Иссерлейна — сборник 354 респонсов «Трумат hа-дешен» («Уборка золы», то есть обряд очистки жертвенника; числовое значение букв в слове дешен равно в сумме 354; см. Гематрия). В нем Иссерлейн в форме ответов на как бы обращенные к нему вопросы (большей частью составленные им самим) предлагает решения детально разбираемых актуальных галахических проблем (см. Галаха).
Другие труды Иссерлейна
Другие труды Иссерлейна — «Псаким у-хтавим» («Решения и записки», 267 респонсов, собранные и изданные одним из его учеников в 1519 г. вместе с «Трумат hа-дешен»), «Шеарим» («Врата», несохранившееся сочинение о ритуальных запретах и дозволениях), «Беурим» («Разъяснения» — суперкомментарии к комментариям Раши на Пятикнижие, 1519).
В своих галахических решениях Иссерлейн руководствовался главным образом постановлениями Талмуда и решениями законоучителей Франции и Германии. Из сефардских (см. Сефарды) авторитетов он ссылается на установления Ицхака Алфаси и Маймонида, изредка — на Нахманида.
Приотитетное отношение к изучению Талмуда и трудов ранних галахистов
В противоположность усиливавшейся в его время тенденции полагаться в основном на поздних поским, Иссерлейн стремился оживить интерес к изучению Талмуда и трудов ранних галахистов. Иссерлейн придерживался строгого толкования Галахи, особенно в тех случаях, когда она основана на прямых библейских предписаниях, склоняясь вместе с тем к умеренности в том, что касалось сосуществования с христианской средой.
Образ жизни Иссерлейна
Иссерлейн вел аскетический образ жизни. В известной мере его можно считать продолжателем традиции Хасидей Ашкеназ, и влияние «Сефер-хасидим» чувствуется во многих его постановлениях. Считая раввинскую деятельность призванием, Иссерлейн отказался получать плату за свой труд и требовал того же от других.
Он сурово порицал раввинов, прибегавших к угрозе херема, чтобы заставить членов общины подчиняться их постановлениям.
Значение произведений Иссерлейна
Произведения Иссерлейна являются ценным источником для изучения общинного уклада, быта и духовной жизни евреев Германии 15 в. Иссерлейну приписывают также авторство ряда пиютов и молитв.