Натан бен Иехиэль Римский
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{О_статье | {{О_статье | ||
- | |ТИП СТАТЬИ= | + | |ТИП СТАТЬИ= 2 |
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
|УРОВЕНЬ= | |УРОВЕНЬ= | ||
Строка 15: | Строка 15: | ||
{{История иудаизма|1035|75|имя=Натана бен-Иехиеля Римского}} | {{История иудаизма|1035|75|имя=Натана бен-Иехиеля Римского}} | ||
{{Иудаизм}} | {{Иудаизм}} | ||
- | '''Ната́н бен-Иехие́ль''' (''Натан бен-Иехиель '''Ри́мский''''', ''Натан из Рима'') ({{lang-he|נתן בן רבי יחיאל מרומי}}, {{lang-it|Nathan ben Jehiel}}); известен также как '''''Ба́ал хе-А́рух''''' — автор «Аруха» (по названию его лексикона) — раввин эпохи [[ришоним]], известный | + | '''Ната́н бен-Иехие́ль''' (''Натан бен-Иехиель '''Ри́мский''''', ''Натан из Рима'') ({{lang-he|נתן בן רבי יחיאל מרומי}}, {{lang-it|Nathan ben Jehiel}}); известен также как '''''Ба́ал хе-А́рух''''' — автор «Аруха» (по названию его лексикона) — раввин эпохи [[ришоним]], известный средневековый [[Иудаизм|еврейский]] лексикограф, лингвист и философ. Родился и умер в [[Рим]]е (1035 — 1106 (по другим источникам, умер в 1110)<ref>Статья [http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/14-1/102.htm «Натан бен Иехиэль»] в [[Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона|Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона]]</ref> (1110<ref>{{ЭЕЭ|12914|Натан бен Иехиэль Римский}}</ref>)). |
== Биография и учёба == | == Биография и учёба == | ||
+ | |||
+ | Сын главы римской [[Иешива|иешивы]] Иехиэля. Учился у известных раввинов Сицилии и Нарбонна. | ||
+ | После смерти отца в 1070 г. совместно с братьями Даниэлем и Аврахамом стал во главе римской иешивы. | ||
+ | |||
Будучи сыном главы римской [[Иешива|иешивы]] [[Раввин|рава]] Иехиэля, принадлежал к одной из наиболее родовитых фамилий еврейских ученых в Риме. | Будучи сыном главы римской [[Иешива|иешивы]] [[Раввин|рава]] Иехиэля, принадлежал к одной из наиболее родовитых фамилий еврейских ученых в Риме. | ||
- | Подробности жизни Натана бен-Иехиеля известны из автобиографических заметок, вошедших в первое издание его словаря. Он был послан учиться к известным раввинам | + | Подробности жизни Натана бен-Иехиеля известны из автобиографических заметок, вошедших в первое издание его словаря. Он был послан учиться к известным раввинам Сицилии и Нарбонны. Около 1070 года вернулся в Рим, и вскоре после смерти отца в 1070 году по решению общины стал во главе римской раввинской школы совместно со своими двумя родными братьями. |
В частной жизни Натан бен-Иехиель был несчастлив: его дети умерли в юности; и он целиком посвятил себя благотворительности и науке. | В частной жизни Натан бен-Иехиель был несчастлив: его дети умерли в юности; и он целиком посвятил себя благотворительности и науке. | ||
Строка 26: | Строка 30: | ||
== Создание лексикона «Арух» == | == Создание лексикона «Арух» == | ||
[[Файл:V09p181001 Nathan ben Jehiel.jpg|thumb|left|Страница из лексикона «Арух»]] | [[Файл:V09p181001 Nathan ben Jehiel.jpg|thumb|left|Страница из лексикона «Арух»]] | ||
- | В феврале | + | В феврале 1102 года было завершено знаменитое произведение Натана бен-Иехиеля, его основной труд — лексикон [[Талмуд]]а и [[мидраш]]ей «Арух», ставший ключом к Талмуду и основанием для позднейших лексикографов. В нём не только разъясняется смысл талмудических терминов, но и даётся их этимология. |
Остается невыясненным, обладал ли сам Натан бен-Иехиель всеми сведениями по лингвистике, приведенными в его словаре. Но никто не отрицает его удивительную способность филологического анализа, замечательную для его времени; умение сопоставлять различные произношения одного и того же слова и тонкое литературное чутье, которое большей частью спасало его от этимологических ошибок. | Остается невыясненным, обладал ли сам Натан бен-Иехиель всеми сведениями по лингвистике, приведенными в его словаре. Но никто не отрицает его удивительную способность филологического анализа, замечательную для его времени; умение сопоставлять различные произношения одного и того же слова и тонкое литературное чутье, которое большей частью спасало его от этимологических ошибок. | ||
- | Поразительно и множество языков, используемых в словаре — наряду с [[Арамейские языки|арамейскими]] диалектами, [[иврит]]ом и | + | Поразительно и множество языков, используемых в словаре — наряду с [[Арамейские языки|арамейскими]] диалектами, [[иврит]]ом и итальянским языком встречаются арабский, персидский, греческий, латинский и даже славянские языки. |
Подобно большинству французских и германских раввинов, в области грамматического происхождения еврейских слов Натан бен-Иехиель отступил от принципа трехбуквенных корней в иврите — для образования еврейского грамматического корня он считал достаточными две, а порой даже одну букву. | Подобно большинству французских и германских раввинов, в области грамматического происхождения еврейских слов Натан бен-Иехиель отступил от принципа трехбуквенных корней в иврите — для образования еврейского грамматического корня он считал достаточными две, а порой даже одну букву. | ||
Строка 39: | Строка 43: | ||
Лексикон «Арух» представляет выдающийся памятник истории культуры. Помимо своего научного значения как сборника старинных чтений и толкований и как указатель заглавий многих утраченных книг, «Арух» важен как единственный труд итальянских евреев того времени и как памятник средневековой науки. Созданный в тот исторический момент, когда еврейская наука была перенесена из Вавилонии и северной Африки в Европу и находилась в положении упадка, в лексиконе Натана бен-Иехиеля подчеркивалась необходимость сохранения старых раввинских знаний и традиций. Его труд можно сравнить в этом отношении с кодексом [[Ицхак Альфаси|Альфаси]] и талмудическим комментарием Раши. Эти три произведения наиболее способствовали распространению и сохранению раввинской науки. | Лексикон «Арух» представляет выдающийся памятник истории культуры. Помимо своего научного значения как сборника старинных чтений и толкований и как указатель заглавий многих утраченных книг, «Арух» важен как единственный труд итальянских евреев того времени и как памятник средневековой науки. Созданный в тот исторический момент, когда еврейская наука была перенесена из Вавилонии и северной Африки в Европу и находилась в положении упадка, в лексиконе Натана бен-Иехиеля подчеркивалась необходимость сохранения старых раввинских знаний и традиций. Его труд можно сравнить в этом отношении с кодексом [[Ицхак Альфаси|Альфаси]] и талмудическим комментарием Раши. Эти три произведения наиболее способствовали распространению и сохранению раввинской науки. | ||
- | Кроме того, «Арух» является прекрасным памятником интеллектуальной жизни итальянских евреев в [[XI век]]е. В словаре также отражаются и суеверия того времени; например, скептическое замечание относительно | + | Кроме того, «Арух» является прекрасным памятником интеллектуальной жизни итальянских евреев в [[XI век]]е. В словаре также отражаются и суеверия того времени; например, скептическое замечание относительно амулетов и заклинаний говорит о приближении эпохи скептицизма. |
- | «Арух» вскоре получил чрезвычайно широкое распространение у поколения ученых, следующих за [[Раши]], у библейских комментаторов, тосафистов и у грамматиков. Сочинение разошлось ещё во множестве рукописей, а с изобретением книгопечатания распространение пошло ещё дальше. Первое издание относится, по-видимому, к 1477 году. | + | «Арух» вскоре получил чрезвычайно широкое распространение у поколения ученых, следующих за [[Раши]], у библейских комментаторов, тосафистов и у грамматиков. Сочинение разошлось ещё во множестве рукописей, а с изобретением книгопечатания распространение пошло ещё дальше. Первое издание относится, по-видимому, к 1477 году (по другим источникам, в 1469-72 (?)). |
Доказательством популярности, приобретенной «Арухом», являются также многочисленные дополнения и толкования, вызванные им. Вплоть до сегодняшнего дня все раввинские словари имеют в своем основании «Арух» Натана бен-Иехиеля. | Доказательством популярности, приобретенной «Арухом», являются также многочисленные дополнения и толкования, вызванные им. Вплоть до сегодняшнего дня все раввинские словари имеют в своем основании «Арух» Натана бен-Иехиеля. | ||
Строка 47: | Строка 51: | ||
== Литература == | == Литература == | ||
* {{lang-he|«''Энциклопедия шел гдолей Исраэль''»}} (Энциклопедия еврейских мыслителей) под. ред. М. Марголиота (ТА, 1973) | * {{lang-he|«''Энциклопедия шел гдолей Исраэль''»}} (Энциклопедия еврейских мыслителей) под. ред. М. Марголиота (ТА, 1973) | ||
- | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
Строка 59: | Строка 62: | ||
[[Категория:Раввины Италии]] | [[Категория:Раввины Италии]] | ||
[[Категория:Комментаторы Талмуда]] | [[Категория:Комментаторы Талмуда]] | ||
+ | [[Категория:Категории к расформированию:ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ:Общие сведения]] | ||
+ | |||
+ | {{WikiCopyRight}} | ||
+ | {{ElevenCopyRight|12914|НАТАН БЕН ИЕХИЭЛЬ РИМСКИЙ}} |
Версия 06:50, 28 марта 2012
Регулярная исправленная статья | |
Vadim Akopyan | |
19/01/2011 | |
Время деятельности Натана бен-Иехиеля Римского в истории иудаизма |
---|
основные понятия |
Портал Иудаизм |
Основы веры
Бог • Монотеизм Тора • Танах • Мишна • Талмуд • Мишне Тора • Шульхан Арух • Зогар Праотцы • Моше • Давид Шаббат • Рош Ха-Шана • Йом-Кипур Синай • Масличная гора См. также
Евреи • Еврейство • Сионизм • Маген Давид |
Ната́н бен-Иехие́ль (Натан бен-Иехиель Ри́мский, Натан из Рима) (ивр. נתן בן רבי יחיאל מרומי, итал. Nathan ben Jehiel); известен также как Ба́ал хе-А́рух — автор «Аруха» (по названию его лексикона) — раввин эпохи ришоним, известный средневековый еврейский лексикограф, лингвист и философ. Родился и умер в Риме (1035 — 1106 (по другим источникам, умер в 1110)[1] (1110[2])).
Содержание |
Биография и учёба
Сын главы римской иешивы Иехиэля. Учился у известных раввинов Сицилии и Нарбонна. После смерти отца в 1070 г. совместно с братьями Даниэлем и Аврахамом стал во главе римской иешивы.
Будучи сыном главы римской иешивы рава Иехиэля, принадлежал к одной из наиболее родовитых фамилий еврейских ученых в Риме.
Подробности жизни Натана бен-Иехиеля известны из автобиографических заметок, вошедших в первое издание его словаря. Он был послан учиться к известным раввинам Сицилии и Нарбонны. Около 1070 года вернулся в Рим, и вскоре после смерти отца в 1070 году по решению общины стал во главе римской раввинской школы совместно со своими двумя родными братьями.
В частной жизни Натан бен-Иехиель был несчастлив: его дети умерли в юности; и он целиком посвятил себя благотворительности и науке.
Создание лексикона «Арух»
В феврале 1102 года было завершено знаменитое произведение Натана бен-Иехиеля, его основной труд — лексикон Талмуда и мидрашей «Арух», ставший ключом к Талмуду и основанием для позднейших лексикографов. В нём не только разъясняется смысл талмудических терминов, но и даётся их этимология.
Остается невыясненным, обладал ли сам Натан бен-Иехиель всеми сведениями по лингвистике, приведенными в его словаре. Но никто не отрицает его удивительную способность филологического анализа, замечательную для его времени; умение сопоставлять различные произношения одного и того же слова и тонкое литературное чутье, которое большей частью спасало его от этимологических ошибок.
Поразительно и множество языков, используемых в словаре — наряду с арамейскими диалектами, ивритом и итальянским языком встречаются арабский, персидский, греческий, латинский и даже славянские языки.
Подобно большинству французских и германских раввинов, в области грамматического происхождения еврейских слов Натан бен-Иехиель отступил от принципа трехбуквенных корней в иврите — для образования еврейского грамматического корня он считал достаточными две, а порой даже одну букву.
О лексиконе «Арух»
Основное значение этого труда — в глубокой интерпретации данных из трёх основных источников: учения вавилонских гаонов, комментариев Хананэля бен Хушиэля из Кайруана и так называемых «Майнцских комментариев».
Лексикон «Арух» представляет выдающийся памятник истории культуры. Помимо своего научного значения как сборника старинных чтений и толкований и как указатель заглавий многих утраченных книг, «Арух» важен как единственный труд итальянских евреев того времени и как памятник средневековой науки. Созданный в тот исторический момент, когда еврейская наука была перенесена из Вавилонии и северной Африки в Европу и находилась в положении упадка, в лексиконе Натана бен-Иехиеля подчеркивалась необходимость сохранения старых раввинских знаний и традиций. Его труд можно сравнить в этом отношении с кодексом Альфаси и талмудическим комментарием Раши. Эти три произведения наиболее способствовали распространению и сохранению раввинской науки.
Кроме того, «Арух» является прекрасным памятником интеллектуальной жизни итальянских евреев в XI веке. В словаре также отражаются и суеверия того времени; например, скептическое замечание относительно амулетов и заклинаний говорит о приближении эпохи скептицизма.
«Арух» вскоре получил чрезвычайно широкое распространение у поколения ученых, следующих за Раши, у библейских комментаторов, тосафистов и у грамматиков. Сочинение разошлось ещё во множестве рукописей, а с изобретением книгопечатания распространение пошло ещё дальше. Первое издание относится, по-видимому, к 1477 году (по другим источникам, в 1469-72 (?)).
Доказательством популярности, приобретенной «Арухом», являются также многочисленные дополнения и толкования, вызванные им. Вплоть до сегодняшнего дня все раввинские словари имеют в своем основании «Арух» Натана бен-Иехиеля.
Литература
- ивр. «Энциклопедия шел гдолей Исраэль» (Энциклопедия еврейских мыслителей) под. ред. М. Марголиота (ТА, 1973)
Примечания
- ↑ Статья «Натан бен Иехиэль» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона
- ↑ Статья «Натан бен Иехиэль Римский» в Электронной еврейской энциклопедии
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья НАТАН БЕН ИЕХИЭЛЬ РИМСКИЙ в ЭЕЭ