Гершом бен Иеhуда из Майнца, "Светоч Диаспоры"

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Elina (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
-
  {{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 12: Строка 12:
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
}}   
}}   
-
Рабейну '''Гершом бен Иеhуда''' по прозвищу '''Меор hа-гола''' (Светоч рассеяния) (около [[960]], [[Метц]]—[[1028]]?) — [[талмуд]]ист средневековой [[Германия|Германии]], духовный основатель [[ашкеназы|ашкеназского]] направления в [[Галаха|Галахе]].
+
 
 +
Рабейну '''Гершом бен Иеhуда''' из Майнца, по прозвищу '''Меор hа-гола''' (Светоч рассеяния) (около [[960]], [[Метц]]—[[1028]]?) — [[талмуд]]ист средневековой [[Германия|Германии]], духовный основатель [[ашкеназы|ашкеназского]] направления в [[Галаха|Галахе]].
{{История иудаизма|имя=|960|68}}
{{История иудаизма|имя=|960|68}}
Строка 27: Строка 28:
==Деятельность==
==Деятельность==
-
Традиция приписывает Гершому бен Иехуде установление ряда [[такканот]], нарушение которых каралось отлучением от общины ([[Херем]]). Из них наиболее известны: запрет многоженства; запрет развода против воли жены; запрет укорять в отступничестве лиц, изменивших вере по принуждению, а затем вернувшихся к еврейству; запрещение каких-либо отступлений от установленного текста Талмуда; запрет читать чужую переписку.
+
Традиция приписывает Гершому бен Иехуде установление ряда [[такканот]], нарушение которых каралось отлучением от общины ([[Херем]]). Из них наиболее известны:  
-
Галахические решения и респонсы Гершома бен Иехуды (большей частью по вопросам гражданского права) приводятся в трудах средневековых еврейских ученых Франции и Германии, в том числе [[Раши]], тосафистов ([[Тосафот]]), [[Меира бен Баруха из Ротенбурга]] и почти всех кодификаторов Галахи. Как правило, раббену Гершом обосновывал свои решения исключительно Торой и Талмудом и лишь изредка ссылался на мнения ранних гаонов. Судя по трудам Гершома бен Иехуды, он был знаком с гражданским правом Германии тех лет и испытал его влияние. Постановления раббену Гершома принимались беспрекословно на протяжении нескольких веков, особенно учеными Франции и Германии, и оказали заметное влияние на развитие Галахи в этих странах. О почете, которым пользовался Гершом бен Иехуда у последующих поколений ученых, свидетельствует определение, данное ему Раши: «раббену Гершом... просветливший глаза всей диаспоры, на мнения которого мы все опираемся и учениками учеников которого является все еврейство, рассеянное в странах Германии и Рима». Отсюда, по-видимому, и почетный титул Гершома бен Иехуды — Меор hа-Гола (Светоч Диаспоры).
+
 
 +
*запрет многоженства;  
 +
*запрет развода против воли жены;  
 +
*запрет укорять в отступничестве лиц, изменивших вере по принуждению, а затем вернувшихся к еврейству;  
 +
*запрещение каких-либо отступлений от установленного текста Талмуда;  
 +
*запрет читать чужую переписку.
 +
 
 +
Галахические решения и респонсы Гершома бен Иехуды (большей частью по вопросам гражданского права) приводятся в трудах средневековых еврейских ученых Франции и Германии, в том числе [[Раши]], тосафистов ([[Тосафот]]), [[Меира бен Баруха из Ротенбурга]] и почти всех кодификаторов Галахи. Как правило, раббену Гершом обосновывал свои решения исключительно Торой и Талмудом и лишь изредка ссылался на мнения ранних гаонов. Судя по трудам Гершома бен Иехуды, он был знаком с гражданским правом Германии тех лет и испытал его влияние.  
 +
 
 +
Постановления раббену Гершома принимались беспрекословно на протяжении нескольких веков, особенно учеными Франции и Германии, и оказали заметное влияние на развитие Галахи в этих странах. О почете, которым пользовался Гершом бен Иехуда у последующих поколений ученых, свидетельствует определение, данное ему Раши: «раббену Гершом... просветливший глаза всей диаспоры, на мнения которого мы все опираемся и учениками учеников которого является все еврейство, рассеянное в странах Германии и Рима». Отсюда, по-видимому, и почетный титул Гершома бен Иехуды — Меор hа-Гола (Светоч Диаспоры).
 +
 
По намекам, имеющимся в комментариях Раши и тосафистов к некоторым трактатам Талмуда (Раши к Сук. 40а; тосафот к Мен. 70а), Гершом бен Иехуда уточнил текст Мишны и изготовил ее исправленный список. Такое же внимание уделил раббену Гершом Большой масоре, которая с его исправлениями часто упоминается в раввинистических источниках как «Большая масора, которую написал раббену Гершом». Гершом бен Иехуда является автором ряда слихот и пиютим, в которых сказалась скорбь по поводу страданий и гонений, выпавших на долю евреев его времени. Наиболее известен его пиют «Зхор брит» («Помни Завет»), во многих ашкеназских общинах включаемый в слихот кануна Рош hа-Шана.
По намекам, имеющимся в комментариях Раши и тосафистов к некоторым трактатам Талмуда (Раши к Сук. 40а; тосафот к Мен. 70а), Гершом бен Иехуда уточнил текст Мишны и изготовил ее исправленный список. Такое же внимание уделил раббену Гершом Большой масоре, которая с его исправлениями часто упоминается в раввинистических источниках как «Большая масора, которую написал раббену Гершом». Гершом бен Иехуда является автором ряда слихот и пиютим, в которых сказалась скорбь по поводу страданий и гонений, выпавших на долю евреев его времени. Наиболее известен его пиют «Зхор брит» («Помни Завет»), во многих ашкеназских общинах включаемый в слихот кануна Рош hа-Шана.
Строка 51: Строка 62:
[[yi:רבינו גרשום]]
[[yi:רבינו גרשום]]
 +
{{ElevenCopyRight|11138|ГЕРШОМ БЕН ИЕХУДА МЕОР hа-ГОЛА}}
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
{{checked_final}}
{{checked_final}}

Версия 09:08, 22 января 2012

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Рабейну Гершом бен Иеhуда из Майнца, по прозвищу Меор hа-гола (Светоч рассеяния) (около 960, Метц—1028?) — талмудист средневековой Германии, духовный основатель ашкеназского направления в Галахе.

Время деятельности в истории иудаизма

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Содержание

Биография

Гершом Бен Иехуда Меор hа-Гола (родился, по-видимому, в 960 г., Метц, – умер в 1028 г.?), талмудист средневековой Германии, духовный отец ашкеназского (см. Ашкеназы) направления в Галахе. Сведения о жизни Гершома бен Иехуды крайне скудны и имеют большей частью легендарный характер. Неизвестно, когда Гершом бен Иехуда переселился в Майнц и в какие годы возглавлял там иешиву. Предполагается, что плита, обнаруженная на старом еврейском кладбище в Майнце, на которой уцелели слова: «Твердыня воздвигнута в память рабби Гершома сына рабби..», — является его надгробием.

Учителя

Учился у последних гаонов Вавилонии. В Константинополе прославился, как выдающийся ювелир. Из-за навета был вынужден бежать из Константинополя и обосноваться на родине.В трудах раббену Гершома упомянут только один из его учителей, Иехуда бен Меир hа-Кохен Леонтин, который в последний период жизни стоял во главе майнцкой иешивы.

Ученики

Создал иешиву в Майнце, который стал духовным центром еврейства Германии. Наиболее известные ученики Гершома бен Иехуды — Элиэзер бен Ицхак из Вормса (он же Элиэзер hа-Гадол, то есть Великий), Яаков бен Якар (умер в 1064 г.) и Ицхак бен Иехуда из Майнца (двое последних — учителя Раши).

Деятельность

Традиция приписывает Гершому бен Иехуде установление ряда такканот, нарушение которых каралось отлучением от общины (Херем). Из них наиболее известны:

  • запрет многоженства;
  • запрет развода против воли жены;
  • запрет укорять в отступничестве лиц, изменивших вере по принуждению, а затем вернувшихся к еврейству;
  • запрещение каких-либо отступлений от установленного текста Талмуда;
  • запрет читать чужую переписку.

Галахические решения и респонсы Гершома бен Иехуды (большей частью по вопросам гражданского права) приводятся в трудах средневековых еврейских ученых Франции и Германии, в том числе Раши, тосафистов (Тосафот), Меира бен Баруха из Ротенбурга и почти всех кодификаторов Галахи. Как правило, раббену Гершом обосновывал свои решения исключительно Торой и Талмудом и лишь изредка ссылался на мнения ранних гаонов. Судя по трудам Гершома бен Иехуды, он был знаком с гражданским правом Германии тех лет и испытал его влияние.

Постановления раббену Гершома принимались беспрекословно на протяжении нескольких веков, особенно учеными Франции и Германии, и оказали заметное влияние на развитие Галахи в этих странах. О почете, которым пользовался Гершом бен Иехуда у последующих поколений ученых, свидетельствует определение, данное ему Раши: «раббену Гершом... просветливший глаза всей диаспоры, на мнения которого мы все опираемся и учениками учеников которого является все еврейство, рассеянное в странах Германии и Рима». Отсюда, по-видимому, и почетный титул Гершома бен Иехуды — Меор hа-Гола (Светоч Диаспоры).

По намекам, имеющимся в комментариях Раши и тосафистов к некоторым трактатам Талмуда (Раши к Сук. 40а; тосафот к Мен. 70а), Гершом бен Иехуда уточнил текст Мишны и изготовил ее исправленный список. Такое же внимание уделил раббену Гершом Большой масоре, которая с его исправлениями часто упоминается в раввинистических источниках как «Большая масора, которую написал раббену Гершом». Гершом бен Иехуда является автором ряда слихот и пиютим, в которых сказалась скорбь по поводу страданий и гонений, выпавших на долю евреев его времени. Наиболее известен его пиют «Зхор брит» («Помни Завет»), во многих ашкеназских общинах включаемый в слихот кануна Рош hа-Шана.


Ссылки

pt:Guershom ben Juda

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГЕРШОМ БЕН ИЕХУДА МЕОР hа-ГОЛА в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках