Гершом бен Иеhуда из Майнца, "Светоч Диаспоры"
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
Elina (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 17: | Строка 17: | ||
== Биография == | == Биография == | ||
- | + | Гершом Бен Иехуда Меор hа-Гола (родился, по-видимому, в 960 г., Метц, – умер в 1028 г.?), талмудист средневековой Германии, духовный отец ашкеназского (см. Ашкеназы) направления в Галахе. Сведения о жизни Гершома бен Иехуды крайне скудны и имеют большей частью легендарный характер. Неизвестно, когда Гершом бен Иехуда переселился в Майнц и в какие годы возглавлял там иешиву. Предполагается, что плита, обнаруженная на старом еврейском кладбище в Майнце, на которой уцелели слова: «Твердыня воздвигнута в память рабби Гершома сына рабби..», — является его надгробием. | |
- | + | ==Учителя== | |
+ | Учился у последних [[гаон]]ов [[Вавилон]]ии. В [[Константинополь|Константинополе]] прославился, как выдающийся ювелир. Из-за навета был вынужден бежать из Константинополя и обосноваться на родине.В трудах раббену Гершома упомянут только один из его учителей, [[Иехуда бен Меир hа-Кохен Леонтин]], который в последний период жизни стоял во главе майнцкой иешивы. | ||
== Ученики == | == Ученики == | ||
- | + | Создал [[иешива|иешиву]] в [[Майнц]]е, который стал духовным центром еврейства Германии. | |
+ | Наиболее известные ученики Гершома бен Иехуды — [[Элиэзер бен Ицхак из Вормса]] (он же Элиэзер hа-Гадол, то есть Великий), [[Яаков бен Якар]] (умер в 1064 г.) и [[Ицхак бен Иехуда]] из Майнца (двое последних — учителя [[Раши]]). | ||
+ | |||
+ | ==Деятельность== | ||
+ | Традиция приписывает Гершому бен Иехуде установление ряда [[такканот]], нарушение которых каралось отлучением от общины ([[Херем]]). Из них наиболее известны: запрет многоженства; запрет развода против воли жены; запрет укорять в отступничестве лиц, изменивших вере по принуждению, а затем вернувшихся к еврейству; запрещение каких-либо отступлений от установленного текста Талмуда; запрет читать чужую переписку. | ||
+ | Галахические решения и респонсы Гершома бен Иехуды (большей частью по вопросам гражданского права) приводятся в трудах средневековых еврейских ученых Франции и Германии, в том числе [[Раши]], тосафистов ([[Тосафот]]), [[Меира бен Баруха из Ротенбурга]] и почти всех кодификаторов Галахи. Как правило, раббену Гершом обосновывал свои решения исключительно Торой и Талмудом и лишь изредка ссылался на мнения ранних гаонов. Судя по трудам Гершома бен Иехуды, он был знаком с гражданским правом Германии тех лет и испытал его влияние. Постановления раббену Гершома принимались беспрекословно на протяжении нескольких веков, особенно учеными Франции и Германии, и оказали заметное влияние на развитие Галахи в этих странах. О почете, которым пользовался Гершом бен Иехуда у последующих поколений ученых, свидетельствует определение, данное ему Раши: «раббену Гершом... просветливший глаза всей диаспоры, на мнения которого мы все опираемся и учениками учеников которого является все еврейство, рассеянное в странах Германии и Рима». Отсюда, по-видимому, и почетный титул Гершома бен Иехуды — Меор hа-Гола (Светоч Диаспоры). | ||
+ | По намекам, имеющимся в комментариях Раши и тосафистов к некоторым трактатам Талмуда (Раши к Сук. 40а; тосафот к Мен. 70а), Гершом бен Иехуда уточнил текст Мишны и изготовил ее исправленный список. Такое же внимание уделил раббену Гершом Большой масоре, которая с его исправлениями часто упоминается в раввинистических источниках как «Большая масора, которую написал раббену Гершом». Гершом бен Иехуда является автором ряда слихот и пиютим, в которых сказалась скорбь по поводу страданий и гонений, выпавших на долю евреев его времени. Наиболее известен его пиют «Зхор брит» («Помни Завет»), во многих ашкеназских общинах включаемый в слихот кануна Рош hа-Шана. | ||
+ | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Строка 46: | Строка 54: | ||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
- | checked_final}} | + | {{checked_final}} |
Версия 20:45, 21 января 2012
Текст унаследован из Википедии | |
Рабейну Гершом бен Иеhуда по прозвищу Меор hа-гола (Светоч рассеяния) (около 960, Метц—1028?) — талмудист средневековой Германии, духовный основатель ашкеназского направления в Галахе.
Время деятельности в истории иудаизма |
---|
Содержание |
Биография
Гершом Бен Иехуда Меор hа-Гола (родился, по-видимому, в 960 г., Метц, – умер в 1028 г.?), талмудист средневековой Германии, духовный отец ашкеназского (см. Ашкеназы) направления в Галахе. Сведения о жизни Гершома бен Иехуды крайне скудны и имеют большей частью легендарный характер. Неизвестно, когда Гершом бен Иехуда переселился в Майнц и в какие годы возглавлял там иешиву. Предполагается, что плита, обнаруженная на старом еврейском кладбище в Майнце, на которой уцелели слова: «Твердыня воздвигнута в память рабби Гершома сына рабби..», — является его надгробием.
Учителя
Учился у последних гаонов Вавилонии. В Константинополе прославился, как выдающийся ювелир. Из-за навета был вынужден бежать из Константинополя и обосноваться на родине.В трудах раббену Гершома упомянут только один из его учителей, Иехуда бен Меир hа-Кохен Леонтин, который в последний период жизни стоял во главе майнцкой иешивы.
Ученики
Создал иешиву в Майнце, который стал духовным центром еврейства Германии. Наиболее известные ученики Гершома бен Иехуды — Элиэзер бен Ицхак из Вормса (он же Элиэзер hа-Гадол, то есть Великий), Яаков бен Якар (умер в 1064 г.) и Ицхак бен Иехуда из Майнца (двое последних — учителя Раши).
Деятельность
Традиция приписывает Гершому бен Иехуде установление ряда такканот, нарушение которых каралось отлучением от общины (Херем). Из них наиболее известны: запрет многоженства; запрет развода против воли жены; запрет укорять в отступничестве лиц, изменивших вере по принуждению, а затем вернувшихся к еврейству; запрещение каких-либо отступлений от установленного текста Талмуда; запрет читать чужую переписку. Галахические решения и респонсы Гершома бен Иехуды (большей частью по вопросам гражданского права) приводятся в трудах средневековых еврейских ученых Франции и Германии, в том числе Раши, тосафистов (Тосафот), Меира бен Баруха из Ротенбурга и почти всех кодификаторов Галахи. Как правило, раббену Гершом обосновывал свои решения исключительно Торой и Талмудом и лишь изредка ссылался на мнения ранних гаонов. Судя по трудам Гершома бен Иехуды, он был знаком с гражданским правом Германии тех лет и испытал его влияние. Постановления раббену Гершома принимались беспрекословно на протяжении нескольких веков, особенно учеными Франции и Германии, и оказали заметное влияние на развитие Галахи в этих странах. О почете, которым пользовался Гершом бен Иехуда у последующих поколений ученых, свидетельствует определение, данное ему Раши: «раббену Гершом... просветливший глаза всей диаспоры, на мнения которого мы все опираемся и учениками учеников которого является все еврейство, рассеянное в странах Германии и Рима». Отсюда, по-видимому, и почетный титул Гершома бен Иехуды — Меор hа-Гола (Светоч Диаспоры). По намекам, имеющимся в комментариях Раши и тосафистов к некоторым трактатам Талмуда (Раши к Сук. 40а; тосафот к Мен. 70а), Гершом бен Иехуда уточнил текст Мишны и изготовил ее исправленный список. Такое же внимание уделил раббену Гершом Большой масоре, которая с его исправлениями часто упоминается в раввинистических источниках как «Большая масора, которую написал раббену Гершом». Гершом бен Иехуда является автором ряда слихот и пиютим, в которых сказалась скорбь по поводу страданий и гонений, выпавших на долю евреев его времени. Наиболее известен его пиют «Зхор брит» («Помни Завет»), во многих ашкеназских общинах включаемый в слихот кануна Рош hа-Шана.
Ссылки
- Статья «Гершом бен Иеhуда Меор hа-Гола» в Электронной еврейской энциклопедииpl:Gerszom z Moguncji
pt:Guershom ben Juda
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.